7


Урок по программе Фотошоп

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Рисование в Photoshop

К числу инструментов программы Photoshop, составляющих арсенал художника, относятся:

  • Аэрограф (Airbrush);

  • Кисть (Paintbrush);

  • Ластик (Eraser);

  • Карандаш (Pencil);

  • Линия (Line);

  • Градиент (Gradient);

  • Заливка (Paint Bucket);

  • Пипетка (Eyedropper).

Каждый из названных инструментов, показанных на рис. 3.1, допускает настройку по широкому спектру различных параметров: диаметру кисти, ее жесткости, форме, углу наклона, степени непрозрачности мазка и т. д. Все эти параметры просты для понимания. Вы узнаете о их назначении по прочтении нескольких следующих страниц.


Рис. 3.1. Инструменты рисования и раскрашивания

Однако в первую очередь вам следует узнать, как производится выбор цвета, чтобы было, чем рисовать. Имеется несколько способов выбора цвета, и, кроме того, программа Photoshop поддерживает восемь различных цветовых режимов. Их мы рассмотрим на следующем уроке. Теперь же давайте просто научимся выбирать нужный цвет и приступим к рисованию.

Выбор оттенков цвета

Самый быстрый и простой способ выбора цветового оттенка заключается в использовании показанных на рис. 3.2 образцов основного и фонового цветов на панели инструментов. Левый верхний образец обозначает основной цвет, а правый нижний - фоновый. Для изменения любого из них достаточно щелкнуть на соответствующем образце.

ЗАМЕЧАНИЕ Образцы цвета - это квадратные значки в нижней части панели инструментов, заливка которых соответствует выбранным на данный момент основному и фоновому цветам. Щелкните на одном из них, чтобы установить новый цвет. Вы можете также просмотреть доступные образцы цвета, выбрав команду меню Окно - Показать Каталог (Window - Show Swatches). Это приводит к появлению палитры, разбитой на ячейки, каждая из которых демонстрирует один из цветовых образцов. Любой из них можно выбрать и использовать для рисования, раскрашивания, заливки и т. п. Это избавляет от необходимости вызывать окно диалога Палитра цветов (Color Picker) каждый раз, когда приходится выбирать новый цвет, экономя тем самым ваше время.


Рис. 3.2. Образцы основного и фонового цветов

Маленький значок, расположенный на панели инструментов левее и ниже цветовых образцов и похожий на их миниатюрную копию, служит для установки основного и фонового цветов, принятых по умолчанию (такими цветами являются соответственно черный и белый). Установить исходные значения цветов можно также нажатием на клавишу D. Маленькая дугообразная стрелка правее и выше цветовых образцов служит для взаимного обмена основного и фонового цветов. Клавиатурным эквивалентом данной операции является нажатие клавиши X.

ЗАМЕЧАНИЕ Если вы вдруг забудете клавиатурное сокращение для вызова того или иного инструмента, установите указатель мыши на кнопку данного инструмента и подождите секунду. Когда программа Photoshop "осознает", что вы не собираетесь выбирать этот инструмент, на экране появится небольшое окно с названием инструмента и наименованием клавиши, предназначенной для его выбора.
Вы можете также заглянуть в Приложение А, "Клавиатурные комбинации", где приведен перечень всех клавиш, служащих для выбора инструментов Photoshop.

Щелкните на образце основного цвета, и на экране появится окно диалога Палитра цветов (Color Picker), показанное на рис. 3.3. Переместите указатель в пределы цветового поля окна, и он примет вид кружка. Установите кружок в область нужного оттенка и щелкните кнопкой мыши, чтобы выбрать его.


Рис. 3.3. Окно диалога Палитра цветов (Color Picker). Маленький кружок слева отмечает текущий цвет. Такой же кружок справа - это указатель мыши, предназначенный для выбора нового оттенка

Для настройки цвета вы можете использовать один из следующих приемов:

  • перетаскивание треугольных ползунков вдоль шкалы цветов;

  • щелчок в пределах шкалы;

  • ввод численных значений в текстовые поля справа от шкалы.

По умолчанию в окне диалога Палитра цветов (Color Picker) выбирается цветовая модель HSB, название которой происходит от слов Hue, Saturation, Brightness (цветовой тон, насыщенность, яркость). Никто, однако, не мешает вам выбрать модель RGB. Данная модель описывает процесс формирования цвета на экране компьютерного монитора, основанный на использовании трех световых лучей красного (Red), зеленого (Green) и синего (Blue) цветов, подобно тому как это происходит в обычном цветном телевизоре.

ЗАМЕЧАНИЕ Если вы выберете такой оттенок цвета, который не может быть абсолютно точно воспроизведен в цветовой модели CMYK, используемой при многослойной печати документов, в окне диалога появится небольшой предупредительный треугольный значок с восклицательным знаком внутри, показанный на рис. 3.4. Если щелкнуть на этом значке, то программа Photoshop автоматически переместит указатель выбора цвета в ближайшую точку цветового поля, соответствующую оттенку, который может быть воспроизведен в модели CMYK. Такой оттенок демонстрируется в маленьком квадратном поле под предупредительным треугольным значком.
Это не имеет существенного значения, если вы не собираетесь печатать вашу графическую работу, но если печать предусматривается, то данное замечание определенно следует иметь в виду. Обратитесь за подробностями к главе .

Обратите внимание на изменения цветового поля в окне диалога при щелчке на одном из переключателей группы RGB. Указатель выбора цвета перемещается, но выбранный цветовой оттенок остается тем же (или почти тем же). Попробуйте выбрать насыщенный оттенок красного цвета, установив переключатель H в группе HSB. Затем щелкните на переключателе R из группы RGB (см. рис. 3.4 и 3.5). Заметьте, что все числовые значения компонентов цвета остаются неизменными.


Рис. 3.4. Выбор цвета в модели HSB


Рис. 3.5. Выбор того же оттенка цвета в модели RGB

ЗАМЕЧАНИЕ Вы нашли цветовой оттенок, который искали? Зафиксируйте для памяти числовые значения, появляющиеся в правой части окна диалога Палитра цветов (Color Picker). Имеется также возможность сохранить найденный оттенок в специальной цветовой палитре, о чем вы узнаете в ходе дальнейшего изложения.

Механизм выбора цвета, реализованный в программе Photoshop, вполне понятен на интуитивном уровне. Он позволяет указать нужный цветовой оттенок, а интерфейс окна диалога выбора цвета в значительной мере способствует расширению вашего представления о природе цвета, цветовых моделях, а также о том, каким образом выбор той или иной модели может сказаться на отображении цвета на экране монитора или странице печатной продукции. На следующем уроке мы поговорим об этом подробнее.

Каталоги и цветовые палитры

Хотя окно диалога Палитра цветов (Color Picker) играет важную роль в понимании механизма, с помощью которого программа Photoshop работает с цветом, и предоставляет отличный способ выбора цветовых оттенков, все же процесс, связанный с необходимостью открытия окна диалога, перемещения ползунков или перетаскивания указателя и последующим закрытием окна, представляется довольно утомительным.
Разумеется, в программе Photoshop имеются и более простые, и более быстрые способы выбора цвета.

Палитра Синтез (Color)

Откройте палитру Синтез (Color), показанную на рис. 3.6, выбрав команду меню Окно - Показать Синтез (Window - Show Color). Окно палитры представляет собой миниатюрную разновидность окна диалога Палитра цветов (Color Picker). С помощью меню, раскрывающегося при щелчке на расположенной в правом верхнем углу палитры кнопке с маленькой треугольной стрелкой, палитра может быть переключена в цветовые режимы Градации серого (Grayscale), RGB, HSB, CMYK или Lab (см. рис. 3.7).


Рис. 3.6. Палитра Синтез (Color)


Рис. 3.7. Команды меню палитры Синтез (Color)

Выбирайте нужный оттенок основного или фонового цветов, перемещая ползунки цветовых компонентов или щелкая в пределах шкалы цветов. Если возникнет необходимость вызвать окно диалога Палитра цветов (Color Picker), щелкните на выделенном рамкой значке основного или фонового цветов в окне палитры Синтез (Color).
Последней в меню палитры помещается команда Цветовая полоса (Color Bar). Цветовая полоса представляет весь спектр доступных оттенков в текущей цветовой модели. Выбор этой команды позволяет переключать шкалу в один из допустимых режимов, например Градации серого (Grayscale), RGB или CMYK. На данный момент вам не обязательно знать такие подробности. Данные цветовые режимы будут рассматриваться нами на следующем уроке.

ЗАМЕЧАНИЕ Палитры Каталог (Swatches), Кисти (Brushes) и Синтез (Color) могут быть объединены в виде вкладок одной составной палитры. В этом случае для выбора одной из них следует щелкнуть на ярлычке нужной вкладки. Если же вам надоест без конца щелкать то на ярлычке палитры Кисти (Brushes), то на ярлычке палитры Каталог (Swatches), просто перетащите нужную палитру в сторону за ярлычок. Это приведет к отделению палитры от группы и размещению ее в отдельном собственном окне. Можно проделывать и обратную операцию: если перетащить отдельную палитру поверх группы, то она будет добавлена в состав этой группы.

Палитра Каталог (Swatches)

Палитра Каталог (Swatches) представляет еще более быстрый способ выбора цвета. Здесь цветовые оттенки разлиты по ячейкам-образцам, и все, что требуется сделать для выбора одного из них, - это щелкнуть на ячейке соответствующего образца. Вы можете также добавлять цвета в состав каталога и сохранять собственные цветовые палитры. Для вызова палитры Каталог (Swatches) выберите команду меню Окно - Показать Каталог (Window - Show Swatches).


Рис. 3.8. Палитра Каталог (Swatches)

Если поместить указатель мыши над любой из ячеек образцов цвета, он превратится в указатель инструмента Пипетка (Eyedropper), с которым вам предстоит познакомиться в следующих разделах главы. Этот инструмент позволяет взять пробу выбранного цвета. Щелкните кнопкой мыши и обратите внимание на изменение образца основного цвета. Для выбора фонового цвета нажмите клавишу Alt (Option в системе Mac OS).
Для добавления в состав каталога новых оттенков выполните следующие действия:

  1. Щелкните на образце основного цвета на панели инструментов.

  2. Используйте окно диалога Палитра цветов (Color Picker) для выбора нужного оттенка, после чего щелкните на кнопке Да (OK).

  3. Откройте палитру Каталог (Swatches), выбрав команду меню Окно - Показать Каталог (Window - Show Swatches).

  4. Перетащите вниз нижнюю сторону рамки окна палитры Каталог (Swatches), чтобы она выглядела примерно так, как изображено на рис. 3.9.

  5. Переместите указатель мыши в пустую область окна палитры ниже ячеек образцов. Указатель примет вид значка инструмента Заливка (Paint Bucket).

  6. Щелкните кнопкой мыши, и в каталоге появится новый образец.

  7. Нажав на клавишу Shift, вы сможете добавить новый цвет в любую ячейку, на которой будет выполнен щелчок кнопкой мыши, заменив представленный в ней цветовой оттенок.


Рис. 3.9. Добавление новых цветовых оттенков в состав палитры Каталог (Swatches)

Если вам часто приходится использовать несколько одних и тех же оттенков, не представленных в составе ни одной из стандартных цветовых палитр, поставляемых с программой Photoshop, имеет смысл просто сохранить собственную палитру. Выберите команду Сохранить каталог (Save Swatches) в меню палитры Каталог (Swatches). Тем самым вы сэкономите массу времени и избавите себя от головной боли, связанной с необходимостью раз за разом переопределять все ваши любимые цвета при каждом запуске Photoshop.

ЗАМЕЧАНИЕ Об инструментах Пипетка (Eyedropper) и Заливка (Paint Bucket) мы поговорим немного позже. Пока что достаточно помнить, что Пипетка (Eyedropper) служит для выбора или "взятия пробы" цвета, а с помощью инструмента Заливка (Paint Bucket) можно "налить краску" на холст документа или в ячейку образца каталога.

Для загрузки созданной вами или стандартной палитры Photoshop используйте следующие действия:

  1. Выберите команду Загрузить каталог (Load Swatches) в меню палитры Каталог (Swatches), которое раскрывается при щелчке на кнопке со стрелкой в правом верхнем углу палитры.

  2. В окне диалога Добавить каталог (Append Swatches), показанном на рис. 3.10, переместитесь к папке, содержащей файлы программы Photoshop, и откройте ее.

  3. Внутри папки должна находиться папка с названием Palettes. Откройте ее.

  4. Выделите один из файлов цветовых палитр с расширением .aco и щелкните на кнопке Открыть (Open).


Рис. 3.10. Загрузка каталога цветов в окно палитры Каталог (Swatches)

В результате новый каталог цветов будет добавлен к тому, который уже присутствует в палитре Каталог (Swatches). Если вы хотите, чтобы новый каталог заместил присутствующий в окне палитры, то вместо Загрузить каталог (Load Swatches) выберите команду Заменить каталог (Replace Swatches).
На мой взгляд, во время работы палитру Каталог (Swatches) лучше держать открытой. Это позволяет экономить время при смене текущего цвета, а кроме того, каталог цветов представляет собой справочную таблицу, позволяющую сразу оценить, насколько хорошо будут сочетаться между собой те или иные оттенки.
Помните также, что если в каталоге присутствует образец цвета, близкого к искомому, но не соответствующего ему полностью, то можно открыть окно диалога Палитра цветов (Color Picker), настроить оттенок и сохранить его в виде нового образца.
Программа Photoshop допускает практически неограниченную настройку под нужды конкретного пользователя, поэтому, если какой-то элемент программы, как это обычно бывает, не вполне вас устраивает, скорее всего, его можно изменить по вашему вкусу. Так что, не теряя времени даром, настраивайте программу в соответствии со своими предпочтениями.

Палитра Кисти (Brushes)

Прежде чем перейти к обсуждению отдельных кистей, давайте бегло рассмотрим палитру Кисти (Brushes), показанную на рис. 3.11. Она появляется на экране после выбора команды меню Окно - Показать Кисти (Window - Show Brushes). Хотя каждый инструмент и имеет собственную палитру параметров, раскрывающуюся после двойного щелчка на кнопке инструмента или выбора команды меню Окно - Показать Параметры (Window - Show Options), тем не менее действие палитры Кисти (Brushes) распространяется на все инструменты, составляющие арсенал художника, от Аэрографа (Airbrush) до Осветлителя (Dodge).


Рис. 3.11. Палитра Кисти (Brushes)

Щелкните на одной из ячеек палитры для выбора стандартной кисти. Размеры пятен в ячейках соответствуют истинным размерам мазков кистей, за исключением тех, под которыми указаны числа. Эти числа обозначают диаметр мазка кисти в пикселях. Кисть может иметь диаметр до 999 пикселей, что соответствует почти 14 дюймам (около 35 см).
Двойной щелчок на значке кисти ведет к открытию окна диалога Параметры кисти (Brush Options), показанного на рис. 3.12. Здесь можно задать диаметр, жесткость кисти, установить интервалы между соседними штрихами, угол наклона и форму штриха.


Рис. 3.12. Пример настройки параметра Жесткость (Hardness)

Чем выше (ближе к 100%) жесткость кисти, тем более четкими будут края пятна, или штриха, оставляемого кистью. Кисть, для которой задана величина параметра Жесткость (Hardness) около 20%, будет создавать пятно с прозрачными краями.

Параметр Интервалы (Spacing)

Если флажок Интервалы (Spacing) не установлен, то оставляемый кистью след будет иметь вид либо сплошной полосы, либо отдельных штрихов, в зависимости от скорости перемещения мыши. Медленное перемещение мыши приведет к появлению непрерывного следа кисти. Если перемещать мышь быстрее, то след от кисти предстанет в виде отдельных пятен, разделенных интервалами.
Если же установить флажок Интервалы (Spacing), то появляется возможность задать постоянную величину интервала между последовательными штрихами кисти вне зависимости от скорости перемещения мыши. Значение порядка 25% соответствует очень гладкому следу кисти. При увеличении величины параметра (за счет перетаскивания ползунка или путем ввода значения в текстовое поле параметра) интервал между штрихами возрастает, как показано на рис. 3.13.


Рис. 3.13. Результат установки параметра Интервалы (Spacing) равным 50%, 100% и 200% соответственно

Параметры Угол (Angle) и Форма (Roundness)

Наконец, можно задать угол наклона и настроить форму штриха кисти. Поиграйте с различными значениями параметров Угол (Angle) и Форма (Roundness). Немного поэкспериментировав, вы сумеете создать такую форму штриха, которая заставит вашу кисть рисовать, как настоящую, то есть так, что линия будет становиться толще или тоньше в зависимости от наклона (см. рис. 3.14).


Рис. 3.14. Поэкспериментируйте с настройкой параметров, пока не получите требуемую форму штриха кисти

Чтобы настроить форму и ориентацию штриха, можно вводить числовые значения в текстовые поля соответствующих параметров или просто щелкнуть на поле графического изображения пятна кисти в левом нижнем углу окна и настроить ориентацию и форму с помощью мыши.
Можно предложить, к примеру, следующие варианты сочетаний параметров Угол (Angle) и Форма (Roundness):

  • Угол (Angle) = 135°, Форма (Roundness) = 10;

  • Угол (Angle) = 90°, Форма (Roundness) = 20;

  • Угол (Angle) = 0°, Форма (Roundness) = 50;

  • Угол (Angle) = -45°, Форма (Roundness) = 75.

Установив значения всех параметров кисти, сохраните ее с помощью команды Сохранить кисти (Save Brushes) меню палитры Кисти (Brushes). Напомним, что это меню вызывается щелчком на кнопке с треугольной стрелкой в правом верхнем углу палитры. Задайте имя группе новых кистей, и вы всегда сможете при необходимости загрузить их в палитру Кисти (Brushes) и использовать для рисования.
Чтобы открыть набор ранее созданных заказных кистей, выберите в меню палитры команду Загрузить кисти (Load Brushes), в результате чего новые кисти будут добавлены к уже имеющимся, либо выберите команду Заменить кисти (Replace Brushes), что, естественно, приведет к замене текущего набора кистей новым.
Ну а теперь давайте обратим наше внимание собственно на инструменты рисования.

Клавиши быстрой модификации для запоминания

Клавиша Alt превращает инструмент Кисть (Paintbrush) в инструмент Пипетка (Eyedropper).
Клавиша Caps Lock превращает стандартный курсор инструмента рисования в точный указатель в виде перекрестья.
Клавиша Shift позволяет рисовать строго прямые линии. Для этого при удерживаемой клавише Shift щелкните кнопкой мыши, переместите указатель и снова щелкните.
Клавиша Tab служит для удаления с экрана всех палитр и панели инструментов, чтобы они не мешали восприятию изображения.

Инструмент Аэрограф (Airbrush)

Этот инструмент, как можно догадаться по его названию, служит для "разбрызгивания краски", то есть окрашенных пикселей, по холсту документа. Аэрограф наносит на изображение цветовые пятна с неоднородными краями, причем плотность пикселей в пятне краски можно регулировать. Можно заставить аэрограф испускать "струю краски" постоянной интенсивности или сделать так, чтобы "струя" затухала на заданном интервале. Кроме того, чем дольше вы будете направлять аэрограф на фиксированную точку изображения, тем более плотным и насыщенным по цвету будет становиться пятно краски.
Нажмите клавишу A, чтобы выбрать инструмент Аэрограф (Airbrush), показанный на рис. 3.15. Дважды щелкните на кнопке инструмента, раскрыв палитру его параметров (см. рис. 3.16). Рассмотрим некоторые из них.


Рис. 3.15. Инструмент Аэрограф (Airbrush)


Рис. 3.16. Палитра Аэрограф (Airbrush Options)

Первое, на что следует обратить внимание: в палитре имеется ползунок, позволяющий регулировать нажим. Малые значения параметра Нажим (Pressure) ведут к формированию разреженных, почти прозрачных пятен краски. Чем ближе величина параметра к 100%, тем плотнее выглядят пятна "аэрозоля", что иллюстрируется на рис. 3.17.


Рис. 3.17. Пример использования аэрографа при значении параметра Нажим (Pressure), равном 20% (вверху) и 95% (внизу)

Следующий параметр палитры, флажок Переход (Fade), позволяет установить режим постепенного затухания "струи краски". Можно задавать значения от 1 до 999 в поле параметра к (Steps to), при этом величина 999 будет означать самый медленный вариант постепенного затухания следа краски, формируемого аэрографом. Каждый шаг представляет собой отдельное пятно краски, отстоящее от предыдущего на величину параметра Интервалы (Spacing). Затухание может происходить с переходом как к прозрачному, так и к фоновому цвету. На рис. 3.18 приведен пример зигзагообразной линии, нарисованной аэрографом при выборе достаточно большой кисти и установленном режиме перехода к фоновому цвету на интервале в 50 шагов. Задний план изображения залит синим цветом, чтобы лучше был виден переход от основного (белого) цвета к фоновому (черному).


Рис. 3.18. Переход от основного к фоновому цвету линии

ЗАМЕЧАНИЕ Чтобы получить действительно необычный эффект, попробуйте изменить еще и режим наложения пикселей, выбираемый в раскрывающемся списке палитры параметров аэрографа, с варианта Нормальный (Normal) на Растворение (Dissolve). Результат приведен на рис. 3.19. Вам предстоит познакомиться с режимами наложения пикселей в главе , но это не мешает уже сейчас немного поэкспериментировать.


Рис. 3.19. Результат применения инструмента Аэрограф (Airbrush) в режиме наложения пикселей Растворение (Dissolve), установленном для достижения интересного графического эффекта

Инструмент Аэрограф (Airbrush) особенно полезен для устранения огрехов на изображениях. С его помощью можно нанести столь легкий, нежный мазок, какого не сделаешь никакой кистью. Поскольку плотность цветового пятна, наносимого аэрографом, нарастает постепенно, появляется возможность визуально контролировать качество изображения и вовремя остановить применение инструмента, не допуская появления слишком большого количества окрашенных пикселей.

Инструмент Ластик

Инструмент Ластик находится слева от инструмента Заливка. Этот инструмент позволяет «стирать» нарисованное. Ластик действует как кисть, только его цвет мы выбираем не на ближнем, а на дальнем квадрате.

В параметрах Ластик можно указать также форму его штриха: он может выглядеть как кисть , карандаш или квадрат . Для него также доступны параметры Непрозрачность и Нажим.

Сходный по действию с инструментом Кисть, Ластик отличается от нее вариантом активного цвета.

В группе Ластик находятся еще два инструмента: Фоновый ластик и Волшебный ластик.

Инструмент Фоновый ластик позволяет удалить с листа в указанной области изображение вместе с фоном.

Проводя бытовые параллели, обычной резинкой мы бы стерли рисунок с бумаги, а стирателем, как лезвием бритвы, вырезали его из листа.

В месте применения стирателя появляется клеточное изображение.Подобная «дыра» означает, что изображение, включая задний фон, тут вообще отсутствует. При выводе на печать вместо клеток появится белое пятно.

Подобный инструмент обычно применяется при монтаже. Если наложить одно изображение на другое, а затем (с помощью инструмента Фоновый ластик) в верхнем, как в запотевшем стекле, протереть «глазок», то сквозь него будет видна соответствующая часть нижнего, дальнего изображения. Подробнее эту операцию мы рассмотрим, в работе со слоями.

Стиратель заднего фона чувствителен к нарисованным границам. Если мы начнем применять его на относительно монотонном заднем фоне, то он не подействует в отношении разнообразных силуэтов.

Таким образом, данным инструментом можно не только стирать фон, но и выделять контур какого-либо объекта на изображении. Для этого не обходимо работать с параметром Допуск. Если контур ярко выражен, значение допуска можно повысить, а затем мягко пройтись по изображению. Сотрется только задний фон. Если же границы объекта размыты, то значение Допуск надо понижать, и тогда Фоновый ластик увидит и более мягкие переходы.

Инструмент Волшебный ластик во многом схож с инструментом Заливка. Принцип их действия одинаков: оба ищут монотонный регион вокруг указанной точки, а затем удаляют его полностью. Принцип действия параметра Допуск также совпадает с допуском инструмента Заливка.



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал