- Учителю
- Рабоча программа внеурочной деятельности 'Занимательная информатика 2 класс.
Рабоча программа внеурочной деятельности 'Занимательная информатика 2 класс.
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Криворожская средняя общеобразовательная школа
ПРИНЯТО УТВЕРЖДЕНО
Педагогическим советом школы Приказ от 25.08.2014 г. №163
Протокол от 25.08.2014 г № 1. Директор школы
Председатель педагогического совета ____________ Л. В. Зоренко
____________ Л. В. Зоренко
Рабочая программа
внеурочной деятельности по курсу
«Занимательная информатика»
во 2 классе
на 2014-2015 учебный год
(ФГОС начального общего образования)
Составитель: Безручко Татьяна Васильевна,
учитель I квалификационной категории
с. Криворожье
2014 г
Пояснительная записка
Основная цель курса информатики в начальной школе - это как можно раньше начать формирование молодого поколения, готового жить и творчески работать в современном информационном мире.
Курс информатики в начальной школе вносит значимый вклад в формирование информационного компонента общеучебных умений и навыков, выработка которых является одним из приоритетов общего образования. Более того, информатика как учебный предмет, на котором целенаправленно формируются умения и навыки работы с информацией, может быть одним из ведущих предметов, служащих приобретению учащимися информационного компонента универсальных учебных действий.
Цели изучения информатики в начальной школе:
-
освоение знаний, составляющих начала представлений об информационной картине мира и информационных процессах, способствующих восприятию основных теоретических понятий в базовом курсе информатики и формированию алгоритмического и логического мышления;
-
овладение умением использовать компьютерную технику как практический инструмент для работы с информацией в учебной деятельности и повседневной жизни;
-
развитие первоначальных способностей ориентироваться в информационных потоках окружающего мира и применять точную и понятную инструкцию при решении учебных задач и в повседневной жизни
-
воспитание интереса к информационной и коммуникативной деятельности, этическим нормам работы с информацией; воспитание бережного отношения к техническим устройствам.
Программа внеурочной деятельности во 2 классе "Занимательная информатика" представляет собой пропедевтический развивающий курс, построенный на специально отобранном материале и опирающийся на следующие принципы:
-
системность;
-
гуманизация;
-
междисциплинарная интеграция;
-
дифференциация;
-
дополнительная мотивация через игру.
Преподавание построено в соответствии с принципами валеологии "не навреди". На каждом уроке обязательно проводится физкультминутка, за компьютером дети работают 10-15 минут, и сразу после работы за компьютером следует минутка релаксации - дети выполняют различные гимнастические упражнения для глаз и кистей рук.
На изучение курса отведено 35 часов (1 час в неделю). Программа составлена на 34 часа.
Примерная структура занятия
-
Организационный момент (1-2 мин)
-
Разминка. Короткие логические, математические задачи и задачи на развитие внимания (2-4 мин)
-
Объяснение нового материала или фронтальная работа по решению новых задач (5 мин)
-
Физкультминутка (1 мин)
-
Работа за компьютером (10-12 мин)
-
Релаксация (1 мин)
-
Подведение итогов (2 мин)
По каждой теме с учащимися проводятся упражнения в игровой форме, позволяющие судить о том, как усвоен пройденный материал.
Основные цели и задачи курса 1 года обучения
-
Осуществление индивидуально-личностного подхода к обучению школьников;
-
Начальное формирование и развитие логического мышления и пространственного воображения в оптимальные сроки;
-
Формирование алгоритмического подхода к решению задач;
-
Расширение кругозора, развитие памяти, внимания, творческого воображения, математического и образного мышления;
-
Пропедевтика таких понятий, как множества;
-
Формирование навыков работы с различными исполнителями;
-
Пропедевтика применения персонального компьютера как инструмента практической деятельности.
Задачи обучения информатике в начальной школе, связанные с
-
обучением:
-
развитие познавательного интереса к предметной области «Информатика»
-
познакомить школьников с основными свойствами информации
-
научить их приемам организации информации
-
формирование универсальных учебных действий
-
приобретение знаний, умений и навыков работы с информацией
-
формирование умения применять теоретические знания на практике
-
дать школьникам первоначальное представление о компьютере и сферах его применения;
2) развитием:
-
памяти, внимания, наблюдательности
-
абстрактного и логического мышления
-
творческого и рационального подхода к решению задач;
3) воспитанием
-
настойчивости, собранности, организованности, аккуратности
-
умения работать в минигруппе, культуры общения, ведения диалога
-
бережного отношения к школьному имуществу,
-
навыков здорового образа жизни.
Содержание курса
Первый год обучения (34 ч.)
Правила поведения и техника безопасности в компьютерном классе. Учимся работать на компьютере? (7ч.)
Знакомство с кабинетом, с правилами поведения в кабинете. Знакомство с компьютером. Демонстрация возможностей персональных компьютеров. Рабочий стол. Назначение основных устройств компьютера. Правила работы за компьютером.
Сопоставление роли и назначения компьютерного и реального рабочего стола. Назначение объектов компьютерного Рабочего стола.
Освоение приемов работы с мышью.
Понятие компьютерного меню.
Знакомство с назначениями и функциями Главного меню.
Технология запуска программ из Главного меню и завершения работы программы.
Освоение клавиатуры. Назначение служебных клавиш.
Информация вокруг нас. Введение в логику (6ч.)
Решение задач на развитие внимания.
Понятие множества. Общий признак для группы предметов. Поиск "лишнего" предмета в группе предметов. Выделение существенного признака предмета. Выделение существенного признака группы предметов. Выявление закономерностей в расположении предметов.
Решение логических задач.
Суждение: истинное или ложное. Сопоставление.
Логика и конструирование.
План и правила.
Компьютерная графика. (16 ч.)
Что такое компьютерная графика.
Основные возможности графического редактора Paint по созданию графических объектов.
Интерфейс графического редактора и его основные объекты.
Панель Палитра. Панель Инструменты.
Настройка инструментов рисования.
Создание рисунков с помощью инструментов.
Понятие фрагмента рисунка. Технология выделения и перемещения фрагмента рисунка.
Примеры создания графического объекта их типовых фрагментов.
Практикум по созданию и редактированию графических объектов.
Построение геометрических фигур. Использование клавиши Shift при построении прямых, квадратов, окружностей. Понятие пиктограммы.
Исполнитель. (3 ч.)
Понятие исполнителя.
Примеры исполнителей из окружающей жизни.
Закрепление. (2 ч)
В результате обучения учащиеся должны:
-
Знать правила поведения в компьютерном классе;
-
Знать основные сферы применения компьютеров;
-
Уметь точно выполнять действия под диктовку учителя;
-
Знать назначение основных устройств компьютера;
-
Знать правила работы за компьютером;
-
Знать назначение Рабочего стола;
-
Знать назначение компьютерного меню и Главного меню;
-
Знать назначение служебных клавиш на клавиатуре.
-
Уметь проводить анализ при решении логических задач;
-
Иметь понятие о множестве;
-
Уметь приводить примеры множеств предметов и располагать их в порядке расширения или в порядке сужения объема понятий;
-
Уметь находить общий признак для группы предметов;
-
Знать понятие существенного признака предмета;
-
Уметь выделять существенный признак предмета и группы предметов;
-
Уметь выявлять закономерности в расположении предметов и продолжать последовательности с учетом выявленных закономерностей;
-
Уметь предлагать несколько вариантов "лишнего предмета" в группе однородных предметов;
-
Уметь конструировать фигуру из ее частей по представлению;
-
Уметь разделять фигуру на заданные части по преставлению;
-
Уметь использовать повороты при решении логических задач и при работе с прикладными программами;
-
Знать назначение основных клавиш Enter, Bakspace, Пробел;
-
Использовать клавиатуру и мышь при работе с прикладными программами;
-
Уметь управлять объектами на экране монитора.
-
Знать назначение и возможности графического редактора;
-
Знать назначение объектов интерфейса графического редактора.
-
Уметь рисовать в графическом редакторе Paint.
-
Уметь настраивать панель Инструменты;
-
Уметь создавать простейшие рисунки с помощью инструментов.
-
Знать понятие фрагмента рисунка;
-
Уметь выделять и перемещать фрагмент рисунка;
-
Уметь создавать графический объект из типовых фрагментов;
-
Уметь использовать при построении геометрических фигур клавишу Shift;
Формирование
универсальных учебных действий
На конец 1 года обучения мы можем говорить только о начале формирования результатов освоения программы по курсу «Занимательная информатика». В связи с этим можно выделить основные направления работы учителя по начальному формированию универсальных учебных действий.
Личностные
-
внутренняя позиции школьника на основе положительного отношения к школе;
-
принятие образа «хорошего ученика»;
-
положительная мотивация и познавательный интерес к изучению курса «Первые шаги в мире информатики»;
-
способность к самооценке;
-
начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях;
Метапредметные
Познавательные
-
начало формирования навыка поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий;
-
сбор информации;
-
обработка информации (с помощью ИКТ);
-
анализ информации;
-
передача информации (устным, письменным, цифровым способами);
-
самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
-
использовать общие приёмы решения задач;
-
контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;
-
моделировать, т.е. выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов с целью решения конкретных задач.
-
подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков;
-
синтез;
-
сравнение;
-
классификация по заданным критериям;
-
установление аналогий;
-
построение рассуждения.
Регулятивные
-
начальные навыки умения формулировать и удерживать учебную задачу;
-
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
-
ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем;
-
выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
-
умение выполнять учебные действия в устной форме;
-
использовать речь для регуляции своего действия;
-
сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
-
адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;
-
выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, определять качество и уровня усвоения;
Коммуникативные
В процессе обучения дети учатся:
-
работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;
-
ставить вопросы;
-
обращаться за помощью;
-
формулировать свои затруднения;
-
предлагать помощь и сотрудничество;
-
договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
-
слушать собеседника;
-
договариваться и приходить к общему решению;
-
формулировать собственное мнение и позицию;
-
осуществлять взаимный контроль;
-
адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Календарно-тематическое планирование материала
№
п/п
Наименование разделов и тем
К-во
часов
Сроки изучения
по
плану
факти-чески
Правила поведения и техника безопасности в кабинете информатики.
1
05.09.2014
Компьютер и его основные устройства.
1
12.09
Пиктограммы. Компьютерная помощница - мышь.
1
19.09
Клавиатура - инструмент писателя. Работа на клавиатуре.
1
26.09
Рабочий стол в реальном и виртуальном мире.
1
03.10
Меню: возможность выбора.
1
10.10
Обобщение по теме «Учимся работать на компьютере».
1
17.10
8.
Понятие «информация». Способы представления и передачи информации.
1
24.10
9.
Элементы логики. Суждение: истинное и ложное.
1
31.10
10.
Элементы логики. Сопоставление.
1
14.11
11.
Множества. Общий признак для группы предметов.
1
21.11
12.
Множества. Выделение существенного признака предмета. План и правила.
1
28.11
13.
Обобщение по теме «Информация вокруг нас. Введение в логику».
1
05.12
14.
Графика. Раскрашивание компьютерных рисунков.
1
12.12
15-16
Раскрашивание компьютерных рисунков.
2
19.12
26.12
17-18
Конструирование.
2
16.01.2015
23.01
19.
Страна разноцветных чудес и открытий. Графический редактор Paint.
1
30.01
20.
Инструменты для рисования Карандаш, Кисть, Линия, Ластик.
1
06.02
21.
Инструменты Прямоугольник, Эллипс, Надпись, Произвольное выделение, Прямоугольное выделение.
1
13.02
22.
Команды: Копировать, Вставить.
1
20.02
23.
Настройка инструментов.
1
27.02
24.
Фрагмент рисунка.
1
06.03
25-26
Построения с помощью клавиши Shift.
2
13.03
20.03
27.
Рисование в графическом редакторе Paint. (Рисунок «Верба»).
1
03.04
28.
Рисование в графическом редакторе Paint. (Рисунок «Цыплёнок»).
1
10.04
29.
Рисование в графическом редакторе Paint. (Рисунок «Машина»).
1
17.04
30.
Понятие «Исполнитель».
1
24.04
31-32
Пример исполнителя.
2
08.05
15.05
33-34
Повторение изученного материала по теме «Компьютерная графика».
2
22.05
29.05
Перечень учебно-методического обеспечения
-
Информатика и ИКТ. Н. В. Макарова. Начальный уровень.
-
Информатика в начальной школе (приложение к журналу «Информатика и образование» №8-2005, №8-2006, №8- 2010)
-
Компакт-диск «Мир информатики. 1 год обучения».
Технические средства обучения
№
Наименование ТСО
Количество
1
Р/м ученика: компьютер в сборе
15
2
Р/м учителя: компьютер в сборе
1
3
Лазерное МФУ Canon
1
4
Доска интерактивная SMARTBoard 680
1
5
Мультимедиа-проектор в комплекте с потолочным креплением BenQ 612
1
6
ИБП
8
7
Модем
1
Имеется локальная сеть, выход в глобальную сеть Интернет.
1