7


  • Учителю
  • Методическая разработка внеклассного мероприятия по информатике на тему Информатика - вчера, сегодня, завтра

Методическая разработка внеклассного мероприятия по информатике на тему Информатика - вчера, сегодня, завтра

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Ульяновский техникум железнодорожного транспорта»













Методическая разработка

внеклассного мероприятия по дисциплине информатика

Брейн-ринг «Информатика - вчера, сегодня завтра»















Королева О.Н., преподаватель информатики, I категории



















Ульяновск, 2015

Брейн-ринг «Информатика -вчера, сегодня, завтра »

Цели:

Обучения: закрепление знаний, умений навыков по основным темам учебного курса «Информатика и ИКТ»

Воспитания: воспитывать самостоятельность, целеустремленность, умение работать в команде, ответственность в достижении цели.

Развития: развивать познавательный интерес учащихся к предмету, логическое мышление, творческую активность.

Приемы: критическое мышление.

Методы: частично-поисковые.

Форма деятельности: групповая.

Средства обучения: презентация, упражнения.

Содержание материала: ОК 1, ОК 3, ОК 6, ОК 7.

Рекомендуемые группы: группы 1 курса

Оборудование:

  • Музыкальные заставки, мультимедийный проектор.

  • 2 листа бумаги формата А3, маркеры.

  • презентация



Ход мероприятия

Конкурс 1. Разминка «Видимо - невидимо»

Наша разминка называется «Видимо-невидимо».

Каждая команда получает по листу ватмана и маркеры. За 20 секунд команды должны на своих листах крупно написать все известные им названия устройств, относящихся к теме «Компьютер». Названия эти можно расположить на листе по-разному (наискосок, вверх ногами, прямо и т.д.). По истечении времени команды на 10 секунд показывают друг другу свои листы. Задача - запомнить и назвать большее количество слов, записанное командой-соперником. За каждое верно названное слово команде начисляется по 1 баллу. Также по 1 баллу получает команда за каждое написанное слово.

Итак, раз, два, три, начали! (помощники засекают время, после выступления команд подсчитывают баллы, оглашают их и записывают на табло для каждой из команд).



Конкурс 2. «За 100 секунд»

За 100 секунд каждая команда должна верно ответить на как можно большее количество вопросов. Если команда затрудняется с ответом, капитан просит перейти к следующему вопросу, сказав «Дальше». Верный ответ приносит команде 1 балл.

Жюри подсчитывает количество верных ответов и регламентирует время.

Вопросы 1 команде:

  1. Значок на экране, щелкнув мышью на котором можно открыть некоторую программу, документ или папку. (Ярлык)

  2. Не имеющий физического воплощения, а созданный на экране монитора компьютера. (Виртуальный)

  3. Образное представление схемы организации на диске файлов и каталогов (папок). (Дерево)

  4. Фирма, предоставляющая услуги по пользованию Интернетом. (Провайдер)

  5. Размер шрифта. (Кегль, пункт)

  6. Многократно повторяющаяся часть алгоритма (программы). (Цикл)

  7. Человек - фанат компьютерных игр. (Геймер)

  8. Назовите "антипод" для слова «клиент». (Сервер)

  9. Сколько байт в 40 битах?(5)

  10. Минимальная единица измерения информации. (бит)

  11. От имени какого математика произошло слово АЛГОРИТМ. (Аль Хорезми)

  12. (Вопрос-шутка) Какой носитель имеет форму пиццы? (Гибкий, жесткий, компакт-диски)

  13. Как называется объект - заместитель оригинала? (модель)

  14. Гибкий магнитный диск. (дискета)

  15. (Вопрос-шутка) Книгу по какому языку программирования химики называют книгой про ионы меди? (Си++.)

  16. Аппаратные и программные средства, обеспечивающие объединение на компьютере текста, графики, анимации и звука. (Мультимедиа)

  17. Состояние, при котором включенный компьютер не реагирует на действия пользователя (Зависание)

  18. Изобретатель системы кодирования информации, использующий два символа: точку и тире. (Морзе).

Вопросы 2 команде:

  1. Перечисление всех папок (каталогов), в которые вложен файл. (Путь)

  2. Запись числа 8 в 8-ричной системе счисления. (10)

  3. Элемент печатающей головки матричного принтера (Иголка)

  4. Текст, содержащий связи с текстом других документов. (Гипертекст)

  5. Минимальный элемент изображения на экране монитора. (Пиксель)

  6. Главный компьютер многоранговой локальной сети. (Сервер)

  7. Начинающий пользователь. (Чайник, лузер)

  8. Назовите "антипод" для слова «константа». (Переменная)

  9. Сколько бит в 3 байтах?(24)

  10. Минимальный информационный объект. (Файл)

  11. (Вопрос-шутка) Кто жужжит в дисководе? (Овод - дисковод.)

  12. Последовательность действий, направленная для достижения конкретной цели. (Алгоритм)

  13. Что общего между папирусом, берестяной грамотой, книгой и дискетой? (Хранение информации).

  14. (Вопрос-шутка) Как зовут дирижера оркестра компьютерных устройств? (Операционная система.)

  15. Вычислительное устройство у древних греков и римлян, похожее на счёты. (Абак).

  16. Специальные правила, определяющие принцип построения слов и предложений в языке программирования. (Синтаксис)

  17. Как называются программы, предназначенные для просмотра страниц Интернета? (браузеры)

  18. Символ, используемый в обозначении интервала ячеек в электронных таблицах. ( : )



Конкурс 3. «И то, и другое - что это такое?»

Каждой команде поочередно необходимо определить каким понятиям соответствуют приведенные комментарии.

Например, И ковровая, и беговая, и на магнитном диске в компьютере (дорожка).

  1. И нота, и язык программирования (СИ)

  2. И семейный, и военный, и файловый (архив)

  3. И категория в спорте, и позиция в записи числа (разряд)

  4. И в трапеции, и у памятника, и у системы счисления (основание)

  5. И почтовый, и нижний или верхний, и у элемента массива (индекс)

  6. И город в Англии, и разговорное название жесткого диска (винчестер)

  7. И медицинская, и в компьютерной программе (процедура)

  8. И искусственное русло, наполненное водой, и линия связи (канал)

  9. И рыболовная, и компьютерная (сеть)

  10. И движение ногой при ходьбе, и величина изменения параметра цикла (шаг)



Конкурс 4. «Компьютерное зазеркалье»

В словосочетаниях, связанных с компьютерами и информатикой, слова заменены на противоположные по смыслу, назначению, размерам и т.п. Команде необходимо как можно быстрее определить исходные словосочетания. Капитан команды поднимает руку, если команда готова дать ответ. За каждый правильный ответ 1 балл.

Например, Беззвучный микрофон (звуковая колонка)

  1. Гибкая плата (жесткий диск)

  2. Видимая папка (скрытый файл)

  3. Долговременный склероз (оперативная память)

  4. Естественная глупость (искусственный интеллект)

  5. Коллективные счеты (персональный компьютер)

  6. Лиственный файл (корневой каталог)

  7. Отцовский блок (материнская плата)

  8. Одеяло для кошки (коврик для мышки)

  9. Ручная вакцина (компьютерный вирус)

  10. Низкий запрет (высокое разрешение)



Конкурс 5. «Компьютерный синоним»

Ведущий произносит слово, а игроки называют его синоним. Право ответа на вопрос получает тот, кто первым поднимет руку.

  1. Компьютер - ... (электронно-вычислительная машина - ЭВМ).

  2. Винчестер - ... (жесткий магнитный диск).

  3. Системная плата - ... (материнская плата).

  4. Дискета - ... (гибкий магнитный диск, флоппи-диск).

  5. CD-ROM - ... (лазерный диск).

  6. Адаптер - ... (контроллер).

  7. Принтер - ... (печатающее устройство).

  8. Листинг - ...(распечатка).

  9. Плоттер - ... (графопостроитель).

  10. Монитор - ... (дисплей).

  11. RAM - ... (оперативное запоминающее устройство - ОЗУ).

  12. Инсталляция - ... (установка программного обеспечения (ПО).

  13. Пиктограмма- ... (иконка).

  14. Ссылка - ... (указатель).

  15. Флажок - ... (переключатель).

  16. Клик, кликнуть - ... (щелчок, щелкнуть).

  17. Конкатенация - ... (сцепление, склейка символов).

  18. Бинарная - ... (двоичная).



Конкурс 6. «Компьютерные анаграммы»



Максимальное количество баллов за конкурс - 11.

Анаграммы для первой команды

  1. Линия связи - НАКАЛ. {Канал)

  2. Наука о законах и формах мышления - ИГОЛКА. (Логика)

  3. Несколько проводов в оболочке - БАК + ЕЛЬ. {Кабель)

  4. Вид подпрограммы - ЦЕДРА + УПОР. (Процедура)

  5. Устройство связи - ФЕН + ТЕЛО. {Телефон)

  6. Часть дорожки магнитного диска - РОК + СЕТ. {Сектор)

  7. Язык программирования - БЕЙ + КИС. (Бейсик)

  8. Порядковый номер байта оперативной памяти - САД + РЕ. (Адрес)

  9. Паутинный документ - ПИ + ГРЕК + ТЕСТ. {Гипертекст)

  1. Плод текстового редактора - ДОК + УМ + НЕТ. (Документ)

  1. Единица измерения информации - ЛАЙ + БОТИК. {Килобайт)

Анаграммы для второй команды

  1. «Хорошее» значение логической переменной - СИ + ТИНА. (Истина)

  2. Поименованная группа файлов - АГАТ + КОЛ. (Каталог)

  3. Ударная единица клавиатуры - ИВА + ШЛАК (ВАЛ + ИШАК). (Клавиша)

  4. Порция из нескольких секторов - ТРАК + ЛЕС. (Кластер)

  5. Приказ на машинном языке - ДАМА + КОН. (Команда)

  6. Действие с файлом - КОПИ+РОВ+ИЕНА. (Копирование)

  7. Текстовый редактор - КЛОК + СЕНИ. (Лексикон)

  8. Единица информации - ТАЙМ + БЕГА. {Мегабайт)

  9. Хранилище информации - ТОН + СИ + ЕЛЬ. (Носитель)

  1. Набор цветов для изображения - ТРИ + ЛАПА. (Палитра)

  2. Аргумент или результат процедуры - РЕПА + МАРТ. (Параметр)



Конкурс 7. «Определи антипод»

Задание. Командам даются слова. Необходимо к каждому слову подыскать антипод - слово, противоположное по смыслу, назначению, свойствам. (Антиподы для конкурса запи­саны на доске)

Максимальное количество баллов за конкурс - 13.

Слова для первой команды. 1. Абсолютный адрес. 2. Адресант. 3. Антивирусная программа. 4. Ввод. 5. Возведение в степень. 6. Глобальная. 7. Долговременная память. 8. Жесткий магнитный диск. 9. Истина. 10. Мышь. 11. Минимальный. 12. Переменная. 13. Цифровой.

Слова для второй команды. 14. Портативный. 15. Begin. 16. Вставка. 17. Виртуаль­ный. 18. Восстановление. 19. Фрагментация. 20. Модулятор. 21. Клиент. 22. Программист. 23. Пиратский. 24. Автоматический. 25. Черно-белый. 26. Шифратор.

Антиподы: а. Дискета, б. Цветной, в. Аналоговый, г. Пользователь, д. Дефрагмента-ция. е. Реальный, ж. Вывод, з. Локальная, и. Сервер, к. End. л. Адресат, м. Дешифратор, н. Настольный, о. Оперативная память, п. Ручной, р. Демодулятор, с. Компьютерный вирус, т. Клавиатура, трекбол, у. Удаление, ф. Извлечение корня, х. Ложь. ц. Лицензионный, ч. Кон­станта, ш. Замена, щ. Относительный адрес, э. Максимальный.

Ответы: 1 - щ, 2 - л, 3 - с, 4 - ж, 5 - ф, 6 - з, 7 - о, 8 - а, 9 - х, 10 - т, 11 - э, 12 - ч, 13 - в, 14 - н, 15 - к, 16 - ш, 17 *- е, 18 - у, 19 - д, 20 - р, 21 - и, 22 - г, 23 - ц, 24 - п, 25 - б, 26 - м.



Конкурс 8. «ДА, НЕТ»

Прочитав, скажи в ответ

Слово «ДА» или слово «НЕТ».

  1. В древности считали в двоичной системе счисления? (Нет)

  2. На Руси не было специальных обозначений для цифр, а пользовались буквами с «титлом» - специальным значком над буквой? (Да)

  3. Арабские цифры изобрели арабы. (Нет, их придумали в Индии, но в Европу эти цифры попали от арабов)

  4. Римская система счисление была непозиционной. (ДА)

  5. Мы до сих пор пользуемся в быту шестидесятеричной системой счисления древних шумеров (Вавилон). (ДА, Измерение времени и градусная мера углов основывается на шестидесятеричной системе счисления)

  6. В современной Европе иногда используется двенадцатеричная система счисления. (ДА. Год состоит из 12 месяцев, половина суток из 12 часов. В русском языке счет часто идет дюжинами, английский фунт состоит из 12 шиллингов, Сервизы, салфетки, столовые приборы продают наборами по 6 и 12 штук.)

  7. Число 14263 может быть записано в пятеричной системе счисления. (НЕТ)

  8. Число 110110 может быть записано в двоичной системе счисления. (ДА)

  9. В шестнадцатеричной системе счисления есть цифра D. (ДА)

  10. Русские счеты в десятичной системе счисления изобрели в XII веке. (НЕТ, в XVI веке. Представляют собой четырехугольную рамку с прутками, на которых нанизаны подвижные костяшки)

  11. На арифмометре можно было умножать восьмизначные числа на четырехзначные. (ДА)

  12. У первых версий некоторых персональных компьютеров отсутствовали жесткие магнитные диски. (ДА)

  13. Компьютеры являются цифровыми устройствами. (ДА. Ведь они понимают только вкл/выкл, да/нет)

  14. Люди являются аналоговыми устройствами. (ДА. Ведь они понимают столько различных слов.)

  15. Информацию, хранимую в собственной памяти человека, можно считать оперативной. (ДА)

  16. Информацию из внешней памяти можно вывести на дисплей или принтер. (НЕТ)

  17. 3,5-дюймовые диски совершенно не гибкие (ДА)

  18. Если постараться, то можно найти в продаже дешевый и хороший новый ноутбук. (НЕТ)

  19. Красота системного блока (корпуса) благоприятно влияет на качество и производительность персонального компьютера (НЕТ)

  20. Видеокарта имеет собственный процессор, собственное программное обеспечение и собственную память. (ДА)

  21. В 1946 году математик из Принстонского университета Джон Таки впервые использовал в одной из своих работ термин «бит» (ДА)

  22. Цифру ноль можно заменять прописной буксой «О». (НЕТ. Их путать нельзя.)

  23. Клавиша «END» на клавиатуре ПК прекращает выполнение любой программы или сеанс оперативной памяти (НЕТ, она служит для перемещения курсора в коней строки)

  24. В апреле 1994 года была выпущена последняя версия операционной системы MS-DOS (ДА, версия 6.22, первая же версия ОС появилась в августе 1981 года)

  25. WINDOWS допускает, чтобы на одном диске находились два файла с абсолютно одинаковыми именами (ДА)

  26. В Италии за отправку электронных писем без согласия получателя можно «схлопотать» 1 год тюрьмы (НЕТ, не 1 год, а целых 3)

  27. Компании ЭППЛ, выпускающей популярные персональные компьютеры Макинтош, принадлежит контрольный пакет акций компании Майкрософт (НЕТ. Все наоборот)

  28. Благодаря Интернету, родные и друзья заключенных в Страсбурге могут ознакомиться с условиями содержания близких, не выходя из дома. (ДА)

  29. Улица в Редмонде, где располагается штаб-квартира компании Майкрософт, называется Microsoft Way. (ДА, а дом № 1)

  30. Проиграв компанию по выборам в президенты США, Альберт Гор вошел в состав Совета директоров компании Apple (ЭППЛ). (ДА)



Конкурс 9. «Прочти слова» (5 мин.)

В табличках приведены слова, связанные с информатикой и компьютерами, причем буквы слов записаны "змейкой", то есть они могут быть записаны в любом направлении по горизонтали и по вертикали (слева направо, снизу вверх и т.д.), но не по диагонали.

Задание

Методическая разработка внеклассного мероприятия по информатике на тему Информатика - вчера, сегодня, завтра

Примечание: ответы каждая команда записывает на листочке со своим названием и сдает жюри, время сдачи учитывается.



Конкурс 10. «Опознай пословицу».

Этот конкурс проводится с помощью надувных шаров.

В надувные шары поместить скрученные в тонкие трубочки листы с текстом измененных пословиц. К шарам по очереди подходят участники команд, прокалывают шар булавкой, берут листок с заданием, читают пословицу и дают правильную интерпретацию. За каждую отгаданную пословицу команде начисляется 1 балл. Если участник команды затрудняется дать ответ, то команде-сопернице дается шанс угадать пословицу, за что она получает дополнительное очко.ЗАДАНИЯ

ОТВЕТЫ

Скажи мне, какой у тебя компьютер, и я скажу, кто ты.

Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты.

Компьютер памятью не испортишь.

Кашу маслом не испортишь.

Дареному компьютеру в системный блок не заглядывают.

Дареному коню в зубы не смотрят.

В Силиконовую долину со своим компьютером не ездят.

В Тулу со своим самоваром не ездят.

Утопающий за F1 хватается.

Утопающий за соломинку хватается.

Бит байт бережет.

Копейка рубль бережет.

Что из Корзины удалено, то пропало.

Что с возу упало, то пропало.

Вирусов бояться - в Интернет не ходить.

Волков бояться - в лес не ходить.

За одного хакера семь кандидатов наук дают.

За одного битого семь небитых дают.

Всяк Web-дизайнер свой сайт хвалит.

Всяк кулик свое болото хвалит.



Рефлексия.

На ваших столах лежат три листочка: два смайлика (веселый и грустный), и табличка что вам больше понравилось на нашем мероприятии.

















Список литературы

  1. Златопольский Д.М. Сборник заданий для внеклассной работы по информатике / Д.М. Златопольский. - М.: Чистые пруды, 2006. - 32 с. - (Библиотечка «Первого сентября», серия «Информатика». Вып. 1(7))

  2. Златопольский Д.М. Задания для конкурсов, викторин, КВН и учебные кроссворды по информатике / Д.М. Златопольский. - М.: Чистые пруды, 2007. - 32 с. - (Библиотечка «Первого сентября», серия «Информатика». Вып. 1(13))

  3. teacher.fio.ru/news.php?n=22226&c=1476

  4. uzelochek.narod.ru/song126/s4435.htm

  5. 100.kkr.ru

  6. schools.techno.ru/sch518/krilov/koridor/inform/uroks/100k1/100k1.htm

  7. informatika.na.by/files/razrabotkiurokovimeropriiatii/scenarii/new1/new1/znatok.htm

  8. nsportal.ru/shkola/informatika-i-ikt/library/2015/01/15/vneklassnoe-meropriyatie-po-informatike-umniki-i-umnitsy</</font>































 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал