- Учителю
- Конспект урока информатики Управление алгоритмическим исполнителем
Конспект урока информатики Управление алгоритмическим исполнителем
Название предмета: Информатика и ИКТ
Класс:10
УМК: Информатика и ИКТ. И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер, 2010г.
Уровень обучения: базовый
Тема урока: Управление алгоритмическим исполнителем
Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 2 часа
Место урока в системе уроков по теме: урок практических знаний
Цель урока: дополнить и обобщить представления учащихся о компьютерных моделях, закрепить навыки работы с исполнителем Черепаха.
Задачи урока:
-
Образовательные: закрепить представления учащихся о моделях и моделировании, видах информационных моделей; систематизировать полученные знания, обобщить знания в управлении алгоритмическим исполнителем
-
Развивающие: развитие творческих способностей, логического мышления учащихся, их исследовательских умений и навыков.
-
Воспитательные: воспитание самостоятельности при выполнении заданий, умения самостоятельно оценивать результат своей проектной деятельности и работы своих одноклассников.
Планируемые результаты:
-
Предметные - Повторить определение алгоритма, его свойства и виды. Вспомнить понятие модели и дать определение алгоритмической модели. Познакомить учащихся с примером алгоритмической модели, расширить представление учащихся о возможных сферах применения информационных моделей, показать выполнение трассировки алгоритма на конкретном примере.
-
метапредметные - учащиеся получат возможность развивать и отрабатывать умение анализировать, адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как в конце действия, так и по ходу его реализации.
-
личностные - способствовать формированию творческой активности учащихся через создание ситуации успешности
Оборудование: проектор, экран, ноутбук, компьютеры.
Ход урока
1. Организационный момент
Здравствуйте, начнём наш урок страничкой из истории.
2. Актуализация базовых знаний
№1
У исполнителя, который работает с положительными однобайтовыми двоичными числами, две команды, которым присвоены номера:
1. сдвинь влево
2. вычти 1
Выполняя первую из них, исполнитель сдвигает число на один двоичный разряд влево, а выполняя вторую, вычитает из него 1. Исполнитель начал вычисления с числа 104 и выполнил цепочку команд 11221. Запишите результат в десятичной системе.
Решение:
-
важно, что числа однобайтовые - на число отводится 1 байт или 8 бит
-
главная проблема в этой задаче - разобраться, что такое «сдвиг влево»; так называется операция, при которой все биты числа в ячейке (регистре) сдвигаются на 1 бит влево, в младший бит записывается нуль, а старший бит попадает в специальную ячейку - бит переноса:
-
бит
переносаможно доказать, что в большинстве случаев результат этой операции - умножение числа на 2, однако есть исключение: если в старшем (7-ом) бите исходного числа x была 1, она будет «выдавлена» в бит переноса, то есть потеряна1, поэтому мы получим остаток от деления числа 2x на 28=256
-
попутно заметим, что при сдвиге вправо2 в старший бит записывается 0, а младший «уходит» в бит переноса; это равносильно делению на 2 и отбрасыванию остатка
-
таким образом, фактически команда сдвинь влево означает умножь на 2
-
поэтому последовательность команд 11221 выполняется следующим образомправильный ответ - 60.
№2
Исполнитель Робот действует на клетчатой доске, между соседними клетками которой могут стоять стены. Робот передвигается по клеткам доски и может выполнять команды 1 (вверх), 2 (вниз), 3 (вправо) и 4 (влево), переходя на соседнюю клетку в направлении, указанном в скобках. Если в этом направлении между клетками стоит стена, то Робот разрушается. Робот успешно выполнил программу
3233241
Какую последовательность из трех команд должен выполнить Робот, чтобы вернуться в ту клетку, где он был перед началом выполнения программы, и не разрушиться вне зависимости от того, какие стены стоят на поле?
Решение:
-
фактически заданная программа движения Робота, которую он успешно выполнил, показывает нам свободный путь, на котором стенок нет
-
поэтому для того, чтобы не разрушиться на обратном пути, Робот должен идти точно по тому же пути в обратном направлении
-
нарисуем путь Робота, который выполнил программу 3233241:
Робот начал движение из клетки, отмеченной красной точкой, и закончил в клетке, где стоит синяя точка-
чтобы вернуться в исходную клетку (с красной точкой) по пройденному пути, Роботу нужно сделать шаг влево (команда 4), затем шаг вверх (команда 1) и еще один шаг влево (команда 4)
-
таким образом, ответ - 414.
3. Практическая работа
Тема"Управление алгоритмическим исполнителем"
Цель работы: закрепление навыков программного управления учебными исполнителями алгоритмов, полученных при изучении базового курса информатики в 8-9 классах.
Используемое программное обеспечение: среда какого-либо учебного исполнителя алгоритмов графического типа, назначение которого - рисование на экране компьютера. К числу таких исполнителей относятся: Грис, Черепашка Лого, Чертёжник, Кенгуренок и др.Задание 1
Написать подпрограмму (процедуру) и с её помощью составить программу рисования лесенки по диагонали через все поле рисунка.
Задание 2
Написать программы для рисования следующих рисунков на всю ширину листа, используя вспомогательные алгоритмы (подпрограммы).
Задание 3
Описать подпрограмму для рисования следующей фигуры.
Задание 4
Используя подпрограмму из предыдущего задания, составить программу для рисования "забора" через все поле рисунка.
Задание 5
Оформить решение задания 4 в виде подпрограммы и с ее помощью составить программу рисования следующей фигуры.
Домашнее задание
Параграф 16, с.89 , вопрос 11
1
2</</font>
-
-