- Учителю
- Разработка внеурочного мероприятия по теме История развития вычислительной техники
Разработка внеурочного мероприятия по теме История развития вычислительной техники
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИНФОРМАТИКА И ИКТ»
Веб-квест «История развития вычислительной техники»
В информатике формируются многие виды
деятельности, которые имеют метапредметный характер, способность к
которым образует ИКТ-компетентность. Она формируется через
системно-деятельностный подход - ключевое условие реализации ФГОС.
В связи с этим, педагоги должны использовать современные
образовательные технологии деятельностного типа. К ним можно
отнести и образовательные web-квесты.
Образовательный web-квест - проблемное задание с элементами ролевой
игры, для выполнения которого требуются ресурсы Интернета.
Особенностью образовательных веб-квестов является то, что часть или вся информация для самостоятельной или групповой работы обучающихся с ним находится на различных веб-сайтах. Результатом работы с веб-квестом, как правило, является публикация работ в виде веб-страниц и веб-сайтов (локально или в Интернет). Также материалы могут быть представлены в виде устного выступления, компьютерной презентации, мультфильма и т.д.
Web-квест «История развития вычислительной техники» посвящен одной из самых познавательных тем курса «Информатика и ИКТ» - «Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией».
Цель web-квеста: расширить и закрепить знания обучающихся по теме «История развития вычислительной техники», которая входит в раздел «Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией».
Задачи веб-квеста:
-
познакомить обучающихся с историей развития вычислительной техники на разных этапах: домеханический, механический, электронно-механический и электронный;
-
научиться разбираться в поколениях компьютеров;
-
научиться отслеживать этапы возникновения различных устройств для автоматизации работы с информацией;
-
научить обучающихся работать с источниками информации, выделять главное, делать выводы и оформлять результаты своей работы;
-
повысить интерес обучающихся к изучению дисциплины «Информатика и ИКТ».
Веб-квест познакомит обучающихся 7-9 классов с возможностями сети Интернет, а также позволит отработать умения работать в сети Интернет, находить информацию с помощью различных технологий поиска, а также он направлен на отработку умений представлять свои результаты деятельности в виде публикаций в сети Интернет.
Обеспечение веб-квеста:
-
компьютерный класс, возможность выхода в сеть Интернет;
-
презентация по теме веб-квеста «История развития вычислительной техники»;
-
Приложение 1. Раздаточный материал с центральным заданием и руководством к действию;
-
Приложение 2, 3, 4. Раздаточный материал с заданиями для Исследователей древности, Механиков, Электронщиков и Инженеров будущего.
-
Файл-заготовка «Викторина»;
-
Файл-заготовка «Таблица прохождения»;
-
Приложение 6. Раздаточный материал с итоговой анкетой.
Структура web-квеста:
-
Введение (привлечение интереса обучающихся) - 3 мин;
-
Центральное задание и руководство к действию (пошаговое описание процедуры того, что обучающиеся должны сделать для реализации проекта, выдача заданий, конечный продукт деятельности - 7 мин;
-
Оценка - (приводятся критерии оценки работ обучающихся (5 мин).
-
Работа обучающихся над веб-квестом (55 мин).
-
Групповая защита работы (15 мин).
-
Заключение (подведение итогов веб-квеста (5 мин).
ХОД WEB-КВЕСТА
I этап. Введение.
Цель этапа: мобилизация внимания обучающихся, формулировка темы и основной цели веб-квеста.
Длительность этапа: 3 мин.
Форма организации деятельности учащихся: беседа.
На экране демонстрируется цитата американского учёного, выдающегося математика и философа, основоположника кибернетики и теории искусственного интеллекта .Норберта Винера «Вычислительная машина ценна ровно настолько, насколько ценен использующий её человек. <…> Но он обязан иметь идеи. » (Слайд 2).
Преподаватель:
Демонстрирует Слайд 3 и поясняет, что развитие вычислительной техники - это длительный процесс. Эта история показывает динамику научно-технического прогресса второй половины XX начала XI веков.
Появление компьютеров - такое же величайшее достижение человечества, такие как письменность, книгопечатание, развитие средств связи и другие технические открытия.
Дарвин считал, что труд сделал обезьяну человеком. Развитие у людей количественных представлений об окружающем мире и прежде всего методов техники счета уходит в глубокую даль веков (Слайд 4).
Озвучивает тему и основную цель веб-квеста (Слайд 5).
II этап. Центральное задание и руководство к действию.
Цель этапа: пошаговое описание процедуры того, что обучающиеся должны сделать в рамках веб-квеста, выдача задания, описание конечного продукта деятельности.
Длительность этапа: 7 мин.
Форма организации деятельности учащихся: беседа.
На экране демонстрируется цитата Мольера «Как приятно знать, что ты что-то узнал!» (Слайд 6).
Преподаватель:
Демонстрирует Слайд 7 и комментирует основные шаги прохождения веб-квеста.
Первый шаг. Участникам веб-квеста предлагается выбрать для себя одну из ролей от лица которой им бы хотелось пройти веб-квест. Участники с одинаковыми ролями могут объединиться в пары.
Второй шаг. Внимательно изучить задания для своей роли.
Третий шаг. На каждой ролевой странице изложен краткий теоретический материал. Изучить теоретические сведения.
Четвертый шаг. Выполнить последовательно, представленные на ролевых страницах задания:
Комментирует количество и смысл заданий представленных на ролевых страницах (Слайды 8, 9).
Задание 1. Изучить теоретический материал.
Задание 2. Интерактивное задание (викторина).
Задание 3. Тесты по истории развития вычислительной техники (результат оформить в среде MS Word).
Задание 4. Творческое задание. Лента времени (результат оформить в среде MS PowerPoint).
Задание 5. Составить краткий отчет об изученном материале в соответствии с выбранной ролью (результат оформить в среде MS Power Point).
Знакомит с ролями (Слайд 10-12).
Исследователь древности - специалист, разбирающийся в истории образования и эволюционировании вычислительных устройств, их структур и характерных особенностей.
Механик - специалист, разбирающийся в домеханических устройствах счета и механических приборах XVII-XVIII веков.
Электронщик - на протяжении XVIII в. появились новые, более совершенные модели вычислительных устройств, но принцип механического управления вычислительными операциями оставался тем же. Идея программирования вычислительных операций пришла в голову специалистам по электронной технике.
Инженер будущего - прогресс в развитии вычислительной техники с первого по четвертое поколение был связан с развитием элементной базы. Переход к компьютерам пятого поколения предполагает переход к новым технологиям и архитектурам, ориентированным на создание искусственного интеллекта.
Результатом выполнения данной работы будет углубление и расширение представления участников квеста о периодах развития вычислительной техники, различных поколениях ЭВМ, об ученых, внесших вклад в развитие техники и о возможных перспективах дальнейшего её развития.
Также участники проекта получат хороший опыт в поиске и переработке информации в сети Интернет, научаться грамотно представлять её и затем публично защищать. Также квест призван развить навык совместной деятельности и чувства ответственности за команду.
III этап. Оценка.
Цель этапа: описание критериев и параметров оценки веб-квеста.
Длительность этапа: 5 мин.
Форма организации деятельности учащихся: беседа.
Преподаватель:
</ Демонстрирует Слайды 13-17 и комментирует основные критерии и параметры оценки web-квеста. Указывает на наличие бумажного варианта с критериями оценивания в раздаточном материале.
IV этап. Работа обучающихся над web-квестом.
Цель этапа: изучить материал, выполнить задания, подготовить отчет по изучаемому материалу.
Длительность этапа: 55 мин.
Форма организации деятельности учащихся: выполнение заданий, работа за компьютером.
V этап. Групповая защита работы.
Цель этапа: знакомство с работами других обучающихся, представление своей собственной работы.
Длительность этапа: 15 мин.
Форма организации деятельности учащихся: обсуждение работ.
VI этап. Заключение.
Цель этапа: демонстрация «Таблицы прохождения web-квеста», озвучивание результатов работы.
Длительность этапа: 5 мин.
Форма организации деятельности учащихся: обсуждение результатов работы.
Критерии оценивания веб-квеста «Кодирование информации»
Критерии |
Обоснование критерия |
Баллы |
Выполнение Задания 2 |
|
20 15 5 0 |
Выполнение Задания 3 |
|
20 15 5 0 |
Выполнение Задания 4 |
|
20 15 5 0 |
Выполнение Задания 5 |
Понимание задания:
Изложение материала:
Творческий подход:
Степень раскрытия темы:
|
10
5
0
10 5 0
10 5
0
10 5 0 |
Работа в группе |
Слаженная работа в группе:
Распределение ролей в группе:
Степень самостоятельности работы группы:
|
5 3 0
5
3
0
5 3 0 |
Защита работы |
Качество доклада:
Объем и глубина знаний по теме:
Ответы на вопросы:
|
10
5
0
10 5
0
10 5 0 |
Оценка «5» - 125 - 145 баллов; Оценка «4» - 105 - 124 балла; Оценка «3» - 75 - 104 балла. |
Приложение «Итоговая анкета»
Веб-квест «История развития вычислительной техники» завершается. Вы приобрели новые знания, потренировались в решении сложных заданий, попробовали себя в новых ролях, приобрели опыт работы с офисными приложениями.
А сейчас ответьте, пожалуйста, на вопросы итоговой анкеты.
ИТОГОВАЯ АНКЕТА
-
Представьтесь пожалуйста ______________________________________
(фамилия, имя)
-
Ваша группа ______________________________________________
(щифр группы)
-
Понравилось ли Вам участвовать в проекте «История развития вычислительной техники»?
-
Да, было очень интересно;
-
Понравилось;
-
Понравилось, но было немного трудно выполнять задания;
-
Не совсем, было очень трудно выполнять задания;
-
Не понравилось.
-
Какую роль Вы выполняли в ходе проекта?
-
Исследователь древности ;
-
Механик;
-
Электронщик;
-
Инженер будущего
-
Какое задание Вам показалось наиболее трудным?
-
Самостоятельное изучение теоретического материала;
-
Выполнение интерактивных заданий;
-
Работа в группе;
-
Творческий прект;
-
Создание отчета;
-
Другое _____________________________________________________
-
Какое задание показалось Вам наиболее легким?
-
Самостоятельное изучение теоретического материала;
-
Выполнение интерактивных заданий;
-
Работа в группе;
-
Творческий проект;
-
Создание отчета;
-
Другое _____________________________________________________
-
Чему Вы научились, участвуя в проекте «История развития вычислительной техники»?
-
Самостоятельно работать с новой информацией в Интернете;
-
Выделять главное в большом объеме теоретического материала;
-
Работать в группе;
-
Разбираться в поколениях компьютеров;
-
Представлять эволюцию информационно-коммуникационных средств передачи, хранения И обработки информации.