- Учителю
- Технологическая карта урока информатики на тему 'Формы представления информации. Метод координат'
Технологическая карта урока информатики на тему 'Формы представления информации. Метод координат'
Разработка урока информатики и ИКТ (5 класс)
Формы представления информации. Метод координат
-
Предмет, класс: информатика, 5 класс.
-
Тема: Формы представления информации. Метод координат.
-
Тип урока: Урок изучения нового материала.
-
Цели Предметные: формирование представления о графическом способе кодирования информации, знакомство с методом координат, как одной из форм представления информации;
Личностные: проявлять интерес к изучению темы и желание применять приобретенные знания и умения, развивать навыки самостоятельной работы;
Метапредметные: развитие умения сравнивать, анализировать и обобщать полученную информацию, развитие творческой активности учащихся.
-
Задачи: - формирование начальных представлений о графическом способе кодирования информации,
- знакомство с методом координат;
- умение декодировать графическую информацию.
-
Оборудование: интерактивная доска SMART Board, программное обеспечение SMART Notebook 11 для интерактивной доски SMART Board, проектор, компьютер, наличие выхода в Интернет.
-
План урока:
-
Организационный этап.
-
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности.
-
Актуализация знаний.
-
Изучение нового материала.
-
Первичное закрепление нового материала.
-
Повторение.
-
Рефлексия.
-
Информация о домашнем задании.
Ход урока:
№
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
№ страницы ЭОР
1
Организационный этап.
Учитель приветствует учеников, осуществляет проверку готовности детей к уроку, проверяет состав класса
2
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности.
- Ребята, сегодня на уроке мы продолжим изучение способов кодирования информации. Наверное, вы много раз слышали поговорку "Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать".
Как вы думаете, что она означает?
- Конечно, часто графическая информация в виде чертежей, схем, графиков и рисунков заменяет нам долгие объяснения.
Например, дорожные знаки наглядно и оперативно преподносят водителю информацию о расположении пешеходного перехода, местах остановки автобуса или троллейбуса, возможности движения в том или ином направлении и т.д.
- А вы знаете, что любая информация может быть закодирована с помощью чисел? Сегодня на уроке вы научитесь декодировать графическую информацию, увидите каким образом можно связать числа и точки на плоскости.
А так же вы, познакомитесь с методом координат.
А помогут нам сегодня на уроке виртуальные герои - ваши ровесники - девочка Маша и мальчик Саша.
Ученики высказывают собствен-ные мнения о значении данной поговорки.
2 страница
3
Актуализация знаний
- Саша и Маша очень любопытные дети, они читают много книг и уже знают, что любая информация может быть представлена в виде некоторого кода, то есть может быть закодирована, и существует несколько способов кодирования информации. Маша хочет проверить ваши знания, которые вы получили на прошлом уроке.
Вопросы от Маши:
- Что такое код?
- Что вы понимаете под словосочетанием «кодирование информации»?
- Как вы думаете, что такое «декодирование информации»?
- С какими способами кодирования информации вы познакомились на прошлом уроке?
- Ребята, виртуальный мальчик Саша приготовил для вас интерактивную игру, в которой необходимо по предложенным картинкам правильно определить способы кодирования информации.
- Молодцы ребята! Вы хорошо справились с заданиями!
- Код - совокупность условных знаков или сигналов, используемых для представления информации.
- Кодирование - это процесс преобразования представления информации с использованием некоторого кода.
- Процесс, с помощью которого осуществляется обратное кодированию преобразование информации, ее восстановление в исходном виде.
- Графическим, числовым, символьным.
Ученик у доски определяет по предложенным образцам способы кодирования информации.
3 страница
4 страница
4
Изучение нового материала
- Любая информация - и символьная, и графическая, и звуковая, может быть представлена с помощью чисел. А для того что бы связать числа и точки используют системы координат.
- Как вы думаете, какая у нас сегодня тема урока?
- Запишите в рабочих тетрадках тему - «Формы представления информации. Метод координат».
- С какой простейшей системой координат вы уже познакомились на уроках математики?
- Действительно, но существует также и прямоугольная (или декартова) система координат. Название она получила по имени математика Рене Декарта, жившего во Франции в 17 веке. В данной системе координат используются 2 перпендикулярные оси (горизонтальная - ОХ и вертикальная - ОУ), которые пересекаются в точке О (ноль) - начале координат. Для того, что бы лучше познакомиться с декартовой системой координат, мы, вместе с нашими виртуальными героями, посмотрим фрагмент видеоурока (длительность просмотра фрагмента 2 мин 10 сек, дети смотрят фрагменты под номерами 1,2,6,7,8,9).
- Оси координат разбивают плоскость на координатные четверти. (Учитель показывает на доске координатные четверти).
- На наших уроках информатики мы будем работать только в 1 четверти координатной плоскости.
- На следующей странице вы видите координаты 15 точек. Сейчас каждый из вас выйдет к доске и отметит соответствующую точку на координатной плоскости, а так же с помощью отрезка соединит свою точку с предыдущей точкой.
- Что у вас получилось?
- Молодцы, ребята! Сейчас вы познакомились с методом координат и осуществили декодирование графического изображения, то есть изменили числовую форму представления информации на графическую.
Дети выдвигают свои версии темы урока.
Ученики записывают в тетрадях тему урока.
- Числовая ось.
Дети смотрят видеоурок.
Ребята выходят к доске и маркером отмечают нужные точки, а так же соединяют точки отрезками.
- Парусник.
5 страница
6 страница
7 страница
5
Первичное закрепление нового материала
- Ребята, наверное, многие из вас знают и любят игру «Морской бой». Вы помните, что в этой игре все поле разбито на клетки и каждая из клеток имеет свои координаты, точно так же как и на координатной плоскости каждая точка имеет свои координаты. Виртуальный мальчик Саша предлагает вам поиграть в интерактивную игру «Морской бой». Для этой игры вам нужно разделиться на пары-команды. Каждой команде поочередно будет предоставлено 3 попытки, что бы определить координаты корабля, который нужно потопить. Если координаты судна определены верно, то после взрыва мины корабль исчезнет с экрана. Начинаем игру!
- Хорошо! Теперь откройте ваши рабочие тетради на странице 69 и выполните 1 вариант упражнения 99.
Дети работают в парах, определяют координаты корабля, и записывают их в соответствующих ячейках.
Ученики работают в тетрадях.
8 страница
6
Повторение
- А сейчас наши виртуальные герои хотят узнать, как вы усвоили тему сегодняшнего урока. Давайте ответим на вопросы Саши и Маши.
- Какие графические формы представления информации вы знаете?
- Что представляет собой прямоугольная система координат?
- Как называют точку пересечения перпендикулярных осей ОХ и ОУ?
- Что является адресом точки на координатной плоскости?
- Как называются 4 части, на которые оси координат разбивают координатную плоскость?
- Рисунки, графики, схемы и т.д.
- 2 перпендикулярные оси (ОХ и ОУ), которые пересекаются в точке О - начале координат.
- Начало координат, точка О или ноль.
- Пара чисел (1 число по оси ОХ, а 2 - число по оси ОУ)
- Координатные четверти.
9 страница
7
Рефлексия
- Ребята, какое задание на уроке вам понравилось больше всего? А какое задание вызвало у вас затруднение? Чему вы сегодня научились на уроке?
Ученики высказывают собственные мнения о заданиях, которые они выполнили на уроке.
8
Информация о домашнем задании
Учебник - п. 1.8, стр. 31-33, ответы на вопросы стр. 34.
Рабочая тетрадь № 99, вариант 2, 3 стр. 70-71.
Ученикам, активно работавшим на уроке, выставляются оценки в журнал.
- Вы отлично поработали на уроке! Наши виртуальные друзья прощаются с вами! На этом, ребята, наш урок закончен. До свидания.
10 страница
Использованные ресурсы:
-
Информатика и ИКТ: учебник для 5 класса / Л.Л. Босова. - 3-е изд. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.
-
-
-
-
-
-
-
-
-