7


  • Учителю
  • Технологическая карта занятия внеурочной деятельности по информатике 'Виды информации' 3 клаас.

Технологическая карта занятия внеурочной деятельности по информатике 'Виды информации' 3 клаас.

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Технологическая карта

занятия по внеурочной деятельности общеинтеллектуального

направления учителя начальных классов

МБОУ СОШ № 155 г. о. Самара

Шашкиной Ирины Витальевны

Класс: 3 «А»


Раздел программы: «Действия с информацией»

Тема занятия : «Действия с информацией»

Технология занятия: игровое обучение

Формы занятия: фронтальная, групповая, в парах.

Цель занятия: закрепить знания о действиях с информацией, с изменением формы и изменением содержания информации через самостоятельную, индивидуальную и групповую работу учеников; умения отличать данные разных видов друг от друга, сравнивать их между собой; обрабатывать информацию, преобразовывать одну форму представления информации в другую в текстовом редакторе, развивать память и познавательные интересы.

Задачи:

Деятельностная - закрепить представления учащихся о понятиях: «обработка информации», «получение и передача», «кодирование», «декодирование», «хранение»

расширить их представление о роли кодирования, использовании кодирования в по вседневной жизни;

развивать навыки решения информационных задач по кодированию и декодированию на основе алфавита и порядковых номеров букв в нем.

Содержательная - овладение основными системами понятий и дифференцированных предметных учебных действий по всему изученному разделу (текстовая информация и текстовые данные; графическая информация и графические данные; числовая информация и числовые данные; десятичное и двоичное кодирование). (УУД: воспроизводить способы выполнения кодирования: знаками (буква, цифра и т.д.), графически (рисунок, фото и т.д.));

умение видеть проблемы в обсуждаемых ситуациях, умение формализовать условие задачи, заданное в текстовой форме, в виде таблиц и диаграмм, с опорой на визуальную информацию. (УУД: уравнивать множества по числу предметов; дополнять множество до заданного числа элементов);

умение рассуждать и обосновывать свои действия (УУД: различать знаки, использовать соответствующие знаково-символические средства для записи данных);

контроль и самоконтроль при выполнении заданий, работая в группах, парах, самостоятельно; развивать воображение и логическое мышление при работе с кодированным материалом, внимание при работе с компьютером;

Здоровьесберегающая - охрана здоровья, избегать переутомления, концентрация внимания, развитие памяти: смена поз, динамическая минутка, различные виды деятельности;

Воспитательная - интерес к предмету; усидчивость, аккуратность, внимательность, уважение друг к другу (УУД: коммуникативные - умение работать в парах, группах).

Образовательные ресурсы:

для учащихся: ПК для индивидуальной работы, карточки с кодировочной таблицей , замок - схема (лесенка успеха), красные и зеленые кружки для рефлексии.(«Светофор»)

Для учителя: компьютер, проектор, интерактивная доска, презентация, школьная доска.

Этапы урока и оборудование

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

I. Организационный момент

Ребята, посмотрите на наших гостей. Улыбнитесь им, поприветствуйте. Теперь посмотрите на меня, друг на друга, улыбнитесь

Выполняют задание учителя. Настраиваются на работу.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками

Личностные: психологическая готовность учащихся к уроку, самоопределение

II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Работа с интерактивной доской.



Актуализация знаний.

Доска затемнена, работает в режиме «ПРОЖЕКТОР». (на экране - изображение замка, слайд 1).

- Ребята, где мы с вами оказались? Давайте посмотрим фрагмент из мультфильма и узнаем, где мы находимся. Узнали сказку? Кто ее написал? (слайд 2)

- Мы с вами находимся в старинном замке из сказки Ш. Перро «Кот в сапогах». Кот в сапогах будет нашим проводником. Чтобы выбраться из замка, вам необходимо преодолеть несколько уровней, выполнить все задания и справиться с людоедом , так же, как это сделал кот в сапогах. Для этого мы разделимся на 3 команды. Придумайте названия.

У вас есть карточки - схемы замка, после выполнения каждого задания необходимо раскрасить окно в центральной башне замка зеленым цветом, если вы справились с заданием, если при выполнении задания у вас были ошибки - красным цветом.

- Мы находимся на первом уровне. Назовите его. Что такое обработка информации? Приведите примеры.

Чтобы перейти на другой уровень , вам нужно из предложенной информации, которая находится на карточках, выбрать термины, которые мы изучали на прошлых занятиях. Прикрепите карточки на доске.

Сравните свой результат с информацией на доске.

Каждой команде выставляются баллы.

- Ребята кот в сапогах просит вас назвать тему занятия. Кто догадался? (слайд 3)

-Заполните схему замка или «Лесенку успеха».



Ответы детей. Просмотр фрагмента мультфильма «Кот в сапогах».



Ответы детей.

Учащиеся в командах выполняют задания, отбирают термины «обработка», «представление», «хранение», «» информации. Результат сравнивают с образцом, исправляют ошибки.

Называют тему и цели занятия.

Рефлексия: дети заполняют «Лесенку успеха».

Целеполагание(постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно).

Логические универсальные действия:

- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

Коммуникативные:

ориентация на партнера по общению, умение слушать собеседника, умение аргументировать свое мнение, убеждать и уступать

Личностные:

развитие логического мышления, знание основных моральных норм.

Регулятивные:

-развитие умения формулировать тему и цель урока в соответствии с задачами занятия.

Применение и добывание знаний в новой ситуации.

Работа на ноутбуках в парах


Мы перешли на другой уровень. Как он называется? Кот в сапогах не знает, как можно представить информацию. Назовите формы представления информации. (слайд 3)

- Давайте для кота в сапогах создадим письмо, сохраним его и оправим послание для кота в замок.



- Ребята из окна замка открывается чудесный пейзаж. (слайд 4) Что такое пейзаж? С какими картинами вы познакомились на уроках русского языка ? (слайды 5,6)

Откройте программу «Текстовый редактор». Представьте информацию, что такое пейзаж текстом. Кто знает, как приступить к выполнению задания перед собой зеленый кружок, кто затрудняется положите - красный кружок. Помогите тем ребятам, у которых возникли затруднения.

- Выполните графическое и числовое представление информации.

Подведение итогов. Просмотр файла, который создали капитаны. Выставление баллов.

Дети называют формы представления информации, отвечают, что такое пейзаж, называют картины и их авторов.

Рефлексия. «Светофор».



Дети выполняют задания в парах, создают презентацию.

Капитан 1 команды создает текстовое представление , на ноутбуке учителя, капитан 2 команды - графическое, капитан 3 команды - числовое.

Рефлексия: дети заполняют «Лесенку успеха».



Познавательные: структурирование знаний, рефлексия способов и условий действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности Личностные:

формирование навыков работы в текстовом редакторе, формирование и умений преобразовывать текстовую форму в графическую и числовую,

закрепление умений поиска и систематизации информации.

Коммуникативные : умение работать в парах.

Динамическая пауза.

Включает электронную физкультминутку.

Выполняют физкультминутку для снятия утомления

Здоровьесберегающая методика для снятия утомления

Компьютерный практикум. Работа в парах.

Как называется следующий уровень? Где хранят информацию? (Слайд 7).

Сохраните информацию в виде презентации в папке «Замок» .

Откройте папку «Замок » и посмотрите получил ли кот в сапогах ваше письмо, правильно ли вы сохранили файл.

- Проверьте папку.

Выставление баллов.


Дети отвечают: хранение информации.

Учащиеся называют носители информации.

Ученики сохраняют информацию в папке «Замок». Проверяют папку, в которой сохранился файл.

Рефлексия: дети заполняют «Лесенку успеха».

Познавательные: структурирование знаний, рефлексия способов и условий действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Личностные:

формирование навыков создания презентации в программе

формирование умений преобразовывать текстовую форму в графическую и числовую,

закрепление умений поиска и систематизации информации.

Коммуникативные: умение работать в парах.

VIII. Работа в группах. Интерактивная доска, камера.

Мы с вами дошли до последнего уровня. Здесь мы должны победить людоеда. Какое действие с информацией мы будем выполнять ? Что такое кодирование информации? (слайд 8)

Найдите на карточке кодировочную таблицу № 1. С помощью кодировочной таблицы закодируйте слово « людоед». Какая была информация в начале? В какую форму представления вы ее преобразовали ?

- Если вы правильно закодировали, то сможете расшифровать. Декодируйте числовую информацию, которая у вас получилась с помощью кодировочной таблицы №2.

Результат декодирования каждой команды учитель показывает на интерактивной доске.

Ответ детей «Кодирование, декодирование информации».

С помощью кодировочной таблицы учащиеся кодируют слово «людоед».



Дети декодируют информацию с помощью кодировочной таблицы № 2. Получают результат декодирования слово «мышь»

Рефлексия.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации;

структурирование знаний;

рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

знаково-символическое моделирование,

анализ; синтез.


Целеполагание; планирование; прогнозирование; контроль; коррекция; оценка;

Личностные: формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов, учебных мотивов.

Итог урока. рефлексия.

Вы прошли все уровни, справились с заданиями, мы с помощью наших знаний смогли справиться с людоедом. С помощью «Лесенки успеха»

Расскажите, какие уровни вы прошли без ошибок, какие уровни у вас вызвали затруднения.

Ребята, продолжите предложения (слайд 9):

Я повторил…

Я научился…

На занятии мне было…

Я понял, что…

Я радовался…

Я всегда буду…

Ответы детей.

Познавательные:

построение речевого высказывания в устной форме, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Регулятивные:

контроль и оценка своей деятельности.

Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, формулирование и аргументация своего мнения

Личностные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности



Список литературы.

Борман Дж. Компьютерная энциклопедия для школьников и их родителей. - СПб., 1996.

Кершан Б. и др. Основы компьютерной грамотности. - М.: Мир, 1989.

Шафрин Ю.А. Информационные технологии: В 2 ч. Ч.2: Офисная технология и информационные системы. - М.: Лаборатория Базовых Знаний, 1999. - с.336.

Психогимнастика в тренинге / Под ред. Н.Ю. Хрящевой. СПб.: Ювента, Институт тренинга, 1999.

Бородин М. Н. Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.

Матвеева Н. В. Информатика и ИКТ. 3 класс - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний. 2011 г.

Соболев А. Игры с Чипом. М.: Детская литература, 1991

Успенская Л.П., Успенский М.Б. Учитесь правильно говорить: Книга для учащихся: Ч. 1. М.: Просвещение, 1993.

Златопольский Д. М. Занимательная информатика. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.

http http://img2.board.com.ua/a/2000287856/wm/4-kartinyi-maslom-na-zakaz-maslo-holst.jpg://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/6/92/473/92473756_006570005V_golubom_prostore_Holst_maslo.jpg



Приложение 1. «Лесенка успеха»







Приложение 2

Кодировочная таблица № 1.



1

2

3

4

5

6

7

8

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

З

9

10

11

12

13

14

15

16

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

17

18

19

20

21

22

23

24

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

25

26

27

28

29

30

31

32

Ш

Щ

Ъ

Ы

Ь

Э

Ю

Я

л

ю

д

о

е

д
















Кодировочная таблица № 2

6, 5

2

3, 4

14

18

19

А

Б

В

Г

Д

Е

28

21

15

7

12

11,19

Ж

З

К

Л

М

Н

26

29

5

31

32

33

Ц

Ч

Ш

Ы

Ю

Я



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал