- Учителю
- Рабочая программа внеурочной деятельности по информатике и ИКТ 6 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности по информатике и ИКТ 6 класс
Пояснительная записка
Рабочая программа по информатике и ИКТ для 6 классов составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования; примерной учебной программы по информатике для 5-6 классов; на основе авторской программы курса информатики для 5-6 классов Л.Л.Босовой, которая адаптирована к условиям внеурочной деятельности.
Программа направлена на обеспечение условий развития личности учащегося; творческой самореализации; умственного и духовного развития. А так же ориентирована на первую ступень школьного образовательного процесса по курсу «Информатика и информационно-компьютерные технологии».
Необходимость разработки данной программы обусловлена потребностью развития информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), в системе непрерывного образования в условиях информатизации и массовой коммуникации современного общества. Сегодня человеческая деятельность в технологическом плане меняется очень быстро, на смену существующим технологиям и их конкретным техническим воплощениям быстро приходят новые, которые специалисту приходится осваивать заново.
Дополнительное образование по информатики основной школы является частью организационного продолжения курса информатики, который включает в себя также пропедевтический курс в начальной школе и профильное обучение информатике в старших классах.
Информатика имеет очень большое и всё возрастающее число междисциплинарных связей, причём как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) - одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации. Особенность данного курса заключается в том, что многие предметные знания и способы деятельности (включая графические возможности средств ИКТ) имеют значимость для других предметных областей и формируются при их изучении. Данный курс рассматривается как дополнительный в процессе развития ИКТ-компетентности учащихся средней школы и закладывает основы естественнонаучного и культурного мировоззрения.
Цель программы:
Создание благоприятных условий для развития творческих способностей обучающихся, формирование информационной компетенции и культуры, формирование представления о графических возможностях компьютера, развитие информационно-коммуникационных компетенций.
Данная цель достигается решениями следующих задач:
Задачи:
-
развивать основные навыки и умения использования прикладных компьютерных программ;
-
научить детей самостоятельно подходить к творческой работе;
-
формировать у обучающихся представление об информационной деятельности человека и информационной этике как основах современного информационного общества;
-
развивать познавательные, интеллектуальные и творческие способности обучающихся, выработать навыки применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
Содержание программы отобрано в соответствии с возрастными особенностями учащихся 6-х классов.
Общая характеристика учебного предмета, курса
Информатика - это естественнонаучная дисциплина о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, а также о методах и средствах их автоматизации.
Информатика имеет большое и все возрастающее число междисциплинарных связей. Многие предметные знания и способы деятельности (включая использование средств ИКТ), освоенные обучающимися на базе информатики, находят применение при изучении других предметных областей, становятся значимыми для формирования качеств личности.
В содержании курса информатики основной школы целесообразно сделать акцент:
-
на изучении фундаментальных основ информатики,
-
на формировании информационной культуры,
-
на развитии алгоритмического мышления.
Целью настоящего курса является овладение обучающимися приемами работы за компьютером и знакомство с компьютерными средами, приобретение ими знаний и умений, обеспечивающих дальнейшему освоению базового курса информатики и ИКТ в старших классах, создание условий для гармоничного развитие личности, творческой самореализации, умственного и духовного развития. Формирование практически значимых умений и навыков осуществляется с помощью разнообразного дидактического материала, компьютерных обучающих и развивающих программ, отвечающим особенностям и возможностям данной категории детей.
Данный курс информатики рассчитан на обучение с применением компьютера. При организации учебного процесса учтено, что оптимальная длительность работы за компьютером для учащихся 5-6 классов не должна превышать 20 минут за урок. На каждом занятии предусмотрена и теория и практика.
Курс обладает большим развивающим потенциалом, так как в ходе его изучения происходит обобщение знаний, полученных на других уроках. Происходит развитие целостной системы знаний за счёт введения новых обобщающих понятий.
В обучении информатике применяются (с помощью средств ИКТ):
-
Словесные методы обучения (рассказ, объяснение, работа с учебником);
-
Наглядные методы (наблюдение, иллюстрация, схема, интерактивная модель, демонстрация наглядных пособий, презентаций, видеосюжетов);
-
Практические методы (устные и письменные упражнения, практические компьютерные работы);
-
Проблемное обучение;
-
Метод проектов.
Место учебного предмета, курса в учебном плане
Рабочая программа курса по информатике «КОМПЬЮТЕРНАЯ МУЛЬТИМЕДИАГРАФИКА» рассчитана для внеурочной деятельности обучающихся 6 классов сроком на 1 год. Всего 35 ч., по одному часу в неделю, внеаудиторного времени.
Для развития устойчивого интереса к учебному процессу в дополнительном образовании по информатике «КОМПЬЮТЕРНАЯ МУЛЬТИМЕДИАГРАФИКА» используется учебник Босовой Л.Л. - (Информатика 5 класс. М.: Бином. Лаборатория знаний и Информатика 6 класс. М.: Бином. Лаборатория знаний)., а также используются презентации, цифровые образовательные ресурсы (ЦОР), электронные образовательные ресурсы (ЭОР).
На практических занятиях используются здоровьесберегающие технологии - коррегирующая гимнастика для глаз. (В.Ф. Репин, В.И. Павлов, Г.М. Чеботаревская «Компьютер и глаза. Корригирующая гимнастика для глаз», методическое пособие, Саратов, 2007).
Образовательные результаты формируются в деятельностной форме с использованием следующих методов:
-
словесного (рассказ, объяснение, лекция, беседа, работа с учебником);
-
наглядного (наблюдение, иллюстрация, демонстрация наглядных пособий, презентаций);
-
практического (практические работы в среде графического редактора и электронных презентаций);
-
проектного.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета, курса
Личностные результаты:
-
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
-
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
-
развитие осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам при работе с графической информацией;
-
формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
Метапредметные результаты:
-
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
-
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
-
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
-
умение создавать, применять и преобразовывать графические объекты для решения учебных и творческих задач;
-
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации;
-
владение устной и письменной речью.
Предметные результаты
-
умение использовать термины «информация», «компьютерная графика», «программа», «растровая графика», «векторная графика»; понимание различий между употреблением этих терминов в обыденной речи и в информатике;
-
умение работать в среде растрового и векторного графического редактора;
-
умение выполнять действия преобразования растровых (копирование, поворот, отражение) и векторных графических изображений;
-
умение создавать новые графические изображения из имеющихся заготовок путем разгруппировки-группировки изображений и их модификации;
-
изучение возможностей растрового графического редактора;
-
представление об использовании мультимедийных презентаций в практической деятельности;
-
использование мультимедийных возможностей редактора электронных презентаций.
Содержание учебного предмета, курса
-
Ведение (1час)
Правила поведения в кабинете информатики и техника безопасности при работе с компьютерной техникой, электробезопасность. Требования к организации рабочего места. Санитарно-гигиенические нормы при работе за компьютером
-
Создание растровых изображений (14 часов).
Графические редакторы Paint и Gimp: знакомство с интерфейсом программ, инструментами создания графических изображений, использование различных эффектов - добавление цветов в палитру, обращение цветов, изменение размера и местоположения рисунка, настройка атрибутов рисунка, создание мелкого изображения с помощью сетки пикселей, наложение слоев, вырезание объектов по контуру, настройка яркости и контрастности изображение, исправление дефектов, размытие объектов. Создание и редактирование графических изображений: букета в вазе, дома «моей мечты», геометрического и растительного орнамента, открытки, коллажи.
-
Мультимедийные презентации (14 часов)
Мир мультимедиа. Виды презентаций. редактор электронных презентаций MS Power Point. Интерфейс программы, структура окна. Знакомство с интсрументами создания объектов на слайде, правил работы в среде редактора электронных презентаций. Вставка графики, текста, звука. Преобразование графических объектов и создание на их основе новых объектов с использованием возможностей меню группировка-разгруппировка. анимирование объектов на слайдах и организация переходов слайдов с использованием различных эффектов их анимации. Создание управляющих кнопок и гиперссылок. Пути перемещения объектов.
-
Создание анимированных изображений (6 часов).
Анимация. Работа в мультимедийных редакторах Abrosoft_FantaMorph_Deluxe и Macromedia Flash: знакомство с интерфейсом программ, инструментами создания анимации, инструментами выделения и рисования, анимация движения, совмещение покадровой и автоматической анимации. Создание анимационных фильмов.
Творческие работы: самопрезентация, «Моя семья», «Морское дно», слайд-фильм с эффектами мультипликации, открытка-поздравление, презентация-поздравление, мультипликационная реклама.
Тематическое планированиеп/п
Наменование раздела
Общее количество часов
Теория
Практика
1.
Введение
1
1
2.
Создание растровых изображений
14
5
9
3.
Мультимедийные презентации
14
5
9
4.
Создание анимированных изображений
6
2
4
Итого
35
13
21
Характеристика деятельности учащихся
Рабочая программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Познавательная деятельность:
-
Овладение школьниками навыками проектной деятельности.
-
Успешная самореализация учащихся.
-
Опыт работы в коллективе.
-
Получение опыта дискуссии, проектирования учебной деятельности.
-
Опыт составления индивидуальной программы обучения.
-
Систематизация знаний.
-
Возникновение потребности читать дополнительную литературу.
-
Умние искать, отбирать, оценивать информацию.
Информационно-коммуникативная деятельность:
-
развитие способности правильно, логически выстроено задавать вопросы, высказывать и доказывать свое мнение,понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;
-
использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.
Рефлексивная деятельность:
-
владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий:
-
организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Учебники
-
Учебник для 5 класса/Л.Л. Босова. - 5-е изд. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013;
-
Учебник для 6 класса/Л.Л. Босова. - 5-е изд. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
Учебно-методические пособия
-
Афанасьева Е. Презентации в Power Point. Шпаргалка. /Издательство: НТ Пресс, 2006;
-
Информатика. 5-6 класс. Начальный курс: Учебник. 2-е изд., переработанное/под ред. Н.В. Макаровой. - СПб.: Питер, 2006;
-
Поурочные разработки по информатике:5 класс/ Югова Н.Л., Хлобыстова И.Ю. - М.: ВАКО, 2010;
-
Поурочные разработки по информатике:6 класс/ Югова Н.Л., Хлобыстова И.Ю. - М.: ВАКО, 2010.
Учебное оборудование и компьютерная техника
-
Рабочее место учителя (системный блок, монитор, клавиатура, мышь).
-
Рабочее место ученика (системный блок, монитор, клавиатура, мышь).
-
Проектор.
-
Лазерный принтер.
-
Ксерокс.
-
Телекоммуникационный блок.
-
Устройства вывода звуковой информации.
-
Интернет.
Основные электронные образовательные ресурсы
-
www.informika.ru/;
-
www.informika.ru
-
www.edu.ru
-
teacher.fio.ru
-
www.encyclopedia.ru
-
www.kpolyakov.ru
-
www.informika.na.by</</p>
Календарно-тематический планЭлементы содержания
Количество часов
Дата
По плану
фактич
1. Введение (1 час)
1
1.1
Введение
Правила техники безопасности при работе с компьютером.Мультимедиа. Программное обеспечение необходимое для создания эффективного мультимедийного проекта.
1
02.09
2. Создание растровых изображений (14 часов)
2
2.1
Растровая графика
Растровые графические изображения. Пиксель, цветовая модель, чувствительность к масштабирование. Растровые графические редакторы. Форматы графических файлов.
1
09.09
3
2.2
Букет в вазе
Изображение букета в вазе средствами растровой графики в среде растрового графического редактора (Paint и Gimp)
1
16.09
4
2.3
Редактирование рисунка.
Открытие изображения. Редактирование рисунка. Вырезание объекта по контуру.
Установка прозрачного фона.
1
23.09
5
2.4
Слои.
Слой. Наложение слоев. Конструирование коллажа «На полянке».
1
30.09
6
2.5
Дом моей мечты
Создание графического изображения дома средствами растровой графики в среде растрового графического редактора.
1
07.10
7
2.6
Дом моей мечты
Открытие изображения. Редактирование рисунка
1
14.10
8
2.7
Геометрический орнамент
История появления геометрического орнамента. Способы его изображения, назначение. Выбор орнамента. Создание орнамента по периметру квадрата с произвольной стороной
1
21.10
9
2.8
Геометрический орнамент
Редактирование орнамента
1
28.10
10
2.9
Коллаж
Что такое коллаж, плакат, реклама. Выбор изображений. Размещение объектов на листе.
1
11.11
11
2.10
Коллаж
Редактирование коллажа
1
18.11
12
2.11
Ввод текста
Инструмент для ввода текстовой информации в растровом графическом редакторе. Способы редактирования и форматирования текста. Создание текстовой надписи
1
25.11
13
2.12
Поздравительная открытка
История появления открытки. Способы создания изображения
1
02.12
14
2.13
Поздравительная открытка
Редактирование изображения. Вставка текстового фрагмента
1
09.12
15
2.14
Защита творческой работы
Обсуждение соответствия прогнозированного результата и действительного.
1
16.12
-
Мультимедийные презентации (14 часов)
16
3.1
Редактор электронных презентаций
Что такое Microsoft PowerPoint? Интерфейс программы. Слайд. Копирование и удаление слайдов. Создание макета презентации. Дизайн презентации. Выбор фона.
1
23.12
17
3.2
Векторная графика.
Векторная графика. Добавление объектов. Форматирование объектов.
1
13.01
18
3.3
Вставка текста, графики, звука
Реализация возможностей Меню Вставка. Форматирование текста. Панель WordArt, способы преобразования надписей
1
20.01
19
3.4
Анимация объектов. Смена слайдов
Анимация. Овладение навыками работы по анимированию объектов на слайде, организация анимированной смены слайдов
1
27.01
20
3.5
Управляющие кнопки. Гиперссылки
Создание управляющих кнопок. Организация гиперсвязей внутри документа, с внешними документами. Проектирование игры «Викторина. (вопрос - ответ)»
1
03.02
21
3.6
Управляющие кнопки. Триггеры.
Создание управляющих кнопок.
Настройка триггеров. Управление объектами при помощи управляющих кнопок. Проектирование игры «Пазл»
1
10.02
22
3.7
Создание движущихся объектов
Способы организации движения объектов. Эффекты появления, изменения размера, исчезновения объекта, создание пути движения. Создание слайда с анимированными объектами "Морское дно", вставка растрового изображения как фона и векторных изображений.
1
17.02
23
3.8
Организация движения на слайде
Способы организации движения объектов. Эффекты появления, изменения размера, исчезновения объекта, создание пути движения. Создание слайда с анимированными объектами "Морское дно", вставка растрового изображения как фона и векторных изображений.
1
24.02
24
3.9
Создание слайд-фильма
Применение освоенных навыков вставки графических объектов и их анимация при создании слайд-фильма "На прогулке". Создание векторного изображения путем преобразования векторных графических объектов
1
03.03
25
3.10
Творческая работа по созданию слайд игры
Выбор темы, подбор материала, создание вспомогательных графических объектов. Создание макета презентации.
1
10.03
26
3.11
Творческая работа по созданию слайд игры
Редактирование макета презентации. Вставка графических объектов.
1
17.03
27
3.12
Творческая работа по созданию слайд игры
Подбор и вставка звуковых эффектов в презентацию. Редактирование графических объектов.
1
07.04
28
3.13
Творческая работа по созданию слайд игры
Анимирование графических объектов. Организация непрерывной демонстрации презентации до нажатия клавиши ESC. Отладка презентации.
1
14.04
29
3.14
Защита творческой работы
Обсуждение соответствия прогнозированного результата и действительного.
1
21.04
4. Создание анимированных изображений ( 6 часов)
30
5.1
Редактор Abrosoft_FantaMorph_Deluxe
Что такое Abrosoft_FantaMorph_Deluxe? Назначение, интерфейс, функциональные клавиши. Анимация рисунка.
1
28.04
31
5.2
Редактор Abrosoft_FantaMorph_Deluxe
Настройка движения отдельных элементов объекта. Работа над проектом по выбору: «Движение человека», «Движение отдельных частей лица человека».
1
05.05
32
5.3
Редактор Macromedia Flash
Что такое Macromedia Flash? Назначение, интерфейс, функциональные клавиши. Инструментами создания анимации, инструментами выделения и рисования, анимация движения.
1
12.05
33
5.4
Покадровая анимация
Покадровая анимация. Совмещение покадровой и автоматической анимации.
1
19.05
34
5.5
Создание анимационного фильма
Выбор темы, подбор материала, создание вспомогательных графических объектов. Создание макета фильма.
1
26.05
35
5.6
Создание анимационного фильма
Отладка презентации и демонстрация анимированного фильма.
1
26.05
Итого:
35