- Учителю
- «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАФИКА» Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению для обучающихся 5 - 6 классов
«ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАФИКА» Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению для обучающихся 5 - 6 классов
Муниципальное автономное образовательное учреждение
Кантауровская средняя школа
городской округ город Бор Нижегородская область
Утверждено
Директор школы
_________В.А.Кашин
Приказ № от 01.09.2015
Рассмотрено на заседании
пед.совета
Протокол №1
«27» августа 2015г.
«ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАФИКА»
Рабочая программа внеурочной деятельности
по общеинтеллектуальному направлению
для обучающихся 5 - 6классов
Возраст детей: 11-12лет
Срок реализации программы: 2года
Программу составила:
Корючкина Ирина Евгеньевна
учитель информатики
МАОУ Кантауровской СШ
Село Кантаурово городского округа
Города Бор Нижегородская область
2015
Содержание
-
Пояснительная записка. Общая характеристика курса
-
Планируемые результаты курса
-
Содержание тем учебного курса
-
Календарно-тематическое планирование
-
Информационно-методическое обеспечение
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Курс внеурочной деятельности «Занимательная компьютерная графика» в 5,6 классах является одной из важных составляющих работы с детьми, чья одаренность на настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей. Темы программы непосредственно примыкают к основному курсу информатики 5,6 класса. Занятия компьютерной графикой с одной стороны помогут овладеть навыками работы с компьютером ребятам, желающим научиться рисовать, а с другой стороны привлечь к творческому использованию компьютерных технологий учащихся, которые считают себя достаточно «знающими» пользователями.
Программа курса «Занимательная компьютерная графика» составлена на основе примерных программ внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/ [В.А. Горский, А.А.Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.]; под. ред. В.А. Горского. - М.: Просвещение, 2008. - 111с. - (Стандарты второго поколения), с учетом программы внеурочной деятельности по информатике «Занимательная компьютерная графика» 5 - 7 классы(Автор: Шайсултанова Н.С. учитель информатики, Шайсултанов О. Р. учитель информатики г.о. Самара) для учащихся 5,6 классов направлена на расширение и углубление знаний по предмету.
Курс состоит из тем : "Знакомство с компьютером: файлы и папки", "Стандартная программа Windows - Рaint" , " Графические возможности MS Word " , " Работа с простейшими программами по созданию анимации", "Цвет в компьютерной графике" , " Форматы графических файлов" , " Программа Gimp" , "Основы работы с объектами" ," Закраска рисунков" , "Вспомогательные режимы работы" , "Создание рисунков из кривых" , "Разработка итогового проекта"
Умение рисовать - это прекрасно! Рисование уже с раннего возраста становится эффективным средством самовыражения, развития творческих способностей и играет большую роль в воспитании и формировании гармонично развитой личности. В каждом ребенке заложен огромный творческий потенциал, и если он не реализован, значит не был востребован.
В мире современных технологий компьютерная графика занимает по популярности одно из первых мест. Компьютер не просто добавил к традиционным жанрам художественного творчества новое направление - художественное компьютерное искусство, он сделал рисование массовым занятием, элементом информационной культуры.
Компьютерная графика используется для создания мультипликационных фильмов, анимации, компьютерных игр, сайтов в Интернете, в рекламе, кино. Эти сферы понятны и очень привлекательны для ребят, поэтому все большее число учащихся хочет научиться создавать свою виртуальную реальность, применяя имеющиеся графические пакеты. Однако, овладев принципами работы в той или иной графической программе, ученик часто не может в полной мере использовать этот мощный инструмент. А в результате, работы получаются скучными, мало интересными и поверхностными. Причина этому - слишком большой разрыв между носителями традиционной культуры и носителями современных информационных технологий. Как правило, учат пользоваться инструментами программы, используя примитивные примеры, что приводит к сухости изложения материала и нежеланию поэкспериментировать и пофантазировать в дальнейшем. Импульсом к творческому освоению компьютерной графики может послужить применение в качестве примеров образцов народно-прикладного искусства, национальной и мировой художественной культуры.
Актуальность и новизна.
Информатика как динамично развивающаяся наука становится одной из тех отраслей знаний, которая призвана готовить современного человека к жизни в новом информационном обществе.
Во внеурочной деятельности имеется возможность более детального и углубленного изучения отдельных разделов предмета «Информатика» за счет большего времени, нежели в учебное время. Также из-за гибкости индивидуальной программы приблизить обучение к реалиям современной жизни.
Настоящая учебная программа реализует современные требования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения по изучению графических пакетов данной возрастной группой и созданию мультимедиа презентаций.
.
Цели:
-
формирование у учащихся основ компьютерной грамотности;
-
освоении азов компьютерной графики, основных инструментов и приемов, используемых в растровой и векторной компьютерной графике;
-
обучение выполнению рисунка разной степени сложности;
-
знакомство с программами для мультимедиа презентаций.
Задачи:
-
обучить работе с графическими редакторами, с использованием ПК;
-
сформировать навыки обработки информации посредством современных компьютерных технологий;
-
организовать развивающий досуг.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОГРАММЫ
В ходе реализации программы «Мир компьютерной графики» будет обеспечено достижение обучающимися следующих результатов:
Первый уровень результатов - приобретение обучающимися первоначальных знаний работы на компьютере, первичного понимания построения графического рисунка.
На I уровне воспитанники имеют представление:
-
о работе на компьютере;
-
о различных видах информации, в т.ч. графической, текстовой, звуковой;
-
об использовании методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
-
об основных моделях коммуникативного поведения.
Второй уровень результатов - получение обучающимися опыта работы на компьютере в графических программах Paint, Gimp.
На II уровне воспитанники соблюдают:
-
правила работы на компьютере;
-
алгоритм построения графического объекта;
-
умеют анализировать, сравнивать, обобщать информацию;
-
владеют коммуникативными моделями поведения.
Частота занятий - 1 раз в неделю.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧАЩИМИСЯ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения программы
В результате изучения данной программы обучающиеся получат возможность формирования:
Личностных результатов:
-
Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
-
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
-
Адекватная реакция в проявлениях эмоционально-оценочного отношения к миру (интересы, склонности, предпочтения).
-
Выражение собственного мнения, позиции; овладение культурой общения и поведения.
Метапредметных результатов:
Регулятивные УУД:
-
Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
-
Проговаривать последовательность действий.
-
Учиться высказывать своё предположение (версию).
-
Учиться работать по предложенному учителем плану.
-
Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
-
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
-
Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном.
Познавательные УУД:
-
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
-
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы.
-
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как плоские и объемные геометрические фигуры.
Коммуникативные УУД:
-
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
-
Слушать и понимать речь других.
-
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
-
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметных результатов:
-
Описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам.
-
Выделять существенные признаки предметов.
-
Сравнивать между собой предметы, явления.
-
Обобщать, делать несложные выводы.
-
Классифицировать явления, предметы.
-
Сохранять созданный рисунок и вносить в него изменения.
-
Давать определения тем или иным понятиям.
-
Выявлять закономерности и проводить аналогии.
-
Уметь создавать рисунки в программах графический редактор Paint, Gimp.
-
Иметь понятие о множестве.
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
1 год обучения
1.Организационные занятия (1 часа)
Знакомство с компьютерным кабинетом. Правила поведения в кабинете информатики. Техника безопасности при работе на компьютерах.
2. Знакомство с компьютером: файлы и папки. (3 часа)
Файлы. Папки (каталоги). Имя файла. Операции над файлами и папками (каталогами): создание папок, копирование файлов и папок, удаление файлов и каталогов (папок).
3.Стандартная программа Windows - Рaint ( 10 часов).
Графический редактор Paint. Инструменты рисования. Свободное рисование. Инструменты рисования линий. Создание стандартных фигур. Заливка областей. Исполнение надписей. Изменение размера просмотра. Изменение размера рисунка. Сохранение рисунка. Операция с цветом. Работа с объектами. Выбор фрагмента изображения. Монтаж рисунка из объектов. Вставка графического объекта в текстовый документ. Разработка собственных проектов.
4.Графические возможности MS Word ( 7 часов)
Работа с растровыми и графическими объектами. Внедрение рисунков. Операции с внедренным рисунком. Перемещение рисунка. Связывание рисунка и документа. Редактирование встроенного рисунка. Создание рисунка Paint внутри документа Word. Автофигуры. Объекты WordArt. Разработка собственных проектов.
5.Работа с простейшими программами по созданию анимации (8 часов)
Создание анимационных изображений с использованием графического редактора Paint. Разработка собственного проекта. Конкурс анимации.
6.Разработка итогового проекта. Конкурс работ ( 6 часов)
2 год обучения
1.Вводное занятие (1 часа)
Знакомство с компьютерным кабинетом. Правила поведения в кабинете информатики. Техника безопасности при работе на компьютерах.
2. Цвет в компьютерной графике ( 2 часа)
Описание цветовых оттенков на экране монитора и на принтере (цветовые модели). Цветовая модель RGB. Формирование собственных цветовых оттенков на экране монитора.
3. Форматы графических файлов ( 2 часа)
Векторные форматы. Растровые форматы. Методы сжатия графических данных. Сохранение изображений в стандартных форматах, а также собственных форматах графических программ. Преобразование файлов из одного формата в другой.
4.Введение в программу Gimp .Рабочее окно программы Gimp ( 3 часа)
Особенности меню. Рабочий лист. Организация панели инструментов. Панель свойств. Палитра цветов. Строка состояния.
5 .Основы работы с объектами ( 10 часов)
Рисование линий, прямоугольников, квадратов, эллипсов, окружностей, дуг, секторов, многоугольников и звезд. Выделение объектов. Операции над объектами: перемещение, копирование, удаление, зеркальное отражение, вращение, масштабирование. Изменение масштаба просмотра при прорисовке мелких деталей. Особенности создания иллюстраций на компьютере.
Разработка собственного проекта.
6.Закраска рисунков ( 6 часов)
Закраска объекта (заливка). Однородная, градиентная, узорчатая и текстурная заливки. Формирование собственной палитры цветов. Использование встроенных палитр. Создание собственного проекта.
7. Вспомогательные режимы работы ( 4 часов)
Инструменты для точного рисования и расположения объектов относительно друг друга: линейки, направляющие, сетка. Режимы вывода объектов на экран: каркасный, нормальный, улучшенный.
8. Создание рисунков из кривых ( 3 часов)
Особенности рисования кривых. Важнейшие элементы кривых: узлы и траектории. Редактирование формы кривой. Рекомендации по созданию рисунков из кривых.
9. Разработка итогового проекта. Конкурс работ ( 4 часов)
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
(первого года обучения)
№ п/п
Темы занятия
Содержание
Теория
Практика
Дата
1
Организационные занятия
1
-
Знакомство с компьютером: файлы и папки (3 часа)
2
файлы и папки
Файлы. Папки (каталоги). Имя файла
1
3
Операции над файлами и папками (каталогами)
Создание папок, копирование файлов и папок, удаление файлов и каталогов (папок).
1
4
Операции над файлами и папками (каталогами)
создание папок, копирование файлов и папок, удаление файлов и каталогов (папок).
1
Стандартная программа Windows - Рaint (10 часов)
5
Графический редактор Paint
Знакомство с программой
1
6
Графический редактор Paint
Знакомство с программой
1
7
Инструменты рисования. Свободное рисование.
1
8
Инструменты рисования линий. Создание стандартных фигур
1
9
Заливка областей. Исполнение надписей
1
10
Изменение размера рисунка. Сохранение рисунка
1
11
Операция с цветом. Работа с объектами.
1
12
Выбор фрагмента изображения. Монтаж рисунка из объектов.
1
13
Вставка графического объекта в текстовый документ.
1
14
Разработка собственных проектов
1
Графические возможности MS Word (7 часов)
15
Графические возможности MS Word
Графические возможности MS Word
1
16
Графические возможности MS Word
Графические возможности MS Word
1
17
Внедрение рисунков. Операции с внедренным рисунком.
1
18
Перемещение рисунка. Связывание рисунка и документа. Редактирование встроенного рисунка
1
19
Создание рисунка Paint внутри документа Word.
1
20
Объекты WordArt
1
21
Разработка собственных проектов
1
Работа с простейшими программами по созданию анимации (8 часов)
22
Создание анимационных изображений с использованием графического редактора Paint
1
7
23
Создание анимационных изображений с использованием графического редактора Paint
1
24
Создание анимационных изображений с использованием графического редактора Paint
1
25
Создание анимационных изображений с использованием графического редактора Paint
1
26
Создание анимационных изображений с использованием графического редактора Paint
1
27
Разработка собственного проекта
1
28
Разработка собственного проекта
1
29
Конкурс анимации.
Разработка итогового (6 часов)
30
Разработка итогового проекта
-
1
31
Разработка итогового проекта
1
32
Разработка итогового проекта
1
33
Разработка итогового проекта
1
34
Конкурс работ
35
Конкурс работ
(второго года обучения)
№ п/п
Темы занятия
Содержание
Теория
Практика
Дата
1
Вводное занятие
1
-
1
Цвет в компьютерной графике (2 часа)
2
Цвет в компьютерной графике. Цветовая модель RGB.
Описание цветовых оттенков на экране монитора и на принтере (цветовые модели).
1
3
Формирование собственных цветовых оттенков на экране монитора
1
Форматы графических файлов (2 часа)
4
Форматы графических файлов
Векторные форматы. Растровые форматы. Методы сжатия графических данных.
1
5
Преобразование файлов из одного формата в другой. Сохранение изображений в стандартных форматах, а также собственных форматах графических программ
1
Программа Gimp (3 часа)
6
Введение в программу Gimp.
Рабочее окно программы Gimp
Знакомство с программой
1
7
Особенности меню. Рабочий лист. Организация панели инструментов
1
8
Панель свойств. Палитра цветов. Строка состояния.
1
Основы работы с объектами (10 часов)
9
Основы работы с объектами
Основы работы с объектами
1
10
Рисование линий, прямоугольников, квадратов, эллипсов, окружностей, дуг, секторов, многоугольников и звезд
1
11
Выделение объектов. Операции над объектами: перемещение, копирование, удаление
1
12
Операции над объектами: зеркальное отражение, вращение, масштабирование
1
13
Изменение масштаба просмотра при прорисовке мелких деталей.
1
14
Изменение масштаба просмотра при прорисовке мелких деталей.
1
15
Особенности создания иллюстраций на компьютере
1
16
Особенности создания иллюстраций на компьютере
1
17
Разработка собственного проекта
1
18
Разработка собственного проекта.
1
Закраска рисунков (6 часов)
19
Закраска рисунков
Закраска объекта (заливка).
1
20
Однородная, градиентная заливки
1
21
Узорчатая и текстурная заливки
1
22
Формирование собственной палитры цветов
1
23
Использование встроенных палитр.
1
24
Создание собственного проекта.
1
Вспомогательные режимы работы (4 часа)
25
Вспомогательные режимы работы
Вспомогательные режимы работы
1
26
Инструменты для точного рисования и расположения объектов относительно друг друга: линейки, направляющие, сетка
1
27
Инструменты для точного рисования и расположения объектов относительно друг друга: линейки, направляющие, сетка
1
28
Режимы вывода объектов на экран: каркасный, нормальный, улучшенный
1
Создание рисунков из кривых(3 часа)
29
Создание рисунков из кривых
Особенности рисования кривых. Важнейшие элементы кривых: узлы и траектории
1
30
Редактирование формы кривой
1
31
Рекомендации по созданию рисунков из кривых.
1
Разработка итогового проекта (4 часа)
32
Разработка итогового проекта.
-
1
33
Разработка итогового проекта
1
34
Разработка итогового проекта
1
35
Конкурс работ
ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Для педагога:
-
Богомолова ЕМ. Занимательные задания по базовому курсу информатики. // Информатика и образование. - 2004. -№ 2. -С. 52-60.
-
Брыксина О.Ф. Планируем урок информационной культуры в начальных классах. // Информатика и образование. - 2001. - 2. - С. 86-93.
-
Горячев А.В. О понятии "Информационная грамотность. // Информатика и образование. - 2001. -№8 - С. 14-17.
-
Левкович О.А. Основы компьютерной грамотности. Минск, ТетраСистемс, 2005.
-
Онлайн учебник по курсу
-
Залогова Л.А. Компьютерная графика. Элективный курс: Учебное пособие - М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009 г.
-
Залогова Л.А. Компьютерная графика. Элективный курс: Практикум- М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006 г.
-
Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы/ Составитель М.Н. Бородин. - 6-е изд. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. Жексенаев А.Г. ОСНОВЫ РАБОТЫ В ГРАФИЧЕСКОМ РЕДАКТОРЕ GIMP: Томск, 2007
-
Ю.П. Немчанинова. Создание и редактирование графических элементов и блок-схем в среде Open Office.org(Draw)/Учебное пособие, Москва, 2008
-
Ю.П. Немчанинова Обработка и редактирование векторной графики в Inkscape/Учебное пособие, Москва.:, 2008
-
Соловьева Л.В. Компьютерные технологии для учителя. - СПб.: БХВ-Петербург, 2003
Интернет ресурсы:
- Методическая копилка учителя информатики
- Информатика и ИКТ в школе. Компьютер на уроках
- Википедия - свободная энциклопедия.
- сайт журнала «Исследовательская работа школьника».
-
- Информатика на пять
- фестиваль педагогических идей «Открытый урок»
-Cвободный пакет офисных приложений
- GIMP (Гимп) - растровый графический редактор
- Inkscape Векторный графический редактор
- Программа может служить отличной заменой стандартному графическому редактору Paint.
- Видеоуроки Gimp Кольцова Михаила Петровича взяты с сайта Открытого педагогического сообщества - уроки Gimp
про Gimp
-уроки Gimp и Inkscape