- Учителю
- Урок по информатике на тему ' Исполнитель алгоритмов художник' (4 класс)
Урок по информатике на тему ' Исполнитель алгоритмов художник' (4 класс)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Киселевского городского округа
«Средняя общеобразовательная школа № 25»
Муниципальный конкурс методических разработок
в условиях внедрения ФГОС
номинация: современный урок на основе ИКТ
«Исполнитель алгоритмов Художник»
(образовательная программа по предмету «Информатика и ИКТ» для обучающихся 2-4 классов)
Микушкина Анна Викторовна,
учитель начальных классов
2015 год
Пояснительная записка
Данная разработка занятия входит в раздел «Исполнители и алгоритмы» (16 часов от общего количества времени) образовательной программы по предмету «Информатика и ИКТ» для обучающихся 4 классов.
Формы, методы и средства ознакомления детей с компьютерными технологиями разнообразны. Исследования и наблюдения, составление и решение простейших алгоритмов, виртуальное и реальное моделирование и конструирование - все это позволяет сделать уроки интересными, увлекательными, познавательными для учащихся.
Знакомство с приемами планирования деятельности осуществляется в основном в рамках раздела «Алгоритмы и исполнители». Составление и выполнение алгоритмов идет в двух направлениях:
-
планирование деятельности человека;
-
управление формальными исполнителями.
Изучение различных формальных исполнителей решает двоякую задачу. Во-первых, исполнение алгоритмов, созданных для формальных исполнителей, способствует развитию психической функции принятия внешнего плана. Это имеет первостепенное значение для практического овладения компьютером, так как использование компьютерных информационных технологий связано с формальным исполнением сложных последовательностей технологических действий (при сохранении и открытии электронных документов, при запуске программ и т. д.). Поэтому важно, чтобы на первом этапе овладения компьютерными информационными технологиями школьник умел формально выполнять алгоритмы, предложенные учителем. Во-вторых, самостоятельное составление таких алгоритмов стимулирует активное развитии алгоритмического мышления, что является основой изучения практически всех дисциплин школьного курса.
Выполняя алгоритмы, созданные для формальных исполнителей, учащиеся приобретают умение использовать информацию, содержащуюся в плане, предложенном другими людьми. Составляя такие алгоритмы, школьники учатся четко формулировать цели и самостоятельно составлять план достижения цели на основе информации о начальном и конечном состоянии исполнителя.
Разработка урока по общеобразовательной программе по предмету «Информатика и ИКТ» для обучающихся 4 классов
Тема: «Исполнитель алгоритмов Художник».
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Киселевского городского округа
«Средняя общеобразовательная школа № 25»
Микушкина Анна Викторовна, учитель начальных классов
Цель: Изучение теоретических способов создания алгоритма для формального исполнителя, формирование навыков работы в компьютерной среде.
Задачи:
-
Образовательные: формировать учебные компетенции по отработке новых учебных понятий, таких как «координата», «вспомогательные алгоритмы»;
-
Развивающие: развивать логическое и творческое мышление, пространственное воображение;
-
Воспитательные: формировать обще учебные компетенции: воспитывать целеустремленность, самостоятельность, коммуникационную культуру, доброжелательное отношение друг к другу, формировать уважительное отношение к культуре и традициям народа.
Формирование УУД:
Личностные:
-
умение устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;
-
умение определять общие для всех правила поведения;
-
умение оценивать усваиваемое содержание (исходя из личностных ценностей);
-
умение устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.
Регулятивные:
-
умение определять и формулировать цель деятельности на уроке;
-
умение проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану, инструкции;
-
умение высказывать свое предположение на основе учебного материала;
-
умение отличать верно выполненное задание от неверного;
-
умение осуществлять самоконтроль;
Коммуникативные:
-
умение слушать и понимать речь других;
-
умение уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
-
умение владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Познавательные:
-
умение ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);
-
умение находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт;
-
умение проводить анализ учебного материала;
-
умение проводить сравнение, объясняя критерии сравнения.
Планируемые результаты
Предметные
Учащиеся узнают разнообразие видов архитектуры, их особенности и влияние на культуру нашей страны; способы рационального использования разных источников информации для ; правила безопасной работы с компьютером; основные приёмы самоконтроля и взаимоконтроля промежуточных и конечных результатов деятельности по установленным критериям.
Учащиеся будут уметь составлять и выполнять алгоритмы для формальных исполнителей, определять адрес клетки, находить клетку по координате.
Учащиеся научатся:
- по достижению личностных результатов: развить способность к самооценке итогов деятельности, навыкам самообслуживания; оценить познавательно - трудовую деятельность с точки зрения нравственных и правовых форм, эстетических ценностей по принятым в коллективе требованиям и принципам;
- по достижению метапредметных результатов: использовать механизмы логических действий сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации; уметь определять общую цель и пути её достижения; проявлять готовность признавать возможность существования различных точек зрения; уметь координировать и согласовывать совместную работу и объективно оценивать вклад своей деятельности в общее дело.
Тип: комбинированный в условиях реализации ФГОС
Методы: репродуктивный метод, как элемент актуализации знаний,
продуктивный метод - решение продуктивных заданий, решение жизненных задач, объяснительно-иллюстративный метод, частично-поисковый метод.
Основным методом, который использовался при проведении урока, является проектный метод, который позволяет решить проблему мотивации, научить детей не просто запоминать и воспроизводить информацию, а уметь применять ее на практике. Можно проследить основные составляющие этого метода:
• развитие познавательных, творческих навыков учащихся, умений самостоятельно искать информацию;
• самостоятельная деятельность учащихся: индивидуальная, парная, групповая, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени;
• решение значимой для учащихся проблемы, моделирующей деятельность специалистов какой-либо предметной области;
• представление итогов выполненных проектов в «осязаемом» виде (в виде архитектурного проекта)
• сотрудничество учащихся между собой и учителем («педагогика сотрудничества»).
Формы обучения: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Форма проведения: виртуальная экскурсия в музей архитектуры
Выбранная форма дает возможность развивать интерес к предмету, увеличить информационную емкость урока. Урок также способствует развитию творческих способностей обучающихся, умению видеть прекрасное в окружающей их жизни, формирует уважительное отношение к культуре и традициям народа. На занятии присутствовали элементы интеграции, прослеживается связь с такими предметами как: технология, география, история, музыка, литература, что способствует формированию гуманистического мировоззрения обучающихся.
Основой сюжетной линии является экскурсия в музей, что естественно позволяет привлечь и поддерживать внимание детей данного возраста в течение урока.
Оборудование:
-интерактивная доска;
- ПК;
- мультимедийный проектор;
- мультимедийная презентация;
- дидактический материал: инструкционные карты, карты - задания, имитация киноконцертных билетов, стикеры разных цветов, цветные карандаши;
Технологическая карта урока
Технология проведения
Деятельность
учеников
Деятельность учителя
Планируемые результаты
Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов
Содержание
Предметные
УУД
I. Организационный момент (2 мин)
Цель: проверка готовности обучающихся, их настроя на работу.
Дети рассаживаются по местам, указанным в билетах.
Раздает билеты.
Активизирует внимание детей, нацеливает их на работу.
-Здравствуйте. Возьмите билет. (Приложение 1)
-Займите свои места.
Повторение понятия «адрес» клетки.
Личностные: мотивация к учению.
II. Постановка темы и цели урока (3мин)
Цели: создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.
Отвечают на вопросы
Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.
Показывает презентацию.
- Сегодня у нас не просто урок, а урок путешествие.
-Вы были в музее?
-Какие музеи вы знаете? (современного искусства, музеи изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, исторический музей).
-А какой музей есть в вашем городе? (краеведческий).
-Вы знаете, что есть музеи, в которых экспонатами являются здания?
-Их называют «музеи истории архитектуры»
-А вы знаете, кто создает здания? (архитекторы)
-А вы хотели ли побывать в роли архитектора?
- Вы догадались, где мы сегодня побываем? (в музеи истории архитектуры)
-Тогда Добро пожаловать в музей истории архитектуры! (Слайд 1)
-И сегодня я буду вашим гидом!
Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели, формулирование проблемы.
Регулятивные: умение ставить учебные цели.
Личностные: мотивация к учению.
III. Актуализация знаний (7 мин)
Цели: создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.
Формулирует (уточняет) тему урока, ставят учебные цели и этапы урока.
Под руководством учителя выявляют проблему.
Отвечают на поставленные вопросы.
Называют свой адрес.
Показывает презентацию.
Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.
В нашем музее три зала: зал храмовой архитектуры, зал гражданской архитектуры, зал крепостной архитектуры.
(Слайд 2)
-Скажите, а в нашем городе есть здания данных видов? (церкви, дома)
-Молодцы, а мы сейчас находимся в зале гражданской архитектуры.
(Слайд 3)
-В нем представлены следующие экспонаты: Терем в Талашкино, Дом с шатром в Томске, Каменные палаты в Москве, Дом купца Коробова в Красноярске.
-Скажите в чем особенность гражданской архитектуры? (там жили люди, жилые дома)
-Сейчас я предлагаю вам создать домик по алгоритму.
-Т.к мы с вами многоэтажный дом, то как в каждом доме в нем есть подъезды и этажи. И для того чтобы найти определенную квартиру (клеточку) вам нужно будет сначала найти свой подъезд, потом этаж и закрасить нужную квартиру тем цветом, который будет у вас в задании.
Для выполнения этого задания я вас разделю на несколько групп. У вас на столах лежат карточки с заданиями и карандаши разных цветов (Приложение 2)
Та группа, которая выполнит задание быстрее всех, поднимает руку и выходит к доске для проверки своего результата. Желаю удачи!
(Слайд 4,5)
Знать: понятие алгоритм, формальный исполнитель, «адрес» клетки, из чего он состоит. Уметь находить клетку по адресу и по адресу клетку.
Познавательные: Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Коммуникативные: Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других. Регулятивные: уметь вносить коррективы в действия в случае расхождения результата решения задачи с поставленной целью.
Личностные: Осознание практической значимости знаний.
IV. Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению знаний (7 мин)
Цель: Способствовать формированию знания понятия «адрес» клетки;
умению составлять и выполнять алгоритмы для формальных исполнителей;
умению искать клетку по адресу, записывать адрес клетки.
Участвуют в обсуждении нового и ранее известного учебного материала. Анализируют полученные сведения.
Организует уточнение следующего шага учебной деятельности.
Объяснят материал.
Включает детей в учебную деятельность с помощью поставленной проблемы.
Рассказывает о экспонатах музея архитектуры.
Рассказывает о официальном сайте президента России для детей.
Итак. Переходим в следующий зал - зал Храмовой архитектуры.
-Кто из вас узнал наш первый экспонат? (Московский Кремль)
(Слайд 6)
-Московский Кремль - древнейшая часть Москвы, один из красивейших архитектурных ансамблей мира. С 1991 года Государственный историко-культурный музей - заповедник «Московский Кремль». В Кремле находится Официальная резиденция Президента России.
- У президента России есть свой официальный сайт, в котором можно посмотреть каждую комнату Московского Кремля?
-Хотите посмотреть?
-Но и в нашем городе есть не менее значимые для нас здания.
Обратите внимания на следующий экспонат - Храм во имя божьей матери «Скоропослушницы», находящийся в районе Красного камня.
(Слайд 7)
Храм Александра Невского на заводе Знамя.
(Слайд 8)
-Есть в нашем городке и часовни. Вот несколько из них: Часовня - памятник Варвары Великомученицы, Часовня Ксении Петербуржской.
(Слайд 9)
Познавательные: Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Коммуникативные: Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других. Регулятивные: уметь вносить коррективы в действия в случае расхождения результата решения задачи с поставленной целью.
Личностные: Осознание практической значимости знаний.
V. Первичное восприятие и усвоение нового теоретического материала (7 мин.)
Цель: освоение способа действия с полученными знаниями в практической деятельности.
Составляют и исполняют алгоритм для формального исполнителя.
Объясняет учебный материал. Знакомит с исполнителем алгоритмов «Художник».
Устанавливает осознанность восприятия, первичное обобщение, побуждает к высказыванию своего мнения.
Обеспечивает положительную реакцию детей на высказывания одноклассников.
Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке
И для того чтобы вы окончательно почувствовали себя архитекторами, я предлагаю создать церковь . А поможет вам в этом исполнитель алгоритмов Художник.
Исполнитель алгоритмов Художник умеет рисовать на экране монитора.
(Слайд 10, 11)
У него очень сложная система команд, но чтобы облегчить нам работу Художник придумал различные вспомогательные алгоритмы. Такие как: Четверик, Галерея. Барабан, Крыша, Крест, Шатер.
Выполняя вспомогательный алгоритм, Художник создает рисунок, вписанный в воображаемый квадрат. Размер этого квадрата и его место расположения на экране определяются параметрами вспомогательного алгоритма. Первые два параметра во вспомогательном алгоритме Художника - это координаты левой нижней вершины квадрата, в который вписан рисунок. Положение точки задается двумя числами, которые называются координатами точки. Числа пишут в скобках, между ними ставят запятую. Например,
с помощью вспомогательного алгоритма Четверик можно нарисовать один из элементов часовни.
- Кто догадался чему равна третья координата?
Значение этой переменной вы узнаете в ходе выполнения задания.
1. С помощью учителя составлять и исполнять алгоритмы для знакомых формальных исполнителей;
2. Уметь находить клетку по координатам
Познавательные: умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания.
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Регулятивные: умение использовать внешний план для решения поставленной задачи.
Личностные:
Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности
Физкультминутка
(2 мин.)
Выполняют физкультминутку
Проговаривает физкультминутку, выполняет вместе с учащимися.
(Слайд 12)
VI. Практическая работа за компьютером (10 мин)
Цель: освоение способа действия с полученными знаниями в практической деятельности на компьютере.
Проговаривают правила работы за компьютером.
Открывают программу «Художник», находят свое здание и пишут алгоритм. Историк изучает историческую справку про свою часовню.
Называет следующий этап урока.
Объясняет выполнение задания, правила работы за компьютером.
Создаёт творческую и комфортную среду для общения.
-При входе в класс, вы изначально разделились на три группы.
- Каждому из вас определена своя роль:
руководитель проекта - координирует действия других участников проекта,
историк - знакомится с исторической справкой, конструктор - определяет координаты,
программист - вводит данные в компьютер.
(Приложение 3)
-У вас на столах лежат бейджики, распределите роли в своих группах.
-Руководители проектов подойдите и получите задания. (Приложение 4)
Прежде чем приступить к работе, давайте повторим правила работы за компьютером.
-Перед работой надо помыть руки.
-Нельзя стучать по клавиатуре, нажимать на клавиши надо аккуратно.
-Не надо долго задерживать палец на клавише.
-Спину держать надо прямо.
-Экран лучше не трогать.
-Глаза должны быть на уровне середины экрана.
-Желаю удачи!!!
Кто справится с заданием, на экране монитора появится реалистичное изображение здания.
(Слайд 13)
Знать правила работы за компьютером.
Познавательные: умение создавать информационные объекты на компьютере.
Регулятивные: умение оценить результат своей работы с помощью компьютерных программ.
Личностные: умение самостоятельно соблюдать правила поведения в компьютерном классе, цель которых - сохранение школьного имущества и здоровья одноклассников.
VII. Подведение итогов. (5 мин.)
Поблагодарить учащихся за сотрудничество.
Дети оценивают свою работу на уроке.
Активно включаются в оценочную деятельность, дают самооценку и взаимооценку
Актуализирует работу детей. Поправляет, направляет в нужное русло.
Помогает детям крепить стикеры на доску.
-А у нас остался последний зал - зал крепостной архитектуры.
(Слайд 14)
- В этом зале только один экспонат.
-Петропавловская крепость была заложена по велению Петра Первого 27 мая 1703 года на Заячьем острове. День, когда лопаты солдат и работных людей вонзились в сырую землю острова, принято считать днем основания Петербурга.
-У вас на столах лежат стикеры трех цветов.
-Как вы думаете, для чего они?
- Правильно, для оценки своей работы на уроке. Выберите себе нужный цвет:
- если вам было интересно на уроке, все получилось.
- если вы в чем-то сомневались.
- если вы ничего не поняли, нужно заново объяснить.
(Слайд 15)
(Слайд 16)
Зажгите свет в окнах этого замка, наклеив на них выбранный вами цвет.
Наше путешествие по залам музея архитектуры подошло к концу. В нашем дворце загорелся свет разных цветов, и это значит, что наше путешествие не оставило равнодушных в этом классе.
До скорой встречи!
Познавательные: Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Коммуникативные: Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других. Регулятивные: уметь вносить коррективы в действия в случае расхождения результата решения задачи с поставленной целью.
Личностные: Осознание практической значимости знаний.
Приложение 1
Киноконцертные билеты
Приложение 2
Карточки-задания
Приложение 3
Руководитель
проекта
Историк
Конструктор
Программист
Приложение 4
Задание - карточки для групп
-
Открыть программу «Художник».
-
Выбрать церковь по уровню сложности 1.
-
Написать алгоритм.