- Учителю
- Урок по информатике на тему: Знакомство с модулем Graph ABC и некоторыми его командами (9 класс)
Урок по информатике на тему: Знакомство с модулем Graph ABC и некоторыми его командами (9 класс)
Тема урока: Знакомство с модулем Graph ABC и некоторыми его командами.
Цели:
Образовательные:
-
Закрепить знания об алгоритмах и способах записи алгоритмов путем решения практических задач.
-
Познакомиться с графическими возможностями программы ПаскальАВС.
Развивающие:
-
умения анализировать, сравнивать, систематизировать и обобщать;
-
интерес к учению, стремление к расширению кругозора;
Воспитательные:
-
бережное отношение к имуществу, ВТ и учебным пособиям;
-
дисциплинированность, любознательность.
Организационный момент.
Проверка домашнего задания. Фронтальный опрос или тест на компьютере. На усмотрение учителя выставляются отметки. Проверить выполнение задачи begin6;
Изучение нового материала. Используем видеокурс:
Урок 18. Знакомство с модулем GraphABC и некоторыми его командами.
Вспомнить систему координат.
Изображение, которое мы видим на экране компьютера, представлено в виде пикселей.
Координаты в рисунке считаются по пикселям (приводим пример игра «Морской бой»)
Подключаем графический модуль и начинаем объяснять материал на простом примере, вводя основные команды библиотеки GraphABS.
-
Точка - SetPixel(x,y,color) - Закрашивает цветом color точку с координатами (x, y);
-
Отрезок - Line(x1,y1,x2,y2) - Рисует отрезок из точки с координатами (x1,y1) в точку с координатами (x2,y2);
-
окружность - Circle(x,y, radius) - Рисует окружность с центром в точке с координатами (x,y) и радиусом radius.
-
прямоугольник - Rectangle(x1,y1,x2,y2) - Рисует контур прямоугольника со сторонами параллельными сторонам экрана. Точки с координатами (x1, y1) и (x2, y2) определяют диагональные вершины прямоугольника.
-
Для закрепления изученного материала выполнить программу в результате выполнения которой будет нарисована рожица.
Перед выполнением задания записать в тетрадь команды, которые мы сегодня изучили.
Рефлексия.
Задание на дом:
Выучить команды и их характеристики. (наизусть).
Составить в тетради программу, в результате выполнения которой, вы получите задуманный рисунок.
Графические примитивы
procedure SetPixel(x,y,color: integer) - Закрашивает один пиксел с координатами (x,y) цветом color.
function GetPixel(x,y): integer - Возвращает текущее значение цвета для пиксела с координатами (x,y).
procedure MoveTo(x,y: integer); Передвигает невидимое перо к точке с координатами (x,y); эта функция работает в паре с функцией LineTo(x,y).
procedure LineTo(x,y: integer); Рисует отрезок от текущего положения пера до точки (x,y); координаты пера при этом также становятся равными (x,y).
procedure Line(x1,y1,x2,y2: integer); Рисует отрезок с началом в точке (x1,y1) и концом в точке (x2,y2).
procedure Circle(x,y,r: integer); Рисует окружность с центром в точке (x,y) и радиусом r.
procedure Ellipse(x1,y1,x2,y2: integer); Рисует эллипс, заданный своим описанным прямоугольником с координатами противоположных вершин (x1,y1) и (x2,y2).
procedure Rectangle(x1,y1,x2,y2: integer); Рисует прямоугольник, заданный координатами противоположных вершин (x1,y1) и (x2,y2).
procedure RoundRect(x1,y1,x2,y2,w,h: integer); Рисует прямоугольник со скругленными краями; (x1,y1) и (x2,y2) задают пару противоположных вершин, а w и h - ширину и высоту эллипса, используемого для скругления краев.procedure Arc(x,y,r,a1,a2: integer); Рисует дугу окружности с центром в точке (x,y) и радиусом r, заключенной между двумя лучами, образующими углы a1 и a2 с осью OX (a1 и a2 - вещественные, задаются в градусах и отсчитываются против часовой стрелки).
procedure Pie(x,y,r,a1,a2: integer); Рисует сектор окружности, ограниченный дугой (параметры процедуры имеют тот же смысл, что и в процедуре Arc).
procedure Chord(x,y,r,a1,a2: integer); Рисует фигуру, ограниченную дугой окружности и отрезком, соединяющим ее концы (параметры процедуры имеют тот же смысл, что и в процедуре Arc).
procedure TextOut(x,y: integer; s: string); Выводит строку s в позицию (x,y) (точка (x,y) задает верхний левый угол прямоугольника, который будет содержать текст из строки s).
procedure FloodFill(x,y,color: integer); Заливает область одного цвета цветом color, начиная с точки (x,y).
procedure FillRect(x1,y1,x2,y2: integer); Заливает прямоугольник, заданный координатами противоположных вершин (x1,y1) и (x2,y2), цветом текущей кисти.procedure Polygon(var a; n: integer); Строит ломаную по n точкам, координаты которых заданы в массиве a элементов типа Point.
procedure Polyline(var a; n: integer); Строит замкнутую ломаную по n точкам, координаты которых заданы в массиве a элементов типа Point.
Цветовые константы и функции для работы с цветом
Модуль GraphABC содержит константы и функции для работы с цветами. Тип ColorType, описывающий цвет, определен следующим образом:
type ColorType=integer;
Стандартные цвета задаются символическими константами:
clBlack - черный
clPurple - фиолетовый
clWhite - белый
clMaroon - темно-красный
clRed - красный
clNavy - темно-синий
clGreen - зеленый
clBrown - коричневый
clBlue - синий
clSkyBlue - голубой
clYellow - желтый
clCream - кремовый
clAqua - бирюзовый
clOlive - оливковый
clFuchsia - сиреневый
clTeal - сине-зеленый
clGray - темно-серый
clLime - ярко-зеленый
clMoneyGreen - цвет зеленых денег
clLtGray - светло-серый
clDkGray - темно-серый
clMedGray - серый
clSilver - серебряный
Для работы с цветами используются следующие функции.
function RGB(r,g,b: integer): ColorType;
Возвращает целое значение, являющееся кодом цвета, который содержит красную, зеленую и синюю составляющие с интенсивностями r, g и b соответственно (r, g и b - целые в диапазоне от 0 до 255, причем, 0 соответствует минимальной интенсивности, 255 - максимальной).
function GetRed(color: ColorType): integer;
Выделяет красную составляющую из цвета color (целое в диапазоне от 0 до 255);
function GetGreen(color: ColorType): integer;
Выделяет зеленую составляющую из цвета color (целое в диапазоне от 0 до 255);
function GetBlue(color: ColorType): integer;
Выделяет синюю составляющую из цвета color (целое в диапазоне от 0 до 255).
Действия с пером
function PenX: integer;
function PenY: integer;
Возвращают текущие координаты пера.
procedure SetPenColor(color: integer);
Устанавливает цвет пера, задаваемый параметром color.
function PenColor: integer;
Возвращает текущий цвет пера.
procedure SetPenWidth(w: integer);
Устанавливает ширину пера, равную w пикселам.
function PenWidth: integer;
Возвращает текущую ширину пера.
procedure SetPenStyle(ps: integer);
Устанавливает стиль пера, задаваемый параметром ps.
function PenStyle: integer;
Возвращает текущий стиль пера.
Действия с кистью
procedure SetBrushColor(color: integer);
Устанавливает цвет кисти, задаваемый параметром color.
function BrushColor: integer;
Возвращает текущий цвет кисти.
procedure SetBrushPicture(fname: string);
Устанавливает в качестве образца для закраски кистью образец, хранящийся в файле fname, при этом текущий цвет кисти при закраске игнорируется.
procedure ClearBrushPicture;
Очищает рисунок-образец, выбранный для кисти.
procedure SetBrushStyle(bs: integer);
Устанавливает стиль кисти, задаваемый параметром bs.
function BrushStyle: integer;
Возвращает текущий стиль кисти.
Действия со шрифтом
procedure SetFontColor(color: integer);
Устанавливает цвет шрифта.
function FontColor: integer;
Возвращает текущий цвет шрифта.
procedure SetFontSize(sz: integer);
Устанавливает размер шрифта в пунктах.
function FontSize: integer;
Возвращает текущий размер шрифта в пунктах.
procedure SetFontName(name: string);
Устанавливает наименование шрифта.
function FontName: string;
Возвращает текущее наименование шрифта.
По умолчанию установлен шрифт, имеющий наименование MS Sans Serif.
Наиболее распространенные шрифты - это Times, Arial и Courier New.
Наименование шрифта можно набирать без учета регистра.
procedure SetFontStyle(fs: integer);
Устанавливает стиль шрифта.
function FontStyle: integer;
Возвращает текущий стиль шрифта.
Стили шрифта задаются следующими именованными константами:
fsNormal - обычный;
fsBold - жирный;
fsItalic - наклонный;
fsBoldItalic - жирный наклонный;
fsUnderline - подчеркнутый;
fsBoldUnderline - жирный подчеркнутый;
fsItalicUnderline - наклонный подчеркнутый;
fsBoldItalicUnderline - жирный наклонный подчеркнутый.
function TextWidth(s: string): integer;
Возвращает ширину строки s в пикселях при текущих настройках шрифта.
function TextHeight(s: string): integer;
Возвращает высоту строки s в пикселях при текущих настройках шрифта.
Действия с рисунками
Работа с рисунками в модуле GraphABC производится либо с помощью описателей (целых чисел, однозначно определяющих рисунок), либо с помощью объектов класса Picture. Работа с помощью описателей позволяет манипулировать рисунками, используя обычные поцедуры и функции и не используя классы.
Каждый рисунок, хранящийся во время работы программы в оперативной памяти, имеет описатель (дескриптор), представляющий собой целое число. Это число возвращается функцией загрузки рисунка из файла LoadPicture, а также функцией создания рисунка CreatePicture, после чего передается в качестве первого параметра во все остальные процедуры и функции работы с рисунками.
function LoadPicture(fname: string): integer;
n:=LoadPicture(fname) - загружает рисунок из файла с именем fname в оперативную память и возвращает описатель рисунка в целую переменную n; если файл не найден, то возникает ошибка времени выполнения. Загружать можно рисунки в формате .bmp, .jpg или .gif.
procedure SavePicture(n: integer; fname: string);
Сохраняет рисунок с описателем n в файл с именем fname. Рисунки можно сохранять в формате .bmp, .jpg или .gif.
procedure DrawPicture(n,x,y: integer);
Выводит рисунок с описателем n в позицию (x,y) графического окна.
procedure DrawPicture(n,x,y,w,h: integer);
Выводит рисунок с описателем n в позицию (x,y) графического окна, масштабируя его размеры к ширине w и высоте h. Если w<0, то рисунок зеркально отражается относительно вертикальной прямой, проходящей через x, если же h<0, то рисунок зеркально отражается относительно горизонтальной прямой, проходящей через y.
procedure DrawPicture(n: integer; x,y: integer; r: Rect);
Выводит часть рисунка с описателем n, заключенную в прямоугольнике r, в позицию (x,y) графического окна.
procedure DrawPicture(n: integer; x,y,w,h: integer; r: Rect);
Выводит часть рисунка с описателем n, заключенную в прямоугольнике r, в позицию (x,y) графического окна, масштабируя его размеры к ширине w и высоте h. Если w<0, то рисунок зеркально отражается относительно вертикальной прямой, проходящей через x, если же h<0, то рисунок зеркально отражается относительно горизонтальной прямой, проходящей через y.
procedure CopyRect(n: integer; dest: Rect; n1: integer; src: Rect);
Копирует часть рисунка с описателем n1, заключенную в прямоугольнике src, в прямоугольник dest рисунка с описателем n.
procedure DestroyPicture(n: integer);
Удаляет рисунок с описателем n из оперативной памяти, описатель рисунка при этом становится недействительным.
procedure SetPictureSize(n,w,h: integer);
Устанавливает размер рисунка с описателем n равным w на h пикселей.
function PictureWidth(n: integer): integer;
Возвращает ширину рисунка с описателем n.
function PictureHeight(n: integer): integer;
Возвращает высоту рисунка с описателем n.
function PictureTransparent(n: integer): boolean;
Возвращает режим прозрачности рисунка с описателем n.
function CreatePicture(w,h: integer): integer;
Создает рисунок ширины w и высоты h и возвращает его описатель.
function CreatePictureFromRect(r: Rect): integer;
Создает рисунок из прямоугольника r графического окна и возвращает его описатель.
function CreatePictureFromScreenBufferRect(r: Rect): integer;
Создает рисунок из прямоугольника r внеэкранного буфера графического окна и возвращает его описатель.
procedure SetPictureTransparent(n: integer; b: boolean);
Устанавливает (b=True) или отключает (b=False) режим прозрачности при рисовании рисунка с описателем n. Если b=True, то при его рисовании фон не отображается. Фоновым считается цвет левого нижнего пиксела рисунка.
function ImageIntersect(n1,n2: integer): boolean;
Определяет, пересекаются ли изображения на рисунках с описателями n1 и n2. Рисунки должны иметь одинаковый размер. Белый цвет на рисунке считается прозрачным. Изображения на рисунках считаются пересекающимися, если имеется хотя бы один пиксел, который не прозрачен и имеет одни и те же координаты для обоих рисунков.
function StandardImageFolder: string;
Возвращает стандартный каталог для картинок (обычно MediaImages).
procedure FlipPictureHorizontal(n);
Зеркально отображает картинку с описателем n относительно горизонтальной оси симметрии.
procedure FlipPictureVertical(n);
Зеркально отображает картинку с описателем n относительно вертикальной оси симметрии.
Действия с графическим окном
procedure ClearWindow;
Очищает графическое окно белым цветом.
procedure ClearWindow(c: ColorType);
Очищает графическое окно цветом c.
function WindowWidth: integer;
Возвращает ширину графического окна.
function WindowHeight: integer;
Возвращает высоту графического окна.
function Window;
Возвращает отступ графического окна от левого края экрана.
function Window;
Возвращает отступ графического окна от верхнего края экрана.
function WindowCaption: string;
Возвращает заголовок графического окна.
procedure SetWindowWidth(w: integer);
Устанавливает ширину графического окна.
procedure SetWindowHeight(h: integer);
Устанавливает высоту графического окна.
procedure SetWindowLeft(l: integer);
Устанавливает отступ графического окна от левого края экрана.
procedure SetWindowTop(t: integer);
Устанавливает отступ графического окна от верхнего края экрана.
procedure SetWindowSize(w,h: integer);
Устанавливает ширину и высоту графического окна.
procedure SetWindowPos(l,t: integer);
Устанавливает отступ графического окна от левого и верхнего края экрана.
procedure SetWindowCaption(s: string);
Устанавливает заголовок графического окна.
procedure SetWindowTitle(s: string);
Устанавливает заголовок графического окна. Синоним SetWindowCaption.
procedure SaveWindow(fname: string);
Сохраняет содержимое графического окна в файл с именем fname.
procedure LoadWindow(fname: string);
Выводит в графическое окно рисунок из файла с именем fname. Файл ищется вначале в текущем каталоге, а затем в каталоге PascalABCMediaImages.
procedure FillWindow(fname: string);
Заполняет графическое окно мозаикой из рисунка, содержащегося в файле с именем fname.
procedure FillWindow(n: integer);
Заполняет графическое окно мозаикой из рисунка с описателем n.
procedure CloseWindow;
Закрывает графическое окно.
function ScreenWidth: integer;
Возвращает ширину экрана.
function ScreenHeight: integer;
Возвращает высоту экрана.
procedure CenterWindow;
Центрирует графическое окно по центру экрана.
procedure MaximizeWindow;
Максимизирует графическое окно на экране.
procedure NormalizeWindow;
Восстанавливает положение графического окна на экране.
Все размеры устанавливаются и возвращаются в пикселах.
Задание режимов вывода
procedure SetDrawingSurface(n: integer);
Устанавливает в качестве канвы для рисования рисунок с описателем n. В результате весь графический вывод осуществляется не на экран, а на рисунок; настройки кисти, пера и шрифта также осуществляются для рисунка.
procedure SetDrawingSurface(p: Picture);
Устанавливает в качестве канвы для рисования рисунок с описателем n. В результате весь графический вывод осуществляется не на экран, а на рисунок; настройки кисти, пера и шрифта также осуществляются для рисунка.
procedure RestoreDrawingSurface;
Устанавливает в качестве канвы для рисования графическое окно.
procedure Redraw;
Осуществляет перерисовку окна вывода при заблокированном выводе в графическое окно.
procedure LockDrawing;
Блокирует вывод в графическое окно, осуществляя рисование только во внеэкранном буфере. Для перерисовки графического окна требуется вызвать процедуру Redraw. Если графический вывод перенаправлен в рисунок вызовом процедуры SetDrawingSurface, то не оказывает никакого воздействия на вывод.
procedure UnlockDrawing;
Снимает блокировку вывода в графическое окно.
procedure LockScreenBuffer;
.Блокирует вывод во внеэкранный буфер графического окна. После вызова этой процедуры рисование незначительно ускоряется, однако, изображение графического окна перестает восстанавливаться.
procedure UnlockScreenBuffer;
Снимает блокировку вывода во внеэкранный буфер графического окна.
function DrawingIsLocked: boolean;
Возвращает True, если вывод в графическое окно заблокирован, и False в противном случае.
procedure SetRedrawProc(procedure RedrawProc);
Устанавливает пользовательскую процедуру для перерисовки содержимого графического окна, вызываемую автоматически в тот момент, когда требуется его перерисовка. В настоящее время используется в модуле ABCObjects для автоматической перерисовки всех графических объектов и фона.