7


  • Учителю
  • Методическая разработка урока для проведения обобщающего занятия по учебной практике «Ввод и обработка цифровой информации»

Методическая разработка урока для проведения обобщающего занятия по учебной практике «Ввод и обработка цифровой информации»

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание: Данная методическая разработка предназначена для проведения обобщающего урока в игровой форме производственного обучения ПМ.1 «Ввод и обработка цифровой информации», по теме «Т.1 Подготовка к работе и настройка аппаратного обеспечения, периферийных устройств, операци
предварительный просмотр материала

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«БЕЛОВСКИЙ ТЕХНИКУМ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА»








Тема: Методическая разработка урока для проведения обобщающего занятия по учебной практике «Ввод и обработка цифровой информации»

Выполнила:

Липокурова Ю.К.

мастер п/о ГБОУ СПО «БТЖТ»

Белово

2014г

Методическое обоснование

Данная методическая разработка предназначена для проведения обобщающего урока в игровой форме производственного обучения ПМ.1 «Ввод и обработка цифровой информации», по теме «Т.1 Подготовка к работе и настройка аппаратного обеспечения, периферийных устройств, операционной системы персонального компьютера и мультимедийного оборудования; Т.2 Выполнение ввода цифровой и аналоговой информации в персональный компьютер с различных носителей; Т.3 Конвертирование файлов с цифровой информацией в различные форматы; Т.4 Обработка аудио и визуального контента средствами звуковых, графических и видео-редакторов; Т.5 Создание и воспроизведение видеороликов, презентаций, слайд-шоу, медиафайлов и другой итоговой продукции из исходных аудио, визуальных и мультимедийных компонентов средствами персонального компьютера и мультимедийного оборудования» по профессии 230103.02 «Мастер по обработки цифровой информации». Для организации проведения подобного урока от мастера производственного обучения требуется:

- знания теоретических основ игровых технологий;

- знания групповых методов организации урока;

- навыки владения возможностями интерактивной доски SMART Board;

- умения создавать сенсорные продукты в программе SMART Board

- входящей в состав программного обеспечения интерактивной доски;

- умение создавать и в совершенстве владеть инструментами презентации Power Point.

Обобщающий урок в предложенной форме целесообразно использовать после изучения пяти тем по ПМ.1 «Ввод и обработка цифровой информации» перед дифференцированным зачетом.

Предложенная форма обобщающего урока позволяет:

  • проверить усвоение теоретического материала по МДК 1.1. «Технология создания и обработки цифровой и мультимедийной информации» у группы обучающихся в целом;

  • обобщить материал по темам учебной практики;

  • дает возможность выявить и устранить пробелы в знаниях.








Структура занятия

Этапы урока

Содержание этапа урока

Регламент времени

  1. Организационный этап

Приветствие

Проверка посещаемости

2 минуты

  1. Мотивация, целеполагание

Сообщение цели занятия

3 минуты

  1. Основная часть

Этапы интеллектуальной игры:

«разминка»

«эстафета»

«А ну-ка, угадай!»

«Тест»

«Загадки»

«Элементы окна»

«Ребусы»

«Конкурс капитанов»

35 минут

  1. Подведение итогов занятия

Оценка знаний

5 минут



















План занятия интеллектуальной игры «Знатоки»

Тема раздела: Выполнение ввода цифровой и аналоговой информации в персональный компьютер с различных носителей.

Тема урока: Обобщение материала по разделу «Работа с различными носителями информации»

Цели урока:

  • систематизировать полученные знания о выполнение ввода цифровой и аналоговой информации в персональный компьютер с различных носителей операциях, устройств и их назначение;

  • развивать способность к коллективной деятельности, умение выдвигать гипотезы, сравнивать их, выбирать лучшую, принимать решение;

  • формировать интерес к профессии, ответственность за совместное дело;

  • воспитывать ответственность за свои действия при работе в команде

Тип занятия: Систематизация знаний.

Метод урока: Игровой, групповой, ИКТ

Междисциплинарные связи: междисциплинарный курс МДК1.1. «Технология создания и обработки цифровой мультимедийной информации».

Знакомство с командами

1 тур. «Разминка».

2 тур. «А ну-ка, угадай!».

3 тур. «Тест».

4 тур. «Загадки».

5 тур. «Элементы окна».

6 тур. «Ребусы».

7 тур «Конкурс капитанов».

Подведение итогов

Литература:

  1. Киселев, С.В., Оператор ЭВМ: учебник для нач. проф. образования, М.: Издательский центр «Академия», 2008 г.

  2. Киселев, С.В., Оператор ЭВМ: практические упражнения для нач. проф. образования, М.: Издательский центр «Академия», 2008 г.

КМО урока:

Оборудование: Персональный компьютер, проектор, интерактивная доска;

Программное обеспечение: программа PowerPoint;

Методическое обеспечение: задания для туров в программе SMART Board с изображением элементов окна, вопросами для интеллектуальной игры «Знатоки», ребус.

Ход интеллектуальной игры «Знатоки»

Организационная часть (3 мин.)

1. Посещаемость

2. Проверка наличия учебных принадлежностей

3. Сообщение темы, цели и задач урока

Основная часть (37 мин.)

1.В игре принимают участие 3 команды по 4 - 5 человек. Команды придумывают название, девиз, эмблему, выбирают капитана. Игра состоит из семи туров. Команда, набравшая наибольшее количество баллов за все туры считается победителем.


1 тур. «Разминка». ( Приложение №1 презентация Power Point).

Командам нужно назвать слова, связанные с информатикой, со своей профессией. Время 1 минута. Команда, назвавшая наибольшее количество слов (получает максимальный балл 10).

2 тур. «А ну-ка, угадай!». (Приложение №2).

Второй тур состоит из 15 вопросов. Каждой команде задается по 5 вопросов, за каждый правильный ответ (команда получает 10 баллов).

3 тур. «Тест». (Приложение №3).

Тест состоит из 6 сложных вопросов. Команды выбирают по два вопроса из предложенных шести и отвечают, за правильный ответ дается (10 баллов). Если команда не смогла ответить или ответила не правильно, на ее вопрос может ответить команда - соперник и получить дополнительные очки.

4 тур. «Загадки». (Приложение №4).

Участники должны разгадать 8 загадок. За каждую разгаданную загадку командам присуждается по (5 баллов).

5 тур. «Элементы окна». (Приложение №5).

Команды должны правильно назвать все элементы окна. Чья команда быстро и правильно выполнит задание, получает (5 баллов).

6 тур. «Ребусы». (Приложение №6).

На экране задается 6 слов, в которых все буквы перемешаны, нужно составить из этих букв слова, связанные с информатикой и своей профессией. Команда, которая быстрее всех и правильно составит все слова, получает (10 баллов).

7 тур «Конкурс капитанов». (Приложение №7).

Капитанам задается 5 вопросов с тремя вариантами ответов. Капитан, ответивший первым на все вопросы правильно, зарабатывает для своей команды 5 баллов.

Подведение итогов: по завершению всех конкурсов, подсчитываются баллы всех команд и команда набравшая максимальное число баллов, получает первое место (Приложение №8), и звание «Лидеры XXI» века, выставление оценок (5мин.)


Время

Содержание занятия

Деятельность

Примечание

преподавателя

обучающихся

2

3

4

5

6

2 мин.

Организационный этап


Приветствие.

Приветствует обучающихся.

Приветствуют мастера п/о



Проверка посещаемости.

Проводит «перекличку» обучающихся

Участвуют в «перекличке».


3 мин

Мотивация, целеполагание



Постановка целей занятия.

Сообщает цели занятия.


Слушают.



Представление членов жюри.

Представляет членов жюри.

35мин.

Основная часть


Разделение группы обучающихся на три команды, выбор капитанов, разминка и название команд.


Делит группу на три команды. Предлагает выбрать капитанов и придумать название команды.

Выбирают капитанов команд, придумывают название.

При разделении учитываются индивидуальные способности и уровень знаний обучающихся.


Разминка.

Обучающимся трех команд нужно назвать по очереди слова, связанные с информатикой, со своей профессией.

Объясняет условия конкурса - разминка. Вслух определяет правильность ответа.

Называют изображенные на слайдах инструменты

Команда, назвавшая наибольшее количество слов получает, (максимальный балл 10).



А ну-ка, угадай.

Второй тур состоит из 15 вопросов. Каждой команде задается по 5 вопросов Участники команд по очереди должны отвечать на вопросы.

Объясняет условия второго тура - «А ну-ка, угадай». Вслух определяет правильность ответа. Второй тур состоит из 15 вопросов. Каждой команде задается по 5 вопросов, за каждый правильный ответ команда получает 10 баллов.


Отвечают на вопросы.

Приложение 2 -

(за каждый правильный ответ команда получает 10 баллов)


Тест.

Команды выбирают по два вопроса из предложенных шести и отвечают. Если команда не смогла ответить или ответила не правильно, на ее вопрос может ответить команда - соперник и получить дополнительные очки.

Объясняет условия конкурса - Тест.

Выдает тест из шести сложных вопросов. Вслух определяет правильность ответа.

Команды выбирают по два вопроса из предложенных шести и отвечают

Приложение 3 -

(за каждый правильный ответ команда получает 10 баллов)



Загадки.

Участники должны разгадать 8 загадок .

Объясняет условия тура - загадки. Вслух определяет правильность ответа.

Выполняют задание конкурса.

Приложение 4- За каждую разгаданную загадку командам присуждается (по 5 баллов).



Элементы окна.

Команды должны правильно назвать все элементы окна.


Объясняет условия конкурса - Элементы окна.

Выдает командам фото с элементами окна. Чья команда быстро и правильно выполнит задание

Произносят вслух название полученного изображения.

Приложение 5 -

Чья команда быстро и правильно выполнит задание (получает 5 баллов).


Ребусы.

На экране задается 6 слов, в которых все буквы перемешаны, нужно составить из этих букв слова, связанные с информатикой и своей профессией

Объясняет условия тура -ребусы.

Составляют слова.

Приложение 6 - Команда, которая быстрее всех и правильно составит все слова, ( получает 10 баллов).



Конкурс капитанов. Капитанам задается 5 вопросов с тремя вариантами ответов

Объясняет условия конкурса. Зачитывает вопрос. Вслух определяет правильность ответа.

Отвечают на вопросы.

Приложение 7 -Капитан, ответивший первым на все вопросы правильно, зарабатывает для своей команды 5 баллов.

5мин.

Подведение итогов урока, выставление оценок


Определение команды - победителя. Оценка знаний.

Подводит итоги конкурса. Объявляет победителя и оценки.

Слушают.

Приложение 1

Презентация Power Point


Приложение 2


Задание для второго тура «А ну-ка, угадай!»


Вопросы для 1-ой команды:


1.Основным носителем информации в социуме на современном этапе является:

А: фотопленка

B: дискета

С: бумага

D: жесткий диск

2.Как называется человек на компьютерном языке?

А: пользователь

B: клиент

C: пациент

D: заказчик

3.Какая из этих величин - из области информатики?

А: киловатт

B: килобайт

C: килобар

D: киловольт

4.Первым средством дальней связи принято считать:

А: почту

B: телефон

C: компьютерные сети

D: радиосвязь

5.Что не является информационным процессом?

А: утилизация

B: сбор

C: передача

D: хранение


Вопросы для 2-ой команды:

1.Назовите технологии в порядке возрастания.

А: электрическая

B: электронная

C: компьютерная

D: механическая

2.Какого вида модели не существует?

А: предметной

B: деревянной

C: абстрактной

D: информационной

3.Для чего память компьютера не предназначена?

А: запись информации

B: хранение информации

C: вывод информации

D: преобразование информации

4.Назовите наибольшую из предложенных единиц измерения информации.

А: бит

B: байт

C: килобит

D: килобайт

5.Назовите устройство ввода информации.

А: мышь

B: монитор

C: системный блок

D: принтер


Вопросы для 3-ей команды:

1. Как вы думаете какого вида графики не существует?

А: фрактальная

B: растровая

C: чертежная

D: векторная

2. Назовите устройство вывода информации.

А: мышь

B: монитор

C: системный блок

D: сканер

3.Как называется программа для работы с текстом?

А: Power Point

B: Word

C: Excel

D: Access

4.Кто может заразить компьютер?

А: бациллы

B: микробы

C: вирусы

D:паразиты

5.Какой примитив не относится к векторной графике?

А: линия

B: кисть

C: прямоугольник

D: круг


Приложение 3


Задание для третьего тура «Тест»


1.Информацию, не зависящую от чьего-либо мнения или суждения, называют:

А) достоверной

Б) актуальной

В) объективной

Г) полезной

Д) понятной

2. Наибольший объем информации человек получает при помощи:

А) осязания

Б) слуха

В) обоняния

Г) зрения

Д) вкусовых рецепторов

3. Расследование преступления представляет собой информационный процесс:

А) кодирования информации

Б) поиска информации

В) хранения информации

Г) передачи информации

Д) защиты информации

4. Поиск слова в тексте по заданному образцу является процессом:

А) хранения информации

Б) обработки информации

В) передачи информации

Г) уничтожения информации

5. Перевод текста с английского языка на русский является процессом:

А) хранения информации

Б) передачи информации

В) поиска информации

Г) обработки информации

Д) ни одним из перечисленных выше процессов

6. При телефонном разговоре в качестве источника информации следует рассматривать:

А) человека слушающего

Б) телефонную трубку

В) человека говорящего

Г) телефонную сеть

Д) телефонный провод

Приложение 4


Задание для четвертого тура «Загадки».


1.Скромный серый колобок,

Длинный тонкий проводок,

Ну а на коробке -

Две или три кнопки.

В зоопарке есть зайчишка,

У компьютера есть ...

(МЫШКА).


2.Словно смелый капитан!

А на нем - горит экран.

Яркой радугой он дышит,

И на нем компьютер пишет

И рисует без запинки

Всевозможные картинки.

Наверху машины всей

Размещается ...

( Д И С П Л Е Й).


3.Около дисплея - главный блок:

Там бежит электроток

К самым важным микросхемам.

Этот блок зовут ...

(С И С Т Е М Н Ы М).

4.По клавишам прыг да скок -

Бе-ре-ги но-го-ток!

Раз-два и готово -

Отстукали слово!

Вот где пальцам физкультура

Это вот - ...

(К Л А В И А Т У Р А).


5.В ней записаны программы

И для мамы, и для папы!

В упаковке, как конфета,

Быстро вертится ...

(Д И С К Е Т А).


6.И компьютеры порой

Говорят между собой,

Но для этого одна

Им штуковина нужна.

К телефону подключил -

Сообщение получил!

Вещь, известная не всем!

Называется ...

(М О Д Е М).


7.Для чего же этот ящик?

Он в себя бумагу тащит

И сейчас же буквы, точки,

Запятые - строчка к строчке -

Напечатает картинку

Ловкий мастер

Струйный ...

(П Р И Н Т Е Р).


8.А теперь, друзья, загадка!

Что такое: рукоятка,

Кнопки две, курок и хвостик?

Ну конечно, это ...

( Д Ж О Й С Т И К).

Приложение 5


Задание для пятого тура «Элементы окна»



Строка основного меню


Полоса прокрутки


Панель инструментов


Панель задач


Строка состояния

Приложение 6


Задание для шестого тура «Ребусы»















Приложение 7

Задание для седьмого тура «Конкурс капитанов»


Сеть - это:

1. Соединённые между собой все устройства ПК

2. Рыболовная снасть

3. Несколько соединённых между собой ПК

Диск - это:

1. Носитель информации

2. Геометрическая фигура

3. Спортивный снаряд


Транзистор - это:

1. Устройство для прослушивания радиопередач

2. Вид компьютера

3. На этом устройстве работали компьютеры 2-го поколения


Мышка - это:

1. Маленький грызун серого цвета

2. Детская игрушка

3. Устройство для ввода информации в компьютер


Паскаль - это:

1. Язык программирования

2. Французский учёный, который изобрёл первую ЭВМ

3. Французский учёный, который изобрёл первую вычислительную машину



Приложение 8

Оценочная ведомость

Критерии оценки


№ п/п команд


1 тур

«Разминка»

2 тур

«А ну-ка, гадай!»


3 тур. «Тест»


4 тур «Загадки»


5 тур «Элементы окна»


6 тур «Ребусы»


7тур «Конкурс капитанов»


1









2









3










Итоговая оценочная ведомость


№ п/п



Команды


1 тур



2 тур




3 тур




4 тур




5 тур


6 тур


7 тур


Итого по 7 турам

1.










2.










3.














 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал