- Учителю
- Конспект урока тема: «Кодирование графической информации»
Конспект урока тема: «Кодирование графической информации»
Конспект урока тема: «Кодирование графической информации»
ПЛАН - КОНСПЕКТ УРОКА
Тема урока «Кодирование графической информации»,
Тип урока: Урок изучения нового материала (комбинированный, учебный практикум,
исследовательская работа, тестирование).
Цели урока: Познакомить учащихся с понятиями пространственной дискретизации,
сформулировать принцип хранения в памяти компьютера изображения, научить вычислять
информационный объем графического изображения.
^ Задачи урока: - познакомиться с формами представления графической информации на
компьютере;
воспитывать самостоятельность учащихся - умение планировать свою
деятельность, разрабатывать стратегию и план рассуждений (Индивидуальнаяработа, Тест).
^ Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др.
обучающиеся в ходе урока
Основные знания
В результате изучения данной темы учащиеся должны
иметь представление:
-
о формах представления графической информации на компьютере; -
об ограничениях, накладываемых на цветовые режимы;
знать:
-
как кодируется цвет; -
какие существуют модели и режимы цветов; -
какими свойствами обладает цветовое изображение; -
взаимосвязь между глубиной цвета и максимальным количеством цветов;
Основные умения
В результате изучения темы «кодирование графической информации» ученик должен уметь:
-
определять числовую запись цвета в режимах RGB и CMYK;
-
определять информационный объем изображения;
-
определять максимальное количество цветов для заданной глубины цвета;
определять необходимую глубину цвета для заданного количества цветов.
1.Этап. Сообщение темы и постановка цели и задач урока.
Организационный момент.
Компьютерная графика сейчас стала основным средством связи между человеком и компьютером, постоянно расширяющим сферы своего применения, так как в графическом виде результаты становятся более наглядными и понятными.
Компьютерная графика - это область информатики, занимающаяся проблемами получения различных изображений (рисунков, чертежей, мультипликации) на компьютере. Работа с компьютерной графикой - одно из самых популярных направлений использования персонального компьютера, причем занимается этой работой не только профессиональные художники и дизайнеры. На любом предприятии время от времени возникает необходимость в подаче рекламных объявлений в газеты и журналы, выпуске рекламной листовки или буклета. Иногда предприятия заказывают такую работу специальным дизайнерским бюро или рекламным агентствам, но часто обходятся своими силами и программными средствами.
Без компьютерной графики не обходится ни одна современная программа. Работа над графикой занимает до 90% рабочего времени программистских коллективов, выпускающих программы массового применения. Основные трудозатраты в работе редакции и издательств тоже составляют художественные и оформительские работы с графическими программами. Необходимость широкого использования графических программных средств стала особенно ощутимой в связи с развитием Интернета. У страницы, оформленной без компьютерной графики мало шансов привлечь к себе массовое внимание. Конструкторы, разрабатывая новые модели автомобилей и самолетов, используют трехмерные графические объекты, чтобы представить окончательный вид изделия. Архитекторы создают на экране монитора объемное изображение здания, и это позволяет им увидеть им, как оно впишется в ландшафт.
^ 2. Этап. Проверка домашнего задания.
Учащиеся проходят тест на компьютере (приложение 1), фиксируют полученный результат.
3. Этап. Усвоение теоретических знаний.
Объяснение нового материала. Графические изображения из аналоговой (непрерывной) формы в цифровую (дискретную) преобразуется путемпространственной дискретизации. Пространственную дискретизацию изображения можно сравнить с построением изображения из мозаики (большого количества маленьких разноцветных стекол). Изображение разбивается на отдельные маленькие элементы (точки или пиксели), причем каждый элемент может иметь свой цвет.
В результате пространственной дискретизации графическая информация представляется в виде растрового изображения, которое формируется из определенного количества строк, содержащих, в свою очередь, определенное количество точек .
^ Пиксель - это минимальный участок изображения, для которого независимым образом можно задать цвет.
Важнейшей характеристикой качества растрового изображения является разрешающая способность.
^ Разрешающая способность растрового изображения определяется количеством точек как по горизонтали, так и по вертикали на единицу длины изображения. Чем меньше размер точки, тем больше разрешающая способность. Величина разрешающей способности выражается в dpi (количество точек в полоске изображения длиной 2,54 см (дюйм)).
Пространственная дискретизация непрерывных изображений, хранящихся на бумаге, фото- и кинопленке, может быть осуществлена путемсканирования. В настоящее время все большее распространение получают цифровые фото- и видеокамеры, которые фиксируют изображение сразу в дискретной форме.
Теперь рассмотрим такое понятие как ГЛУБИНА ЦВЕТА
^ Глубиной цвета называется такое количество информации, которое необходимо для кодирования цвета точки изображения.
Растровое изображение представляет собой совокупность точек (пикселей) разных цветов.
Для черно-белого изображения информационный объем одной точки равен одному биту (либо черная, либо белая - либо 1, либо 0).
Для четырех цветного - 2 бита.
Для 8 цветов необходимо - 3 бита.
Для 16 цветов - 4 бита.
Для 256 цветов - 8 бит (1 байт) и т.д.
.
Количество цветов в палитре (N) и количество информации, необходимое для кодирования каждой точки (I), связаны между собой и могут быть вычислены по формуле:
N=2I
Наиболее распространенными глубинами цвета являются 4,8,16, и 24 бита на точку.
Зная глубину цвета, можно по формуле вычислить количество цветов в палитре (и наоборот).
^ РАСЧЕТ ОБЪЕМА ВИДЕОПАМЯТИ
Информационный объем требуемой для хранения изображения видеопамяти можно рассчитать по формуле:
I памяти = I * X * Y
где I памяти - информационный объем видеопамяти в битах;
^ X * Y - количество точек изображения (по горизонтали и по вертикали);
I - глубина цвета в битах на точку.
ПРИМЕР.
Необходимый объем видеопамяти для графического режима с пространственным разрешением 800 х 600 точек и глубиной цвета 24 бита равен:
I памяти = 24 * 600 * 800 = 11 520 000 бит = 1 440 000 байт = 1 406, 25 Кбайт = 1, 37 Мбайт
^ Палитры цветов в системах цветопередачи RGB, CMYK, HSB
С экрана монитора человек воспринимает цвет как сумму излучения трех базовых цветов (red, green, blue).
Цвет из палитры можно определить с помощью формулы:
Цвет = R + G + B
Где R, G, B принимают значения от 0 до max
Так при глубине цвета в 24 бита на кодирование каждого из базовых цветов выделяется по 8 битов, тогда для каждого из цветов возможны N=28=256 уровней интенсивности.
^ Формирование цветов в системе RGB
В системе RGB палитра цветов формируется путем сложения красного, зеленого и синего цветов.
^ Палитра цветов в системе цветопередачи CMYK
При печати изображений на принтере используется палитра цветов CMYK. Основными красками в ней являются
Cyan - голубая,
Magenta - пурпурная
Yellow - желтая.
Система CMYK в отличие от RGB, основана на восприятии не излучаемого, а отражаемого света.
Так, нанесенная на бумагу голубая краска поглощает красный цвет и отражает зеленый и синий цвета.
Цвета палитры CMYK можно определить с помощью формулы:
Цвет = C + M + Y,
Где C, M и Y принимают значения от 0% до 100%
^ Формирование цветов в системе CMYK
В системе цветопередачи CMYK палитра цветов формируется путем наложения голубой, пурпурной, желтой и черной красок.
Цвет
Формирование цвета
Черный
= 0+0+0
Белый
=Rmax+Gmax+Bmax
Красный
= Rmax+0+0
Зеленый
= Gmax+0+0
Синий
= Bmax+0+0
Голубой
=0+ Gmax+Bmax
Пурпурный
= Rmax+0+Bmax
Желтый
= Rmax+Gmax+0
Цвет
Формирование цвета
Черный
= С+M+Y= - G - B - R
Белый
C=0 M=0 Y=0
Красный
= Y+M= - G - B
Зеленый
= Y+C= - R - B
Синий
= M+C= - R -G
Голубой
= - R = G+B
Пурпурный
= - G = R+B
Желтый
= - B = R+G
^ Палитра цветов в системе цветопередачи HSB
Система цветопередачи HSB использует в качестве базовых параметров Оттенок цвета, Насыщенность, Яркость
В системе цветопередачи HSB палитра цветов формируется путем установки значений оттенка цвета, насыщенности и яркости.
^ 4. Этап. Закрепление знаний (решение задач). (Приложение 2)
Учащиеся разбиваются на группы по 3 человека.
5. Этап. Контроль усвоения материала.
Учащимся предлагается пройти тест на компьютере, произвести самооценку усвоения нового материала.
^ 6. Этап. Рефлексия
Чтобы провести рефлексию, учащиеся после окончания теста просматривают правильные варианты ответов. Оценка по окончании теста выводится в процентах и в баллах. Выставление оценок.
Подведение итогов, обсуждение проблемы.
^ 7. Этап. Домашнее задание
Учебник Угринович Н.Д., 9 класс. П.1.1 «Кодирование графической информации». Ответить на контрольные вопросы. Задания для самостоятельного выполнения 1.1.- 1.6.
Проверка и оценивание
Результатом данного урока являются письменная работа и тестирование по теме урока. В конце подсчитываются баллы учащегося в процентном соотношении. Результаты теста анализируются учащимся самостоятельно.
1) Решение задач
2) Тест по теме урока
^ Дополнительная необходимая информация
На уроке были использованы следующие методы и формы работы с учащимися:
Методы:
-
Словесный (объяснение). -
Наглядный (наблюдение). -
Исследовательский (задание в группах, тест). -
Практический (задачи).
Формы
Групповая и индивидуальная форма, позволяющая дать посильные задания учащимся;
Приложение 1
ТЕСТ «Единицы измерения информации»
Вопрос 1
1.Чему равен 1 байт?
-
10 бит -
8 бит -
100 бит
Вопрос 2
2. Во сколько раз 1 Мбайт больше 1 Кбайта?
-
1000 -
100 -
1024
Вопрос 3
3. Сколько байт в1 Кбайте?
-
1024 -
100 -
100
Вопрос 4
4. Расположите в порядке возрастания:
А) 1 Гбайт Б) 1 Кбайт В) 1000 байт Г) 10 Мбайт
-
БАГВ -
АГБВ -
ВБГА
Вопрос 5
. Сколько бит в10 байтах?
-
100 -
8000 -
80
Вопрос 6
6. Расположи в порядке убывания:
А.) 1 Гбайт Б) 1Кбайт В) 1 бит Г) 1 байт Д) 1 Мбайт
-
АБВГД -
ГВДАБ -
ВГБДА
Приложение 2.
Задачи
1. Какой объем видеопамяти необходим для хранения трех страниц изображения при условии, что разрешающая способность дисплея равна 640 на 480 пикселей, а количество используемых цветов - 24?
2. Известно, что видеопамять компьютера имеет объем 512 Кбайт. Разрешающая способность экрана 640 на 480 пикселей. Сколько страниц экрана одновременно разместится в видеопамяти при палитре 256 цветов?
3. Растровый графический файл содержит черно-белое изображение (без градаций серого) размером 100 на100 точек. Какой объем памяти требуется для хранения этого файла?
4. Рисунок построен с использованием палитры 256 цветов на экране монитора с графическим разрешением 1024 на 768. Рассчитать объем памяти необходимый для хранения этого рисунка.
5. Каков информационный объем книги, если в ней 200 страниц текста (на каждой странице 50 строк по 80 символов и 10 цветных рисунков). Каждый рисунок построен при графическом разрешении монитора 800 на 600 пикселей с палитрой 16 цветов.
6. Объем видеопамяти равен 1 Мбайт. Разрешающая способность дисплея равна 800 на 600 пикселей. Какое максимальное количество цветов можно использовать при условии, что видеопамять делится на две страницы?