7


  • Учителю
  • Рабочая программа по информатике 6 класс

Рабочая программа по информатике 6 класс

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Пояснительная записка

С целью реализации непрерывного изучения курса «Информатика и ИКТ» в образовательном учреждении за счет часов школьного компонента вводится изучение в 6 классе предмета «Информатика и ИКТ».

Рабочая программа по информатике и ИКТ составлена на основе авторской программы Босовой Л.Л. «Программа курса информатики и ИКТ для 5-7 классов средней общеобразовательной школы» изданной в сборнике «Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы / Составитель М.Н. Бородин. - 2-е изд. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012».

Цели программы:

  • формирование общеучебных умений и навыков на основе средств и методов информатики и ИКТ, в том числе овладение умениями работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать ее результаты;

  • пропедевтическое изучение понятий основного курса школьной информатики, обеспечивающее целенаправленное формирование общеучебных понятий, таких как «объект», «система», «модель», «алгоритм» и др.;

  • воспитание ответственного и избирательного отношения к информации; развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.



Задачи программы:

  • включить в учебный процесс содержание, направленное на формирование у учащихся основных общеучебных умений информационно-логического характера, таких как анализ объектов и ситуаций; синтез как составление целого из ча­стей и самостоятельное достраивание недостающих компо­нентов; выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; обобщение и сравнение данных; подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логических цепочек рассуждений и т. д.;

  • создать условия для овладения основными универсальны­ми умениями информационного характера, такими как постановка и формулирование проблемы; поиск и выделе­ние необходимой информации, применение методов ин­формационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов ре­шения задач в зависимости от конкретных условий; само­стоятельное создание алгоритмов деятельности при реше­нии проблем творческого и поискового характера;

  • показать роль средств информационных и коммуникаци­онных технологий в информационной деятельности чело­века;

  • расширить спектр умений использования средств инфор­мационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации (работа с текстом и графикой в среде соответ­ствующих редакторов); создать условия для овладения способами и методами освоения новых инструментальных средств, формирования умений и навыков самостоятельной работы; воспитать стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;

  • организовать деятельность, направленную на овладение первичными навыками исследовательской деятельности, получение опыта принятия решений и управления объек­тами с помощью составленных для них алгоритмов;

  • создать условия для развития умений продуктивного взаи­модействия и сотрудничества со сверстниками и взрослы­ми: умением правильно, четко и однозначно формулиро­вать мысль в понятной собеседнику форме; умением выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ.

Содержание авторской программы Босовой Л.Л. в рабочей программе адаптировано к условиям используемого программного обеспечения Linux в образовательном процессе.

Преподавание курса ориентировано на использование учебного и программно-методического комплекса, в который входят:

  • учебник и рабочая тетрадь для учащихся;

  • методическое пособие для учителя, где последовательно раскрывается содержание учебных тем, предлагаются способы и приемы работы с УМК;

  • комплект цифровых образовательных ресурсов;

  • сборник занимательных задач, в котором собраны, систематизированы по типам и ранжированы по уровню сложности задачи по информатике, а также из смежных с информатикой теоретических областей, которые могут быть предложены для решения учащимся в 6 классе, даны ответы, указания и решения.



6

Л.Л. Босова

БИНОМ. Лаборатория знаний

2009

Информатика и ИКТ: методическое пособие для учителей.

6

Л.Л. Босова

БИНОМ. Лаборатория знаний

2009

Набор цифровых образовательных ресурсов на диске «Информатика 5-7».

6

Л.Л. Босова

БИНОМ. Лаборатория знаний

2009

Занимательные задачи по информатике: сборник задач по информатике для 5-7 классов.

5-7

Л.Л. Босова

БИНОМ. Лаборатория знаний

2008

Информатика и ИКТ. Учебная программа и поурочное планирование для 5-7 классов.

5-7

Л.Л. Босова

БИНОМ. Лаборатория знаний

2009

Программа рассчитана на 1 час в неделю (35 часов в год). Программой предусмотрено проведение:

  • практических работ - 21;

  • проверочные работы - 2;

  • контрольная работа - 4;

  • творческая работа - 1 .

Учебно-тематический план

(1 ч в неделю, 35 ч в год)

Количество часов

общее

теория

практика

6 класс

1

Компьютер и информация

12

6

6

2

Человек и информация

12

6

6

3

Алгоритмы и исполнители

8

3

5



Резерв

2

1

1



Итого:

34

16

18





Формы организации учебного процесса

Единицей учебного процесса является урок. В первой части урока проводиться объяснение нового материала, а на конец урока планируется компьютерный практикум (практические работы). Работа учеников за компьютером в 6 классах 10-20 минут. В ходе обучения учащимся предлагаются короткие (5-10 минут) проверочные работы (в форме тестирования). Очень важно, чтобы каждый ученик имел доступ к компьютеру и пытался выполнять практические работы по описанию самостоятельно, без посторонней помощи учителя или товарищей.

Формирование навыков самостоятельной работы, начатое в 5 классе, должно быть продолжено в 6 классе. Направленность на формирование навыков самостоятельной работы особенно от­четливо проявляется при организации компьютерного практи­кума, который в 6 классе все более характеризуется как индивидуально Направленный. Большинство работ компьютерного практикума состоит из заданий нескольких уровней сложности: школьник, в зависимости от предшествующего уровня подго­товки и способностей, выполняет задания репродуктивного, продуктивного или творческого уровня. Первый уровень слож­ности, обеспечивающий репродуктивный уровень подготовки, содержит Небольшие подготовительные задания, знакомящие учащихся с минимальным набором необходимых технологиче­ских приемов по созданию информационного объекта. Для каж­дого такого задания предлагается подробная технология его вы­полнения, во многих случаях приводится образец того, что дол­жно получиться в итоге. Учитывая, что многие школьники успели познакомиться с информационными технологиями уже в начальной школе, учитель может не предлагать эти задания наиболее подготовленным в области ИКТ ученикам и, наоборот, порекомендовать их дополнительную проработку во внеурочное время менее подготовленным ребятам. В заданиях второго уров­ня сложности, обеспечивающего продуктивный уровень подго­товки, учащиеся решают задачи, аналогичные тем, что рассмат­ривались на предыдущем уровне, но для получения требуемого результата они самостоятельно выстраивают полную технологи­ческую цепочку. Заданий продуктивного уровня, как правило, несколько. Предполагается, что на данном этапе учащиеся бу­дут самостоятельно искать необходимую для работы информа­цию, как в предыдущих заданиях, так и в справочниках, имею­щихся в конце учебников. По возможности, цепочки этих зада­ний строятся так, чтобы каждый следующий шаг работы опирался на результаты предыдущего шага, приучал ученика к постоянным «челночным» движениям от промежуточного результата к условиям и к вопросу, определяющему цель дей­ствия, формируя, тем самым, привычку извлекать уроки из собственного опыта, что и составляет основу актуального во все времена умения учиться. Задания третьего уровня сложно­сти носят творческий характер и ориентированы на наиболее подготовленных учащихся. Такие задания всегда формулиру­ются в более обобщенном виде, многие из них представляют со­бой информационные мини-задачи. Выполнение творческого задания требует от ученика значительной самостоятельности при уточнении его условий, поиске необходимой информации, выборе технологических средств и приемов выполнения зада­ния. Такие задания целесообразно предлагать школьникам для самостоятельного выполнения дома, поощряя их выполнение Дополнительной оценкой.



Формы текущего контроля знаний, умений, навыков; промежуточной и итоговой аттестации учащихся



В 6 классе используется несколько различных форм кон­троля: тестирование; контрольная работа на опросном листе; разноуровневая контрольная работа.

Контрольная работа на опросном листе содержит условия за­даний и предусматривает места для их выполнения. В зависи­мости от временных ресурсов и подготовленности учеников учи­тель может уменьшить число обязательных заданий, переведя часть из них в разряд дополнительных, выполнение которых поощряется еще одной оценкой.

Практические контрольные работы для учащихся 6 клас­са распределены по трем уровням сложности. Важно правиль­но сориентировать учеников, чтобы они выбирали вариант, адекватный их возможностям.

Для того чтобы настроить школьников на вдумчивую работу с тестами, важно им объяснить правила, которых мы рекомендуем придерживаться при оценивании:

  • за каждый правильный ответ начисляется 1 балл;

  • за каждый ошибочный ответ начисляется штраф в 1 балл;

  • за вопрос, оставленный без ответа (пропущенный вопрос), ничего не начисляется.

Такой подход позволяет добиться вдумчивого отношения к тестированию, позволяет сформировать у школьников навыки самооценки и ответственного отношения к собственному выбору. Тем не менее, учитель может отказаться от начисления штрафных баллов, особенно на начальном этапе тестирования.

При выставлении оценок желательно придерживаться следующих общепринятых соотношений:

  • 50-70% - «3»;

  • 71-85% - «4»;

  • 86-100% - «5».

По усмотрению учителя эти требования могут быть снижены. Особенно внимательно следует относиться к «пограничным» ситуациям, когда один балл определяет «судьбу» оценки, а иногда и ученика. В таких случаях следует внимательно проанализировать ошибочные ответы и, по возможности, принять решение в пользу ученика. Важно создать обстановку взаимопонимания и сотрудничества, сняв излишнее эмоциональное напряжение, возникающее во время тестирования.





Тематические и итоговые контрольные работы



Создание текстовых документов

Тематический контроль

Разноуровневая практическая контрольная работа

2

Компьютер и информация

Тематический контроль

Контрольная работа на опросном листе

3

Структурирование и визуализация информации

Тематический контроль

Разноуровневая практическая контрольная работа

4

Человек и информация

Тематический контроль

Интерактивное тестирование/ тестирование по опросному листу

5

Создание графических изображений

Тематический контроль

Разноуровневая практическая контрольная работа

6

Алгоритмы и исполнители

Тематический контроль

Интерактивное тестирование/ тестирование по опросному листу

7

Рисунок, текстовый документ, слайд-шоу, презентация

Итоговый мини-проект

Творческая работа





Практическая контрольная работа 1

Тема: «Создание текстовых документов»



Вариант 1.

1. В текстовом процессоре Word создайте документ по образцу, приведенному в левой части таблицы. Используйте информацию правого столбца таблицы.









Надпись (объект WordArt)

Фродо почувствовал, что продрог до костей, замерз смертельно, навсегда. А голос становился все различимее, и волосы Фродо встали дыбом, когда бормотание превратилось в заклинание:

Абзацный отступ - 1 см.

Шрифт - Times New Roman, размер - 12.

Выравнивание - по ширине

Властелин колец

Черный камень, черный лед

Сердце холодом скует;

Будет долог черный сон.

Лишь тогда прервется он,

Когда Солнце и Звезда

Омертвеют навсегда.

Абзацный отступ - 4 см.

Шрифт - Arial , размер - 12.

Выравнивание - по левому краю.

Откуда-то из-за головы послышался скребущий, царапающий звук. Опершись на руку, Фродо приподнялся и огляделся.

Абзацный отступ - 1 см.

Шрифт - Times New Roman, размер - 12.

Выравнивание - по ширине

Д. Толкиен

Шрифт - Times New Roman, размер - 12, курсив.

Выравнивание - по правому краю

2. Сохраните документ в собственной папке в файле Толкиен1.



Практическая контрольная работа 1

Тема: «Создание текстовых документов»



Вариант 2.

1. В текстовом процессоре Word создайте документ по образцу, приведенному в левой части таблицы. Используйте имеющуюся информацию правого столбца таблицы. Самостоятельно определите недостающие параметры форматирования.









Надпись (объект WordArt)

Фродо почувствовал, что продрог до костей, замерз смертельно, навсегда. А голос становился все различимее, и волосы Фродо встали дыбом, когда бормотание превратилось в заклинание:

Абзацный отступ - 1 см.

Шрифт - Times New Roman,

размер - 12.

Выравнивание - … .

Властелин колец

Черный камень, черный лед

Сердце холодом скует;

Будет долог черный сон.

Лишь тогда прервется он,

Когда Солнце и Звезда

Омертвеют навсегда.

Абзацный отступ - 4 см.

Шрифт - Arial ,

размер - 12.

Выравнивание - … .

Откуда-то из-за головы послышался скребущий, царапающий звук. Опершись на руку, Фродо приподнялся и огляделся.

Абзацный отступ - … .

Шрифт - … ,

размер - … .

Выравнивание - … .

Д. Толкиен

Шрифт - Times New Roman,

размер - 12, курсив.

Выравнивание - … .

2. Сохраните документ в собственной папке в файле Толкиен2.



Практическая контрольная работа 1

Тема: «Создание текстовых документов»

Вариант 3.

1. В текстовом процессоре Word создайте документ по образцу, приведенному в левой части таблицы. Самостоятельно определите необходимые параметры форматирования.









Надпись (объект WordArt)

Фродо почувствовал, что продрог до костей, замерз смертельно, навсегда. А голос становился все различимее, и волосы Фродо встали дыбом, когда бормотание превратилось в заклинание:

Абзацный отступ - 1 см.

Шрифт - Times New Roman,

размер - 12.

Выравнивание - … .

Властелин колец

Черный камень, черный лед

Сердце холодом скует;

Будет долог черный сон.

Лишь тогда прервется он,

Когда Солнце и Звезда

Омертвеют навсегда.

Абзацный отступ - 4 см.

Шрифт - Arial ,

размер - 12.

Выравнивание - … .

Откуда-то из-за головы послышался скребущий, царапающий звук. Опершись на руку, Фродо приподнялся и огляделся.

Абзацный отступ - … .

Шрифт - … ,

размер - … .

Выравнивание - … .

Д. Толкиен

Шрифт - Times New Roman,

размер - 12, курсив.

Выравнивание - … .

2. Сохраните документ в собственной папке в файле Толкиен3.



Практическая контрольная работа 2

Тема: «Структурирование и визуализация информации»

Вариант 1.

1. Откройте файл Человек.doc (Мои документы \6 класс \ Заготовки). Внимательно прочтите текст.

Все окружающие нас объекты воздействуют на наши органы чувств. Органы чувств человека - средства приема сигналов из внешнего мира для передачи их в мозг. Информация, получаемая человеком с помощью глаз, называется зрительной или визуальной. Информация, получаемая с помощью ушей называется звуковой или аудиальной. С помощью носа мы получаем обонятельную информацию или запахи, язык предоставляет нам вкусовую информацию, кожа - осязательную (тактильную). Физически здоровый человек приблизительно 80% всей информации получает с помощью глаз, 10% - с помощью ушей, 5, 3 и 2 % приходятся соответственно на нос, кожу и рот.

По смыслу разбейте его на 3 абзаца.

На основании имеющейся информации создайте нумерованный список «Наши органы чувств».

2. Создайте и заполните таблицу, состоящую из 3 столбцов и 6 строк следующего вида:

Практическая контрольная работа 2

Тема: «Структурирование и визуализация информации»



Вариант 2.

1. Откройте файл Человек.doc (Мои документы \6 класс \ Заготовки). Внимательно прочтите текст.

Все окружающие нас объекты воздействуют на наши органы чувств. Органы чувств человека - средства приема сигналов из внешнего мира для передачи их в мозг. Информация, получаемая человеком с помощью глаз, называется зрительной или визуальной. Информация, получаемая с помощью ушей называется звуковой или аудиальной. С помощью носа мы получаем обонятельную информацию или запахи, язык предоставляет нам вкусовую информацию, кожа - осязательную (тактильную). Физически здоровый человек приблизительно 80% всей информации получает с помощью глаз, 10% - с помощью ушей, 5, 3 и 2 % приходятся соответственно на нос, кожу и рот.

По смыслу разбейте его на 3 абзаца.

На основании имеющейся информации создайте нумерованный список «Наши органы чувств» и маркированный список «Виды информации».

2. Создайте и заполните таблицу, состоящую из 2 столбцов и 6 строк следующего вида:

3. На основании таблицы из п.2 постройте столбчатую диаграмму:

Рабочая программа по информатике 6 класс

3. Сохраните результат работы в собственной папке в файле Обработка2.



Практическая контрольная работа 2

Тема: «Структурирование и визуализация информации»



Вариант 3.

1. Откройте файл Человек.doc (Мои документы \6 класс \ Заготовки). Внимательно прочтите текст.

Все окружающие нас объекты воздействуют на наши органы чувств. Органы чувств человека - средства приема сигналов из внешнего мира для передачи их в мозг. Информация, получаемая человеком с помощью глаз, называется зрительной или визуальной. Информация, получаемая с помощью ушей называется звуковой или аудиальной. С помощью носа мы получаем обонятельную информацию или запахи, язык предоставляет нам вкусовую информацию, кожа - осязательную (тактильную). Физически здоровый человек приблизительно 80% всей информации получает с помощью глаз, 10% - с помощью ушей, 5, 3 и 2 % приходятся соответственно на нос, кожу и рот.

По смыслу разбейте его на 3 абзаца.

На основании имеющейся информации создайте нумерованный список «Наши органы чувств» и маркированный список «Виды информации».

2. На основании имеющейся информации постройте таблицу «Органы чувств и информация», отражающую вклад органов чувств в обеспечение человека информацией.

3. На основании имеющейся информации постройте диаграмму «Органы чувств и информация», отражающую вклад органов чувств в обеспечение человека информацией.

4. Сохраните результат работы в собственной папке в файле Обработка3.



Практическая контрольная работа 3

Тема: «Создание графических изображений»

Вариант 1.

1. Создайте в графическом редакторе Paint или средствами текстового процессора Word следующий фрагмент.

Рабочая программа по информатике 6 класс

2. Копируя и отражая построенный фрагмент слева направо и сверху вниз постройте один из следующих рисунков:

Рабочая программа по информатике 6 класс

3. Сохраните результат работы в файле Мозаика.



Практическая контрольная работа 3

Тема: «Создание графических изображений»



Вариант 2.

1. Создайте в графическом редакторе Paint или средствами текстового процессора Word следующие рисунки:

Рабочая программа по информатике 6 класс

2. Сохраните результат работы в файле Мозаика.



Практическая контрольная работа 3

Тема: «Создание графических изображений»



Вариант 3.

1. Создайте в графическом редакторе Paint один из рисунков:

Рабочая программа по информатике 6 класс

2. Сохраните результат работы в файле Мозаика.bmp.

3. Создайте средствами текстового процессора Word другой рисунок.

4. Сохраните результат работы в файле Мозаика.doc.



Контрольная работа по теме: «Компьютер и информация»

Вариант 1.

1. Переведите число из десятичной системы счисления в двоичную.2. Отметьте и последовательно соедините на координатной плоскости точки, координаты которых приведены в двоичной системе счисления.

































3. Декодируйте текстовые сообщения.

1) Сообщение в кодировке ASCII: 01010011 01001111 01000110 01010100.

Декодированное сообщение: ____________________________________________ .

2) Сообщение в кодировке КОИ-8: 1111000 11000001 11010000 11001011 11000001.

Декодированное сообщение: ____________________________________________ .

4. Постройте черно-белое изображение, которому будет соответствовать указанные двоичные коды (закрасьте клетки):

5. Переведите в биты ¼ Кбайта. _________________________ .



Контрольная работа по теме: «Компьютер и информация»

Вариант 2.

1. Переведите число из десятичной системы счисления в двоичную.2. Отметьте и последовательно соедините на координатной плоскости точки, координаты которых приведены в двоичной системе счисления.

































3. Декодируйте текстовые сообщения.

1) Сообщение в кодировке ASCII: 01001000 01000001 01010010 01000100.

Декодированное сообщение: ____________________________________________ .

2) Сообщение в кодировке Windows: 11010100 11000000 11001001 11001011.

Декодированное сообщение: ____________________________________________ .

4. Постройте черно-белое изображение, которому будет соответствовать указанные двоичные коды (закрасьте клетки):





Тест 1 по теме: «Человек и информация»



Вариант 1.

1. Выпишите все понятия, содержащиеся в предложении.

Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет. (А. С. Пушкин)

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

2. Отметьте все понятия среди следующих словосочетаний:

  • Система счисления

  • В вычислительной технике применяется двоичная система счисления

  • Графический файл

  • Текстовый документ

  • Файл - это информация, хранящаяся во внешней памяти как единое целое и обозначенная именем

  • Двоичные коды

  • Всего существует 256 различных цепочек из 8 нулей и единиц.

3. Укажите недостающее понятие:

  1. Человек - мозг = компьютер - …

  • клавиатура

  • системный блок

  • память

  • процессор

  1. Человек - записная книжка = компьютер - …

  • оперативная память

  • жесткий диск

  • системный блок

  • память

4. Определите вид следующего суждения: «Все дети с удовольствием играют в компьютерные игры.»

  • общеутвердительное

  • общеотрицательное

  • частноутвердительное

  • частноотрицательное

5. Отметьте формы мышления:

  • понятие

  • восприятие

  • анализ

  • синтез

  • суждение

  • умозаключение

  • обобщение

Тест 1 по теме: «Человек и информация»



Вариант 2.

1. Выпишите все понятия, содержащиеся в предложении.

Пушки с пристани палят, кораблю пристать велят. (А. С. Пушкин)

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

2. Отметьте все суждения среди следующих словосочетаний:

  • система счисления

  • с вычислительной технике применяется двоичная система счисления

  • графический файл

  • текстовый документ

  • файл - это информация, хранящаяся во внешней памяти как единое целое и обозначенная именем

  • двоичные коды

  • всего существует 256 различных цепочек из 8 нулей и единиц.

3. Укажите недостающее понятие:

  1. Художник - холст = компьютер - …

  • сканер

  • клавиатура

  • экран

  • процессор

  1. Компьютер - память = фабрика - …

  • цех

  • контора

  • ворота для ввоза сырья

  • склад

4. Определите вид следующего суждения: «Некоторые девочки любят играть в футбол.»

  • общеутвердительное

  • общеотрицательное

  • частноутвердительное

  • частноотрицательное

5. Отметьте логические приемы формирования понятий:

  • понятие

  • восприятие

  • анализ

  • синтез

  • суждение

  • умозаключение

  • обобщение



Тест 2 по теме: «Алгоритмы и исполнители»



Вариант 1.

1. Закончите предложение: «Алгоритмом называется …»

  • нумерованный список

  • маркированный список

  • система команд исполнителя

  • конечная последовательность шагов в решении задачи, приводящая от исходных данных к требуемому результату

2. Что можно считать алгоритмом?

  • Правила техники безопасности

  • Список класса

  • Кулинарный рецепт

  • Перечень обязанностей дежурного по классу

3. Закончите предложение: «Блок-схема - форма записи алгоритма, при которой для обозначения различных шагов алгоритма используются …»

  • рисунки

  • списки

  • геометрические фигуры

  • формулы

4Рабочая программа по информатике 6 класс. Закончите предложение: «Геометрическая фигура используется в блок-схемах для обозначения …»

  • начала или конца алгоритма

  • ввода или вывода

  • принятия решения

  • выполнения действия

5Рабочая программа по информатике 6 класс. Закончите предложение: «Геометрическая фигура используется в блок-схемах для обозначения …»

  • начала или конца алгоритма

  • ввода или вывода

  • принятия решения

  • выполнения действия

6. Отметьте галочкой истинные высказывания:

  • Человек разрабатывает алгоритмы.

  • Компьютер разрабатывает алгоритмы.

  • Исполнитель разрабатывает алгоритмы.

  • Человек управляет работой других исполнителей по выполнению алгоритмов.

  • Компьютер управляет работой связанных с ним технических устройств по выполнению алгоритмов.

  • Исполнитель управляет работой связанных с ним технических устройств по выполнению алгоритмов.

  • Человек исполняет алгоритмы.

  • Компьютер сам выполняет алгоритмы (программы).

  • Исполнитель четко и безошибочно выполняет алгоритмы, составленные из команд, входящих в его СКИ.

7. Закончите предложение: «Алгоритм, в котором команды выполняются в порядке их записи, то есть последовательно друг за другом, называется …»

  • линейным

  • ветвлением

  • циклическим



Тест 2 по теме: «Алгоритмы и исполнители»



Вариант 2.

1. Закончите предложение: «Алгоритмом называется …»

  • нумерованный список

  • конечная последовательность шагов в решении задачи, приводящая от исходных данных к требуемому результату

  • блок-схема

  • система команд исполнителя

2. Что можно считать алгоритмом?

  • Правила организации рабочего места

  • Телефонный справочник

  • Схема метро

  • Инструкция по пользованию телефонным аппаратом

3. Закончите предложение: «Графическое представление алгоритма для исполнителя называется …»

  • рисунком

  • планом

  • геометрической фигурой

  • блок-схемой

4Рабочая программа по информатике 6 класс. Закончите предложение: «Геометрическая фигура используется в блок-схемах для обозначения …»

  • начала или конца алгоритма

  • ввода или вывода

  • принятия решения

  • выполнения действия

5Рабочая программа по информатике 6 класс. Закончите предложение: «Геометрическая фигура используется в блок-схемах для обозначения …»

  • начала или конца алгоритма

  • ввода или вывода

  • принятия решения

  • выполнения действия

6. Отметьте галочкой истинные высказывания:

  • Человек исполняет алгоритмы.

  • Компьютер сам выполняет алгоритмы (программы).

  • Исполнитель четко и безошибочно выполняет алгоритмы, составленные из команд, входящих в его СКИ.

  • Человек управляет работой других исполнителей по выполнению алгоритмов.

  • Компьютер управляет работой связанных с ним технических устройств по выполнению алгоритмов.

  • Исполнитель управляет работой связанных с ним технических устройств по выполнению алгоритмов.

  • Человек разрабатывает алгоритмы.

  • Компьютер разрабатывает алгоритмы.

  • Исполнитель разрабатывает алгоритмы.

7. Закончите предложение: «Алгоритм, в котором некоторая группа команд выполняются многократно, пока соблюдается некоторое заранее установленное условие, называется …»

  • линейным

  • ветвлением

  • циклическим



Учебно-тематический план



Тема

Количество часов

Общее

Теория

Практика

1

Компьютер и информация

12

6

6

2

Человек и информация

12

6

6

3

Алгоритмы и исполнители

8

3

5



Резерв

2

1

1



Итого:

34

16

18



Содержание учебного курса



1. Компьютер и информация

Компьютер - универсальная машина для работы с информа­цией. История вычислительной техники. Файлы и папки. Как информация представляется в компьютере, или Цифро­вые данные. Двоичное кодирование цифровой информации. Перевод целых десятичных чисел в двоичный код. Перевод целых чисел из двоичной системы счисления в десятичную.

Тексты в памяти компьютера. Изображения в памяти ком­пьютера. История счета и систем счисления. Единицы измерения информации.

Компьютерный практикум

Клавиатурный тренажер.

Практическая работа № 1 «Работаем с файлами и папками. Часть 1».

Практическая работа № 2 «Знакомимся с текстовым процес­сором OpenOffce.org Writer».

Практическая работа № 3 «Редактируем и форматируем текст. Создаем надписи».

Практическая работа № 4 «Нумерованные списки».

Практическая работа № 5 «Маркированные списки».



2. Человек и информация

Информация и знания. Чувственное познание окружающего мира. Мышление и его формы. Понятие как форма мышления. Как образуются понятия. Содержание и объем понятия. Отноше­ния между понятиями (тождество, пересечение, подчинение, соподчинение, противоположность, противоречие). Опреде­ление понятия. Классификация. Суждение как форма мыш­ления. Умозаключение как форма мышления.

Компьютерный практикум

Практическая работа № 6 «Создаем таблицы в OpenOffce.org.Writer».

Практическая работа № 7 «Размещаем текст и графику в таб­лице».

Практическая работа № 8 «Строим диаграммы в OpenOffce.org.Writer».

Практическая работа № 9 «Изучаем графический редактор ColorColorPaint».

Практическая работа № 10 «Планируем работу в графиче­ском редакторе ColorColorPaint ».

Практическая работа № 11 «Рисуем в редакторе ColorColorPaint».

3. Элементы алгоритмизации

Что такое алгоритм. О происхождении слова «алгоритм».

Исполнители вокруг нас.

Формы записи алгоритмов.

Графические исполнители в среде программирования Basic.

Исполнитель DRAW. Исполнитель LINE. Исполнитель CIRCLE.

Типы алгоритмов. Линейные алгоритмы. Алгоритмы с ветв­лениями. Циклические алгоритмы. Ханойская башня.

Компьютерный практикум

Практическая работа № 12 «Рисунок на свободную тему».

Практическая работа № 13 «OpenOffice.org.Impress. Часы».

Практическая работа № 14 «OpenOffice.org.Impress. Времена года».

Практическая работа № 15 «OpenOffice.org.Impress. Скакалочка».

Практическая работа № 16 «Работаем с файлами и папками. Часть 2».

Практическая работа № 17 «Создаем слайд-шоу».

Практическая работа № 18 «Знакомимся со средой про­граммирования Basic».

Практическая работа № 19 «Исполнитель DRAW».

Практическая работа № 20 «Исполнитель LINE».

Практическая работа № 21 «Исполнитель CIRCLE».

(Курсивом отмечен дополнительный материал.)





Требования к подготовке учащихся в области информатики и ИКТ



Учащиеся должны:

• определять, информативно или нет некоторое сообщение, если известны способности конкретного субъекта к его восприятию;

• понимать смысл терминов «понятие», «суждение», «умо­заключение»;

• приводить примеры единичных и общих понятий, отноше­ний между понятиями;

• различать необходимые и достаточные условия;

• иметь представление о позиционных и непозиционных системах счисления;

• уметь переводить целые десятичные числа в двоичную систему счисления и обратно;

• иметь представление об алгоритмах, приводить их при­меры;

• иметь представления об исполнителях и системах команд исполнителей;

• уметь пользоваться стандартным графическим интерфей­сом компьютера;

• определять назначение файла по его расширению;

• выполнять основные операции с файлами;

• уметь применять текстовый процессор для набора, редак­тирования и форматирования текстов, создания списков и таблиц;

• уметь применять инструменты простейших графических редакторов для создания и редактирования рисунков;

• создавать простейшие мультимедийные презентации для поддержки своих выступлений;

• иметь представление об этических нормах работы с инфор­мационными объектами.



Перечень учебно-методических средств обучения



Литература (основная и дополнительная)



  1. Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 5 класса. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.

  2. Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 5 класса. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.

  3. Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 6 класса. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.

  4. Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 6 класса. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.

  5. Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 7 класса. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.

  6. Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 7 класса. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.

  7. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Уроки информатики в 5-7 классах: методическое пособие. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.

  8. Босова Л.Л., Босова А.Ю., Коломенская Ю.Г. Занимательные задачи по информатике. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.

  9. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Контрольно-измерительные материалы по информатике для V-VII классов // Информатика в школе: приложение к журналу «информатика и образование». №6-2007. - М.: Образование и Информатика, 2007.

  10. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Комплект плакатов для 5-6 классов. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.

  11. Босова Л.Л. Набор цифровых образовательных ресурсов «Информатика 5-7». - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.





Оборудование и приборы



  1. Операционная система Alt Linux, Windows

  2. Пакет офисных приложений MicrosoftOffice, OpenOffice.

  3. Плакаты Босовой Л.Л.

  4. Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (school-collection.edu.ru/</</u>).

  5. Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/).





Перечень цифровых образовательных ресурсов



1. Файлы и папки.

2. Цифровые данные.

3. Единицы измерения информации.

4. Информация и знания.

5. Чувственное познание.

6. Мышление.

7. Понятие.

8. Содержание и объем понятия.

9. Отношения между понятиями.

10. Суждение.

11. Умозаключение.

12. Алгоритмы и исполнители.

13. Типы алгоритмов.

14. История счета и систем счисления.

15. История вычислительной техники.

п/п

Наименование раздела

урока

Тема урока

Кол-во часов

Дата

в году

в четв

по плану

факт

I четверть

I (12ч)

Компьютер и информация

1

1

Компьютер - универсальная машина для работы с информа­цией. Техника безопасности и организация рабочего места. Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов.

1





2

2

Файлы и папки. Практическая работа №1. «Работаем с файлами и папками».

1





3

3

Информация в памяти компьютера. Системы счисления. Практическая работа №2 «Знакомимся с текстовым редактором Word» (задание 1)

1





4

4

Двоичное кодирование числовой информации. Практическая работа №2 «Знакомимся с текстовым редактором Word» (задание 2).

1





5

5

Перевод двоичных чисел в десятичную систему счисления. Работа с приложением Калькулятор.

1





6

6

Тексты в памяти компьютера. Практическая работа №3 «Редактируем и форматируем текст. Создаем надписи». (задание 1).

1





7

7



7

Кодирование текстовой информации. Практическая работа №3 «Редактируем и форматируем текст. Создаем надписи». (задание 2).

1





8

8

Создание документов в текстовом процессоре Word. Практическая контрольная работа.

1





9

9

Растровое кодирование графической информации

1





II четверть

10

1

Векторное кодирование графической информации. Практическая работа №4 «Нумерованные списки».

1





11

2

Единицы измерения информации. Практическая работа №5 «Маркированные списки».

1





12

3

Контрольная работа. Информация и знания. Практическая работа №6 «Создаем таблицы» (задания 1, 2).

1





II

(12ч)

Человек и информация

13

4

Чувственное познание окружающего мира. Практическая работа №6 «Создаем таблицы» (задания 3, 4).

1





14

5

Понятие как форма мышления. Практическая работа №7 «Размещаем текст и графику в таблице».

1





15

6

Как образуются понятия. Практическая работа №8 «Строим диаграммы» (задания 1, 2).

1





16

7

Структурирование и визуализация информации. Практическая контрольная работа.

1





17

8

Содержание и объем понятия. Практическая работа №8 «Строим диаграммы» (задания 3, 4, 5).

1







18

1

Отношения тождества, пересечения и подчинения. Практическая работа №9 «Изучаем графический редактор Paint» (задания 1 - 3).

1





19

2

Отношения соподчинения, противоречия и противоположно­сти. Практическая работа №9 «Изучаем графический редактор Paint» (задан. 1-3)

1





20

3

Определение понятия. Практическая работа №10 «Планируем работу в графическом редакторе» (задания 1 - 3).

1





21

4

Суждение как форма мышления. Практическая работа №11 «Рисуем в редакторе Word» (задания 1 - 3).

1





22

5

Умозаключение как форма мышления. Практическая работа №11 «Рисуем в редакторе Word» (задания 4 - 6).

1





23

6

Контрольная работа. Что такое алгоритм. Практическая работа №12 «Рисунок на свободную тему».

1





24

7

Анализ контрольной работы и коррекция знаний по теме. Что такое алгоритм

1





III

(8ч)

Алгоритмы и исполнители

25

8

Исполнители вокруг нас. Логическая игра «Переливашки».

1





26

9

Формы записи алгоритмов. Создание графических объектов. Практическая контрольная работа.

1

21-03



27

10

Линейные алгоритмы. Практическая работа №13 «PowerPoint. Часы».

1

04-04





28

1

Линейные алгоритмы. Практическая работа №13 «PowerPoint. Часы».

1

11-04



29

2

Алгоритмы с ветвлениями. Практическая работа №14 «PowerPoint. Времена года».

1

18-04



30

3

Алгоритмы с ветвлениями. Практическая работа №14 «PowerPoint. Времена года».

1

24-04



31

4

Циклические алгоритмы. Практическая работа №15 «PowerPoint. Скакалочка».

1





32

5

Циклические алгоритмы. Практическая работа №15 «PowerPoint. Скакалочка».

1









33

6

Контрольная работа. Систематизация информации. Практическая работа №16 «Работаем с файлами и папками» (часть 2).

1









34

7

Итоговый мини-проект. Практическая работа №17 «Создаем слайд-шоу».

1









 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал