7


  • Учителю
  • Рабочая программа по информатике (внеурочная деятельность) 5 класс

Рабочая программа по информатике (внеурочная деятельность) 5 класс

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала



Муниципальное общеобразовательное учреждение

Каменская средняя общеобразовательная школа №1

_______________________________________________________________________________УТВЕРЖДЕНА







ПрПриказом от 31. 08. 2015. №_104/6_

Директор ______________Чуб О.В.

















Рабочая программа внеурочной деятельности кружка



«Занимательная информатика»



для 5 класса



на 20_15_/20_16_учебный год











Составитель



Светлакова Алевтина Леонидовна

учитель математики

























2015г.









Пояснительная записка



Программа внеурочной деятельности «Занимательная информатика»

по информатике и информационнокоммуникационным технологиям составлена в соответствии с:

  1. Законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года №273;

  2. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного стандарта основного общего образования» и документами, вносящими изменения в данный приказ ( список изменяющих документов в ред. Приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 N 1644);

  3. постановлением Главного Государственного санитарного врача Российской Федерации «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 № 189, (зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации 03.03.2011);

  4. перечнем учебников, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г. № 253 «Федеральный перечень учебников».

  5. Образовательной программы основного общего образования МОУ Каменская средняя общеобразовательная школа № 1.

  6. Программы для основной школы Босовой Л.Л. «Программа курса информатики и ИКТ для 5-6 классов средней общеобразовательной школы» - М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015 - 88 с.

Программа содействует сохранению единого образовательного пространства, не сковывая творческой инициативы учителей, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса.

Программа включает три раздела: пояснительную записку; основное

содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса и рекомендуемой последовательностью изучения разделов и тем; требования к уровню подготовки учащихся.

Основной целью внеурочной деятельности по информатике является развитие интереса учащихся в области информационных компьютерных технологий, а также формирование различных видов мышления: образного, логического, алгоритмического.

При реализации поставленных целей решаются следующие задачи:

  • расширение представления учащихся о назначении и возможностях компьютера и программного обеспечения; компьютерной среды ЛогоМиры;

  • формирование у учащихся знаний, умений, навыков необходимых для обработки числовой информации;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей;

  • воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности.

Общая характеристика предмета внеурочной деятельности

Информатика - в настоящее время одна из фундаментальных отраслей научного знания, формирующая системно-информационный подход к анализу окружающего мира, изучающая информационные процессы, методы и средства получения, преобразования, передачи, хранения и использования информации; стремительно развивающаяся и постоянно расширяющаяся область практической деятельности человека, связанная с использованием информационных технологий.

В основу внеурочной деятельности по информатике для 5-6 классов были положены такие принципы как:

  1. Целостность и непрерывность, означающие, что данная ступень является важным звеном единой общешкольной подготовки по информатике и информационным технологиям.

  2. Практико-ориентированность, обеспечивающая отбор содержания, направленного на решение простейших практических задач планирования деятельности, поиска нужной информации, инструментирования всех видов деятельности, реализующих основные пользовательские возможности информационных технологий.

  3. Принцип развивающего обучения (обучение ориентировано не только на получение новых знаний в области информатики и информационных технологий, но и на активацию мыслительных процессов, формирование и развитие у школьников обобщенных способов деятельности, формирование навыков самостоятельной работы).

Задача - обеспечить вхождение учащихся в информационное общество, научить каждого школьника пользоваться новыми массовыми ИКТ (текстовый редактор, графический редактор, электронные таблицы, электронная почта и др.). Формирование пользовательских навыков для введения компьютера в учебную деятельность должно подкрепляться самостоятельной творческой работой, личностно значимой для обучаемого. Это достигается за счет информационно-предметного практикума, сущность которого состоит в наполнении задач по информатике актуальным предметным содержанием. Только в этом случае в полной мере раскрывается индивидуальность, интеллектуальный потенциал обучаемого, проявляются полученные на занятиях знания, умения и навыки, закрепляются навыки самостоятельной работы.

Поэтому уже на самых ранних этапах обучения школьники должны получать представления о сущности информационных процессов, рассматривать примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, живой природе и технике учиться классифицировать информацию, выделять общее и особенное, устанавливать связи сравнивать, проводить аналогии и т.д. Это помогает ребенку осмыслено видеть окружающий мир, более успешно в нем ориентироваться, формирует основы научного мировоззрения.

Важнейшим приоритетом школьного образования в условиях становления глобального информационного общества становится формирование у школьников представлений об информационной деятельности человека и информационной этике как основах современного информационного общества.

Внеурочная деятельность по информатике является пропедевтическим уровнем изучения информатики на уровне основного общего образования.

Целью внеурочной деятельности является формирование базиса компьютерной грамотности учащегося и знакомство с терминологией предмета «Информатика и ИКТ».

Основными задачи внеурочной деятельности (пропедевтического) являются:

  • формирование у учащихся готовности к информационно-учебной деятельности, выражающейся в их желании применять средства информационных и коммуникационных технологий в любом предмете для реализации учебных целей и саморазвития;

  • пропедевтика понятий базового курса школьной информатики;

  • развитие творческих и познавательных способностей учащихся;

  • интеллектуальное, культурное и нравственное развитие обучающихся;

  • воспитание патриота и гражданина.

Программой предполагается проведение непродолжительных практических работ (20-25 мин), направленных на отработку отдельных технологических приемов, и практикумов -интегрированных практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся.

Описание места предмета внеурочной деятельности в учебном плане



Программа внеурочной деятельности «Занимательная информатика» рассчитана на:

35ч. - в 5 классе (из расчета 1ч. в неделю);

Предполагаемые результаты освоения информатики

Личностные результаты - это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности. Основными личностными результатами, формируемыми при изучении информатики на уровне основного общего образования, являются:

  • наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;

  • понимание роли информационных процессов в современном мире;

  • владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;

  • ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;

  • развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;

  • способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;

  • готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;

  • способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;

  • способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.

Метапредметные результаты - освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках

образовательного процесса, так и в других жизненных ситуациях. Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:

  • владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;

  • владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,

самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

  • владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

  • владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;

  • ИКТ-компетентность - широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ; фиксация изображений и звуков; создание письменных сообщений; создание графических объектов; создание музыкальных и звуковых сообщений; создание, восприятие и использование гипермедиасообщений; коммуникация и социальное взаимодействие; поиск и организация хранения информации; анализ информации).

Предметные результаты включают в себя: освоенные обучающимися в ходе изучения программы внеурочной деятельности «Занимательная информатика» умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования основные предметные результаты изучения информатики на уровне основного общего образования отражают:

  • формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;

  • формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель - и их свойствах;

  • развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами - линейной, условной и циклической;

  • формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей - таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;

  • формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.

Основное содержание программы внеурочной деятельности

  1. класс (35 ч.)

  1. Компьютер - 6 ч.

Информация и информатика. Назначение основных устройств компьютера. Человек и компьютер. Рабочий стол в реальном и виртуальном мире. Компьютерная помощница - мышь. Управление компьютером с помощью мыши. Представление о графическом интерфейсе системной среды. Освоение клавиатуры.



  1. Информация вокруг нас - 8 ч.

Как человек получает информацию. Виды информации по способу получения. Код, кодирование информации. Формы представления информации. Текст как форма представления информации. Наглядные формы представления информации. Хранение информации. Носители информации. Всемирная паутина. Браузеры. Средства поиска информации: компьютерные каталоги, поисковые машины, запросы по одному и нескольким признакам. Передача информации. Обработка информации. Изменение формы представления информации. Метод координат.



  1. Подготовка текстов на компьютере - 8 ч.

Текстовый редактор. Правила ввода текста. Слово, предложение, абзац. Приемы редактирования (вставка, удаление, замена символов). Фрагмент. Перемещение и удаление фрагментов. Буфер обмена. Копирование фрагментов. Проверка правописания, расстановка переносов. Форматирование символов (шрифт, размер, начертание, цвет). Форматирование абзацев (выравнивание, отступ первой строки, междустрочный интервал и др.). Создание и форматирование списков. Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными.



  1. Компьютерная графика - 6 ч.

Компьютерная графика. Простейший графический редактор. Инструменты графического редактора. Инструменты создания простейших графических объектов. Исправление ошибок и внесение изменений. Работа с фрагментами: удаление, перемещение, копирование. Преобразование фрагментов. Устройства ввода графической информации.



  1. Создание мультимедийных объектов - 7 ч.

Мультимедийная презентация. Описание последовательно развивающихся событий (сюжет). Анимация. Возможности настройки анимации в редакторе презентаций. Создание эффекта движения с помощью сменгы последовательности рисунков.



Требования к уровню подготовки учащихся

  1. класс

Учащиеся научатся :

  • понимать и правильно применять на бытовом уровне понятия «информация», «информационный объект»;

  • различать виды информации по способам её восприятия человеком, по формам представления на материальных носителях;

  • приводить простые жизненные примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике;

  • приводить примеры информационных носителей;

  • иметь представление о способах кодирования информации;

  • уметь кодировать и декодировать простейшее сообщение;

  • определять устройства компьютера, моделирующие основные компоненты информационных функций человека;

  • различать программное и аппаратное обеспечение компьютера;

  • запускать программы из меню Пуск;

  • уметь изменять размеры и перемещать окна, реагировать на диалоговые окна;

  • вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры и мыши;

  • уметь применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования простейших текстов;

  • уметь применять простейший графический редактор для создания и редактирования рисунков;

  • уметь выполнять вычисления с помощью приложения Калькулятор;

  • знать о требованиях к организации компьютерного рабочего места, соблюдать требования безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ.

Учащиеся получат возможность научиться:





  • определять, информативно или нет некоторое сообщение, если известны способности конкретного субъекта к его восприятию;

  • понимать смысл терминов «понятие», «суждение», «умозаключение»;

  • приводить примеры единичных и общих понятий, отношений между понятиями;

  • различать необходимые и достаточные условия;

  • иметь представление о позиционных и непозиционных системах счисления;

  • уметь переводить целые десятичные числа в двоичную систему счисления и обратно;

  • иметь представление об алгоритмах, приводить их примеры;

  • иметь представления об исполнителях и системах команд исполнителей;

  • уметь пользоваться стандартным графическим интерфейсом компьютера;

  • определять назначение файла по его расширению.



№ занятия

Тема раздела

Тема занятия

Кол-во часов

Дата

теория

практика

план

факт

1

Цели изучения курса информатики. Техника безопасности и организация рабочего места. Информация вокруг нас

0,5

0,5





2

Компьютер - универсальная машина для работы с информацией

1







3

Ввод информации в память компьютера. Вспоминаем клавиатуру

0,5

0,5





4

Управление компьютером. Вспоминаем приемы управления компьютером

0,5

0,5





5

Хранение информации. Создаем и сохраняем файлы

0,5

0,5





6

Передача информации



1

1







7

Электронная почта. Работаем с электронной почтой







8

В мире кодов. Способы кодирования информации

1







9

Метод координат

1







10

Текст как форма представления информации. Компьютер - основной инструмент подготовки текстов

1







11

Основные объекты текстового документа. Ввод текста.

0,5

0,5





12

Редактирование текста. Редактируем текст



1





13

Работаем с фрагментами текста



1





14

Форматирование текста. Форматируем текст



1





15

Структура таблицы. Создаем простые таблицы



1





16

Табличное решение логических задач



1





17

Разнообразие наглядных форм представления информации. От текста к рисунку, от рисунка к схеме

0,5

0,5





18

Диаграммы. Строим диаграммы

0,5

0,5





19

Компьютерная графика. Графический редактор Paint. Изучаем инструменты графического редактора

0,5

0.5





20

Устройства ввода графической информации. Работаем с графическими фрагментами



1





21

Планируем работу в графическом редакторе



1





22

Разнообразие задач обработки информации

0,5

0,5





23

Кодирование как изменение формы представления информации

1







24

Систематизация информации. Создаем списки

0,5

0,5





25

Поиск информации. Ищем информацию в сети интернет



1





26

Преобразование информации по заданным правилам. Выполняем вычисления с помощью программы Калькулятор

0,5

0,5





27

Преобразование информации путем рассуждений

1







28

Разработка плана действий и его запись

1







29

Запись плана действий в табличной форме

0,5

0,5





30

Создание движущихся изображений



1





31

Создаем анимацию по собственному замыслу



1





32

Работа по созданию презентации



1





33

Создаем слайд - шоу (выполнение итогового проекта)



1





34

Работа по созданию итогового проекта



1





35

Защита итогового проекта

0,5

0,5









Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Наименование объектов и средств материально-технического

обеспечения

Библиотечный фонд

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования /М-во образования и науки Рос. Федерации. -М.: Просвещение, 2010.- 31с Примерные программы по учебным предметам. Математика. 5-9 классы.- 3-е изд., перераб.- М.: Просвещение,2011.-64с.- ( Стандарты второго поколения).

  2. Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 5 класса. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015.

  3. Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 5 класса. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015.

  4. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Уроки информатики в 5-6 классах: методическое пособие. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015.

  5. Босова Л.Л., Босова А.Ю., Коломенская Ю.Г. Занимательные задачи по информатике. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

  6. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Контрольно-измерительные материалы по информатике для V-VII классов // Информатика в школе: приложение к журналу «информатика и образование». №6-2007. - М.: Образование и Информатика, 2007.

  7. Босова Л.Л. Набор цифровых образовательных ресурсов «Информатика 5-6». - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.

Компьютерные и информационнокоммуникационные средства

  1. Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (school-collection.edu.ru/)

  2. Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/)</</font>

  3. Компьютерные приложения: Граф, Танграм, Виртуальные лаборатории (переливание, взвешивание)

  4. Операционная система Windows XP

  5. Пакет офисных приложений MS Office 2003, Libro Office

Технические средства обучения

  1. Рабочее место ученика (системный блок, монитор, клавиатура, мышь, ноутбук).

  2. Рабочее место учителя (системный блок, монитор, клавиатура, мышь, колонки).

  3. Проектор.

  4. Лазерный принтер черно-белый, сканер









 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал