- Учителю
- Рабочая программа внеурочной деятельности. Компьютерная мастерская
Рабочая программа внеурочной деятельности. Компьютерная мастерская
СОДЕРЖАНИЕ
-
Пояснительная записка
Данная рабочая программа для 5 классов по информатике является составной частью образовательной программой МБОУ «СОШ № 41 им. В.В. Сизова» г. Курска и разработана на основе:
-
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образовании и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897).
-
Фундаментального ядра содержания общего образования (Российская академия наук, Российская академия образования; под редакцией В.В. Козлова, А.М. Кондакова - 4-е издание; дораб.-М.: Просвещение, 2011).
-
Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения. Основная школа (М.: Просвещение, 2011).
-
Примерных рабочих программ по учебным предметам (Информатика. 2-11 классы / Составитель М.Н. Бородин. - Эл. изд. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013).
-
Федерального перечня учебников, рекомендуемых (допущенных к использованию в общеобразовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2015-2016 учебный год (приказ Министерство образования и науки РФ от 31.03.2014г. № 253).
-
Учебного плана МБОУ «СОШ № 41 им. В.В. Сизова» г. Курска на 2016-2017 учебный год.
Программа внеурочной деятельности «Компьютерная мастерская» входит в состав общеинтеллектуального направления и является авторской разработкой учителя информатики Ефимовой Елены Александровны. В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования содержание обучения направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных результатов и предметных результатов по информатике. Выделены требования к личностным результатам и группа метапредметных результатов, развитие которых обеспечивается использованием учебников и других компонентов.
Изучение предмета дает ключ к пониманию многочисленных явлений и процессов окружающего мира (в естественнонаучных областях, социологии, экономике, языке, литературе и др.). Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) - одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации. В информатике формируются многие виды деятельности, которые имеют метапредметный характер, способность к ним образует ИКТ-компетентность.
В рабочей программе соблюдается преемственность с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования; учитываются возрастные и психологические особенности школьников, обучающихся на ступени основного общего образования, учитываются межпредметные связи. В программе предложен авторский подход в части структурирования учебного материала, определения последовательности его изучения, путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития, воспитания и социализации учащихся.
Преподавание курса ориентировано на использование цифровых лабораторий и программных комплексов, выбираемых автором данной программы. В таблице 1 представлены программные продукту и цифровые лаборатории, предлагаемые для изучения.
Таблица № 1 «Программно-методический комплекс»
-
Класс
ФИО автора
Издательство
Год издания
Цифровая лаборатория. Мир информатики. Диск 1
4
Цветкова М.С.
БИНОМ
2012
Цифровая лаборатория. Мир информатики. Диск 2
4
Цветкова М.С.
БИНОМ
2012
Система виртуальных лабораторий по информатике «Задачник 2-6»
2-6
Цветкова М.С.
БИНОМ
2012
Gimp
Редактор мультфильмов «Мульти пульти»
5-7
Windows XP (Movie Maker)
5-11
MS Office PowerPoint
5-11
ABC Pascal
5-11
Необходимость разработки данной программы обусловлена потребностью развития информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), в системе непрерывного образования в условиях информатизации и массовой коммуникации современного общества. Дополнительное образование по информатики «Компьютерная мастерская» основной школы является частью организационного углубление в курс информатики, который включает в себя также пропедевтический курс.
1.1. Общие цели общего образования с учетом специфики учебного предмета
Изучение информатика и информационных технологий в основной школе направлено на достижение следующих целей:
-
формирование информационной компетенции и культуры обучающегося, формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки, хранении и передачи информации.
-
формирование основ научного мировоззрения в процессе систематизации, теоретического осмысления и обобщения имеющихся и получения и получения новых знаний, умений и способов деятельности в области информационных и коммуникационных технологий (ИКТ);
-
совершенствование общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией, навыков обработки фото и видео, программирования;
-
воспитание ответственного и избирательного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения, стремления к созидательной деятельности и к продолжению образования с применением средств ИКТ.
Данная цель достигается решениями следующих задач:
-
развивать основные навыки и умения использования компьютерных устройств;
-
научить каждого школьника работать в программах (Gimp, Movie Maker, Pascal ABC, Мульти пульти, Power Point);
-
научить детей самостоятельно подходить к творческой работе;
-
формировать у школьника представление об информационной деятельности человека и информационной этике как основах современного информационного общества;
-
развивать познавательные, интеллектуальные и творческие способности обучающихся, выработать навыки применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда;
1.2. Актуальность изучения данного предмета (курса), его вклад в достижение целей основного общего образования
Информационные процессы и информационные технологии являются сегодня приоритетными объектами изучения на всех ступенях школьного курса информатики. Одним из наиболее актуальных направлений информатизации образования является развитие содержания и методики обучения информатике, информационным и коммуникационным технологиям в системе непрерывного образования в условиях информатизации и массовой коммуникации современного общества. В соответствии со структурой школьного образования вообще (начальная, основная и профильная школы), сегодня выстраивается многоуровневая структура предмета «Информатика», который рассматривается как систематический курс, непрерывно развивающий знания школьников в области информатики и информационно - коммуникационных технологий.
Сегодня человеческая деятельность в технологическом плане меняется очень быстро, на смену существующим технологиям и их конкретным техническим воплощениям быстро приходят новые, которые специалисту приходится осваивать заново.
Информатика имеет очень большое и всё возрастающее число междисциплинарных связей, причём как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) - одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации. Особенность информатики заключается в том, что многие предметные знания и способы деятельности (включая использование средств ИКТ) имеют значимость для других предметных областей и формируются при их изучении. Вместе с математикой, физикой, химией, биологией курс информатики закладывает основы естественнонаучного мировоззрения.
-
Методы, формы и технологии решения поставленных задач
Во внеурочной деятельности также как и на уроках параллельно применяются общие и специфические методы, связанные с применением средств ИКТ:
словесные методы обучения (рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником);
наглядные методы (наблюдение, иллюстрация, демонстрация наглядных пособий, презентаций);
практические методы (практические работы за ПК);
метод проектов;
ролевой метод.
Основные типы уроков:
урок изучения нового материала;
обобщающий урок;
комбинированный урок.
В обучении младших школьников наиболее приемлемы комбинированные уроки, предусматривающие смену методов обучения и деятельности обучаемых, позволяющие свести работу за компьютером к регламентированной норме (10-15 минут для учеников 5 класса). С учетом данных о распределении усвоения информации и кризисах внимания учащихся на уроке, рекомендуется проводить объяснения в первой части урока, а на конец урока планировать деятельность, которая наиболее интересна для учащихся и имеет для них большее личностное значение. В комбинированном уроке информатики можно выделить следующие основные этапы:
1) организационный момент;
2) активизация мышления и актуализация ранее изученного (разминка, короткие задания на развитие внимания, сообразительности, памяти, фронтальный опрос по ранее изученному материалу);
3) объяснение нового материала или фронтальная работа по решению новых задач, составлению алгоритмов и т. д., сопровождаемая, как правило, компьютерной презентацией; на этом этапе учитель четко и доступно объясняет материал, по возможности используя традиционные и электронные наглядные пособия; учитель в процессе беседы вводит новые понятия, организует совместный поиск и анализ примеров, при необходимости переходящий в игру или в дискуссию; правильность усвоения учениками основных моментов также желательно проверять в форме беседы, обсуждения итогов выполнения заданий в рабочих тетрадях;
4) работа за компьютером (работа на клавиатурном тренажере, выполнение работ компьютерного практикума, работа в виртуальных лабораториях, логические игры и головоломки);
5) подведение итогов урока.
Основная школа отвечает за формирование учебной самостоятельности, которая является ключевой педагогической задачей подросткового этапа образования и рассматривается как умение расширять свои знания, умения и способности по собственной инициативе.
Очень важно, чтобы каждый ученик имел доступ к компьютеру и пытался выполнять практические работы по описанию самостоятельно, без посторонней помощи учителя или товарищей. Как правило, ученики 5 класса еще не имеют опыта работы с достаточно формализованными текстами: в начальной школе они преимущественно читали короткие эмоционально окрашенные художественные тексты и описания. Поэтому пятиклассники не всегда способны к внимательному прочтению и восприятию алгоритмических предписаний, а именно таковыми являются описания последовательностей действий в работах компьютерного практикума. Чтобы выполнение заданий компьютерного практикума шло успешно, пятиклассников следует подготовить к новому для них виду деятельности, подробно объяснив, что каждое задание выполняется в заданной последовательности и в строгом соответствии с описанием, поэтому нужно очень внимательно читать каждое указание (каждый пункт), выполнять его, и только после этого переходить к следующему указанию (пункту). Нужно чтобы ученик очень четко осознавал, что он делает и какая именно операция у него не получается. Очень важно, чтобы учитель не подсказывал готовые решения, а, выявив истинную причину возникшего у ученика затруднения, направлял его к правильному решению. Учитель должен стремиться уйти от привычной роли «оракула» или «источника знаний» и выполнять роль координатора, управляющего учебным процессам.
-
Формы контроля и возможные варианты его проведения, количество и характер контрольных, практических работ по оценке качества подготовки обучающихся
Виды контроля:
-
входной - осуществляется в начале каждого урока, актуализирует ранее изученный учащимися материал, позволяет определить их уровень подготовки к уроку (более активные обучающиеся получают за свои ответы «смайлы», суммируя которые обучающиеся могут обменять их на призы);
-
промежуточный - осуществляется внутри каждого урока. Стимулирует активность, поддерживает интерактивность обучения, обеспечивает необходимый уровень внимания, позволяет убедиться в усвоении обучаемым порций материала (более активные обучающиеся получают за свои ответы «смайлы», суммируя которые обучающиеся могут обменять их на призы);
-
проверочный - осуществляется в конце каждого урока; позволяет убедиться, что цели, поставленные на уроке достигнуты, учащиеся усвоили понятия, предложенные им в ходе урока(более активные обучающиеся получают за свои ответы «смайлы», суммируя которые обучающиеся могут обменять их на призы);
-
тематический - осуществляется по завершении крупного блока (темы). Он позволяет оценить знания и умения учащихся, полученные в ходе достаточно продолжительного периода работы. Данный контроль осуществляется в форме игры, по результатам которой можно определить уровень усвоенного материала обучающимися. Вместо отметок в журнал они награждаются грамотами и памятными призами.
-
итоговый - осуществляется по завершении каждого года обучения; позволяет оценить знания и умения (включает в себя демонстрацию всех работ, сделанных на весь учебный год в различных программах).
Формы итогового контроля:
-
творческая работа (проекты, рисунки, доклады).
-
Общая характеристика учебного предмета (курса)
Информатика - это научная дисциплина о закономерностях протекания информационных процессов в различных средах, а также о методах и средствах их автоматизации. Информационные процессы - фундаментальная реальность окружающего мира и определяющий компонент современной информационной цивилизации. Информатика дает ключ к пониманию многочисленных явлений и процессов в естественнонаучных областях, социологии, экономике, истории и др.
Информатика закладывает основу создания и использования информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) - одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации.
На сегодняшний день ИКТ - необходимый инструмент практически любой деятельности. Темпы качественного развития компьютерной техники и ИКТ не имеют прецедентов в истории. Информатика, информационные и коммуникационные технологии оказывают существенное влияние на мировоззрение и стиль жизни современного человека. Общество, в котором решающую роль играют информационные процессы, свойства информации, информационные и коммуникационные технологии, - реальность настоящего времени.
Особого внимания заслуживают междисциплинарные связи математики и информатики. Это ни в какой мере не конкурирующие дисциплины (например, на почве компьютерного доказательства теорем или использования математических пакетов). При этом информатика - это не часть математики, хотя ряд понятий может быть одновременно отнесен к компетенции обеих дисциплин. Более продуктивно рассматривать математику и информатику как дисциплины, в определенной мере дополняющие друг друга. Например, рациональные числа в математике - это ступень к действительным числам. Для информатики интерес представляют именно рациональные числа.
В информатике формируются многие виды деятельности, которые имеют общедисциплинарный характер: моделирование объектов и процессов, сбор, хранение, преобразование и передача информации, управление объектами и процессами. Особенность информатики заключается в том, что значительная часть этой деятельности может быть осуществлена с помощью компьютерных инструментов. Общеобразовательный предмет информатики с необходимостью отражает все перечисленные аспекты:
-
сущность информатики как научной дисциплины, изучающей закономерности протекания информационных процессов в различных средах (системах);
-
основные области применения информатики, прежде всего информационные и коммуникационные технологии, управление и социальная сфера;
-
междисциплинарный характер информатики и информационной деятельности.
Информатика еще не оформилась как дедуктивная теория, тем не менее в процессе преподавания этой дисциплины сложилась вполне определенная система понятий и логика их развития: от информационных процессов как феномена реальности к информационным моделям как инструменту познания этого феномена с переходом на области применения полученных знаний.
-
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
Учебный курс «Компьютерная мастерская» реализуется за счет вариативного компонента, формируемого участниками образовательного процесса. Используется время, отведенное на внеурочную деятельность.
Форма реализации курса - факультатив или кружок.
По решению образовательного учреждения можно использовать все предлагаемые модули для разных возрастных категорий учащихся в течение двух лет, изучая их путем использования различных форм реализации внеурочной деятельности: факультатив или кружок, проектно-исследовательская деятельность. В этом случае общий объем учебного времени составит 70 ч (35+35). При компоновке программы помодульно на два года обучения следует иметь в виду, что лучше всего использовать метод погружения.
В соответствии с учебным планом МБОУ «СОШ № 41 им. В.В. Сизова» на 2016-2017 учебный год для изучения пропедевтического курса информатики в 5-х классах выделено 1 час в неделю, что составляет 34 учебных часа в год. До или после основных занятий в школе. Занятия проводятся в кабинете информатике с использованием ИКТ.
-
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса
Личностные результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования включают готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностносмысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме.
Основными личностными результатами являются:
-
развития личности, государства, общества;
-
понимание роли информационных процессов в современном мире;
-
владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
-
ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
-
развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
-
способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом,
-
понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;
-
готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
-
способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
-
способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
-
наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе
-
развития личности, государства, общества;
-
понимание роли информационных процессов в современном мире;
-
владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
-
ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
-
развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
-
способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом,
-
понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;
-
готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
-
способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
-
способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Метапредметные результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования включают освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории.
Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
-
владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
-
владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;
-
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
-
владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
-
самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
-
владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель;
-
умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
-
ИКТ-компетентность - широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ; фиксация изображений и звуков; создание письменных сообщений; создание графических объектов; создание музыкальных и звуковых сообщений; создание, восприятие и использование гипермедиасообщений; коммуникация и социальное взаимодействие; поиск и организация хранения информации; анализ информации);
-
владение основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умение правильно, четко и однозначно сформулировать мысль в понятной собеседнику форме; умение осуществлять в коллективе совместную информационную деятельность, в частности при выполнении проекта; умение выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ; использование коммуникационных технологий в учебной деятельности и повседневной жизни.
Предметные результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования включают освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования основные предметные результаты изучения информатики в основной школе отражают:
-
формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
-
формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель - и их свойствах;
-
развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе;
-
формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей- таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.
-
Содержание учебного предмета, курса
-
Введение в информатику (6 часов)
Инструктаж по технике безопасности и поведения в компьютерном классе. Информация вокруг нас. Основные понятия. Компьютер - универсальная машина работы с информацией.
Устройство ввода. Клавиатура. Разнообразие программного обеспечения
Практическая работа № 1 (цифровая лаборатория) «Собираем компьютер»
Практическая работа № 2 (цифровая лаборатория) «Собираем клавиатуру»
Практическая работа № 3 (цифровая лаборатория) «Классифицируем программное обеспечение»
-
Работа с презентацией. Создание анимации (14 часов)
Первое знакомство с программой MS Power Point. Интерфейс, назначение. Работа с текстом и изображениями в MS Power Point. Вставка звука и видео в MS Power Point. Настройка анимации и переходов в MS Power Point. Создание гиперссылок в MS Power Point. Знакомство с программой Мульти-пульти. Создаем мультфильм в программе Мульти-пульти. Работа со звуков в программе Мульти-пульти. Работа со звуков в программе Мульти-пульти. Сохранение и воспроизведение мультфильма.
Практическая работа № 4 «Запуск программы»
Практическая работа № 5 «Моя первая презентация»
Практическая работа № 6 (задание 1-2) «Презентация. История компьютеров»
Практическая работа № 6 (задание 3-4) «Презентация. История компьютеров»
Практическая работа № 7 «Вставка звуковой дорожки в презентацию»
Практическая работа № 8 «Вставка видеофрагмента в презентацию»
Практическая работа № 9 «Создаем анимированную презентацию»
Практическая работа № 10 «Создаем гиперссылки в презентации»
Практическая работа № 11 «Запускаем программу Мульти-пульти»
Практическая работа № 12 (задание 1-2) «Создаем мультфильм из нескольких кадров»
Практическая работа № 12 (задание 3-4) «Создаем мультфильм из нескольких кадров»
Практическая работа № 13 «Озвучивание сюжета»
Практическая работа № 14 «Итоговый проект по созданию мультфильма»
Урок-игра «Информационный круиз»
-
Обработка Видео (5 часов)
Знакомство с программой Windows Movie Maker. Интерфейс программы. Назначение программы Windows Movie Maker. Настройка переходов. Сохранение проектов
Практическая работа № 15 «Импорт графических файлов в программу Windows Movie Maker, настройка переходов. Работа с титрами»
Практическая работа № 16 «Импорт видео, звуковых файлов в программу Windows Movie Maker и настройка переходов и звуковой дорожки»
Практическая работа № 17 «Итоговый проект в программе Windows Movie Maker на выбранную тему»
-
Обработка графической информации (5 часов)
Знакомство с программой Gimp. Интерфейс программы. Меню программы Gimp. Работа со слоями. Работа с фильтрами. Коллажирование в Gimp. Ретуширование фотографий. Работа с текстами.
Практическая работа № 18 «Рисуем в Gimp»
Практическая работа № 19 «Создание коллажа на выбранную тему»
Практическая работа № 20 «Преображение фотографии. Работа с текстами»
Практическая работа № 21 «Работа с фильтрами в Gimp»
Практическая работа № 22 «Итоговый проект. Создание рекламного баннера»
-
Начала программирования (4 часа)
Введение в программирование на языке Pascal. Типы данных. Структура программы Оператор присваивания. Ввод данных
Практическая работа № 23 «Первая программа на Pascal»
Практическая работа № 25 «Ввод данных с клавиатуры»
Практическая работа № 24 «Решение задач по математике»
-
Краткое описание методики работы
Любая деятельность протекает более эффективно и дает качественные результаты, если при этом у личности имеются сильные, яркие, глубокие мотивы, вызывающие желание действовать активно, с полной отдачей сил, преодолевать неизбежные затруднения, неблагоприятные условия и другие обстоятельства, настойчиво продвигаясь к намеченной цели. Все это имеет прямое отношение и к учебной деятельности, которая идет более успешно, если у обучаемых сформировано положительное отношение к учебной деятельности, если у них есть познавательный интерес, потребность в получении знаний, умений и навыков, если у них воспитаны чувства долга, ответственности и другие мотивы учения. Для того чтобы сформулировать такие мотивы учебной деятельности, используется весь арсенал методов организации и осуществления учебной деятельности - словесные, наглядные и практические методы, репродуктивные и поисковые методы, дедуктивные и индуктивные методы.
В календарно-тематическом планирование отражены уровни знаний и умений учащихся. Базовый уровень - это уровень знаний и умений, соответствующий образовательному стандарту по содержательной линии информационные технологии, который должен быть усвоен всеми учащимися.
В результате учебная деятельность на уроках направлена на формирование и развитие способности к следующим ключевым компетенциям: информационно-коммуникативная, учебно-познавательная, информационно-технологическая, ценностно-смысловая и социально-трудовая, а также способность к самосовершенствованию.
-
Тематическое и календарно-тематическое планирование с указанием основных видов учебной деятельности обучающихся
Устройство ввода. Клавиатура. Разнообразие программного обеспечения
Аналитическая деятельность:
-
приводить примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике;
-
приводить примеры информационных носителей;
-
классифицировать информацию по способам её восприятия человеком, по формам представления на материальных носителях;
-
знать назначение каждой клавиши на клавиатуре;
-
приводить примеры классификаций программного обеспечения;
-
знать назначение каждого элемента в понятие компьютер
Практическая деятельность:
-
подключать устройства компьютера;
-
собирать структурные элементы, находящиеся в корпусе системного блока;
-
работать с носителями информации;
-
работать на клавиатуре;
-
овладеть техникой слепого метода набора текстов;
-
запускать любую программу, предназначенную для учебного процесса
-
выполнять технику безопасности и соблюдать правила поведения в кабинете информатики
Тема 2 . Работа с презентацией. Создание анимации (14 часов)
Первое знакомство с программой MS Power Point. Интерфейс, назначение. Работа с текстом и изображениями в MS Power Point. Вставка звука и видео в MS Power Point. Настройка анимации и переходов в MS Power Point. Создание гиперссылок в MS Power Point знакомство с программой Мульти-пульти. Создаем мультфильм в программе Мульти-пульти. Работа со звуков в программе Мульти-пульти. Работа со звуков в программе Мульти-пульти. Сохранение и воспроизведение мультфильма.
Аналитическая деятельность:
-
уметь называть программы, предназначенные для создания презентации и мультфильмов;
-
знать назначения меню каждой программы;
-
проявлять самостоятельность при выполнении творческих заданий;
-
знать метод сохранения, создания, открытия и пересохранения файлов.
Практическая деятельность:
-
создавать презентации на указанные темы;
-
редактировать готовые презентации и мильтролики;
-
сохранять, открывать и создавать фалы;
-
настраивать анимации в программе PowerPoint;
-
озвучивать мультфильм;
-
вставлять фото и видео в презентации;
-
настраивать для воспроизведения презентацию
Тема 3. Обработка видео (5 часов)
Знакомство с программой Windows Movie Maker. Интерфейс программы. Назначение программы Windows Movie Maker. Настройка переходов. Сохранение проектов
Аналитическая деятельность:
-
уметь называть программы, предназначенные для создания и монтажа видео;
-
знать назначения меню каждой программы;
-
проявлять самостоятельность при выполнении творческих заданий;
-
знать метод сохранения, создания, открытия и пересохранения файлов.
Практическая деятельность:
-
создавать видеофильмы на указанные темы;
-
редактировать готовые видеоролики;
-
сохранять, открывать и создавать фалы;
-
настраивать переходы;
-
озвучивать фидео;
-
монтажировать видео.
Тема 4. Обработка графической информации (5 часов)
Знакомство с программой Gimp. Интерфейс программы. Меню программы Gimp. Работа со слоями. Работа с фильтрами. Коллажирование в Gimp. Ретуширование фотографий. Работа с текстами.
Аналитическая деятельность:
-
уметь называть программы, предназначенные для создания и редактирования графических изображений;
-
знать назначения меню каждой программы;
-
проявлять самостоятельность при выполнении творческих заданий;
-
знать метод сохранения, создания, открытия и пересохранения файлов.
Практическая деятельность:
-
создавать коллажи;
-
ретушировать фотографии и другие графические изображения;
-
рисовать в программе Gimp;
-
работать с текстом;
-
работать с фильтрами;
-
работать со слоями
Тема 5. Начала программирования (4 часа)
Введение в программирование на языке Pascal. Типы данных. Структура программы Оператор присваивания. Ввод данных
Аналитическая деятельность:
-
уметь называть программы, предназначенные для программирования;
-
знать назначения меню каждой программы;
-
проявлять самостоятельность при выполнении творческих заданий;
-
знать основные команды и операторы;
-
понимать назначение каждого элемента в структуре программы
-
знать метод сохранения, создания, открытия и пересохранения файлов.
Практическая деятельность:
-
писать простейшие программы на языке Pascal;
-
решать задачи по математики при помощи программирования;
-
находить ошибки в готовых программах.
Резерв учебного времени в 5 классе -1 час
-
Тематическое планирование. Компьютерная мастерская 5 классы
6
(уроки
№ 1-5)
Работа с презентацией. Создание анимации
Изучение программы MS Power Point, Мульти-пульти
14
(уроки
№ 6-19)
Обработка видео
Изучение программы Windows Movie Maker
5
(уроки
№
20-24)
Обработка графической информации
Изучение программы Gimp
5
(уроки
№ 25-30)
Начала программирования
Введение в программирование на языке Pascal
4
(уроки
№ 31-34)
ИТОГО:
34
-
Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности в 5 классе. «Компьютерная мастерская»
п/п
Наименование раздела, темы
Дата проведения занятия
Характеристика основных видов деятельности обучающихся (на уровне учебных действий)
Домашнее задание
планируемая
фактическая
Введение в информатику (6 часов)
Инструктаж по технике безопасности и поведения в компьютерном классе.
Клавиатурный тренажер
Предметные - получить общие представления о целях изучения курса информатики; общие представления об информации и информационных процессах. Знать правила техники безопасности и организации рабочего места при работе в компьютерном классе
Личностные - смыслообразование - адекватная мотивация учебной деятельности. Навыки безопасного и целесообразного поведения при работе в компьютерном классе. Доброжелательное отношение к окружающим.
Метапредметные - уметь работать с учебником; умение работать с электронным приложением к учебнику. Обобщение и систематизация представлений учащихся об информации и способах еѐ получения человеком из окружающего мира
учить правила ТБ и поведения в компьютерном классе
Информация вокруг нас. Основные понятия
Клавиатурный тренажер
Предметные - Получить общие представления о целях изучения курса информатики; общие представления об информации и информационных процессах. Знать правила техники безопасности и организации рабочего места при работе в компьютерном классе
Личностные - смыслообразование - адекватная мотивация учебной деятельности. Навыки безопасного и целесообразного поведения при работе в компьютерном классе. Доброжелательное отношение к окружающим.
Метапредметные - уметь работать с учебником; умение работать с электронным приложением к учебнику. Обобщение и систематизация представлений учащихся об информации и способах еѐ получения человеком из окружающего мира
учить основные определения
Компьютер - универсальная машина работы с информацией.
Практическая работа № 1 (цифровая лаборатория) «Собираем компьютер»
Предметные - знать основные устройства компьютера и их функции
Личностные - смыслообразование представление о роли компьютеров в жизни современного человека; способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ).
Метапредметные - основы ИКТ-компетентности, актуализация и систематизация представлений об основных устройствах компьютера и их функциях, расширение представления о сферах применения компьютеров
Нарисовать рисунок (в любой технике) «Компьютер будущего»
Устройство ввода. Клавиатура
Практическая работа № 2 (цифровая лаборатория) «Собираем клавиатуру»
Клавиатурный тренажер
Предметные - иметь представление об основных устройствах ввода информации в память компьютера.
Личностные - понимать важности для современного человека владения навыком слепой десятипальцевой печати
Метапредметные - самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; Основы ИКТ-компетентности; умение ввода информации с клавиатуры;
Учить назначение клавиш
Разнообразие программного обеспечения
Практическая работа № 3 (цифровая лаборатория) «Классифицируем программное обеспечение»
Предметные - иметь представление о программном обеспечении для компьютера; характеристики и квалификации программного обеспечения.
Личностные - понимать важности и необходимость того или иного программного обеспечения для работы
Метапредметные - самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; Основы ИКТ-компетентности; умение самостоятельно классифицировать программное обеспечение;
Учить классификацию ПО
Работа с презентацией. Создание анимации (14 часов)
Первое знакомство с программой MS Power Point. Интерфейс, назначение.
Практическая работа № 4 «Запуск программы»
Предметные - иметь представление об основных возможностях программы.
Личностные - уметь запускать программу, сохранять документ, работать с меню программы
Метапредметные - самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; Основы ИКТ-компетентности; осознание и ответственное отношение к собственным поступкам при работе с компьютером; готовность к сотрудничеству, практические навыки взаимодействия.
Учить, пройденный материал
Работа с текстом и изображениями в MS Power Point.
Практическая работа № 5 «Моя первая презентация»
Предметные - иметь представление об основных возможностях программы.
Личностные - уметь запускать программу, сохранять документ, работать с меню программы, работать с текстом и изображениями
Метапредметные - самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; Основы ИКТ-компетентности; осознание и ответственное отношение к собственным поступкам при работе с компьютером; готовность к сотрудничеству, практические навыки взаимодействия.
Учить, пройденный материал. Создать сою презентацию
Работа с текстом и изображениями в MS Power Point.
Практическая работа № 6 (задание 1-2) «Презентация. История компьютеров»
Предметные - иметь представление об основных возможностях программы.
Личностные - уметь запускать программу, сохранять документ, работать с меню программы, работать с текстом и изображениями
Метапредметные - самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; Основы ИКТ-компетентности; осознание и ответственное отношение к собственным поступкам при работе с компьютером; готовность к сотрудничеству, практические навыки взаимодействия.
Подготовить сообщение об истории развития компьютерной мышки, оформить в виде презентации
Работа с текстом и изображениями в MS Power Point.
Практическая работа № 6 (задание 3-4) «Презентация. История компьютеров»
Предметные - иметь представление об основных возможностях программы.
Личностные - уметь запускать программу, сохранять документ, работать с меню программы, работать с текстом и изображениями
Метапредметные - самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; Основы ИКТ-компетентности; осознание и ответственное отношение к собственным поступкам при работе с компьютером; готовность к сотрудничеству, практические навыки взаимодействия.
Подготовить презентацию на свободную тему
Вставка звука и видео в MS Power Point
Практическая работа № 7 «Вставка звуковой дорожки в презентацию»
Предметные - иметь представление об основных возможностях программы.
Личностные - уметь запускать программу, сохранять документ, работать с меню программы, работать со звуком и видео
Метапредметные - самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; Основы ИКТ-компетентности; осознание и ответственное отношение к собственным поступкам при работе с компьютером; готовность к сотрудничеству, практические навыки взаимодействия.
Подготовить презентацию на свободную тему
Вставка звука и видео в MS Power Point
Практическая работа № 8 «Вставка видеофрагмента в презентацию»
Предметные - иметь представление об основных возможностях программы.
Личностные - уметь запускать программу, сохранять документ, работать с меню программы, работать со звуком и видео
Метапредметные - самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; Основы ИКТ-компетентности; осознание и ответственное отношение к собственным поступкам при работе с компьютером; готовность к сотрудничеству, практические навыки взаимодействия.
Подготовить презентацию на свободную тему
Настройка анимации и переходов в MS Power Point
Практическая работа № 9 «Создаем анимированную презентацию»
Предметные - иметь представление об основных возможностях программы.
Личностные - уметь запускать программу, сохранять документ, работать с меню программы, работать с анимацией
Метапредметные - самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; Основы ИКТ-компетентности; осознание и ответственное отношение к собственным поступкам при работе с компьютером; готовность к сотрудничеству, практические навыки взаимодействия.
Подготовить презентацию на свободную тему
Создание гиперссылок в MS Power Point
Практическая работа № 10 «Создаем гиперссылки в презентации»
Предметные - иметь представление об основных возможностях программы.
Личностные - уметь запускать программу, сохранять документ, работать с меню программы, работать с гиперссылками
Метапредметные - самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; Основы ИКТ-компетентности; осознание и ответственное отношение к собственным поступкам при работе с компьютером; готовность к сотрудничеству, практические навыки взаимодействия.
Подготовиться к уроку-игре. Учить, пройденный материал
Урок-игра «Информационный круиз»
Предметные - иметь представление об основных понятиях информатики и программном обеспечении
Личностные - уметь работать в клавиатурном тренажере, уметь запускать программы, изученные на уроках, уметь систематизировать, полученную информацию
Метапредметные - самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; Основы ИКТ-компетентности; осознание и ответственное отношение к собственным поступкам при работе с компьютером; готовность к сотрудничеству, практические навыки взаимодействия.
Знакомство с программой Мульти-пульти
Практическая работа № 11 «Запускаем программу Мульти-пульти»
Предметные - иметь представление об основных возможностях программы.
Личностные - уметь запускать программу, сохранять документ, работать с меню программы
Метапредметные - самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; Основы ИКТ-компетентности; осознание и ответственное отношение к собственным поступкам при работе с компьютером; готовность к сотрудничеству, практические навыки взаимодействия.
Учить, пройденный материал
Создаем мультфильм в программе Мульти-пульти
Практическая работа № 12 (задание 1-2) «Создаем мультфильм из нескольких кадров»
Предметные - иметь представление об основных возможностях программы.
Личностные - уметь запускать программу, сохранять документ, работать с меню программы
Метапредметные - самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; Основы ИКТ-компетентности; осознание и ответственное отношение к собственным поступкам при работе с компьютером; готовность к сотрудничеству, практические навыки взаимодействия.
Учить, пройденный материал
Создаем мультфильм в программе Мульти-пульти
Практическая работа № 12 (задание 3-4) «Создаем мультфильм из нескольких кадров»
Предметные - иметь представление об основных возможностях программы.
Личностные - уметь запускать программу, сохранять документ, работать с меню программы
Метапредметные - самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; Основы ИКТ-компетентности; осознание и ответственное отношение к собственным поступкам при работе с компьютером; готовность к сотрудничеству, практические навыки взаимодействия.
Учить, пройденный материал
Работа со звуков в программе Мульти-пульти
Практическая работа № 13 «Озвучивание сюжета»
Предметные - иметь представление об основных возможностях программы.
Личностные - уметь запускать программу, сохранять документ, работать с меню программы, звуком
Метапредметные - самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; Основы ИКТ-компетентности; осознание и ответственное отношение к собственным поступкам при работе с компьютером; готовность к сотрудничеству, практические навыки взаимодействия.
Учить, пройденный материал
Работа со звуков в программе Мульти-пульти. Сохранение и воспроизведение мультфильма.
Практическая работа № 14 «Итоговый проект по созданию мультфильма»
Предметные - иметь представление об основных возможностях программы.
Личностные - уметь запускать программу, сохранять документ, работать с меню программы, звуком
Метапредметные - самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; Основы ИКТ-компетентности; осознание и ответственное отношение к собственным поступкам при работе с компьютером; готовность к сотрудничеству, практические навыки взаимодействия.
Подготовить сообщение «История развития анимации»
Обработка видео (5 часов)
Знакомство с программой Windows Movie Maker. Интерфейс программы
Предметные - научаться запускать Windows Movie Maker, сохранять файлы, искать опции в пунктах меню программы.
Метапредметные - знать назначение программы Windows Movie Maker; знать пункты меню и опции меню.
Личностные - осознание и ответственное отношение к собственным поступкам при работе с компьютером; готовность к сотрудничеству, практические навыки взаимодействия.
Учить, пройденный материал
Назначение программы Windows Movie Maker
Предметные - научаться запускать Windows Movie Maker, сохранять файлы, искать опции в пунктах меню программы.
Метапредметные - знать назначение программы Windows Movie Maker; знать пункты меню и опции меню.
Личностные - осознание и ответственное отношение к собственным поступкам при работе с компьютером; готовность к сотрудничеству, практические навыки взаимодействия.
Учить, пройденный материал
Настройка переходов. Сохранение проектов
Практическая работа № 15 «Импорт графических файлов в программу Windows Movie Maker, настройка переходов. Работа с титрами»
Предметные - научаться запускать Windows Movie Maker, сохранять файлы, искать опции в пунктах меню программы, настраивать переходы для визуализации видеоролика.
Метапредметные - знать назначение программы Windows Movie Maker; знать пункты меню и опции меню, способы сохранения проектов и файлов.
Личностные - осознание и ответственное отношение к собственным поступкам при работе с компьютером; готовность к сотрудничеству, практические навыки взаимодействия.
Работа над итоговым проектом
Практическая работа № 16 «Импорт видео, звуковых файлов в программу Windows Movie Maker и настройка переходов и звуковой дорожки»
Предметные - научаться запускать Windows Movie Maker, сохранять файлы, искать опции в пунктах меню программы, настраивать переходы для визуализации видеоролика.
Метапредметные - знать назначение программы Windows Movie Maker; знать пункты меню и опции меню, способы сохранения проектов и файлов, загружать видеофрагменты в программу.
Личностные - осознание и ответственное отношение к собственным поступкам при работе с компьютером; готовность к сотрудничеству, практические навыки взаимодействия.
Работа над итоговым проектом
Практическая работа № 17 «Итоговый проект в программе Windows Movie Maker на выбранную тему»
Предметные - научаться выбирать опции в Windows Movie Maker для выполнения поставленной цели, сохранять файлы, искать опции в пунктах меню программы, настраивать переходы для визуализации видеоролика.
Метапредметные - выражать творческое отношение к выполнению заданий; уметь слушать и вступать в диалог; адекватно воспринимать оценку учителя.
Личностные - осознание и ответственное отношение к собственным поступкам при работе с компьютером; готовность к сотрудничеству, практические навыки взаимодействия.
Обработка графической информации (5 часов)
Знакомство с программой Gimp. Интерфейс программы.
Предметные - научаться запускать и искать программу Gimp, сохранять файлы, искать опции в пунктах меню программы.
Метапредметные - знать назначение программы Gimp; знать пункты меню и опции меню, способы сохранения проектов и файлов, загружать фотографии в программу.
Личностные - осознание и ответственное отношение к собственным поступкам при работе с компьютером; готовность к сотрудничеству, практические навыки взаимодействия.
Учить, пройденный материал
Меню программы Gimp. Работа со слоями. Практическая работа № 18 «Рисуем в Gimp»
Предметные - научаться искать опции в пунктах меню программы; работать со слоями программы.
Метапредметные - знать назначение программы Gimp; знать пункты меню и опции меню, способы сохранения проектов и файлов, загружать фотографии в программу.
Личностные - осознание и ответственное отношение к собственным поступкам при работе с компьютером; готовность к сотрудничеству, практические навыки взаимодействия.
Учить, пройденный материал
Работа с фильтрами. Коллажирование в Gimp. Практическая работа № 19 «Создание коллажа на выбранную тему»
Предметные - научаться выбирать опции в Gimp для выполнения поставленной цели, сохранять файлы, искать опции в пунктах меню программы, настраивать переходы для визуализации видеоролика.
Метапредметные - выражать творческое отношение к выполнению заданий; уметь слушать и вступать в диалог; адекватно воспринимать оценку учителя.
Личностные - осознание и ответственное отношение к собственным поступкам при работе с компьютером; готовность к сотрудничеству, практические навыки взаимодействия.
Учить, пройденный материал
Ретуширование фотографий. Работа с текстами.
Практическая работа № 20 «Преображение фотографии. Работа с текстами»
Предметные - научаться выбирать опции в Gimp для выполнения поставленной цели, сохранять файлы, искать опции в пунктах меню программы, настраивать переходы для визуализации видеоролика.
Метапредметные - выражать творческое отношение к выполнению заданий; уметь слушать и вступать в диалог; адекватно воспринимать оценку учителя.
Личностные - осознание и ответственное отношение к собственным поступкам при работе с компьютером; готовность к сотрудничеству, практические навыки взаимодействия.
Учить, пройденный материал
Работа над итоговым проектом
Практическая работа № 21 «Работа с фильтрами в Gimp»
Предметные - научаться выбирать опции в Gimp для выполнения поставленной цели, сохранять файлы, искать опции в пунктах меню программы, настраивать переходы для визуализации видеоролика.
Метапредметные - выражать творческое отношение к выполнению заданий; уметь слушать и вступать в диалог; адекватно воспринимать оценку учителя.
Личностные - осознание и ответственное отношение к собственным поступкам при работе с компьютером; готовность к сотрудничеству, практические навыки взаимодействия.
Работа на итоговым проектом
Практическая работа № 22 «Итоговый проект. Создание рекламного баннера»
Предметные - научаться выбирать опции в Gimp для выполнения поставленной цели, сохранять файлы, искать опции в пунктах меню программы, настраивать переходы для визуализации видеоролика.
Метапредметные - выражать творческое отношение к выполнению заданий; уметь слушать и вступать в диалог; адекватно воспринимать оценку учителя.
Личностные - осознание и ответственное отношение к собственным поступкам при работе с компьютером; готовность к сотрудничеству, практические навыки взаимодействия.
Начало программирования (4 часов)
Введение в программирование на языке Pascal
Предметные - научаться запускать программу ABC Pascal; писать команды; понимать назначение роли программирования.
Метапредметные - выражать творческое отношение к выполнению заданий; уметь слушать и вступать в диалог; адекватно воспринимать оценку учителя.
Личностные - осознание и ответственное отношение к собственным поступкам при работе с компьютером; готовность к сотрудничеству, практические навыки взаимодействия.
Учить, пройденный материал
Типы данных. Структура программы Практическая работа № 23 «Первая программа на Pascal»
Предметные - научаться понимать типы данных в программе ABC Pascal; писать команды; понимать назначение роли программирования; писать программы.
Метапредметные - знать последовательность написания программы, типы данных; уметь слушать и вступать в диалог; адекватно воспринимать оценку учителя.
Личностные - осознание и ответственное отношение к собственным поступкам при работе с компьютером; готовность к сотрудничеству, практические навыки взаимодействия.
Учить, пройденный материал.
Написать программу
Оператор присваивания. Ввод данных Практическая работа № 25 «Ввод данных с клавиатуры»
Предметные - научаться понимать типы данных в программе ABC Pascal; писать команды; понимать назначение роли программирования; писать программы.
Метапредметные - знать последовательность написания программы, типы данных; уметь слушать и вступать в диалог; адекватно воспринимать оценку учителя.
Личностные - осознание и ответственное отношение к собственным поступкам при работе с компьютером; готовность к сотрудничеству, практические навыки взаимодействия.
Написать программу
Практическая работа № 24 «Решение задач по математике»
Предметные - научаться понимать типы данных в программе ABC Pascal; писать команды; понимать назначение роли программирования; писать программы.
Метапредметные - знать последовательность написания программы, типы данных; уметь слушать и вступать в диалог; адекватно воспринимать оценку учителя.
Личностные - осознание и ответственное отношение к собственным поступкам при работе с компьютером; готовность к сотрудничеству, практические навыки взаимодействия.
Написать программу
-
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
7.1. Литература основная и дополнительная для учителя
-
Босова Л.Л. А.Ю. Босова. Информатика: Учебник для 5 класса. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015.
-
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Уроки информатики в 5-7 классах: методическое пособие. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
-
Босова Л.Л., Босова А.Ю., Коломенская Ю.Г. Занимательные задачи по информатике. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
-
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Комплект плакатов для 5-6 классов. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
-
Босова Л.Л., Босова А.Ю., Коломенская Ю.Г. Занимательные задачи по информатике для 5-7 классов: методическое пособие. - М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
-
Бородин М.Н. Методическое пособие для учителя. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
-
Здатопольский Д.М. Занимательная информатика для 5-11 классов. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
-
Босова Л.Л. Набор цифровых образовательных ресурсов «Информатика 5-7». - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
-
Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (school-collection.edu.ru/).
-
Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/)
-
Цифровая лаборатория авторской мастерской Могилев А.В, Цветкова М.С. (metodist.lbz.ru/authors/informatika/5/ep-4-umk3-4fgos.php)
7.2. Литература основная и дополнительная для учащихся
-
Босова Л.Л. Набор цифровых образовательных ресурсов «Информатика 5-7». - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
-
Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (school-collection.edu.ru/)
-
Цифровая лаборатория авторской мастерской Могилев А.В, Цветкова М.С. (metodist.lbz.ru/authors/informatika/5/ep-4-umk3-4fgos.php)
7.3. Медиаресурсы
- Проектор, подсоединяемый к компьютеру (видеомагнитофону); технологический элемент новой грамотности - радикально повышает: уровень наглядности в работе учителя, возможность для учащихся представлять результаты своей работы всему классу, эффективность организационных и административных выступлений.
- Интерактивная доска - повышает уровень наглядности в работе учителя и ученика; качественно изменяет методику ведения отдельных уроков.
7.4. Оборудование
- Персональный компьютер - универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности.
- Принтер - позволяет фиксировать информацию на бумаге.
- Устройства вывода звуковой информации - аудиоколонки для индивидуальной работы со звуковой информацией, громкоговорители для озвучивания всего класса.
- Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами - клавиатура и мышь.
- Проеткор - устройство, позволяющее дублировать изображение рабочего стола и выводить его на экран большего размера
7.5. Программное обеспечение
-
Операционная система Windows XP
-
Файловый менеджер.
-
Антивирусная программа.
-
Программа-архиватор.
-
Текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы.
-
Программа разработки презентаций.
-
Браузер.
-
Клавиатурный тренажер
-
Программа по созданию мультфильмов «Мульти-Пульти»
-
Приложения для логических задач.
-
Цифровая лаборатория.
-
Среда программирования Pascal.
-
Графический редактор Gimp.
-
Видео монтаж Movie Maker
-
Программа для чтения PDF файлов.
7.6. Дидактический материал.
Методические пособия для проведения практических работ.
Плакаты. Диски с электронными практическими работами
-
Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса (Выпускник….. класса научится….. Выпускник ……. класса получит возможность)
1. Введение в информатику
Выпускник научится:
-
использовать термины «информация», «информатика», «компьютер», «сообщение», «данные», «программное обеспечение», а также понимать разницу между употреблением этих терминов в обыденной речи и в информатике;
-
распознавать устройства компьютера;
-
подключать устройства компьютера;
-
базовым навыкам работы с компьютером;
-
соблюдать технику безопасности на уроке информатики;
-
набору текста методом в слепую;
-
использовать группы клавиш для быстрого и качественного набора и редактирования текста.
Выпускник получит возможность:
-
познакомиться с устройствами компьютера, на практике собрать свой ПК;
-
узнать программы, способствующие развитию быстрого набора текста;
-
познакомиться с различными видами клавиатуры и группами клавиш.
-
соблюдать требования к организации компьютерного рабочего места, требования безопасности и гигиены при работе со средствами ИКТ.
2. Работа с презентацией. Создание анимации
Выпускник научится:
-
запускать программу для создания презентации;
-
запускать программу для создания и редактирования мультфильмов;
-
сохранять файлы в программах;
-
создавать презентации и мультфильмы;
-
настраивать презентацию;
-
работать с гиперссылками в программе PowerPoint;
-
вставлять звук и видео в программу PowerPoint;
-
создавать мультфильм;
-
озвучивать мультролик.
Выпускник получит возможность:
-
познакомиться с программными средствами для работы с аудиовизуальными данными и соответствующим понятийным аппаратом;
-
познакомиться с программой редактором мультфильмов;
-
создать презентацию на любую тему;
-
развить свои творческие способности в оформлении презентации и мультролика;
-
настраивать презентации по заданному плану;
-
готовить наглядное выступление по другим предметам;
-
создавать интерактивные презентации.
-
Обработка видео
Выпускник научится:
-
запускать программу для создания видеороликов и их редактирования;
-
сохранять файлы в программах;
-
оформлять заставки видеоролика;
-
озвучивать видеофильм;
-
работать с текстом и графикой в программе Movie Maker;
-
монтировать видеосюжеты.
Выпускник получит возможность:
-
познакомиться с программным средством для монтирования видеосюжетов;
-
познакомиться с основным назначением программы и ее меню;
-
обрабатывать видеоролики с различными сюжетами;
-
монтировать видеоролики на выбранную тему;
-
готовить различные выступления с применением видеосюжетов.
-
Обработка графической информации
Выпускник научится:
-
запускать программу для создания и редактирования графических файлов;
-
сохранять файлы в программах;
-
оформлять плакаты;
-
ретушировать фотографии;
-
создавать коллажи;
-
работать с текстом в программе Gimp;
-
создавать фотомонтажи.
Выпускник получит возможность:
-
познакомиться с программным средством для монтирования фотографий;
-
познакомиться с основным назначением программы и ее меню;
-
обрабатывать фотографии с различными сюжетами;
-
ретуширования фотографий;
-
готовить различные выступления с применением фотомонтажа или обработки фотографий или иных графических файлов.
-
Начала программирования
Выпускник научится:
-
программировать линейные алгоритмы, предполагающие вычисление арифметических, строковых и логических выражений;
-
разрабатывать программы, содержащие оператор/операторы ветвления (решение линейного неравенства;
-
решение квадратного уравнения и пр.), в том числе с использованием логических операций;
-
разрабатывать программы, содержащие оператор (операторы) цикла
Выпускник получит возможность:
-
получения общих сведений о языке программирования;
-
решать линейные задачи по математики с применением среды программирования;
-
узнать историю возникновения алфавита и словаря программы,
-
участвовать в олимпиадах;
-
успешной сдачи экзамена в более старшей школе.
</<font color="#000000">ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Листок корректировки 2015-2016 учебный год
15