- Учителю
- Урок 'Создание обучающей программы' (8 класс)
Урок 'Создание обучающей программы' (8 класс)
СОЗДАНИЕ ОБУЧАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
Мы подошли к главному этапу программирования - это создание обучающей программы. Все знания, которые были приобретены вами, будут необходимы для заключительного этапа.
Обучающая программа создается с целью изучения определенного раздела, параграфа, темы с помощью компьютерных технологий. Конечно же, сейчас готовых, красочно оформленных и созданных в более привлекательных программах уже создано достаточно много. Но все они являются продуктом готовым к использованию. Мы их только используем. А школьный курс программирования позволяет создать такие программы самим, что является первоначальным этапом в создании таких продуктов.
Давайте разберем структуру обучающей программы. Она должна состоять из следующих компонентов:
-
титульного листа
-
содержания (оглавления)
-
теоретического материала
-
графических объектов (если они есть)
-
глоссария (словаря)
-
тестового материала
-
заключительного листа
Так как время на изучение программирования отведено мало, то мы возьмем самые необходимые компоненты. Это
-
титульный лист
-
содержание
-
теоретический материал
-
графические объекты
-
заключительный лист
Когда мы определились с компонентами программы, перейдем к тем оператором и функциям, которые будут нужны в процессе создания программы.
В первую очередь - это операторы ввода и вывода текстовой информации: REM, PRINT, LOCATE. Далее будут привлечены операторы вывода графических объектов: SCREEN, CLS, PSET, PRESET, LINE, CIRCLE, PAINT. Кроме этого обязательно будут использованы операторы условного и безусловного переходов: IF, THEN, ELSE, GOTO; операторы циклов: FOR, TO, STEP, NEXT. Также необходимо будет привлечь специальные функции контролирующие управление программы: INKEY$, CHR$.
Не нужно забывать и о дополнительных инструментах, которые являются не последними в создании обучающей программы. Это линейка, простой карандаш, ластик, циркуль, миллиметровка.
Когда мы определились с основой программирования, перейдем к структуре каждого компонента обучающей программы.
Первым компонентом является титульный лист. У любой книги, обложки подкассетника, журнала, газеты и т.д. «лицом» является его обложка. Она должна соответствовать той информации, которая будет внутри книги.
Обучающую программу создадим для учебника «ГЕОМЕТРИЯ 7-11 класс» под редакцией А.В. Погорелова.
Конечно же, каждый может выбрать определенный учебник, пособие, тему и для них создать обучающую программу.
Из данного учебника мы выбираем Главу №1, тему Преобразование подобия. На основе выбранной темы составим обучающую программу.
Ученики разбиваются на пары, им даются темы из учебника (пособия) для создания обучающей программы.
Прежде чем приступить к программированию, необходимо на миллиметровке сделать эскиз титульного листа. После этого можно приступать к процессу программирования.
Программа: ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ
5 REM
10 SCREEN 12
20 LINE (290, 10)-(350, 70), 9, B
30 LINE (295, 5)-(290, 10), 9
40 LINE (295, 5)-(355, 5), 9: LINE -(350, 10), 9
50 LINE (310, 30)-(310, 50), 9: LINE -(330, 50), 9: LINE -(330, 30), 9: LINE -(310, 30), 9
Необходимо отметить, что рациональнее всего будет, если после записи каждого элемента программы нужно будет дать на выполнение. В этом случае легче всего исправить допущенные ошибки. Если записать большое число строк и потом выполнять, то при обнаружении ошибки ее очень сложно будет исправить.
60 LINE (310, 50)-(315, 40), 9: LINE -(315, 30), 9: LINE -(330, 30), 9: LINE -(330, 40), 9: LINE -(315, 40), 9:
70 LINE (355, 5)-(355, 115), 9: LINE -(350, 130), 9: LINE -(290, 130), 9: LINE -(290, 120), 9: LINE -(350, 120), 9: LINE -(350, 70), 9:
80 LINE (295, 110)-(350, 110), 9: LINE -(295, 110), 9: LINE -(290, 120), 9
85 LINE (330, 70)-(350, 120), 9, B
90 LINE (195, 150)-(205, 230), , B
100 LINE (235, 150)-(205, 185): LINE -(235, 230): LINE -(245, 230): LINE -(215, 185): LINE -(245, 150): LINE -(235, 150)
110 LINE (245, 230)-(270, 150): LINE -(295, 230): LINE -(290, 230): LINE -(270, 170): LINE -(250, 230): LINE -(245, 230)
120 LINE (300, 230)-(325, 150): LINE -(345, 230): LINE -(340, 230): LINE -(325, 170): LINE -(305, 230): LINE -(300, 230)
130 LINE (330, 195)-(318, 195)
140 LINE (333, 200)-(315, 200)
150 LINE (390, 150)-(350, 150): LINE -(350, 230): LINE -(390, 230): LINE -(390, 215): LINE -(360, 215): LINE -(360, 165): LINE -(390, 165): LINE -(390, 150)
160 LINE (400, 150)-(440, 150): LINE -(440, 165): LINE -(410, 165): LINE -(410, 215): LINE -(440, 215): LINE -(440, 230): LINE -(400, 230): LINE -(400, 150)
250 LINE (470, 300)-(510, 400), 12, BF
260 LINE (500, 350)-(540, 400), 12, BF
270 LINE (410, 390)-(440, 450), 4, BF: LINE -(460, 415), 4, BF
290 LOCATE 24, 54: PRINT "F"
300 LOCATE 18, 61: PRINT "F'"
310 LOCATE 22, 57: PRINT "x'"
320 LOCATE 26, 51: PRINT "x"
325 LINE (10, 10)-(200, 140), 10, B
330 LOCATE 3, 3: PRINT "programmy coctavila"
340 LOCATE 5, 4: PRINT "uchenica 10 A klassa"
350 LOCATE 7, 5: PRINT "Ushurova Dina "
380 LOCATE 20, 66: PRINT "Podobie figur"
Для получения дополнительного эффекта можно вставить музыкальное сопровождение. Для этого воспользуемся оператором PLAY. В кавычках дадим тональность звучания
"T180 o2 P2 P8 L8 GGG L2 E- P24 P8 L8 FFF L2 D"
Строка, где будет установлена музыка, выглядит следующим образом:
390 PLAY "T180 o2 P2 P8 L8 GGG L2 E- P24 P8 L8 FFF L2 D"
А теперь, в последний раз, произведем выполнение программы и посмотрим, что же получилось. На экран выйдет следующее изображение: