7


  • Учителю
  • Понятие исполнителя, система команд исполнителя

Понятие исполнителя, система команд исполнителя

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Дата: Класс: 9 урок 3

Тема:

Понятие исполнителя, система команд исполнителя

Цель урока:



познакомить с понятием «алгоритм», организовать совместную деятельность по изучению свойств алгоритма и его исполнителей

Обучать основам программирования.

Развивать логическое мышление.

Ожидаемый результат

расширить знания учащихся: на конкретном примере рассмотреть как решаются задачу, составляются алгоритмы в расчете на какого-либо исполнителя; развитие умения анализировать.



Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

наглядности

3 мин.

I. Организационный момент. Приветствует учеников, проверяет готовность к уроку, желает успеха.

Ученики осмысливают поставленную цель.



5 мин.

II. Проверка домашней работы.



  • Каждая группа должна

    составить подробную инструкцию для какого-либо действия:

    заваривание чая, решение уравнения, переход дороги по свето-

    фору и др. Инструкцию ученики оформляют на альбомных лис-

    тах или ватмане (раздает учитель).

  • Инструкции учащихся вывешиваются на доске и обсуж-

    даются по следующим вопросам:

  • Что общего во всех инструкциях, алгоритмах? (Пошаговое

    выполнение - свойство дискретности.)

  • Что получается после выполнения алгоритма? (Конкрет-

    ный результат - свойство результативности.)

  • Можно ли один алгоритм, например инструкцию по зава-

    риванию чая, применить для выполнения аналогичного дейст-

    вия, например заваривания травяного сбора? (Свойство массо-

    вости.)

  • Все ли инструкции просты и понятны? (Свойство выпол-

    нимости и понятности команд.)

  • Все ли команды четко прописаны и в правильной последо-

    вательности? (Свойство детерминированности.)

Определение алгоритма и свойства ученики записывают

в тетрадь.

Ученики отвечают на вопросы учителя.



20 мин.

III. Актуализация знаний

Индивидуальная работа. Учитель раздает карточки. Задание:

По методу «ДЖИГСО» изучают новый материал.

Стадии создания алгоритма:

1. Алгоритм должен быть представлен в форме, понятной человеку, который его разрабатывает (определить цель, наметить план действий).

2. Алгоритм должен быть представлен в форме, понятной тому объекту (в том числе и человеку), который будет выполнять описанные в алгоритме действия (выбрать среду и объект алгоритма, детализировать алгоритм). Объект, который будет выполнять алгоритм, обычно называют исполнителем.

Исполнитель - объект, который выполняет алгоритм. Назначение исполнителя точно выполнить предписания алгоритма, подчас не задумываясь о результате и целях, т.е. формально. Идеальными исполнителями являются машины, роботы, компьютеры...

Компьютер - автоматический исполнитель алгоритмов.

Алгоритм, записанный на «понятном» компьютеру языке программирования, называется программой. Каждый исполнитель характеризуется средой («местом обитания») и системой команд.

Основными характеристиками исполнителя являются: среда, система команд, элементарные действия, отказы.

Среда (или обстановка) - это "место обитания", множество объектов, которые окружают исполнителя. Каждый исполнитель может выполнять команды только из некоторого строго заданного списка - системы команд исполнителя. Совокупность всех команд, которые исполнитель может выполнить, называется системой команд исполнителя (СКИ). Для каждой команды должны быть заданы условия применимости (в каких состояниях среды может быть выполнена команда) и описаны результаты выполнения команды. За каждой командой из системы команд исполнителя закреплено конкретное элементарное действие. Исполнителя можно представить в виде устройства с кнопочным управлением. Каждая кнопка соответствует одной команде исполнителю, и нажатие означает вызов этой команды. После вызова команды исполнитель совершает элементарное действие, соответствующее данной команде. Важно отметить, что нас интересует результат, а не механизм выполнения команды. Отказы исполнителя возникают при вызове команды в недопустимом для данной команды состоянии среды. Другими словами - это случай, когда попытка выполнить команду приводит к аварии. Учебными исполнителями называют различные образы на экране компьютера, которыми можно управлять, отдавая команды. Используются они для обучения составлению управляющих алгоритмов. Есть много различных учебных исполнителей, придуманных для занятий по информатике. У них разные, часто забавные названия: Черепашка, Робот, Чертежник, Кенгуренок, Пылесосик, Муравей, Кукарача и др. Одни исполнители создают рисунки на экране, другие складывают слова из кубиков с буквами, третьи перетаскивают предметы из одного места в другое. Все эти исполнители управляются программным путем. Любому из них свойственна определенная среда деятельности, система команд управления, режимы работы. С помощью каждого из таких исполнителей можно учиться строить алгоритмы управления. Многие из учебных исполнителей занимаются рисованием на экране компьютера. Из названных выше, это Черепашка, Кенгуренок, Чертежник. Эту группу можно назвать графическими исполнителями.

Задание 1.

Откройте окно исполнителя Кузнечик.Откройте пульт для исполнителя Кузнечик.

Используя пульт, напишите алгоритм для получения из числа 4 числа 25.

Примечание: в этом задании Кузнечик умеет выполнять команды «вперед 5», «назад 2».

Задание 2.

  1. Используя команды исполнителя Кузнечик, напишите алгоритм для получения из числа 33 числа 4 (без использования пульта).

  2. Откройте окно исполнителя Кузнечик и проверьте алгоритм

Примечание: в этом задании Кузнечик умеет выполнять команды «вперед 3», «назад 4».



Ученики работают над текстом. Демонстрируют свои знания. Выполняют упражнения.



учебник



карточки





10 мин.

IV. Закрепление урока. По методу «Броуновское движение» проводит закрепление урока.

  1. Что такое алгоритм?

  2. Какие вы знаете виды алгоритмов?

Что такое исполнитель.

Ученики делают внутренний и внешний круг. Демонстрируют свои знания.



5 мин.

V. Итог урока. Этап рефлексии: Стратегия «Телеграмма»

Кратко написать самое важное, что уяснил с урока с пожеланиями соседу по парте и отправить.

- Чему научил вас урок?

- Какое впечатление осталось у вас от урока?

Оценивают работу своих одноклассников, пишут телеграммы.

На стикерах записывают свое мнение по поводу урока.

фишки



стикеры

2 мин.

VI. Домашнее задание. Объясняет особенности выполнения домашней работы.

Записывают домашнюю работу в дневниках.









Итог урока:___________________________________________________________________









Положительные стороны урока:__________________________________________________



_____________________________________________________________________________





Отрицательные стороны урока:__________________________________________________



_____________________________________________________________________________







 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал