7


  • Учителю
  • Рабочая программа по информатике

Рабочая программа по информатике

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

МБОУ «Общеобразовательная Березниковская средняя школа»


Согласовано: Утверждаю:


Заместитель директора по ВР Директор школы___________СБ Тимкина

____________Лебедева Н.И.

____ ___________2015 ____ ___________2015




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


Внеурочной деятельности

«Информатика в играх и задачах»


для 3 а класса на 2015-2016 учебный год



Учитель начальных классов


Козицына Екатерина Анатольевна







2015 г.





Пояснительная записка.

Рабочая программа по информатике составлена на основе авторской программы Горячева А. В. (Сборник программ «Образовательная система «Школа 2100» / под ред. А. А. Леонтьева. - М.: Баласс, 2004), Образовательной программы МБОУ «ОБСШ» на 2015 -2016 учебный год.

Данный курс является пропедевтическим и представляет систему интеллектуально-развивающих занятий и рассчитан на изучение учащимися 3-го класса в течение 34 часов (из расчета 1 час в неделю). Эти занятия имеют не учебный характер. Так серьёзная работа принимает форму игры, что очень привлекает и заинтересовывает младших школьников.


Современные профессии, предлагаемые выпускникам учебных заведений, предъявляют высокие требования к интеллекту работников. Информационные технологии, предъявляющие высокие требования к интеллекту работников, занимают лидирующее положение на международном рынке труда. Но если навыки работы с конкретной техникой можно приобрести непосредственно на рабочем месте, то мышление, не развитое в определённые природой сроки, таковым и останется. Опоздание с развитием мышления - это опоздание навсегда. Поэтому для подготовки детей к жизни в современном информационном обществе, в первую очередь необходимо развивать логическое мышление, способности к анализу (вычленению структуры объекта, выявлению взаимосвязей, осознанию принципов организации) и синтезу (созданию новых схем, структур и моделей). Следует помнить: психологи утверждают, что основные логические структуры мышления формируются в возрасте 5-11 лет и что запоздалое формирование этих структур протекает с большими трудностями и часто остается незавершенным. Следовательно, обучать детей в этом направлении целесообразно с начальной школы.

Цель данной программы - развитие у детей логических мыслительных операций: сравнение, обобщение, исключение лишнего, анализ; развитие познавательного интереса, памяти, внимания; формирование информационной культуры.


Основная задача курса - развить умение проведения анализа действительности для построения информационных моделей и их изображения с помощью какого-либо системно-информационного языка.


Цели изучения основ информатики в начальной школе

1. Развитие у школьников устойчивых навыков решения за­дач с применением таких подходов к решению, которые наиболее типичны и распространены в областях деятельности, связанных с использованием информационно-логических моделей:

  • применение формальной логики - построение выводов пу­тем применения к известным утверждениям логических опера­ций - «если..., то...», «и», «или», «не» и их комбинаций - «если ... и ..., то...»;

  • алгоритмический подход-умение планировать последо­вательность действий для достижения какой-либо цели, а также решать широкий класс задач, для которых ответом является не число или утверждение, а описание последовательности дей­ствий;

  • системный подход - рассмотрение сложных, объектов и явлений в виде набора более простых составных частей, каждая из которых выполняет свою роль для функционирования объекта в целом; рассмотрение влияния изменения в одной составной ча­сти на поведение всей системы;

  • объектно-ориентированный подход - постановка во главу угла объектов, а не действий, умение объединять отдельные предметы в группу с общим названием, выделять общие призна­ки предметов этой группы и действия, выполняемые над этими предметами; умение описывать предмет по принципу «из чего со­стоит и что делает (что можно с ним делать)».


  1. Расширение кругозора в областях знаний, тесно связан­ных с информатикой: знакомство с графами, комбинаторными задачами, логическими играми с выигрышной стратегией («начи­нают и выигрывают») и некоторыми другими. Несмотря на озна­комительный подход к данным понятиям и методам, по отно­шению к каждому из них предполагается обучение решению простейших типовых задач, включаемых в контрольный мате­риал, т. е. акцент ставится на умении приложения даже самых скромных знаний.

  2. Создание у учеников навыков решения логических задач и ознакомление с общими приемами решения задач - «как ре­шать задачу, которую раньше не решали» (поиск закономерно­стей, рассуждения по аналогии, по индукции, правдоподобные догадки, развитие творческого воображения и др.).

Говоря об общеобразовательной ценности курса информатики, авторы считают, что умение любого человека выделить в своей предметной области систему понятий, представить их в виде совокуп­ности атрибутов и действий, описать алгоритмы действий и схемы логического вывода не только поможет эффективному внедрению автоматизации в его деятельность, но и послужит самому человеку для повышения ясности мышления в своей предметной области.


Виды учебной деятельности.

- простейшие наблюдения и исследования объектов, способов их обработки, конструкций, их свойств.

- моделирование.

- решение доступных конструкторско-технологических задач.

- простейшее проектирование


В результате изучения данного курса в третьем классе обучающиеся овладеют такими универсальными учебными действиями, как:

- ориентировка в задании,

- поиск, анализ и отбор необходимой информации,

- планирование действий,

- прогнозирование результатов собственной и коллективной деятельности,

- осуществление объективного самоконтроля и оценки собственной деятельности и деятельности своих товарищей,

- умение находить и исправлять ошибки в своей практической работе.

- умение самостоятельно справляться с доступными проблемами,

- реализовать собственные замыслы,

- устанавливать доброжелательные взаимоотношения в рабочей группе, выполнять разные социальные роли (руководитель-подчиненный)

Развитие личностных качеств: любознательность, доброжелательность, трудолюбие, уважение к труду, внимательное отношение к старшим, младшим и одноклассникам, стремление и готовность прийти на помощь тем, кто в ней нуждается.


Формы контроля.


1.Практические занятия с элементами игр по разделам.

2.Итоговая игра по станциям « Я знаю…»


Содержание курса:


В курсе выделяются следующие разделы:

описание объектов - атрибуты, структуры, классы;

описание поведения объектов - процессы и алгоритмы;

описание логических рассуждений - высказывания и схемы логического вывода;

применение моделей (структурных и функциональных схем) для решения разного.


Материал этих разделов изучается на протяжении всего курса концентрически, так, что объём соответствующих понятий возрастает от класса к классу.

1 раздел посвящен знакомству со способами описания действий и процессов:

-пошаговый план действий(алгоритм);

-схема алгоритма;

-описание выбора очередного шага (алгоритмы с ветвлениями);

-описание повторяющихся шагов (алгоритмы с циклами).

2 раздел посвящен описанию свойств объектов:

-общие и единичные имена предметов и существ;

-описание свойств (составных частей и возможных действий) объектов;

-описание общих свойств объектов группы (класса);

-описание отличительных признаков объектов группы;

-описание особых свойств предметов подгруппы (подкласса).

3 раздел предназначен для знакомства с теми разделами математики, которые широко используются в области компьютерного моделирования:

-подмножества, пересечения и объединения множеств;

-истинность высказываний, слова «НЕ», «И», «ИЛИ» в высказываниях;

-графы, описание отношений между объектами с помощью графов.

4 раздел включает задания на поиск аналогии, закономерности, выигрышной стратегии. Эти игры и задачи предназначены для развития логического мышления и знакомства с общими полезными приемами решения нестандартных задач.


Календарно-тематическое планирование занятий.


Дата проведения

Тема занятия.

Раздел 1.

1

7.09

Алгоритм (Делай - раз, делай - два)

2

14.09

Схема алгоритма (стрелки вместо номеров)

3

21.09

Ветвление в алгоритме («ДА» или «НЕТ»)

4

28.09

Цикл в алгоритме (Повтори еще раз)

5

5.10

Алгоритмы с ветвлениями и циклами

6

12.10

Составление «Алгоритма»

7

19.10

Игра по станциям «Алгоритмы»

8-9

26.10, 9.11

Проект по теме «Алгоритмы в нашей жизни»


Раздел 2.

10

16.11

Состав и действия объекта (Из чего состоит? Что умеет?)

11

23.11

Группа объектов. Общее название (Что такое? Кто такой?)

12

30.11

Общие свойства объектов группы (Что у любого есть? Что любой умеет?)

Особенные свойства объектов подгруппы (Что еще есть? Что еще умеют?)

13

7.12

Единичное имя объекта (Имя для всех и имя для каждого)

Отличительные признаки объектов (Чем отличаются?)

14-15

14.12, 21.12

Практическая работа по теме «Объекты»

16-17

11.01, 18.01

Проекты по теме «Объекты и мы»


Раздел 3.

18

25.01

Множество. Число элементов множества (Остров для множества)

Подмножество (На острове - страна, в стране - город)

19

1.02

Элементы, не принадлежащие множеству. Пересечение множеств (Слова «НЕ», «И», «ИЛИ» на карте множеств)

20

8.02

Пересечение и объединение множеств (Слова «НЕ», «И», «ИЛИ» на карте множеств)

21

15.02

Истинность высказывания. Отрицание. Истинность высказывания со словом «НЕ».

22

22.02

Истинность высказывания со словами «И», «ИЛИ»

23

29.02

Граф. Вершины и ребра графа (Какие точки соединить?)

24

7.03

Граф с направленными ребрами

25-26

14.03, 21.03

Тестирование по теме «Множества». Игра «Что? Где? Когда?»

27-28

4.04, 11.04

Практическая работа по теме «Граф»


Раздел 4.

29

18.04

Аналогия (На что похоже?)

30

25.04

Закономерность (По какому правилу?)

31

5.05

Аналогичная закономерность (Такое же или похожее правило)

32

16.05

Аналогичная закономерность

33

23.05

Проект по теме «Аналогия»

34

30.05

Итоговое занятие .Игра по станциям «Я знаю…»



Учебно-методическое обеспечение:


Литература для учителя


1. Горячев В.В., Волкова Т.О., Горина К.И. Учебник « Информатика в играх и задачах» 3 класс, 1и 2 часть. - М: «Баласс», 2014

2. Горячев В.В., Волкова Т.О., Горина К.И. Информатика в играх и задачах. 3 класс. Методические рекомендации для учителя. - М: « Баласс », 2014

3.Мультимедийный проект.


Литература для обучающихся


Горячев В.В., Волкова Т.О., Горина К.И. Учебник « Информатика в играх и задачах» 3 класс, 1 и 2 часть. - М: «Баласс», 2014



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал