- Учителю
- Рабочая программа по инворматике 2-4 классы
Рабочая программа по инворматике 2-4 классы
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2 поселка имени Карла Либкнехта»
Курчатовского района Курской области
Рассмотрена
на заседании МО учителей
математики, физики, информатики
Протокол № 1
от « __» _августа 2016 г.
Руководитель МО учителей
___________/ Котова М.Л.
Утверждаю
Директор школы ________ Т.Н. Исаева.
приказ № ___от ___ августа 201__г.
Согласована
с заместителем директора по УВР
_______________/Малышевой Т.Н. /
Принята
педагогическим советом
Протокол № 1 от «29» августа 2016 г.
Рабочая программа
по курсу внеурочной деятельности «Информатика»
2-4 классы
Составитель: учитель информатики __Туточкина Н.Л.___
Поселок имени Карла Либкнехта
2016 г.
1 .Планируемые результаты освоения курса
внеурочной деятельности «Информатика» в 2-4 классах
Личностные результаты:
-
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
-
развитие мотивов учебной деятельности;
-
развитие самостоятелъности и личной ответственности за свои поступки в информационной деятельности на основе представлений о нравственных нормах, социальной справед-ливости и свободе;
-
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
Метапредметные результаты:
-
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
-
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с тюставленной задачей и условиями её реализации;
-
использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
-
активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
-
использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и техно-логиями учебного предмета, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифро-вой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением;
-
осознанно строить речевое высказывание в соответ-ствии с задачами коммуникации и составлять тексты в уст-ной и письменной форме;
-
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
-
готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
-
готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества;
-
овладение начальными сведениями о сущности и особенностях информационных объектов, процессов и явлений действительности;
-
овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
Предметные результаты:
-
овладение базовым понятийным аппаратом:
-
цепочка (конечная последовательностъ);
-
мешок (неупорядоченная совокупность);
-
одномерная и двумерная таблицы;
-
круговая и столбчатая диаграммы;
-
утверждения, логические значения утверждений;
-
исполнитель, система команд и ограничений, конструк-ция повторения;
-
дерево, понятия, связанные со структурой дерева;
-
игра с полной информацией для двух игроков, понятия: правила игры, ход игры, позиция игры, выигрышная стратегия.
-
овладение практически значимыми информационнъши умениями и навыками, их применением к решению информатических и неинформатических задач:
-
выделение, построение и достраивание по системе условий: цепочки, дерева, мешка;
-
проведение полного перебора объектов;
-
определение значения истинности утверждений для данного объекта; понимание описания объекта с помощью истинных и ложных утверждений, в том числе включающих понятия: все/каждый, естъ/нет, всего, не;
-
использование имён для указания нужных объектов;
-
использование справочного материала для поиска нужной информации, в том числе словарей (учебных, толковых и др.) и энциклопедий;
-
сортировка и упорядочивание объектов по некоторому признаку, в том числе расположение слов в словарном порядке;
-
выполнение инструкций и алгоритмов для решения некоторой практической или учебной задачи;
-
достраивание, построение и выполнение программ для исполнителя, в том числе включающих конструкцию повторения;
-
использование дерева ддя перебора, в том числе всех вариантов партий игры, классификации, описания структуры;
-
построение выигрышной стратегии на примере игры «Камешки»;
-
построение и использование одномерных и двумерных таблиц, в том числе для представления информации;
-
построение и использование круговых и столбчатых диаграмм, в том числе для представления информации;
-
использование метода разбиения задачи на подзадачи в задачах большого объёма.
2. Содержание программы курса внеурочной деятельности
«Информатика» в 2-4 классах
</ Правила игры
Понятие о правилах игры
Правила работы с учебником (листами определений и задачами) и рабочей тетрадью, а также тетрадью проектов.
Базисные объекты и их свойства. Допустимые действия
Основные объекты курса: фигурки, бусины, буквы и цифры. Свойства основных объектов: цвет, форма, ориентация на листе. Одинаковые и разные объекты (одинаковость и различие, для каждого вида объектов: фигурок, букв и цифр, бусин). Сравнение фигурок наложением.
Допустимые действия с основными объектами в бумажном учебнике: раскрась, обведи, соедини, нарисуй в окне, вырежи и наклей в окно, пометь галочкой.
Области
Понятие области. Выделение и раскрашивание областей картинки. Подсчёт областей в картинке.
Цепочка
Понятие о цепочке как о конечной последовательности элементов. Одинаковые и разные цепочки. Общий порядок элементов в цепочке - понятия: первый, второй, третий и т. п., последний, предпоследний. Частичный порядок элементов цепочки - понятия: следующий и предыдущий. Понятие о числовом ряде (числовой линейке) как о цепочке, в которой числа стоят в порядке предметного счёта. Понятия, связанные с порядком бусин от конца цепочки: первый с конца, второй с конца, третий с конца и т. д. Понятия раньше/позже для элементов цепочки. Понятия, связанные с отсчётом элементов от любого элемента цепочки: второй после, третий после, первый перед, четвертый перед и т. д.
Мешок
Понятие мешка как неупорядоченного конечного мультимножества. Пустой мешок. Одинаковые и разные мешки. Классификация объектов мешка по одному и по двум признакам. Мешок бусин цепочки. Операция склеивания мешков цепочек.
Основы логики высказываний
Понятия все/каждый для элементов цепочки и мешка. Полный перебор элементов при поиске всех объектов, удовлетворяющих условию. Понятия есть/нет для элементов цепочки и мешка. Понятие все разные. Истинные и ложные утверждения. Утверждения, истинность которых невозможно определить для данного объекта. Утверждения, которые для данного объекта не имеют смысла.
Язык
Латинские буквы. Алфавитная цепочка (русский и латинский алфавиты), алфавитная линейка. Слово как цепочка букв. Именование, имя как цепочка букв и цифр. Буквы и знаки в русском тексте: прописные и строчные буквы,
Решение практических задач
Поиск двух одинаковых объектов в большой совокупности объектов с использованием разбиения задачи на подзадачи и группового разделения труда (проект «Разделяй и властвуй»).
Исследование частотности использования букв и знаков в русских текстах (проект «Буквы и знаки в русских текстах»).
Цепочка
Понятие о цепочке как о конечной последовательности элементов.
Одинаковые и разные цепочки. Общий порядок элементов в цепочке -
понятия: первый, второй, третий и т. п., последний, предпоследний.
Частичный порядок элементов цепочки - понятия: следующий /
предыдущий, идти раньше / идти позже, второй перед, третий после и
т. п. Понятия перед каждой и после каждой для элементов цепочки.
Длина цепочки как число объектов в ней. Цепочка цепочек - цепочка,
состоящая из цепочек. Цепочка слов, цепочка чисел. Операция
склеивания цепочек. Шифрование как замена каждого элемента цепочки
на другой элемент или цепочку из нескольких.
Учащиеся должны знать:
-
иметь представление о цепочке как о конечной последовательности элементов;
-
знать все понятия, относящиеся к общему и частичному порядку объектов в цепочке;
-
иметь представление о длине цепочки и о цепочке цепочек;
-
иметь представление об индуктивном построении цепочки;
-
иметь представление о процессе шифрования и дешифрования конечных цепочек небольшой длины (слов).
Учащиеся должны уметь:
-
строить и достраивать цепочку по системе условий;
-
проверять перебором выполнение заданного единичного или двойного условия для совокупности цепочек (мощностью до 8 цепочек).
-
выделять одинаковые и разные цепочки из набора;
-
выполнять операцию склеивания цепочек, строить и достраивать склеиваемые цепочки по заданному результату склеивания;
-
оперировать порядковыми числительными, а также понятиями: последний, предпоследний, третий с конца и т. п., второй после, третий перед и т. п.
-
оперировать понятиями: следующий / предыдущий, идти раньше / идти позже;
-
оперировать понятиями: после каждой бусины, перед каждой бусиной;
-
строить цепочки по индуктивному описанию;
-
строить цепочку по мешку ее бусин и заданным свойствам;
-
шифровать и дешифровать слова с опорой на таблицу шифрования;
Учащиеся имеют возможность научиться:
-
проверять перебором одновременное выполнение 3-4 заданных условий для совокупности цепочек (мощностью до 10 цепочек).
Мешок
Понятие мешка как неупорядоченного конечного мультимножества.
Одинаковые и разные мешки. Мешок бусин цепочки. Перебор элементов
мешка (понятия все / каждый). Понятия есть / нет / всего в мешке.
Классификация объектов по одному и по двум признакам. Одномерная и
двумерная таблица для мешка. Операция склеивания мешков цепочек
(декартово произведение).
Учащиеся должны знать:
-
иметь представление о мешке как неупорядоченной совокупности элементов;
-
знать основные понятия, относящиеся к структуре мешка: есть в мешке, нет в мешке, есть три бусины, всего три бусины и пр.;
-
иметь представление о мешке бусин цепочки;
-
иметь представление о классификации объектов по 1-2 признакам.
Учащиеся должны уметь:
-
организовывать полный перебор объектов (мешка);
-
оперировать понятиями все / каждый, есть / нет / всего в мешке;
-
строить и достраивать мешок по системе условий;
-
проверять перебором выполнение заданного единичного или двойного условия для совокупности мешков (мощностью до 8 мешков).
-
выделять из набора одинаковые и разные мешки;
-
использовать и строить одномерные и двумерные таблицы для мешка;
-
выполнять операцию склеивания двух мешков цепочек, строить и достраивать склеиваемые мешки цепочек по заданному результату склеивания;
-
сортировать объекты по одному и двум признакам;
-
строить мешок бусин цепочки;
-
*в компьютерных задачах: решать задачи на построение мешка при помощи инструмента «лапка» и библиотеки бусин.
Учащиеся имеют возможность научиться:
-
проверять перебором одновременное выполнение 3-4 заданных условий для совокупности мешков (мощностью до 10 мешков);
-
выполнять операцию склеивания трёх и более мешков цепочек с помощью построения дерева.
Язык
Русские и латинские буквы. Алфавитная цепочка (русский и латинский
алфавиты), алфавитная линейка. Слово как цепочка букв. Именование.
Буквы и знаки в русском тексте: прописные и строчные буквы, знаки
препинания, внутрисловные знаки (дефис и апостроф). Словарный
(лексикографический) порядок. Учебный словарик и настоящие словари.
Толковый словарь. Понятие толкования слова. Полное, неполное и
избыточное толкование. Решение лингвистических задач.
Учащиеся должны знать и понимать:
-
знать русские и латинские буквы и их русские названия;
-
уверенно ориентироваться в русской алфавитной цепочке;
-
иметь представление о слове как о цепочке букв;
-
иметь представление об имени как о цепочке букв и цифр;
-
иметь представление о знаках, используемых в русских текстах (знаки препинания и внутрисловные знаки);
-
понимать правила лексикографического (словарного) порядка;
-
иметь представление о толковании слова;
-
иметь представление о лингвистических задачах.
-
*иметь представление о расположении буквенных, цифровых клавишах и клавишах со знаками препинания в русской раскладке на клавиатуре компьютера.
Учащиеся должны уметь:
-
правильно называть русские и латинские буквы в именах объектов;
-
использовать имена для различных объектов;
-
сортировать слова в словарном порядке;
-
сопоставлять толкование слова со словарным, определять его истинность.
-
*вводить текст небольшого объёма с клавиатуры компьютера.
Учащиеся имеют возможность научиться:
-
решать простые лингвистические задачи.
Дерево
Понятие дерева как конечного направленного графа. Понятия следующий
и предыдущий для вершин дерева. Понятие корневой вершины. Понятие
листа дерева. Понятие уровня вершин дерева. Понятие пути дерева.
Мешок всех путей дерева. Дерево перебора. Дерево вычисления
арифметического выражения.
Учащиеся должны знать и понимать:
-
иметь представление о дереве;
-
понимать отличия дерева от цепочки и мешка;
-
иметь представление о структуре дерева - его вершинах (в том числе корневых и листьях), уровнях, путях;
-
знать алгоритм построения мешка всех путей дерева.
Учащиеся должны уметь:
-
оперировать понятиями, относящимися к структуре дерева:предыдущая / следующие вершины, корневая вершина, лист дерева, уровень вершин дерева, путь дерева;
-
строить небольшие деревья по инструкции и описанию;
-
использовать деревья для классификации, выбора действия, описания родственных связей;
-
строить мешок всех путей дерева, строить дерево по мешку всех его путей и дополнительным условиям;
-
строить дерево перебора (дерево всех возможных вариантов) небольшого объёма;
-
строить дерево вычисления арифметического выражения, в том числе со скобками; вычислять значение арифметического выражения при помощи дерева вычисления;
-
*в компьютерных задачах: решать задачи по построению дерева при помощи инструментов «дерево», «лапка» и библиотеки бусин.
Учащиеся имеют возможность научиться:
-
строить деревья для решения задач (например, по построению результата произведения трёх мешков цепочек).
Алгоритмы. Исполнитель Робик
Инструкция. Исполнитель Робик. Поле и команды (вверх, вниз, вправо,
влево) Робика. Программа как цепочка команд. Выполнение программ
Робиком. Построение / восстановление программы по результату ее
выполнения. Использование конструкции повторения в программах для
Робика. Цепочка выполнения программы. Дерево выполнения программ.
Учащиеся должны знать и понимать:
-
знать команды Робика и понимать систему его ограничений;
-
иметь представление о конструкции повторения;
-
иметь представление о цепочке выполнения программы исполнителем Робик;
-
иметь представление о дереве выполнения всех возможных программ для Робика.
Учащиеся должны уметь:
-
планировать последовательность действий,
-
выполнять инструкции длиной до 10 пунктов;
-
последовательно выполнять указания инструкции, содержащейся в условии задачи (и не выделенные специально в тексте задания).
-
выполнять простейшие линейные программы для Робика;
-
строить / восстанавливать программу для Робика по результату ее выполнения;
-
выполнять и строить программы для Робика с конструкцией повторения;
-
строить цепочку выполнения программы Робиком;
-
строить дерево выполнения всех возможных программ (длиной до 3 команд) для Робика.
Учащиеся имеют возможность научиться:
-
восстанавливать программу для Робика с несколькими вхождениями конструкции повторения по результату ее выполнения.
-
слова с опорой на таблицу шифрования.
Игры
Турниры и соревнования - правила кругового и кубкового турнира. Проект «Турниры и соревнования» - изучение способов проведение спортивных соревнований, записи результатов и выявления победителя. Игры с полной информацией. Понятия: правила игры, ход и позиция
игры. Цепочка позиций игры. Примеры игр с полной информацией: Крестики-нолики, Камешки, Ползунок, Сим, Слова и Города. Выигрышные и проигрышные позиции в игре. Существование, построение и использование выигрышных стратегий в реальной игре. Проект «Угадай задуманную букву» - построение стратегии выигрыша в игре Угадай букву/число методом последовательного приближения. Проект «Стратегия победы» - построение полного дерева игры, исследование всех позиций, построение выигрышной стратегии.
Учащиеся должны знать и понимать:
-
иметь представление об играх с полной информацией;
-
знать примеры игр с полной информацией;
-
понимать и составлять описания правил игры;
-
понимать правила построения дерева игры;
-
знать определение выигрышной и проигрышной позиции;
-
иметь представление о выигрышной стратегии;
-
иметь представление о том, как использовать дерево игры и ветку из дерева игры для
-
построения выигрышной стратегии;
-
иметь представление о методе последовательного приближения.
Учащиеся должны уметь:
-
оперировать понятиями, относящимися к описанию игр с полной информацией: правила игры,
-
позиция игры (в том числе начальная и заключительная), ход игры;
-
строить цепочку позиций игры для игр с полной информацией (Крестики-нолики, Сим, Камешки, Ползунок);
-
строить дерево игры и ветку из дерева игры для простых игр с небольшим числом вариантов позиций;
-
строить выигрышную стратегию для игры в Камешки.
Исполнитель Робик
-
Исполнитель Робик. Поле и команды (вверх, вниз, вправо, влево) Робота. Программа для Робикаа. Построение программы по результату ее выполнения. Использование конструкции повторения в программах для Робика. Цепочка выполнения программ. Дерево выполнения программ.
-
Учащиеся должны знать и понимать:
-
иметь представление о формальном исполнителе Робик;
-
знать команды Робика и понимать систему его ограничений;
-
иметь представление о конструкции повторения;
-
иметь представление о цепочке выполнения программы Робиком;
-
иметь представление о дереве выполнения всех возможных программ для Робика.
Учащиеся должны уметь:
-
выполнять простейшие линейные программы для Робика;
-
строить программу для Робика по результату ее выполнения;
-
выполнять и строить программы для Робика с конструкцией повторения;
-
строить цепочку выполнения программы Робиком;
-
строить дерево выполнения всех возможных программ для Робика.
Дерево
Понятие дерева как конечного направленного графа. Понятия следующий и предыдущий для вершин дерева. Понятие корневой вершины. Понятие листа дерева. Понятие уровня вершин дерева. Понятие пути дерева. Мешок всех путей дерева. Дерево перебора. Дерево вычисления арифметического выражения.
Учащиеся должны знать и понимать:
-
иметь представление о дереве;
-
понимать отличия дерева от цепочки и мешка;
-
иметь представление о структуре дерева - его вершинах (в том числе корневых и листьях), уровнях, путях;
-
знать алгоритм построения мешка всех путей дерева.
Учащиеся должны уметь:
-
оперировать понятиями, относящимися к структуре дерева: предыдущая / следующие вершины, корневая вершина, лист дерева, уровень вершин дерева, путь дерева;
-
строить небольшие деревья по инструкции и описанию;
-
использовать деревья для классификации, выбора действия, описания родственных связей;
-
строить мешок всех путей дерева, строить дерево по мешку всех его путей и дополнительным условиям;
-
строить дерево перебора (дерево всех возможных вариантов) небольшого объѐма;
-
строить дерево вычисления арифметического выражения, в том числе со скобками; вычислять значение арифметического выражения при помощи дерева вычисления;
-
*в компьютерных задачах: решать задачи по построению дерева при помощи инструментов «дерево», «лапка» и библиотеки бусин.
-
Учащиеся имеют возможность научиться:
-
строить деревья для решения задач (например, по построению результата произведения трѐх мешков цепочек).
Логические значения утверждений
Учащиеся должны знать и понимать:
-
понимать различия логических значений утверждений: истинно, ложно, неизвестно.
Учащиеся должны уметь:
-
определять значения истинности утверждений для данного объекта;
-
выделять объект, соответствующий данным значениям истинности нескольких утверждений;
-
строить объект, соответствующий данным значениям истинности нескольких утверждений;
-
анализировать текст математического содержания (в том числе, использующий конструкции «каждый / все», «есть / нет / есть всего», «не»);
-
анализировать с логической точки зрения учебные и иные тексты.
Учащиеся имеют возможность:
получить представление о ситуациях, когда утверждение не имеет смысла для данного объекта.
Игры с полной информацией
Учащиеся должны знать и понимать:
-
иметь представление об играх с полной информацией;
-
знать примеры игр с полной информацией (знать правила этих игр);
-
понимать и составлять описания правил игры;
-
понимать правила построения дерева игры;
-
знать определение выигрышной и проигрышной позиции;
-
иметь представление о выигрышной стратегии.
Учащиеся должны уметь:
-
оперировать понятиями, относящимися к описанию игр с полной информацией: правила игры, позиция игры (в том числе начальная и заключительная), ход игры;
-
строить цепочку позиций партии для игры с полной информацией (крестики-нолики, сим, камешки, ползунок);
-
играть в игры с полной информацией: камешки, крестики-нолики, сим, ползунок; соблюдать правила игры, понимать результат игры (кто победил);
-
проводить мини-турниры по играм с полной информацией, заполнять таблицу турнира;
-
строить дерево игры или фрагмент (ветку) из дерева игры для игр с небольшим числом вариантов позиций;
-
описывать выигрышную стратегию для различных вариантов игры камешки.
Математическое представление информации
Учащиеся должны знать и понимать:
-
иметь представление об одномерных и двумерных таблицах;
-
иметь представление о столбчатых и круговых диаграммах .
Учащиеся должны уметь:
-
устанавливать соответствие между различными представлениями (изображение, текст, таблица и диаграмма) числовой информации;
-
читать и заполнять одномерные и двумерные таблицы;
-
читать столбчатые диаграммы;
-
достраивать столбчатую диаграмму при добавлении новых исходных данных;
-
отвечать на простые вопросы по круговой диаграмме.
Учащиеся имеют возможность научиться:
представлять полученную информацию с помощью таблиц, диаграмм и простых графиков;
интерпретировать полученную информацию.
Решение практических задач
Учащиеся должны знать и понимать:
-
иметь представление о сборе данных (о погоде), о различных способах представления информации о погоде (таблица, круговая и столбцовая диаграмма);
-
иметь представление об алгоритме сортировки слиянием;
-
иметь представление о разбиении задачи на подзадачи и возможности ее коллективного решения;
-
иметь представление об использовании сводной таблицы для мешков для поиска двух одинаковых мешков;
-
иметь представление об алгоритме сортировки слиянием;
-
иметь представление о правилах поиска слова в словаре любого объема;
-
иметь представление о правилах проведения и представлении результатов кругового и кубкового турниров;
Учащиеся должны уметь:
-
подсчитывать буквы и знаки в русском тексте с использованием таблицы;
-
искать слово в словаре любого объема;
-
оформлять информацию о погоде в виде сводной таблицы;
-
упорядочивать массив методом сортировки слиянием;
-
использовать метод разбиения задачи на подзадачи в задаче на поиск одинаковых фигурок;
-
использовать таблицу для мешка для поиска двух одинаковых мешков;
-
заполнять таблицу кругового турнира;
-
строить дерево кубкового турнира для числа участников, равного степени двойки: 2, 4, 8, 16, 32.
Учащиеся имеют возможность научиться:
строить столбцовые диаграммы для температуры и круговые диаграммы для облачности и осадков;
планировать и проводить сбор данных,
строить дерево кубкового турнира для любого числа участников
строить выигрышную стратегию, используя дерево игр
3. Тематическое планирование курса
внеурочной деятельности «Информатика» в 2-4 классах
2 классКоличество часов
1
Области
1
2
Цепочка
6
3
Мешок
5
4
Язык
7
5
Основы логики высказываний
6
6
Основы теории алгоритмов
2
7
Математическое представление информации
2
8
Решение практических задач
5
Итого:
34
3 классНазвание раздела, темы
Количество часов
1
Цепочка.
4
2
Мешок.
5
3
Язык.
1
4
Робик, бусины.
7
5
Дерево.
8
6
Выравнивание.
2
7
Проекты.
5
8
Контрольные работы.
2
Итого
34
4 класс34