7


  • Учителю
  • Рабочая программа по информатике 5-6 класс

Рабочая программа по информатике 5-6 класс

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Киевская средняя общеобразовательная школа

Татарского района

Новосибирской области


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ

«ИНФОРМАТИКА И ИКТ»


5 - 6 классы

Составитель: Гелетюк М. А., учитель математики и информатики первой категории.

Согласовано с методическим Советом, протокол № 1 от 17.08.2013г.

Принято педагогическим Советом, протокол № 1 от 18.08.2013г.

Утверждена приказом № от .08.2013

Директор ОУ: ______________ /Малахова Г. А./

с. Киевка

2013 г.



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Статус документа


Рабочая программа по информатике и информационным технологиям для 5 - 6 класса разработана на основе:

  • Закона РФ от 29.12.2012 № 237ФЗ «Об образовании»;

  • Приказа Минобразования России от 5 марта 2004 года № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования;

  • Приказа Минобразования России от 9 марта 2004 года № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

  • Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;

  • Программы общеобразовательных учреждений. Информатика.

  • Программы профессора Н.В. Макаровой для 5, 6 класса.


Структура документа

Рабочая программа включает следующие разделы: пояснительная записка, содержание программы учебного курса, требования к уровню подготовки учащихся, учебно - тематический план, поурочное планирование, учебное и учебно-методическое обеспечение обучения для учащихся и учителя, контрольные работы.

Общая характеристика учебного предмета

В настоящее время целью изучения курса «Информационные технологии» является ориентация образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Условия информатизации и коммуникации требуют обеспечения прочного и сознательного овладения учащимися знаниями о процессах преобразования, передачи и использования информации; раскрытия значения информационных процессов в формировании современной научной картины мира. Огромная роль информационной технологии и вычислительной техники в развитии современного общества требует умения сознательно и рационально использовать компьютеры в учебной, а затем в профессиональной деятельности.

Согласно этим целям, содержание курса школьной информатики должно отражать все аспекты предметной области науки, в частности:

  • мировоззренческий аспект, связанный с формированием системно-информационного подхода к анализу окружающего мира, роли информации в управлении, общих закономерностях информационных процессов;

  • пользовательский аспект, связанный с практической подготовкой учащихся в сфере использования новых информационных технологий;

  • алгоритмический аспект, связанный с развитием процедурного мышления школьников.

Все эти три аспекта отражены в данной программе в следующих содержательных линиях:

  • Информация. Информационные процессы. Языки представления информации.

  • Компьютер как средство обработки информации.

  • Новые информационные технологии обработки информации.

Эти линии носят сквозной характер, т.е. изучаются на всех этапах курса (с 5 по 9 класс). Материал курса делится на два уровня, учитывающих возраст учащихся и их подготовку:

1 уровень: начальный (пропедевтический) - 5-6 класс;

2 уровень: базовый - 7-9 класс.

Содержание курса требует обязательного наличия компьютерной техники.


Цели обучения

Основными целями изучения информатики и ИКТ в 5, 6 классе являются:

  • формирование представления об основных понятиях информатики;

  • развитие творческих способностей и познавательного интереса учащихся;

  • освоение операционной системы Windows;

  • освоение интерфейса стандартных приложений ОС Windows: Paint, Блокнот, Калькулятор;

  • приобретение навыков работы в стандартных приложениях Paint, Блокнот, Калькулятор;

  • знакомство со средой ЛогоМиры и технологией работы в ней.

Федеральный компонент государственного стандарта образования
Изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;

  • овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;

  • воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;

  • выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, при дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.

Основные психолого-педагогические условия решения образовательных задач:

  • Примерные учебные программы по информатике;

  • Методические разработки и рекомендации;

  • Индивидуальные проблемные задания;

  • Индивидуальные вариативные задания;

  • Программа адаптационного периода;

  • Тестовые тематические задания;

  • Занимательные задачи, кроссворды, ребусы, викторины по информатике.

Место предмета

Согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений РФ изучение предмета «Информатика и ИКТ» предполагается в 8-9 классах (1 час в неделю в 8 классе и 2 часа в неделю в 9 классе).Ппоэтому в 5-6 класс преподавание этого предмета ведется на пропедевтическом уровне, что обеспечивает необходимую теоретическую и практическую подготовку учащихся. Изучение базового курса «Информатика и ИКТ» по учебнику Н.В. Макаровой начинается с 7-го класса. Рабочая программа адаптирована к школьному компоненту, согласно которому в учебном плане школы на изучение курса отводится 1 час в неделю в 5 классе и 1 час в неделю в 6 классе. Приблизительно половину аудиторного времени составляет практическая работа на компьютере.

Хронология изучения тем по программе Н.В.Макаровой не нарушена.

Планирование осуществляется по учебнику Н.В. Макаровой «Информатика. 5-6 класс. Начальный курс».

Для осуществления образовательного процесса используются элементы следующих педагогических технологий:

  • Традиционное обучение;

  • Развивающее обучение;

  • Личностно-ориентированное обучение;

  • Дифференцированное обучение;

  • Дидактические игры;

  • Проблемное обучение;

Результаты обучения

Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки и задают систему итоговых результатов обучения, которых должны достичь все учащиеся, оканчивающие 5, 6 класс, и достижение которых является обязательным условием положительной аттестации ученика за курс 5, 6 класса.

Формы организации учебной работы учащихся.

На большей части учебных занятий используется самостоятельная интеллектуальная и практическая деятельность учащихся, в сочетании с фронтальной, групповой, индивидуальной формой работой школьников.

Повышению качества обучения в значительной степени способствует правильная организация проверки, учета и контроля знаний учащихся. По предмету «Информатика и ИКТ» предусмотрена промежуточная аттестация в виде рубежной и завершающей.

Основное содержание

5 класс


Теория

Компьютерный практикум

1. Освоение системной среды Windows (9ч)

Назначение основных устройств компьютера. Правила работы за компьютером.

Сопоставление роли и назначения компьютерного и реального рабочих столов. Назначение объектов компьютерного Рабочего стола.

Освоение приемов работы с мышью.

Представление о графическом интерфейсе системной среды. Понятие компьютерного меню. Освоение технологии работы с меню.

Знакомство с назначением и функциями Главного меню. Технология запуска программ из Главного меню и завершения работы программы.

Представление об окне как об объекте графического интерфейса. Технология работы с окном.

Освоение клавиатуры. Назначение служебных клавиш.

Технология вычислений с помощью программы Калькулятор.

Работа с несколькими окнами. Создание составного документа с использованием двух программ.


1. Работа с объектами рабочего стола.


2. Запуск программ (приложений).


3. Работа с окнами графического интерфейса.


4. Освоение основных клавиш клавиатуры на примере набора текста в Блокноте.


5. Вычисления на компьютере с помощью калькулятора.


6. Создание составного документа с использованием двух программ.

2. Технология обработки текстовой информации (4ч)

Назначение текстового редактора. Структура графического интерфейса текстового редактора (на примере Блокнота). Назначение Основного меню. Команды Основного меню текстового редактора.

Технология ввода текста. Редактирование текста: вставка, удаление и замена символов; вставка и удаление пустых строк.

Назначение буфера обмена. Действия с фрагментом текста: выделение, копирование, удаление, перемещение

7. Создание и редактирование текстового документа.


8. Действия с фрагментом текста.


9. Контрольная работа в программе Блокнот


3. Компьютерная графика как средство развития
творческого потенциала. (22ч)

Понятие компьютерной графики. Основные возможности графического редактора Paint по созданию графических объектов. Интерфейс графического редактора и его основные объекты. Панель Палитра. Панель Инструменты. Настройка инструментов рисования. Создание рисунков с помощью инструментов.

Понятие фрагмента рисунка. Технология выделения фрагмента рисунка и его перемещения. Примеры создания графического объекта из типовых фрагментов. Сохранение рисунка на диске. Понятие файла. Открытие файла с рисунком. Практикум по созданию и редактированию графических объектов.

Использование клавиши Shift для построения прямых, квадратов, кубов, кругов. Построение геометрических фигур.

Понятие пикселя. Редактирование графического объекта по пикселям. Понятие пиктограммы. Создание и редактирование пиктограммы по пикселям.

Понятие алгоритма. Примеры алгоритмов из окружающей жизни.

Понятие последовательного (линейного) алгоритма. Представление о циклическом алгоритме. Примеры построения графических объектов на основе циклического и линейного алгоритмов.

Построение графических объектов методом последовательного укрупнения копируемого фрагмента.


10. Работа с элементами интерфейса графического редактора.


11. Создание изображения с помощью инструментов графического редактора.


12. Графические примитивы и их настройка. Создания графического объекта с использованием примитивов.


13. Редактирование компьютерного рисунка.


14. Действия над фрагментами рисунка.


15. Сборка рисунка из деталей.


16. Построения с помощью клавишы Shift.


17. Сохранение рисунка на диске. Открытие файла с рисунком.


18. Построение графических объектов на основе линейного алгоритма.


19. Построение графических объектов на основе циклического алгоритма.


20. Построение графических объектов методом последовательного укрупнения копируемого фрагмента.

21. Контрольная работа по теме «Компьютерная графика»


6 класс


1. Компьютерная графика как средство развития творческого потенциала. (9ч)

Понятие компьютерной графики. Основные возможности графического редактора Paint по созданию графических объектов. Интерфейс графического редактора и его основные объекты.

Понятие типового элемента мозаики. Понятие конструирования. Меню готовых форм - плоских и объемных. Конструирование с помощью меню готовых форм.

Представление о моделях окружающего мира. Понятие моделирования. Примеры построения моделей в графическом редакторе.




1. Конструирование из мозаики: типовая мозаика.


2. Конструирование из мозаики: готовые плоские формы.


3. Конструирование из мозаики: готовые объёмные формы.


4. Конструирование из мозаики: разнообразные графические объекты.


5. Моделирование в среде графического редактора: приёмы построения.


6. Моделирование в среде графического редактора: изображение моделей окружающей среды.


7. Контрольная работа по теме «Компьютерная графика»

2. Программирование как средство развития алгоритмического и логического мышления. Среда программирования ЛогоМиры. (26ч)

Интерфейс программы ЛогоМиры и его основные объекты: Рабочее поле, Поле команд, Инструментальное меню, Черепашка.

Понятие команды в среде ЛогоМиры. Команды управления движением Черепашки. Входные параметры команды. Рисование фигур с помощью Черепашки.

Освоение технологии работы с Полем форм. Заполнение Рабочего поля оттисками форм.

Создание декораций микромира с использованием Поля форм и графического редактора

Личная карточка Черепашки. Как задать движение Черепашки.

Моделирование прямолинейного движения объектов с разными скоростями. Управление курсом движения Черепашки. Моделирование движения по сложной траектории.

Суть анимации. Команда смены форм Черепашки. Моделирование движения со сменой форм. Моделирование траектории движения с повторяющимся фрагментом.

Понятие программы. Назначение Листа программ. Работа с Листом программ. Примеры программ. Назначение обязательных частей программы: заголовка, тела программы, признака завершения. Правила оформления программ. Составление программ рисования графических объектов.

Команда организации конечного цикла. Тело цикла в программе.

Этапы создания анимационного сюжета.

Датчики, определяющие состояние Черепашки: цвет, курс, размер, форму и т. д.

Использование датчиков для изменения состояния Черепашки.

Инструмент управления состоянием Черепашки - бегунок. Создание бегунков для регулирования параметров состояния Черепашки.

Датчик случайных чисел. Использование в программах датчика случайных чисел.


8. Знакомство со средой ЛогоМиры.


9. Технология работы в среде ЛогоМиры.


10. Создание микромира и его обитателей


11. Организация движения Черепашки.


12. Моделирование прямолинейного движения объектов с разными скоростями.


13. Моделирование движения по сложной траектории.


14. Работа с листом программ.


15. Составление программ рисования графических объектов.


16.Создания анимационного сюжета.


17. Использование датчиков для изменения состояния Черепашки.


18. Создание бегунков для регулирования параметров состояния Черепашки.


19. Использование в программах датчика случайных чисел.


20. Контрольная работа по теме «Среда программирования ЛогоМиры»







Требования к уровню подготовки обучающихся

5 класса


Учащиеся должны знать:


  • назначение основных устройств компьютера;

  • правила работы за компьютером;

  • понятие графического интерфейса;

  • назначение компьютерного меню и Главного меню;

  • роль окна при работе в системной среде Windows;

  • назначение служебных клавиш на клавиатуре;

  • технологию работы с программой Калькулятор;

  • создание составного документа с использованием двух программ.

  • назначение и основные функции текстовых редакторов;

  • основные правила набора текста;

  • основные операции редактирования;

  • назначение и возможности графического редактора;

  • назначение объектов интерфейса графического редактора;

  • понятие фрагмента рисунка;

  • понятие файла;

  • точные способы построения геометрических фигур;

  • понятие пикселя; понятие пиктограммы;

  • понятие алгоритма; понятие линейного алгоритма; понятие циклического алгоритма


Учащиеся должны уметь:


  • запускать программу и завершать работу с ней;

  • изменять размеры и расположение окна;

  • располагать окна на Рабочем столе и поочередно в них работать;

  • вводить и редактировать текст;

  • копировать, перемещать, удалять фрагмент текста;

  • выполнять расчеты с помощью программы Калькулятор;

  • настраивать Панель инструментов;

  • создавать простейшие рисунки с помощью инструментов;

  • выделять и перемещать фрагмент рисунка;

  • создавать графический объект из типовых фрагментов;

  • сохранять рисунок в файле и открывать файл;

  • использовать для построения точных геометрических фигур клавишу Shift;

  • разрабатывать алгоритм и в соответствии с ним создавать графический объект;

  • использовать при создании графического объекта циклический алгоритм



Требования к уровню подготовки обучающихся

6 класса


Учащиеся должны знать:


  • правила техники безопасности при работе на ПК;

  • правила работы за компьютером ;

  • назначение и возможности графического редактора;

  • технологию конструирования из меню готовых форм;

  • что такое модель; в чем заключается суть моделирования;

  • назначение среды ЛогоМиры; основные объекты графического интерфейса среды ЛогоМиры;

  • технологию организации движения Черепашки;

  • что такое программа; правила оформления программы;

  • назначение и виды датчиков.


Учащиеся должны уметь:


  • запускать программу и завершать работу с ней;

  • располагать окна на Рабочем столе и поочередно в них работать;

  • вводить и редактировать текст;

  • создавать простейшие рисунки с помощью инструментов;

  • выделять и перемещать фрагмент рисунка;

  • создавать графический объект из типовых фрагментов;

  • сохранять рисунок в файле и открывать файл;

  • использовать для построения точных геометрических фигур клавишу Shift;

  • создавать меню типовых элементов мозаики (готовых форм);

  • конструировать разнообразные графические объекты;

  • строить модели в графическом редакторе;

  • управлять движением Черепашки; рисовать простейшие фигуры;

  • назначение и возможности Поля форм;

  • пользоваться инструментами Поля форм при создании микромиров;

  • моделировать прямолинейное движение с разными скоростями;

  • моделировать движение по сложной траектории;

  • моделировать движение с повторяющимися фрагментами (делать анимацию);

  • разрабатывать программы;

  • использовать датчики для изменения параметров Черепашки.



































УЧЕБНЫЙ ПЛАН

5 класс


Разделы

Кол-во часов

всего

теории

практики


Раздел 1. Обучение работе на компьютере (13ч)

1

Освоение системной среды Windows

9

3

6

2

Простейшая технология работы с текстом

3

1

2

3

Контрольная работа по 1 разделу

1

0,5

0,5

Раздел 2. Компьютерная графика как средство развития творческого потенциала(22ч)

4

Среда графического редактора Paint

4

2

2

5

Редактирование рисунков

5

2,5

2,5

6

Точные построения графических объектов

4

2

2

7

Представление об алгоритме

5

2

3

8

Контрольная работа по 2 разделу

1

0,5

0,5

Итоговое занятие

Итоговая проверочная работа

2

1

1

0,5

1

0,5

Всего

35

15

20

За год

35


УЧЕБНЫЙ ПЛАН

6 класс


Разделы

Кол-во часов

всего

теории

практики

Правила поведения в классе. Техника безопасности.

1

1

-

Раздел 1. Компьютерная графика как средство развития творческого потенциала(9ч)

1

Конструирование из мозаики

4

-

4

2

Моделирование в среде графического редактора

4

2

2

3

Контрольная работа по 1 разделу

1

0,5

0,5

Раздел 2. Программирование как средство развития алгоритмического и логического мышления (26ч)

4

Знакомство со средой ЛогоМиры и технологией работы в ней

4

2

2

5

Создание микромира и его обитателей

3

1

2

6

Организация движения Черепашки

5

1

4

7

Составление программ

5

2

3

8

Роль датчиков в ЛогоМирах

3

-

3

9

Контрольная работа по 2 разделу

2

1

1

Итоговое занятие

Итоговая проверочная работа

2

1

1

0,5

1

0,5

Всего

35

12

23

За год

35

Перечень контрольных работ.


5 класс:


  1. Контрольная работа № 1 по теме « Обучение работе на компьютере»

  2. Контрольная работа № 2 по теме «Компьютерная графика как средство развития творческого потенциала»



6 класс:


  1. Контрольная работа № 1 по теме «Компьютерная графика как средство развития творческого потенциала»

  2. Контрольная работа № 2 по теме «Программирование как средство развития алгоритмического и логического мышления»




КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 5 класс


№ урока

Тема урока

Кол-во уроков

Тип урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки учащихся

Формы и способы контроля

Домашняя работа

Дата

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Освоение системной среды Windows

1

Человек и компьютер. Область применения компьютера.

1

Урок ознакомления с новым материалом

Понятия: информатика, информация, данные.

Область применения компьютера.

Знать назначение основных устройств компьютера; правила работы за компьютером; назначение Рабочего стола; понятие графического интерфейса; назначение компьютерного меню и Главного меню; роль окна при работе в системной среде Windows; назначение служебных клавиш на клавиатуре.

Уметь работать мышью; выбирать пункты меню; запускать программу и завершать работу с ней; изменять размеры и расположение окна

Фронтальный опрос

§ 1.1

конспект


2

Основные устройства компьютера и их назначение.

1

Урок ознакомления с новым материалом

Назначение основных устройств компьютера. Правила работы за компьютером

Тестовая работа

Конспект


3

Знакомство со средой Windows. Графический интерфейс.

1

Комбинированный урок

Представление о графическом интерфейсе системной среды.

Компьютерный практикум

№ 1. Работа с объектами рабочего стола.


П.Р. № 1

(теория)


4

Меню: возможность выбора. Запуск приложений.

1

Комбинированный урок

Понятие компьютерного меню. Освоение технологии работы с меню.

Компьютерный практикум

№ 2. Запуск программ (приложений).

П.Р. № 2

(теория)


5

Освоение основных действий с окнами.

1

Комбинированный урок

Представление об окне как объекте графического интерфейса.

Технология работы с окном

Компьютерный практикум

№ 3. Работа с окнами графического интерфейса.

П.Р. № 3

(теория)


6

Освоение основных клавиш клавиатуры на примере набора текста в Блокноте

1

Комбинированный урок

Освоение клавиатуры. Назначение служебных клавиш

Компьютерный практикум

№ 4. Освоение основных клавиш клавиатуры на примере набора текста в Блокноте.

П.Р. № 4

(теория)


7

Калькулятор - помощник математиков.

1

Комбинированный урок

Исторические примеры различных приспособлений для выполнения арифметических операций. Технология вычислений с помощью программы Калькулятор.

Знать назначение программы Калькулятор; технологию работы с программой Калькулятор.

Уметь приводить исторические примеры приспособлений, используемых для расчетов; выполнять расчеты с помощью программы Калькулятор

Компьютерный практикум

№ 5. Вычисления на компьютере с помощью калькулятора.


П.Р. № 5

(теория)


8

Освоение совместных действий при работе с несколькими программами.

1

Комбинированный урок

Работа с несколькими окнами. Создание составного документа с использованием двух программ.

Уметь располагать окна на Рабочем столе и поочередно в них работать; создавать составной документ.

Компьютерный практикум

№ 6. Создание составного документа с использованием двух программ.

П.Р. № 6 (1)

(теория)


9

Создание составного документа с использованием двух программ.

1

Комбинированный урок

П.Р. № 6 (2)

(теория)


10

Текстовой редактор: назначение, интерфейс, команды основного меню.

1

Комбинированный урок

Назначение текстового редактора. Структура графического интерфейса текстового редактора (на примере Блокнота). Назначение Основного меню. Команды Основного меню текстового редактора.

Знать основные правила набора текста; назначение Основного меню; основные операции редактирования; назначение буфера обмена.

Уметь вводить и редактировать текст; копировать, перемещать, удалять фрагмент текста.

Фронтальный опрос

Конспект


11

Создание и редактирование текстового документа.

1

Комбинированный урок

Технология ввода текста. Редактирование текста: вставка, удаление и замена символов; вставка и удаление пустых строк.

Компьютерный практикум

№ 7. Создание и редактирование текстового документа.

П.Р. № 7 (1)

(теория)


12

Фрагмент текста. Действия с фрагментами текста.

1

Комбинированный урок

Назначение буфера обмена. Действия с фрагментом текста: выделение, копирование, удаление, перемещение.

Компьютерный практикум

№ 8. Действия с фрагментом текста.

П.Р. № 7 (2)

(теория)


13

Контрольная работа по теме: «Освоение системной среды Windows».

1

Урок проверки знаний, умений и навыков

Операционная система

Расширять и обобщать знания по теме «Системная среда Windows».

Компьютерный практикум

№ 9. Контрольная работа в программе Блокнот



Компьютерная графика как средство развития творческого потенциала.

14

Компьютерная графика. Графический редактор Paint. Интерфейс графического редактора.

1

Урок - демонстрация

Что такое компьютерная графика? Основные возможности графического редактора Paint по созданию графических объектов. Интерфейс графического редактора и его основные объекты.

Знать назначение и возможности графического редактора; назначение объектов интерфейса графического редактора.


Работа в парах

Конспект

П.Р № 9 (1)


15

Инструменты графического редактора.

1

Комбинированный урок

Панель Инструменты. Настройка инструментов рисования.

Уметь настраивать панель Инструменты.

Компьютерный практикум

№ 10. Работа с элементами интерфейса графического редактора.

П.Р № 9 (2)


16

Создание изображения с помощью инструментов графического редактора.

1

Комбинированный урок

Создание рисунков с помощью инструментов

Уметь создавать простейшие рисунки с помощью инструментов.

Компьютерный практикум

№ 11. Создание изображения с помощью инструментов графического редактора.

П.Р № 10 (теория)


17

Создание рисунков с помощью инструментов

1

Практикум

Создание рисунков с помощью инструментов

Подготовка к практической работе


18

Графические примитивы и их настройка.

1

Комбинированный урок

Графические примитивы и их настройка.

Уметь настраивать инструменты рисования.

Работа в парах

§ 2.1 -2.4

Задания 2.5, 2.6

Конспект


19

Создания графического объекта с использованием примитивов.

1

Комбинированный урок

Создание рисунков с помощью графических примитивов.

Уметь создавать графические объекты с использованием примитивов.

Компьютерный практикум № 12 Графические примитивы и их настройка. Создания графического объекта с использованием примитивов.

§ 2.1 -2.4

Задания 2.1, 2.2



20

Создания графического объекта с использованием примитивов.

1

Практикум

Создание рисунков с помощью графических примитивов.

§ 2.1 -2.4

Задания 3, 4


21

Редактирование компьютерного рисунка

1

Комбинированный урок

Редактирование компьютерного рисунка. Использование команды «Отменить». Использование инструмента Ластик.

Уметь редактировать компьютерные рисунки.

Компьютерный практикум № 13

Редактирование компьютерного рисунка.

§ 2.5

Задание 2.7


22

Редактирование компьютерного рисунка

1

Практикум

Редактирование компьютерного рисунка. Использование команды «Отменить». Использование инструмента Ластик.

§ 2.5

Задание 2.8


23

Фрагмент рисунка. Технология выделения фрагмента рисунка и его перемещения.

1

Комбинированный урок

Понятие фрагмента рисунка. Технология выделения и перемещения фрагмента рисунка.

Знать понятие фрагмента рисунка; файла.

Уметь выделять и перемещать фрагмент рисунка; создавать графический объект из типовых фрагментов.

Компьютерный практикум № 14

Действия над фрагментами рисунка.

§ 2.6

Задание 2.9


24

Сборка рисунка из деталей

1

Практикум

Примеры создания графического объекта из типовых фрагментов.

Компьютерный практикум № 15 Сборка рисунка из деталей.

§ 2.7

Задание 2.10


25

Построения с помощью клавиши Shift.

1

Комбинированный

Точные построения графических объектов. Построение геометрических фигур. Использование клавиши Shift при построении прямых, квадратов, окружностей.

Знать точные способы построения геометрических фигур.

Уметь использовать при построении геометрических фигур клавишу Shift.

Компьютерный практикум № 16

Построения с помощью клавишы Shift.

§ 2.7

Задание 2.14


26

Сохранение рисунка на диске. Открытие файла с рисунком.

1

Комбинированный

Сохранение рисунка на диске. Понятие файла. Открытие файла с рисунком.

Уметь сохранять рисунок в файле и открывать файл.

Компьютерный практикум № 17.

Сохранение рисунка на диске. Открытие файла с рисунком.

§ 2.8, 2.9

Задание 2.12, 2.13



27

Понятие алгоритма. Примеры алгоритмов из окружающей жизни.

1

Урок-лекция с элементами беседы.

Понятие алгоритма. Примеры алгоритмов из окружающей жизни.

Знать понятия алгоритма; линейного алгоритма; циклического алгоритмов.

Уметь разрабатывать алгоритм и в соответствии с ним создавать графический объект; использовать при создании графического объекта циклический алгоритм













Расширять и обобщать знания по теме «Компьютерная графика»

Фронтальный опрос

§ 2.14, 2.15

Задание по карточкам



28

Компьютерная среда и алгоритмы. Виды алгоритмов.

1

Урок ознакомления с новым материалом

Виды алгоритмов.

Диктант

§ 2.17

Составление алгоритма для Исполнителя Робот


29

Понятие последовательного (линейного) алгоритма.

1

Комбинированный

Понятие последовательного (линейного) алгоритма.

Примеры построения графических объектов на основе линейного алгоритма.

Компьютерный практикум № 18.

Построение графических объектов на основе линейного алгоритма.

§ 2.17

Составление алгоритма для Исполнителя Робот




30

Представление о циклическом алгоритме.

1

Комбинированный

Представление о циклическом алгоритме.

Примеры построения графических объектов на основе циклического алгоритма.

Компьютерный практикум № 19.

Построение графических объектов на основе циклического алгоритма.

§ 2.19

Задание 2.30



31

Построение графических объектов методом последовательного укрупнения копируемого фрагмента.

1

Практикум

Построение графических объектов с помощью метода последовательного укрупнения копируемого фрагмента.

Компьютерный практикум № 20.

Построение графических объектов методом последовательного укрупнения копируемого фрагмента.

§ 2.18

Задание 2.29


32

Контрольная работа по теме «Компьютерная графика»

1

Урок проверки знаний, умений и навыков

Компьютерная графика

Компьютерный практикум № 21. «Компьютерная графика»



33


Итоговое занятие по курсу 5 класса.

1

Урок - консультация



Операционная система. Компьютерная графика.

Систематизировать знания по темам «Операционная система» «Компьютерная графика»




Вопросы к зачёту


34

Итоговая проверочная работа

1

Урок проверки знаний, умений и навыков

Итоговое тестирование



35

Итоговое занятие.

1

Урок обобщения знаний




КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 6 класс


урока

Тема урока

Кол-во уроков

Тип урока

Элементы

содержания

Требования к уровню подготовки учащихся

Формы и способы контроля

Домашняя работа

Дата

1

Повторение по курсу 5 класса. Правила поведения в классе. Техника безопасности.

1

Комбинированный урок

Техника безопасности в кабинете информатики.

Знать: правила поведения в классе, правила техники безопасности

Входная тестовая работа (10 минут)

Конспект


Компьютерная графика как средство развития творческого потенциала (9 часов)

2

Конструирование из мозаики: типовая мозаика

1

Комбинированный урок

Понятие типового элемента мозаики. Понятно конструирования. Меню готовых форм - плоских и объемных, Конструирование с помощью меню готовых форм

Знать понятие конструирования; технологию конструирования из меню готовых форм.

Уметь создавать меню типовых элементов мозаики (готовых форм); разрабатывать алгоритм конструирования из меню готовых форм; конструировать разнообразные графические объекты

Компьютерный практикум № 1.

Конструирование из мозаики: типовая мозаика.

§ 2.21

Задание 2.35


3

Конструирование из мозаики: готовые плоские формы

1

Комбинированный урок

Компьютерный практикум № 2. Конструирование из мозаики: готовые плоские формы.

§ 2.22

Задание 2.36


4

Конструирование из мозаики: готовые объемные формы

1

Комбинированный урок

Компьютерный практикум № 3. Конструирование из мозаики: готовые объемные формы

§ 2.23

Задание 2.37


5

Конструирование из мозаики: разнообразные графические объекты

1

Комбинированный урок

Компьютерный практикум № 4. Конструирование из мозаики: разнообразные графические объекты

Индивидуальные задания


6

Моделирование в среде графического редактора: модели окружающего мира

1

Комбинированный урок

Модели окружающего мира. Понятие моделирования. Примеры построения моделей в графическом редакторе

Знать: что такое модель; в чем суть моделирования.

Уметь приводить примеры моделей из окружающей среды; строить модели в графическом редакторе

Фронтальный опрос

§ 2.24

Задание 2.39


7

Моделирование в среде графического редактора: примеры моделей

1

Комбинированный урок

Проверочная работа

§ 2.25

Задание 2.41


8

Моделирование в среде графического редактора: приемы построения

1

Практикум

Компьютерный практикум № 5. Моделирование в среде графического редактора: приёмы построения.

§ 2.25

Задание 2.42


9

Моделирование в среде графического редактора: изображение моделей окружающей среды

1

Практикум

Компьютерный практикум № 6. Моделирование в среде графического редактора: изображение моделей окружающей среды.

Стр 87

Вопросы

44 - 50


10

Контрольная работа № 1 по теме «Компьютерная графика»

1

Урок проверки знаний, умений и навыков

Компьютерная графика

Расширять и обобщать знания по теме «Компьютерная графика»

Компьютерный практикум № 7. «Компьютерная графика»



Программирование как средство развития алгоритмического и логического мышления (22 часа)

11

Знакомство со средой ЛогоМиры и технологией работы в ней

1

Урок ознакомления с новым материалом

Интерфейс программы ЛогоМиры и его основные объекты: Рабочее поле, Поле команд, Инструментальное меню, Черепашка: Понятие команды в среде ЛогоМиры. Команды управления движением Черепашки. Входные параметры команды. Рисование фигур с помощью Черепашки

Знать назначение среды ЛогоМиры; основные объекты графического интерфейса среды ЛогоМиры; понятие команды и входных параметров.

Уметь управлять движением Черепашки; рисовать простейшие фигуры


Фронтальный опрос

§ 3.1

Задание 3.1


12

Понятие команды в среде ЛогоМиры

1

Комбинированный урок

Индивидуальный опрос

§ 3.2

Задание 3.4


13

Команды управления движением Черепашки

1

Практикум

Компьютерный практикум № 8. Знакомство со средой ЛогоМиры.

§ 3.3 - 3.4

Задание 3.6



14

Рисование фигур с помощью Черепашки

1

Практикум

Компьютерный практикум № 9. Технология работы в среде ЛогоМиры.

§ 3.5

Индивидуальные задания



15

Создание микромира и его обитателей

1

Урок ознакомления с новым материалом

Освоение технологии работы с Полем форм. Заполнение Рабочего поля оттисками форм. Создание декораций микромира, используя Поле форм и графический редактор

Знать назначение и возможности Поля форм; технологию создания декорации микромира.

Уметь переодевать Черепашку в разные формы; пользоваться инструментами Поля форм при создании микромиров; создавать декорации микромира на переднем, среднем и заднем плане

Компьютерный практикум № 10. Создание микромира и его обитателей

§ 3.6

Стр 100 - 101



16

Освоение технологии работы с Полем форм.

1

Практикум

Компьютерный практикум № 10. Создание микромира и его обитателей

§ 3.7

Стр 102


17

Создание декораций микромира, используя Поле форм и графический редактор

1

Практикум

Компьютерный практикум № 10. Создание микромира и его обитателей

§ 3.7

Индивидуальные творческие задания


18

Организация движения Черепашки

1

Урок ознакомления с новым материалом

Личная карточка Черепашки. Как задать ее движение. Моделирование прямолинейного движения объектов с разными скоростями. Управление курсом движения Черепашки. Моделирование движения по сложной траектории. Суть анимации. Команда смены форм Черепашки. Моделирование движения со сменой форм. Моделирование траектории движения с повторяющимся фрагментом

Знать назначение Личной карточки Черепашки; технологию организации движения Черепашки.

Уметь моделировать прямолинейное движение с разными скоростями; моделировать движение по сложной траектории; моделировать движение с повторяющимися фрагментами (создавать анимацию)


Тест

Компьютерный практикум № 11. Организация движения Черепашки.

§ 3.7

Стр 103



19

Моделирование прямолинейного движения объектов с разными скоростями.

1

Комбинированный урок

Компьютерный практикум № 11. Организация движения Черепашки.

§ 3.7

Задание 3.9



20

Моделирование движения по сложной траектории.

1

Практикум

Компьютерный практикум № 12. Моделирование прямолинейного движения объектов с разными скоростями.

§ 3.8

Задание 3.10



21

Моделирование движения со сменой форм.

1

Комбинированный урок

Компьютерный практикум № 13. Моделирование движения по сложной траектории.

§ 3.9

Задание 3.11



22

Моделирование траектории движения с повторяющимся фрагментом

1

Практикум

Компьютерный практикум № 13. Моделирование движения по сложной траектории.

Вопросы к итоговой работе


23

Контрольная работа № 2 по теме «Создание микромира и его обитателей»

1

Урок проверки знаний, умений и навыков

Создание микромира и его обитателей

Систематизировать знания по теме «Создание микромира и его обитателей»

Тестовая работа



24

Составление программ

1

Урок ознакомления с новым материалом

Понятие программы. Назначение Листа программ. Работа с Листом программ. Примеры программ. Назначение обязательных частей программы: заголовка, тела программы, признака завершения. Правила оформления программ. Составление программ рисования графических объектов. Команда организации конечного цикла. Тело цикла в программе.

Этапы создания мультипликационного сюжета

Знать, что такое программа; правила оформления программы; технологию создания мультипликационного сюжета. Уметь разрабатывать программы; использовать в программах команды организации цикла; составлять программы рисования графических объектов; составлять программы для мультипликационного сюжета

Компьютерный практикум № 14. Работа с листом программ.

§ 3.10 - 3.13

Задание 3.16




25

Составление программ рисования графических объектов

1

Комбинированный урок

Компьютерный практикум № 15. Составление программ рисования графических объектов.

§ 3.14

Задание 3.19



26

Этапы создания мультипликационного сюжета

1

Комбинированный урок

Проверочная работа.

Компьютерный практикум № 16. Создания анимационного сюжета.

Творческий проект


27

Создания анимационного сюжета.

1

Комбинированный урок

Компьютерный практикум № 16. Создания анимационного сюжета.

Творческий проект (продолжение)


28

Создания анимационного сюжета.

1

Комбинированный урок

Компьютерный практикум № 16. Создания анимационного сюжета.

Творческий проект (продолжение)


29

Роль датчиков в Ло-гоМирах

1

Комбинированный урок

Датчики, определяющие состояние Черепашки: цвет, курс, размер, форму. Датчики для изменения состояния Черепашки.

Инструмент управления состоянием Черепашки - бегунок. Создание бегунков для регулирования параметров состояния Черепашки. Датчик случайных чисел. Использование в программах датчика случайных чисел

Знать назначение и виды датчиков; когда следует использовать бегунок; что такое датчик случайных чисел и когда его использовать.

Уметь использовать датчики для изменения параметров Черепашки; создавать бегунки; использовать датчик случайных чисел

Компьютерный практикум № 17. Использование датчиков для изменения состояния Черепашки.

§ 3.15, 3.16

Задание 3.20



30

Датчики для изменения состояния Черепашки.

1

Практикум

Компьютерный практикум № 18. Создание бегунков для регулирования параметров состояния Черепашки.

§ 3.17, 3.18

Задание 3.23



31

Использование в программах датчика случайных чисел

1

Практикум

Компьютерный практикум № 19. Использование в программах датчика случайных чисел.

§ 3.19, 3.20

Задание 3.25



32

Контрольная работа № 3 по теме «Среда ЛогоМиры»

1

Урок проверки знаний, умений и навыков

Составление программ

Систематизировать знания по теме «Среда ЛогоМиры»

Компьютерный практикум № 20. Контрольная работа по теме «Среда программирования ЛогоМиры»

Творческий проект


33

Итоговое занятие по курсу 6 класса.

1

Урок - консультация

Компьютерная графика. Среда ЛогоМиры

Систематизировать знания по темам «Компьютерная графика. Среда ЛогоМиры»

Фронтальный опрос

Вопросы к зачёту


34

Итоговая проверочная работа

1

Урок проверки знаний, умений и навыков

Итоговое тестирование



35

Итоговое занятие

1

Урок обобщения заний








Учебное и учебно-методическое обеспечение


  1. Программа по информатике профессора Н.В.Макаровой. - СПб.: Питер, 2008

  2. Информатика. 5-6 класс. Начальный курс./ Под ред. Н.В.Макаровой. - СПб.: Питер, 2010

  3. Югова Н. Л. Камалов Р. Р. Поурочные разработки по информатике. 5 класс. М.: Вако. 2010

  4. Сайт «Информатика в школе»: http://inf777.narod.ru

  5. Сайт «Шпаргалка учителю информатики»: http://portal.krsnet.ru

  6. Сайт «Клякса.ru»:

  7. ЛогоМиры. Секреты программирования:

  8. Мастер-класс по ПервоЛого: виртуальные уроки,



Средства обучения:


  1. Учебник

  2. Компьютер

  3. Мультимедийный проектор

  4. Сканер

  5. Принтер

  6. Интернет

Критерии и нормы оценки ЗУН обучающихся

по информатике и информационным технологиям

  1. Содержание и объем материала, подлежащего проверке, определяется программой. При проверке усвоения материала необходимо выявлять полноту, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.

  2. Основными формами проверки ЗУН учащихся по информатике являются письменная контрольная работа, самостоятельная работа на ЭВМ, тестирование, устный опрос и зачеты (в старших классах).

  3. При оценке письменных и устных ответов учитель в первую очередь учитывает показанные учащимися знания и умения. Оценка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися. Среди погрешностей выделяются ошибки и недочеты. Погрешность считается ошибкой, если она свидетельствует о том, что ученик не овладел основными знаниями и (или) умениями, указанными в программе. К недочетам относятся погрешности, свидетельствующие о недостаточно полном или недостаточно прочном усвоении основных знаний и умений или об отсутствии знаний, не считающихся в программе основными. Недочетами также считаются: погрешности, которые не привели к искажению смысла полученного учеником задания или способа его выполнения, например, неаккуратная запись, небрежное выполнение блок-схемы и т. п.

  4. Задания для устного и письменного опроса учащихся состоят из теоретических вопросов и задач. Ответ за теоретический вопрос считается безупречным, если по своему содержанию полностью соответствует вопросу, содержит все необходимые теоретические факты и обоснованные выводы, а его изложение и письменная запись математически и логически грамотны и отличаются последовательностью и аккуратностью.
    Решение задач считается безупречным, если правильно выбран способ решения, само решение сопровождается необходимыми объяснениями, верно выполнен алгоритм решения, решение записано последовательно, аккуратно и синтаксически верно по правилам какого-либо языка или системы программирования.
    Самостоятельная работа на ЭВМ считается безупречной, если учащийся самостоятельно или с незначительной помощью учителя выполнил все этапы решения задачи на ЭВМ, и был получен верный ответ или иное требуемое представление решения задачи.

  5. Оценка ответа учащегося при устном и письменном опросах, а также при самостоятельной работе на ЭВМ, проводится по пятибалльной системе, т.е. за ответ выставляется одна из отметок: 1 (плохо), 2 (неудовлетворительно), 3 (удовлетворительно), 4 (хорошо), 5 (отлично).

  6. Учитель может повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное решение задачи, которые свидетельствуют о высоком уровне владения информационными технологиями учащимся, за решение более сложной задачи или ответ на более сложный вопрос, предложенные учащемуся дополнительно после выполнения им основных заданий.


Оценка ответов учащихся.
Для устных ответов определяются следующие критерии оценок:

  • оценка «5» выставляется, если ученик:

  • полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;

  • изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя математическую и специализированную терминологию и символику;

  • правильно выполнил графическое изображение алгоритма и иные чертежи и графики, сопутствующие ответу;

  • показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации при выполнении практического задания;

  • продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;

  • отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.
    Возможны одна-две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.

  • оценка «4» выставляется, если:

ответ удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:

  • в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие логического и информационного содержания ответа;

  • допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя;

  • допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.

  • оценка «3» выставляется, если:

  • неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала, имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании терминологии, чертежах, блок-схем и выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;

  • ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме,

  • при знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.

  • оценка «2» выставляется, если:

  • не раскрыто основное содержание учебного материала;

  • обнаружено незнание или непонимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала,

  • допущены ошибки в определении понятий, при использовании терминологии, в чертежах, блок-схем и иных выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.

  • оценка «1» выставляется, если:

  • ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала или не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изучаемому материалу.


Для письменных работ учащихся:

  • оценка «5» ставится, если:

  • работа выполнена полностью;

  • в графическом изображении алгоритма (блок-схеме), в теоретических выкладках решения нет пробелов и ошибок;

  • в тексте программы нет синтаксических ошибок (возможны одна-две различные неточности, описки, не являющиеся следствием незнания или непонимания учебного материала).

  • оценка «4» ставится, если:

  • работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);

  • допущена одна ошибка или два-три недочета в чертежах, выкладках, чертежах блок-схем или тексте программы.

  • оценка «3» ставится, если:

  • допущены более одной ошибки или двух-трех недочетов в выкладках, чертежах блок-схем или программе, но учащийся владеет обязательными умениями по проверяемой теме.

  • оценка «2» ставится, если:

  • допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными знаниями по данной теме в полной мере.

  • оценка «1» ставится, если:

  • работа показала полное отсутствие у учащегося обязательных знаний и умений по проверяемой теме.





Самостоятельная работа на ЭВМ оценивается следующим образом:

  • оценка «5» ставится, если:

  • учащийся самостоятельно выполнил все этапы решения задач на ЭВМ;

  • работа выполнена полностью и получен верный ответ или иное требуемое представление результата работы;

  • оценка «4» ставится, если:

  • работа выполнена полностью, но при выполнении обнаружилось недостаточное владение навыками работы с ЭВМ в рамках поставленной задачи;

  • правильно выполнена большая часть работы (свыше 85 %);

  • работа выполнена полностью, но использованы наименее оптимальные подходы к решению поставленной задачи.

  • оценка «3» ставится, если:

  • работа выполнена не полностью, допущено более трех ошибок, но учащийся владеет основными навыками работы на ЭВМ, требуемыми для решения поставленной задачи.

  • оценка «2» ставится, если:

  • допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными знаниями, умениями и навыками работы на ЭВМ или значительная часть работы выполнена не самостоятельно.

  • оценка «1» ставится, если:

  • работа показала полное отсутствие у учащихся обязательных знаний и навыков работы на ЭВМ по проверяемой теме.






 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал