7


  • Учителю
  • Рабочая программа дополнительной образовательной деятельности по информатике и ИКТ (10-11 классы)

Рабочая программа дополнительной образовательной деятельности по информатике и ИКТ (10-11 классы)

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание: Данная программа была разработана с целью обеспечения дополнительной образовательной деятельности по предмету "информатика и ИКТ". Программа предполагает формирование у обучающихся умений и навыков разработки и реализации сравнительно сложных программных проектов с
предварительный просмотр материала

Рабочая программа по курсу

«Разработка GUI-приложений на языке программирования Python»

(дополнительная образовательная деятельность)

2 ч в неделю (70 ч)

Пояснительная записка

Данная авторская рабочая программа составлена на основе программы элективного курса по информатике «Модуль tkinter. Создание графического интерфейса пользователя с помощью языка программирования Python» А. В. Плаксиной (учителя информатики и ИКТ МБОУ СОШ № 117 г. Нижнего Новгорода), опубликованной электронно по адресу kabinet-vplaksina.narod.ru/olderfiles/5/Modul_tkinter.pdf.

Данная программа построена с опорой на выше обозначенную программу и книгу [1], и представляет собой программу обучения не только созданию простейших программ с графическим интерфейсом на языке программирования Python, но и краткое введение в данный язык программирования, а также изучение методов построения достаточно сложных, практически профессиональных графических интерфейсов прикладных программ.

Целевая аудитория программы - ученики старших классов, а также все, кто интересуется программированием в среде современных операционных систем. Для успешного освоения курса предполагается, что обучающиеся имеют начальное представление о программировании и навыки написания несложных программ на каком-либо языке программирования высокого уровня.

Программа нацелена на интеграцию теоретических и практических знаний, полученных обучающимися на уроках информатики и ИКТ с умениями и навыками написания прикладных программ с современным графическим интерфейсом пользователя, предоставляемым распространенными операционными системами.

Программа рассчитана на 70 часов, из расчета 2 часа в неделю.



Цели и образовательные результаты курса:

1) знакомство с языком программирования Python 3.x на уровне, достаточном для реализации наиболее известных алгоритмов и методов обработки информации с использованием компьютера;

2) формирование базовых понятий построения графического интерфейса пользователя (GUI);

3) углубление знаний обучающихся по программированию и построению сложных GUI-приложений средствами библиотеки tkinter.



Учебно-тематический план

Содержание программы

(70 ч)

Основы языка Python (10 ч)

Введение в язык программирования Python.

Простые типы данных (int, float, str).

Стандартный ввод и вывод данных. Функции input(), print().

Основные алгоритмические конструкции: ветвления, циклы, функции. Обработка исключений.

Составные типы данных: кортежи, списки, словари, множества, файлы.



Основы tkinter (14 ч)

Введение в tkinter.

Виджеты и их свойства.

Связывание событий с обработчиками. Программирование событий.

Переменные tkinter.

Создание меню приложения.

Стандартные диалоговые окна.

Виджет Canvas (холст) и рисование графических примитивов.

Особенности работы виджетами Text и ScrolledText.



Углубление в tkinter (11 ч)

Создание многооконных приложений. Модальные окна и диалоги.

Отображение и обработка изображений с помощью Pillow.

Анимация в программе.



Создание полезных графических приложений (35 ч)

Простой калькулятор.

Стековый калькулятор для вычисления выражений в обратной польской нотации.

Программа для кодирования и декодирования текстовых сообщений.

Программа для декодирования черно-белых растровых изображений без сжатия.

Программа для вычисления скорости передачи информации по различным каналам связи и визуализации процессов передачи с использованием диаграмм Ганта.

Программа перевода целых чисел из одной системы счисления в другую.

Программа, рисующая граф по заданной весовой матрице.



Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате изучения курса обучающийся должен

знать/понимать

смысл понятий: событийно-ориентированное программирование, событие, обработчик события, виджет;



уметь

• записывать алгоритмы обработки данных на языке программирования Python;

• конструировать функциональные, лаконичные, эргономичные пользовательские интерфейсы для своих программ;



использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: написания полезных в теоретическом или практическом плане приложений с графическим интерфейсом пользователя, предназначенных для запуска в среде любой современной операционной системы.



Календарно-тематический план







10

Некоторые стандартные модули: math







Основы tkinter (14 ч)

1

Введение в tkinter







2

Виджеты и их свойства. Часть 1







3

Практическая работа «Создание приложения с виджетами»







4

Виджеты и их свойства. Часть 2







5

Практическая работа «Создание приложения с виджетами»







6

Метод bind модуля tkinter







7

Программирование событий в tkinter







8

Переменные в tkinter







9

Создание меню приложения







10

Диалоговые окна в tkinter







11

Практическая работа «Создание приложения со стандартными диалогами»







12

Знакомство с виджетом Canvas







13

Canvas: методы, идентификаторы, теги







14

Особенности работы с виджетами Text и ScrolledText







Углубление в tkinter (11 ч)

1

Окна верхнего уровня. Виджеты Toplevel и Tk







2

Протоколы окна верхнего уровня







3

Создание модальных диалоговых окон







4

Виджеты Message и Entry







5

Построение диалоговых окон с различными виджетами: Checkbutton, Radiobutton, Scale







6

Построение диалоговых окон с различными виджетами: Checkbutton, Radiobutton, Scale







7

Работа с файлами изображений с помощью библиотеки Pillow: загрузка файлов







8

Работа с файлами изображений с помощью библиотеки Pillow: создание файлов







9

Работа с файлами изображений с помощью библиотеки Pillow: создание файлов







10

Создание анимации с помощью методов after и update







11

Создание анимации с помощью методов after и update







Создание полезных графических приложений (35 ч)

1

Простой калькулятор: реализация интерфейса







2

Простой калькулятор: реализация обработчиков







3

Стековый калькулятор: структура данных «стек» и обратная польская нотация







4

Стековый калькулятор: реализация интерфейса







5

Стековый калькулятор: реализация обработчиков







6

Программа кодирования текстовых сообщений: общие идеи







7

Программа кодирования текстовых сообщений: интерфейс диалога задания кодовой таблицы







8

Программа кодирования текстовых сообщений: реализация проверки условий Фано







9

Программа кодирования текстовых сообщений: интерфейс основного окна







10

Программа кодирования текстовых сообщений: реализация обработчиков основного окна







11

Программа для декодирования черно-белых растровых изображений без сжатия: общие идеи







12

Программа для декодирования черно-белых растровых изображений без сжатия: интерфейс основного окна







13

Программа для декодирования черно-белых растровых изображений без сжатия: диалог запроса кода изображения







14

Программа для декодирования черно-белых растровых изображений без сжатия: расшифровка кода







15

Программа для декодирования черно-белых растровых изображений без сжатия: отрисовка изображения на холсте основного окна







16

Программа для вычисления скорости передачи информации: общие идеи







17

Программа для вычисления скорости передачи информации: интерфейс основного окна







18

Программа для вычисления скорости передачи информации: функция построения диаграммы Ганта







19

Программа для вычисления скорости передачи информации: функция построения диаграммы Ганта







20

Программа для вычисления скорости передачи информации: диалог ввода параметров процессов передачи данных







21

Программа для вычисления скорости передачи информации: диалог ввода параметров процессов передачи данных







22

Программа для вычисления скорости передачи информации: финальная стадия работы над программой







23

Программа перевода целых чисел из одной системы счисления в другую: общие идеи







24

Программа перевода целых чисел из одной системы счисления в другую: реализация интерфейса основного окна







25

Программа перевода целых чисел из одной системы счисления в другую: реализация интерфейса окна ввода данных







26

Программа перевода целых чисел из одной системы счисления в другую: реализация обработчиков окна ввода данных







27

Программа перевода целых чисел из одной системы счисления в другую: реализация обработчиков основного окна







28

Программа перевода целых чисел из одной системы счисления в другую: реализация обработчиков основного окна







29

Программа рисования графа: основные идеи







30

Программа рисования графа: реализация интерфейса основного окна







31

Программа рисования графа: построение графа по заданной весовой матрице







32

Программа рисования графа: реализация интерфейса окна ввода весовой матрицы







33

Программа рисования графа: реализация обработчиков окна ввода весовой матрицы







34

Программа рисования графа: реализация обработчиков окна ввода весовой матрицы







35

Программа рисования графа: финальная стадия работы над программой









Литература

1. Лутц М. Программирование на Python, том I, 4-е издание. - Пер. с англ. - Спб.: Символ-Плюс, 2011. - 992 с., ил.

2. Курс по библиотеке Tkinter языка Python. [Электронный ресурс.] // Викиверситет: [сайт]. [2015]. URL: https://ru.wikiversity.org/wiki/Курс_по_библиотеке_ Tkinter_языка_Python (дата обращения: 10.06.2015).

3. Создание GUI на Python с помощью библиотеки Tkinter. Программирование для начинающих. [Электронный ресурс.] // Лаборатория юного линуксоида: [сайт]. [2014]. URL: younglinux.info/tkinter.php (дата обращения: 10.06.2015).

4. Tkinter Tutorial. [Электронный ресурс.] // Python Course: [сайт]. [2015]. URL: www.python-course.eu/python_tkinter.php</</u> (дата обращения: 10.06.2015).







 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал