- Учителю
- Программа спецкурса по информатике для 5 класса «Компьютерная графика»
Программа спецкурса по информатике для 5 класса «Компьютерная графика»
ҚАЗАҚСТАН РЕСПУБЛИКАСЫ
БІЛІМ ЖӘНЕ ҒЫЛЫМ МИНИСТРЛІГІ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РЕСРУБЛИКИ КАЗАХСТАН
«ПАВЛОДАР ҚАЛАСЫНЫҢ
№34 ИННОВАЦИЯЛЫҚ ҮЛГІДЕГІ
ЖАЛПЫ ОРТА БІЛІМ БЕРУ МЕКТЕБІ»
МЕМЛЕКЕТТІКМЕКЕМЕСІ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
№ 34 ИННОВАЦИОННОГО ТИПА
ГОРОДА ПАВЛОДАРА»
Программа спецкурса
по информатике для 5 класса
«Компьютерная графика»
Составитель:
учитель информатики - Матюшева А.А.
Павлодар қаласы
2014 жыл
Пояснительная записка
Настоящая программа описывает курс, предназначенный для работы с детьми, желающими обучиться основами современной компьютерной графики, а также позволяет получить практические навыки работы в растровых и векторных редакторах. Основное внимание в курсе «Компьютерная графика» уделяется созданию иллюстраций и редактированию изображений, т.е. векторным и растровым программам. Курс «Компьютерная графика» отличает широта, востребованность его образовательных результатов. Знания, умения, навыки, способы деятельности, сформированные у школьников при его изучении, будут востребованы не только в выбранной ими последующей профессиональной деятельности, но и уже в школе. Учащиеся могут использовать эти умения для визуализации результатов собственных учебных проектов, исследовательской деятельности в физике, химии, биологии, экономике и других предметах, в докладах, мультимедийных презентациях, при создании Web-сайтов и т.д.
Это один из разделов информатики, интерес к которому у детей очень велик. Элективные курсы позволяют поддерживать интерес к предмету и развивать творческие способности учащихся. В программе курса рассмотрены наиболее распространённые графические редакторы: Paint.NET.; графический редактор, встроенный в Word; MS Publisher: Inkscape.
Программа рассчитана на детей 12-13 лет и 1 год реализации по 1 часу в неделю (всего 34 учебный часа). В рамках этого времени будет изучена работа с растровой и векторной графикой в графических редакторах: Paint.NET , MS Word, Inkscape,а такжесозданием шаблонов и готовой печатной продукции с помощью программыMS Publisher
Актуальность программы осуществляется тем, что учащиеся должны понимать значение информационных технологий в жизни общества, уметь выделять систему понятий, характерную для конкретной образовательной области, пользоваться ей, расширять её объём, уметь переносить полученные знания, способы и приёмы деятельности из одной образовательной области в другую.
Общими принципами отбора содержания материала программы являются:
· актуальность;
· доступность;
· наглядность;
· целостность;
· системность содержания вопросов и заданий;
· практическая направленность;
Цели и задачи курса:
Основная цель программы - формирование навыков работы с графическими редакторами Paint.NET, Inkscape, графическим редактором, встроенным в MS Word, программой для создания печатной продукции MS Publisher.
Задачи программы:
-
дать глубокое понимание принципов построения и хранения изображений;
-
изучить форматы графических файлов и целесообразность их использования при работе с различными графическими программами;
-
ознакомиться с понятиями векторной и растровой графики, теорией цвета;
-
рассмотреть применение основ компьютерной графики в различных графических программах;
-
научить учащихся создавать и редактировать собственные изображения, используя инструменты графических программ;
-
научить выполнять обмен графическими данными между различными программами.
-
умение решать принципиально новые задачи, порожденные привнесенным информатикой новым информационным подходом к анализу окружающей действительности;
-
развить интерес школьников к предмету "Информатика и информационные технологии".
-
содействовать формированию у школьников образного и креативного мышления;
-
развить навыки анализа и самоанализа;
-
формирование умения планировать свою деятельность.
Формы и методы обучения
Формы проведения занятия:
1. Семинарские занятия с элементами лекций.
2. Практические работы.
3. Презентации.
4. Демонстрация графических изображений.
5. Проектная деятельность.
Основные способы (критерии) оценивания результативности учащихся:
1. Психолого-педагогический анализ наблюдений деятельности учащихся.
2. Рейтинговые оценки.
3. Выполнение заданий.
4. Защита проектов.
Преподаватель с учетом своих возможностей и школы, образовательных запросов и интересов учащихся может корректировать предлагаемую программу, изменять количество учебных часов. Изучение данного курса возможно в городских и сельских школах.
Образовательные результаты:
Учащиеся должны овладеть основами компьютерной графики, а именно должны знать:
• особенности, достоинства и недостатки растровой графики;
• особенности, достоинства и недостатки векторной графики;
• методы описания цветов в компьютерной графике - цветовые модели;
• способы получения цветовых оттенков на экране и принтере;
• способы хранения изображений в файлах растрового и векторного формата;
• методы сжатия графических данных;
• проблемы преобразования форматов графических файлов;
• назначение и функции различных графических программ.
В результате освоения практической части курса учащиеся должны уметь:
1) создавать собственные иллюстрации, используя главные инструменты векторных программ, а именно:
• создавать рисунки из простых объектов (линий, дуг, окружностей и т.д.);
• выполнять основные операции над объектами (удаление, перемещение, вращение ,масштабирование, зеркальное отражение);
• формировать собственные цветовые оттенки в различных цветовых моделях;
• закрашивать рисунки, используя различные виды заливок;
• работать с контурами объектов;
• создавать рисунки из кривых;
• создавать иллюстрации с использованием методов упорядочения и объединения объек-тов; получать объёмные изображения;
• применять различные графические эффекты (объём, тень, фигурная подрезка);
• создавать надписи, заголовки;
2) редактировать изображения в растровых редакторах, a именно:
• выделять фрагменты изображений с использованием различных инструментов;
• перемещать, дублировать, вращать выделенные области;
• редактировать фотографии с использованием различных средств художественного оформления;
• сохранять выделенные области для последующего использования;
• выполнять тоновую и цветовую коррекцию изображений;
3) выполнять обмен файлами между графическими программами.
Межпредметные связи:
Знания, полученные при изучении курса «Компьютерная графика», учащиеся могут использовать при создании рекламной продукции, для визуализации научных и прикладных исследований в различных областях знаний - физике, химии, биологии и др. Созданное изображение может быть использовано в докладе, статье, мультимедиа-презентации, размещеного на Web - странице или импортировано в документ издательской системы. Знания и умения, приобретенные в результате освоения курса «Компьютерная графика», являются фундаментом для дальнейшего совершенствования мастерства в области трехмерного моделирования, анимации, видеомонтажа, создания систем виртуальной реальности.
Тематическое планирование спецкурса по информатике "Компьютерная графика".
№
Тема
Кол часов.
Проектные работы, зачёт
1.
Техника безопасности при работе на компьютере. Аппаратная реализация компьютера. Графический интерфейс Windows 7
1
2.
Файлы и файловая структура.
1
3.
Основные файловые операции.
1
4.
Практическая работа №1."Создание графических файлов". Анализ расширения файла.
1
5.
Растровая и векторная графика. Достоинства и недостатки.
1
6.
Цветовые модели в компьютерной графике. Презентация.
1
7.
Графический редактор Paint.NET.NET. Основные инструменты, палитры цветов, графические примитивы. Практическая работа №2. "Геометрические тела".
1
8.
Редактирование изображений в растровом редакторе Paint.NET.NET, ко-пирование, перемещение объекта.
1
9.
Метод конструктора - базовая технология работы с графикой.
1
10.
Практическая работа №3. "Схема проезда. План квартиры."
1
11.
Ввод текстового изображения. Интерактивное обучение в Paint.NET.NET.
1
12.
Групповая проектная работа №1. "Моделирование в растровом редакторе".
2
13.
Векторная графика в MS Word. WordArt - фигурный текст.
1
14.
Автофигуры, виды заливок, эффект объёма и тени. Практическая работа №4. "Фотовыставка".
1
15.
Проектная работа №2. "Моделирование паркета".
1
16.
Вставка растрового рисунка (Print Screen, рисунок из файла)
1
17.
Clip Art - библиотека клипов. Практическая работа №5 "Реклама турагентства".
1
18.
Групповая проектная работа №3. "Моделирование в векторном редакторе".
2
19.
MS Publisher, назначение и возможности программы.
1
20.
Практическая работа №6 "Создание буклета, Поздравительная открытка. Шаблоны".
1
21.
Проектная работа №4. "Моделирование календаря в среде MS Publisher".
1
22.
Введение в программу Inkscape.
1
23.
Основы работы с объектами. Графические примитивы.
1
24.
Закраска рисунков. Виды заливок.
1
25.
Методы упорядочивания и объединения объектов. Кривые Бизье. Практическая работа №7 "Логотип фирмы".
1
26.
Работа с текстом. Спецэффекты. Кисть Artistic Media
1
27.
Групповая проектная работа №5 "Моделирование в среде Inkscape".
1
28.
Введение в программу Picture Manager.
1
29.
Обработка фотографий
1
30.
Проектная работа №6. Фотогалерея «Мой класс, моя школа»
1
31.
Итоговая зачётная работа
1
32.
Обобщающий урок по курсу «Компьютерная графика»
1
Итого:
16
18