7


  • Учителю
  • Урок по теме 'Вспомогательный алгоритм'

Урок по теме 'Вспомогательный алгоритм'

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Тема: Вспомогательные алгоритмы и подпрограммы

Цель: Обучить составлению вспомогательных алгоритмов управления графическим учебным исполнителем.

Задачи:

Обучающие: дать понятие вспомогательного алгоритма, подпрограммы (процедуры);

Развивающие: развитие алгоритмического мышления, памяти, внимания, логического мышления, познавательного интереса, коммуникативной культуры, учебно-познавательной компетенции;

Воспитательные: воспитание информационной культуры учащихся, внимательности, аккуратности, дисциплинированности, усидчивости.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Изучаемые вопросы:

  • Понятие вспомогательного алгоритма и причины его использования.

  • Описание и вызов вспомогательного алгоритма на алгоритмическом языке.

  • Метод последовательной детализации.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор.

Литература:

  • Семакин И.Г. «Информатика и ИКТ. Базовый курс». Учебник для 8 класса. - М.: Бином. Лаборатория знаний, 2005. - 176 с.

  • Семакин И.Г. «Преподавание базового курса информатики в средней школе: Методическое пособие». - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Бином. Лаборатория знаний,2004. - 540с.

  • Методика преподавания информатики: учеб. пособие для студ. пед. вузов / М.П.Лапчик, И.Г.Семакин, Е.К.Хеннер. - 2-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 624с.


План:

  1. Организационный момент (2 мин)

  2. Актуализация знаний (7 мин)

  3. Изучение нового материала (12 мин)

  4. Практическое задание(10 мин)

  5. Закрепление изученного материала (10 мин)

  6. Итог урока (2 мин)

  7. Домашнее задание (2 мин)

Ход урока:

1. Организационный момент

Учитель приветствует учеников, проверяет готовность учеников к уроку и отмечает отсутствующих.

2. Актуализация знаний

Происходит виде устного опроса по следующим вопросам:

  1. Что такое алгоритм? Откуда произошло это слово? (алгоритм - понятное и точное предписание исполнителю выполнить конечную последовательность команд, приводящую от исходных данных к искомому результату. Слово «алгоритм» происходит от имени Мухаммеда аль-Хорезми, первым предложившего приемы выполнения арифметических операций с многозначными числами.)

  2. Что такое исполнитель алгоритма? (исполнитель алгоритма - это объект или субъект, для управления которым составлен алгоритм)

  3. Что такое система команд исполнителя? (СКИ - это совокупность команд, которые исполнитель умеет выполнить.)

  4. В чем состоят основные свойства алгоритма? (Алгоритм можно строить только из команд, входящих в СКИ исполнителя - свойство понятности. Каждая команда алгоритма управления определяет однозначное действие исполнителя - свойство точности. Выполнение алгоритма должно приводить к результату за конечное число шагов - свойство конечности)

  5. Какую работу может выполнять ГРИС? ( ГРИС может перемещаться по полю и рисовать на этом поле)

  6. Что представляет собой среда исполнителя ГРИС? (Среда исполнителя ГРИС это лист (страница экрана) для рисования)

  7. Какие простые команды входят в СКИ ГРИС; как они выполняются? (ШАГ- перемещение ГРИС на один шаг вперед с рисованием линии; ПОВОРТ - поворот на 90 градусов против хода часовой стрелки; ПРЫЖОК - перемещение на один шаг вперед без рисования линии.)

  8. В какой последовательности происходит выполнение команд в линейном алгоритме? (В линейном алгоритме команды выполняются по очереди, каждая только 1 раз).


3. Изучение нового материала

Пусть нам требуется решить некую задачу, по которой Чертежник будет выводить четырехзначное число 1919.








Конечно, можно написать длинную программу, по которой исполнитель шаг за шагом нарисует нам эти цифры.

Но возникает другой вопрос, ведь у нас присутствует только две цифры 1 и 9 нельзя ли написать программу рисования одной и другой цифры 1 раз? Это действительно сделать можно.

Для упрощения программирования сложных задач используются вспомогательные алгоритмы.

Вспомогательный алгоритм - это алгоритм решения некоторой подзадачи из исходной (основной) задачи.

В языках программирования вспомогательные алгоритмы называют подпрограммами или процедурами.

Каждая процедура должна иметь свое уникальное имя. Мы выберем ЕДИНИЦА и ДЕВЯТЬ.

Обращение к процедуре осуществляется по новой команде из СКИ ГРИС. Команда обращения к процедуре имеет формат, т.е. общий вид, следующий:

сделай <��������������

���������������������������������������������������������������������������������������������������������������������

����мма число 1919

нач

сделай ЕДИНИЦА

прыжок

сделай ДЕВЯТЬ

прыжок

сделай ЕДИНИЦА

прыжок

сделай ДЕВЯТЬ

кон

Теперь надо "Объяснить" исполнителю, что такое ЕДИНИЦА и что такое ДЕВЯТЬ. Это делается в описании процедур. Формат описания процедуры:

процедура <���������������

�������

���������������

�������

���������������������������������������

�������������������������������������������

����������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������ммированием сверху вниз.

Метод программирования, при котором сначала составляется множество подпрограмм, которые могут понадобиться при решении задачи, а затем пишется основная программа, содержащая обращения к ним, называется сборочным методом, или программированием снизу вверх.

Подпрограммы могут быть объединены в библиотеку подпрограмм и сохранены в долговременной памяти компьютера. Такую библиотеку можно постепенно пополнять новыми подпрограммами.


4. Практическое задание: Написать с использованием процедур программу вывода на экран число 333

программа число 333

нач

сделай ТРИ

прыжок

сделай ТРИ

прыжок

сделай ТРИ

кон


Процедура ТРИ

нач

шаг

поворот

шаг

шаг

шаг

шаг

поворот

шаг

поворт

прыжок

прыжок

поворот

шаг

поворот

поворот

поворот

прыжок

прыжок

поворот

кон


5. Закрепление изученного материала

  1. Что такое вспомогательный алгоритм? (Вспомогательный алгоритм - это алгоритм решения некоторой подзадачи из исходной (основной) задачи.)

  2. Чем отличается описание вспомогательного алгоритма от обращения к вспомогательному алгоритму? (описание пишется вначале программы, а обращение это уже непосредственная ссылка на строку с началом алгоритма.)

  3. Каковы правила описания вспомогательных алгоритмов (процедур) для исполнителя ГРИС? (Имя в описании и имя в обращении должны совпадать (никаких склонений по падежам). Описание процедур располагается после самой программы)

  4. Как записывается команда обращения к процедуре в языке исполнителя ГРИС? (Команда обращения к процедуре имеет формат, т.е. общий вид, следующий: сделай <���������������

  5. ������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������

  6. �����������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������


������������������������������������������������������������������������������������������������������������������

��������������������������������



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал