- Учителю
- Рабочая программа по информатике для 3-х классов
Рабочая программа по информатике для 3-х классов
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №13
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по информатике
для 3 - х классов
Разработчик:
Голышева О.Ю.,
учитель информатики
2015 - 2016 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу «Информатика» для 3-х классов разработана в
соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 №373), Закона РФ «Об образовании»; Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ №13; Положения МБОУ СОШ № 13 о рабочих программах педагога, реализующего ФГОС второго поколения, а также с учётом авторской программы курса информатики для начальной общеобразовательной школы Горячева А. В. (Сборник программ «Образовательная система «Школа 2100» / под ред. А. А. Леонтьева. - М.: Баласс, 2012) и ориентирована на использование учебника Горячев А.В., Горина К.И., Суворова Н.И. - М.: Баласс, 2012 «Информатика» (ФГОС) учебник для 3 класса в 2-х частях, который включён в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования (приказ Минобрнауки от 31 марта 2014 г. № 253).
Главная цель данного курса информатики - развивая логическое, алгоритмическое и системное мышление, создавать предпосылку успешного освоения инвариантных фундаментальных знаний и умений в областях, связанных с информатикой, которые вследствие непрерывного обновления и изменения аппаратных и программных средств выходят на первое место в формировании научного информационно-технологического потенциала общества.
Задачи курса:
1) развитие у школьников навыков решения задач с применением таких подходов к решению, которые наиболее типичны и распространены в областях деятельности, традиционно относящихся к информатике:
• применение формальной логики при решении задач - построение выводов путем применения к известным утверждениям логических операций «если-то», «и», «или», «не» и их комбинаций - «если ... и ..., то...»);
• алгоритмический подход к решению задач - умение планирования последовательности действий для достижения какой-либо цели, а также решения широкого класса задач, для которых ответом является не число или утверждение, а описание последовательности действий;
• системный подход - рассмотрение сложных объектов и явлений в виде набора более простых составных частей, каждая из которых выполняет свою роль для функционирования объекта в целом; рассмотрение влияния изменения в одной составной части на поведение всей системы;
• объектно-ориентированный подход - акцентирование объектов, а не действий, умение объединять отдельные предметы в группу с общим названием, выделять общие признаки предметов этой группы и действия, выполняемые над этими предметами; умение описывать предмет по принципу «из чего состоит и что делает (можно с ним делать»);
2) расширение кругозора в областях знаний, тесно связанных с информатикой: знакомство с графами, комбинаторными задачами, логическими играми с выигрышной стратегией («начинают и выигрывают») и некоторыми другими
3) создание у учеников навыков решения логических задач и ознакомление с общими приемами решения задач - «как решать задачу, которую раньше не решали» - с ориентацией на проблемы формализации и создания моделей (поиск закономерностей, рассуждения по аналогии, по индукции, правдоподобные догадки, развитие творческого воображения и др.).
Общая характеристика учебного предмета, курса
Данный курс предназначен для развития логического, алгоритмического и системного мышления, создания предпосылок успешного освоения учащимися инвариантных фундаментальных знаний и умений в областях, связанных с информатикой, которые вследствие непрерывного обновления и изменения в аппаратных и программных средствах выходят на первое место в формировании научного информационно-технологического потенциала общества
В курсе выделяются следующие разделы:
-
описание объектов - атрибуты, структуры, классы;
-
описание поведения объектов - процессы и алгоритмы;
-
описание логических рассуждений - высказывания и схемы логического вывода;
-
применение моделей (структурных и функциональных схем) для решения разного.
Материал этих разделов изучается на протяжении всего курса концентрически, так, что объём соответствующих понятий возрастает от класса к классу.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Изучение предмета проходит за счет части формируемой участниками образовательного процесса. Это позволяет реализовать непрерывный курс информатики. В соответствии с учебным планом школы на 2014-2015 учебный год рабочая программа составлена на 34 часа (1 час в неделю), что соответствует часам, отведенным авторами программы.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета:
Основной целью изучения информатики в начальной школе является формирование у учащихся основ ИКТ-компетентности, многие компоненты, которой входят в структуру УУД. Это и задает основные ценностные ориентиры содержания данного курса. С точки зрения достижения метапредметных результатов обучения, а также продолжения образования на более высоких ступенях (в том числе обучения информатике в среднем и старшем звене) наиболее ценными являются следующие компетенции, отраженные в содержании курса:
• основы логической и алгоритмической компетентности, в частности овладение основами логического и алгоритмического мышления, умением действовать в соответствии с алгоритмом и строить простейшие алгоритмы;
• основы информационной грамотности, в частности овладение способами и приемами поиска, получения, представления информации, в том числе информации, данной в различных видах: текст, таблица, диаграмма, цепочка, совокупность;
• основы ИКТ-квалификации, в частности овладение основами применения компьютеров (и других средств ИКТ) для решения информационных задач;
• основы коммуникационной компетентности. В рамках данного учебного предмета наиболее активно формируются стороны коммуникационной компетентности, связанные с приемом и передачей информации. Сюда же относятся аспекты языковой компетентности, которые связаны с овладением системой информационных понятий, использованием языка для приема и передачи информации.
Таким образом, содержание курса информатики построено с учетом межпредметной, внутрипредметной и надпредметной интеграции, что создает условия для организации учебно-исследовательской деятельности ребенка и способствует его личностному развитию.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.
Личностными результатами изучения информатики являются воспитание и развитие социально и личностно значимых качеств, индивидуально-личностных позиций, ценностных установок, раскрывающих отношение к труду, систему норм и правил межличностного общения, обеспечивающую успешность совместной деятельности.
Метапредметными результатами изучения информатики является освоение учащимися универсальных способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.
Предметными результатами изучения информатики являются доступные по возрасту начальные сведения о компьютере, элементарные умения предметно-преобразовательной деятельности, элементарный опыт творческой и проектной деятельности.
Содержание учебного предмета
1. Алгоритмы (10 часов).
Алгоритм как план действий, приводящих к заданной цели. Формы записи алгоритмов: блок-схема, построчная запись. Выполнение алгоритма. Составление алгоритма. Поиск ошибок в алгоритме. Линейные, ветвящиеся, циклические алгоритмы.
Учащиеся должны:
-
понимать построчную запись алгоритмов и запись с помощью блок-схем;
-
выполнять простые алгоритмы и составлять свои по аналогии;
2. Объекты (7 часов).
Общие названия и отдельные объекты. Разные объекты с общим названием. Разные общие названия одного отдельного объекта. Состав и действия объектов с одним общим названием. Отличительные признаки. Значения отличительных признаков (атрибутов) у разных объектов в группе. Имена объектов.
Учащиеся должны:
-
описывать предмет (существо, явление), называя его составные части и действия;
-
находить общее в составных частях и действиях у всех предметов из одного класса (группы однородных предметов);
-
именовать группы однородных предметов и отдельные предметы из таких групп;
-
записывать значения признаков в виде таблицы;
-
описывать особенные свойства предметов из подгруппы.
-
находить общее в составных частях и действиях у всех предметов из одного класса (группы однородных предметов);
-
называть общие признаки предметов из одного класса (группы однородных предметов) и значения признаков у разных предметов из этого класса;
3. Множество (10 часов).
Высказывания со словами «все», «не все», «никакие». Отношения между множествами (объединение, пересечение, вложенность). Графы и их табличное описание. Пути в графах. Деревья.
Учащиеся должны:
-
изображать графы;
-
выбирать граф, правильно изображающий предложенную ситуацию;
-
находить на рисунке область пересечения двух множеств и называть элементы из этой области.
4. Закономерности (7 часов).
Игры. Анализ игры с выигрышной стратегией. Решение задач по аналогии. Решение задач на закономерности. Аналогичные закономерности.
Учащиеся должны:
-
находить пары предметов с аналогичным составом, действиями, признаками;
-
находить закономерность и восстанавливать пропущенные элементы цепочки или таблицы;
-
располагать предметы в цепочке или таблице, соблюдая закономерность, аналогичную заданной;
находить закономерность в ходе игры, формулировать и применять выигрышную стратегию.
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности.
Определять правильный порядок выполнения шагов.
Выполнять простые алгоритмы и составлять свои по аналогии.
Находить и исправлять ошибки в алгоритмах.
Выполнять, составлять и
записывать в виде схем алгоритмы с ветвлениями и циклами.
Формулировать условия ветвления и условия выхода из цикла.
Правила техники безопасности и поведения в компьютерном классе.
с. 5, № 3,4
2
Схема алгоритма.
1
Компьютеры вокруг нас.
с. 9, № 9(3), 10(3)
3
Ветвление в алгоритме.
1
Компьютерные программы.
с. 13, № 15
4
Цикл в алгоритме.
1
Основные устройства компьютера
с.16, № 18
5
Алгоритмы с ветвлениями и циклами.
1
Комп.
практикум Работа с мышью
с. 19, № 22
6
Подготовка к контрольной работе.
1
Компьютерная графика.
С. 21 № 26, 28
7
Контрольная работа по теме №1 «Алгоритмы»
1
Основные операции при рисовании.
8
Анализ
контрольной работы. Работа над ошибками.
1
9
Обобщение по теме «Алгоритм».
1
с. 27, № 31
Объекты (7 часов)
10
Состав и действия объекта
1
Описывать предмет (существо, явление), называя его составные части и действия.
Находить общее в составных частях и действиях у всех предметов из одного класса (группы однородных предметов).
Именовать группы однородных предметов и отдельные предметы из таких групп.
Определять общие признаки предметов из одного класса (группы однородных предметов) и значения признаков у разных предметов из этого класса,
записывать значения этих признаков в виде таблицы.
Описывать особенные свойства предметов из подгруппы.
Анимация. Компьютерная анимация.
11
Группа объектов. Общее название.
1
Анимация. Компьютерная анимация.
с. 33, № 9
12
Общие свойства объектов группы. Особенные свойства объектов подгруппы.
1
Основные способы создания компьютерной анимации.
с. 37, № 16, 17
13
Единичное имя объекта. Отличительные признаки объектов.
1
Основные способы создания компьютерной анимации.
с. 41, № 21, 23
14
Повторение, обобщение, подготовка к контрольной работе.
1
Основные способы создания компьютерной анимации.
с. 47, № 31
15
Контрольная работа по теме №2 «Объекты, группы объектов».
1
16
Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.
1
Основные способы создания компьютерной анимации.
С. 51, № 40
17
Обобщение изученного материала по теме: «Объекты, группы объектов»
1
Этапы создания мультфильма.
с. 56, № 44, 45
Множество (10 часов)
18
Множество. Число элементов множества. Подмножество.
1
Определять принадлежность элементов заданной совокупности (множеству) и части совокупности (подмножеству).
Определять принадлежность элементов пересечению и объединению совокупностей (множеств).
Отличать высказывания от других предложений, приводить примеры высказываний, определять истинные и ложные высказывания.
Строить высказывания, с использованием связок «И», «ИЛИ», «НЕ».
Определять истинность составных высказываний.
Выбирать граф, правильно изображающий предложенную ситуацию; составлять граф по словесному описанию отношений между предметами или существами.
Компьютерное проектирование
с. 4, № 7, 8
19
Элементы, не принадлежащие множеству. Пересечение множеств.
1
Компьютерное проектирование
с. 7, № 12
20
Пересечение и
объединение
множеств.
1
Программы для проектирования зданий.
с. 10, № 17
21
Истинность высказывания. Отрицание. Истинность высказываний со словом «НЕ».
1
Основные операции при проектировании.
с. 13, № 22
22
Истинность высказываний со словами «И», «ИЛИ».
1
Основные операции при проектировании.
с. 15, № 26
23
Граф. Вершины и ребра графа.
1
Основные операции при проектировании.
с. 17, № 29
24
Граф с направленными ребрами.
1
Основные операции при проектировании.
с. 21, № 34, 35
25
Повторение и подготовка к контрольной работе.
1
Порядок действий при проектировании дома.
с. 24, № 40, 42
26
Контрольная
Работа №3 по теме «Множества»
1
Порядок действий при проектировании дома.
27
Обобщение изученного материала по теме: «Множества»
1
Порядок действий при проектировании дома.
с. 28, № 47
Закономерности (7 часов)
28
Аналогия.
1
Находить пары предметов с аналогичным составом, действиями, признаками.
Находить закономерность и восстанавливать пропущенные элементы цепочки или таблицы.
Располагать предметы в цепочке или таблице, соблюдая закономерность, аналогичную заданной.
Находить закономерность в ходе игры, формулировать и
применять выигрышную стратегию.
Компьютерные игры. Виды компьютерных игр.
с. 33, № 4
29
Закономерность.
1
Программы для создания компьютерных игр.
с. 36, № 13, 15
30
Аналогичная закономерность.
1
Основные операции при конструировании игр.
с. 40, № 23
31
Аналогичная
закономерность
1
Основные операции при конструировании игр.
с. 43, № 26, 28
32
Подготовка к контрольной работе по теме «Аналогия».
1
Основные операции при конструировании игр.
С. 47, № 32, 33
33
Контрольная работа №4 по теме «Аналогия»
1
34
Анализ контрольной работы. Обобщение материала по теме: «Аналогия»
1
Основные операции при конструировании игр.
В соответствии с надпредметной программой «Основы смыслового чтения и работа с текстом» акцент сделан на такой вид деятельности школьника, как работа с текстом:
1. Заполнение или составление схем, таблиц, конспекта, кластера.
2. Выполнение творческого задания, результатом которого является "печатное ученическое издание", новый текст (например, информационный лист, "книжка-малышка", электронная презентация, стихотворение).
3. Выделение главной и второстепенной информации.
В соответствии с надпредметной программой «Мир деятельности» акцент сделан на такой вид деятельности школьника, как:
-
Фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
-
Построение проекта выхода из затруднения (цель, план, сроки, способ, средства).
-
Реализация построенного проекта.
-
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Используемые виды деятельности на уроке:
1. Чтение текста.
2. Выполнение заданий и упражнений (информационных задач) в рабочей тетради.
3. Наблюдение за объектом изучения (компьютером).
4. Компьютерный практикум (работа с электронным пособием).
5. Работа со словарем.
6. Контрольный опрос, контрольная письменная работа.
7. Итоговое тестирование.
8. Эвристическая беседа.
9. Разбор домашнего задания.
10. Физкультурные минутки и «компьютерные» эстафеты.
Процесс обучения учащихся строится на основе деятельностного подхода.
Для реализации программы мною будут использованы образовательные технологии:
- Технология проблемного диалога (структура параграфов).
- Технология оценивания (правило самооценивания).
- Технология деятельностного метода.
- Технология развития критического мышления.
Основные формы организации деятельности обучающихся на учебных занятиях:
-
урок (40 минут) - основная форма обучения в школе
-
групповая и индивидуальная работа на уроке
-
фронтальная форма обучения
-
дополнительные формы организации обучения.
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
В УМК реализуется комплексный подход к использовании дидактических средств. Использование полного комплекс дидактических средств (учебника, рабочих тетрадей/практикумов, материалов для дополнительного чтения, ЭОР и др.), объединенных методическими рекомендациями/пособиями для учителя, обеспечивает успешное усвоение учебного материала и возможность выбора учителем и учащимися адекватной траектории обучения, а также построения образовательной технологии, в наибольшей степени отвечающей конкретным условиям.
Аппаратные средства
-
Компьютер - универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности: видео-изображение, качественный стереозвук 2 наушниках, речевой ввод с микрофона и др.
-
Проектор, подсоединяемый к компьютеру, видеомагнитофону, микроскопу и т. п.; технологический элемент новой грамотности - радикально повышает: уровень наглядности в работе учителя, возможность для учащихся представлять результаты своей работы всему классу, эффективность организационных и административных выступлений.
-
Принтер - позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную учащимися или учителем. Для многих школьных применений необходим или желателен цветной принтер. В некоторых ситуациях очень желательно использование бумаги и изображения большого формата.
-
Устройства, обеспечивающие подключение к сети - дают доступ к российским и мировым информационным ресурсам, позволяют вести переписку с другими школами.
-
Устройства вывода звуковой информации - наушники.
-
Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами - клавиатура и мышь (и разнообразные устройства аналогичного назначения).
-
Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат; видеокамера - дают возможность непосредственно включать в учебный процесс информационные образы окружающего мира.
Программные средства
-
Операционная система.
-
Клавиатурный тренажер.
-
Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.
-
Система оптического распознавания текста.
-
Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).
-
Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).
-
Браузер (входит в состав операционных систем или др.).
Программа к завершённой предметной линии и системе учебников
Информатика в играх и задачах. 3 класс: Методические рекомендации для учителя. / Горячев А.В., Горина К.И., Суворова Н.И. - М. : Баллас, 2012. - 144 с.
Учебник, учебное пособие
Учебник (ФГОС) в 2 частях «Информатика в играх и задачах». 3 класс. Учебник в 2-х частях, часть 1. Изд. 2, испр. - М.: Баллас, 2012. - 64 с.: ил. (Образовательная система «Школа 2100»)
Рабочая тетрадь для обучающихся
Информатика в играх и задачах. 3 класс. в 2-х частях, часть 1. Изд. 2, испр. - М.: Баллас, 2012. - 64 с.: ил. (Образовательная система «Школа 2100»)
Электронное приложение к УМК
- ЭОР Единой коллекции к учебнику Горячев А.В и др. «Информатика», 3 класс (school-collection.edu.ru/)
Материалы для контроля (тесты и т.п.)
Контрольные работы (ФГОС) «Информатика» 3 класс, Горячев А.В., Горина К.И., Суворова Н.И. - М.: Баллас, 2012.
Методическое пособие с поурочными разработками
Методическое пособие для учителя. Информатика в играх и задачах. 3 класс: Методические рекомендации для учителя. / Горячев А.В., Горина К.И., Суворова Н.И. - М. : Баллас, 2012. - 144 с.
Цифровые и электронные образовательные ресурсы
school-collection.edu.ru/catalog/pupil/
videouroki.net/</</p>
Способы оценки планируемых результатов образовательного процесса
Основная цель контроля - проверка знания фактов учебного материала, умения детей делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения, приводить примеры из дополнительных источников, применять знания на практике.
Для контроля и оценки знаний и умений по предмету используются индивидуальная и фронтальная устные проверки, письменные контрольные работы (тексты контрольных работ даны в рабочих тетрадях обучающихся.).
Текущий контроль осуществляется с помощью практических работ (компьютерного практикума).
Тематический контроль осуществляется по завершении раздела (темы) в форме интерактивного тестирования.
Итоговый контроль осуществляется по завершении учебного материала за год в форме контрольной работы.
В итоге учащимися должны быть достигнуты следующие результаты:
личностные:
1) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
2) развитие мотивов учебной деятельности;
3) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
4) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
метапредметные:
1) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
2) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
3) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
4) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
5) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением;
6) осознанное построение речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составление текстов в устной и письменной форме;
7) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
8) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
9) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
10) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях информационных объектов, процессов и явлений действительности;
11) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
предметные:
1) называть признаки (цвет, форма, размер, названия) предметов и состав предметов;
2) ориентироваться в пространстве;
3) выявлять закономерности в чередовании фигур различных цветов, форм, размеров;
4) обобщать и классифицировать предметы по общему признаку;
5) описывать и определять предметы через их признаки, составные части и действия;
6) разбивать предложенное множество на два подмножества по значениям разных признаков;
7) называть последовательность простых действий;
8) находить пропущенное действие в заданной последовательности;
9) выделять истинные и ложные высказывания;
10) решать некоторые задачи с помощью графов.