- Учителю
- Урок информатики с использованием ТРИЗ-технологий 9-м классе Применение графических редакторов в проектной деятельности
Урок информатики с использованием ТРИЗ-технологий 9-м классе Применение графических редакторов в проектной деятельности
Урок информатики с использованием ТРИЗ-технологий 9-м классе "Применение графических редакторов в проектной деятельности"
Колесникова Дарья Борисовна, учитель информатики
Тип урока: Урок комплексного использования знаний.
Цель урока: выработка умений самостоятельного применения знаний, осуществление их переноса в новые условия. Провести анализ использования графического редактора Paint или графических возможностей текстового процессора Word, выяснить преимущества и недостатки, оценить целесообразность методов создания графических изображений
Задачи урока:
Систематизация и обобщение знаний по теме "Работа с графическими редакторами", изучение методов построения паркетов.
Развитие логического и пространственного мышления, умения самостоятельно работать, навыков самоконтроля, умения говорить и слушать, интереса учащихся к предмету, их стремление глубже усвоить предмет, навыки индивидуальной, групповой и коллективной работы.
Выработка привычки к постоянной занятости, воспитание отзывчивости, трудолюбия, аккуратности
Форма работы: групповая, фронтальная.
Оборудование: доска, компьютер, экран, раздаточный материал.
Ход урока
-
Организационный момент.
Дидактическая задача этапа. Содержание деятельности учителя. Условия получения положительного результата.
Организация начала урока. Подготовка учащихся к работе на уроке. Приветствие, выявление отсутствующих; проверка готовности учащихся к уроку; готовность наглядных пособий. Раскрытие общей цели урока. Кратковременность оргмомента; быстрое включение всех учащихся в деловой ритм; полная готовность класса и оборудования к уроку.
Работа сегодня осуществляется без тетрадей. Материалы урока вы можете отправить на свою электронную почту.
Повторение правил техники безопасности и поведения в компьютерном классе
И как обычно наш урок начинается с повторения правил техники безопасности, которые всегда можно на ваших рабочих местах, но сегодня эти правила представим в творческой форме.
Закрепление полученных ранее знаний (устная работа)
1) Что такое графические редакторы?
это инструменты, с помощью которых художник создает и редактирует изображения на компьютере
2) Принципами представления изображения в компьютерной графике являются
растровый и векторный
3) В чем достоинства растровой графики?
Эффективно представляет изображения фотографического качества и легко распечатывает их на принтере
4) Назовите основные области применения компьютерной графики
Художественная, рекламная, научная, конструкторская и другие
5) Из каких объектов строятся изображения в векторной графике? Как они называются?
прямые линии, дуги, окружности, прямоугольники , эллипсы, области одного или нескольких цветов (примитивы)
6) Назовите программы, в которых вы умеете работать с графикой, необходимые для создания проекта?
II. Изучение нового материала.
А проектом нашей работы сегодня на уроке будет построение паркетов.
Паркетом называют заполнение плоскости одинаковыми фигурами (элементами паркета), которые не перекрывают друг друга и не оставляют на плоскости пустого пространства
Паркет называется правильным, если он состоит из правильных многоугольников, и вокруг каждой вершины правильные многоугольники расположены одним и тем же способом.
Паркетами покрывают полы в домах, украшают стены комнат и зданий. Каждому из нас хочется, чтобы было не только прочно, но оригинально и красиво, поэтому без многоугольников ни один дизайнер не обойдется, ни один человек, который собирается сделать ремонт.
С паркетами мы встречаемся в повседневной жизни. Тетрадный лист в клеточку представляет собой простейший паркет. Элементом паркета здесь является квадрат.
Простейшие паркеты были открыты пифагорейцами около 2500 лет тому назад
А на данном слайде отражено главное условие, необходимое для построения паркетов:
Сумма углов многоугольников в узле паркета должна равняться 360 º
Придуманы паркеты, у которых несколько элементов образуют фигуру, подобную элементу паркета.
При этом используются различные правила переноса фигур: поворот, осевая симметрия, центральная симметрия, параллельный перенос
Сегодня, вы не ученики а творческая мастерская дизайнеров. И перед нами ставится задача создать оригинальный паркет, значит будем использовать ТРИЗ - технологии, познакомимся, что это такое.
ТРИЗ - теория решения изобретательских задач - область знаний, исследующая механизмы развития технических систем с целью создания практических методов решения изобретательских задач.
ТРИЗ - технологии:
Постановка задачи
Поиск подобной задачи в базе стандартных задач
Разбиение поставленной задачи на стандартные
Решение данной задачи посредством решения стандартных задач, на которые она разбита
Внесение решенной задачи в базу стандартных задач
А в нашу дизайнерскую мастерскую уже поступили заказы, а значит пришло время проявить нашу фантазию. Работа сегодня делится на компьютерную и ручную, поэтому предлагаю занять места и приступить к выполнению заданий
- Итак, задача поставлена. Встречалась ли нам до этого момента такая задача, можем ли мы ее назвать стандартной?
- Нет.
- Значит, приступаем ко второму этапу: разбиваем задачу на стандартные задачи и ищем их решение в банке стандартных задач.
1. В задании указаны элементы паркета
2. Заполните этим элементом всю плоскость по образцу
Алгоритмы построения паркета.
Алгоритм № 1.
1. Рисуем выбранный многоугольник.
2. Копируем.
3. Полученную копию передвигаем с помощью мышки так, чтобы исходный многоугольник и его копия соприкасались сторонами.
Если необходимо, то отражаем на определенный угол правильный многоугольник относительно стороны соприкосновения.
Алгоритм № 2.
1. Выделить многоугольник (с помощью инструмента выделения).
2. Выбрать на панели меню команду «Рисунок».
3. Отразить/повернуть.
4. Задать величину угла поворота.
Можно использовать различные цвета заливки, в результате получаются очень красивые разноцветные паркеты.
Физминутка
Давайте посмотрим какие паркеты у нас получились (вывести на экран работы учащихся)
Опрос в каких средах осуществлялось построение
А теперь приступим к выполнению упражнений представленных на экране
-Ребята, вам понравилась работать по данной теме?
-Да
Если вы желаете расширить свои знания по данной теме, можно также воспользоваться ресурсами сети интернет и возможно даже получить нобелевскую премию, как
Константин Новоселов и Андрей Гейм, В2010 г. им была присуждена Нобелевская премия по за открытие и исследование свойств графена, молекулы которого расположены в вершинах паркета из правильных шестиугольников.
Графен - это одна из форм углерода, кристаллическая решетка которого
имеет толщину всего в один атом
Паркетам посвящены несколько картин голландского художника Мариуса Эшера (1898-1972).
В этом году вы заканчиваете 9 класс и перед вами возникает вопрос куда поступить и какую профессию получить. А получить профессию дизайнера можно в
- Московском государственном университете технологий и управления им. Г. Разумовского
- Московской государственной художественно-промышленной академии имени С. Строганова
- Дальневосточном федеральномуниверситете
- Тихоокеанском государственном университете
- Хабаровской государственной академии экономики и права
Материалы урока вы можете отправить себе по электронной почте
Домашнее задание для вас размешено на сайте Дневник.ру и на слайде
-
Подготовить проект применения полученных знаний на уроке в реальной жизни. Тему проекта выбрать самостоятельно. Презентация проекта на школьном этапе НПК.
-
Повторить теорию по графическим редакторам. Придумать и изобразить собственный паркет
-
Подведение итогов.
Дидактическая задача этапа. Содержание деятельности учителя. Условия получения положительного результата.
Подведение итогов урока. Анализ успешности овладения знаниями и способами деятельности; показать типичные недостатки в знаниях, умениях, навыках. Дать общую характеристику класса, показать успешность овладения содержанием урока; вскрыть недостатки, показать пути их преодоления. Умение быстро схватывать типичное в успешности усвоения и недостатков, умение учесть реальные учебные возможности.
И в конце урока вы должны оценить себя, поставьте их в листе оценок
И теперь у Вас есть несколько минут, чтобы обсудить как было легче работать: на ПК или вручную?
Список литературы:
1. Масленикова О.Н. Проектная деятельность с использованием информационных технологий. 5-9 кл.: учебно-методическое пособие / О.Н. Масленикова.- М.: Дрофа, 2012
2. И.М. Смирнова, В.А. Смирнов компьютер помогает геометрии, М.: Дрофа, 2010
3. Залогова Л.А. Компьютерная графика. Элективный курс: учебное пособие - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний,2005г
4. www.trizland.ru</</p>
5. www.trizway.com
.