- Учителю
- Рабочая программа информатика 4 класс
Рабочая программа информатика 4 класс
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ИРКУТСКАЯ ОБЛАСТЬ
город Усолье - Сибирское
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Средняя общеобразовательная школа № 6»
СОГЛАСОВАНО РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДАЮ
Заместитель директора Руководитель Директор МБОУ «СОШ № 6»
по УВР Методического ____________ С. А. Ефимова
объединения «___»__________20___ г.
_______________ _________________ приказ № _____
ФИО, роспись ФИО, роспись
«___»______20__ г. «___»______20___г.
протокол №_____
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По _____________________Информатика ___________________________________
(указать предмет, курс, модуль)
Ступень обучения (класс) __________начальное общее образование 4 «А» класс _____
(начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием классов)
Количество часов __34____ Уровень _____________базовый_________
(базовый, профильный)
Учитель _______________Варёнова Валентина Александровна_____________________
Программа разработана на основе Информатика. Сборник рабочих программ. 1-4 классы:
пособие для учителей общеобразовательных организаций/ Т.А. Рудченко,А.Л.Семенов-
2-е изд.- М.:Просвещение, 2014 .________________________________________________
(указать примерную или авторскую программу/программы, издательство, год издания при наличии)
2015 - 2016 учебный год
-
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету Информатика в 4 «А» разрабатывается в целях:
-
Создание прочного фундамента для последующего образования;
-
Развитие умений самостоятельно управлять своей учебной деятельностью;
-
Развитие логического, алгоритмического и системного мышления;
-
Создание предпосылки успешного освоения инвариантных фундаментальных знаний и умений в областях, связанных с информатикой, которые вследствие непрерывного обновления и изменения аппаратных и программных средств выходят на первое место в формировании научного информационно-технологического потенциала общества.
Для реализации целей поставлены следующие задачи:
• работать в рамках заданной среды по четко оговоренным правилам;
• ориентироваться в потоке информации: просматривать, сортировать, искать необходимые сведения;
• читать и понимать задание, рассуждать, доказывать свою точку зрения;
• работать с графически представленной информацией: таблицей, схемой и т. п.;
• планировать собственную и групповую работу, ориентируясь на поставленную цель, проверять и корректировать планы;
• анализировать языковые объекты;
• использовать законы формальной логики в мыслительной деятельности.
Рабочая программа по Информатике для 4 «А» класса основана на следующих нормативно-правовых документах:
-
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, Приказ Минобрнауки РФ от 06.10.2009 №373
-
Информатика. Сборник рабочих программ. 1-4 классы: пособие для учителей общеобразовательных организаций/ Т.А. Рудченко,А.Л.Семенов- 2-е изд.- М.:Просвещение, 2014
-
Образовательная программа начального общего образования МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 6» города Усолье - Сибирское Иркутской области, Приказ директора МБОУ «СОШ № 6»от07.07.2015 № 365
-
Учебный план МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 6» города Усолье - Сибирское Иркутской области, Приказ директора МБОУ «СОШ № 6»от 01.06.2015 № 348
-
Положение о рабочей программе учебных предметов, курсов МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 6» города Усолье - Сибирское Иркутской области, Приказ директора МБОУ «СОШ № 6» от 28.07.2015 № 338
Рабочая программа по информатики для 4 «А» класса разработана на основе программы «Информатика. Сборник рабочих программ. 1-4 классы: пособие для учителей общеобразовательных организаций/ Т.А. Рудченко,А.Л.Семенов- 2-е изд.- М.:Просвещение, 2014»
Рабочая программа по информатики для 4 «А» класса полностью соответствует программе «Информатика. Сборник рабочих программ. 1-4 классы: пособие для учителей общеобразовательных организаций/ Т.А. Рудченко,А.Л.Семенов- 2-е изд.- М.:Просвещение, 2014». И программа рассчитана на 34 учебных часа в год из расчета 1 час в неделю.
В рабочей программе по информатики для 4 «А» класса запланировано:
Количество плановых контрольных работ 4
Количество плановых практических (проектных) работ 4
При организации образовательного процесса по информатике используются следующие технологии:
-
Проектная деятельность;
-
Здоровье сберегающие технологии
-
Технологии системно-деятельностного подхода
На уроках параллельно применяются общие и специфические методы, связанные с применением средств ИКТ:
-
словесные методы обучения (рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником, рабочей тетрадью);
-
наглядные методы (наблюдение, иллюстрация, демонстрация наглядных пособий, презентаций);
-
практические методы (устные и письменные упражнения, практические работы за ПК);
-
активные методы (метод проблемных ситуаций, метод проектов, ролевые игры).
Механизмами формирования и развития УУД на уроках Информатики в 4 «А» классе являются: система урочной деятельности: средства учебных предметов, учебные ситуации и учебные задачи; технологии деятельностного типа: технология проблемно-диалогического обучения; технология продуктивного чтения; технология самооценивания; коллективные формы деятельности; система внеурочной деятельности; проектная и исследовательская деятельность; индивидуальные образовательные маршруты, планы, программы..
Для проверки и оценки результатов обучения в данной рабочей программе предусмотрены выполнения проектных, контрольных работ, тестирование, устный опрос.
Для реализации рабочей программы по информатике в 4 «А» классе используется следующий методический комплекс
Перечень учебно - методического обеспечения4
Приказ № 253
от 31.03.2014
2
Т.А. Рудченко, А.Л. Семенов.
Информатика. 4 класс. Рабочая тетрадь.
М.: Просвещение: 2012.
3
Т.А. Рудченко, Е.С. Архипова
Информатика 4 класс.
Поурочные разработки
М.: Просвещение, 2012
4
Т.А. Рудченко, А.Л. Семенов
«Информатика. Сборник рабочих программ 1-4 классы»
М.: Просвещение, 2014.
5
school-informatica.ru
www/learning.9151394.ru
-
Общая характеристика учебного предмета, курса
В соответствии с основной задачей изучения курса информатики в начальной школе формируется и содержание курса. В нем условно можно выделить следующие содержательные линии:
-
Основные информационные объекты и структуры. Вводимые понятия соответствуют основным математическим и информатическим понятиям, которые в свою очередь имеют метапредметный характер и находят свое отражение во всех учебных курсах. К числу таких понятий относятся: бусина (атомарный объект), цепочка (конечная последовательность), мешок (конечное мультимножество), дерево (ветвящаяся структура), таблица.
-
Основные информационные действия (в том числе логические) и процессы. Данные действия и процессы имеют метапредметный характер и выполняются детьми в разных учебных дисциплинах, а также при решении практических задач. К числу таких действий относятся: поиск объекта по описанию, построение объекта по описанию, поиск соответствия между объектами - соединение объектов в пары, группировка и упорядоченье объектов, выполнение инструкции (в том числе программы или алгоритма) и другие.
-
Основные информационные методы. Данные методы также имеют метапредметный характер и могут использоваться при решении любых задач, в особенности практических задач, встающих перед ребенком в повседневной жизни. К числу таких методов относятся: метод перебора (полного или систематического), метод проб и ошибок, метод разбиения задачи на подзадачи и проч.
-
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане учреждения
Согласно учебному плану МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 6» города Усолье - Сибирское Иркутской области информатика входит в часть формируемую участниками образовательных отношений, обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей обучающихся и составлена на основе изучения спроса, интересов обучающихся и их родителей (законных представителей).
Особенности курса: формирование навыков решения задач с применением таких подходов к решению, которые наиболее типичны и распространены в информатике;
создание кругозора в областях знаний, тесно связанных с информатикой.
На изучение курса отводится 1 час в неделю 34 часа в учебный год.
-
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета, курса
Основной целью изучения информатики в начальной школе является формирование у учащихся основ ИКТ-компетентности, многие компоненты которой входят в структуру универсальных учебных действий (УУД). Это и задает основные ценностные ориентиры содержания данного курса. С точки зрения достижения метапредметных результатов обучения, а также продолжения образования на более высших ступенях (в том числе и обучения информатике в среднем и старшем звене), наиболее ценными являются следующие компетенции, отраженные в содержании курса:
-
Основы логической и алгоритмической компетентности, в частности овладение основами логического и алгоритмического мышления, умением действовать в соответствии с алгоритмом и строить простейшие алгоритмы.
-
Основы информационной грамотности, в частности овладение способами и приемами поиска, получения, представления информации. В понятие информационной грамотности в частности входит умение работать с информацией, представленной в различных видах: текст, таблица, диаграмма, цепочка, совокупность и представлять информацию в различных видах.
-
Основы ИКТ-квалификации, в частности овладение основами применения компьютеров (и других средств ИКТ) для решения информационных задач.
-
Основы коммуникационной компетентности. В рамках данного учебного предмета наиболее активно формируются стороны коммуникационной компетентности, связанные с приемом и передачей информации. Сюда же относятся аспекты языковой компетентности, которые связаны с овладением системой информационных понятий, использованием языка для приема и передачи информации.
-
Содержание учебного предмета, курса
Рабочая программа по информатике для 4 «А» класса соответствует требованиям федерального государственного стандарта, целям, задачам начального общего образования и отражается в следующей таблице:
-
№
п/п
Название раздела
Содержание учебного материала
Название лабораторных и практических работ
Кол-во часов
1.
Правила игры.
Понятие о правилах игры. Правила работы с учебником (листами определений и задачами) и рабочей тетрадью, а также тетрадью проектов. *Техника безопасности и гигиена при работе с компьютером. *Правила работы с компьютерными составляющими курса: работа с собственным портфолио на сайте, с компьютерными уроками. Базисные объекты и их свойства. Допустимые действия. Основные объекты курса: фигурки, бусины, буквы и цифры. Свойства основных объектов: цвет, форма, ориентация на листе. Одинаковые и разные объекты (одинаковость и различие для каждого вида объектов: фигурок, букв и цифр, бусин). Сравнение фигурок наложением. Допустимые действия с основными объектами в бумажном учебнике: раскрась, обведи, соедини, нарисуй в окне, вырежи и наклей в окно, пометь галочкой. *Допустимые действия с основными объектами в компьютерных задачах: раскрась, обведи, соедини, положи в окно, напечатай в окне, пометь галочкой. *Сравнение фигурок наложением в компьютерных задачах.
3
2
Цепочка.
Понятие о цепочке как о конечной последовательности элементов. Одинаковые и разные цепочки. Общий порядок элементов в цепочке - понятия: первый, второй, третий и т. п., последний, предпоследний. Частичный порядок элементов цепочки - понятия: следующий и предыдущий. Понятие о числовом ряде (числовой линейке) как о цепочке, в которой числа стоят в порядке предметного счёта. Понятия, связанные с порядком элементов от конца цепочки: первый с конца, второй с конца, третий с конца и т. д. Понятия раньше/позже для элементов цепочки. Понятия, связанные с отсчётом элементов от любого элемента цепочки: второй после, третий после, первый перед, четвёртый перед и т. д. Цепочки в окружающем мире: цепочка дней недели, цепочка месяцев. Календарь как цепочка дней года. Понятия перед каждым и после каждого для элементов цепочки. Длина цепочки как число объектов в ней. Цепочка цепочек - цепочка, состоящая из цепочек. Цепочка слов, цепочка чисел. Операция склеивания цепочек. Шифрование как замена каждого элемента цепочки на другой элемент или цепочку из нескольких элементов. *Использование инструмента «цепочка» для построения цепочек в компьютерных задачах.
3
3
Язык
Латинские буквы. Алфавитная цепочка (русский и латинский алфавиты), алфавитная линейка. Слово как цепочка букв. Именование, имя как цепочка букв и цифр. Буквы и знаки в русском тексте: прописные и строчные буквы, дефис и апостроф, знаки препинания. Словарный порядок слов. Поиск слов в учебном словаре и в настоящих словарях. Толковый словарь. Понятие толкования слова. Полное, неполное и избыточное толкования. Решение лингвистических задач.
1
4
Основы теории алгоритмов
Понятия инструкция и описание. Различия инструкции и описания. Выполнение простых инструкций. Построение объекта (фигурки, цепочки, мешка) по инструкции и описанию. Выполнение простых алгоритмов для решения практических и учебных задач: алгоритма подсчёта областей картинки, алгоритма подсчёта букв в тексте, алгоритма поиска слова в учебном словаре. Исполнитель Робик. Поле и команды (вверх, вниз, вправо, влево) Робика. Программа как цепочка команд. Выполнение программ Робиком. Построение и восстановление программы по результату её выполнения. Использование конструкции повторения в программах для Робика. Цепочка выполнения программы Робиком. Дерево выполнения программ Робиком. *Использование инструмента «Робик» для поиска начального положения Робика.
2
5
Дерево
Понятие дерева как конечного направленного графа. Понятия следующий и предыдущий для вершин дерева. Понятие корневая вершина. Понятие лист дерева. Понятие уровень вершин дерева. Понятие путь дерева. Мешок всех путей дерева. Дерево потомков. Дерево всех вариантов (дерево перебора). Дерево вычисления арифметического выражения. *Использование инструмента «дерево» для построения деревьев в компьютерных задачах.
6
6
Игры с полной информацией
Турниры и соревнования - правила кругового и кубкового турниров. Игры с полной информацией. Понятия: правила игры, ход и позиция игры. Цепочка позиций игры. Примеры игр с полной информацией: «Крестики - нолики», «Камешки», «Ползунок», «Сим». Выигрышные и проигрышные позиции в игре. Существование, построение и использование выигрышных стратегий в реальной игре. Дерево игры, ветка из дерева игры. Понятие области. Выделение и раскрашивание областей картинки. Подсчёт областей в картинке Понятие области. Выделение и раскрашивание областей картинки. Подсчёт областей в картинке Понятие мешка как неупорядоченного конечного мультимножества. Пустой мешок. Одинаковые и разные мешки. Классификация объектов мешка по одному и по двум признакам. Мешок бусин цепочки. Операция склеивания мешков
цепочек
9
7
Математическое представление информации
Одномерная и двумерная таблицы для мешка - использование таблицы для классификации объектов по одному и двум признакам. Использование таблиц (рабочей и основной) для подсчёта букв и знаков в русском тексте. Использование
таблицы для склеивания мешков. Сбор и представление информации, связанной со счётом (пересчётом), измерением величин (температуры); фиксирование результатов. Чтение таблицы, столбчатой и круговой диаграмм, заполнение таблицы, построение диаграмм.
Понятия все/каждый для элементов цепочки и мешка. Полный перебор элементов при поиске всех объектов, удовлетворяющих условию. Понятия есть/нет для элементов цепочки и мешка. Понятие все разные. Истинные и ложные утверждения. Утверждения, истинность которых невозможно определить для данного объекта. Утверждения, которые для данного объекта не имеют смысла
2
8
Решение практических задач
Поиск двух одинаковых объектов в большой совокупности объектов с использованием разбиения задачи на подзадачи и группового разделения труда Изготовление телесной модели цепочки бусин и числового ряда (изготовление бусин из бумаги, нанизывание их в цепочку) Решение проектных задач на анализ текста и выделение из него нужной информации, в частности задач на сопоставление объекта с его описанием Исследование частотности использования букв и знаков в русских текстах Поиск двух одинаковых мешков среди большого количества мешков с большим числом объектов путём построения сводной таблицы Работа с большими словарями, поиск слов в больших словарях Сортировка большого количества слов в словарном порядке силами группы с использованием алгоритма сортировки слиянием, сортировочного дерева, классификации
Изучение способов проведения спортивных соревнований, записи результатов и выявления победителя в ходе решения серии проектных задач и проведения кругового и кубкового турниров в классе Сбор информации о погоде за месяц, представление информации о погоде в виде таблиц, а также круговых и столбчатых диаграмм. Построение полного дерева игры, исследование всех позиций, построение выигрышной стратегии.
-
Проект «Турниры и соревнования», 2 часть.
-
Круговой турнир.
-
Проект «Стратегия победы
-
Проект «Дневник наблюдения за погодой», часть 1
-
Проект «Дневник наблюдения за погодой», часть 2
8/8
-
-
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса
При реализации рабочей программы по предмету информатика в 4 «А» классе осуществляется контроль за результатами освоения программы:
Планируемые результаты освоения информатики
-
Будут уметь работать с учебником (листами определений и
задачами), тетрадью, а также с материалами к проектам;
соблюдать требования безопасности, гигиены и эргономики при
работе со средствами ИКТ; при работе с компьютерными задачами и
проектами: сохранить результаты своей работы (нажав кнопку
«сохранить и выйти» в среде решения задач либо выбрав в меню
«сохранить» при работе в сторонних программных продуктах);
при работе с компьютерными задачами: отменить своё неверное действие (при помощи кнопки «отмена»), начать решение задачи заново (при помощи кнопки «начать сначала»).
Будут знать и понимать правила работы на обычном и на проектном уроке; знать и понимать правила работы на уроке с использованием ИКТ; иметь представление об условии задачи как системе ограничений; иметь представление о необходимости самостоятельной проверки правильности своего решения.
2
Цепочка.
Будет развиты мотивы учебной деятельностиразвитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе
Будут уметь строить и достраивать цепочку по системе условий; проверять перебором выполнение заданного единичного или двойного условия для совокупности цепочек (мощностью до 8 цепочек), выделять одинаковые и разные цепочки из набора; выполнять операцию склеивания цепочек, строить и достраивать склеиваемые цепочки по заданному результату склеивания; оперировать порядковыми числительными, а также понятиями: последний, предпоследний, третий с конца и т. п., второйпосле, третий перед и т. п. оперировать понятиями: следующий / предыдущий, идтираньше / идти позже; оперировать понятиями: после каждой бусины, перед каждой бусиной; строить цепочки по индуктивному описанию;
строить цепочку по мешку ее бусин и заданным свойствам; шифровать и дешифровать слова с опорой на таблицу шифрования; в компьютерных задачах: решать задачи по построению цепочки при помощи инструментов «цепочка» и «лапка» и библиотеки бусин.
Будут иметь представление о цепочке как о конечной последовательности элементов; знать все понятия, относящиеся к общему и частичному порядку объектов в цепочке; иметь представление о длине цепочки и о цепочке цепочек; иметь представление об индуктивном построении цепочки;
иметь представление о процессе шифрования и дешифрования конечных цепочек небольшой длины (слов).
3
Язык
Будет развита внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к урокам информатики, понимание роли информатики в жизни человека
Будут правильно называть русские и латинские буквы в именах объектов; использовать имена для различных объектов; сортировать слова в словарном порядке; сопоставлять толкование слова со словарным, определять его истинность.
вводить текст небольшого объёма с клавиатуры компьютера
Будут знать русские и латинские буквы и их русские названия; уверенно ориентироваться в русской алфавитной цепочке; иметь представление о слове как о цепочке букв; иметь представление об имени как о цепочке букв и цифр; иметь представление о знаках, используемых в русских текстах (знаки препинания и внутрисловные знаки); понимать правила лексикографического (словарного) порядка; иметь представление о толковании слова; иметь представление о лингвистических задачах.
иметь представление о расположении буквенных, цифровых клавишах и клавишах со знаками препинания в русской раскладке на клавиатуре компьютера.
4
Основы теории алгоритмов
Будет развита внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к урокам информатики, понимание роли информатики в жизни человека
Будут уметь планировать последовательность действий, выполнять инструкции длиной до 10 пунктов; последовательно выполнять указания инструкции, содержащейся в условии задачи (и не выделенные специально в тексте задания). выполнять простейшие линейные программы для Робика; строить / восстанавливать программу для Робика по результату ее выполнения;
выполнять и строить программы для Робика с конструкцией повторения;
строить цепочку выполнения программы Робиком; строить дерево выполнения всех возможных программ (длиной до 3 команд) для Робика.
Будут знать команды Робика и понимать систему его ограничений;
иметь представление о конструкции повторения; иметь представление о цепочке выполнения программы исполнителем Робик; иметь представление о дереве выполнения всех возможных программ для Робика.
5
Дерево
Будет развита внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к урокам информатики, понимание роли информатики в жизни человека
Будут уметь оперировать понятиями, относящимися к структуре дерева: предыдущая / следующие вершины, корневая вершина, лист дерева, уровень вершин дерева, путь дерева;
строить небольшие деревья по инструкции и описанию;
использовать деревья для классификации, выбора действия, описания родственных связей;
строить мешок всех путей дерева, строить дерево по мешку всех его путей и дополнительным условиям;
строить дерево перебора (дерево всех возможных вариантов) небольшого объёма; строить дерево вычисления арифметического выражения, в том числе со скобками; вычислять значение арифметического выражения при помощи дерева вычисления; в компьютерных задачах: решать задачи по построению дерева при помощи инструментов «дерево», «лапка» и библиотеки бусин.
Будут иметь представление о дереве; понимать отличия дерева от цепочки и мешка; иметь представление о структуре дерева - его вершинах (в том числе корневых и листьях), уровнях, путях; знать алгоритм построения мешка всех путей дерева
6
Игры с полной информацией
Будет развита внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к урокам информатики, понимание роли информатики в жизни человека
Будут уметь оперировать понятиями, относящимися к описанию игр с полной информацией: правила игры, позиция игры (в том числе начальная и заключительная), ход игры; строить цепочку позиций партии для игры с полной информацией (крестики-нолики, сим, камешки, ползунок); играть в игры с полной информацией: камешки, крестики-нолики, сим, ползунок; соблюдать правила игры, понимать результат игры (кто победил); проводить мини-турниры по играм с полной информацией, заполнять таблицу турнира; строить дерево игры или фрагмент (ветку) из дерева игры для игр с небольшим числом вариантов позиций; описывать выигрышную стратегию для различных вариантов игры камешки. организовывать полный перебор объектов (мешка); оперировать понятиями все / каждый, есть / нет / всего в мешке; строить и достраивать мешок по системе условий; проверять перебором выполнение заданного единичного или двойного условия для совокупности мешков (мощностью до 8 мешков). выделять из набора одинаковые и разные мешки; использовать и строить одномерные и двумерные таблицы для мешка; выполнять операцию склеивания двух мешков цепочек, строить и достраивать склеиваемые мешки цепочек по заданному результату склеивания; сортировать объекты по одному и двум признакам;
строить мешок бусин цепочки;
в компьютерных задачах: решать задачи на построение мешка при помощи инструмента «лапка» и библиотеки бусин;
Будут иметь представление об играх с полной информацией; знать примеры игр с полной информацией (знать правила этих игр); понимать и составлять описания правил игры; понимать правила построения дерева игры; знать определение выигрышной и проигрышной позиции; иметь представление о выигрышной стратегии. иметь представление о мешке как неупорядоченной совокупности элементов; знать основные понятия, относящиеся к структуре мешка: есть в мешке, нет в мешке, есть три бусины, всего три бусины и пр.; иметь представление о мешке бусин цепочки; иметь представление о классификации объектов по 1-2 признакам
7
Математическое представление информации
Будет развита внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к урокам информатики, понимание роли информатики в жизни человека
Будут уметь устанавливать соответствие между различными представлениями (изображение, текст, таблица и диаграмма) числовой информации; читать и заполнять одномерные и двумерные таблицы; читать столбчатые диаграммы; достраивать столбчатую диаграмму при добавлении новых исходных данных; отвечать на простые вопросы по круговой диаграмме. определять значения истинности утверждений для данного объекта;выделять объект, соответствующий данным значениям истинности нескольких утверждений;
строить объект, соответствующий данным значениям истинности нескольких утверждений; анализировать текст математического содержания (в том числе, использующий конструкции «каждый / все», «есть / нет / есть всего», «не»);
анализировать с логической точки зрения учебные и иные тексты.
Будут иметь представление об одномерных и двумерных таблицах;
иметь представление о столбчатых и круговых диаграммах
понимать различия логических значений утверждений: истинно, ложно, неизвестно
8
Решение практических задач
Будет развита внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к урокам информатики, понимание роли информатики в жизни человека
Будут уметь подсчитывать буквы и знаки в русском тексте с использованием таблицы; искать слово в словаре любого объема; оформлять информацию в виде сводной таблицы, «реферата»; упорядочивать массив методом сортировки слиянием; использовать метод разбиения задачи на подзадачи в задаче на поиск одинаковых фигурок; использовать таблицу для мешка для поиска двух одинаковых мешков; сканировать изображения; описывать по определенному алгоритму объект, записывать аудио-визуальную и числовую информацию о нем; создавать сообщения в виде аудио- и видео- фрагментов или цепочки экранов с использованием иллюстраций, видео-изображения, звука, текста; создавать текстовые сообщения с использованием средств ИКТ, пользоваться основными функциями стандартного текстового редактора; создавать компьютерную анимацию; создавать изображения, пользуясь графическими возможностями компьютера; составлять новое изображение из готовых фрагментов (аппликация); заполнять таблицу кругового турнира;
строить дерево кубкового турнира для числа участников, равного степени двойки: 2, 4, 8, 16, 32.
Будут иметь представление о правилах проведения и представлении результатов кругового и кубкового турниров; иметь представление о сборе данных, о различных способах представления информации (таблица, круговая и столбцовая диаграмма, «реферата»); иметь представление о работе в Сети; иметь представление об инструкциях и способах их применения; иметь представление об алгоритме сортировки слиянием; иметь представление о разбиении задачи на подзадачи и возможности ее коллективного решения; иметь представление об использовании сводной таблицы для мешков для поиска двух одинаковых мешков; иметь представление об алгоритме сортировки слиянием; иметь представление о правилах поиска слова в словаре любого объема
За реализацией программы по информатике в 4 «А» классе осуществляется систематический контроль:
Система контроля
за освоением планируемого содержания образования
№
п/п
Название раздела, темы
Формы контроля оценки освоения планируемого содержания образования, дата проведения*
Предметные результаты
Метапредметные результаты
Личностные результаты
1.
Правила игры.
Стартовый контроль. Комплексная контрольная работа (определить готовность к изучению предмета «Информатика»), сентябрь, 1 неделя
2
Цепочка.
3
Язык
4
Основы теории алгоритмов
5
Дерево
Контрольная работа №2. По теме «Дерево» апрель, 4 неделя
6
Игры с полной информацией
Контрольная работа 1 «Игры» январь, 3 неделя
7
Математическое представление информации
8
Решение практических задач
9
Итоговый контроль за курс начального общего образования
Комплексная контрольная работа, май 2 неделя
Анкетирование, май, 1 неделя
При выполнении письменной контрольной работы:
Содержание и объем материала, подлежащего проверке в контрольной работе,определяется программой. При проверке усвоения материала выявляется полнота, прочность усвоенияобучающимисятеории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.
Исходя из норм (пятибалльной системы), заложенных во всех предметных областях выставляете отметка:
«5» ставится при выполнении всех заданий полностью или при наличии 1-2 мелких погрешностей;
«4» ставится при наличии 1-2 недочетов или одной ошибки:
«3» ставится при выполнении 2/3 от объема предложенных заданий;
«2» ставится, если допущены существенные ошибки, показавшие,
что обучающийся не владеет обязательными умениями поданной теме в полной мере (незнание основного программного материала):
Оценка устных ответов обучающихся
Ответ оценивается отметкой «5», если обучающийся:
- полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой;
- изложил материал грамотным языком в определенной логической
последовательности, точно используя терминологию информатики как учебной дисциплины;
- правильно выполнил рисунки, схемы, сопутствующие ответу;
- показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами;
- продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
- отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.
Возможны одна - две неточности при освещении второстепенных вопросов или
в выкладках, которые обучающийся легко исправил по замечанию учителя.
Ответ оценивается отметкой «4,. если ответ удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:
- допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя:- допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
- неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала определенные настоящей программой;
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
- не раскрыто основное содержание учебного материала;
- обнаружено незнание или неполное понимание обучающийся большей или наиболее важной части учебного материала;
- допущены ошибки в определении понятий, при использовании специальной терминологии, в рисунках, схемах, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
Критерии оценок для проекта:
- эстетичность оформления;
- содержание, соответствующее теме работы;
- полная и достоверная информация по теме;
- отражение всех знаний и умений обучающихся в данной программе.
-
Тематический план
-
Проект «Турниры и соревнования», 2 часть.
Круговой турнир.
Комбинированный
Познакомить детей с техникой безопасности и гигиеной при работе с компьютером.
Выяснение правил и
особенностей игры в Крестики-нолики,
объекты и фиксировать результаты наблюдения.
Строить знаково-символические модели информационных процессов: представлять процесс партии реальной игры в виде цепочки - строить партию игры и цепочку позиции партии игры с полной информацией, представлять процесс проведения турнира в виде таблицы и дерева
Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий
Работать в группе: сотрудничать в ходе решения задач со сверстниками, использовать групповое разделение труда, использовать речевые средства для решения задачи, вести диалог и др.
Стартовый контроль Проект «Турниры и соревнования», 2 часть.
Круговой турнир.
2
Проект «Турниры и соревнования», 2 часть.
Круговой турнир.
Комбинированный
Проект «Турниры и соревнования», 2 часть.
Круговой турнир.
3
Крестики-нолики.
Комбинированный
Определение начальной позиции, хода игры, мешка возможных позиций, заключительной позиции и победителя
4
Игра. Правила игры. Цепочка позиций игры.
Комбинированный
Определение начальной позиции, хода игры, мешка возможных позиций, заключительной позиции и победителя
Давать формальное описание правил игры с полной информацией на примере игр: крестики-нолики, камешки, ползунок,
Готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий
Играть в игры с полной информацией. Представлять процесс партии реальной игры в виде цепочки
5
Игра. Правила игры. Цепочка позиций игры.
Комбинированный
6
Игра камешки.
Комбинированный
Знакомство и работа с игрой Камешки.
Обучение записи цепочки, удовлетворяющей определенному условию.
Давать формальное описание правил игры с полной информацией на примере игр: крестики-нолики, камешки, ползунок,
Готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий
Играть в игры с полной информацией. Представлять процесс партии реальной игры в виде цепочки
7
Игра ползунок.
Комбинированный
Знакомство и работа с игрой Ползунок, где место числовой интуиции занимает геометрическая.
Давать формальное описание правил игры с полной информацией на примере игр: крестики-нолики, камешки, ползунок
Готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий
Играть в игры с полной информацией. Представлять процесс партии реальной игры в виде цепочки
8
Игра сим
Комбинированный
Знакомство и работа (или вспоминание) с играми в Слова и в Города.
Дать понятие «бесконечная игра».
Работа с географической картой и толковым словарем.
9
Выигрышная стратегия. Выигрыш-
ные и проигрыш-ные позиции
Комбинированный
Изучение отдельных позиций: какие из них являются выигрышными, а какие проигрышными. Чем выигрышная позиция отличается от проигрышной.
Понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности, осуществлять познавательную и личностную рефлексию деятельности: исследовать позиции игры как выигрышные или проигрышные.
Будут уметь планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Анализируем в основном отдельные
позиции.
Работать в группе: сотрудничать в ходе решения задач со сверстниками, использовать групповое разделение труда, использовать речевые средства для решения задачи, вести диалог и др.
10
Выигрышная стратегия. Выигрыш-
ные и проигрыш-ные позиции
Комбинированный
11
Выигрышные стратегии в игре камешки
Комбинированный
Изучение отдельных позиций: какие из них являются выигрышными, а какие проигрышными. Чем выигрышная позиция отличается от проигрышной.
Будут знать, как имея перед глазами числовую линейку, на которой помечены выигрышные и проигрышные позиции. Описать выигрышную стратегию в игре камешки.
Работать в группе: сотрудничать в ходе решения задач со сверстниками, использовать групповое разделение труда, использовать речевые средства для решения задачи, вести диалог и др.
12
Дерево игры.
Комбинированный
Знакомство детей с деревом игры. Дать понятие: «ветка из дерева игры». Что это не любая часть дерева игры, а только такая, которая включает все возможные варианты завершения игры, начиная с некоторой позиции.
Будут знать, что дерево игры - это дерево. Найдем цепочку позиции партии.
Будут уметь планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации
Работать в группе: сотрудничать в ходе решения задач со сверстниками, использовать групповое разделение труда, использовать речевые средства для решения задачи, вести диалог и др.
13
Исследуем позиции на дереве игры
Комбинированный
Знакомство детей с деревом игры. Дать понятие: «ветка из дерева игры». Что это не любая часть дерева игры, а только такая, которая включает все возможные варианты завершения игры, начиная с некоторой позиции.
Будут знать, что исследование позиции игры удобно на дереве игры. Рассматриваем позиции, начиная с заключительных, после того как все позиции на дереве игры помечены, описываем выигрышную стратегию.
Будут уметь планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации
Работать в группе: сотрудничать в ходе решения задач со сверстниками, использовать групповое разделение труда, использовать речевые средства для решения задачи, вести диалог и др.
14
Проект «Стратегия победы»
Комбинированный
Знакомство детей с деревом игры. Дать понятие: «ветка из дерева игры». Что это не любая часть дерева игры, а только такая, которая включает все возможные варианты завершения игры, начиная с некоторой позиции
Будут знать, что исследование позиции игры удобно на дереве игры. Рассматриваем позиции, начиная с заключительных, после того как все позиции на дереве игры помечены, описываем выигрышную стратегию
Будут уметь планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации
Работать в группе: сотрудничать в ходе решения задач со сверстниками, использовать групповое разделение труда, использовать речевые средства для решения задачи, вести диалог и др.
15
Проект «Стратегия победы»
Комбинированный
16
Решение задач «Дерево игры»
Комбинированный
Повторение пройденного материала.
Решение бумажных и компьютерных задач.
Знакомство с условием, при котором построение каждой цепочки требуется соблюдение двух условий.
Будут знать правила игры, описание и исследование позиции игры как выигрышные или проигрышные, исследование позиции на дереве игры
Будут уметь работать в компьютерной среде использовать речевые средства для решения задачи, вести диалог и др.
Работать в группе: сотрудничать в ходе решения задач со сверстниками, использовать групповое разделение труда,
17
Решение задач «Дерево игры»
Комбинированный
18
Решение задач «Дерево игры»
Комбинированный
19
Контрольная работа № 1 на тему: «Игра»
Урок проверки зун
Проверка зун по теме
Будут осознавать ответственность человека за общее благополучие и своей ответственности за выполнение
Будут уметь управлять базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
Самооценка на основе критериев успешной учебной деятельности
Контрольная работа № 1 на тему: «Игра»
</<font color="#00000a">20
Дерево вычислений.
Комбинированный
Дать понятие «дерево вычислений».
Отработка вычислительных навыков.
Будут знать, как строить выигрышную стратегию по дереву игры.
Будут владеть логическими действиями построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
Работать в группе: сотрудничать в ходе решения задач со сверстниками, использовать групповое разделение труда,
21
Робик. Цепочка выполнения программы
Комбинированный
Познакомить с цепочкой выполнения программы.
Будут знать, как строить дерево игры и ветку из дерева игры. Исследовать позиции на дереве. Строить выигрышную стратегию по дереву игры.
освоят способы решения проблем творческого и поискового характера;
Работать в группе: использовать речевые средства для решения задачи, вести диалог и др.
22
Робик. Цепочка выполнения программы
Комбинированный
23
Дерево выполнения программ
Комбинированный
Познакомить с понятием «дерево выполнения программ», которое отражает сразу все
варианты возможного развития событий от первого до последнего шага
Будут знать, как построить дерево выполнения всех возможных программ из данной начальной позиции, для решения многих задач полезно построить такое дерево.
Будут уметь представлять динамический процесс в виде статичной последовательности моментальных снимков,
фиксировать и различные варианты развития событий.
Работать в группе: использовать речевые средства для решения задачи, вести диалог и др.
24
Дерево всех вариантов.
Комбинированный
Закрепить знание дерево игры
Будут знать, как строить дерево игры и ветку из дерева игры. Исследовать позиции на дереве. Строить выигрышную стратегию по дереву игры.
Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою
Работать в группе: использовать речевые средства для решения задачи, вести диалог и др.
25
Лингвистические задачи
Комбинированный
Формировать представление о решении лингвистических задач
Будут знать лингвистические задачи принадлежат к особому жанру. Самодостаточность задач проявляется в том, что от решающего не требуется специальных знаний и подготовки: все необходимые ему данные содержатся в условии задачи. Кроме того, при решении ученик применяет свои интуитивные представления об устройстве родного языка.
Будут уметь при решении достигать результата в логических операций.
Работать в группе: использовать речевые средства для решения задачи, вести диалог и др.
26
Шифрование
Комбинированный
Формировать представление о решении лингвистических задач
и лингвистические задачи, задачи на шифрование частично относятся к курсу математики, частично к курсу лингвистики. Здесь активно шифровании и расшифровке необходимо действовать по определённому алгоритму.
Будут уметь использовать цепочки, так как шифрование - это преобразование одной цепочки символов в другую.
Работать в группе: использовать речевые средства для решения задачи, вести диалог и др.
27
Проект «Дневник наблюдения за погодой», часть 1
Комбинированный
Закрепить знания по сему курсу
В рамках выполнения данного проекта ребята работают с собственными результатами наблюдений за погодой.
обсуждать с учащимися различные способы представления информации на примере информации о погоде, используя задачи из тетради проектов и результаты собственных наблюдений.
Работать в группе: сотрудничать в ходе решения задач со сверстниками, использовать групповое разделение труда, использовать речевые средства для решения задачи, вести диалог и др.
28
Проект «Дневник наблюдения за погодой», часть 1
Комбинированный
29
Решение задач «Дерево»
Комбинированный
Закрепить знания по сему курсу
Повторяем построения Робика, дерево и ветку из дерева игры, исследование позиции на дереве, построения выигрышной стратегии по дереву игры, шифрование и лингвистические задачи.
Уметь работать в компьютерной среде.
Работать в группе: использовать речевые средства для решения задачи, вести диалог и др.
30
Решение задач «Дерево»
Комбинированный
Закрепить знания по сему курсу
31
Решение задач «Дерево»
Комбинированный
Закрепить знания по сему курсу
32
Контрольная работа № 2. На тему: «Дерево»
Урок проверки зун
Проверить зун по теме
Осознание ответственности человека за общее благополучие и своей ответственности за выполнение
Управлять базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
Самооценка на основе критериев успешной учебной деятельности
Контрольная работа № 2. На тему: «Дерево»
33
Проект «Дневник наблюдения за погодой», часть 2
Комбинированный
Закрепить знания по сему курсу
В рамках выполнения данного проекта ребята работают с собственными результатами наблюдений за погодой.
Уметь представлять информацию на примере информации о погоде, используя задачи из тетради проектов и результаты собственных наблюдений.
Работать в группе: сотрудничать в ходе решения задач со сверстниками, использовать групповое разделение труда, использовать речевые средства для решения задачи, вести диалог и др.
Анкетирование
34
Проект «Дневник наблюдения за погодой», часть 2
Комбинированный
Комплексная контрольная работа,
-
Материально - техническое обеспечение образовательной деятельности
-
Компьютер
1
Медиапроектор
1
Интерактивная доска
1
Компьютерный класс
14
Диск Информатика. Увлекательная программа тренажер для детей Гуру Софт 2004
1
Диск Учебная книга «Мир информатики» 2003 ООО Кирилл и Мефодий
1
Диск Самоучитель Microsoft Компания Одисей 2006
1
Диск Самоучитель Taach Pro информатика для детей 1-4 классов 1С-Паблишен 2007
1
Диск Обучающая система ФОБУС - ваш проводник в мир ПК
1
Диск Практический курс Word 2000 новая школа
1
Приложение1: контрольно-измерительные материалы
1.Стартовый контроль
Урок №1, сентябрь 1 неделя
1 - й вариант
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Задание 1. Начни читать текст про себя или тихо, вполголоса. По сигналу учителя поставь палочку после того слова, до которого дочитаешь. Дочитай текст до конца.
Задание 2. (РО) 1. Выпиши из третьего абзаца 3-е предложение. Проверь. Если надо, исправь.
____________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________
2. Подчеркни двумя чертами слово, обозначающее действие предмета.
Задание 3. (КО) Расположи ниже перечисленные предложения в нужном порядке в соответствии с текстом. Отметь их цифрами 1, 2, 3, 4.
Тюлени плавают не хуже рыб, на которых охотятся.
В Арктические пустыни заходят северные олени.
Отцы-медведи не принимают никакого участия в воспитании детей.
Всё сковано льдом, покрыто снегом.
Задание 4. (ВО) Выбери правильный ответ и отметь его значком .
Самый большой тюлень
Гренландский тюлень Морской слон Кольчатая нерпа
Задание 5. (КО) Взрослые особи кольчатой нерпы достигают веса 70 кг. Балтийские нерпы бывают ещё крупнее - 100 кг.
-
Запиши вопрос задачи, если она решается так (РО)
100 - 70 =
________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Запиши значение выражения. (КО)
Самки тюленя живут в природе 35 лет, а самцы - 20 лет.
Задание 6. (ВО)
Найди слово с заданным количеством букв и звуков. Около верного ответа поставь Х
3буквы, 4 звука
час
ему
пьют
они
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Задание 7. Отметь значком птицу Арктики.
А) фазан В) поморник
Б) дятел Г) ворона
Задание 8. (РО) Составь цепь питания животных, пользуясь текстом
Задание 9.
Тюлень съедает за сутки рыбы больше, чем крабов, но меньше чем моллюсков.
Отметь буквой каждый отрезок:
М - моллюски,
К - крабы,
Р - рыба.
Задание 10. Подумай, что означает словосочетание «сковано льдом». Запиши
____________________________________________________________________________________________________________________
Задание 11. Как ты думаешь, почему в Арктике нет деревьев и
кустарников? Напиши.
_______________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________
2 - й вариант
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Задание 1. Начни читать текст про себя или тихо, вполголоса. По сигналу учителя поставь палочку после того слова, до которого дочитаешь. Дочитай текст до конца.
Задание 2 (РО) 1. Выпиши из четвёртого абзаца 2-е предложение. Проверь. Если надо, исправь.
____________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________
2. Подчеркни двумя чертами слово, обозначающее действие предмета.
Задание 3. Расположи ниже перечисленные предложения в нужном порядке в соответствии с текстом. Отметь их цифрами 1, 2, 3, 4.
Летом слой жира у тюленя меньше, чем зимой.
Белый медведь обычно весит от 150 до 500 килограммов.
Животный мир представлен морскими птицами - это чайки, гаги, поморники.
Морозы отсутствуют и градусник показывает температуру выше 0 градусов.
Задание 4. Выбери правильный ответ и отметь его значком .
Самый миниатюрный вид тюленей
Гренландский тюлень Морской слон Кольчатая нерпа
Задание 5. (КО) Самки тюленя живут в природе 35 лет, а самцы - 20 лет.
-
Запиши вопрос задачи, если она решается так (РО)
35 - 20 =
________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Запиши значение выражения. (КО)
Задание 6. Найди слово с заданным количеством букв и звуков. Около верного ответа поставь Х
6 букв, 7 звуков
тюлень
чёрные
нырнуть
увидят
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Задание 7. Отметь значком птицу Арктики.
А) воробей В) гага
Б) клёст Г) страус
Задание 8. (РО) Составь цепь питания животных, пользуясь текстом
Задание 9. Задание 9.
Белый медведь за год съедает ягод больше, чем тюленей, но меньше чем рыбы.
Отметь буквой каждый отрезок:
Т - тюлени,
Я - ягоды,
Р - рыба.
Задание 10. Подумай, что означает словосочетание «дрейфующие льды». Запиши
____________________________________________________________________________________________________________________
Задание 11. Подумай, чем питаются птицы, живущие в Арктике?
Напиши.
_______________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________
2.Контрольная работа №1 на тему «Игра»
Урок №19, январь 3 неделя
1.Запиши слово, которое составит Исполнитель по алгоритму, двигаясь по линейке, начиная от «личика»:
П Д Т О С Р Л Е И К Н А
16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27
а) - 6; д) - 8;
б) + 5; е) +5 ;
в) +4; ж) - 2;
г) + 2; з) конец.
2. Запиши алгоритмы, выполняя которые Исполнитель составит слова по линейке:
а) клад;
б) колос;
в) краски.
3. Выбери алгоритм, соответствующий заданному числовому ряду - 1, 1, 2, 6, 24:
а) -1, +2, -1, +2;
б) *1, *2, *3, *4;
в) *2, -3, *2, -3.
4. Вычисли результат.
1.Возьми исходное значение.
2.Прибавь 10.3.ЕСЛИ полученное число меньше 20
ТО прибавь 3,
ИНАЧЕ вычти 3.
4. Прибавь 2.
5. Конец.
Вариант 2
1.Запиши слово, которое составит Исполнитель по алгоритму, двигаясь по линейке, начиная от «личика»:
П Д Т О С Р Л Е И К Н А
16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27
а) - 5; д) конец .
б) + 7;
в) - 4;
г) + 5;
2. Запиши алгоритмы, выполняя которые Исполнитель составит слова по линейке:
а) ирис;
б) пена;
в) торт.
3. Выбери алгоритм, соответствующий заданному числовому ряду - 11, 8, 16, 13, 26:
а) -3, *2, - 3, *2;
б) *1, *2, *3, *4;
в) *2, -3, *2, -3.4. Вычисли результат.
1.Возьми исходное значение.
2.Вычти 2.
3.ЕСЛИ полученное число меньше 10
ТО прибавь 5,
ИНАЧЕ вычти 4.
4. Прибавь 3.
5. Конец.
3.Контрольная работа №2 на тему «Дерево»
Урок №32, апрель 4 неделя
-
Для каждой пары множеств подбери схему и проведи стрелку.
-
Опиши предмет на рисунке: впиши в таблицу его название и ответы на вопросы.
СОСТАВ
(из чего состоит?)
ДЕЙСТВИЯ
(что с ним можно делать?)
-
Выполни действия по алгоритму
4. Прочитай каждое описание и соедини линиями точки графа. Нарисуй стрелки, если нужно.
-
Нарисуй рисунок, записанный нулями и единицами. Нуль - это белый квадратик, а единица - чёрный.
-
А) Впиши координаты рисунков, размещенных в доме.
Б)Рассели (нарисуй) предметы по их адресам:
(4,5)
(5,3)
(2,2)
-
Запиши, что получается после каждого действия
-
Поставь номер ситуации слева от ее схемы. Впиши число вершин и рёбер для каждого графа.
-
В доме четыре комнаты. Из каждой комнаты две двери ведут в две другие.
-
Трое друзей сегодня говорили друг с другом по телефону.
-
Четыре шахматиста сыграли три партии, и во всех победил один и тот же игрок.
вершин: ________ вершин: ________ вершин: ________
рёбер: _________ рёбер: _________ рёбер: _________
-
Вставь в отрывке пропущенные буквы и запиши их адреса:
"Пришло лето жаркое. Со_нце палит с утра до вечера. Терпит зайка, от крана с х_лодной водой не отходит, а всё равно, бедный потом отливается."
Адрес буквы: _______ предложение (______) Адрес буквы: _____ предложение (_____)
слово (____) слово (____)
буква (____) буква (____)
10. Расставь слова по столбцам и дай названия этим столбцам:
Ворона, шкаф, воробей, яблоко, пингвин, сосиска, стол, заяц, голубь, стул, суп, диван, молоко, волк, котлета.
-
Анкетирование
Урок № 33, май 1 неделя
Чему я научился в 4 классе
Ф.И. ……………………………………………………………………………………………………
Правила заполнения таблицы предметных и общеучебных умений.
Если ты согласен с утверждением, поставь знак «+», если не согласен-не ставь ничего. Учитель на основании своих наблюдений за учеником может выразить своё мнение - заметил он, как ученик проявляет данное умение, или нет: обвести знак «+» в кружок или не обводить.Я умею найти дополнительную информацию к уроку из разных источников
( словари, энциклопедии, Интернет) (п)
9.
Я могу прочесть про себя и вслух небольшой текст, понять его смысл и выделить в нем главное (п)
10.
Я с уважением отношусь к одноклассникам и другим людям (л)
11.
Я выполняю правила, о которых мы договорились в классе (л)
12.
Я умею поставить себя на место другого человека и сопереживаю ему (л)
13.
Я горжусь тем, что я гражданин России (л)
14.
Я понимаю, что в моей жизни мне помогают другие люди и природа, что я не могу жить без общества и мира (к)
15.
Я умею слушать и слышать учителя и одноклассников (к)
16.
Я могу принять точку зрения другого ученика, если мое мнение оказалась ошибочным (к)
17.
Я умею работать в паре и в группе с другими учащимися (к)
18.
Я знаю и следую алгоритму списывания текста (т.е. списываю без ошибок) (о)
19.
Я могу написать под диктовку любой текст, пропуская неизученные орфограммы (о)
20.
Я могу сам составить и записать небольшое сочинение на заданную тему (о)
21.
Я могу составить план и, пользуясь им, восстановить текст (о)
22.
Я могу выйти к доске и дать собственное объяснение (о)
23.
Я умею решать задачи (о)
24.
Я умею разделять и объединять предметы в группы по общему признаку и находить лишнее (о)
-
Комплексная контрольная работа, урок №34 май 2 неделя
1 часть.
Прочитай внимательно и вдумчиво текст.
Моллюски.
Кто на одной ноге по дну ходит? Кто на себе дом возит? Это загадки про моллюсков. Улитка живет в саду, прудовик - в пруду, устрица - в море, но все эти животные - моллюски: у всех у них мягкое тело.
Чтобы защититься от врагов, голый беспомощный слизень прячется в раковину: у прудовика она одностворчатая, у беззубки - двустворчатая. 770 л морской воды пропускает через свое тело устрица, чтобы добыть из воды нужный ей для раковины кальций!
Иногда в раковину двустворчатого моллюска попадают песчинка или насекомое. Перламутр, который выделяет моллюск, постепенно обволакивает песчинку, и крохотный матовый шарик растет и растет. Так рождается жемчужина.
Моллюск не только домовладелец, но и домовоз. Отталкиваясь от дна просунутой через створки единственной ногой, беззубка проползает за час 20 см. а морское ушко - скороход среди улиток - перевозит свой дом со скоростью метр в секунду.
У осьминога и кальмара нет раковины, зато есть щупальца, заменяющие ноги. Расположены они на голове, поэтому этих моллюсков называют головоногими. Когда осьминог спит, шесть его щупалец неподвижны, но два, охраняя, описывают круги. На каждом щупальце крупного осьминога 300 присосок, каждая присоска может удержать груз в несколько килограммов.
2 часть
К каждому заданию даны варианты ответа. Выбери правильный вариант ответа или впиши свой вариант ответа там, где это требуется. При выполнении заданий не забывай пользоваться прочитанным текстом.
1. Сколько в данном тексте восклицательных предложений?
1)1 2)2 3)3
2. Почему осьминогов и кальмаров называют головоногими? Сформулируй и запиши правильный ответ.__________________________________________________________-
3.На щупальце одного крупного осьминога 300 присосок. Сколько присосок у пяти осьминогов?
1)150 2)1500 3)15000
4. Отметь главный признак всех моллюсков.
1) прячутся в раковины 2)у всех мягкое тело 3)есть щупальца
5.Отметь абзац, к которому можно подобрать заголовок «Рождение жемчужин»
1)1 2)2 3)3
6.Соотнеси: «Кто где живет» (соедини стрелками)
устрица пруд
улитка море
прудовик сад
7. Известно, что беззубка проползает 20см за 1 час. За сколько часов беззубка преодолеет расстояние в 1 метр?
1)3 2)4 3)5
8.Дополни условие задачи данными из текста и реши ее. Одна устрица пропускает через свое тело_________л морской воды. Сколько литров воды пропустят 30 устриц?
1)800 2)2310 3)23100
9.Из первого предложения 3-го абзаца выпиши грамматическую основу.___________________________________________________________________________-
10.Соотнеси (соедини стрелками)
кальмар раковина
осьминог
беззубка щупальца
11. Скорость улитки морское ушко - 1м\с. Какое расстояние способна преодолеть эта улитка за 1 час?
1)60м 2)360м 3)3600м
12. Отметь слово, которое соответствует схеме: приставка, корень, суффикс, окончание
1)домовоз 2)беззубка 3)прудовик
13.В слове -моллюск-
1)7букв, 7 звуков 2)7букв, 6 звуков 3)6букв, 7 звуков
14.Буква -о- пропущена в словах группы
1)..сьминог, к..льмар 2)пруд..вик, м..ллюск 3)щуп..льце, рак..вина
15.Как передвигается беззубка? Укажи номер абзаца, в котором можно найти ответ на поставленный вопрос.
1)4 2)5 3)6
16.В третьем абзаце все глаголы…
1)1спряжения 2)2спряжения 3)1 и 2 спряжения
17.Отметь правильный ответ. Ученые насчитывают около восьмидесяти тысяч видов моллюсков.
1)8000 2)80000 3)800000
18.Перечитай пятый абзац. Сколько щупалец у пяти осьминогов будут неподвижны, а сколько будут охранять и описывать круги?
1)неподвижных щупалец_____________________-
2)охраняющих щупалец__________________________
19.Определи род, число и падеж у прилагательного
матовый(шарик)___________род, __________число, _____________падеж
20.нарисуй 2 мешка цепочек букв, чтобы длина каждой цепочки в каждом из этих мешков была не меньше 2 и при склеивании этих мешков получился мешок из пяти русских названий месяцев года.
Приложение 2: пакет проектных работ
-
Проект «Турниры и соревнования», 2 часть. Круговой турнир. Урок 1-2, сентябрь 1-2 недели
На первом этапе проекта проводится кубковый турнир во всём классе (или в подгруппе). Вначале строится дерево турнира. Для этого дети используют заготовку дерева на с. 14-15 или с. 16-17 (если проект проводится в подгруппе). Пусть n - число участников турнира (большее 16 и меньшее 32). Тогда на заготовке дерева на с.14-15 нужно на последнем уровне зачеркнуть (32 - n) пар листьев, а на предпоследнем уровне (32 - n) вершин сделать листьями. В таком случае на предпоследнем уровне оказывается ровно 16 вершин-учеников, которые делятся на пары, играют между собой, после чего остаётся 8 учеников и т. д. Первые 4 уровня вершин на заготовке дерева уже прорисованы. После того как структура дерева до конца прояснится, в вершины-листья вписываются все участники турнира. В соответствии с получившимся деревом все ученики разбиваются на пары и начинается турнир. Для проведения турнира лучше выбрать игру, в которой невозможна ничья. Чтобы дети могли сосредоточиться на правилах, лучше выбрать совсем простую игру из числа
вероятностных, например «кости» (или бросание кубика, или вытягивание карты из колоды), также подойдёт игра «камень - ножницы - бумага», самодельная рулетка и т. д. Даже в случае ничьей в этих играх можно быстро сыграть дополнительную партию, чтобы определить победителя. Результат каждой партии участники пар заносят в свои деревья, а затем все пары обмениваются результатами. После первого тура проигравшие участники становятся контролёрами, а победители снова делятся на пары и продолжают турнир. По окончании каждого тура результаты всех партий фиксируются, так что по окончании турнира у каждого участника дерево турнира должно быть заполнено целиком.
На втором этапе проекта проводится круговой турнир (в ту же игру, что и на первом этапе). Он может проводиться в один или два этапа. Для турнира в один этап понадобится заготовка одной турнирной таблицы - либо на с. 18-19, либо на с. 20 (верхняя) (если турнир проводится в подгруппе). Проще сначала разделить весь класс на 4 группы и провести турниры в этих группах, а затем среди победителей в группах провести ещё один круговой турнир на победителя в классе
(финал). В этом случае каждый ученик должен заполнить две турнирные таблицы - таблицу турнира, в котором он участвовал, и таблицу финала. При этом понадобятся заготовки таблиц на с. 20 (нижняя) и с. 21.
По окончании турнира участники обмениваются строками турнирной таблицы, в результате у каждого учащегося таблица оказывается заполненной, за исключением двух последних колонок. Наконец, каждый из учащихся по своей таблице подсчитывает очки и расставляет места. Заканчивается эта работа фронтальной проверкой
-
Проект «Стратегия победы урок №14, 15 декабрь 2-3 недели
1-й этап. Работа с листом определений (тетрадь проектов, с. 3)
Цель данного проекта - обучение поиску выигрышной стратегии с помощью
дерева игры на примере игры «ползунок» на поле 3×3.
1. Раскрасить все позиции игры красным или синим (как выигрышные или
проигрышные
2.Выяснить, у кого в данной игре есть выигрышная стратегия
Все возможные позиции нужно располагать на числовой линейке, как в игре «камешки», иногда на круглой числовой линейке, как в игре «стрелки», иногда на шахматном поле, как в игре «король». Позиции для игры «ползунок» удобнее всего анализировать по дереву игры.
2-й этап. Изучение начального фрагмента дерева игры для первых пяти уровней (тетрадь проектов, с. 4-6)
Ребята должны разобраться, каким образом построены первые пять уровней дерева. Мешок позиций
составляется всем классом, каждый учащийся, который считает, что на доске не все позиции, может выйти и предложить новые позиции. После этого нужно вместе проверить, все ли позиции нарисованы на доске (всего их должно быть 12). Затем необходимо рассортировать позиции - выделить одинаковые и оставить только по одному экземпляру.
3-й этап. Групповая работа по построению и анализу ветки дерева игры
«ползунок» на поле размером 3 × 3. Решение задач 1 - 7 из тетради проектов
Дети в классе делятся на 7 групп по числу задач. Каждая группа решает одну из задач 1 - 7.
Раскрашивать позиции ребята, как обычно, должны, начиная с листьев (все листья - проигрышные позиции, они обводятся синим), все позиции, предыдущие перед листьями, обводятся красным. Далее ребята двигаются к корневой позиции, используя известные им правила:
• если хотя бы одна позиция, следующая за данной, проигрышная, то данная позиция- выигрышная;
• если все позиции, следующие за данной, выигрышные, то данная позиция -проигрышная.
-
Проект «Дневник наблюдения за погодой», часть 1, уроки №27-28, март 4 неделя, 1 неделя апреля
При бумажном варианте проведения проекта на подготовительном этапе дайте детям задание наблюдать за погодой в течение 30 дней и записывать результаты в таблицу на с. 26 (задача 17). Необязательно начинать наблюдения именно с 1-го числа какого-то месяца: годится любой промежуток длиной в 30 дней.
Перед началом наблюдений нужно договориться с ребятами, что и как писать в таблицу на с. 26. Температура, как обычно, отмечается числом с обязательным указанием знака (плюс или минус). Что касается облачности и осадков, лучше организованно договориться об общих обозначениях для всего класса. Если ребята уже вели наблюдения за погодой на уроках окружающего мира, можно использовать эти результаты или хотя бы привычные детям обозначения. В любом случае обозначения должны быть лёгкими для изображения, чтобы дети могли нарисовать их быстро.
Например, для отражения характера облачности можно использовать кружок и его части:
для безоблачной погоды - незакрашенный кружок;
для небольшой облачности - белый кружок с раскрашенной простым
карандашом четвертью;
для средней облачности - кружок с раскрашенной половиной и т. д.
Соответствующие осадки можно рисовать так: снежинку, капельку, градинку -или оставлять клетку пустой. Ещё один вариант условных обозначений - просто раскрашивать клетки в те же цвета, которые будут использоваться при построении круговой диаграммы. Это не так наглядно, зато сэкономит детям время в дальнейшем.
-
Проект «Дневник наблюдения за погодой», часть 2, уроки №33, 34 май 2-3 недели
При таком варианте результатом работы в проекте для каждого учащегося должен стать итоговый отчёт - многостраничный документ, в котором собраны и организованы все наблюдения за погодой по разным критериям. Начинаться итоговый отчёт должен сводной таблицей наблюдений за
погодой. Чтобы не переписывать заново таблицу на с. 26, можно аккуратно вырезать её из тетради проектов (задачи на с. 25 должны быть к этому моменту уже решены). К таблице должны быть приложены условные обозначения (их тоже можно вырезать из тетради проектов). Далее информация по каждому критерию организуется должным образом.
Информация о видах облачности и осадков должна быть представлена в виде круговых диаграмм.
При этом ребятам можно дать конкретные вопросы для ответов (аналогичные тем, которые предлагались в задачах 12, 14 и 16) или попросить их прокомментировать свои диаграммы в свободной форме.
Информация о температуре должна быть организована в виде двух столбцовых диаграмм (отдельно для дневной и ночной температуры). Для построения столбцовой диаграммы удобно использовать двойной лист в клетку, развёрнутый горизонтально. Посередине листа следует провести ось дней, с левого края - ось температур. На каждый день удобно отвести по 2 клетки и на каждый градус - по полклетки (т. е. по одной клетке на 2 градуса). После каждой диаграммы также должны идти основные выводы о температуре (дневной или ночной) в данном месяце.