- Учителю
- Урок №2. Тема «Структура программы».
Урок №2. Тема «Структура программы».
Разработка урока по теме программирование на языке Pascal ABC.
Еремин О.Ф. учитель информатики ЦДО г.Беслан и
МБОУ СОШ№2 им. А.С.Пушкина г.Моздок
Урок №2. Тема: «Структура программы. Идентификаторы и зарезервированные слова. Константы».
Цели урока:
- помочь учащимся принцип построения программ на ЯП Pascal ABC, усвоить структуру программы, дать понятия о служебных словах ЯП Pascal ABC, необходимые для начала работы с программой.
- воспитание информационной культуры учащихся, внимательности, аккуратности, дисциплинированности, усидчивости.
- развитие познавательных интересов, навыков работы с мышью и клавиатурой, самоконтроля, умения конспектировать.
Оборудование:
доска, компьютер, компьютерная презентация.
План урока:
I. Орг. момент. (1 мин)
II. Актуализация знаний. (5 мин)
III. Теоретическая часть. (10 мин)
IV. Практическая часть. (20 мин)
V. Д/з (2 мин)
VI. Вопросы учеников. (5 мин)
VII. Итог урока. (2 мин)
Ход урока:
I. Орг. момент.
Приветствие, проверка присутствующих. Объяснение хода урока.
II. Актуализация знаний.
На прошлом уроке вы познакомились с краткой историей, и с основными понятиями о ЯП. Для понимания того, что необходимо делать, чтобы научиться писать программы на языке Pascal ABC, необходимо рассмотреть структуру программы и основные термины ЯП Pascal ABC.
III. Теоретическая часть.
Структура программы.
Программа на языке Паскаль состоит из "заголовка" и "тела" программы, называемого блоком. В "заголовке" программы даётся имя и перечисляются её параметры (если это необходимо). В последних версиях языка, заголовок не является обязательной частью программы. Далее следует раздел подключения модулей, за которым следует список имен модулей, перечисляемых через запятую.
После него идёт описательная часть программы (блок описаний) , состоящая из пяти разделов, причем любой из них, кроме описания переменных, может отсутствовать. В блоке описаний разделы обычно следуют в таком порядке:
-
описание меток;
-
определение констант;
-
определение типов;
-
описание переменных;
-
описание процедур и функций.
Далее следует блок begin … end (раздел операторов), внутри которого находятся операторы, отделяемые один от другого символом "точка с запятой".
Program имя программы; {заголовок программы}
uses {раздел подключения модулей}
Label …; {раздел описания меток}
Const …; {раздел описания констант} блок
Туре …; {раздел определения типов} описаний
Var …; {раздел описания переменных}
Function …; Procedure …; {раздел описания функций и процедур}
BEGIN ... {раздел операторов}
END.
Раздел подключения модулей (uses) и раздел описаний могут отсутствовать.
Например:
program MyFirstProgram;
var a,b: integer; c: real;
begin
readln(a,b);
c := a/b;
writeln(c);
end.
В Паскале блок операторов начинается со служебного слова begin. Конструкция begin … end называется операторными скобками.
Операторы, находящиеся внутри конструкции begin … end, считаются одним составным оператором.
Каждый блок завершает зарезервированное слово End.
Вся программа завершается словом End с точкой.
Идентификаторы и зарезервированные слова.
Имена переменных, констант, меток, типов, модулей, процедур и функций, используемых в программе, называются - идентификаторами. Имена задаёт разработчик программы. На имена (идентификаторы) накладываются некоторые ограничения, такие как невозможность испол-ьзования ключевых (служебных) слов, например integer или var. Идентификатор должен начи-наться с буквы и может содержать буквы латинского алфавита, цифры и знаки подчеркивания. Символ подчеркивания "_" также считается буквой. Желательно выбирать мнемонические имена, т.е. несущие смысловую нагрузку, как, например, result, summa, cena. Использование осмысленных имен предпочтительнее, так как это делает программу более простой для понимания.
Например: a1, b_2, k123, _d - идентификаторы,
1a, и2 , @ru - не идентификаторы.
Служебные слова являются зарезервированными и не могут быть использованы в качестве идентификаторов. Список всех служебных слов языка Pascal ABC приведен ниже:
and
array
as
begin
break
case
class
const
constructor
continue
destructor
div
do
downto
else
end
exit
external
externalsync
file
finalization
for
forward
function
if
in
inherited
initialization
is
mod
not
of
or
private
procedure
program
property
protected
public
record
repeat
set
shl
with
shr
sizeof
string
xor
then
to
type
unit
until
uses
var
while
Константы.
Постоянной (константой) называется величина, значение которой не изменяется в процессе исполнения алгоритма.
Раздел описания именованных констант начинается со служебного слова const, после которого следуют строки вида:
имя константы = значение;
или
имя константы : тип = значение;
Например:
const
Pi = 3.14;
Number = 10;
Name = 'Victor';
Cifra = ['0'..'9'];
Mass: array [1..5] of integer = (1,3,5,7,9);
Spisok: record name: string; age: integer end = (name: 'Иван'; age: 17);
Компьютер "знает", чему равны константы е и π.
Вопросы:
1.Из чего состоит программа на языке Паскаль?
2.Опишите структуру программы?
3.Что называется операторными скобками
4.Что такое служебные слова ЯП?
5.Что такое идентификаторы? В чём их отличия?
III. Практическая часть.
На прошлом уроке вы пробовали открыть программу Pascal ABC. Сегодня на практической части мы научимся составлять структурную схему программы на ЯП Pascal ABC .
Откройте программу Pascal ABC и в открывшемся окне напишите текст:
Program Zdorovye; {заголовок программы}
var t:real; (*раздел описания переменных*)
begin //начало раздела операторов
writeln('Измерь свою температуру и введи её значение!');
read(t); {занесение в ячейку t её значение}
if t>36.6 then {вычисление значения s}
writeln('Ты заболел, надо идти к врачу!') {вывод на экран текста}
else
writeln('Ты здоров, можешь идти в школу!'); //вывод на экран текста
end.
Проверьте работу программы.
IV. Д/з.
Знать структурную схему программы на ЯП Pascal ABC. Выучить описание всех разделов программы и определения терминов: идентификатор, служебное слово, константа.
V. Вопросы учеников.
Ответы на вопросы учащихся.
VI. Итог урока.
Подведение итога урока. Выставление оценок.
На уроке мы разобрались с понятиями: структура программы, идентификатор, служебное слово, константа.