7


  • Учителю
  • Практические работы по информатике по теме Издательская система PageMaker (11класс_ОГН)

Практические работы по информатике по теме Издательская система PageMaker (11класс_ОГН)

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

6Пономарева В.И.

11 класс_ОГН

Практические работы в настольной издательской системе PageMaker

Цели:

  1. познакомить с устройством настольной издательской системе PageMaker;

  2. сформировать первичные навыки работы с графическими элементами в настольной издательской системе PageMaker;

  3. развить умение применять знания на практике; познавательный интерес, творческую активность; логическое мышление, внимание;

  4. сформировать первичные навыки работы в настольной издательской системе PageMaker;



Практическая работа1 Запуск и завершение работы с PageMaker

Задание 1. Запуск PageMaker и создание новой публикации

1. Запустите PageMaker.

2. Создайте новую публикацию, выполнив команду Файл =$ Новый.

3. В открывшемся окне Параметры документа введите следующие значения:

• формат бумаги А4;

• ориентация Книжная;

•односторонняя;

• поля: левое - 25, правое - 20, верхнее - 20, нижнее - 12.

4. Завершите ввод значений, нажав на кнопку Да.

5. Сохраните публикацию: Файл => Сохранить с именем publ.

6. Создадим копию публикации в новом файле, исполнив команду Файл => Сохранить как с новым именем pub2.

7. Закройте программу PageMaker.

Задание 2. Открытие публикаций и завершение работы PageMaker

1. Запустите PageMaker.

2Практические работы по информатике по теме Издательская система PageMaker (11класс_ОГН). Откроем публикацию: выполните команду Фай => Открыть, выберите файл publ и нажмите на кнопку Открыть.

3. Откроем еще одну публикацию: выполните команду CTRL-O, выберите файл pub2 и нажмите на кнопку Открыть.

4. Теперь мы имеем две открытые публикации publ и pub2. Название активного файла отображено в строке заголовка программы PageMaker. Переключение между публикациями осуществ­ляется выбором файла в меню Окно (Рис.1).

5. Сделайте активным файл pub2 и измените его пара­метры, исполнив команду Файл => Параметры документа. Поменяйте следующие параметры: формат бумаги - A3, ориентация - Альбомная.

6. Сохраните файл Pub2.

7. Закройте программу РаgeMaker.

Рис.1 Раскрытое меню Окно с активным файлом pub1







Практическая работа 2



Работа с графическими элементами. Операции над объектами. Просмотр страницы



Задание 1. Создание таблицы с помощью инструментов "Перпендикуляр" и "Линия"

Практические работы по информатике по теме Издательская система PageMaker (11класс_ОГН)

Рис.2.. Образец таблиц

1. Откройте публикацию publ. Перед собой вы видите лист бумаги с красными и синими линиями - это границы полей.

2. Нарисуем первую горизонтальную линию нашей таблицы (Рис.2.). На панели инструментов выберите инструмент "Перпендикуляр". Курсор мыши принял вид крестика (+). Совместите "крестик" с пересечением красной и синей линиями в левом верхнем углу вашего листа. Нажмите левую кнопку мыши и, не отпуская ее, протяните курсор вдоль верхней красной линии до правой синей линии. Отпустите кнопку мыши. На экране появилась прямая линия, выделенная с двух концов маркерами.

3. На Панели инструментов выберите инструмент "Стрел­ка" и щелкните курсором на вашей линии. Линия должна отметиться маркерами. Нажмите на комбина­цию клавиш Ctrl+Alt и, не отпуская их, "перетащите" линию мышкой ниже на свободное место. Когда вы отпустите кнопку мыши, то увидите на экране две линии - на старом месте и его копию на новом.

4. Повторите операцию из пункта 3 для создания еще трех линии.

5. Нарисуем первую вертикальную линию нашей табли­цы. На панели инструментов выберите инструмент "Перпендикуляр". Курсор мыши принял вид крестика (+). Совместите "крестик" с верхней красной линией, нажмите левую кнопку мыши и, не отпуская ее, протяните курсор вниз, примерно на 5-6 см (для измерения смотрите на левую горизонтальную линейку). Отпус­тите кнопку мыши. На экране появилась прямая верти­кальная линия, выделенная с двух концов маркерами.

6. Нажмите на комбинацию клавиш Ctrl+C и отпустите - мы скопировали линию в буфер обмена. Нажмите на комбинацию клавиш Ctrl+V и отпустите (вставить из буфера обмена). На экране появилась новая линия - копия первой.

7. Если еще раз нажать и отпустить Ctrl+V, то из буфера обмена вставится еще одна копия линии. Но мы ее не увидим, так как она полностью наложилась на предыдущую. Чтобы увидеть новую линию, инструмен­том "Стрелка" надо "взять" линию (только не за маркер) и перетащить на новое место. Теперь мы ви­дим, что линии на самом деле две: на старом месте и на новом, куда мы только что перетащили. Вставьте из буфера обмена еще две вертикальные линии и пере­местите их в разные места, чтобы каждую было видно по отдельности.

8. Выделите одну линию и выберите для нее стиль ли­нии. Для этого в списке Элемент => Линия подберите соответствующий стиль (см. рис. 2). Проделайте это с каждой линией.

9. Перемещая инструментом "стрелка" линии, постройте таблицу по образцу (Рис.2).

10. Инструментом "Линия" нарисуйте косую линию в первой колонке таблицы.

11. Сохраните публикацию publ.



Задание 2. Создание различных прямоугольников с использованием линеек



1. Откройте публикацию pub2.

2Практические работы по информатике по теме Издательская система PageMaker (11класс_ОГН). Установим начало координат на начало полосы печати. Для этого подведите курсор к месту схождения горизонтальной и вертикальной линеек (Рис.3), имеющему вид скрещенных линий, нажмите левую кнопку мыши и, не отпуская ее, передвиньте значок-перекрестье в точку пересечения красной и синей линий в левом верхнем углу листа. Отпустите кнопку мыши.

Рис.3 Установка нового начала координат

3. Нарисуем первый прямоугольник из рисунка 4. На панели инструментов выберите инструмент "Прямо­угольник". Курсор мыши принял вид крестика (+). Совместите "крестик" с началом координат. Нажмите кнопку мыши и, не отпуская ее, протяните курсор вниз и вправо. Обратите внимание на линейки, где пунктирными линиями отображаются координаты курсора. Доведите курсор до отметок 6 на горизон­тальной линейке и 4 на вертикальной и отпустите кнопку мыши. У вас получился прямоугольник со сторонами 6 и 4 см.



РПрактические работы по информатике по теме Издательская система PageMaker (11класс_ОГН)ис.4 Образцы прямоугольников

1- прямоугольник, 2 - квадрат, 3 - прямоугольник, 4 - прямоугольник с закругленными краями, 5 - равносторонний ромб

4. При выбранном инструменте "Прямоугольник" совместите курсор с координатами 8 по горизонтали и 0 по вертикали. Нажмите на клавишу Shift и держите ее нажатой. Нажав на левую кнопку мыши, протяните курсор до отметок 11 по горизонтали и 3 по вертикали. Отпустите кнопку мыши и клавишу Shift. Мы нарисовали квадрат со стороной 3 см.

5. Выберите инструмент "Стрелка" и щелкните на стороне квадрата для выделения. Выполните команду Элемент => Фон и линия и в раскрывшемся окне выберите линию толщиной 2 пункта и цвет линий - синий (Blue). Нажмите на кнопку Да. У нас получился квадрат с утолщенными синими линиями, как на рисунке 4

6. Изменим начало координат. Подведите курсор к месту схождения горизонтальной и вертикальной линеек, нажмите левую кнопку мыши и, не отпуская ее, передвиньте значок-перекрестье в точку пересечения красной и синей линий в правом верхнем углу листа. Отпустите кнопку мыши.

7. Самостоятельно нарисуйте третий прямоугольник с рис. 4. Его правый верхний угол должен совпасть с нача­лом координат, ширина 7 см, высота 4 см. Затем, используя команду Элемент ==» Фон и линия, придайте ему соответствующий вид.

8. Инструментом "Стрелка" выделите третий прямоуголь­ник. Нажмите на комбинацию клавиш Ctrl+Alt и, не отпуская их, "перетащите" выделенный прямоугольник на свободное место. Когда вы отпустите кнопку мыши и клавиши, то увидите на экране две фигуры - на старом месте и его копию на новом. Перетащите новый прямоугольник мышкой влево так, чтобы его левая боковая сторона совпала с левым границей полосы печати (т.е. синей линией). Верхняя сторона прямо­угольника должна совпасть с отметкой 8 см по вертикальной линейке.

9. Используя команды Элемент ==> Скругленные углы, а затем Элемент => Фон и линия, придайте ему вид четвертого прямоугольника с рисунка 4

10. Инструментом "Стрелка" выделите второй прямоуголь­ник (квадрат) и скопируйте его в буфер обмена - Ctrl+C. Вставьте из буфера обмена - Ctrl+V. Вы получили копию квадрата. На панели инструментов выберите инструмент "Поворот". Подведите курсор к любому месту квадрата, нажмите кнопку мыши и, не отпуская кнопку, передвиньте курсор в бок. Теперь начинайте поворот вокруг выбранной вами оси, пока не получите ромб. Когда объект примет требуемое положение, отпустите кнопку мыши.

11. Передвиньте ромб, как показано на рисунке, и при­дайте ему соответствующий вид.

12. Сохраните файл pub2.





Задание 3. Рисование блок-схемы с использованием направляющих



РПрактические работы по информатике по теме Издательская система PageMaker (11класс_ОГН)ис.5 Образец блок-схемы

1. Откройте публикацию pub2.

2. Выполните команду Редактирование => Выделить все и затем нажмите на кнопку Del. Все объекты в публикации будут удалены.

3. Установим начало координат на начало полосы печати. Для этого подведите курсор к месту схождения гори­зонтальной и вертикальной линеек (Рис.3), имею­щему вид скрещенных линий, нажмите левую кнопку мыши и, не отпуская ее, передвиньте значок-пере­крестье в точку пересечения красной и синей линий в левом верхнем углу листа. Отпустите кнопку мыши.

4. Подведите курсор мыши на отметку 5 см по гори­зонтальной линейке и 0 см по вертикальной. Нажмите правую кнопку мыши и в появившемся списке вы­берите Реальный размер. Вы изменили масштаб в натуральную величину, причем место, где вы нажали правую кнопку (точка 5,0), оказалось в центре экрана.

5. Установим направляющие линий. Вначале проверьте соответствие некоторых режимов работы с направ­ляющими:

• если в списке меню Просмотр есть команда Показать направляющие, то исполните ее;

• если установлена "галочка" в строке Закрепить направляющие в меню Просмотр, то отмените этот режим (еще раз выбрать эту строку).

6Практические работы по информатике по теме Издательская система PageMaker (11класс_ОГН). Выберите инструмент "Стрелка". Установите курсор на вертикальную линейку. При нажатой левой кнопке мыши протащите курсор вправо (Рис.6) до отметки 4 на горизон­тальной линейке. Отпустите кнопку мыши. На экране появилась вертикальная голубая линия - направ­ляющая. Если вы установили нап­равляющую неточно, то подведите курсор точно на направляющую, наж­мите на левую кнопку и, переносом, установите новую позицию.

Рис6 Создание вертикальной направляющей

7. Установите курсор на горизонтальную линейку. При нажатой левой кнопке мыши протащите курсор до отметки 2 на вертикальной линейке. Отпустите кнопку мыши. На экране появилась горизонтальная направляющая.

8. Добавим еще три вертикальные направляющие по горизонтальной линейке: 7, 10 и 14 см.

9. Добавим еще четыре горизонтальные направляющие в отметках 4, 6, 10 и 16 см.

10.В любом месте экрана нажмите правую кнопку мыши и выберите режим Целая страница. У вас должна получиться сетка из направляющих (Рис.7). Чтобы случайно не сдвинуть с места направляющие линий, выполните команду Просмотр => Закрепить направляющие (установить галочку).

11. Выполните команду Элемент =» Фон и линия. Выберите цвет фона Cyan, оттенок 50%, толщина линий 1 пт, цвет линий Black. Все созданные в дальнейшем фигуры будут автоматически иметь эти установки.

Рис.7 Сетка из горизонтальных и вертикальных направляющих линий

1Практические работы по информатике по теме Издательская система PageMaker (11класс_ОГН)2.Подведите курсор в точку 7 (горизонталь) и 2 (верти­каль). Нажмите клавишу Ctrl и, не отпуская ее, щелк­ните левой кнопкой мыши. Вы изменили масштаб в Реальный размер. Выберите инструментом "Овал", установите "крестик" в точку 4 по горизонтали и 0 по вертикали (место пересечения направляющих). Нажав левую кнопку, тащите курсор до точки пересечения направляющих 3в и 1г. Вы получили овал с диаго­налями 6 и 2 см.

13.Инструментом "Стрелка" выделите полученный овал. Нажмите на комбинацию клавиш Ctrl+Alt и, не отпуская их, "перетащите" выделенный овал на сво­бодное место. Когда вы отпустите кнопку мыши и клавиши, то увидите на экране копию первой фигуры. "Схватите" мышкой второй овал и, не отпуская кноп­ку, подведите курсор к нижней (горизонтальной) полосе прогона. Лист начнет прокручиваться. Когда поя­вится последняя горизонтальная направляющая (5г), переместите курсор так, чтобы верхняя граница овала касалась этой направляющей, а бока соприкасались с вертикальными направляющими 1в и 3в.

14. Инструментом "Прямоугольник" нарисуйте фигуру шириной 6 см и высотой 3 см. Сделайте его копию. Выделите (инструментом "Стрелка") первый прямо­угольник и переместите его так, чтобы его левый верх­ний угол совпал с точкой пересечения направляющей 4г и левой границей листа (синяя линия). Верхний правый угол второго прямоугольника должен совпасть с пересечением 4г и 4в.

15.Выберите инструмент "Рука" и прокрутите лист вверх и влево до начала координат. При выбранном инст­рументе "Прямоугольник", совместите курсор с началом координат. Нажмите на клавишу Shift и держите ее нажатой. Нажав на левую кнопку мыши, протяните курсор до отметок 4 по горизонтали и 4 по вертикали. Отпустите кнопку мыши и клавишу Shift. Мы нарисо­вали квадрат со стороной 4 см. На панели инструментов выберите инструмент "Поворот". Подведите курсор к любому месту квадрата, нажмите кнопку мыши и, не отпуская кнопку, передвиньте курсор в бок. Теперь начинайте поворот вокруг выбранной вами оси, пока не получите ромб. Когда объект примет требуемое поло­жение, отпустите кнопку мыши. Выделите и перетащите ромб так, чтобы его верхний угол совпал с пересече­нием направляющих 2г и 2в.

16. Соедините линиями фигуры, как показано на рисунке 5

17.На любом свободном месте нажмите правую кнопку мыши и выполните команду Целая страница. Удалим направляющие. Для этого необходимо выполнить команду Просмотр => Удалить направляющие.

18.Сохраните данную публикацию, выполнив действия Файл => Сохранить,





Задание 4. Рисование многоугольников и ломаных линий



1. Откройте публикацию publ. Выполните команду Редактирование => Выделить все и затем нажмите на кнопку Del. Все объекты в публикации будут удалены. Сохраните публикацию Файл =» Сохранить как с новым именем pubЗ.

РПрактические работы по информатике по теме Издательская система PageMaker (11класс_ОГН)ис.8 Образцы фигур

2. Нарисуем первый многоугольник (Рис.8). На панели инструментов дважды щелкните на инструменте "Мно­гоугольник". Появится окно с настройками много­угольника (то же самое можно сделать по команде Элемент => Многоугольник). Установите число сторон равным 5, глубину лучей - 53% и нажмите кнопку Да. Курсор мыши принял вид крестика (+). Нажмите левую кнопку мыши и, не отпуская ее, протяните курсор, пока не получите "звезду". Отпустите кнопку мыши.

3. Выделите многоугольник "Стрелкой". "Звезда" могла получиться несколько вытянутой, поэтому исправим ее симметрию, установив одинаковый размер по вы­соте и ширине. Воспользуемся для этого Управляющей палитрой. Если она отсутствует на экране, то выполните команду Окно => Показать Управляющую палитру.

Зададим ширину (буква Ш) - 40 мм и высоту (буква В) - 40 мм фигуры (Рис.2.23).

Практические работы по информатике по теме Издательская система PageMaker (11класс_ОГН)

Рис.9 Управляющая палитра

4. Щелкните на многоугольнике правой кнопкой мыши и выберите Фон и линия. Установите цвет линий и цвет фона красным.

5. Вторая фигура из рисунка 8 создается как последовательность соединенных между собой прямых линий, образующих замкнутый контур. Переключитесь на инструмент "Многоугольник". Установите курсор на место предполагаемого расположения левого нижнего луча звезды. Сделайте щелчок кнопкой мыши и передвигайте курсор в положение верхнего луча. За курсором потянулась линия, соединяющая две вершины (Рис.10, а). В нужной точке щелкните кнопкой мыши. Передвиньте курсор на место угла правого нижнего луча и опять щелкните мышкой. Вы получили уже две стороны звезды (Рис.10, б). Продолжайте таким образом построение многоугольника, пока не замкнете контур в точке, с которой начинали работу. О точности попадания говорит прямоугольный контур, появляю­щийся в окрестности начальной вершины, как только курсор окажется в непосредственной близости от нее (Рис.10, в).

Практические работы по информатике по теме Издательская система PageMaker (11класс_ОГН)

Рис.10. Последовательность построения звезды

6. Третья фигура из рисунка 10 представляет собой ло­маную, созданную как последовательность соеди­ненных между собой прямых линий. Чтобы вершины (или "зубья") нашей фигуры были равными, сделаем сетку из направляющих линий. В любом свободном месте листа установите две горизонтальные направ­ляющие с расстоянием между ними 5 см. Затем с той в 1 см установите несколько вертикальных нап­равляющих. Выберите инструмент "Многоугольник" и соедините прямыми линиями точки пересечения направляющих (Рис.11). Для вычерчивания прямой линий надо сделать щелчок кнопкой мыши и пере­двинуть курсор в следующую точку и еще раз щелк­нуть и т .д. В конечной точке дважды щелкните мышкой.

Практические работы по информатике по теме Издательская система PageMaker (11класс_ОГН)

Рис.11 . Последовательность построения прямых линий

7. Инструментом "Стрелка" нажмите на многоугольник правой кнопкой мыши и выберите Фон и линия. Установите цвет линий и цвет фона.



Домашнее задание: стр. 31- 56 Ответить на вопросы в тетради



Контрольные вопросы

1. Что входит в понятие блок в программе Page Maker?

2. Каково предназначение инструмента "Стрелка"?

3. Какие инструменты программы Page Maker вы знаете, охарактеризуйте их.

4. Как осуществляется просмотр страницы?

5. Каким образом можно найти потерянный элемент?



Самостоятельная работа 1



НПрактические работы по информатике по теме Издательская система PageMaker (11класс_ОГН)арисовать домик как на рисунке, используя графические элементы "Линия", "Овал", "Прямоугольник" и "Многоугольник",



Самостоятельная работа 1



Нарисовать домик как на рисунке, используя графические элементы "Линия", "Овал", "Прямоугольник" и "Многоугольник",

Практические работы по информатике по теме Издательская система PageMaker (11класс_ОГН)

Самостоятельная работа 1



Нарисовать домик как на рисунке, используя графические элементы "Линия", "Овал", "Прямоугольник" и "Многоугольник",

Практические работы по информатике по теме Издательская система PageMaker (11класс_ОГН)

Самостоятельная работа 1



Нарисовать домик как на рисунке, используя графические элементы "Линия", "Овал", "Прямоугольник" и "Многоугольник",

Практические работы по информатике по теме Издательская система PageMaker (11класс_ОГН)

Самостоятельная работа 1



Нарисовать домик как на рисунке, используя графические элементы "Линия", "Овал", "Прямоугольник" и "Многоугольник",

Практические работы по информатике по теме Издательская система PageMaker (11класс_ОГН)

Самостоятельная работа 1



Нарисовать домик как на рисунке, используя графические элементы "Линия", "Овал", "Прямоугольник" и "Многоугольник",

Практические работы по информатике по теме Издательская система PageMaker (11класс_ОГН)

Самостоятельная работа 1



НПрактические работы по информатике по теме Издательская система PageMaker (11класс_ОГН)арисовать домик как на рисунке, используя графические элементы "Линия", "Овал", "Прямоугольник" и "Многоугольник",



Самостоятельная работа 1



НПрактические работы по информатике по теме Издательская система PageMaker (11класс_ОГН)арисовать домик как на рисунке, используя графические элементы "Линия", "Овал", "Прямоугольник" и "Многоугольник",







 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал