7


  • Учителю
  • Рабочая программа внеурочной деятельности в 5-7 классах «Занимательная компьютерная графика»

Рабочая программа внеурочной деятельности в 5-7 классах «Занимательная компьютерная графика»

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала





































Рабочая программа

внеурочной деятельности

в 5-7 классах

«Занимательная компьютерная графика»





















  1. Пояснительная записка

Умение рисовать - это прекрасно! Рисование уже с раннего возраста становится эффективным средством самовыражения, развития творческих способностей и играет большую роль в воспитании и формировании гармонично развитой личности. В каждом ребенке заложен огромный творческий потенциал, и если он не реализован, значит не был востребован.

В мире современных технологий компьютерная графика занимает по популярности одно из первых мест. Занятия компьютерной графикой с одной стороны помогут овладеть навыками работы с компьютером ребятам, желающим научиться рисовать, а с другой стороны привлечь к творческому использованию компьютерных технологий учащихся, которые считают себя достаточно «знающими» пользователями. Компьютер не просто добавил к традиционным жанрам художественного творчества новое направление - художественное компьютерное искусство, он сделал рисование массовым занятием, элементом информационной культуры.

Компьютерная графика используется для создания мультипликационных фильмов, анимации, компьютерных игр, сайтов в Интернете, в рекламе, кино. Эти сферы понятны и очень привлекательны для ребят, поэтому все большее число учащихся хочет научиться создавать свою виртуальную реальность, применяя имеющиеся графические пакеты. Однако, овладев принципами работы в той или иной графической программе, ученик часто не может в полной мере использовать этот мощный инструмент. А в результате, работы получаются скучными, мало интересными и поверхностными. Причина этому - слишком большой разрыв между носителями традиционной культуры и носителями современных информационных технологий. Как правило, учат пользоваться инструментами программы, используя примитивные примеры, что приводит к сухости изложения материала и нежеланию поэкспериментировать и пофантазировать в дальнейшем. Импульсом к творческому освоению компьютерной графики может послужить применение в качестве примеров образцов народно-прикладного искусства, национальной и мировой художественной культуры.

Актуальность и новизна.

Информатика как динамично развивающаяся наука становится одной из тех отраслей знаний, которая призвана готовить современного человека к жизни в новом информационном обществе.

Во внеурочной деятельности имеется возможность более детального и углубленного изучения отдельных разделов предмета «Информатика» за счет большего времени, нежели в учебное время. Также из-за гибкости индивидуальной программы приблизить обучение к реалиям современной жизни.

Настоящая учебная программа реализует современные требования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения по изучению графических пакетов данной возрастной группой и созданию мультимедиа презентаций.

Цели:

  • формирование у учащихся основ компьютерной грамотности;

  • освоении азов компьютерной графики, основных инструментов и приемов, используемых в растровой и векторной компьютерной графике;

  • обучение выполнению рисунка разной степени сложности;

  • знакомство с программами для мультимедиа презентаций.

Задачи:

  • обучить работе с графическими редакторами, с использованием ПК;

  • сформировать навыки обработки информации посредством современных компьютерных технологий;

  • организовать развивающий досуг.

Отличительная особенность данной программы заключается в ее:

  • доступности - при изложении материала учитываются возрастные особенности детей, один и тот же материал по-разному преподается, в зависимости от возраста и субъективного опыта детей. Материал распределяется от простого к сложному. При необходимости допускается повторение части материала через некоторое время;

  • наглядности - человек получает через органы зрения почти в 5 раз больше информации, чем через слух, поэтому на занятиях используются наглядные материалы, обучающие программы, презентации.

Для активизации деятельности детей используются такие формы обучения, как занятия - игры, конкурсы, проектная деятельность, дни свободного творчества, выставки, использование «облачных технологий» для совместной работы над проектами.

Возраст детей, занимающихся в объединении 11 - 15 лет.

Срок реализации программы - 3 года.

Формы занятий - групповые и индивидуальные,

1-ый год обучения - 2 ч в неделю (68 часов в год)

2-ой год обучения - 2 ч в неделю (68 часов в год)

3-ий год обучения - 2 ч в неделю (68 часов в год)



  1. Планируемые результаты освоения учащимися программы внеурочной деятельности

Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения программы

В результате изучения данной программы обучающиеся получат возможность формирования:

Личностных результатов:

  • Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

  • В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

  • Адекватная реакция в проявлениях эмоционально-оценочного отношения к миру (интересы, склонности, предпочтения).

  • Выражение собственного мнения, позиции; овладение культурой общения и поведения.

Метапредметных результатов:

Регулятивные УУД:

  • Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.

  • Проговаривать последовательность действий.

  • Учиться высказывать своё предположение (версию).

  • Учиться работать по предложенному учителем плану.

  • Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

  • Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном.

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы.

  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как плоские и объемные геометрические фигуры.

Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

  • Слушать и понимать речь других.

  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметных результатов:

  • Описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам.

  • Выделять существенные признаки предметов.

  • Сравнивать между собой предметы, явления.

  • Обобщать, делать несложные выводы.

  • Классифицировать явления, предметы.

  • Сохранять созданный рисунок и вносить в него изменения.

  • Давать определения тем или иным понятиям.

  • Выявлять закономерности и проводить аналогии.

  • Уметь создавать рисунки в программах графический редактор Paint, Gimp.

  • Иметь понятие о множестве.

  • Уметь проводить примеры множеств предметов и располагать их в порядке расширения или в порядке сужения объёма понятий, сравнивать множества.

  • Уметь находить общий признак предмета и группы предметов.

  • Уметь конструировать фигуру из её частей.

Контроль и оценка планируемых результатов

Для отслеживания результатов предусматриваются следующие формы контроля:

  • Стартовый, позволяющий определить исходные знания обучающихся (собеседование).

  • Текущий в форме наблюдения:

- прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;

- пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;

- рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;

- контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.

  • Итоговый контроль в формах

- практические работы;

- творческие проекты обучающихся;

- контрольные задания.

  • Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.

Содержательный контроль и оценка результатов обучающихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения программы ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми. Результаты проверки фиксируются в рамках накопительной системы, создание портфолио.

Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:

- степень помощи, которую оказывает учитель обучающимся при выполнении заданий: чем помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;

- поведение обучающихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты занятий;

- косвенным показателем эффективности данных занятий может быть использование работ выполненных на компьютере по разным школьным дисциплинам.

Формы подведения итогов:

  1. Итоговые занятия.

  2. Компьютерное тестирование.

  3. Выставки.

  4. Творческие проекты.

  5. Конкурсы.

Ожидаемые результаты программы

В ходе реализации программы «Мир компьютерной графики» будет обеспечено достижение обучающимися следующих результатов:

Первый уровень результатов - приобретение обучающимися первоначальных знаний работы на компьютере, первичного понимания построения графического рисунка.

На I уровне воспитанники имеют представление:

  • о работе на компьютере;

  • о различных видах информации, в т.ч. графической, текстовой, звуковой;

  • об использовании методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;

  • об основных моделях коммуникативного поведения.

Второй уровень результатов - получение обучающимися опыта работы на компьютере в графических программах Paint, Gimp.

На II уровне воспитанники соблюдают:

  • правила работы на компьютере;

  • алгоритм построения графического объекта;

  • умеют анализировать, сравнивать, обобщать информацию;

  • владеют коммуникативными моделями поведения.

  1. Учебно-методический план



1 год обучения, 2 часап/п

Темы и виды работы

Теория

Практика

Всего

1.

Набор детей в кружок.

2

-

2

2.

Организационные занятия

2

2

4

3.

Учимся работать на компьютере

2

4

6

4.

Стандартная программа Windows - Рaint

4

17

21

5.

Графические возможности Google диска

2

5

7

6.

Графические возможности MS Word

5

10

15

7.

Работа с простейшими программами по созданию анимации

2

5

7

8.

Разработка итогового проекта. Конкурс работ

1

5

6

Итого

20

48

68

2 год обучения, 2 часа



п/п

Темы и виды работы

Теория

Практика

Всего

1.

Вводное занятие

2

-

2

2.

Повторение

1

5

6

3.

Методы представления графических изображений

4

6

10

4.

Цвет в компьютерной графике



1

1

2

5.

Форматы графических файлов

1

1

2

6.

Программы векторной и растровой графики

1

-

1

7.

Создание иллюстраций

1

-

1

8.

Введение в программу Gimp

1

-

1

9.

Рабочее окно программы Gimp

1

2

3

10.

Основы работы с объектами

2

8

10

11.

Закраска рисунков

1

5

6

12.

Вспомогательные режимы работы

2

6

8

13.

Создание рисунков из кривых

2

4

6

15.

Разработка итогового проекта. Конкурс работ

2

8

10

Итого

22

46

68



3 год обучения, 2 часап/п

Темы и виды работы

Теория

Практика

Всего

1.

Вводное занятие

2

-

2

2.

Повторение

1

5

6

3.

Методы упорядочения и объединения объектов

1

5

6

4.

Эффект объема

2

10

12

5.

Перетекание

2

10

12

6.

Работа с текстом

2

10

12

7.

Работа с фотографией

2

5

7

8.

Сохранение и загрузка изображений в Gimp

1

2

3

9.

Разработка итогового проекта. Конкурс работ

2

6

8

Итого

15

53

68



  1. Содержание программы

  1. год обучения

  1. Набор детей в кружок - 2 часа

  2. Организационные занятия - 4 часа

Знакомство с компьютерным кабинетом. Правила поведения в кабинете информатики. Техника безопасности при работе на компьютерах.

3. Знакомство с компьютером: файлы и папки. (6 часа)

Файлы. Папки (каталоги). Имя файла. Операции над файлами и папками (каталогами): создание папок, копирование файлов и папок, удаление файлов и каталогов (папок).

4.Стандартная программа Windows - Рaint - 21 часов.

Программные средства для работы с графикой. Графический редактор Paint. Инструменты рисования. Свободное рисование. Инструменты рисования линий. Создание стандартных фигур. Заливка областей. Исполнение надписей. Изменение размера просмотра. Изменение размера рисунка. Сохранение рисунка. Операция с цветом. Работа с объектами. Выбор фрагмента изображения. Монтаж рисунка из объектов. Внедрение и связывание объектов. Вставка графического объекта в текстовый документ. Связывание и внедрение.

Разработка собственных проектов. Подготовка к выставке.

  1. Графические возможности Google диска - 7 часов

Программные средства для работы с графикой. Графический редактор Google диска. Инструменты рисования. Свободное рисование. Инструменты рисования линий. Создание стандартных фигур. Заливка областей. Исполнение надписей. Изменение размера рисунка. Сохранение рисунка. Работа с объектами. Выбор фрагмента изображения. Монтаж рисунка из объектов. Внедрение и связывание объектов. Вставка графического объекта в текстовый документ.

Разработка собственных проектов, возможно групповая работа с использованием «Облачных технологий». Подготовка к выставке.

  1. Графические возможности MS Word - 15 часов

Работа с растровыми и графическими объектами. Внедрение рисунков. Операции с внедренным рисунком. Перемещение рисунка. Связывание рисунка и документа. Редактирование встроенного рисунка. Создание рисунка Paint внутри документа Word. Автофигуры. Объекты WordArt.

Разработка собственных проектов. Подготовка к выставке.

  1. Работа с простейшими программами по созданию анимации -7 часов

Создание анимационных изображений с использованием графического редактора Paint.

Разработка собственного проекта. Конкурс анимации.

  1. Разработка итогового проекта. Конкурс работ - 6 часов.



2 год обучения

  1. Вводное занятие -2 часа

Знакомство с компьютерным кабинетом. Правила поведения в кабинете информатики. Техника безопасности при работе на компьютерах.

  1. Повторение - 6 часов

ОС Windows. Графический редактор Paint. Инструменты рисования. Работа с объектами. Вставка графического объекта в текстовый документ. Связывание и внедрение. Творческая работа. Графические возможности MS Word. Объекты WordArt.

3 . Методы представления графических изображений - 10 часов

Растровая графика. Достоинства растровой графики. Недостатки растровой графики. Векторная графика. Достоинства векторной графики. Недостатки векторной графики. Сравнение растровой и векторной графики. Особенности растровых и векторных программ.

4. Цвет в компьютерной графике - 2 часа

Описание цветовых оттенков на экране монитора и на принтере (цве­товые модели). Цветовая модель RGB. Формирование собственных цвето­вых оттенков на экране монитора.

5. Форматы графических файлов - 2 часа

Векторные форматы. Растровые форматы. Методы сжатия графи­ческих данных. Сохранение изображений в стандартных форматах, а также собственных форматах графических программ. Преобразование файлов из одного формата в другой.

6. Программы векторной и растровой графики - 1 час

7. Создание иллюстраций- 1 час

8.Введение в программу Gimp - 1 час

9.Рабочее окно программы Gimp - 2 часа

Особенности меню. Рабочий лист. Организация панели инструмен­тов. Панель свойств. Палитра цветов. Строка состояния.

10 .Основы работы с объектами - 10 часов

Рисование линий, прямоугольников, квадратов, эллипсов, окружно­стей, дуг, секторов, многоугольников и звезд. Выделение объектов. Опе­рации над объектами: перемещение, копирование, удаление, зеркальное отражение, вращение, масштабирование. Изменение масштаба просмот­ра при прорисовке мелких деталей. Особенности создания иллюстраций на компьютере.

Разработка собственного проекта.

11.Закраска рисунков - 6 часов

Закраска объекта (заливка). Однородная, градиентная, узорчатая и текстурная заливки. Формирование собственной палитры цветов. Исполь­зование встроенных палитр.

Создание собственного проекта.

12. Вспомогательные режимы работы - 8 часов

Инструменты для точного рисования и расположения объектов от­носительно друг друга: линейки, направляющие, сетка. Режимы вывода объектов на экран: каркасный, нормальный, улучшенный.

13. Создание рисунков из кривых - 6 часов

Особенности рисования кривых. Важнейшие элементы кривых: узлы и траектории. Редактирование формы кривой. Рекомендации по созда­нию рисунков из кривых.

14. Разработка итогового проекта. Конкурс работ - 10 часов







3-й год обучения

  1. Вводное занятие -2 часа

Знакомство с компьютерным кабинетом. Правила поведения в кабинете информатики. Техника безопасности при работе на компьютерах.

  1. Повторение - 6 часов

ОС Windows. Графический редактор Paint. Инструменты рисования. Работа с объектами. Вставка графического объекта в текстовый документ. Связывание и внедрение. Творческая работа. Графические возможности MS Word. Объекты WordArt.

  1. Методы упорядочения и объединения объектов - 6 часов

Изменение порядка расположения объектов. Выравнивание объек­тов на рабочем листе и относительно друг друга. Методы объединения объектов: группирование, комбинирование, сваривание. Исключение од­ного объекта из другого.

  1. Эффект объема - 12 часов

Метод выдавливания для получения объемных изображений. Перс­пективные и изометрические изображения. Закраска, вращение, подсвет­ка объемных изображений.

Разработка собственного проекта.

5.Перетекание - 12 часов

Создание технических рисунков. Создание выпуклых и вогнутых объектов. Получение художественных эффектов.

6.Работа с текстом - 12 часов

Особенности простого и фигурного текста. Оформление текста. Раз­мещение текста вдоль траектории. Создание рельефного текста. Масшта­бирование, поворот и перемещение отдельных букв текста. Изменение формы символов текста.

Проверочная практическая работа.

  1. Работа с фотографией - 7 часов

Особенности градации цвета. Ретуширование фотографий, создание объемной фигуры. Правильный подбор оформления фотографии.

8.Сохранение и загрузка изображений в Gimp - 3 часа

Особенности работы с рисунками, созданными в различных верси­ях программы Gimp. Импорт и экспорт изображений в Gimp.

9.Разработка итогового проекта. Конкурс работ - 8 часов

  1. Список используемой литературы:

Для педагога:

  1. Богомолова ЕМ. Занимательные задания по базовому курсу информатики. // Информатика и образование. - 2004. -№ 2. -С. 52-60.

  2. Брыксина О.Ф. Планируем урок информационной культуры в начальных классах. // Информатика и образование. - 2001. - 2. - С. 86-93.

  3. Горячев А.В. О понятии "Информационная грамотность. // Информатика и образование. - 2001. -№8 - С. 14-17.

  4. Левкович О.А. Основы компьютерной грамотности. Минск, ТетраСистемс, 2005.

  5. Онлайн учебник по курсу www.dolinin-infografika.narod.ru

  6. Залогова Л.А. Компьютерная графика. Элективный курс: Учебное пособие - М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009 г.

  7. Залогова Л.А. Компьютерная графика. Элективный курс: Практикум- М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006 г.

  8. Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы/ Составитель М.Н. Бородин. - 6-е изд. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. Жексенаев А.Г. ОСНОВЫ РАБОТЫ В ГРАФИЧЕСКОМ РЕДАКТОРЕ GIMP: Томск, 2007

  9. Ю.П. Немчанинова. Создание и редактирование графических элементов и блок-схем в среде Open Office.org(Draw)/Учебное пособие, Москва, 2008

  10. Ю.П. Немчанинова Обработка и редактирование векторной графики в Inkscape/Учебное пособие, Москва.:, 2008

  11. Соловьева Л.В. Компьютерные технологии для учителя. - СПб.: БХВ-Петербург, 2003



Для обучающихся:

  1. Информатика 5-7 класс. Начальный курс. Под. Ред. Л.Босовой, М.,2012.

  2. Залогова Л.А. Компьютерная графика. Элективный курс: Учебное пособие - М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009 г.

  3. Ю.П. Немчанинова. Создание и редактирование графических элементов и блок-схем в среде Open Office.org(Draw)/Учебное пособие, Москва, 2008

  4. Ю.П. Немчанинова Обработка и редактирование векторной графики в Inkscape/Учебное пособие, Москва.:, 2008

  5. Дуванов А.А. Азы информатики. Рисуем на компьютере. Санкт-Петербург: БХВ-Петербург, 2005;

Интернет ресурсы:

www.metod-kopilka.ru - Методическая копилка учителя информатики

www.klyaksa.net/ - Информатика и ИКТ в школе. Компьютер на уроках

ru.wikipedia.org/ - Википедия - свободная энциклопедия.

www.issl.dnttm.ru - сайт журнала «Исследовательская работа школьника».

www.nmc.uvuo.ru/lab_SRO_opit/posobie_metod_proektov.htm

www.fsu-expert.ru/node/2251 - ИНФОРМАТИКА и ИКТ. Программа для базового уровня (системно-информационная концепция);

www.5byte.ru/8/0006.php - Информатика на пять

festival.1september.ru/ - фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

go-oo.org -Cвободный пакет офисных приложений

www.gimp.org/ - GIMP (Гимп) - растровый графический редактор

www.inkscape.org/ - Inkscape Векторный графический редактор

www.softcore.com.ru/graphity - Программа может служить отличной заменой стандартному графическому редактору Paint.

www.inernika.org/users/astana-ch-41/works - Видеоуроки Gimp Кольцова Михаила Петровича взяты с сайта Открытого педагогического сообщества www.progimp.ru/articles/ - уроки Gimp

snezhzhka.ya.ru/replies.xml?item_no=363 про Gimp

www.openarts.ru</</u> -уроки Gimp и Inkscape

17



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал