- Учителю
- Программа курса внеурочной деятельности 'Учимся работать на компьютере' (2-4 классы)
Программа курса внеурочной деятельности 'Учимся работать на компьютере' (2-4 классы)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №5 г. Льгова»
Курской области
Введено в действие Рассмотрено на заседании
приказом директора методического объединения
от ________ № ____ учителей ________________ Протокол от _______ № ___
МП
Утверждено на заседании
педагогического совета школы
Протокол от _________ № ____
ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Учимся работать на компьютере»
для обучающихся 2-4 классов на _20 -20 _ учебные годы
Составитель: Агеева Наталья Валентиновна, учитель информатики,
высшая квалификационная категория
г. Льгов
Курской области
Пояснительная записка
Программа курса внеурочной деятельности «Учимся работать на компьютере» для обучающихся 2-4 классов разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а также основной образовательной программой начального общего образования МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №5 г. Льгова».
Необходимость разработки данной программы обусловлена потребностью развития информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в системе непрерывного образования в условиях информатизации и массовой коммуникации современного общества. Простейшие навыки общения с компьютером должны прививаться именно в младших классах, для того чтобы на предметных уроках в классах основной ступени обучения дети могли сосредоточиться на смысловых аспектах. Обучающиеся начальных классов испытывают к компьютеру сверхдоверие и обладают психологической готовностью к активной встрече с ним. Общение с компьютером увеличивает потребность в приобретении знаний, продолжении образования.
Образование в начальной школе является базой, фундаментом последующего образования, поэтому важнейшая цель начального образования - сформировать у учащихся комплекс универсальных учебных действий (далее - УУД), обеспечивающих способность к самостоятельной учебной деятельности, т. е. умение учиться.
Пользоваться информационными средствами, уметь работать с информацией так же необходимо, как читать, писать и считать. Еще недавно работа с информационными ресурсами была простой, неавтоматизированной. Сегодня требуется умение быстро находить нужную информацию, оперативно ее обрабатывать, передавать, хранить и умение представить информацию окружающим.
Таким образом, актуальность введения курса «Школа компьютерной грамотности» в начальной школе становится необходимостью, продиктованной временем.
Ценностные ориентиры курса внеурочной деятельности
«Учимся работать на компьютере»
Основной целью изучения предлагаемого курса является формирование у обучающихся начальной школы основ ИКТ-компетентности, многие компоненты которой входят в структуру УУД. Это и задаёт основные ценностные ориентиры содержания данного курса. С точки зрения достижения метапредметных результатов обучения, а также продолжения образования на более высоких ступенях (в том числе обучения информатике в среднем и старшем звене) наиболее ценными являются следующие компетенции, отражённые в содержании курса:
-
основы информационной грамотности, в частности овладение способами и
-
приёмами поиска, получения, представления информации, в том числе информации, данной в различных видах;
-
основы ИКТ-компетентности, в частности овладение основами применения компьютеров (и других средств ИКТ) для решения информационных задач;
-
основы коммуникационной компетентности.
Общая характеристика курса внеурочной деятельности
Предлагаемая программа курса внеурочной деятельности «Школа компьютерной грамотности» направлена на обеспечение условий развития личности обучающегося; творческой самореализации; умственного и духовного развития. В процессе обучения школьники учатся участвовать в совместной деятельности: договариваться, обсуждать, приходить к общему мнению, распределять обязанности по поиску информации, проявлять инициативу и самостоятельность.
Содержание программы позволяет развивать и организационные умения:
-
планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность учебных действий;
-
осуществлять контроль и оценку их правильности, поиск путей преодоления ошибок;
-
освоить знания, составляющих начала представлений об информационной картине мира, информационных процессах и информационной культуре;
-
овладеть умением использовать компьютерную технику как практический инструмент для работы с информацией в учебной деятельности и повседневной жизни;
-
воспитать интерес к информационной и коммуникативной деятельности, этическим нормам работы с информацией;
-
подготовить учащихся к эффективному использованию информационных технологий в учебной и практической деятельности, развитие творческого потенциала учащихся, подготовка к проектной деятельности.
Программа разработана с учётом особенностей первой ступени общего образования, а также возрастных и психологических особенностей младшего школьника. При разработке программы учитывались разброс в темпах и направлениях развития детей, индивидуальные различия в их познавательной деятельности, восприятии, внимании, памяти, мышлении, моторике и т. п.
Содержание курса отвечает требованию к организации внеурочной деятельности, не требует от учащихся дополнительных знаний. Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, содержит полезную и любопытную информацию, интересные факты, способные дать простор воображению.
Данный курс носит пропедевтический характер. К пропедевтическим элементам компьютерной грамотности относится умение работать с прикладным программным обеспечением.
Программа курса состоит из трех ступеней, фактически продолжающих друг друга, но между тем каждая является самостоятельной частью освоения информационно-компьютерных технологий. Дети, занимаясь все 3 года, смогут освоить работу в основных прикладных программах, но между тем, если ребенок начнет заниматься позже, с 3 или 4 класса, он свободно сможет влиться в сложившийся коллектив.
Место курса внеурочной деятельности
«Учимся работать на компьютере» в учебном плане
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №5 г. Льгова»
Программа курса внеурочной деятельности «Учимся работать на компьютере» рассчитана на 102 часа:
-
первый год обучения, 2 класс - 34 часа, 1 час в неделю;
-
второй год обучения, 3 класс - 34 часа, 1 час в неделю;
-
третий год обучения, 4 класс - 34 часа, 1 час в неделю.
Цель программы: овладение младшими школьниками навыками работы на компьютере, умением работать с различными видами информации и освоение основ проектно-творческой деятельности в прикладных программах Microsoft Office.
Задачи программы:
-
освоение первоначальных навыков приемов работы в редакторах Paint, Word, Power Point;
-
овладение умением работать с различными видами информации, в том числе графической, текстовой, звуковой, приобщении к проектно-творческой деятельности;
-
освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе;
-
овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;
-
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей;
-
приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.
-
развивать коммуникативную компетентность через парную и групповую работу.
Особенности организации внеурочного занятия
Занятия по данной программе будут проходить в компьютерном классе с использованием мультимедийного проектора, экрана. Занятия происходят один раз в неделю. Преподавание построено в соответствии с принципами валеологии «не навреди». На каждом занятии обязательно проводится физкультминутка, за компьютером обучающиеся работают 15-20 минут, продолжительность непрерывной работы составляет 8-10 минут. Сразу после работы за компьютером следует минутка релаксации - обучающиеся выполняют упражнения для глаз и кистей рук.
Программа курса ориентирована на большой объем практических, творческих работ с использованием компьютера. Работы с компьютером будут проводиться в следующих формах:
-
демонстрационная - работу на компьютере выполняет учитель, а учащиеся наблюдают;
-
фронтальная - недлительная, но синхронная работа учащихся по освоению или закреплению материала под руководством учителя;
-
самостоятельная - выполнение самостоятельной работы с компьютером в пределах одного, двух или части урока; учитель обеспечивает индивидуальный контроль за работой учащихся;
-
творческий проект - выполнение работы в микро группах на протяжении нескольких занятий;
-
работа консультантов - ученик контролирует работу группы обучающихся.
Образовательные результаты формируются в деятельностной форме с использованием следующих методов:
-
словесного (рассказ, объяснение, лекция, беседа);
-
наглядного (наблюдение, иллюстрация, демонстрация наглядных пособий, презентаций);
-
практического (устные и письменные упражнения, практические компьютерные работы);
-
проектного.
Планируемые результаты реализации программы внеурочной деятельности «Школа компьютерной грамотности»
Личностными результатами изучения курса «Учимся работать на компьютере» является формирование следующих умений:
-
в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения самостоятельно делать выбор, какой поступок совершить;
-
готовность ученика целенаправленно использовать знания в учении и в повседневной жизни;
-
критическое отношение к информации и избирательность её восприятия;
-
осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями;
-
начало профессионального самоопределения, ознакомление с миром профессий, связанных с информационными и коммуникационными технологиями.
Метапредметными результатами обучающихся являются:
-
освоение способов решения проблем творческого характера в жизненных ситуациях;
-
формирование умений ставить цель - создание творческой работы, планировать достижение этой цели, создавать вспомогательные эскизы в процессе работы;
-
оценивание получающегося творческого продукта и соотнесение его с изначальным замыслом, выполнение по необходимости коррекции либо продукта, либо замысла.
-
использование средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных, познавательных и творческих задач;
-
умение моделировать - решать учебные задачи с помощью знаков (символов), планировать, контролировать и корректировать ход решения учебной задачи;
-
определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно;
-
обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем;
-
планировать учебную деятельность на уроке;
-
высказывать свою версию, предлагать способ её проверки;
-
работая по предложенному плану, использовать необходимые средства;
-
планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели;
-
поиск ошибок в плане действий и внесение в него изменений;
-
моделирование - преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);
-
анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
-
синтез - составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
-
установление причинно-следственных связей;
-
построение логической цепи рассуждений;
-
выслушивание собеседника и ведение диалога;
-
признание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения.
Предметные результаты
В результате изучения материала, обучающиеся будут знать:
-
правила поведения при работе с компьютером;
-
приемы работы в редакторах Paint, Word, Power Point;
-
возможности и область применения программ Paint, Word, PowerPoint;
-
технологию работы с каждым объектом программ Paint, Word, PowerPoint;
-
объекты и инструменты программ Paint, Word, PowerPoint;
-
основы работы в сети Internet;
-
все возможности добавления мультимедийных эффектов.
В результате изучения материала, обучающиеся будут уметь:
-
работать в редакторах Paint, Word, Power Point;
-
искать, находить и сохранять тексты, найденные с помощью поисковых систем;
-
искать, находить и сохранять изображения, найденные с помощью поисковых систем;
-
создавать слайд;
-
изменять настройки слайда;
-
создавать анимацию текста, изображения;
-
представить творческий материал в виде презентации;
-
самостоятельно создавать типовую презентацию и проектировать свою собственную;
-
работать с компьютером, настраивать программу для работы; демонстрировать свою работу и защищать её.
Контроль и оценка планируемых результатов
Для отслеживания результатов предусматриваются следующие формы контроля:
-
Стартовый, позволяющий определить исходные знания обучающихся (собеседование).
-
Текущий в форме наблюдения:
-
прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;
-
пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;
-
рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;
-
контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.
-
Итоговый контроль в формах:
-
практические работы;
-
творческие работы обучающихся;
-
контрольные задания.
-
Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.
Содержательный контроль и оценка результатов обучающихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения программы ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми. Результаты проверки фиксируются в рамках накопительной системы, создание портфолио.
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:
-
степень помощи, которую оказывает учитель обучающимся при выполнении заданий: чем помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;
-
поведение обучающихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты занятий;
-
косвенным показателем эффективности данных занятий может быть использование работ выполненных на компьютере по разным школьным дисциплинам.
Содержание программы курса внеурочной деятельности
«Учимся работать на компьютере», 2-4 классы (102 часа)
Первый год обучения, 2 класс
34 часа, 1 час в неделю
Раздел 1. Учимся работать на компьютере (9 часов)
Человек и компьютер. Назначение основных устройств компьютера. Правила работы за компьютером. Правила поведения за компьютером (вводный инструктаж).
Рабочий стол в реальном и виртуальном мире. Компьютерная помощница - мышь. Меню: возможность выбора. Кнопка «Пуск». Знакомство с Главным меню. Запуск программ из Главного меню и завершение работы и программы. Представление об окне. Приемы работы с окном. Назначение текстового редактора Блокнот. Основное меню. Команды Основного меню текстового редактора Блокнот.
Набор и редактирование текста. Строка меню. Редактирование текста.
Исторические примеры различных приспособлений для выполнения арифметических операций. Вычисления с помощью программы Калькулятор. Работа с несколькими окнами. Создание составного документа с использованием программ Блокнот и Калькулятор.
Раздел 2. Компьютерная графика (24 часа)
Графический редактор Paint. Основные возможности графического редактора Paint по созданию графических объектов. Интерфейс графического редактора и его основные объекты. Панель Палитра. Панель Инструменты. Настройка инструментов рисования. Создание рисунков с помощью инструментов. Редактирование компьютерного рисунка. Работа с фрагментом рисунка. Работа с графическими файлами (сохранение, открытие).
Понятие фрагмента рисунка. Технология выделения и перемещения фрагмента рисунка. Примеры создания графического объекта из типовых фрагментов. Сохранение рисунка на диске. Понятие файла. Открытие файла с рисунком. Практикум по созданию и редактированию графических объектов.
Построение геометрических фигур. Использование клавиши Shift при построении прямых, квадратов, окружностей. Понятие пикселя.
Редактирование графического объекта по пикселям.
Понятие пиктограммы. Создание и редактирование пиктограммы по пикселям.
Второй год обучения, 3 класс
34 часа, 1 час в неделю
Правили поведения и техники безопасности в компьютерном кабинете (1 час)
Знакомство с кабинетом, с правилами поведения в кабинете. Демонстрация возможностей компьютера.
Компьютер и его устройства (2 часа )
Знакомство с компьютером и его основными устройствами. Клавиатура. основные клавиши. Работа с клавиатурным тренажером.
Текстовый редактор Word (31 час)
Знакомство с текстовым редактором Word. Меню программы, основные возможности.
Набор текста. Редактирование текста. Форматирование текста.
Меню «Вставка». Создание грамоты.
Меню «Ссылки». Реферат, правила оформления рефератов.
Оформление буклетов.
Создание компьютерного рисунка в текстовом редакторе. Схемы. Брошюра.
Составление рефератов, поздравительных открыток, буклетов, брошюр, схем и компьютерных рисунков - схем.
Третий год обучения, 3 класс
34 часа, 1 час в неделю
Правили поведения и техники безопасности в компьютерном классе (1 час)
Знакомство с кабинетом, с правилами поведения в кабинете. Демонстрация возможностей компьютера. Поиск информации.
Редактор Power Point (20 часов)
Вставка в слайд рисунков, диаграмм и графических объектов. Презентации с использованием триггеров. Добавление в слайды эффектов анимации. Управление презентацией. Вставка в слайды гиперссылок. Добавление в презентацию аудио и видеоинформации. Форматирование текста и размещение графики.
Проектная деятельность (13 часов)
Перечень средств ИКТ,
необходимых для реализации программы
Аппаратные средства
Компьютер - универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности: видеоизображение.
Проектор, подсоединяемый к компьютеру, видеомагнитофону, микроскопу и т. п.; технологический элемент новой грамотности - радикально повышает: уровень наглядности в работе учителя, возможность для учащихся представлять результаты своей работы всему классу, эффективность организационных и административных выступлений.
Принтер - позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную учащимися или учителем. Для многих школьных применений необходим или желателен цветной принтер. В некоторых ситуациях очень желательно использование бумаги и изображения большого формата.
Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами - клавиатура и мышь (и разнообразные устройства аналогичного назначения).
Программные средства
-
Операционная система MS Windows 2003 или Windows 2007
-
Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.)
-
Антивирусная программа
-
Программа-архиватор
-
Клавиатурный тренажер «Руки солиста»
-
Графический редактор MS Paint
-
Текстовый редактор MS Word 2003 или Word 2007
-
Редактор Power Point 2003 или Power Point 2007
-
Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).
Список используемой литературы
-
Образовательная система «Школа 2100». Федеральный государственный стандарт. Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах. Книга 2. Программы отдельных предметов (курсов) для начальной школы/Под научной редакцией Д.И. Фельдштейна - Изд. 2-е, испр. - М.: Баласс, 2011. - 432 с. (Образовательная система «Школа 2100»).
-
Хуторской А.В. Информатика и ИКТ в начальной школе: методическое пособие. М.: БИНОМ, 2012.
-
Бородин, М. Н. Программы для общеобразовательных учреждений [Текст]: Информатика. 2-11 классы / Составитель М. Н. Бородин. - 4-е изд. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007. - 448 с.
-
Ковалько В. И. Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер: 1-4 классы [Текст]/В. И. Ковалько. - М.: ВАКО, 2007. - 304 с.
-
Информатика и ИКТ. Учебник. Начальный уровень / Под ред. Проф. Н.В. Макаровой. - СПб.: Питер, 2008.
-
Агеева, И. Д. Занимательные материалы по информатике и математике [Текст]: Методическое пособие/ И. Д Агеева.- М.: ТЦ Сфера, 2006. - 240 с. (Игровые методы обучения).
-
Залогова Л.А. Компьютерная графика [Текст]: Элективный курс: Учебное пособие/Л.А.Залогова. - 2 изд. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006. - 212 с., 16 с. Ил.: ил.
Электронные образовательные ресурсы
-
- Официальный сайт ФГОС
-
- Федеральный портал «Российское образование»
-
http://mon.gov.ru/ - Министерство образования и науки Российской Федерации
-
- Документы и материалы деятельности федерального агентства по образованию
-
- Каталог учебных и методических материалов по курсу информатики
-
- Всероссийская олимпиада «Инфознайка» 1 - 11 классы
-
http://school-collection.edu.ru/ - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЦОР)
-
http://fcior.edu.ru/ - Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР)
-
http://www.ict.edu.ru/ - Информационно-коммуникационные технологии в образовании