- Учителю
- Рабочая программа по информатике для 1 класс по Горячеву
Рабочая программа по информатике для 1 класс по Горячеву
«РАССМОТРЕНО НА»
_______________________
«____»____________2015 г.
«СОГЛАСОВАНО»
Зам. директора по УВР
МАОУСОШ п. Боровенка
«____»____________2015 г.
___________Т. П. Михайлова
«УТВЕРЖДЕНО»
Директором
МАОУСОШ п. Боровенка
___________Л. Н.Селезнева
«___»__________2015 г.
Программа
по внеурочной деятельности:
«Информатика в играх и задачах»
для 1 класса
на 2015-2016 учебный год
Разработчик программы
учитель информатики
Антипова А. В.
2015г.
Пояснительная записка.
Цель современной школы - подготовка детей к жизни. Педагоги, родители и школьники в полной мере осознают преимущества, которые несёт в себе развитие и распространение информационных компьютерных технологий. Наши сегодняшние ученики должны быть готовы успешно интегрироваться в общество. И решить эту задачу помогает массовое внедрение ИКТ в школе. Программа рассчитана на учащихся 1 класса.
Дети, начавшие изучение курса с 1 класса, с большим удовольствием воспринимают внеурочные занятия по информатике, начинают лучше успевать по другим предметам и легче осваивают материал курса в дальнейшем. Так как по утверждениям психологов, основные логические структуры мышления формируются в возрасте 5 - 11 лет.
Курс внеурочных занятий по информатике разработан на основе программы «Информатика в играх и задачах» автор А.В. Горячев Образовательная система «Школа 2100»
Занятие проводится 1 раз в неделю.
Цели и задачи курса
1. Формирование основ научного мировоззрения - формирование представлений об информации как одном из трех основополагающих понятий науки - вещества, энергии, информации, на основе которых строится современная научная картина мира.
2. Формирование общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией - развитие у школьников теоретического, творческого мышления, формирование операционного мышления, направленного на выбор оптимальных решений, а также умение грамотно пользоваться источниками информации, умение правильно организовать информационный процесс, оценить информационную безопасность и т.д.
3. Подготовка школьников к последующей профессиональной деятельности с учетом переноса центра тяжести в общественном разделении труда из сферы материального производства в область информационных процессов и технологий, т.е. с учетом смены доминирующего вида деятельности человека, обусловленного переходом от индустриального к информационному этапу развития общественного производства.
4. Овладение информационными и телекоммуникационными технологиями как необходимое условие перехода к системе непрерывного образования, немыслимого без усиления роли принципа индивидуализации обучения, реализации индивидуальных «образовательных траекторий» для обучаемых, которые могут быть осуществлены в практике обучения только на основе средств информационных технологий.
Цели пропедевтического курса информатики (с точки зрения непрерывного изучения курса) должны быть направлены на создание максимально благоприятных условий к началу базового курса для обеспечения возможности достижения целей. В первую очередь, с точки зрения авторов программы, к таким условиям относится развитие мышления учеников. Поэтому принят следующий набор целей обучения пропедевтическому курсу информатики:
1. Формирование навыков решения задач с применением таких подходов к решению, которые наиболее типичны и распространены в информатике:
• применение формальной логики при решении задач: построение выводов путем применения к известным утверждениям логических операций («если - то», «и», «или», «не» и их комбинаций - «если ... и ..., то...»);
• алгоритмический подход к решению задач - умение планирования последовательности действий для достижения какой-либо цели, а также решения широкого класса задач, для которых ответом является не число или утверждение, а описание последовательности действий;
• системный подход - рассмотрение сложных объектов и явлений в виде набора более простых составных частей, каждая из которых выполняет свою роль для функционирования объекта в целом; рассмотрение влияния изменения в одной составной части на поведение всей системы;
• объектно-ориентированный подход: самое важное - объекты, а не действия, умение объединять отдельные предметы в группу с общим названием, выделять общие признаки предметов этой группы и действия, выполняемые над этими предметами; умение описывать предмет по принципу «из чего состоит и что делает (можно с ним делать)».
2. Создание кругозора в областях знаний, тесно связанных с информатикой: знакомство с графами, комбинаторными задачами, логическими играми с выигрышной стратегией («начинают и выигрывают») и некоторыми другими.
3. Формирование навыков решения логических задач и ознакомление с общими приемами решения задач - «как решать задачу, которую раньше не решали» (поиск закономерностей, рассуждения по аналогии, по индукции, правдоподобные догадки, развитие творческого воображения и др.).
Организация учебно-воспитательного процесса и состав учебно-методического материала
Обучение проводится по учебно-методическому комплекту «Информатика в играх и задачах».
Учебно-методический материал разработан для обучения с 1-го по 4-й класс. Для каждого класса используется учебник (в 2 частях), методическое пособие для учителя с подробным поурочным планированием. В методическом пособии описаны занимательные и игровые формы обучения. Как правило, различные темы и формы подачи учебного материала активно чередуются в течение одного урока.
Занятия проходят один раз в неделю.
Содержание программы
1-й класс (33 ч)
План действий и его описание (11 ч)
Последовательность действий. Последовательность состояний в природе. Выполнение последовательности действий. Составление линейных планов действий. Поиск ошибок в последовательности действий.
Отличительные признаки и составные части предметов (11 ч)
Выделение признаков предметов, узнавание предметов по заданным признакам. Сравнение двух или более предметов. Разбиение предметов на группы по заданным признакам.
Логические рассуждения (11 ч)
Истинность и ложность высказывания. Логические рассуждения и выводы. Поиск путей на простейших графах, подсчет вариантов. Высказывания и множества. Построение отрицания простых высказываний.
Ожидаемый результат
В результате обучения учащиеся будут уметь:
- находить лишний предмет в группе однородных;
- давать название группе однородных предметов;
- находить предметы с одинаковым значением признака (цвет, форма, размер, число элементов и т.д.);
- находить закономерности в расположении фигур по значению одного признака;
- называть последовательность простых знакомых действий;
- находить пропущенное действие в знакомой последовательности;
- отличать заведомо ложные фразы;
- называть противоположные по смыслу слова.
Материально-техническое обеспечение
1. Информатика в играх и задачах: Учебник-тетрадь для 1 кл. А. В. Горячев, Т. О. Волкова, К. И. Горина .- М.: Баласс, 2014г.
2. Информатика в играх и задачах для 1 кл.: Методические рекомендации для учителя.А. В. Горячев, Т. О. Волкова, К. И. Горина и др.- М.: Баласс, 2011г..
Календарно-тематическое планирование.
(безкомпьютерный)
№ п/п
Дата
Тема
Задания
Содержание и форма занятия
1
Цвет предметов.
1-8
Научиться определять цвет предметов, классифицировать по цвету. Игра
2
Форма предметов
9-16
Научиться определять форму предметов, классифицировать по форме. Рисование
3
Размер предметов.
17-24
Научиться сравнивать и классифицировать предметы по размеру. Игра
4
Названия предметов.
25-32
Научиться сравнивать и классифицировать предметы по общему названию. Игра
5
Признаки предметов.
33-40
Научиться описывать и определять предметы через их признаки. Исследование
6
Состав предметов.
41-48
Научиться описывать и определять предметы через их составные части. Исследование.
7
Обобщение.
49-53
Викторина
8
Повторение.
54-71
Занятие-путешествие. Отгадывание кроссворда.
9
Понятия «равно», «не равно».
1-8
Научиться сравнивать группы предметов по количеству. Игра
10
Отношения «больше», «меньше».
9-16
Научиться сравнивать группы предметов по количеству. Соревнование по группам.
11
Понятия «вверх», «вниз», «вправо», «влево».
17-24
Изучить понятия «вверх», «вниз», «вправо», «влево». Ориентировка на листе бумаги.
12
Действия предметов.
25-32
Научиться обобщать и классифицировать предметы по их действиям. Игра.
13
Последовательность событий.
33-39
Научиться определять последовательность событий. Игра.
14
Порядок действий.
40-44
Научиться определять порядок действий. Игра
15
Обобщение.
45-53
Занятие-викторина.
16
Повторение.
54-63
Занятие-путешествие. Отгадывание кроссворда.
17
Цифры.
1-8
Познакомиться с порядковыми числительными. Исследование.
18
Возрастание, убывание.
9-16
Научиться записывать числа в порядке убывания и возрастания. Игра
19
Множество и его элементы.
17-24
Ввести понятие «множество», «элементы множества», научиться определять принадлежность элемента множеству.
20
Способы задания множеств.
25-32
Изучить различные способы заданий множеств: перечисление и задание общего свойства его элементов. Игра
21
Сравнение множеств.
33-40
Научиться сравнивать множества по числу элементов в них. Игра
22
Отображение множеств.
41-48
Научиться ставить в соответствие элементам одного множества элементы другого множества. Исследование.
23
Кодирование.
49-56
Научиться ставить в соответствие предметам или действиям другие предметы или действия. Исследование.
24
Симметрия фигур.
57-63
Ввести понятие оси симметрии. Игра
25
Обобщение.
64-66
Занятие-путешествие. Отгадывание кроссворда.
26
Повторение.
67-79
Викторина
27
Отрицание.
1-8
Научиться отрицанию некоторого свойства с помощью частицы «не». Игра.
28
Понятия «истина» и «ложь».
9-16
Научиться оценивать простейшие высказывания с точки зрения истинности или сложности. Исследование.
29
Понятие «дерево».
17-24
Научиться классифицировать предметы по нескольким свойствам. Игра.
30
Графы.
25-32
Познакомиться с понятием «графа». Научиться решать некоторые задачи с помощью графов. Игра.
31
Комбинаторика.
33-34
Научиться решать задачи комбинаторного типа. Исследование.
32
Логические задачи.
44-54
Привить навыки решения логических задач. Игра
33
Повторение.
55-70
Занятие -соревнование