- Учителю
- Конспект урока по информатике Думаем и исследуем на ЛОГО (6 класс)
Конспект урока по информатике Думаем и исследуем на ЛОГО (6 класс)
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 45»
Урок информатики
«Думаем и исследуем на ЛОГО»
(программирование в среде ЛОГО)
методическая разработка
Автор:
Коровина Наталия Валерьевна,
учитель информатики и ИКТ,
МАОУ «СОШ № 45»
I квалификационная категория
Новоуральский городской округ
2015-2016 уч. год
Пояснительная записка
Методическая разработка урока информатики по теме «Думаем и исследуем на ЛОГО» (программирование в среде ЛОГО) для учащихся 6 класса.
Цель урока: создать условия для осмысления понятия «алгоритм и исполнитель».
Тип урока: комплексное применение знаний и умений (урок закрепления).
Знания и умения учащихся на момент урока: понятие исполнитель; назначение программы Game Logo; основные команды исполнителя Черепашка.
Характеристика класса
В классе 24 учащихся (6 девочек, 18 мальчиков). Психологические особенности младшего подросткового возраста проявляются в данном классе в полной мере. Дети активны, подвижны, любознательны, но в силу возрастных особенностей чаще отвлекаются, их настроение изменчиво. Происходят изменения в познавательной сфере: замедляется темп деятельности. Теоретическое мышление учащихся в этом возрасте находится лишь на начальном этапе своего развития, поэтому новые научные термины вводятся постепенно, материал вводится через практические занятия, к которым учащиеся проявляют наибольший интерес. Стремление экспериментировать, склонность к фантазированию и чувство взрослости присутствуют у учащихся, эти особенности класса были учтены при подготовке урока.
Педагогические методы и приемы
Урок подготовлен в рамках системно-деятельностного подхода к обучению, который концептуально базируется на обеспечении соответствия учебной деятельности обучающихся их возрасту и индивидуальным особенностям.
Для достижения результатов используются элементы следующих методов:
- проблемно-диалогический метод (учитель сначала посредством диалога и выполнения несложного задания помогает ученикам поставить учебную проблему, т.е. сформулировать тему урока. Тем самым у школьников вызывается интерес к новому материалу, познавательная мотивация. Затем учитель организует поиск решения, т.е. «открытие» знания школьниками);
- деятельностный метод (ученик, получает знания не в готовом виде, а добывает их сам, активно участвует в работе, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений).
Формы работы
Порядок организации учебной деятельности представлен на уроке в виде фронтальной и групповой форм.
Средства обучения
-
наглядные пособия (презентация, задания для работы учащихся);
-
компьютеры учащихся и учителя;
-
проектор;
-
программа Game Logo, Net Control 2 Classroom.
При проведении урока соблюдались основные принципы обучения:
- принцип деятельности (учащиеся в группах выполняют задания);
- принцип непрерывности (материал и деятельность учащихся подобраны с учетом возрастных психологических особенностей развития детей);
- принцип целостности (в процессе выполнения работы у учащихся формируется обобщенное системное представление о возможностях программы; кроме этого, материал, демонстрируемый учащимся с использование современных информационных технологий, подобран так, чтобы вызывал интерес, прослеживалась связь с учебными предметами, социализировал учащихся);
- принцип психологической комфортности (доброжелательная атмосфера на уроке, работа в группах, возможность участвовать в общем обсуждении дают ученикам возможность самореализоваться и раскрыться, провести саморефлексию);
- принцип творчества (учащиеся, самостоятельно открывая новые возможности программы, приобретают собственный опыт творческой деятельности).
Технологическая карта урока
Тема урока: «Думаем и исследуем на ЛОГО» (программирование в среде ЛОГО).
Цель урока: создание условий для осмысления понятия «алгоритм и исполнитель».
Тип урока: комплексное применение знаний и умений (урок закрепления).
Задачи
1. Сформировать понятие алгоритм.
2. Выработать навыки записывать и редактировать текст алгоритма.
3. Выработать навыки оформления алгоритма в виде программы.
4. Развивать творческие способности.
5. Развивать коммуникативные умения учеников в совместной деятельности.
6. Приблизить к самостоятельному решению творческих задач.
7. Воспитать и развить социальные и личностные качества.
Оборудование:
- план работы на уроке;
- задания для каждой группы;
- ПК с программой Game Logo;
- презентация;
- мультимедиа - проектор;
- доска StarBoard;
- программа Net Control 2 Classroom
Планируемы результаты
Личностные: внимательное и доброжелательное отношение к собеседнику; осознание ответственности за общее дело, трудолюбие.
Регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
Познавательные: анализ, классификация, подведение под понятие, постановка и формулирование проблемы, определение основной и второстепенной информации, синтез, сравнение, обобщение. Аналогия, структурирование знаний, осознанное и произвольное построение речевого высказывания, построение логической цепи рассуждений, доказательство, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
</ Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения, следовать им; учиться работать в группе, формулирование собственного мнения и позиции.
Ход урока
Цель
Предполагаемые результаты
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формирование УУД
Номер слайда
Организационный этап
Ц - Создать эмоциональный настрой на урок, мотивировать учащихся на работу
Р - Доброжелательный настрой учителя и обучающихся
- Приветствие учащихся, создание эмоционального настроя на урок, мотивирует их к уроку через загадку.
- Прежде чем мы продолжим нашу работу оцените, пожалуйста свое настроение по шкале, которая находится у вас на рабочем столе.
Приветствуют, настраиваются на урок, отгадывают загадку.
- Оценивают свое настроение
Самоопределение (Л)
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К)
Слайд 1
Актуализация опорных
знаний
Ц - На основе знаний учащихся подвести к раскрытию темы урока
Р - Готовность обучающихся к активной учебно-познавательной деятельности
- Подскажите, пожалуйста, с чем мы познакомились на предыдущем занятии
- Правильно мы с вами начали знакомство с Черепашкой и ее основными командами
- Напомните мне их, пожалуйста
Отвечают на вопросы учителя
предполагаемые ответы детей
- Познакомились с Черепашкой
- Писали программы
- Рисовали в ЛОГО
предполагаемые ответы детей
- вперед
- налево
- направо
- назад
Анализ, синтез, сравнение, обобщение (П)
Подведение под понятие (П)
Выполнение пробного учебного действия (Р)
Выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью (К)
Слайд 2
Слайд 3
Постановка
цели и задач
урока.
Мотивация
к учебной
деятельности
Ц - На основе соотнесения своих знаний и поставленной проблемой выявить и определить тему урока
Р - Активныедействия обучающихся с объёмом изучения
- Молодцы! А тему сегодняшнего занятия я зашифровала в основных командах Черепашки. Чтобы ее разгадать вам необходимо разделиться на группы по три человека и получить задания.
- Напомните правила работы в группах:
- Представитель от каждой группы получите задание (приложение 1)
(Время работы в группах 5 минут)
Результат работы в группах вывешивается на доску и получается слово «Алгоритм»
- Какая тема сегодняшнего на урока?
- А что такое алгоритм вы мне скажите в конце сегодняшнего занятия
- Делятся на группы и выполняют задания в группах
1. Вы свободно обмениваетесь мнениями. Вы имеете право на ошибку. Не критикуйте, а предлагайте.
2. Вы уважаете мнение каждого участника.
3. Шум может быть только рабочим.
- Формулируют тему урока
«Алгоритм»
Анализ, синтез, сравнение, обобщение (П)
Постановка и формулирование проблемы (П)
Выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью (К)
Слайд 4
Слайд 5
Первичное
закрепление
Ц - Научить, самостоятельно выделять необходимую информацию
Р - Самостоятельное выполнение заданий, требующих применения знаний в знакомой ситуации
- Давайте заглянем немного в историю
- Слово алгоритм происходит от algorithmi - латинской формы написания имени арабского математика IX в. Аль-Хорезми, который сформулировал правила выполнения четырех арифметических действия над многозначными числами.
Многие столетия до этого люди были убеждены, что правила счета очень сложны и доступны только избранным. В учебнике Аль-Хорезми привел такие методы счета, которые усваивает даже ребенок. С развитием науки и техники человечество осознало, что можно научиться выполнять сложные действия, если их разбить на последовательность простых. Слово «алгоритм» приобрело другой смысл, не относящийся к арифметике.
Анализ, синтез, сравнение, обобщение (П)
Извлечение необходимой информации (П)
Выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью (К)
Слайд 6
Применение
знаний
и умений
Ц - Закрепить навыки работы с программой
Game Logo
Р - Совместное выполнение заданий, требующих применения знаний в знакомой и измененной ситуации
- Хорошо. Давайте продолжим нашу работу
- Предлагаю подойти по одному представителю от группы и взять конверт с заданием (на работу в группе отводится 15 минут)
- После выполнения задания возьмите эталон и сравните со своей работой
Физкультминутка
Работа в группах.
Сравнивают с эталоном
Выполнение действий (П)
Осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П)
Доказательство (П)
Контроль (Р)
Волеваясаморегуляция в ситуации затруднений (Р)
Слайд 7
Слайд 8
Обобщение
и систематизация знаний
Ц - Сформулировать понятие «алгоритм»
Р - Классификация и систематизация, внутрипредметных связей
- Давайте посмотрим на результаты вашей практической работы.
- Где у вас возникли затруднения?
- Знания каких учебных предметов вам сегодня пригодились?
- Скажите пожалуйста можете ли вы сказать что такое «Алгоритм»
- Молодцы. Давайте запишем это понятие в тетрадь
- На доску проецируются результаты работы групп.
- Ответы детей
предполагаемые ответы детей
- математика
- история
- русский язык
предполагаемые ответы детей
- определенная последовательность действий
- четкие шаги
Записывают определение
Нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания (Л)
Анализ, синтез, сравнение, обобщение (П)
Осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П)
Контроль (Р)
Слайд 9
Домашнее
задание
- Я предлагаю вам два домашних задания.
Для всех
1. Написать алгоритм рисования забора для исполнителя Черепашка
По выбору
1. Подготовить презентацию на тему «Алгоритм и исполнители» (5 слайдов)
2. Написать алгоритм рисования круга для исполнителя Черепашка
Записывают домашнее задание
Слайд 10
Рефлексия
Ц - Проверка способности самооценки, как личностный результат.
Р - Открытость учащихся в осмыслении своих действий и самооценке.
- Мне интересно мнение каждого из вас о нашем уроке. Сформулируйте его, используя начало фраз
- Я узнал…
- Я понял…
- Мне было интересно….
- Я научился…
- Оцените свое настроение в конце урока
- Спасибо всем за урок.
Ответы детей
Ставят отметки на шкале
Контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)
Самооценка на основе критерия успешности (Л)
Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К)
Слайд 11
Слайд 12
Приложение 1
Задание для групп
1. Распределите роли в группе
2. Определить какую фигуру нарисует Черепашка, выполнив этот набор команд
Результат перенести на листок - 1 клетка 10 шагов Черепашки
3. Правильность выполнения проверить в программе Game Logo
Задания для самостоятельной работы
1. Составьте алгоритмы рисования фигур, приведенных на рисунке. Для выполнения этого задания подготовьте в тетради рисунки, с учетом начального положения Черепашки и промежуточные цели. Числа на рисунках указывают размер отмеченных углов в градусах. Размеры других углов рассчитайте или подберите сами. Размеры отрезков произвольны.
2. Рисунки сохраните под номером группы (например, группа 0_треугольник, группа 0_дом, группа 0_парусник).
1 1
1
Оценка своего настроения
-
Оцените свое настроение по данной шкале
от -5 до +5
начало урока конец урока