- Учителю
- План - конспект урока Информация – Компьютер – Информатика
План - конспект урока Информация – Компьютер – Информатика
План - конспект урока, разрабатываемого
в рамках конкурса "Цифровой гуманизм"
в номинации "Разработка уроков в учебном сетевом проекте в соответствии с требованиями ФГОС"
ФИО (полностью)
Кривенькая Мария Владимировна
2
Место работы
МБОУ "СОШ № 64"
3
Должность
учитель информатики
4
Предмет
информатика
5
Класс
5
6
Тема и номер урока в теме
Информация - Компьютер - Информатика, 1
7
Название учебного сетевого проекта, в рамках участия в котором проведен данный урок (ссылка на сайт проекта)
В мире кодов
8
Ссылка на страницу школьной команды
goo.gl/7tLuVD
Цель урока: знакомство с учебным сетевым проектом "В мире кодов" и материалами проекта: стартовой презентацией, буклетом, таблицей "ЗИУК", таблицей "Шаги к успеху" и т.д.
Задачи:
обучающие - актуализировать основной материал по кодированию
развивающие - овладеть основными приемами работы с информационными объектами; уметь выделять в информационных моделях параметры для автоматической обработки на компьютере;
воспитательные - восприятие компьютера как инструмента обработки информационных объектов
Тип урока: урок "открытия нового знания"
Планируемые образовательные результаты:
предметные:
-
умение точно и грамотно выражать свои мысли, проводить логические обоснования;
-
формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и при работе в Интернете;
-
формирование умения набора текста на клавиатуре компьютера;
метапредметные:
-
умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение;
личностные:
-
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению;
-
корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
Форма работы учащихся: фронтальная и индивидуальная работа
Используемые на уроке средства ИКТ и сервисы веб 2.0: Документы Google, Gmail почта.
Таблица 1
Структура и ход урока
Этапы урока
Используемые материалы проекта
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Время (мин.)
1
2
3
4
5
6
1
Организационный этап
Добрый день! Садитесь.
Мы начинаем изучение новой темы "В мире кодов". А изучать будем, участвуя в учебном сетевом проекте с таким же названием. Но вначале...
Ученики слушают учителя
2
2
Актуализация знаний
Слайд 1 (Стартовая презентация)
Слайд 2 (Стартовая презентация)
Учитель показывает классу коробку из-под телефона, на которой наклеены QR-коды и задает вопрос: Как вы думаете, что означают буквы и точки на этой коробке?
Если вы прочитаете послание, то узнаете, что внутри. В помощь могу предложить свой смартфон, на котором установлена только одна программа, и вы можете воспользоваться ею.
Учитель организует беседу.
Учитель. Как видите, используя интернет, можно многому научиться. А теперь, друзья, набираем, в адресной строке браузера данные символы.
Мы с вами оказались на сайте учебного сетевого проекта "В мире кодов". В течение месяца мы будем с вами изучать новые и неизвестные сервисы WEB 2.0. Поймем, что учиться можно и вне стен школы.
В этом проекте нам будет помогать кот Кодфилд. Он обращается к нам, самым любознательным и активным.
Ученики передавая коробку, проводят эксперименты: стучат ею по столу, трясут; пытаются вскрыть линейкой или ручкой, высказывают предположения:
- Это японские смайлики?
- Это какой-то особый язык программирования?
-
Это какой-то код, наподобие штрих-кода?
-
Надо посмотреть в интернете.
Одному ученику включается ПК с открытым фразером и поисковиком.
-
Нашел! Нашел! Это какие-то коды, Quick Response или QR, что означает Быстрый Отклик.Тут написано, что для почтения есть специальные программы, которые устанавливаются на компьютеры, телефоны, планшеты и т.д.
- (К учителю) А в вашем телефоне такая программа установлена?
Учитель в ответ кивает, затем ученик берёт в руки аппарат, открывает программу.
-
Что с ней делать?
-
Читай инструкцию в всплывающем окне. Расшифровку QR-кода запиши на доске.
Ученик записывает на доске: "goo.gl/zUXTkP"
Ученики набирают код в адресной строке браузера на своих компьютерах.
Учащиеся смотрят на экране стартовую презентацию
9
3
Изучение нового материала
Слайд 3 (Стартовая презентация)
Таблица "ЗИУК"
Слайд 3-4 (Стартовая презентация)
Слайд 5 (Стартовая презентация)
Таблица "Шаги к успеху"
Слайд 6 (Стартовая презентация)
Слайд 7 (Стартовая презентация)
Слайд 8 (Стартовая презентация), Таблица "ЗИУК"
Слайд 9-10 (Стартовая презентация)
Таблица личного участия
Дневник участника проекта
Слайд 11 (Стартовая презентация)
-
Что знаем мы о кодах? Кот Кодфилд даже даёт серию наводящих вопросов, вы их находите, открыв документ "Таблицы ЗИУК" в главном меню Файл находите Создать копию….
Заполняем первый столбец. Не тушуйтесь, если не знаете ответа на вопрос, просто его пропустите.
- Какие существуют виды шифров и кодов?
- Кому кодирование информации приносит пользу?
- Как коды помогают в учебе?
- Как информация кодируется в разных языках?
- Какие существуют виды шифров и кодов?
Здорово! Молодцы! Вы показали хорошую эрудицию и знания о мире кодов! Тогда я предлагаю вместе подумать над вопросом … Как кодируется информация?
Это непростой вопрос. За один урок его не решить.
Кодфилд предлагает нам помощь - участие в проекте "В мире кодов". Сначала мы познакомимся с этапами этого проекта. Обратите внимание, их 5.
На первом этапе мы в вами создадим визитку команды, заполним ментальную карту, которую будем заполнять совместными усилиями. На втором этапе узнаем о кодах, шифрах, военных азбуках, применяемых в разное время в военных действиях, и эта информация поможет нам ответить на вопрос: "Как кодирование информации помогает выиграть сражение?". На третьем этапе составим задачу с использованием QR-кода и ответим на вопрос "Как коды помогают в учебе?" Все непонятные и неизвестные нам слова мы будем записывать в свой словарик, из которого на 4 этапе составим Облако слов. На последнем этапе создадим кроссворд кодовых слов И ответим на вопрос "Как информация кодируется в разных языках?"
За выполнение каждого этапа будут начисляются баллы, которые отображаются в таблице "Шаги к успеху". Критерии оценивания размещены на сайте проекта.
Кроме того, работая в проекте, мы получим ответы и на такие вопросы: Кому и как кодирование информации долгие века приносило самую большую пользу? Какие существуют виды шифров и кодов? Как создать свой QR-код? Как разные языки позволяют закодировать разную информацию? Зачем нужен словарь компьютерных терминов?
-
Кодфилд интересуется, а что вам еще интересно по данной теме. Напишите об этом, заполнив второй столбик "Таблицы ЗИУК" .
Пока ученики заполняют таблицу, учитель рассказывает, какими сервисами они овладеют в этом проекте.
-
А вот какие новые умения вы приобретёте, мы узнаем в конце проекта, когда заполним последние колонки "Таблицы ЗИУК" .
-
Как вы поняли, мы теперь команда… Как её назовём? А кого выберем капитаном? Капитану предстоит очень ответственная работа, он будет отмечать на протяжении всего проекта наиболее активных участников в Таблице личного участия, которые получат дополнительный бонус в виде пароля от школьного wi-fi на 6 дней (он меняется каждый день, для этого каждое утро я буду отсылать письма победителям на электронную почту).
И мне, и капитану команды интересно, как вы справились с вашим заданием, какие трудности преодолевали, поэтому после каждого этапа каждый участник будет заполнять Дневник участника проекта. Участник или ученики, которые внесли наибольший вклад в работу команды, при оценивании всей группы тоже получат дополнительный бонус.
Чтобы работа команды прошла более активно и слаженно, распределим обязанности: оформители (отвечают за оформление наших работ), контент-менеджеры (записывают все наши идеи и мысли, затем публикуют их в Визитке нашей команды), инженеры (будут изучать основные сервисы, объяснять, как работать в них), связные (будут отвечать за связь, узнавать на каком этапе находятся выполнение задания). Записываемся в названные группы.
Каждый учащийся открывает документ, создаёт себе копию таблицы "ЗИУК", которая ему пришла на почту и заполняет, отвечая на вопросы автора проекта.
Ученики зачитывают ответы, обсуждают.
Учащиеся смотрят стартовую презентацию дальше.
Учащиеся продолжают заполнять второй столбик таблицы "ЗИУК": "Я интересуюсь".
Учащиеся предлагают свои варианты, которые дописываются в таблицу "ЗИУК": "Я интересуюсь".
Учащиеся предлагают свои варианты названия команды, выбирается лучшее. Выбирается капитан.
30
4
Закрепление изученного
Итог урока
Буклет проекта
Теперь подведём итог нашего занятия: Что мы узнали о кодах?
Ещё больше мы узнаем, выполняя проект "В мире кодов" .
Всю информацию о новом проекте вы и ваши родители можете найти в этом буклете. Расскажите об этом проекте родителям, заручитесь их согласием на ваше участие в проекте - ведь вам понадобится дополнительное время в интернете или в классе.
Ученики предлагают свои варианты ответов.
Ученики рассматривают буклет проекта.
3
5
Домашнее задание
Сегодня у вас будет творческое домашнее задание - нарисовать эмблему нашей команды.
Спасибо за работу! Урок окончен.
Ученики записывают в дневник.
1
Приложение к плану-конспекту урока
В мире кодов
название
Таблица 2
Перечень используемых на уроке материалов и ресурсов проекта (разработанных Автором учебного сетевого проекта),
и(или) своих авторских методических и дидактических материалов (разработанных для участия школьной команды в данном учебном сетевом проекте)
Название ресурса
Тип, вид ресурса
Форма предъявления информации
Гиперссылка
на ресурс
1
2
3
4
5
1
Стартовая презентация
Интерактивная лекция
Презентация Google
goo.gl/1QOXM2
2
Таблица "ЗИУК"
Рабочая среда
Документ Google
goo.gl/GPkkwe
3
Таблица личного участия
Рабочая среда
Таблицы Google
goo.gl/YTayR2
4
Дневник участника проекта
Рабочая среда
Формы Google
goo.gl/DM2KIM
5
Таблица "Шаги к успеху"
Рабочая среда
Таблицы Google
goo.gl/Wywh1x
6
Буклет проекта
Публикация
Буклет
goo.gl/KHqmmK</</p>