- Учителю
- Рабочая программа по внеурочной деятельности по информатике Волшебный компьютер1-4 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности по информатике Волшебный компьютер1-4 класс
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №20 имени П.И. Батова
УТВЕРЖДАЮ:
Директор
СОШ № 20
имени П.И. Батова
________________С.В.Кочегарова
Приказ №______ от
«___» _________ 20___г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«ВОЛШЕБНЫЙ КОМПЬЮТЕР»
Направление «Социальное»
для 1 - 4 классов
Составитель:
Чупрынина Лариса Владимировна учитель информатики
2016 - 2017 учебный год
Программа ориентирована на занятия с обучающимися начальной школы в возрасте с 8 до 12 лет. Срок реализации программы 4 года.
Программа составлена с учетом санитарно-гигиенических требований, возрастных особенностей учащихся младшего школьного возраста и рассчитана на работу в учебном компьютерном классе.
Занятия проводятся по 1 часу 1 раз в неделю в каждом классе, всего в год: в 1-м классе - 33 часа, во 2 - 4 классах по 34 часа в год. Таким образом, программа рассчитана на 135 часов.
Продолжительность занятия 40 минут.
Тематический план рассчитан на 34 недели.
Программа «Волшебный компьютер» рассчитана на детей младшего школьного возраста, то есть для учащихся 1-4 классов.
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ - создать условия, обеспечивающие выявление и развитие одаренных детей в области информатики и ИКТ, реализацию их потенциальных возможностей и оказание им социальной поддержки для дальнейшей успешной самореализации в профессиональной и социально - значимой деятельности.
Программа рассчитана на решение следующих задач:
-
показать учащимся роль информации и информационных процессов в их жизни и в окружающем мире;
-
организовать работу в виртуальных лабораториях, направленную на овладение первичными навыками исследовательской деятельности, получение опыта принятия решений и управления объектами с помощью составленных для них алгоритмов;
-
организовать компьютерный практикум, ориентированный на:
-
формирование умений использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации (работа с текстом и графикой в среде соответствующих редакторов);
-
овладение способами и методами освоения новых инструментальных средств;
-
формирование умений и навыков самостоятельной работы; стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;
-
создать условия для овладения основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умения правильно, четко и однозначно формулировать мысль в понятной собеседнику форме; умения выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ;
Во время занятия обязательными являются физкультурные минутки, гимнастика для глаз. Занятия проводятся в нетрадиционной форме с использованием разнообразных дидактических игр.
Приоритетными формами работы является групповое, коллективное, индивидуальное.
Участие в социально - значимой деятельности.
Планируемые результаты ВУД
(личностные,
метапредметные)
1 уровень
2 уровень
3 уровень
Формы их достижений
Практическая работа с инструментами текстового, графического и звукового редакторов, изучения интерфейса, совместное редактирования, текста изображений и звука.
Приобретение первоначального опыта участия в коллективном создании работ на конкурсы, подготовка тематических работ для родителей, посвящённых праздничным датам.
Организация индивидуальных и групповых работ по организации работы в сети Интернет, Применения полученных знаний в жизни.
Основные модули (разделы) содержания программы
1 год обучения
Анализировать пользовательский интерфейс используемого программного средства;определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач
Освоение клавиатурного тренажёра
9
Тренировка набора букв в клавиатурном тренажере. Развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств
Знакомство с текстовым процессором MS Office Word
3
Закрепление умений набора букв в MS Office Word.
Коллективное и самостоятельное разгадывание анаграмм.
Обобщающее повторение
1
Анализировать устройства компьютера с точки зрения организации процедур ввода, хранения, обработки, вывода и передачи информации;
определять технические средства, с помощью которых может быть реализован ввод информации (текста, звука, изображения) в компьютер.
Всего:
32
2 год обучения
Перечень универсальных действий
обучающихся
Информация вокруг тебя. Человек и компьютер
2
Изучение и закрепление новых понятий темы.
Функциональное чтение.
Решение информационных задач.
Выбор и запуск нужной программы; работа с основными элементами пользовательского интерфейса.
Кодирование информации
5
Знакомство с понятиями «код», «кодирование», «декодирование».
Понятие «анаграмма», способы разгадывания анаграмм.
Правила ввода букв, удаления символов. Правила кодирования с помощью алфавита любого из языков.
Числовая информация и компьютерные программы.
9
Обработка информации с помощью специализированных программ.
Учимся создавать презентации в MS Office Power Point
17
Интерфейс MS Office PowerPoint.
Изучение меню программы.
Сопоставление с ранее изученными программными средствами пакета MS Office.
Изучение возможностей, применимых исключительно к данной программе.
Обобщающее повторение
1
Решение развивающих логических задач.
Коллективное и самостоятельное решение информационных задач, выполнение творческих заданий.
Всего:
34
3 год обучения
Перечень универсальных действийобучающихся
Информация вокруг нас.
12
Изучение и закрепление новых понятий темы.
Функциональное чтение.
Решение информационных задач.
Выбор и запуск нужной программы; работа с основными элементами пользовательского интерфейса.
Структурирование и визуализация информации.
13
Структурирование текстовой и визуальной числовой информации в текстовом процессоре
Знакомство с Интернетом
8
Понятие «Интернет», «компьютерная сеть», «браузер», «локальная КС», «Глобальная КС»
Правила поиска информации в сети Интернет.
Обобщающее повторение
1
Решение развивающих логических задач.
Коллективное и самостоятельное решение информационных задач, выполнение творческих заданий.
Всего:
34
4 год обучения
Перечень универсальных действийобучающихся
Человек и информация.
12
Изучение и закрепление новых понятий темы.
Функциональное чтение.
Решение информационных задач.
Выбор и запуск нужной программы; работа с основными элементами пользовательского интерфейса.
Знакомство с алгоритмизацией
21
Знакомство с понятиями «алгоритм», «исполнитель», «система команд исполнителя», «нумерованный список».
Составление алгоритмов действий, выполняемых в быту.
Обобщающее повторение
1
Создание графических и текстовых объектов, составление алгоритмов для решения информационных задач.
Всего:
34
Форма проведения занятий.
Игра. Сочетание традиционных и нетрадиционных форм: создание интерактивных и дистанционных форм урока, подготовка участия в социально - значимой деятельности.
Мониторинг результатов освоения программы.
Входная и итоговая диагностика: анкетирование (выявление степени заинтересованности обучающихся в информационных занятиях), текущий контроль (наблюдения за развитием интереса к занятиям обучающихся, опрос детей и родителей о степени удовлетворенности занятиями, выявление потребностей).
Мониторинг результативности занятий - количество выполненных работ, участие в конкурсах и создание портфолио своих работ.
Тематическое планирование программы
1 год обучения
Анализировать пользовательский интерфейс используемого
программного средства;
определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач
1
4
Освоение среды графического редактора Paint.
Анализировать интерфейс Paint;
определять возможности применения инструментов Paint для решения типовых задач
1
5
Сохранение рисунка на диске. Открытие файла с рисунком
Анализировать интерфейс Paint для решения типовых задач.
1
6
Построения с помощью клавиши Shift.
Определять возможности применения инструментов Paint для решения типовых задач
1
7
Работа с фрагментами рисунков.
Выделять и перемещать фрагменты рисунка; создавать графический объект из типовых фрагментов, сохранять рисунок в файле и открывать файл.
1
8
Проект «Птицы»
Использовать графический редактор для создания и редактирования изображений по заданному алгоритму построения.
Определять инструменты графического редактора для выполнения операций по созданию изображений.
1
9
Проект «Зоопарк»
1
10
Проект «Зоопарк»
1
11
Проект «Цветы для мамы»
1
12
Проект «Цветы для мамы»
1
13
Проект «Мой северный край». Ландшафт. Животные.
1
14
Проект «Мой северный край». Объединение фрагментов.
1
15
Проект «Мой северный край». Объединение фрагментов.
1
16
Проект «Зимние краски».
1
17
Проект «Зимние краски».
1
18
Проект «Поздравительная открытка»
Использовать графический редактор для создания и редактирования изображений и надписей по заданному алгоритму построения.
1
19
Проект «Поздравительная открытка»
1
Раздел 3. Освоение клавиатурного тренажёра. (9 часов)
20
Знакомство с клавишами компьютерной клавиатуры.
Изучение клавиатуры, способов написания заглавных букв, цифр и специальных знаков.
1
21
Изучение расположения на клавиатуре и набора букв "а" и "о". Игра «Тренируем пальчики».
Тренировка набора букв в клавиатурном тренажере.
Развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств
1
22
Изучение расположения на клавиатуре и набора букв "а", "л", "м", "р", "ы".
Игра «Тренируем пальчики».
Тренировка набора букв в клавиатурном тренажере. Развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств
1
23
Изучение расположения на клавиатуре и набора букв "в" и "л".
Игра «Тренируем пальчики».
Тренировка набора букв в клавиатурном тренажере. Развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств
1
24
Изучение расположения на клавиатуре и набора букв "д" и "ы".
Игра «Тренируем пальчики».
Тренировка набора букв в клавиатурном тренажере. Развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств
1
25
Изучение расположения на клавиатуре и набора букв "е" и "н".
Игра «Тренируем пальчики».
Тренировка набора букв в клавиатурном тренажере. Развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств
1
26
Изучение расположения на клавиатуре и набора букв "и" и "т".
Игра «Тренируем пальчики».
Тренировка набора букв в клавиатурном тренажере. Развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств
1
27
Изучение расположения на клавиатуре и набора букв "м" и "ь". Игра «Тренируем пальчики».
Тренировка набора букв в клавиатурном тренажере.
1
28
Изучение расположения на клавиатуре и набора букв "п" и "р". Игра «Тренируем пальчики».
Тренировка набора букв в клавиатурном тренажере. Развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств
1
Раздел 4. Знакомство с текстовым процессором MS Office Word (3 часа)
29
Игра «Подбери слова»
Коллективное решение развивающих логических задач.
Правила ввода букв, удаления символов.
1
30
Игра «Путешествие в мир Анаграмм»
Понятие «анаграмма», способы разгадывания анаграмм.
Правила ввода букв, удаления символов.
1
31
Игра «Собери клавиатуру»
Знание расположения русских букв на клавиатуре.
Правила ввода букв, удаления символов.
Создание надписей в графическом редакторе.
1
32
Игра «Весёлые художники»
Решение развивающих логических задач.
Коллективное и самостоятельное решение логических задач, выполнение творческих заданий.
Создание изображений и надписей в графическом редакторе.
1
Тематическое планирование программы
2 год обучения
Основные устройства компьютера и технические средства, с помощью которых может быть реализован ввод информации (текста, звука, изображения) в компьютер.Правила ввода букв, удаления символов.
1
6
Кодирование информации.
Знакомство с понятиями «код», «кодирование», «декодирование».
Понятие «анаграмма», способы разгадывания анаграмм.
Правила ввода букв, удаления символов.
1
7
Кодирование информации с помощью букв русского и английского алфавитов.
Правила кодирования с помощью алфавита любого из языков.
Приёмы работы в Paint.
1
Раздел 3. Числовая информация и компьютерные программы (9 часов)
8
Кодирование и декодирование информации с помощью Кода Цезаря.
Правила кодирования и декодирования слов и текста с помощью Кода Цезаря. Правила ввода букв и слов, удаления символов.
1
9
Кодирование и декодирование информации с помощью азбуки Морзе, флажковой азбуки.
Правила кодирования и декодирования слов и текста с помощью азбуки Морзе, флажковой азбуки.
1
10
Кодирование и декодирование информации с помощью индейской азбуки и азбуки пляшущих человечков.
Правила кодирования и декодирования слов и текста с помощью индейской азбуки и азбуки пляшущих человечков.
1
11
Кодирование и декодирование информации с помощью индейской азбуки и азбуки пляшущих человечков.
Правила кодирования и декодирования слов и текста с помощью индейской азбуки и азбуки пляшущих человечков.
1
12
Обработка числовой информации.
Обработка информации с помощью специализированных программ.
1
13
Оформление решения задач в MS Office Word.
Правила ввода и удаления символов. Создание отступов, колонок. Изменение начертания и цвета текста. Вставка геометрических фигур.
1
14
Оформление решения задач в MS Office Word.
Знакомство с понятиями «таблица», «ячейка», «столбец», «строка».
Создание и оформление таблиц для решения задач в MS Office Word.
1
15
Оформление решения задач в MS Office Word.
Создание и оформление таблиц для решения задач в MS Office Word.
1
16
Табличное решение математических задач
Создание таблиц. Решение математических примеров и уравнений.
1
Учимся создовать презентации в MS Office Power Point
17
1
18
1
19
1
20
1
21
1
22
1
23
1
24
1
25
1
26
1
27
1
28
1
29
1
30
1
31
1
32
1
Тематическое планирование программы
3 год обучения
Программный продукт /
ЭОР
Результаты обучения
План
Факт
Предметные
Метапредметные
Личностные
Техника безопасности и организация рабочего места в кабинете информатики.
Пожарная безопасность, охрана труда, санитарные правила, правила поведения в кабинете.
Соблюдать требования безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ.
Презентация ТБ
Формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютером.
Расширение кругозора учащихся.
Формирование чувства ответственности, навыков защиты.
Объект. Имя и свойства объекта
Понятия «объект», «имя объекта».
Закрепление новых понятий темы.
Определение имён объектов, выделение их свойств.
Презентация к занятию.
MS Office Word,
Файлы заготовки для закрепления основных понятий темы.
Формирование общего представления об объектах.
Развитие умений приводить простые жизненные примеры об информационных объектах, встречающихся в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике.
Развитие умения описывать объекты реальной действительности.
Умение применять начальные навыки по использованию компьютера для решения простых информационных и коммуникационных учебных задач.
Формирование готовности к продолжению обучения с использованием ИКТ.
Формирование чувства ответственности за качество личной ИС
Объект. Имя и свойства объекта
Закрепление основных понятий темы.
Объекты Рабочего стола ПК.
Решение информационных задач на определение свойств объектов.
Выполнение действий с объектами Рабочего стола ПК
Презентация к занятию.
Формирование навыков управления компьютером через клавиатуру и мышь.
Источники и приёмники информации
Понятия «источник информации», «приёмник информации», «естественный источник информации», «искусственный источник информации»
Закрепление новых понятий темы. Деление объектов на источники и приёмники информации, на искусственные и естественные приемники и источники информации в ходе решения информационных задач.
Выбор и запуск нужной программы; работа с основными элементами пользовательского интерфейса.
Презентация к занятию.
Файлы заготовки для закрепления основных понятий темы.
Формирование представления об источниках и приёмниках информации, их видах.
Осуществление анализа объектов окружающей действительности, указывая их признаки - свойства, действия, поведение, состояния.
Деление объектов на классы по заданному или самостоятельно выбранному признаку - основанию классификации.
Формирование аналитического и критического мышления.
Развитие умения описывать объекты реальной действительности.
Умение применять начальные навыки по использованию компьютера для решения простых информационных и коммуникационных учебных задач.
Формирование умения использовать монолог и диалог для выражения и доказательства своей точки зрения, толерантности, терпимости к чужому мнению, к противоречивой информации.
Формирование готовности к продолжению обучения с использованием ИКТ.
Носители информации
Многообразие носителей информации.
Правила работы с носителями информации.
Определение носителя информации. Сохранение/извлечение информации с носителя.
Воспроизведение информации непосредственно с носителя.
Презентация к занятию.
Формирование представления о различных носителях информации.
Развитие умения сохранять и открывать файлы.
Формирование алгоритмического мышления, умения создавать информационные модели объектов
Формирование чувства ответственности за качество личной ИС
Сбор информации
Порядок сбора информации.
Формирование порядка сбора информации.
Правила сбора необходимой информации.
Сбор информации из нескольких текстовых источников.
MS Office PowerPoint.
Презентация к занятию.
Формирование умения осуществлять сбор информации из различных источников.
Развитие навыков представления информации с помощью компьютерных презентаций.
Формирование навыков логического мышления и функционального чтения.
Формирование чувства ответственности за качество личной ИС
Представление информации
Способы и виды представления информации в различных формах.
Представление информации в текстовой, графической и звуковой формах.
Создание презентации «Домашние животные».
MS Office PowerPoint.
Презентация к занятию.
Звуковые файлы для создания презентации.
Развитие навыков представления информации с помощью компьютерных презентаций.
Формирование аналитического и критического мышления.
Развитие умения описывать объекты реальной действительности.
Умение применение компьютера для решения простых информационных и коммуникационных учебных задач.
Формирование умения использовать монолог и диалог для выражения и доказательства своей точки зрения, толерантности, терпимости к чужому мнению, к противоречивой информации.
Формирование готовности к продолжению обучения с использованием ИКТ.
Состав объекта
Анализ объекта. Определение состава объекта.
Создание информационных моделей, встречающихся в окружающем мире, отражающих состав объекта.
MS Office PowerPoint.
Презентация к занятию.
Развитие навыков представления информации с помощью компьютерных презентаций.
Оперирование навыками применения анимационных эффектов.
Состав объекта
Анализ объекта. Определение состава объекта.
Создание информационных моделей, встречающихся в окружающем мире, отражающих состав объекта.
MS Office PowerPoint.
Развитие навыков представления информации с помощью компьютерных презентаций.
Оперирование навыками применения анимационных эффектов.
Формирование аналитического и критического мышления.
Умение применять начальные навыки по использованию компьютера для решения простых информационных учебных задач.
Формирование умения использовать монолог и диалог для выражения и доказательства своей точки зрения, толерантности, терпимости к чужому мнению, к противоречивой информации.
Кодирование и декодированиеинформации
Правила кодирования и декодирования слов и текста. Правила ввода букв и слов, удаления символов.
Применение правила кодирования для выполнения учебных заданий.
Использование текстового редактора для создания текста.
Грамотное управление компьютерными программами.
Презентация к занятию.
MS Office Word
Формирование представления о кодировании/декодировании информации различными способами, в том числе, дошедшими до нас с древних времен.
Развитие умений осуществлять кодирование и декодирование информации с помощью различных правил.
Умение применять навыки по использованию компьютера для решения информационных учебных задач.
Расширение кругозора учащихся, повышение их уровня развития интеллекта.
Формирование способности выполнять разные виды чтения.
Развитие умения осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной формах.
Умение создавать информационные модели объектов.
Умение самостоятельно оценивать свою деятельность и деятельность членов коллектива посредством сравнения с деятельностью других, с собственной деятельностью в прошлом, с установленными нормами.
Умение использовать монолог и диалог для выражения и доказательства своей точки зрения, толерантности, терпимости к чужому мнению, к противоречивой информации.
Формирование умения осуществлять совместную информационную деятельность, в частности, при выполнении учебных заданий.
Кодирование и декодированиеинформации
Правила кодирования и декодирования слов и текста. Правила ввода букв и слов, удаления символов.
Применение правила кодирования для выполнения учебных заданий.
Использование текстового редактора для создания текста.
Грамотное управление компьютерными программами.
MS Office Word
Кодирование и декодирование информации
Правила кодирования и декодирования слов и текста. Правила ввода букв и слов, удаления символов.
Применение правила кодирования для выполнения учебных заданий.
Использование текстового редактора для создания текста.
Грамотное управление компьютерными программами.
MS Office Word
Структурирование и визуализация информации
Структурирование текстовой и визуальной числовой информации в текстовом процессоре.
Построение диаграмм в текстовом процессоре с использованием готовых конструкций.
Презентация к занятию.
Файлы заготовки для закрепления основных понятий темы.
MS Office Word
Формирование умений визуализировать информацию в текстовом и табличномпроцессоре.
Формирование умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей с использованием соответствующих программных средств обработки данных
Расширение кругозора учащихся, повышение их уровня развития интеллекта.
Умение создавать информационные модели объектов.
Формирование умения осуществлять совместную информационную деятельность, в частности, при выполнении учебных заданий.
Умение самостоятельно оценивать свою деятельность и деятельность членов коллектива.
Структурирование и визуализация информации
Структурирование текстовой и визуальной числовой информации в текстовом процессоре.
Построение диаграмм в текстовом процессоре.
Грамотное управление компьютерной программой.
MS Office Word
Структурирование и визуализация информации
Структурирование текстовой и визуальной числовой информации в табличном процессоре.
Построение диаграмм в текстовом процессоре с использованием готовых конструкций.
Презентация к занятию.
Файлы заготовки для закрепления основных понятий темы.MS Office Excel
Структурирование и визуализация информации
Структурирование текстовой и визуальной числовой информации в табличном процессоре.
Построение диаграмм в табличном процессоре.
Грамотное управление компьютерной программой.
MS Office Excel
Создание кроссворда
Знакомство с правилами (формулирование правил) составления кроссвордов.
Знакомство с кроссвордами, выполненными в табличном процессоре.
Выделение основных правил составления кроссвордов.
Запуск и разгадывание кроссвордов, выполненных в MS Office Excel.
Выделение особенностей выполнения кроссвордов в табличном процессоре.
Презентация к занятию.
Файлы заготовки для закрепления основных понятий темы.MS Office Excel
Формирование информационной и алгоритмической культуры
Осуществлять планирование деятельности
Формирование навыков работы табличным процессором, с графическими изображениями.
Формирование умений и навыков набора и редактирования текста.
Формирование навыков работы с логическими функциями.
Формирование умений осуществлять проверку и устранение недочетов в проектном продукте.
Формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации.
Расширение кругозора учащихся, повышение их уровня развития интеллекта.
Формирование умения:
- планировать последовательность действий для достижения цели,
- использовать различные средства самоконтроля,
- выделять, называть, читать, описывать объекты реальной действительности,
- создавать информационные модели.
Умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме.
Развивают логическое и композиционное мышления, художественный вкус, графическое умение.
Умение самостоятельно оценивать свою деятельность и деятельность членов коллектива.
Формирование умения инициировать учебное взаимодействие со взрослыми - вступать в диалог, - задавать вопросы.
Формирование навыков делового партнерского общения.
Развитие умений
- находить и исправлять ошибки в работе других участников проекта,
- вести дискуссию,
- отстаивать свою точку зрения,
- находить компромисс,
- уверенно держать себя во время выступления,
- использовать средства наглядности при выступлении,
- отвечать на вопросы.
Создание кроссворда по одному из учебных предметов.
Работа над создание проектного продукта.
Подготовка заготовки кроссворда.
Табличный
процессор
MS Office Excel
Подготовка сетки в Excel:
-определение ширины столбцов и высоты строк.
- создание границ, творческое оформление границ и ячеек.
Нанесение нумерации кроссворда.
Работа с примечаниями (заданиями кроссвордов).
Создание дополнительных листов.
Работа с логическими выражениями.
Работа с логическими выражениями.
Работа с логическими выражениями.
Вставка сопутствующих графических изображений.
Защита проекта.
Интернет и его роль в жизни человека
Понятие «Интернет», «компьютерная сеть», «браузер», «локальная КС», «Глобальная КС»
Определение роли Интернета в жизни современного человека.
Знакомство с браузерами.
Презентация к занятию.
Браузер Opera
Формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете.
Умение выделять, называть, читать, описывать объекты реальной действительности
Воспитание умения соблюдать нормы информационной этики и права
Поиск информации в сети Интернет
Правила поиска информации в сети Интернет.
Осуществление поиска информации.
Браузер Opera
Работа с информацией, полученной через интернет.
Создание мультимедийной презентации.
Создание презентации с использованием текстовой и графической информации, полученной путем поиска в сети Интернет
MS Office PowerPoint.
Формирование умений:
самостоятельно генерировать идеи,
находить несколько вариантов решения проблемы,
устанавливать причинно-следственные связи.
Развитие основных навыков использования компьютерных устройств.
Формирование информационной и алгоритмической культуры.
Формирование умения:
- планировать последовательность действий для достижения цели,
- использовать различные средства самоконтроля,
- выделять, называть, читать, описывать объекты реальной действительности,
- создавать информационные модели.
Формирование умения инициировать учебное взаимодействие со взрослыми - вступать в диалог, задавать вопросы.
Как защитить компьютер.
Многообразие антивирусных программ.
Знакомство с правилами работы антивирусной программы.
Работа с антивирусной программой Dr Web
Dr Web
Формирование умений осуществлять поиск вредоносных программ на съемных носителях.
Применение методов поиска с помощью компьютерных средств
Воспитание умения соблюдать нормы информационной этики и права
Игра «Весёлая информатике»
Решение развивающих логических задач.
Коллективное и самостоятельное решение информационных задач, выполнение творческих заданий.
Планировать последовательность событий по выполнению заданий.
Создавать информационные модели.
Грамотно управлять компьютерными программами.
Презентация к игре.
Программы пакета
MS Office:
- Word,
- PowerPoint,
- Excel.
Файлы-заготовки для решения информационных задач.
Вставка графических объектов в презентацию, настройка анимационных эффектов, форматирование текста в MS Office PowerPoint.
Выполнение вычислений в MS Office Excel.
Создание табличных объектов в MS Office Word.
Составляют план и последовательность действий. Распределяют функции и объем заданий.
Учатся эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. Развивают логическое и композиционное мышления, художественный вкус, графическое умение.
Развитие познавательного интереса и творческих способностей.
Воспитание коммуникативной культуры. Развитие умений адекватно оценивать и применять свои способности в коллективной деятельности.
Формирование умения вести диалог для выражения и доказательства своей точки зрения, толерантности.
Тематическое планирование программы
4 год обучения
Программный продукт /
ЭОР
Результаты обучения
План
Факт
Предметные
Метапредметные
Личностные
Техника безопасности и организация рабочего места в кабинете информатики.
Пожарная безопасность, охрана труда, санитарные правила, правила поведения в кабинете.
Соблюдать требования безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ.
Презентация ТБ
Формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютером.
Расширение кругозора учащихся.
Формирование чувства ответственности, навыков защиты.
Понятие. Деление и обобщение понятий
Понятие,
определение понятия.
Правила деления и обобщения понятий.
Формирование представления о понятии как одной из форм мышления.
Закрепление приемов эффективного построения изображений в графическом редакторе Paint.
Презентация к занятию.
Графический редактор Paint.
Файлы - заготовки для практикума.
Выполнение операции с понятиями.
Формирование навыков работы с графическими изображениями.
Расширение кругозора учащихся, повышению их интеллекта.
Формирование способности выполнять разные виды чтения.
Формирование системного и объектно-ориентированного мышления.
Формирование критического и логического мышления.
Умение создавать информационные модели объектов.
Актуализация сведений из личного жизненного опыта информационной деятельности.
Формирование готовности к продолжению обучения с использованием ИКТ.
Умение использовать монолог и диалог для выражения и доказательства своей точки зрения, толерантности, терпимости к чужому мнению, к противоречивой информации.
Деление и обобщение понятий
Выполнение анализа объектов с целью выделения общих и отличительных признаков.
Закрепление знаний правил деления и обобщения понятий.
Закрепление приемов эффективного построения изображений в графическом редакторе Paint.
Графический редактор Paint.
Выполнение операции с понятиями.
Формирование навыков работы с графическими изображениями.
Отношения между понятиями
Отношения тождества, пересечения и подчинения.
Формирование навыков построения круговых диаграмм.
Закрепление приемов эффективного построения изображений в текстовом процессоре MS Office Word.
Презентация к занятию.
MS Office Word.
Файлы - заготовки для практикума.
Выполнение операции с понятиями.
Формирование навыков работы с графическими изображениями.
Отношения между понятиями
Отношения соподчинения, противоречия и противоположности.
Формирование навыков построения круговых диаграмм.
Закрепление приемов эффективного построения изображений в текстовом процессоре MS Office Word.
MS Office Word.
Файлы - заготовки для практикума.
Выполнение операции с понятиями.
Формирование навыков работы с графическими изображениями и текстом.
Расширение кругозора учащихся, повышению их интеллекта.
Формирование способности выполнять разные виды чтения.
Формирование системного и объектно-ориентированного мышления.
Формирование критического и логического мышления.
Умение создавать информационные модели объектов.
Актуализация сведений из личного жизненного опыта информационной деятельности.
Формирование готовности к продолжению обучения с использованием ИКТ.
Умение использовать монолог и диалог для выражения и доказательства своей точки зрения, толерантности, терпимости к чужому мнению, к противоречивой информации.
Совместимые и несовместимые понятия
Сравнение понятий.
Закрепление представления об общих подходах к сравнению понятий.
Закрепление приемов эффективного построения изображений в графическом редакторе Paint.
Презентация к занятию.
MS Office Word.
Файлы - заготовки для практикума.
Выполнение операции с понятиями.
Формирование навыков работы с текстом.
Понятия «истина» и «ложь»
Решение информационных задач на определение истинности и ложности понятий.
Выполнение анализа информации.
Закрепление приемов эффективного работы с текстом в MS Office Word.
Презентация к занятию.
MS Office Word.
Файлы - заготовки для практикума.
Выполнение операции с понятиями.
Формирование навыков работы с текстом.
Понятия «истина» и «ложь»
Решение информационных задач
Выполнение анализа информации.
Закрепление приемов эффективного работы с текстом в MS Office Word.
MS Office Word.
Файлы - заготовки для практикума.
Выполнение операции с понятиями.
Формирование навыков работы с текстом.
Суждение
Суждение,
Виды суждений.
Выполнение анализа информации.
Закрепление приемов эффективного работы с текстом в MS Office Word.
Презентация к занятию.
MS Office Word.
Файлы - заготовки для практикума.
Выполнение операции над суждениями.
Формирование навыков работы с текстом.
Суждение
Решение информационных задач на определение суждений, видов суждений.
Выполнение анализа информации.
Закрепление приемов эффективного работы с текстом в MS Office Word.
MS Office Word.
Файлы - заготовки для практикума.
Выполнение операции над суждениями.
Формирование навыков работы с текстом.
Умозаключение
Умозаключение как форме мышления
Выполнение анализа информации.
Закрепление приемов эффективного работы с текстом в MS Office Word.
Презентация к занятию.
MS Office Word.
Файлы - заготовки для практикума.
Построение умозаключений на основании имеющихся посылок.
Формирование навыков работы с текстом.
Умозаключение
Решение информационных задач.
Выполнение анализа информации.
Закрепление приемов эффективного работы с текстом в MS Office Word.
MS Office Word.
Файлы - заготовки для практикума.
Построение умозаключений на основании имеющихся посылок.
Формирование навыков работы с текстом.
Путешествие в страну алгоритмов
Знакомство с понятиями «алгоритм», «исполнитель», «система команд исполнителя», «нумерованный список».
Составление алгоритмов действий, выполняемых в быту.
Изучение новых понятий темы.
Составление алгоритмов «Посади дерево»,
«Завари чай»,
«Купи хлеб».
Создание нумерованных списков.
Презентация к занятию.
MS Office Word.
Формирование представления о понятии алгоритма.
Развитие умений составить и записать алгоритм для решения бытовых задач.
Развитие умений создавать нумерованные списки в текстовом процессоре.
Расширение кругозора учащихся.
Анализируют условия и требования задачи. Выражают структуру задачи разными средствами
Составляют план и последовательность действий.
Развитие познавательного интереса и творческих способностей.
Формирование критического отношения к информации и избирательности её восприятия.
Знакомство со средой КУМИР.
Изучение интерфейса программы.
Ознакомление с новым материалом.
Среда КуМир.
Презентация к занятию.
Изучение исполнителей новой среды программирования.
Формирование представления о плане действий, программе, алгоритме в среде КуМир.
Формирование алгоритмического мышления.
Анализируют условия и требования задачи. Выражают структуру задачи разными средствами, выбирают обобщенные стратегии решения.
Составляют план и последовательность действий. Составляют алгоритм нужной конструкции.
Учатся эффективно сотрудничать
Поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска;
выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.
Знакомство с исполнителем Робот
Понятие исполнителя.
Учебный исполнитель Робот как пример формального исполнителя.
Назначение, среда, режим работы, система команд.
Изучение СКИ исполнителя Робот.
Проверка действий исполнителя по готовым алгоритмам.
Решение задач по управлению учебным исполнителем.
Презентация «Кто такой Робот?»
Иметь представление об учебном исполнителе Робот.
Уметь выделять операции в действии.
Осуществлять набор готового алгоритма и запускать его.
Линейные алгоритмы
Управление исполнителем Робот с помощью команд и их последовательностей.
Составление линейных алгоритмов по управлению учебным исполнителем Робот.
Выделение примеров ситуаций, которые могут быть описаны с помощью линейных алгоритмов.
Среда КуМир, исполнитель Робот.
Презентация «Линейные алгоритмы»
Имеют представление о плане действий, программе, алгоритме.
Развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя.
Умение выделять операции в действии; составлять линейные алгоритмы.
Линейные алгоритмы
Управление исполнителем Робот с помощью команд и их последовательностей.
Составление линейных алгоритмов по управлению учебным исполнителем Робот.
Среда КуМир,
исполнитель Робот.
Развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя.
Умеют выделять операции в действии; составлять линейные алгоритмы.
Построение алгоритмов
Управление исполнителем Робот с помощью команд и их последовательностей.
Составление линейных алгоритмов по управлению учебным исполнителем Робот.
Среда КуМир,
исполнитель Робот.
Развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя.
Умеют выделять операции в действии; составлять линейные алгоритмы.
Знакомство с циклом «N раз»
Изучение понятия «цикл», «цикличный алгоритм».
Знакомство с особенностью алгоритма «N раз».
Управление исполнителем Робот с помощью готовых алгоритмов.
Рассмотрение ситуаций, которые могут быть описаны с помощью алгоритма с циклом «N раз».
Составление циклических алгоритмов по управлению учебным исполнителем Робот.
Среда КуМир,
исполнитель Робот.
Презентация к занятию.
Имеют представление о цикле «N раз», понимают его отличие от линейных алгоритмов, назначение данного цикла.
Умеют применять цикл «N раз» для наиболее рационального решения задач.
Формирование алгоритмического мышления.
Анализируют условия и требования задачи. Выражают структуру задачи разными средствами, выбирают обобщенные стратегии решения.
Составляют план и последовательность действий. Составляют алгоритм нужной конструкции.
Учатся эффективно сотрудничать
Поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска;
выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.
Формирование готовности к продолжению обучения с использованием ИКТ.
Рисование простейших узоров
Управление исполнителем Робот для решения информационных задач.
Составление циклических алгоритмов по управлению учебным исполнителем Робот.
Среда КуМир,
исполнитель Робот.
Умеют применять цикл «N раз» для наиболее рационального решения задач.
Знакомство с циклом «Пока»
Закрепление понятий «цикл», «цикличный алгоритм».
Изучение строения программы с циклом «Пока» .
Управление исполнителем Робот с помощью готовых алгоритмов.
Рассмотрение ситуаций, которые могут быть описаны с помощью цикла «Пока».
Составление циклических алгоритмов по управлению учебным исполнителем Робот.
Среда КуМир,
исполнитель Робот.
Презентация к занятию.
Имеют представление о цикле «Пока», понимают его отличие от линейных алгоритмов и алгоритмов с циклом «N раз», назначение данного цикла.
Умеют применять цикл «Пока» для наиболее рационального решения задач.
Формирование алгоритмического мышления.
Анализируют условия и требования задачи. Выражают структуру задачи разными средствами, выбирают обобщенные стратегии решения.
Составляют план и последовательность действий. Составляют алгоритм нужной конструкции.
Учатся эффективно сотрудничать
Поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска;
выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.
Формирование готовности к продолжению обучения с использованием ИКТ.
Путешествие по лабиринтам
Управление исполнителем Робот с помощью цикла «Пока».
Составление циклических алгоритмов по управлению учебным исполнителем Робот.
Среда КуМир,
исполнитель Робот.
Применение цикла «Пока» для наиболее рационального решения задач.
Формирование алгоритмического мышления.
Анализируют условия и требования задачи. Выражают структуру задачи разными средствами, выбирают обобщенные стратегии решения.
Составляют план и последовательность действий. Составляют алгоритм нужной конструкции.
Учатся эффективно сотрудничать
Поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска;
выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.
Формирование готовности к продолжению обучения с использованием ИКТ.
Вычислительные алгоритмы
Знакомство с понятием «вычислительный алгоритм».
Управление исполнителем Робот для составления вычислительных алгоритмов.
Составление вычислительных алгоритмов.
Среда КуМир, исполнитель Робот. Презентация «Учим Робота считать»
Развитие умений составления и записи вычислительных алгоритмов.
Создание вычислительных алгоритмов
Управление исполнителем Робот для составления вычислительных алгоритмов.
Составление вычислительных алгоритмов.
Среда КуМир, исполнитель Робот. Презентация «Учим Робота считать»
Развитие умений составления и записи вычислительных алгоритмов.
Знакомимся с исполнителем Черепаха
Понятие исполнителя.
Учебный исполнитель Черепаха как пример формального исполнителя.
Назначение, среда, режим работы, СКИ.
Изучение СКИ исполнителя Черепаха.
Проверка действий исполнителя по готовым алгоритмам.
Решение задач по управлению учебным исполнителем.
Презентация «Исполнитель Черепаха»
Иметь представление об учебном исполнителе Черепаха.
Уметь выделять операции в действии.
Осуществлять набор готового алгоритма и запускать его.
Выполнение линейных алгоритмов
Управление исполнителем Черепаха с помощью команд и их последовательностей.
Составление линейных алгоритмов по управлению учебным исполнителем Черепаха.
Среда КуМир,
Исполнитель
Черепаха.
Презентация к занятию.
Формирование представления о понятии линейного алгоритма.
Формирование алгоритмического мышления.
Анализируют условия и требования задачи.
Выражают структуру задачи разными средствами, выбирают обобщенные стратегии решения.
Составляют алгоритм нужной конструкции.
Учатся эффективно сотрудничать.
Поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска.
Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.
Формирование готовности к продолжению обучения с использованием ИКТ.
Выполнение линейных алгоритмов
Управление исполнителем Черепаха с помощью команд и их последовательностей.
Составление линейных алгоритмов по управлению учебным исполнителем Черепаха.
Среда КуМир,
Исполнитель
Черепаха.
Формирование представления о понятии линейного алгоритма.
Циклический алгоритм
Составление алгоритмов с циклами для решения информационных задач.
Составление циклических алгоритмов по управлению учебным исполнителем.
Среда КуМир,
Исполнитель
Черепаха.
Презентация к занятию.
Умеют составлять циклические алгоритмы по управлению учебным исполнителем Черепаха.
Выполнение циклических алгоритмов
Составление алгоритмов с циклами для решения информационных задач.
Составление циклических алгоритмов по управлению учебным исполнителем.
Среда КуМир,
Исполнитель
Черепаха.
Умеют составлять циклические алгоритмы по управлению учебным исполнителем Черепаха.
Построение геометрических фигур.
Составление алгоритмов для решения информационных задач.
Составление алгоритмов по управлению учебным исполнителем.
Среда КуМир,
Исполнитель
Черепаха.
Умеют составлять алгоритмы по управлению учебным исполнителем Черепаха для решения информационных задач.
Построение геометрических фигур.
Составление алгоритмов для решения информационных задач.
Составление алгоритмов по управлению учебным исполнителем.
Среда КуМир,
Исполнитель
Черепаха.
Умеют составлять алгоритмы по управлению учебным исполнителем Черепаха для решения информационных задач.
Построение орнаментов.
Выполнение творческого проекта.
Составление алгоритмов по управлению учебным исполнителем.
Среда КуМир,
Исполнитель
Черепаха.
Умеют составлять алгоритмы по управлению учебным исполнителем Черепаха для решения информационных задач.
Составляют план и последовательность действий. Распределяют функции и объем заданий.
Учатся эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. Развивают логическое и композиционное мышления, художественный вкус, графическое умение.
Развитие познавательного интереса и творческих способностей.
Воспитание коммуникативной культуры. Развитие умений адекватно оценивать и применять свои способности в коллективной деятельности.
Формирование умения вести диалог для выражения и доказательства своей точки зрения, толерантности.
Игра «Путешествие по стране Информатике»
Создание графических и текстовых объектов, составление алгоритмов для решения информационных задач.
Составление графических объектов с помощью Paint.
Выполнение операций с текстом в среде текстового процессора.
Составление алгоритмов для учебных исполнителей среды программирования КуМир.
Среда КуМир,
Исполнители
Черепаха и Робот.
Имеют представление о функциях, выполняемых человеком, компьютером
Умеют составлять алгоритмы по управлению учебными исполнителями для решения информационных задач.
Методические рекомендации
В обучении младших школьников наиболее приемлемы комбинированные занятия, предусматривающие смену методов обучения и деятельности обучаемых, позволяющие свести работу за компьютером к регламентированной норме. С учетом данных о распределении усвоения информации и кризисах внимания учащихся на уроке, рекомендуется проводить объяснения в первой части занятия, а на конец - планировать деятельность, которая наиболее интересна для учащихся и имеет для них большее личностное значение. В комбинированном занятии внеурочной деятельности можно выделить следующие основные этапы:
1) организационный момент;
2) активизация мышления и актуализация ранее изученного (разминка, короткие задания на развитие внимания, сообразительности, памяти, фронтальный опрос по ранее изученному материалу);
3) объяснение нового материала или фронтальная работа по решению новых задач, составлению алгоритмов и т.д., сопровождаемая, как правило, компьютерной презентацией; на этом этапе учитель четко и доступно объясняет материал, по возможности используя традиционные и электронные наглядные пособия; учитель в процессе беседы вводит новые понятия, организует совместный поиск и анализ примеров, при необходимости переходящий в игру или в дискуссию; правильность усвоения учениками основных моментов также желательно проверять в форме беседы, обсуждения итогов выполнения заданий в рабочих тетрадях;
4) работа за компьютером (работа на клавиатурном тренажере, выполнение работ компьютерного практикума, работа в виртуальных лабораториях, логические игры и головоломки);
5) подведение итогов занятия.
На занятиях внеурочной деятельности очень важно, чтобы каждый ученик имел доступ к компьютеру и пытался выполнять практические работы, пытался выполнять практические задания по описанию, обращаясь за помощью к учителю или товарищам. Потому как младшие школьники не способны к внимательному прочтению и восприятию алгоритмических предписаний, а именно таковыми являются описания последовательностей действий в работах компьютерного практикума.
Чтобы выполнение заданий компьютерного практикума шло успешно, школьников всякий раз следует подготовить к новому для них виду деятельности, подробно объяснив, что каждое задание выполняется в заданной последовательности и в строгом соответствии с описанием, поэтому нужно очень внимательно читать каждое указание (каждый пункт), выполнять его, и только после этого переходить к следующему указанию (пункту). Нужно чтобы ученик очень четко осознавал, что он делает и какая именно операция у него не получается. Очень важно, чтобы учитель не подсказывал готовые решения, а, выявив истинную причину возникшего у ученика затруднения, направлял его к правильному решению. Учитель должен стремиться уйти от привычной роли «оракула» или «источника знаний» и выполнять роль координатора, управляющего учебным процессам.
Задания творческого характера представляют собой информационные мини-задачи. Выполнение творческого задания требует от ученика значительной самостоятельности при уточнении его условий, по представлению необходимой информации, по выбору технологических средств и приемов его выполнения.
Тематика проектов
Проект «Птицы».
1
Проект «Зоопарк».
2
Проект «Цветы для мамы».
2
Проект «Мой северный край».
2
Проект «Зимние краски».
2
Проект «Поздравительная открытка».
2
2-й год обучения
Создание учебной презентации на свободную тему в MS Office PowerPoint
9
3-й год обучения
Создание кроссворда по одному из учебных предметов
8
4-й год обучения
Построение орнаментов в среде КуМиР
2
Список литературы:
-
Информатика в младших классах. Серия «Информатика в школе».М.: Информатика и образование, № 1, 2.1998
-
Информатика в младших классах. Серия «Информатика в школе».М.: Информатика и образование, № 1, 3, 4. 1999
-
Информатика в младших классах. Серия «Информатика в школе».М.: Информатика и образование № 1, 2. 2000
-
Информатика в младших классах. Серия «Информатика в школе».М.: Информатика и образование №1, 2. 3, 4. 2001
-
Ким Н.А., Корабейников Г.Р., Камышева В.А. Занимательная информатика для младших школьников// Информатика и образование. - 1997. - №2. - С13.
-
Компьютерная графика. Элективный курс: Практикум/ Л.А.Залогова. - 2-е издание - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007. - 245 с.
-
Можаров М.С., Сликишина И.В. Теория и методика обучения информатике. Учебное пособие. - Новокузнецк: изд-во КузГПА, 2010. - 152 с.
-
Т.А. Прищепа Преподавание программирования в среде КуМир. Методическое пособие /Томский государственный университет - Томск. 2002.
Интернет - ресурсы:
-
Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (school-collection.edu.ru/)
-
ОАО "Издательство "Просвещение" school-collection.edu54.ru/catalog/rubr/18fd93c9-c986-cf56-bf3e-6eb14efbf1fb/134291/
-
kpolyakov.narod.ru/school/kumir.htm
-
vashechudo.ru/raznoe/zagadki/detskie-zagadki-po-informatike-s-otvetami.html
-
ifthen.pp.ua/rebusy.html
-
Моргунова Е.Л. Дидактический материал для изучения графического редактора. (Адрес: klyaksa.net/htm/kopilka/mel/index.htm)
-
Метод проектов - Материал из Википедии - свободной энциклопедии (ru.wikipedia.org/wiki/%CC%E5%F2%EE%E4_%EF%F0%EE%E5%EA%F2%EE%E2)
-
Загадки (www.zagadki.org/riddles/animals/1)
-
Картинки для пошагового рисования (qushlawich.ru/ www.kalyamalya.ru/ )
-
Физминутки (www.psyoffice.ru/)
Приложения к программе
Приложения к занятию
по теме: «Человек и компьютер»
Компьютерные загадки.
На компьютерном столе
Помогает она мне.
Колесиком и кнопкой
Я управляю ловко. (Мышка)
Если я в игру играю,
То на кнопки нажимаю.
Кнопки, рычаги и хвостик...
Догадались? Это... (джойстик)
Компьютер будет молчалив,
Коль нет с ним рядом дев таких.
А если есть, он говорит,
Поет, играет и пищит.
Стоят над ним в сторонке
Близняшки две -... (колонки)
Вставишь диск в него, и вот -
Заработал... (дисковод)
Много кнопок, цифры, буквы,
«Enter», «Shift», «F2», «F5»,
На английском и на русском
Можно, дети, с ней писать.
Пальцами стучу по ней.
Кто она? Скажи скорей! (Клавиатура)
Клавиатуру изучаю,
Где буквы, я запоминаю.
Я неуверенно и робко
Текст набирал и жал на... (кнопки)
С помощью такого устройства
Откопировать книгу можно.
Тексты, картинки любые
Станут с ним цифровыми. (Сканер)
На нем информацию можно читать,
Картинки смотреть и в игры играть. (Монитор)
Указатель на экране
Буквам всем укажет место.
С ним работать легче станет,
Он - экранная пометка.
На экране видит взор,
А мигает мне... (курсор)
Приложение
Проект
Тема: «Поздравительная открытка»
Тип проекта: краткосрочный.
Краткая аннотация проекта
Данный проект направлен на
-
развитие у учащихся творческого мышления, воображения, фантазии;
-
расширения знаний в области истории, технологии изготовления продукта, на расширение кругозора;
-
умение применить знания и навыки работы с инструментами графического редактора Paint,
-
заинтересовать и выявить способности детей в области компьютерной графики.
Результат (проектный продукт): векторный рисунок-открытка.
Целевые образовательные стандарты:
-
Совершенствовать навыки работы с компьютерной графикой.
-
Расширять знания и кругозор детей.
-
Создать условия для воплощения новых замыслов и идей; развития творческих способностей.
-
Развивать умения самостоятельно планировать свою деятельность.
-
Учить детей работать в самостоятельно, воспитывать информационную культуру.
Вопросы, направляющие проект:
Основополагающий вопрос: Что может стать хорошим, оригинальным подарком?
Проблемные вопросы:
-
Как бы ты выразил свое праздничное настроение?
-
Что бы ты хотел подарить другу?
-
Смог бы ты сделать оригинальный подарок?
Учебные вопросы:
-
Почему люди поздравляют друг друга?
-
Как можно поздравить родителей, друзей?
-
Когда и где появилась первая поздравительная открытка?
-
Как она выглядела?
-
Почему открытки получили большую популярность?
-
Когда появились первые открытки? Какие они были?
-
Из каких материалов изготавливают открытки?
-
Кто такой дизайнер?
-
Можно ли сделать открытку на компьютере?
Сведения о проекте:
Необходимые начальные знания, умения, навыки:
-
знать меню, основные и их назначение инструменты Paint,
-
правила безопасности труда и личной гигиены;
-
организовать свое рабочее место;
-
умение работать с палитрой.
План проведения проекта
-
Организационный этап:
-
стартовая презентация,
-
фронтальная беседа.
-
Подготовительный этап:
-
определение целей и задач;
-
составление плана работы.
-
Основной этап:
-
изучение открыток и чтение поздравлений;
-
систематизация материала.
-
Заключительный этап.
-
создание открыток,
-
демонстрация,
-
-рефлексия.
Приложение
Проект
Тема: «Птицы»
Тип проекта: краткосрочный, коллективный.
Краткая аннотация проекта
Проект направлен на
-
знакомство детей с птицами, проживающими в разных странах.
-
развитие у учащихся творческого мышления, воображения, фантазии;
-
расширения кругозора;
-
умение применить знания и навыки работы с инструментами и фрагментами в графическом редакторе Paint,
-
заинтересовать и выявить способности детей в области компьютерной графики.
Результат (проектный продукт): векторный рисунок-коллаж.
Целевые образовательные стандарты:
-
Совершенствовать навыки работы с компьютерной графикой.
-
Расширять знания и кругозор детей.
-
Создать условия для воплощения новых замыслов и идей; развития творческих способностей.
-
Развивать умения самостоятельно и коллективно планировать свою деятельность.
-
Учить детей работать в команде, воспитывать культуру общения друг с другом.
Вопросы, направляющие проект.
Основополагающий вопрос: Кто такие птицы?
Проблемный вопрос: Почему в разных странах живут разные птицы?
Учебные вопросы:
-
Где живут попугаи?
-
Жили у бабуси …?
-
Кто такие пеликаны?
-
Как нужно помогать птицам зимой?
План реализации проекта:
-
Организационный момент.
-
Введение в тему.
-
Постановка проблемных вопросов.
-
Выбор задания (рисунка конкретной птицы).
-
Выполнение проекта (рисунка по карточке-заготовке).
-
Создание презентации работ совместно с учителем.
-
Рефлексия.
Приложение
к проекту «Птицы»
ПАМЯТКА
«Как нарисовать гуся?»
Приложение
к проекту «Птицы»
ПАМЯТКА
«Как нарисовать попугая?»
Приложение
к проекту «Птицы»
ПАМЯТКА
«Как нарисовать пеликана?»
Приложение
к проекту «Птицы»
Загадки про птицОн живет на крыше дома -
Длинноногий, длинноносый,
Длинношеий, безголосый.
Он летает на охоту
За лягушками к болоту (Аист)
Буян-мальчишка
В сером армячишке
По дворам шныряет,
Крохи собирает (Воробей)
Кар-кар-кар! - кричит плутовка.
Ну и ловкая воровка!
Все блестящие вещицы
Очень любит эта птица!
И она вам всем знакома,
Как зовут ее? (Ворона)
В лесу на ветке она сидит,
Одно "ку-ку" она твердит,
Года она нам всем считает,
Птенцов своих она теряет.
"Ку-ку" то там то тут,
Как птицу эту зовут? (Кукушка)
Кто в беретке ярко-красной,
в черной курточке атласной? На меня он не глядит,
все стучит, стучит, стучит (Дятел)
Гнездо своё он в поле вьёт,
Где тянутся растения.
Его и песни и полёт
Вошли в стихотворения! (Жаворонок)
Встали братья на ходули,
Ищут корма по пути.
На бегу ли, на ходу ли
Им с ходулей не сойти (Журавль)
Распускает хвост павлином,
Ходит важным господином,
По земле ногами - стук,
Как зовут его? (Индюк)
Съем червя, попью водицы,
Хлебных крошек поищу,
А потом снесу яичко,
Ребятишек угощу (Курица)
По лужку он важно бродит,
Из воды сухим выходит,
Носит красные ботинки,
Дарит мягкие перинки (Гусь)
В деревне есть часы такие,
Не мёртвые, а живые.
Ходят без завода,
Они птичьего рода (Петух)
Пусть я птичка-невеличка,
У меня, друзья, привычка -
Как начнутся холода,
Прямо с севера сюда (Снегирь)
Приложение
к проекту «Птицы»
Физминутка «Стая птиц летит на юг»
Стая птиц летит на юг,
Небо синее вокруг. (Дети машут руками, словно крыльями)
Чтоб скорее прилетать,
Надо крыльями махать. (Дети машут руками интенсивнее)
В небе ясном солнце светит,
Космонавт летит в ракете. (Потягивание - руки вверх)
А внизу леса, поля -
Расстилается земля. (Низкий наклон вперед, руки разводятся в сторону)
Птички начали спускаться,
На поляне все садятся.
Предстоит им долгий путь,
Надо птичкам отдохнуть. (Дети садятся в глубокий присед и сидят несколько секунд)
И опять пора в дорогу,
Пролететь нам надо много. (Дети встают и машут «крыльями»)
Вот и юг. Ура! Ура!
Приземляться нам пора. (Дети садятся за столы)
Физкультминутка «Гуси серые»
Гуси серые летели (бег на месте или врассыпную, движения руками, как крыльями).
Да, летели. Да, летели (продолжение бега).
И присели, посидели (два приседа).
Да и снова полетели (снова бег).
А потом опять присели (присед).
Игровое упражнение повторить 2-3 раза.
Приложение
Проект
Тема: «Зоопарк»
Тип проекта: краткосрочный, коллективный.
Краткая аннотация проекта
Проект направлен на
-
знакомство детей с животными, проживающими в неволе - зоопарках.
-
развитие у учащихся творческого мышления, воображения, фантазии;
-
расширения кругозора;
-
умение применить знания и навыки работы с инструментами и фрагментами в графическом редакторе Paint,
-
заинтересовать и выявить способности детей в области компьютерной графики.
Результат (проектный продукт): векторный рисунок-коллаж.
Целевые образовательные стандарты:
-
Совершенствовать навыки работы с компьютерной графикой.
-
Расширять знания и кругозор детей.
-
Создать условия для воплощения новых замыслов и идей; развития творческих способностей.
-
Развивать умения самостоятельно и коллективно планировать свою деятельность.
-
Учить детей работать в команде, воспитывать культуру общения друг с другом.
Вопросы, направляющие проект.
Основополагающий вопрос: Кто из животных живет в зоопарке?
Проблемный вопрос: Почему животные попадают в зоопарк?
Учебные вопросы:
-
Как животные оказались в зоопарке?
-
Кто о них заботится?
-
Почему надо беречь природу, птиц и зверей?
План реализации проекта:
-
Организационный момент.
-
Введение в тему.
-
Постановка проблемных вопросов.
-
Выбор задания (рисунка конкретного животного).
-
Выполнение проекта (рисунка по карточке-заготовке).
-
Создание коллажа.
-
Рефлексия.
Приложение
к проекту «Зоопарк»
Загадки
(организационный этап, мотивация)
Скажи-ка мне,
Какой чудак
И днём, и ночью
Носит фрак? (Пингвин.)
Распустила хвост жар-птица.
Он горит и золотится.
Из заморских к нам долин
Этот хвост принёс… (павлин).
На дне, где тихо и темно,
Лежит усатое бревно. (Сом.)
Драчун, забияка живёт в воде.
Кости на спине, и щука не проглотит. (Ёрш.)
У этого зверя огромный рост,
Сзади у зверя - маленький хвост.
Спереди у зверя - хвост большой.
Кто же это? Кто такой? (Слон.)
Долговязый и пятнистый,
С веток рву легко я листья,
А обычную траву
Я с большим трудом сорву. (Жираф)
Весь день рыбак в воде стоял,
Мешок рыбешкой набивал.
Закончив лов, забрал улов,
Поднялся ввысь и был таков.
(Пеликан)
Длинная, носатая,
Целый день стоит, как статуя.
У меня ходули -
Не боюсь болота.
Лягушат найду ли, -
Вот моя забота! (Цапля)
Рыжая плутовка,
Хитрая да ловкая.
Хвост пушистый,
Мех золотистый.
В лесу живет,
В деревне кур крадет.
(Лиса)
Скачет шустрый зверек,
А в кармане сидит сынок.
(Кенгуру)
Приложение
к проекту «Зоопарк»
ПАМЯТКА
«Как нарисовать леопарда?»
Приложение
к проекту «Зоопарк»
ПАМЯТКА
«Как нарисовать кенгуру?»
1 4
2 5
3 6
Приложение
к проекту «Зоопарк»
ПАМЯТКА
«Как нарисовать?»
Приложение
к проекту «Зоопарк»
Физминутка «Зайцы утром рано встали»
Зайцы утром рано встали,
Весело в лесу играли.
По дорожкам прыг-прыг-прыг!
Кто к зарядке не привык? (Прыжки на месте)
Вот лиса идет по лесу.
Кто там скачет, интересно? (Ходьба на месте)
Чтоб ответить на вопрос,
Тянет лисонька свой нос. (Потягивания - руки вперед)
Но зайчата быстро скачут.
Как же может быть иначе? (Прыжки на месте)
Тренировки помогают!
И зайчата убегают. (Бег на месте)
Вот голодная лиса (Ходьба на месте)
Грустно смотрит в небеса. (Потягивания - руки вверх)
Тяжело вздыхает. (Глубокие вдох и выдох)
Садится, отдыхает. (Дети садятся за столы)
Физминутка «Индюк»
Ходит по двору индюк (Шаги на месте)
Среди уток и подруг.
Вдруг увидел он грача (Остановиться, удивленно посмотреть вниз)
Рассердился сгоряча.
Сгоряча затопал (Потопать ногами)
Крыльями захлопал (Руками, словно крыльям, похлопать себя по бокам)
Весь раздулся, словно шар (Руки на поясе)
Или медный самовар (Сцепить округленные руки перед грудью)
Затряс бородою (Помотать головой, приговаривая «бала - бала - бала», как индюк)
Понесся стрелою. (Бег на месте)
Приложение
Проект
Тема: «Цветы для мамы».
Тип проекта: краткосрочный, коллективный.
Краткая аннотация проекта
Проект направлен на
-
знакомство детей с различными цветковыми растениями (цветами), культурными, так и ку.
-
развитие у учащихся творческого мышления, воображения, фантазии;
-
расширения кругозора;
-
умение применить знания и навыки работы с инструментами и фрагментами в графическом редакторе Paint,
-
заинтересовать и выявить способности детей в области компьютерной графики.
Результат (проектный продукт): векторный рисунок-коллаж.
Целевые образовательные стандарты:
-
Совершенствовать навыки работы с компьютерной графикой.
-
Расширять знания и кругозор детей.
-
Создать условия для воплощения новых замыслов и идей; развития творческих способностей.
-
Развивать умения самостоятельно и коллективно планировать свою деятельность.
-
Учить детей работать в команде, воспитывать культуру общения друг с другом.
Вопросы, направляющие проект.
Основополагающий вопрос: Какие цветы растут в лесу, а какие в саду?
Проблемный вопрос: Почему люди выращивают цветы?
Учебные вопросы:
-
Кто такой нарцисс?
-
Что представляет собой тюльпан?
-
Почему надо беречь природу, цветы?
План реализации проекта:
-
Организационный момент.
-
Введение в тему.
-
Постановка проблемных вопросов.
-
Выбор задания (рисунка конкретного животного).
-
Выполнение проекта (рисунка по карточке-заготовке).
-
Создание коллажа.
-
Рефлексия.
Приложение
к проекту «Зоопарк»
Загадки
(организационный этап, мотивация)
Листок - стрелочкой,
Цветок - тарелочкой,
А стебель-былинка
Завит, как пружинка (Вьюнок)
На клумбе у окошка
Посажена картошка.
Цветки её огромные
И светлые, и тёмные (Георгины)
Яркие, как пламя,
Мы однофамильцы
С мелкими гвоздями.
Полюбуйтесь дикими
Алыми ... (Гвоздиками)
На солнечной опушке
В траве стоит она.
Лиловенькие ушки
Тихонько подняла.
И тут поможет нам смекалка -
Все зовут цветок ... (Фиалка)
Куст оконный и балконный.
Лист - пушистый и душистый,
А цветы на окне -
Словно шапка в огне (Герань)
На окне, на полке
Выросли иголки
Да цветки атласные -
Алые и красные (Кактус).
Цветочек этот голубой
Напоминает нам с тобой
О небе - чистом-чистом,
И солнышке лучистом (Незабудка)
У извилистой дорожки
Растёт солнышко на ножке.
Как дозреет солнышко,
Будет горстка зёрнышек. (Подсолнух)
Цветик желто-золотистый,
Как цыпленочек, пушистый.
Сразу вянет от мороза
Наша неженка... (Мимоза)
Пышный, круглый, как кочан,
Головой нам покачал.
Летом расцветает он,
Замечательный... (Пион)
Приложение
к проекту «Цветы для мамы»
ПАМЯТКА
«Как нарисовать тюльпан?»
Приложение
к проекту «Цветы для мамы»
ПАМЯТКА
«Как нарисовать нарцисс?»
Приложение
к проекту «Цветы для мамы»
ПАМЯТКА
«Как нарисовать сказочный цветочек?»
Приложение
к проекту «Цветы для мамы»
ПАМЯТКА
«Как нарисовать василёк?»
Приложение
к проекту «Цветы для мамы»
Физминутка «Цветочная поляна».
На полянку мы идем, а вокруг так хорошо!
Птицы весело поют, солнце светит ярко.
Свежий ветер пролетел, заиграл листвою.
Цветов прекрасных лепестки мы разглядим с тобою.
Если утро на рассвете солнцем тронет лепестки,
Их прекрасные соцветья приоткроют лепестки.
А как только ночь спустилась черным бархатным ковром,
Лепестки окутал он, нежной дремой долгий сон.
Физминутка для пальцев рук
«Колокольчик».
В прятки пальчики играют
И головки убирают,
Словно синие цветки,
Распускают лепестки.
Наверху качаются,
Низко наклоняются.
Колокольчик голубой
Повернулся к нам с тобой.
Пальчики вы не зевайте
И к работе приступайте.
Приложение
к проекту «Цветы для мамы»
Стихотворение
«Берегите природу!»
(Читает учитель)
На земле исчезают цветы, с каждым годом заметнее это.
Меньше радости и красоты оставляет нам каждое лето.
Откровенье цветов луговых нам понятно было едва ли.
Беззаботно топтали мы их и безумно, безжалостно рвали.
В нас молчало безумное «стой». Нам казалось все мало и мало.
А потом в толчее городской мы охапки тащили устало.
И не ведали, как из под ног, молчаливо, дыша еле-еле,
Обреченно глядел василек, безнадежно гвоздики глядели.
С целым миром спорить я готов, я готов поклясться головою
В том, что есть глаза у всех цветов и они глядят на нас с тобою.
В час раздумий наших и тревог, в горький час беды и неудачи
Видел я: цветы как люди, плачут и росу роняют на песок.
Если я сорву цветок, если ты сорвешь цветок,
Если все: и я, и ты, если мы сорвем цветы -
Опустеют все поляны и не будет красоты!
Приложение
к проекту «Цветы для мамы»
Кроссворд
-
Длинная узкая ленточка из бумаги (полоска)
-
Толстая и очень твердая бумага (картон)
-
Липкое вещество для плотного соединения чего-либо (клей)
-
Черный Ивашка - деревянная рубашка,
Где носом поведет, там заметку кладет (карандаш)
-
Платок из ткани или бумаги для вытирания губ или рук после еды (салфетка)
-
Заостренная палочка для удаления остатков пищи, застрявших между зубов (зубочистка)
о
л
о
с
к
а
к
а
р
т
о
н
к
а
р
а
н
д
а
ш
в
з
у
б
о
ч
и
с
т
к
а
к
л
е
й
с
а
л
ф
е
т
к
а
Приложение
Проект
</ Тема: «Создание презентации на свободную тему»
Тип проекта: долгосрочный, индивидуальный.
Краткая аннотация проекта
Проект направлен на
-
закрепление умений работы в среде MS PowerPoint;
-
освоение этапов работы над проектом с использованием программной среды;
-
учить детей самостоятельно оценивать результаты своей работы.
-
формирование познавательной активности учащихся;
-
формирование умения участвовать в общении с несколькими собеседниками;
-
расширение общего кругозора;
-
развитие творческих способностей личности.
-
повышение мотивации учения.
Результат (проектный продукт): компьютерная презентация.
Целевые образовательные стандарты:
-
Совершенствовать навыки работы с компьютерной графикой.
-
Расширять знания и кругозор детей.
-
Создать условия для воплощения новых замыслов и идей; развития творческих способностей.
-
Развивать умения самостоятельно и коллективно планировать свою деятельность.
-
Учить детей работать в команде, воспитывать культуру общения друг с другом.
Вопросы, направляющие проект.
Основополагающий вопрос: Что такое компьютерная презентация?
Проблемные вопросы:
- Как работать в программе PowerPoint?
- Для чего нужна презентация?
Учебные вопросы:
- Что такое презентация?
- Что такое слайд?
- Какие способы оформления слайдов существуют?
- Какие объекты можно помещать на слайд?
- Как настроить анимацию?
- Как запускать показ презентации?
Приложение
Критерии оценивания рисунка
Баллы:
0 - рисунок не удовлетворяет данному критерию
1 - рисунок частично удовлетворяет данному критерию
2 - рисунок статьи в полной мере удовлетворяет данному критерию
Максимальное количество баллов: 12
Интерпретация результата:
-
10-12 баллов - работа выполнена отлично;
-
7-9 баллов - работа выполнена хорошо;
-
6 баллов - работа выполнена удовлетворительно;
-
менее 6 баллов - рисунок нужно доработать.
Приложение
Критерии оценивания рисунка,
выполненного средствами текстового редактора MS WORD
-
Установка ориентации листа в соответствии с композицией.
-
Наличие рисунка (скопированного из памяти ПК или созданного с помощью графического редактора Paint).
-
Наличие текста (согласно тематике).
-
Использование элементов композиции и цветового оформления элементов открытки.
-
Использование эффективных с точки зрения восприятия документа элементов: автофигур, надписей и др.
-
Наличие элементов оформления документа путем форматирования шрифта, картинки, автофигуры; вставки рамки; добавления фона открытки; использования эффектов, например, анимации текста.
Критерии оценки работы:
Оценка «отлично» - выполнены все требования к выполнению работы, проявлено творчество в работе, рисунок создан в графическом редакторе Paint.
Оценка «хорошо» - документ создан в полном соответствии с требованиями, возможны недочеты в оформлении документа, либо использование готового рисунка.
Оценка «удовлетворительно» - допущены существенные погрешности в оформлении документа, или не выдержаны некоторые существенные требования, например 4 или 3, 2, отсутствует творческое мышление.
Оценка «неудовлетворительно» - не выдержано большинство требований к работе, отсутствуют знания и умения по созданию и оформлению текстового документа.
Приложение
Критерии оценивания презентации
-
Использование красочных надписей (объектов
WordArt)
4
Дизайн
5
Орфография, правильность изложения мыслей
6
Логическая последовательность
Итого:
Баллы:
0 презентация (элемент презентации) не удовлетворяет данному критерию;
1 презентация (элемент презентации)к частично удовлетворяет данному критерию;
2 презентация (элемент презентации) статьи в полной мере удовлетворяет данному критерию.
Максимальное количество баллов: 12
Интерпретация результата:
-
10-12 баллов - работа выполнена отлично;
-
7-9 баллов - работа выполнена хорошо;
-
6 баллов - работа выполнена удовлетворительно;
-
менее 6 баллов - презентацию нужно доработать.