- Учителю
- Программа факультативного занятия по информатике 'Юный информатик'3 класс
Программа факультативного занятия по информатике 'Юный информатик'3 класс
Пояснительная записка.
Одной из задач современной школы является обеспечение вхождения учащихся в информационное общество, овладение каждым школьником новыми массовыми ИКТ (текстовый редактор, графический редактор, электронные таблицы, электронная почта и т. д.)
Факультатив «Юный информатика» рассчитан на учащихся 3 класса, имеющих начальную подготовку по информатике и выбравших в рамках факультатива дальнейшее обучение по данному предмету.
Важнейшим приоритетом образования на сегодняшний день становится формирование у школьников представлений о современном информационном обществе, информационной безопасности личности и государства. Поэтому уже на самых ранних этапах обучения школьники должны получать представление о сущности информационных процессов, рассматривать примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, живой природе и технике, учиться классифицировать информацию, выделять общее и особенное, устанавливать связи и т. д. Это помогает школьнику осмысленно видеть окружающий мир, более успешно в нем ориентироваться, формирует основы научного мировоззрения. Формирование пользовательских навыков для введения компьютера в учебную деятельность должно подкрепляться самостоятельной творческой работой, личностно-значимой для обучаемого. Это достигается с помощью информационно-предметного практикума, в котором задачи по информатике наполняются актуальным предметным содержанием.
Цели программы::
-
Формирование у учащихся готовности к информационно-учебной деятельности, выражающейся в их желании применять средства информационных и коммуникационных технологий в любом предмете для реализации учебных целей и саморазвития.
-
Изучение понятий базового курса школьной информатики.
-
Развитие творческих и познавательных способностей учащихся.
В основу курса положены следующие принципы:
1. Целостность и непрерывность обучения (данная ступень является важным звеном единой общешкольной подготовки по информатике и информационным технологиям).
2. Научность в сочетании с доступностью, строгость и систематичность изложения (включение в содержание фундаментальных положений современной науки с учетом возрастных особенностей обучаемых).
3. Практическая ориентированность обучения. При этом исходным является положение о том, что компьютер может многократно усилить возможности человека, но не заменить его.
4. Развивающее обучение, которое ориентировано не только на получение новых знаний в области информатики и информационных технологий, но и на активизацию мыслительных процессов, формирование и развитие у школьников обобщенных способов деятельности, формирование навыков самостоятельной работы.
Задачи программы:
1. Познакомиться с понятиями объекты, множество объектов, древо, графы, координатная плоскость, кодирование, хранение, память и др.
2. Познакомиться с основными устройствами ПК, принципами их работы, видами программ.
3. Научиться выполнять основные операции над информационными объектами.
4. Научиться работать с различными видами информации на компьютере.
Содержание курса.
Общая продолжительность курса - 34 часов (1 час в неделю).
Теоретическая информатика.
Информация, свойства, модели, графы, объекты, кодирование информации и т.д.
Средства информатизации.
Процессор. Память компьютера. Устройства ввода информации. Устройства вывода. Операционная система.
Информационные технологии.
Текстовые редакторы. Графические редактор.
Социальная информатика.
Информационное общество. Информационная безопасность.
Требования к знаниям и умениям:
Учащиеся должны знать:
-
понимать и правильно применять на бытовом уровне понятия информация, информационный объект;
-
различать виды информации по способам ее восприятия человеком, по формам представления на материальных носителях;
-
приводить примеры информационных носителей;
-
иметь представление о способах кодирования информации;
-
вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры и мыши;
-
уметь применять простейший графический редактор для создания и редактирования рисунков;
-
знать о требованиях к организации компьютерного рабочего места, соблюдать требования безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ.
Обучающиеся должны уметь:
-
работать мышью;
-
выбирать пункты меню;
-
запускать программу и завершать работу с ней;
-
настраивать панель Инструменты графического редактора Paint;
-
создавать простейшие рисунки с помощью инструментов;
-
выделять и перемещать фрагмент рисунка;
-
сохранять и открывать графические файлы;
Формы обучения:
-
рассказ;
-
беседа;
-
викторины;
-
тестирование.
Ожидаемые результаты:
-
По окончанию курса обучающиеся должны овладеть навыками работы в графических и текстовых программах;
-
Повысить навыки самостоятельной подготовки.
Содержание
1.Повторение 1
2. Повторение. Объекты. 1
3.Множество объектов. 2
4.Дерево 1
5.Графы 2
6.Контрольная работа №1 1
7.Комбинаторика 1
8.Координатная плоскость 2
9. Кодирование информации 3
10.Хранение информации 1
11.память компьютера. 1
12.Контрольная работа №2 1
13.Графический редактор Paint. Как сохранить рисунок. 1
14. Графический редактор Paint. Как открыть рисунок 1
15. Графический редактор Paint. Вставка надписи 2
16.Графический редактор Paint. Копирование и вставка объекта 1
17. Графический редактор Paint. Поворот объекта 1
18. Графический редактор Paint. Как вырезать и вставить объект 1
19. Графический редактор Paint. Симметрия 1
20.Контрольная работа №3 1
21.Свойства информации 1
22.Двоичный код 1
23. Информационный объём сообщения 1
24.Модели 1
25.Графические модели 1
26.информационные модели 1
27. Контрольная работа 1
28. Повторение 1
Календарно - тематическое планирование «Юный информатик»
(34 час, 1 раз в неделю)
№
Тема факультативных занятий
Всего часов
Вид занятий
Дата
деятельность учителя
деятельность учащихся
1
Повторение
1
Лекция
Беседа
2
Повторение. Объекты.
1
Рассказ
Беседа
3,4
Множество объектов
2
Лекция
Практическая работа
5
Дерево
1
Объяснение нового
Практическая работа
6,7
Графы
2
Объяснение нового
Беседа
8
Контрольная работа №1
1
Беседа
9
Комбинаторика
1
Рассказ
Беседа
10,11
Координатная плоскость
2
Беседа
Беседа
12,13
Кодирование информации
2
Лекция
Тестирование
14,15
Хранение информации
2
Объяснение нового
Практическая работа
16
Память компьютера
1
Лекция
Самостоятельная работа
17
Контрольная работа №2
1
Практическая работа
18
Графический редактор Paint. Как сохранить рисунок
1
Рассказ
Практическая работа
19
Графический редактор Paint. Какоткрыть рисунок
1
Рассказ
Практическая работа
20,21
Графический редактор Paint. Вставка надписи
2
Объяснение нового
Самостоятельная работа
22
Графический редактор Paint. Копирование и вставка объекта
1
Беседа
Практическая работа
23
Графический редактор Paint.Поворот объекта
1
Презентация
Практическая работа
24
Графический редактор Paint. Как вырезать и вставить объект
1
Объяснение нового
Практическая работа
25
Графический редактор Paint. Симметрия
1
Презентация
Практическая работа
26
Контрольная работа №3
1
Практическая работа
27
Свойства информации
1
Презентация
Практическая работа
28
Двоичный код
1
Беседа
Практическая работа
29
Информационный объём сообщения
1
Лекция
Самостоятельная работа
30
Модели
1
Объяснение нового
Практическая работа
31
Графические модели
1
Объяснение нового
Беседа
32
Информационные модели
1
Объяснение нового
Практическая работа
33
Контрольная работа №4
1
тестирование
34
Повторение
1
Самостоятельная
работа
Итого:
34