7


  • Учителю
  • Рабочие программы по внеурочной деятельности Мир информатики 1-4 классы

Рабочие программы по внеурочной деятельности Мир информатики 1-4 классы

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала











Рабочая программа

кружка «Мир информатики» в 1 классах









Составитель: Грачева Л.П., учитель информатики





































2016 г.

Пояснительная записка

Программа составлена на основе авторской программы А.В.Горячева «Информатика в играх и задачах» в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта начального образования и рассчитана на детей в возрасте 7 лет (1 класс).

Главной целью образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познание, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями.

Это определило цели обучения информатики:

- формирование представлений об информации как одном из трех основополагающих понятий науки - вещества, энергии, информации, на основе которых строится современная научная картина мира;

- подготовка школьников к последующей профессиональной деятельности;

- овладение информационными и телекоммуникационными технологиями как необходимое условие перехода к системе непрерывного образования.

На основании требований Государственного образовательного стандарта в содержании календарно-тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:

- Формирование навыков решения задач с применением таких подходов к решению, которые наиболее типичны и распространены в информатике.

- Овладение способами индивидуальной, фронтальной, парной и групповой деятельности.

- Освоение коммуникативной, рефлексивной, ценностно-ориентированной компетенций и компетенций личностного саморазвития.

Настоящий календарно-тематический план учитывает систему обучения в 1 классе, в котором будет осуществляться учебный процесс, формирующий понимание происхождения и значимости понятий информатики и информационных технологий, роли информатики в системе наук, развивающий мыслительные операции, умение анализировать, сравнивать, классифицировать, рассуждать по аналогии, обеспечивающий духовное, творческое и личностное развитие детей.

Основой целеполагания является обновление требований к уровню подготовки выпускников начальной школы, отражающее важнейшую особенность педагогической концепции государственного стандарта - переход от суммы «предметных результатов» (то есть образовательных результатов, достигаемых в рамках отдельных учебных предметов) к межпредметным и интегративным результатам. Такие результаты представляют собой обобщенные способы деятельности, которые отражают специфику не отдельных предметов, а ступеней общего образования. В государственном стандарте они зафиксированы как общие учебные умения, навыки и способы человеческой деятельности, что предполагает повышенное внимание к развитию межпредметных связей курса.

Дидактическая модель обучения и педагогические средства отражают модернизацию основ учебного процесса, их переориентацию на достижение конкретных результатов в виде сформированных умений и навыков учащихся, обобщенных способов деятельности. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование активных форм познания, нетрадиционных форм уроков, в том числе методики деловых и ролевых игр, проблемных дискуссий, межпредметных интегрированных уроков и т. д.

Для современного курса информатики приоритетным можно считать развитие умений самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата), использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа, определять сущностные характеристики изучаемого объекта, самостоятельно выбирать критерии для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов - в плане это является основой для целеполагания.

На ступени начальной школы задачи учебных занятий определены как, формирование умений анализировать, сравнивать, различать, приводить примеры, определять признаки и др.

При выполнении творческих работ формируется умение опреде­лять адекватные способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов, комбинировать известные алгоритмы деятельности в ситуациях, не предполагающих стан­дартного применения одного из них, мотивированно отказываться от образца деятельности, искать оригинальные решения.

Инновационное развитие методики преподавания информатики ориентировано, прежде всего, на формирование информационно-коммуникативной компетенции учащихся.

Источники информации и средства обучения

I. Учебно-методический комплект:

1. Горячев, А. В. Информатика. 1 класс. («Информатика в играх и задачах»): учебник : в 2 ч. / А. В. Горячев, К. И. Горина, Т. О. Волкова. - М. : Баласс: Школьный дом, 2012.

2. Информатика. 1 класс («Информатика в играх и задачах»): методические рекоменда­ции для учителя по курсу информатики и по курсу математики с элементами информатики / А. В. Горячев, Т. О. Волкова, К. И. Горина. - М. : Баласс, 2011.

II. Компьютерная поддержка:

1. Электронное пособие к учебнику Горячева А.В.

2. Программа «Мир информатики», 1 и 2 год обучения (под руководством д.п.н., проф. А.В. Могилева)

3. С.Н.Тур, Т.П.Бокучава. Программа «Страна «Фантазия».

4. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: school-collection.edu.ru/</</u>

5. Программа Перволого (Институт новых технологий образования)

III. Технические средства обучения:

1. Мультимедийные компьютеры.

2. Интерактивная доска.

3. Локальная сеть.

4. Устройства, обеспечивающие подключение к глобальной сети.

5. Мультимедиапроектор.

6. Принтер.

7. Сканер.

8. Устройства вывода звуковой информации



Планируемые результаты освоения содержания курса

В итоге работы по программе учащимися должны быть достигнуты следующие результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования:

личностные:

1) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развиваю­щемся мире;

2) развитие мотивов учебной деятельности;

3) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в информаци­онной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справед­ливости и свободе;

4) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

метапредметные:

1) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

2) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

3) использование знаково-символических средств представления информации для созда­ния моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

4) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникаци­онных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

5) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организа­ции, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познава­тельными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, ви­део- и графическим сопровождением;

6) осознанное построение речевого высказывания в соответствии с задачами коммуника­ции и составление текстов в устной и письменной форме;

7) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, класси­фикации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных свя­зей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

8) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

9) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;

10) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях информационных объектов, процессов и явлений действительности;

11) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.



Требования к уровню подготовки обучающихся (предметные)

  • знать правила поведения в компьютерном классе, требования безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ;

  • находить лишний предмет в группе однородных;

  • предлагать несколько вариантов лишнего предмета в группе однородных;

  • выделять группы однородных предметов среди разнородных и давать названия этим группам;

  • находить предметы с одинаковым значением признака (цвет, форма, размер, число элементов и т.д.);

  • разбивать предложенное множество фигур (рисунков) на 2 подмножества по значениям разных признаков;

  • находить закономерности в расположении фигур по значению двух признаков;

  • называть последовательность простых знакомых действий;

  • приводить примеры последовательности действий в быту, сказках;

  • находить пропущенное действие в знакомой последовательности;

  • точно выполнять действия под диктовку учителя;

  • отличать заведомо ложные фразы;

  • называть противоположные по смыслу слова;

  • отличать высказывания от других предложений, приводить примеры высказываний, определять истинные и ложные высказывания;

  • составлять линейные алгоритмы для конкретных исполнителей;

  • применять простейший графический редактор для создания и редактирования растровых рисунков.

  • Содержание курса



  • 1. Описание предметов (7 часов).

Информация и информатика.

Правила поведения в компьютерном классе.

Выделение признаков предметов, узнавание предметов по заданным признакам. Сравнение двух или более предметов. Разбиение предметов на группы по заданным признакам.

Компьютерный практикум

Работа с мышью.

Графика. Собери картинку».

Раскрашивание графических рисунков.

Конструирование.

Знакомство с клавиатурой. «Лабиринт».



  • 2. Алгоритмы (7 часов).

Понятия «равно», «не равно». Понятия «больше», «меньше». Понятия «вверх», «вниз», «вправо», «влево». Действия предметов. Последовательность событий. Порядок действий. Последовательность состояний в природе. Выполнение последовательности действий. Составление линейных планов действий. Поиск ошибок в последовательности действий.

Компьютерный практикум

Создание рисунка по образцу: программа «Внимание».

Раскрашивание рисунка по образцу: программа «Орнаменты».

Логические задачи на компьютере: программа «Малыш».

Знакомство с программой Paint.

Создание рисунка в Paint: «домик».

Создание новогоднего поздравления в Paint.



3. Множества (9 часов).

Цифры. Возрастание, убывание.

Множество. Элементы множества. Способы задания множеств.

Сравнение множеств. Отображение множеств.

Кодирование.

Симметрия.

Компьютерный практикум

Работа с клавиатурой: программа «Привет».

Работа с клавиатурой: программа «Устройство компьютера».

Разложение предметов по двум множествам: программа «Множества».

Программа «Третий лишний».

Программа «Укажи лишнего».

Задания на компьютере: «продолжи узор», «соедини».

Программа «Морской бой».

Создание в Paint симметричных фигур.



4. Логика (9 часов)

Истинность и ложность высказываний. Логические рассуждения и выводы. Поиск путей на простейших графах, подсчет вариантов.

Высказывания и множества. Построение отрицания простых высказываний.

Понятие «дерево».

Графы.

Комбинаторика.

Компьютерный практикум

Логическая игра «Ханойская башня».

Выполнение заданий на компьютере: «элементы логики: суждение истинное и ложное».

Выполнение заданий на компьютере: «сопоставление».

Логическая игра «Мудрый крот».

Знакомство с программой «Перволого».

Логические задачи на компьютере: программа «Малыш».



Резерв учебного времени (3 часа)



Календарно-тематическое планирование курса «Мир информатики»

1

9





Понятия «больше», «меньше»

Раскрашивание рисунка по образцу: программа «Орнаменты»

1

10





Понятия «вверх», «вниз», «вправо», «влево»

Исполнитель «Транспортер»

1

11





Действия предметов

Знакомство с программой Paint

1

12





Последовательность событий

Создание рисунка в Paint: «домик»

1

13





Порядок действий

Создание новогоднего поздравления в Paint.

1

14





Повторный инструктаж по охране труда. Повторение темы «Алгоритмы»



1







Тема 3 «Множества»



9

15





Цифры

Работа с клавиатурой: программа «Привет»

1

16





Возрастание, убывание

Работа с клавиатурой: программа «Устройство компьютера»

1

17





Множество. Элементы множества

Разложение предметов по двум множествам: программа «Множества»

1

18





Способы задания множеств

Программа «Третий лишний»

1

19





Сравнение множеств

Программа «Укажи лишнего»

1

20





Отображение множеств

Задания на компьютере: «продолжи узор», «соедини»

1

21





Кодирование

Программа «Морской бой»

1

22





Симметрия

Создание в Paint симметричных фигур

1

23





Повторение темы «Множества»



1







Тема 4 «Логика»



9

24





Отрицание

Логическая игра «Ханойская башня»

1

25





Понятие «истина» и «ложь»

Выполнение заданий на компьютере: «элементы логики: суждение истинное и ложное»

1

26





Понятие «дерево»

Выполнение заданий на компьютере: «сопоставление»

1

27





Графы

Логическая игра «Мудрый крот»

1

28





Комбинаторика

Знакомство с программой «Перволого»

1

29





Исполнитель Черепашка.

Первая программа для Черепашки.

1

30





Костюмы для Черепашки.

Проект «Оживляем картинку»

1

31





Логические задачи

Логические задачи на компьютере: программа «Малыш»

1

32





Повторение темы «Логика»



1

33-35





Резерв учебного времени



3

Учебно-методические материалы

  1. Программы общеобразовательных учреждений. Информатика 1-11 классы, Москва, «Просвещение», 2010 год

  2. Авторская программа Горячева А. В. (Сборник программ «Образовательная система «Школа 2100» / под ред. А. А. Леонтьева. - М.: Баласс, 2011)

  3. Электронное пособие к учебнику Горячева А.В.

  4. Программно-методический комплекс «Мир информатики», под руководством д.п.н., проф. А.В. Могилева, «Учебная книга», г. Екатеринбург, 2005 г.

  5. С.Н.Тур, Т.П.Бокучава «Первые шаги в мире информатики». Методическое пособие для учителей 1-4 классов. Санкт-Петербург, 2009 год

  6. И.Л.Никольская, Л.И.Тигранова «Гимнастика для ума», Москва, «Просвещение. Учебная литература», 1997 год

  7. Гольцман М., Дуванов А., Зайдельман Я., Первин Ю. Арифметические исполнители // Информатика и образование. № 6, 1990, с. 3-12.

  8. Гольцман М., Дуванов А., Зайдельман Я., Первин Ю. Информация вокруг нас // Информатика и образование. № 1, 1990, с. 29-38.

  9. Гольцман М., Дуванов А., Зайдельман Я., Первин Ю. Исполнители // Информатика и образование. № 4, 1990, с. 17-25.

  10. «Компьютер для детей», Москва, АСТ-Пресс, 2009 год

  11. Сборник «Задачи для развития логики».

  12. Гин С.И. «Мир логики» Методические пособия для учителя. Москва. Вита-Пресс, 2010год

  13. Гетманова АД. Занимательная логика для школьников. М.: Издательство МГПУ, 2010 год



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал