7


  • Учителю
  • Рабочая программа к учебному комплекту Н. В. Макаровой 'Информатика и ИКТ' (6 класс)

Рабочая программа к учебному комплекту Н. В. Макаровой 'Информатика и ИКТ' (6 класс)

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Савоськинская средняя общеобразовательная школа №5


«Рассмотрено» «Утверждаю»

на методическом приказ

объединении от 29.08.2014г.

протокол № 115

от 27.08.2014 г. Директор

№ 1 __________

Руководитель МО Петрова Н.В.

________

Фоменко В. Н.





Рабочая программа




Предмет: информатика и ИКТ

Класс: 6

Учебный год: 2015-2016

Учитель: Фоменко В.Н..



х. Савоськин

2015


Пояснительная записка


Статус документа

Настоящая рабочая программа по информатике и ИКТ разработана на основе «Примерной программы основного общего образования по информатике и ИКТ» (базовый уровень) и «Программы по информатике и ИКТ 5-11 класс (системно-информационная концепция)» Макаровой Н.В., с учётом требований федерального компонента государственного стандарта общего образования. В программе обеспечивается реализация школьного учебного плана для МБОУ Савоськинской СОШ № 5.


Нормативно - правовое обеспечение:

  1. Федеральный закон от 29.12. 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

  2. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (утверждён приказом Министерства образования РФ от 05.03.2004 г. №1089)

  3. Основная образовательная программа основного и среднего общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Савоськинской средней общеобразовательной школы №5 (утверждена приказом МБОУ Савоськинской СОШ №5 от 29.08.2014 №116 )

  4. Приказ от 31.03 2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».

  5. Примерная программа основного общего образования по информатике и информационным технологиям.

  6. Программа по информатике и ИКТ, авт. Макарова Н.В. (системно-информационная концепция).


  1. Учебный план муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Савоськинской средней общеобразовательной школы №5 (утверждён от 29.08.2014 №114)



Задачи изучения предмета информатика и ИКТ в 6 классе:

Для достижения комплекса поставленных целей в процессе изучения информатики и ИКТ в 6 классе необходимо решить следующие задачи:

- обеспечить вхождение учащихся в информационное общество;

- показать учащимся роль информации и информационных процессов в их жизни и в окружающем мире;

- организовать компьютерный практикум, ориентированный на: формирование умений использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации (работа с текстом в текстовом редакторе Блокнот и графикой в среде графического редактора Paint); овладение способами и методами освоения новых инструментальных средств; формирование умений и навыков самостоятельной работы; стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;

- создать условия для овладения основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умения правильно, четко и однозначно формулировать мысль в понятной собеседнику форме; умения выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ.


Концепция преподавания, заложенная в содержание учебного материала образовательной области «Информатика» в учебном предмете «Информатика и ИКТ»

Системно-информационная концепция преподавания, в которой наиболее выделены направления, которые послужат развитию учащихся, помогут сформировать их системное мировоззрение, и позволят им овладеть современными информационными технологиями.

Системно-информационная концепция базируется на идеях системного и объектно-ориентированного анализа, для реализации которых используются компьютерные технологии, при этом учитывается развиваемый в научном сообществе информационный подход. Системно-информационная концепция определяет информатике интегрирующую роль среди всех школьных дисциплин. При этом акцент делается на развитии мышления, которое определяет способность человека оперативно обрабатывать информацию и принимать обоснованные решения.


Цели изучения предмета информатика и ИКТ в 6 классе

Основные цели обучения в соответствии с системно-информационной концепцией:

- формирование информационной культуры школьника, под которой понимается умение целенаправленно работать с информацией и использование для этого возможностей компьютера;

- обучение системному подходу к анализу и исследованию структуры и взаимосвязей информационных объектов, которые являются моделями реальных объектов и процессов;

- развитие логического мышления, творческого и познавательного потенциала школьника, его коммуникативных способностей с использованием для этого богатейшего компьютерного инструментария.

Эта концепция в качестве основных целей преподавания информатики определяет развитие системного мышления, формирование исследовательских умений, активизация познавательного и творческого потенциала школьника, развитие коммуникативных навыков школьника.


На изучение пропедевтического курса отводится по авторской программе 68 часов: 34 часа в 5 классе и 34 часа в 6 классе. Часы на изучение пропедевтического курса выделяются из школьного компонента. Согласно учебному плану МБОУ Савоськинской СОШ № 5 учебный год - 35 учебных недель, на преподавание предмета информатика и ИКТ в 6 классе отводится 35 часов. Хронология изучения тем по программе Н.В.Макаровой не нарушена. В основе изложения материала лежит модульный принцип.

Аудиторное время организовано следующим образом: 50 % отводится на изучение теоретического материала и 50 % - на практическую работу на компьютере. На практическую работу на компьютере отводится не более 15 минут. 10 минут отводится на работу с рабочей тетрадью по предмету.


Ведущие формы и методы, технологии обучения


Общие формы обучения: фронтальные, парные и индивидуальные;

Внешние формы организации обучения: урок, индивидуальный практикум.

Методы обучения: словесные (рассказ, работа с учебником на печатной основе); наглядные (презентации); практические (компьютерный практикум).

Технологии обучения: технология индивидуально - ориентированного способа обучения.


Обоснование выбора УМК для реализации учебной программы

Учебно-методический комплект «Информатика и ИКТ», рекомендуется использовать для поддержки непрерывного курса обучения, начиная с 5-го класса.

Выделено 3 уровня обучения:

пропедевтический уровень (5-6 кл.), где закладываются основные понятия;

основной уровень (7-9 кл);

универсальный (базовый) уровень (10-11 кл).


Учебно-методический комплект ориентирован на углубленный универсальный (базовый) уровень, а не на профильный уровень, где акцент сделан на подготовку программиста. Он обеспечивает подготовку выпускника школы в качестве квалифицированного пользователя компьютера, а не программиста. Вместе с тем обучение в соответствии с авторскими рекомендациями способствует всестороннему развитию личности и закладывает основы исследовательских навыков и системного восприятия мира.

1. Учебник Информатика и ИКТ, начальный уровень. Под редакцией Н.В. Макаровой.

2. Программа по информатике и ИКТ (системно-информационная концепция). Н. В.Макарова.

3. Рабочие тетради № 1 и № 2.

Программное обеспечение курса

Программное обеспечение всех тем непрерывного курса информатики с 5-го класса является стандартным для большинства образовательных учреждений и ориентировано на программные продукты фирмы Microsoft. Для пропедевтического курса - операционная система Windows XP, графический редактор Paint, текстовый редактор Блокнот.


Основная цель изучения информатики в школе - это формирование основ научного мировоззрения учащихся, развитие мышления, создание условий для прочного и осознанного овладения учащимися основами знаний и умений о современных средствах работы с информацией.

Согласно этим целям, содержание курса школьной информатики должно отражать все аспекты предметной области науки, в частности:

  • мировоззренческий аспект, связанный с формированием системно-информационного подхода к анализу окружающего мира, роли информации в управлении, общих закономерностях информационных процессов;

  • пользовательский аспект, связанный с практической подготовкой учащихся в сфере использования новых информационных технологий;

- алгоритмический аспект, связанный с развитием процедурного мышления школьников.

Все эти три аспекта отражены в данной программе в следующих содержательных

линиях:

  • Информация. Информационные процессы. Языки представления информации.

  • Компьютер как средство обработки информации.

  • Новые информационные технологии обработки информации.

Эти линии носят сквозной характер, т.е. изучаются на всех этапах курса (с 5 по 9 класс). Материал курса делится на два уровня, учитывающих возраст учащихся и их подготовку:

  1. уровень: начальный (пропедевтический) - 5-6 класс;

  2. уровень: базовый - 8-9 класс.

Содержание курса требует обязательного наличия компьютерной техники. Планирование осуществляется по учебнику Н.В. Макаровой «Информатика. 5-6 класс. Начальный курс».

Рабочая программа адаптирована к школьному компоненту, согласно которого информатика изучается в 6 классе в объеме 34 часов плюс 1 час, как и рекомендовано по программе Н.В.Макаровой. Хронология изучения тем по программе Н.В.Макаровой не нарушена. В основе изложения материала лежит модульный принцип.


Цели изучения основ информатики в 6 классах:

формирование базиса компьютерной грамотности учащихся; знакомство с терминологией предмета;

освоение операционной системы Windows;

освоение интерфейса стандартных приложений ОС Windows: Paint, Блокнот, Калькулятор;

Знакомство со средой ЛогоМиры.


Федеральный компонент государственного стандарта образования

Изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:


освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;

владение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;

воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;

выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, при дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.


Основное содержание 6 класса


Программирование как средство развития алгоритмического и логического мышления.


Тема 3.1. Знакомство со средой ЛогоМиры и технологией работы в ней.

Интерфейс программы ЛогоМиры и его основные объекты: Рабочее поле, Поле команд, Инструментальное меню, Черепашка. Понятие команды в среде ЛогоМиры. Команды управления движением Черепашки. Входные параметры команды. Рисование фигур с помощью Черепашки.


Учащиеся должны знать:

назначение среды ЛогоМиры;

основные объекты графического интерфейса среды Лого-Миры;

понятие команды и входных параметров.


Учащиеся должны уметь:

управлять движением Черепашки;

рисовать простейшие фигуры.


Тема 3.2. Создание микромира и его обитателей


Освоение технологии работы с Полем форм. Заполнение Рабочего поля оттисками форм.

Создание декораций микромира с использованием Поля форм и графического редактора.


Учащиеся должны знать:

назначение и возможности Поля форм;

технологию создания декорации микромира.


Учащиеся должны уметь:

переодевать Черепашку в разные формы;

пользоваться инструментами Поля форм при создании микромиров;

создавать декорации микромира на переднем, среднем и зад нем плане.


Тема 3.3. Организация движения Черепашки


Личная карточка Черепашки. Как задать движение Черепашки.

Моделирование прямолинейного движения объектов с разными скоростями. Управление курсом движения Черепашки. Моделирование движения по сложной траектории.

Суть анимации. Команда смены форм Черепашки. Моделирование движения со сменой форм. Моделирование траектории движения с повторяющимся фрагментом.


Учащиеся должны знать:

назначение Личной карточки Черепашки;

технологию организации движения Черепашки.


Учащиеся должны уметь:

моделировать прямолинейное движение с разными скоростями;

моделировать движение по сложной траектории;

моделировать движение с повторяющимися фрагментами (делать анимацию).


Тема 3.4. Составление программ


Понятие программы. Назначение Листа программ. Работа с Листом программ. Примеры программ. Назначение обязательных частей программы: заголовка, тела программы, признака завершения. Правила оформления программ. Составление программ рисования графических объектов.

Команда организации конечного цикла. Тело цикла в программе.


Этапы создания анимационного сюжета.


Учащиеся должны знать:

что такое программа;

правила оформления программы;

технологию создания анимационного сюжета.


Учащиеся должны уметь:

разрабатывать программы;

составлять программы для анимационного сюжета.


Тема 3.5. Роль датчиков в ЛогоМирах


Датчики, определяющие состояние Черепашки: цвет, курс, размер, форму и т. д.

Использование датчиков для изменения состояния Черепашки.

Инструмент управления состоянием Черепашки - бегунок. Создание бегунков для регулирования параметров состояния Черепашки.

Датчик


Учащиеся должны знать:

назначение и виды датчиков;

когда следует использовать бегунок;

что такое датчик случайных чисел и когда его использовать.


Учащиеся должны уметь:

использовать датчики для изменения параметров Черепашки;

создавать бегунки;

использовать датчик случайных чисел.


Требования к уровню подготовки обучающихся по данной программе:


Предметно - информационная составляющая образованности:


Понимание окружающего мира как совокупности объектов, находящихся во взаимосвязи между собой и человеком;


Характеристика объектов и явлений и ее отображение в форме информации различного типа;


Умение отображать объекты реального мира в виде простых информационных моделей;


Понимание значение информации для человеческой деятельности;


Понятие автоматической обработки информации различными средствами, ЭВМ;


Начальные представления об алгоритме, свойствах и способах описания алгоритмов учебной и познавательной деятельности;


Понимание назначения компьютера как средства обработки информации различного вида;


Назначение основных устройств компьютера;


Понятие графического интерфейса, окна и объекта в системной среде Windows;


Знать технологию работы с клавиатурой и мышью;


Назначение программы Калькулятор;


Знать технологию работы с несколькими документами одновременно;


Основные правила набора текста;


Основные операции набора текста;


Знать возможности графического редактора и назначение управляющих элементов;


Знать технологию создания и редактирования рисунка;


Назначение буфера обмена;


Понятие конструирования и моделирования;


Иметь представление о понятии алгоритм, его свойствах и способах описания,

назначение при решении конкретных задач;


Иметь представление о понятии программа;


Знание правил гигиены и безопасности при работе на ЭВМ.


Деятельностно-коммуникативная составляющая:


использовать в программах команды организации цикла;


составлять программы рисования графических объектов;

Умение отображать объекты реального мира в виде простых информационных моделей;

Умение в правильном порядке начинать и завершать работу с компьютером;


Работать мышью; Выбирать пункты меню;


Запускать программу и завершать работу с ней;


Изменять размеры и расположение окна;


Выполнять расчеты при помощи программы Калькулятор;


Уметь создавать составной документ, используя технологию OLE;


Умение набирать небольшой текст, исправить ошибки, изменить форму или при необходимости содержание;


Умение выполнять несложные рисунки (графические изображения), изменять их форму, цвет с помощью простейшего графического редактора;


Умение создать несложную мелодию, изменить при необходимости ее содержание, использую простейший музыкальный редактор;


Умение создавать объекты с помощью готовых форм;


Умение разрабатывать алгоритм конструирования;


Умение строить модели в графическом редакторе;


Умение записывать программу по готовому алгоритму на формальном языке.


Ценностно-ориентационная составляющая


Осознание ценности информации для понимания и дальнейшего познания окружающего мира;


Умение выделять в информации главное;


Универсальность и важность понятия система, модель;


соблюдения санитарно-гигиенических норм при работе на ПК;


Осознание важности алгоритма при решении не только учебных, но и жизненных задач;


Умение выбирать из представленных программных средств такие, которые необходимы для познавательной или игровой деятельности;


Осознавать необходимость выполнения мер безопасности при работе в компьютерном классе за компьютером.


Календарно-тематический план

№ п/п

Дата по плану

Дата факт

Название темы

Кол-во часов

1. Повторение теоретических знаний за 5-й класс и восстановление навыков работы на компьютере

5 часов

03.09 - 01.10

1

3.09


Правила безопасности за компьютером. Основные приёмы при работе с ПК.

1

2

10.09


Работа с текстом.

1

3

17.09


Работа с текстом.

1

4

24.09


Компьютерная графика.

1

5

01.10


Компьютерная графика.

1

2. Программирование как средство развития алгоритмического и логического мышления

28 часов




1. Знакомство со средой ЛогоМиры и технологией работы в ней

08.10 - 12.11

5

6

08.10


Знакомство со средой ЛогоМиры.

1

7

15.10


Пробы пера.

1

8

22.10


Первые итоги.

1

9

29.10


Черепашка меняет облик.

1

10

12.11


Учим черепашку двигаться.

1




2. Создание микромира и его обитателей

3

11

19.11


Весь мир - театр.

1

12

26.11


Микромир наполняется обитателями.

1

13

03.12


Черепашка идёт по компасу.

1




3. Организация движения Черепашки

6

14

10.12


Всероссийская акция "Час кода". Учимся программированию. тренажеры онлайн.

1

15

17.12


Движение усложняется.

Первая анимация.

1

16

24.12


Моделирование движения по сложной траектории.

1

17

14.01


Первая анимация.

1

18

21.01


Что можно моделировать в ЛогоМирах.

1

19

28.01


Черепашка-ученица.

1




4. Составление программ

5

20

04.02


Как оформить программу.

1

21

11.02


Как оформить программу.

1

22

18.02


Нужен ли вечный двигатель.

1

23

25.02


Нужен ли вечный двигатель.

1

24

04.03


Контрольная работа № 1 «ЛогоМиры».

1




5. Роль датчиков в ЛогоМирах

9

25

11.03


Что показывают датчики.

1

26

18.03


Для чего Черепашке датчики.

1

27

1.04


Учимся командовать « с умом».

1

28

8.04


Учимся командовать « с умом».

1

29

15.04


Учимся командовать « с умом».

1

30

22.04


Приборная панель.

1

31

29.04


Случай душа игры.

1

32

06.05


Разработка собственного проекта.

1

33

13.05


Разработка собственного проекта.

1

34

20.05


Работа в программе Movie Maker

1

35

24.05


Проверочная работа «Работа в программе Movie Maker».

1





Календарный график прохождения материала по информатике и ИКТ в 6 классе за 2015 - 2016 учебный год


№ п/п

Название раздела

Количество часов на изучения раздела

Сроки прохождения

Виды контроля

1.

Повторение

5

03.09.14 -01.10.14


1.

Среда программирования ЛогоМиры

28

08.10.14 - 13.05.15

04.03 - контрольная работа № 1 «ЛогоМиры»

2.

Знакомство с программой Movie Maker

2

20.05.15 - 24.05.15

24.05.15- проверочная работа № 1
















Учебно-методический комплект:

  1. Прог рамма по информатике профессора Н.В.Макаровой. - СПб.: Питер, 2008

  2. Информатика. 5-6 класс. Начальный курс./ Под ред. Н.В.Макаровой. - СПб.:

Питер, 2008

3. Рабочая тетрадь № 2.





Контроль реализации программы



Контроль в 6 класса


Контрольная работа «ЛогоМиры»


Дата проведения 04.03


№ контрольной работы

«3»

«4»

«5»

«2»

1

6 - 4 баллов

10 - 7 баллов

11-13 баллов

3-2балла



1 вариант

1. Как сделать активным Поле форм? 1балл

2. Как создать копию формы в пустой форме? 2балла

3. Какие из команд записаны неправильно и почему? 2 балла

перо опусти

право 360

налево

домой

с. г.

ПП


4. Какими способами можно остановить черепашку? 2балла

5. В каком виде сообщают датчики состояние черепашки? 2 балла

6. Выделите в фигуре повторяющийся элемент и составьте для него программу. На его основе создайте программы для рисования самой фигуры: 4 балла


Контрольная работа, «ЛогоМиры»

2 вариант

1. Как вернуть на экран Поле команд, если на его месте располагается графический редактор или Поле форм?

2. Как вернуть черепашке исходную форму?

3. Черепашка смотрит вверх. Нарисуйте, в какую часть экрана будет смотреть черепашка после выполнения команды:



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал