- Учителю
- Дополнительная общеобразовательная программа Основы компьютерного моделирования
Дополнительная общеобразовательная программа Основы компьютерного моделирования
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БюДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ПОИСК»
КРАТКОСРОЧНАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«Основы компьютерного моделирования»
срок реализации 2 месяца
для учащихся 10-16 лет.
Направленность: научно - техническая
Утверждена методическим советом
« » ___________________г.
Протокол №1
Председатель:
____________
Автор-составитель: педагог
дополнительного образования
Г.М. Ахтямова
Нефтеюганск
2016 г.
Пояснительная записка
Развитие современного общества, науки и техники требует от образования в целом и от дополнительного образования в частности новых направлений, форм и методов работы. Компьютерное моделирование в этой связи является новым и перспективным образовательным направлением. На протяжении всей своей жизни человек постоянно сталкивается с моделями и сам создаёт новые, то есть создаёт образ того объекта, с которым ему приходится иметь дело. Продумывая план действий, представляя результат своих действий, человек строит мысленную модель. Поведение человека во многом определяется его жизненным опытом, его представлениями о мире, то есть сформировавшимися в его сознании моделями. Особенно велика роль моделей и моделирования в современной науке и технике. В науке к созданию моделей с необходимостью прибегают, когда исследуемый объект либо очень велик (модель Солнечной системы), либо очень мал (модель атома); когда процесс протекает очень быстро (модель двигателя внутреннего сгорания) или очень медленно (геологические модели); когда исследование объекта может привести к его разрушению (модель самолёта) или создание объекта очень дорого (архитектурный макет города) и т. д.
Программа «Основы компьютерного моделирования» нацелена на совершенствование приобретенных и развитие новых творческих способностей учащихся, а также на решение практических задач проектирования и конструирования технических и производственных систем в ходе занятий техническим творчеством, что не только развивает существующие образовательные программы, но и имеет определенные отличия за счет активного включения системного подхода в изучение и поиск совершенствования существующих технических систем, комплексного рассмотрения возникающих технических проблем и задач и применения современной материально-технической базы обучения.
Направленность программы - научно-техническая.
Новизна программы «Основы компьютерного моделирования» выражается в более широком использовании информационно-коммуникационных технологий в дополнительном образовании, интеграции нескольких направлений технического творчества в одном, а также использовании обширного пакета программного обеспечения, включая свободное ПО.
Актуальность предлагаемой программы в том, что производственно-техническое объединение позволяет учащимся, прошедшим обучение наиболее полно использовать и развить полученные знания и умения до политехнического кругозора, а также является естественным и удачным продолжением дальнейшего приобщения и углубленного обучения учащихся техническому творчеству.
Цель программы: развитие абстрактно-логического и пространственного мышления, креативности, а также навыков работы в ряде компьютерных программ по моделированию и конструированию, научиться создавать собственные изображения, используя инструментарий программы Inkscape.
Задачи:
Обучающие:
-
ознакомить с закономерностями развития техники
-
обучить применению методов и приемов технического творчества
-
научить системному подходу при работе с объектами техники и процессами.
-
ознакомить с принципами построения и хранения графических изображений.
-
способствовать формированию навыков самостоятельной деятельности по изучению возможностей графических программ, навыков использования встроенных справочных систем
Развивающие:
-
развивать техническое мышление и способности.
-
формировать операционный стиль мышления.
-
уметь формализовать задачу, выделить в ней логически самостоятельные части;
-
формировать конструкторские и исследовательские навыки активного творчества с использованием современных технологий, которые обеспечивает компьютер,
-
развивать пространственное воображение, логическое и визуальное мышление.
-
способствовать развитию внимания, художественного вкуса, творческих способностей учащихся.
Воспитательные:
-
воспитывать информационную культуру учащихся,
-
воспитывать интерес к информационной и коммуникационной деятельности,
-
воспитывать личность творца, способного осуществлять свои творческие замыслы в проектно - исследовательской деятельности,
-
способствовать воспитанию аккуратности, терпения, самостоятельности при выполнении работ.
-
воспитать целеустремленность в овладении знаниями технической направленности.
Возраст учащихся: 10-16 лет.
Срок реализации программы: 2 месяца
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа, 34 ч.
Формы проведения занятий:
Процесс обучения строится по плану: теоретическое изучение материала, которое проходит в форме лекции, беседы или рассказа, сопровождаемых слайдовой презентацией, игровые и практические занятия; в конце изучаемой темы краткий повтор и зачетное занятие. Одной из форм работы могут быть занятия - семинары (занятия - исследования), где учащиеся сначала вместе с учителем разбирают алгоритм создания иллюстрации, а затем самостоятельно выполняют алгоритм, внося в него свои идеи и замыслы. Каждый учащийся создает иллюстрацию на заданную тему. Итогом такого занятия должно стать овладение всеми учащимися полным спектром возможностей работы с данной программой. Зачетные занятия целесообразно проводить в форме индивидуальных творческих заданий. Для успешного проведения занятий и для достижения лучших результатов в обучении необходимо, чтобы ребенок в процессе занятия общался с компьютером один на один. Занятия включают элементы игры, использование чередование теоретической и практической работ, использования интерактивных форм обучения.
Формы обучения:
-
групповые формы организации образовательного процесса.
Планируемые результаты Программы
Учащиеся узнают о:
-
принципах построения и хранения графических изображений;
-
разновидностях графических программ и их назначении:
-
различных форматах графических файлов.
-
основных возможностях графической программы Inkscape;
Учащиеся должны уметь:
-
запускать и завершать работу с графическими программами;
-
выполнять дисковые операции с графическими файлами;
-
создавать и редактировать графические изображения;
-
осуществлять экспорт и импорт файлов.
-
создавать собственные изображения, используя инструментарий программы Inkscape.
Оборудование
-
Компьютеры, проектор, карточки - задания, графические файлы для практической работы.
Программное обеспечение
-
Векторный редактор Inkscape.
Периодичность оценки результатов программы
Для оценки уровня освоения дополнительной общеобразовательной программы проводится посредством текущего контроля, промежуточной итоговой аттестации.
Текущий контроль выявляет степень сформированности практических умений и навыков учащихся в выбранном ими виде деятельности. Текущий контроль может проводиться в форме наблюдения, индивидуальное собеседование, групповая беседа, опрос.
Текущий контроль осуществляется без фиксации результатов.
Промежуточная аттестация проводится с целью установления уровня (высокий, средний, ниже среднего) освоения отдельной части или всего объёма дополнительной общеобразовательной программы.
-высокий - программный материал усвоен учащимся полностью, учащийся имеет высокие достижения;
-средний - усвоение программы в полном объеме, при наличии несущественных ошибок;
-ниже среднего - усвоение программы в неполном объеме, допускает существенные ошибки в теоретических и практических заданиях.
Формы промежуточной аттестации учащихся: тестирование, выполнение практического задания, защита проекта.
Итоговая аттестация - это промежуточная аттестация, которая проводиться по завершению всего объёма дополнительной общеобразовательной программы, которая проводится в следующих формах: тестирование, доклад, защита творческих работ и проектов, итоговое мероприятие.
Способы определения результативности:
-
Практические задания.
-
Самостоятельные творческие, проектные работы.
Учебно-тематический план
2
1
1
5.
Итоговое занятие
2
1
1
Всего:
34
17
17
Итого:
30 ч.
Содержание изучаемого курса
Раздел 1. Вводное занятие.
Тема 1.1. Вводное занятие. Техника безопасности.
Содержание материала: Компьютер и его роль в жизни человека. Компьютерные программы. Техника безопасности при работе на ПЭВМ. Практика: Показ интерактивных уроков.
Методическое обеспечение
Методы - наглядный, объяснительный, практический.
Приемы - беседа, объяснения, показ действий.
Дидактический материал - план-конспект урока, презентация к уроку, дополнительный материал.
Раздел 2. Компьютерное моделирование.
Тема 2.1 Понятие модели.
Содержание материала: Понятие модели. Виды информационных моделей. Реализация информационных моделей на компьютере. Моделирование.Основные этапы моделирования.
Практика: демонстрация презентации по теме.
Методическое обеспечение
Методы - наглядный, объяснительный, практический.
Приемы - беседа, объяснения, показ действий.
Дидактический материал - план-конспект урока, презентация к уроку, дополнительный материал.
Раздел 3. Векторный редактор Inkscape
Тема 3.1. Компьютерная графика. Редактор Inkscape.
Содержание материала: возможности и особенности векторного редактора, инструменты программы.
Практика: запуск программы, выбор инструментов, работа с инструментами программы.
Методическое обеспечение
Методы - наглядный, объяснительный, практический.
Приемы - беседа, объяснения, показ действий.
Дидактический материал - план-конспект урока, презентация к уроку, дополнительный материал.
Тема 3.2. Основные операции над объектами.
Содержание материала: выделение, перемещение, копирование, дублирование, растяжение, удаление, вращение, наклоны, зеркальное отображение, расстановка объектов по сетке, порядок следования объектов.
Практика: Основы работы с объектами.
Методическое обеспечение
Методы - наглядный, объяснительный, практический.
Приемы - беседа, объяснения, показ действий.
Дидактический материал - план-конспект урока, презентация к уроку, дополнительный материал.
Тема 3.3. Геометрические примитивы.
Содержание материала: Алгоритм построения фигур.
Практика: Создание иллюстрации. Рисование стрелки, создание звезды.
Методическое обеспечение
Методы - наглядный, объяснительный, практический.
Приемы - беседа, объяснения, показ действий.
Дидактический материал - план-конспект урока, презентация к уроку, дополнительный материал.
Тема 3.4. Методы комбинирования объектов.
Содержание материала: группировка объектов, разгруппировка, объединение объектов, соединение объектов, разность объектов, пересечение объектов, исключение частей объектов.
Практика: Работа с объектами. Создание сердца, пингвина, рисование сфер.
Методическое обеспечение
Методы - наглядный, объяснительный, практический.
Приемы - беседа, объяснения, показ действий.
Дидактический материал - план-конспект урока, презентация к уроку, дополнительный материал.
Тема 3.5. Система цветов в компьютерной графике.
Содержание материала: методы описания цвета, модели цветов, конструирование цвета, алгоритм создания цвета.
Практика: Создание цвета в модели RGB и использование его для заливки объекта, создание цвета в модели HSB и использование его для заливки объекта и контура, создание линейного градиента, создание радиального градиента.
Методическое обеспечение
Методы - наглядный, объяснительный, практический.
Приемы - беседа, объяснения, показ действий.
Дидактический материал - план-конспект урока, презентация к уроку, дополнительный материал.
Тема 3.6. Заливка объекта и контура.
Содержание материала: цветовые заливки, плоский цвет, виды градиентов, алгоритм закраски объекта.
Практика: Создание иллюстрации роспись шкатулки.
Методическое обеспечение
Методы - наглядный, объяснительный, практический.
Приемы - беседа, объяснения, показ действий.
Дидактический материал - план-конспект урока, презентация к уроку, дополнительный материал.
Тема 3.7. Создание рисунков из кривых.
Содержание материала: конструирование кривой. Кривая Безье.
Практика: Создание иллюстрации закат.
Методическое обеспечение
Методы - наглядный, объяснительный, практический.
Приемы - беседа, объяснения, показ действий.
Дидактический материал - план-конспект урока, презентация к уроку, дополнительный материал.
Тема 3.8. Преобразование в кривые.
Содержание материала: Алгоритм построение кривой.
Практика: Создание иллюстрации натюрморт, часы.
Методическое обеспечение
Методы - наглядный, объяснительный, практический.
Приемы - беседа, объяснения, показ действий.
Дидактический материал - план-конспект урока, презентация к уроку, дополнительный материал.
Тема 3.8. Работа с текстом.
Содержание материала: создание заголовка текста, создание абзаца простого текста, форматирование текста, смещение текста создание вдавленной надписи, размещение текста по контуру.
Практика: Работа с текстом.
Методическое обеспечение
Методы - наглядный, объяснительный, практический.
Приемы - беседа, объяснения, показ действий.
Дидактический материал - план-конспект урока, презентация к уроку, дополнительный материал.
Тема 3.8. Импорт и экспорт Inkscape
Содержание материала: импортирование готовых изображений.
Практика: импорт изображений.
Методическое обеспечение
Методы - наглядный, объяснительный, практический.
Приемы - беседа, объяснения, показ действий.
Дидактический материал - план-конспект урока, презентация к уроку, дополнительный материал.
4.Аттестация
Итоговая аттестация проводится в форме тестирования.
5. Итоговое занятие
Подведение итогов образовательной программы, творческий отчёт. Выставка творческих работ учащихся.
Методическое обеспечение
Дополнительная общеобразовательная программа курса ориентирована на большой объем практических, творческих работ с использованием компьютера. Работы с компьютером могут проводиться в следующих формах. Это:
-
ДЕМОНСТРАЦИОННАЯ - работу на компьютере выполняет учитель, а учащиеся наблюдают.
-
ФРОНТАЛЬНАЯ - недлительная, но синхронная работа учащихся по освоению или закреплению материала под руководством учителя.
-
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ - выполнение самостоятельной работы с компьютером в пределах одного, двух или части урока. Учитель обеспечивает индивидуальный контроль за работой учащихся.
В дополнительной общеобразовательной программе для решения поставленных задач применяются также и беседы, вводящие детей в мир основных понятий информатики, практические работы с использованием готовых программных продуктов, а также программы, написанные самим учителем, уроки-игры, творческие уроки с элементами логики и дидактических игр, которые рассматриваются как один из ведущих методических приемов в организации творческой работы.
Промежуточная и итоговая аттестация проводится в форме тестирования учащихся (Приложение 3).
Дидактическое обеспечение:
Теоретический материал:
- Моделирование, модель, классификация моделей.
- Основные методы изучения векторной графики Inkscape.
Дидактический материал:
- презентации по темам: "Техника безопасности», «Основы компьютерного моделирования», «Интерфейс программы», «Построение геометрических фигур», «Методы комбинирования объектов» , «Системы цветов в компьютерной графике», «Конструирование кривой», «Работа с текстом».
Материалы по аттестации
Техническое оснащение: 9 компьютеров, мультимедийный проектор, сканер, принтер, колонки, интерактивная доска.
ЛИТЕРАТУРА
Литература и электронные ресурсы для учащихся:
-
Дуванов А.А. Рисуем на компьютере. Книга для учителя. - СПб.: БХВ-Петербург, 2005.-288 с.: ил.
-
Дуванов А.А. Web - конструирование. Элективный курс.-СПб.: БХВ-Петербург, 2006.-432 с.: ил.
Литература и электронные ресурсы для педагогических работников:
-
Залогова Л.А. Компьютерная графика/Практикум Л.А. - М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2005. - 320 с.: ил.
-
Подосенина Т.А. Искусство компьютерной графики для школьников. - СПб:БХВ-Петербург, 2004. - 240 с.:ил.
-
Энциклопедия Википедия www.wikipedia.org
Приложение 1
Презентация: Интерфейс Inkscape, операции над объектами.
Приложение 2
</ Практическая работа №1. «Основы работы с объектами»
ЗАДАНИЕ 1. Копирование объекта (дублировать объект).
-
Загрузите в Inkscape документ 101.svg.
-
Используя операцию копирования (дублирования) объекта, создайте рисунок по образцу.
-
Результат выполнения запишите в файл Дублирование.svg.
Алгоритм копирования объекта.
-
Выделить объект.
-
Выполнить команду Объект /Скопировать.
-
Выполнить команду Объект /Вставить.
-
Копию объекта переместить в нужное место.
Алгоритм дублирования объекта.
-
Выделить объект.
-
Выполнить команду Объект /Дублировать (Ctrl+D).
-
Дубликат сохраняется на исходном объекте.
-
Переместить («снять с оригинала») дубликат объекта.
ЗАДАНИЕ 2. Растяжение и сжатие объекта.
-
Загрузите в Inkscape документ 102.svg.
-
Используя операцию растяжения (сжатия) объекта, создайте рисунок по образцу.
-
Результат выполнения запишите в файл Растяжение.svg.
Алгоритм растяжения (сжатия) объекта
Вариант 1
-
Выделить объект
-
Установить курсор мыши на один из угловых маркеров.
-
Перемещать мышь при нажатой кнопке.
-
Объект будет растягиваться (сжиматься) одинаково по вертикали и горизонтали.
-
Отпустить кнопку мыши, когда объект достигнет нужных размеров.
Вариант 2
-
Выделите объект.
-
Установить курсор мыши на один из боковых маркеров.
-
Перемещать мышь при нажатой кнопке.
-
Объект будет растягиваться (сжиматься) только в одном направлении.
ЗАДАНИЕ 3. Удаление объекта.
-
Загрузите в Inkscape документ 103.svg.
-
Используя операцию удаления объекта, создайте рисунок по образцу.
-
Результат выполнения запишите в файл Удаление.svg.
Алгоритм удаления объекта
-
Выделить объект.
-
Нажать клавишу Delete.
ЗАДАНИЕ 4. Вращение объекта.
-
Загрузите в Inkscape документ 104.svg.
-
Используя операции копирования и вращения объекта, создайте рисунок по образцу.
-
Результат выполнения запишите в файл Вращение.svg
Алгоритм вращения объекта
-
Дважды щелкнуть на объекте, стрелки изменятся.
-
Поставить курсор на угловую (изогнутую) стрелку.
-
Нажать левую кнопку мыши и вращать объект при нажатой кнопке в нужном направлении.
-
Отпустить кнопку мыши, когда объект достигнет конечного положения.
ЗАДАНИЕ 5. Наклоны объекта.
-
Загрузите в Inkscape документ 105.svg.
-
Используя наклоны по горизонтали и вертикали, создайте рисунок по образцу.
-
Результат выполнения запишите в файл Наклоны.svg
Алгоритм создания наклона у объекта
-
Дважды щелкнуть на объекте, стрелки изменятся.
-
Поставить курсор на боковую (прямую) стрелку.
-
Нажать левую кнопку мыши и перемещать её по горизонтали (вертикали).
-
Отпустить кнопку мыши, когда объект достигнет конечного положения.
ЗАДАНИЕ 6. Зеркальное отображение объекта.
-
Загрузите в Inkscape документ 106.svg.
-
Используя операции дублирования и зеркального отображения объекта, создайте рисунок по образцу.
-
Результат выполнения запишите в файл Отражение.svg.
Алгоритм создания зеркального отображения объекта
-
Выделить объект.
-
Выполнить команду: Объект / Отразить горизонтально (Отразить вертикально).
ЗАДАНИЕ 7. Выровнять объекты
-
Загрузите в Inkscape документ 107.svg.
-
Используя операции выравнивания объектов, создайте рисунок по образцу.
-
Результат выполнения запишите в файл Выравнивание.svg.
Алгоритм выравнивания объектов
-
Выделить объекты (Щелкнуть на объектах при нажатой клавише Shift).
-
Выполнить команду: Объект / Выровнять и расставить.
-
В диалоговом окне указать способ выравнивания: выровнять по нижним краям, центрировать по горизонтальной оси и т.д.
ЗАДАНИЕ 8. Координатная сетка
-
Загрузите в Inkscape документ 108.svg.
-
Используя координатную сетку, создайте рисунок по образцу.
-
Результат выполнения запишите в файл Координатная сетка.svg.
Алгоритм выравнивания объектов
-
Выделить объекты.
-
Выполнить команду Объект / Расставить по сетке.
-
В диалоговом окне указать число строк и число столбцов.
-
Нажмите кнопку: Применить.
ЗАДАНИЕ 9. Порядок следования объектов
-
Загрузите в Inkscape документ 109svg.
-
Изменяя порядок следования объектов, создайте рисунок по образцу.
-
Результат выполнения запишите в файл Порядок следования.svg.
Алгоритм установки порядка следования объектов
-
Выделить объект, который необходимо поднять на передний план (опустить).
-
Выполнить команду Объект /Поднять (Опустить)
Замечание: На панели свойств инструмента выделения находятся кнопки , с помощью которых можно изменить порядок следования объектов.
Приложение № 3
Тест_Inkscape
Question 1
Баллов: 1
Можно ли автоматически выровнять несколько объектов вдоль
вертикальной или горизонтальной оси?
Выберите один ответ.
a. Нет, выровнять объекты можно только перетаскивая их мышью
b. Да, с помощью команды «Выровнять и расставить» в меню «Объект»
Question 2
Баллов: 1
Как можно быстро создать множество копий объектов?
Выберите один ответ.
a. Использовать команду «Размножить объект» в главном меню b.
Перемещать объект мышью при нажатой клавише Ctrl
c. При перемещении объекта мышью нажимать клавишу Пробел
d. Использовать кнопку «Размножить объект» на панели инструментов
Question 3
Баллов: 1
Какой формат файлов используется программой Inkscape ?
Выберите один ответ.
a. SVG
b. DOC
c. JPEG
d. PSD
Question 4
Баллов: 4
Какие операции с фигурами можно выполнять в Inkscape?
Выберите по крайней мере один ответ:
a. Изменять размер объекта
b. Перемещать объект
c. Поворачивать объект
d. Перекашивать объект
Question 5
Баллов: 1
Как преобразовать объект «звезда» в контур?
Выберите один ответ.
a. Создать новый контур, скопировать его в буфер обмена, затем
выделить звезду и выполнить команду «Вставить стиль» в меню
«Правка»
b. Вырезать объект, затем воспользоваться командой «Вставить как
контур» в меню «Правка»
c. Выделить объект и воспользоваться командой «Оконтурить объект»
в меню «Контур»
Question 6
Баллов: 1
Инструмент Пипетка позволяет:
Выберите один ответ.
a. Выбрать стиль обводки текущего объекта
b. Скопировать цвет произвольной части холста на выделенный объект
c. Скопировать цвет произвольной области в буфер обмена
d. Определить размер выбранного объекта
Question 7
Баллов: 1
Какой командой можно скопировать заливку, обводку и параметры
шрифта одного объекта на другой?
Выберите один ответ.
a. Вставить стиль
b. Вставить вид
c. Вставить оформление
Question 8
Баллов: 1
Для заливки объектов можно использовать следующие типы
градиентов:
Выберите один ответ.
a. Линейный и нелинейный
b. Линейный и радиальный
c. Сплошной и дискретный
d. Прямой и обратный
Question 9
Баллов: 1
Можно ли использовать колёсико мыши для перемещения по холсту в
горизонтальном направлении?
Выберите один ответ.
a. Да, если удерживать при этом нажатой клавишу Shift
. Да, если не нажимать при этом никаких клавиш
c. Нет, колёсико мыши можно использовать только для прокрутки
холста в вертикальном направлении
d. Нет, для перемещения по холсту можно использовать только полосы
прокрутки
Question 10
Баллов: 1
Узлы контура могут быть:
Выберите один ответ.
a. Острыми, прямыми и тупыми
b. Острыми, тупыми и сглаженными
c. Острыми, сглаженными, прямыми и симметричными
d. Острыми, сглаженными и симметричными
Question 11
Баллов: 1
Что означает термин z-порядок?
Выберите один ответ.
a. Z-порядок определяет порядок создания объектов
b. Последовательность операций, выполнявшихся для данного объекта
c. Z-порядок определяет, какие объекты находятся выше, перекрывая
собой те, которые находятся ниже
d. Порядок расположения объектов по горизонтали
Question 12
Баллов: 1
В какой части окна Inkscape отображаются параметры выбранного
инструмента?
Выберите один ответ.
a. В строке состояния
b. На холсте
c. В панели настроек инструмента
d. На панели инструментов