- Учителю
- Урок по информатике для 7 класса по теме «Графический редактор»
Урок по информатике для 7 класса по теме «Графический редактор»
Эсаулова Н.В.,
учитель информатики
КОГОБУ СОШ пгт Оричи
Тема: Графический редактор
Тип урока: урок изучения нового материала и его закрепления.
Класс 7
1. Характеристика темы:
Преподавание ведется по учебнику Н. Угринович «Информатика и ИКТ». Альтернативным учебным пособием являются учебники И. Семакина и О. Ефимовой, Ю. Шафрина.
По школьному учебному плану-1 урок в неделю.
Данный урок - четвертый по теме «Графический редактор». Необходимо отметить, что компьютерная графика это сравнительно новая область применения ЭВМ Программирование графики одна из самых сложных областей в современном программировании. Благодаря существованию прикладных графических пакетов, компьютерная графика стала доступна широкому кругу пользователей.
Абсолютное большинство учеников с удовольствием рисуют в графическом редакторе. При выполнении практических заданий очень заметно проявляются различные способности детей к рисованию. Безусловно, информатика не уроки рисования и не всякий учитель информатики обладает художественными способностями. Учитель должен считать своей целью раскрытие всех возможностей графического редактора, как инструмента для рисования.
2. Система целей к уроку:
Триединая дидактическая цель (ТДЦ) несет в себе три функции обучения: обучающую, развивающую и воспитывающую.
Образовательный аспект:
A) Повторить, закрепить имеющиеся знания по данной теме
Б) Создать условия для усвоения и первичного закрепления новых знаний.
B) Проконтролировать уровень усвоения учебного материала.
Развивающий аспект
А) Продолжить формирование ОУУН
Б) Продолжить развитие у учащихся мыслительной деятельности
Воспитательный аспект
А) Воспитание активности, инициативы, внимания
Б) Воспитание умения организовать работу.
3. Структура и содержание урока
-
Организация начала урока;
-
Актуализация знаний;
-
Мотивация, целеполагание и самоцелеполагание;
-
Деятельность по усвоению новых знаний;
-
Использование знаний в новой ситуации;
-
Закрытый контроль знаний (диагностика обученности)
-
Подведение итогов работы;
-
Формулировка задач на будущее, домашнее задание;
4. Методы обучения:
1. Репродуктивный
2. Объяснительно-иллюстративный
3. Частично-поисковый
Формы реализации методов:
Фронтальный опрос,
Беседа с элементами проблемного изложения,
Тест.
Формы организации познавательной деятельности:
Фронтальная
Индивидуальная
Парная
Средства обучения:
Дидактический материал;
Компьютер;
Дискеты.
5. Система контроля на уроке:
Самоконтроль,
Контроль учителя,
Взаимоконтроль.
Ход урока
Напомните, пожалуйста, изучением какого программного средства мы занимались на прошлых уроках?
Изучали графический редактор.
Давайте вспомним, что мы научились делать в ГР (какие возможности ГР вы знаете).
На доске спрятаны действия, возможные в ГР (заклеены полосками бумаги). Раскроем их (актуализация знаний).
Ученики называют действия, учитель открывает:
перемещение, выделение, копирование.
Неоткрытыми остаются 2 строчки: поворот и наклон.
Итак, цель нашего урока: познакомиться с новыми командами ГР и не просто познакомиться, а научиться применять их.
Раскрыть их нам поможет следующая задача: (мотивация)
откройте файл «Тигренок» («Мои документы»/ «Практика»/ «Рисунки»). Вы видите половину тигренка (показать на рисунке 1), а вам (задача) нужно получить целого (показать на рисунке 2), раскрашенного. Ясно, что вторая половина является точной копией первой. Значит, придется дорисовывать. Как это можно сделать
(карандашом, кистью - умеем). Сложно!!!
Хорошо бы скопировать и вторую половину, но отражение зеркальное, следовательно, нужно повернуть (отразить слева направо).
Усвоение новых знаний.
Оказывается, есть такая команда в ГР (меню «Рисунок»). Попробуем выполнить это преобразование (выделяем, копируем, поворачиваем, приставляем, стираем лишнее, раскрашиваем).
Дополнительное задание: дать тигренку имя.
-
Какие еще возможности нам представляет ГР, вам предлагается узнать самостоятельно, выполнив Лабораторную работу («Шарик»).
-
Открываем новые команды на доске: наклон, поворот.
-
Где еще применяются эти команды (Практическая работа «Мозаика» 2 этапа).
Дополнительное задание: построить фигуру и симметричную ей фигуру относительно данной точки.
Подведение итогов: что нового узнали на уроке (поворот).
Задача на будущее: какую задачу вы поставили бы перед собой на следующий урок?
(наклон).
Домашнее задание: где можно еще применить поворот, отражение, наклон.
Приложения
Лабораторная работа «Шарик»
Цели:
-
Закрепление умения открывать файл
-
Вспомнить работу с инструментами: «Масштаб», «Выделение», «Заливка»
-
Команды перемещение и копирование.
-
Знакомство с дополнительными возможностями Paint: «Поворот», «Искажение», «Обращение цвета»
-
Откройте рисунок «Шарик» («Мои документы»/ «Практика»/ «Рисунки»)
-
Раскрасьте шарик в красный цвет.
-
Инструментом «Выделение произвольной области» выделите шарик.
-
Скопируйте выделенный фрагмент по листу (при нажатой клавише Ctrl)
-
Перемещая мышью, узлы на границе выделенной области, уменьшите выделенный фрагмент.
-
Скопируйте фрагмент по листу 6-8 раз.
-
С каждой из копий выполнить какую-либо операцию трансформации (изменения) рисунка (пункт «Рисунок»):
-
отразить;
-
повернуть;
-
растянуть,
-
наклонить, Нe рекомендуется задавать угол наклона более 400
-
обратить цвета.
8. Покажите полученный рисунок учителю.
9. Закройте рисунок без сохранения.
Практическая работа «Мозаика»
Собирание готовой мозаики и ее создание
Цели:
-
Закрепление навыка открытия файла
-
Перемещение элементов
-
Применение поворотов в Paint
1 этап - собрать готовую мозаику
-
Откройте файл «Дом» («Мои документы»/ «Практика»/ «Рисунки»).
-
Вы видите набор деталей мозаики.
-
Переместитесь ниже и найдите образец дома, который нужно собрать.
-
Соберите мозаику, используя команды «Поворот», «Отражение» (пункта «Рисунок»).
Не забывайте выделить каждый элемент, прежде чем перемещать его или поворачивать.
При копировании и переносе фон рисунка должен быть прозрачным. Для этого отключите команду «Прозрачный фон» (щелкните по кнопке в режиме выделения)
-
Покажите полученный результат учителю.
-
Закройте рисунок без сохранения.
2 этап создать собственную мозаику.
-
Создать свою мозаику.
Упрощенный вариант может заключаться в следующих действиях;
-
Нарисовать любую картинку;
-
Скопировать ее и вставить для того, чтобы иметь образец;
-
При помощи инструментов «Выделение произвольной области» или «Выделение» «растащить» элементы картинки.
-
Воспользоваться поворотами и отражениями
-
Показать полученную мозаику учителю.
-
Сохранить свою мозаику на дискету под названием «Мозаика»_«свое имя».
-
Поменяйтесь с другом дискетой и попробуйте собрать его мозаику по оставленному образцу.
-
Покажите, что у вас получилось, учителю.
-
Закройте мозаику без сохранения.