- Учителю
- План урока на тему: 'Алгоритмическая структура 'Ветвление' '
План урока на тему: 'Алгоритмическая структура 'Ветвление' '
План-конспект урока на тему «Алгоритмическая структура «Ветвление»»
Цели:
Образовательные:
-
сформировать представление о простых и составных условиях в алгоритмах;
-
познакомиться с алгоритмической конструкцией «ветвление»;
Развивающие:
-
ответственность за результаты своей работы;
-
самостоятельность, сосредоточенность, самоконтроль;
Воспитательные:
-
ответственность за сохранность школьного имущества, в частности, компьютерного класса;
-
ответственность и требовательность к себе;
ТСО и ДСО: проектор, проецируемая доска, ноутбук.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Вид урока: комбинированный (по М.И. Махмутову)
Методы:
-
обучения: объяснительно-иллюстративный (по И.Я. Лернеру и М.Н. Скаткину);
-
преподавания: объяснительный (по М.И. Махмутову);
-
учения: репродуктивный (по М.И. Махмутову).
Ход урока:
Деятельность учителя
Деятельность учеников
Экран
-
Организационный момент (3 мин)
Слайд 1
-
Актуализация знаний (5 мин).
Что такое алгоритм?
Что такое блок-схема?
Из каких частей состоит блок-схема?
Алгоритм - это последовательность действий, которая имеет конечность и определенный результат.
Блок-схема - это графическое представление алгоритма.
Блок-схема состоит из следующих частей:
Слайд 2
Слайд 3
Слайд 4,5
-
Объяснение нового материала(15 мин)
В жизни часто встречаются ситуации, когда приходится выбирать одно из двух. Например: если на улице дождь, мы останемся дома, а если погода хорошая, то пойдем гулять. На алгоритмическом языке данную ситуацию можно описать с помощью алгоритмической структуры «ветвление». Блок-схема ветвления выглядит следующим образом:
На языке программирования Паскаль структура ветвления описывается с помощью оператора IF:
If <�������������������������������������������
�������������������������
��������������������������������������������������
���������������������
�����������������������������������������������������
����
read(A, B);
If A>B Then max:=A
Else max:=B;
Write('max=', max);
End.
В данной структуре часть Else может присутствовать, а может отсутствовать. В таком случае блок-схема будет выглядеть следующим образом:
Тогда наша программа:
Var A,B, max: integer;
Begin
read(A, B);
If A>B Then max:=A;
Write( max);
End.
Заметим, что перед оператором Else точка с запятой не ставится.
В одной программе можно использовать сколько угодно операторов If:
Данная блок-схема похожа на ветки дерева, отсюда и название структуры «Ветвления».
В одном операторе If можно использовать несколько условий. Рассмотрим данный случай на конкретном примере.
Задача 2. Узнать, находится ли точка с заданными координатами внутри прямоугольника с углами (0, 0) и (а, в).
Var a,b,x,y: integer;
Begin
Readln(a, b, x, y);
If (x>0)and(x
Then writeln('Да, точка входит внутрь квадрата')
Else writeln( 'Нет, точка не входит внутрь квадрата');
End.
Зарисовывают в тетрадях блок-схему ветвления:
Записывают в тетради структуру оператора IF:
If <�������������������������������������������
�������������������������
�������������������������������
�������������
������
��, В);
If A>B Then max:=A
Else max:=B;
Write('max=', max);
End.
Неполная структура ветвления:
Var A,B, max: integer;
Begin
read(A, B);
If A>B Then max:=A;
Write( max);
End.
Блок-схема с несколькими условиями:
Задача 2. Узнать, находится ли точка с заданными координатами внутри квадрата с углами (0, 0) и (а, в).
Var a,b,x,y: integer;
Begin
Readln(a, b, x, y);
If (x>0)and(x
Then writeln('Да, точка входит внутрь квадрата')
Else writeln( 'Нет, точка не входит внутрь квадрата');
End.
Слайд 6
Слайд 7
Слайд 8
Слайд 9
Слайд 10
Слайд 11
-
Закрепление пройденного материала (10 мин)
А теперь попробуем сами составить блок-схему и программу задачи.
Задача 3. Найти максимальное из трех данных цифр. Задача решается на доске одним учеником. Другие переписывают в тетради.
Var A, B, C, max: integer;
Begin
Readln(A, B,C);
If A>B
Then
If A>C Then max:=A
Else max:=C
Else
If B>C Then max:=B
Else max:=C;
Writeln('max=', max);
End.
Задача 3. Найти максимальное из трех данных цифр.
Var A, B, C, max: integer;
Begin
Readln(A, B,C);
If A>B
Then
If A>C Then max:=A
Else max:=C
Else
If B>C Then max:=B
Else max:=C;
Writeln('max=', max);
End.
-
Самостоятельная работа (7 мин)
Вариант 1. Составить блок-схему нахождения наименьшего целого числа из трех введенных с клавиатуры.
Вариант 2. Составить блок-схему, определяющую, лежит ли точка с указанными координатами внутри квадрата с углами (0,0) и (а, а).
Вариант 3. Составить блок-схему, определяющую, что больше: (A-3)2 или (В-10)2.
Делают самостоятельную работу.
-
Домашнее задание (5 мин).
-
Написать программу по блок-схеме, которую вы составили на самостоятельной работе.
-
Составить блок-схему и написать программу, находящую наименьшее из 4-х введенных с клавиатуры чисел.
Записывают домашнее задание в тетрадях.