7


  • Учителю
  • Методическая разработка по теме: 'Применение мультимедийных средств на уроках информатики'

Методическая разработка по теме: 'Применение мультимедийных средств на уроках информатики'

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение города Москвы

«Пищевой колледж №33»









Методическая разработка













«Применение мультимедийных средств на уроках информатики»



преподавателя информатики

Симоненко Елены Евгеньевны
















Москва, 2015 год

Пояснительная записка.

Данная методическая разработка предназначена для преподавателей общеобразовательных и специальных дисциплин, а также для преподавателей информатики.

В методической разработке рассмотрены все аспекты применения технологии мультимедиа, создания и использования мультимедийных презентаций на уроках, проведена классификация различных видов средств мультимедиа.

В работе рассмотрены современные педагогические и технические требования к построению урока с использованием мультимедиа-технологий, в том числе применение интерактивных досок.

В работе использовались примеры из опыта практического применения различных методик: урок-лекция, практические работы и т.д.

В работе использован современный материал по использованию информационных технологий в образовании.

Данная работа может быть полезна преподавателям всех дисциплин.

Введение

Процесс модернизации образования требует формирования у студентов компетентности, которая предполагает умение самостоятельно получать знания, используя различные источники. Формированию компетентности учащихся спо-собствуют современные педагогические технологии, к их числу относятся ком-пьютерные и проектные технологии.

Так на грани педагогической науки и техники возник целый комплекс специальных теоретических и прикладных проблем, без разрешения которых стало невозможно создание новых комбинированных систем «человек-машина», способных эффективно разрешать возложенных на них задачи.

Использование информационных компьютерных технологий, в том числе презентаций Microsoft "PowerPoint", возможно в преподавании как гуманитар-ных, так и естественнонаучных предметов учебного цикла. Целесообразно при-менять информационные компьютерные технологии в преподавании предметов гуманитарного цикла, таких как история, экономика, обществознание, в связи с потребностью в большей наглядности обучения.

В преподавании экономики, к примеру, использование мультимедийных технологий позволяет конкретизировать материал, создавать понятные и нагляд-ные, легкоусваиваемые схемы, таблицы и графики. Благодаря использованию возможностей информационных компьютерных технологий формируется позна-вательный интерес, возникает также яркий эмоциональный образ, личностное отношение к изучаемому материалу, снимается конфликт между традиционными и новыми источниками информации.

При работе с компьютерными технологиями меняется и роль педагога, ос-новная задача которого - поддерживать и направлять развитие личности учащих-ся, их творческий поиск. Отношения с учениками строятся на принципах сотруд-ничества и совместного творчества. В этих условиях неизбежен пересмотр сло-жившихся сегодня организационных форм учебной работы: увеличение самосто-ятельной индивидуальной и групповой работы учащихся, отход от традиционно-го урока с преобладанием объяснительно-иллюстративного метода обучения, увеличение объема практических и творческих работ поискового и исследова-тельского характера, индивидуализация учебных форм деятельности через вос-приятие учебного материала с использованием самостоятельных видов работы,.

Использование средств новых информационных технологий и возможнос-тей компьютера как средства познания позволяет помочь студентам освоить та-кие способы действия, которые окажутся необходимыми в их будущей жизни и профессии, повышает уровень и сложность выполняемых задач, даёт наглядное представление результата выполненных действий, возможность создавать инте-ресные исследовательские работы, проекты.

Новые педагогические технологии немыслимы без широкого использова-ния новых информационных технологий, и компьютерных в первую очередь. Именно они позволяют в полной мере раскрыть педагогические, дидактические функции новых методов образования, реализовать заложенные в них потенци-альные возможности.

Использование информационно-компьютерных технологий открывает для преподавателя новые возможности в преподавании своего предмета. Изучение любой дисциплины с использованием ИКТ дает ученикам возможность для раз-мышления и участия в создании элементов урока, что способствует развитию интереса к предмету.

Доказано, что человек воспринимает информацию из окружающего мира с помощью своих органов чувств: зрения, слуха, вкуса, обоняния, осязания. По данным ученых более 90 % информации поступает к нам через зрение и слух, которые являются самыми мощными и самыми эффективными каналы передачи и приёма информации. Знания, которые мы получаем - это та же информация, следовательно, большую часть наших знаний мы получаем посредством органов зрения и слуха. И чем ярче и разнообразнее будет предоставление информации, т.е. знаний, тем эффективней будет процесс усвоения этой информации.

В сегодняшней ситуации, сложившейся в учебных заведениях, преобладают лекционные, то есть речевые занятия и мы наблюдаем недостаточность нагляд-ной зрительной информации, что снижает эффективность получения знаний уча-щимися. В современных условиях в учебном процессе компьютер используется недостаточно часто, однако в нем заложен огромный потенциал для разнообра-зия работы преподавателя и студента. В настоящее время, когда идет процесс повсеместной компьютеризации и новые технологии приходят в образование, у педагогов возникает настоятельная потребность в использовании мультимедий-ных средств, в том числе и в создании электронных презентаций для использова-ния их на аудиторных занятиях.

Классические и интегрированные уроки в сопровождении мультимедийных презентаций, on-line тестов и других программных продуктов позволяют уча-щимся углубить знания, полученные ранее, как говорится в английской послови-це: "Я услышал и забыл, я увидел и запомнил". Применение современных техно-логий в образовании создает благоприятные условия для формирования личнос-ти учащихся и отвечает запросам современного общества.

Огромную роль для вовлечения внимания ученика по овладению учебным материалом играетинтерактивность программно-информационной среды, в ко-торой проявляется адаптивный подход к психофизиологическим возможностям восприятия учеником материала. Непосредственно воздействующая на сознание ученика информация с экрана в этом режиме может взаимодействовать с его ре-акцией с помощью средств указания и ввода (клавиатура, мышь, микрофон), ис-пользуя при этом взаимодействии заранее предусмотренный в программе интер-активный сценарий, формирующий для ученика проблемную ситуацию. Добытая учеником в результате работы с программой информация закрепляется в созна-нии ученика более прочно, так как опирается на некий собственный его опыт, и поэтому имеет для него личную значимость. Задача обучения при этом смещает-ся от простой передачи смысла информации к более сложным формам обучения, интенсифицирующим и ускоряющим передачу знаний до уровня практических навыков, в любой предметной области.

Требования к использованию мультимедийных средств на уроке

В настоящее время мультимедийные технологии - это одно из наиболее бур-но развивающихся направлений новых информационных технологий в учебном процессе.

Мультимедиа - область компьютерной технологии, связанная с использова-нием информации, имеющей различное физическое представление и существую-щей на различных носителях.

Мультимедиа-технологии (мультимедийные технологии) - это сумма техно-логий, позволяющих компьютеру вводить, обрабатывать, хранить, передавать и отображать такие типы данных, как текст, графика, анимация, оцифрованные не-подвижные изображения, видео, звук, речь.

Мультимедиа средства - это комплекс аппаратных и программных средств, позволяющих человеку общаться с компьютером, используя самые разные, есте-ственные для себя среды: звук, видео, графику, тексты, анимацию.

В последнее время создано много мультимедийных программных продук-тов. Это энциклопедии из самых разных областей жизни (история, искусство, география, биология, музыка, профессиональные знания и т. д.), обучающие программы, развивающие, тестовые, тренажёры, игры и так далее.

Одна из особенностей мультимедийной технологии - использование интер-активной компьютерной графики. Известный специалист в области искусствен-ного интеллекта Д.А. Поспелов сформулировал три основные задачи когнитив-ной компьютерной графики.

Первой задачей является создание таких моделей представления знаний, в которых была бы возможность однообразными средствами представлять как объекты, характерные для логического мышления, так и образы-картины, с ко-торыми оперирует образное мышление.

Вторая задача - визуализация тех человеческих знаний, для которых пока не-возможно подобрать текстовые описания.

Третья - поиск путей перехода от наблюдаемых образов-картин к формули-ровке некоторойгипотезы о тех механизмах и процессах, которые скрыты за ди-намикой наблюдаемых картин.

Планируя урок с применением новых информационных технологий, препо-даватель должен соблюдать дидактические требования, в соответствии с кото-рыми:

- чётко определять педагогическую цель применения информационных техно-логий в учебном процессе;

- уточнять, где и когда он будет использовать информационные технологии на уроке в контексте логики раскрытия учебного материала и своевременности предъявления конкретной учебной информации;

- согласовывать выбранное средство информационной технологии с другими техническими средствами обучения;

- учитывать специфику учебного материала, особенности класса, характер объяснения новой информации;

- анализировать и обсуждать с классом фундаментальные, узловые вопросы изучаемого материала.

Информационные технологии на разных этапах урока.

Из всех аспектов использования компьютеров рассмотрим только образова-тельный.

1. Организационный этап. Во вступительной части урока студентам пояс-няются цель и содержание последующей работы. На данном этапе целесообразно показать слайд с указанием темы и перечня вопросов для изучения. Показ этой информации на экране ускоряет конспектирование.

2. Мотивационно-познавательная деятельность. Преподаватель формирует заинтересованность ученика в восприятии информации, которая будет рассказа-на на уроке или отдается на самостоятельное изучение.

Формирование заинтересованности может происходить разными путями:

А) разъяснение значения информации для будущей деятельности, демонст-рация задач науки, которые могут быть решены с помощью этой информации;

Б) рассказ о проблемах, которые были решены с помощью этой информа-ции.

Эффект от применения какой-либо информации может демонстрироваться в виде графиков или диаграмм, показывающих прибыльность, экономический или другой эффект от ее применения.

Изображение на экране является равнозначным словам преподавателя. В таком случае преподаватель поясняет то, что показано на экране.

При изучении общих понятий явлений, законов, процессов основным источ-ником знаний являются слова учителя, и изображение на экране позволяет про-демонстрировать их условную схему.

3. Проверка усвоения предыдущего материала. С помощью контроля может быть установлена степень усвоения материала: запоминание прочитанного в учебнике, услышанного на уроке, узнанного при самостоятельной работе, на практическом занятии и воспроизведение знаний при тестировании.

4. Изучение нового материала. При изучении нового материала наглядное изображение является зрительной опорой, которая помогает наиболее полно усвоить подаваемый материал. Соотношение между словами учителя и инфор-мацией на экране может быть разным, и это определяет пояснения, которые дает преподаватель.

5. Систематизация и закрепление материала. Это необходимо для лучшего запоминания и четкого структурирования. С этой целью в конце урока учитель делает обзор изученного материала, подчеркивая основные положения и их взаимосвязь. При этом повторение материала происходит не только устно, но и с демонстрацией наиболее важных наглядных пособий на слайдах, выполнение тестов на компьютере.

Мультимедийные программные средства, которые могут быть использованы студентами, реализуют следующие виды учебной работы:

  • просмотр информации в аудиовизуальном варианте,

  • тренаж по теории с использованием упражнений,

  • контроль,

  • работу со словарем терминов и понятий,

  • работу с подключаемыми к локальной сети другими компонентами комплек-са, тренажерами.

Просмотр теоретического материала заключается в предъявлении учаще-муся страниц информации в виде текстовых и графических экранов, мультипли-кационных вставок, видеоклипов, демонстрационно-иллюстрирующих про-грамм. Студенты имеют возможность перелистывать страницы информации впе-ред или назад, смотреть теорию с начала или с конца, отыскивать нужный раздел по оглавлению.

В этом режиме используются элементы технологии гипермедиа. По ключе-вому слову (помеченному термину учебного текста) учащийся может получить его определение, посмотреть связанные с ним страницы любого типа (текстово-го, графического и др.). В ходе работы с гипертекстом автоматически формиру-ется навык работы с мультимедиа компьютером, при помощи которой учащийся может вернуться на любой этап просмотра теории. В любой момент просмотр теории может быть прерван по желанию учащегося.

Режим тренажа по теории предусматривает предъявление учащемуся уп-ражнений (вопросов и задач с выборочными ответами, задач с числовым отве-том, вопросов и задач с конструируемыми ответами). После выполнения каждого упражнения следует сообщение о правильности его выполнения, и учащемуся предоставляется возможность посмотреть соответствующие данному упражне-нию комментарии (объяснения типовых ошибок и т.п.). Роль комментариев мо-гут выполнять и страницы информации. Режим тренажа может быть полным и выборочным. В полном тренаже могут быть предъявлены все упражнения муль-тимедийного продукта в том порядке, в каком они были подготовлены его разра-ботчиком. Выборочный тренаж предусматривает выборку упражнений с исполь-зованием элементов случайности. Количество упражнений в выборке задает уча-щийся.

Таким образом, явные преимущества применения мультимедийных техноло-гий (оперативное пользование информацией, соединение аудио- и визуального материала и др.) в организации учебного процесса не вызывают сомнения. При-менение таких технологий существенно активизирует учебную информацию, де-лает её более наглядной для восприятия и легкой для усвоения.

Состав и техническое оснащение мультимедийных технологий

Области использования мультимедийных технологий чрезвычайно многооб-разны: интерактивные обучающие и информационные системы, САПР, развлече-ния и др.

Основными характерными особенностями этих технологий являются:

  • объединение многокомпонентной информационной среды (текста, звука, гра-фики, фото, видео) в однородном цифровом представлении;

  • обеспечение надежного (отсутствие искажений при копировании) и долговеч-ного хранения (гарантийный срок хранения - десятки лет) больших объемов информации;

  • простота переработки информации (от рутинных до творческих операций).

Достигнутый технологический базис основан на использовании нового стан-дарта оптического носителя DVD (Digital Versalite/Video Disk), имеющего ем-кость порядка единиц и десятков гигабайт и заменяющего все предыдущие: CD-ROM, Video-CD, CD-audio. Использование DVD позволило реализовать концеп-цию однородности цифровой информации. Одно устройство заменяет аудиопле-ер, видеомагнитофон, CD-ROM, дисковод, слайдер и др. В плане представления информации оптический носитель DVD) приближает ее к уровню виртуальной реальности.

Многокомпонентную мультимедиа-среду целесообразно разделить на три группы: аудиоряд, видеоряд, текстовая информация.

Аудиоряд может включать речь, музыку, эффекты (звуки типа шума, грома, скрипа и т.д., объединяемые обозначением WAVE (волна) [2]. Главной пробле-мой при использовании этой группы мультисреды является информационная емкость. Для записи одной минуты WAVE-звука высшего качества необходима память порядка 10 Мбайт, поэтому стандартный объем CD (до 640 Мбайт) позво-ляет записать не более часа WAVE. Для решения этой проблемы используются методы компрессии звуковой информации.

Другим направлением является использование в мультисреде звуков (одно-голосая и многоголосая музыка, вплоть до оркестра, звуковые эффекты) MIDI (Musical Instrument Digitale Interface). В данном случае звуки музыкальных ин-струментов, звуковые эффекты синтезируются программно-управляемыми элек-тронными синтезаторами. Коррекция и цифровая запись MIDI-звуков осуществ-ляется с помощью музыкальных редакторов (программ-секвенсоров). Главным преимуществом MIDI является малый объем требуемой памяти - 1 минута MIDI-звука занимает в среднем 10 Кбайт.

Видеоряд по сравнению с аудиорядом характеризуется большим числом эле-ментов. Выделяют статический и динамический видеоряды.

Статический видеоряд включает графику (рисунки, интерьеры, поверхнос-ти, символы в графическом режиме) и фото (фотографии и сканированные изо-бражения).

Динамический видеоряд представляет собой последовательность статичес-ких элементов (кадров). Можно выделить три типовых группы:

  • обычное видео (life video) - последовательность фотографий (около 24 кадров в секунду);

  • квазивидео - разреженная последовательность фотографий (6-12 кадров в секунду);

  • анимация - последовательность рисованных изображений.

Первая проблема при реализации видеорядов - разрешающая способность экрана и число цветов. Выделяют три направления:

  • стандарт VGА дает разрешение 640 х 480 пикселей (точек) на экране при 16 цветах или 320 х 200 пикселей при 256 цветах;

  • стандарт SVGА (видеопамять 512 кбайт, 8 бит/пиксель) дает разрешение 640 х 480 пикселей при 256 цветах;

  • 24-битные видеоадаптеры (видеопамять 2 Мбайт, 24 бит/пиксель) позволяют использовать 16 млн. цветов.

Вторая проблема - объем памяти. Для статических изображений один пол-ный экран требует следующие объемы памяти:

  • в режиме 640 х 480, 16 цветов - 150 кбайт;

  • в режиме 320 х 200, 256 цветов - 62,5 кбайт;

  • в режиме 640 х 480, 256 цветов - 300 кбайт.

Такие значительные объемы при реализации аудио- и видеорядов определя-ют высокие требования к носителю информации, видеопамяти и скорости пере-дачи информации.

При размещении текстовой информации на CD-ROM нет никаких сложнос-тей и ограничений ввиду большого информационного объема оптического диска.

С точки зрения технических средств на рынке представлены как полностью укомплектованные мультимедиа-компьютеры, так и отдельные комплектующие и подсистемы (Multimedia Upgrade Kit), включающие в себя звуковые карты, приводы компакт-дисков, джойстики, микрофоны, акустические системы.

Для персональных компьютеров класса IВМ РС утвержден специальный стандарт МРС, определяющий минимальную конфигурацию аппаратных средств для воспроизведения мультимедиа-продуктов. Для оптических дисков CD-ROM разработан международный стандарт (ISО 9660).

Элементы ИКТ в учебном процессе

К наиболее часто используемым элементам ИКТ в учебном процессе отно-сятся:

  • электронные учебники и пособия, демонстрируемые с помощью компьютера и мультимедийного проектора,

  • интерактивные доски,

  • электронные энциклопедии и справочники,

  • тренажеры и программы тестирования,

  • образовательные ресурсы Интернета,

  • DVD и CD диски с картинами и иллюстрациями,

  • видео и аудиотехника,

  • интерактивные карты и атласы,

  • интерактивные конференции и конкурсы,

  • материалы для дистанционного обучения,

  • научно-исследовательские работы и проекты,

  • дистанционное обучение.

В настоящее время существует два направления использования ИКТ в про-цессе обучения.

Первое направление предполагает овладение компьютерной грамотнос-тью для получения знаний и умений по темам в определенной области учебных дисциплин. Второе направление рассматривает компьютерные технологии как мощное средство обучения, которое способно значительно повысить его эффективность и качество знаний учащихся.

Уроки с использованием ИКТ кроме учебных целей по предметам имеют еще и задачи по формированию информационной грамотности учащихся:

получение знаний, позволяющих перерабатывать, осмыслять, оценивать большие потоки современной информации и умений пользоваться и управлять ей для различных практических целей,

овладение современными ИКТ как инструментом профессиональной деятельности и общей культуры человека.

Можно выделить наиболее распространенные типы компьютерных прог-раммных средств, используемых в обучении:

Презентации - наиболее распространенный вид представления демонстра-ционных материалов. Для презентаций используются такие программные сред-ства как MS"PowerPoint" или "Open Impress", Adobe"Flash", SVG.

Фактически презентации являются электронными диафильмами, но, в отли-чие от обычных диафильмов, могут включать в себя анимацию, аудио- и видео-фрагменты, элементы интерактивности. Эти компьютерные средства обучения особенно интересны тем, что создать их может любой учитель, имеющий доступ к персональному компьютеру, причем с минимальными затратами времени на освоение средств создания презентаций. Кроме того, презентации активно ис-пользуются и для представления ученических проектов.

Электронные энциклопедии объединяют функции демонстрационных и справочных материалов и, в соответствии со своим названием, являются элек-тронным аналогом обычных справочно-информационных изданий, таких, как эн-циклопедии, словари, справочники. Для создания таких энциклопедий обычно используются гипертекстовые системы и языки гипертекстовой разметки, напри-мер, HTML, XML, SGML. В отличие от своих бумажных аналогов, гипертексто-вые энциклопедии обладают рядом дополнительных свойств и возможностей:

  • обычно поддерживают удобную систему поиска по ключевым словам и понятиям;

  • имеют удобную систему навигации на основе гиперссылок;

  • могут включать в себя аудио- и видеофрагменты.

Дидактические материалы (сборники задач, диктантов, упражнений, приме-ров, рефератов и сочинений), представленные в электронном виде (обычно в ви-де простого набора текстовых файлов, в форматах rtf, doc, txt) и объединенные в некую логическую структуру средствами гипертекста. Также к дидактическим материалам можно отнести программы-тренажеры, например, для решения ма-тематических задач или для заучивания иностранных слов.

Программы системы контроля знаний, такие, как опросники и тесты. Они позволяют быстро, удобно, беспристрастно и автоматизировано обработать по-лученные результаты. Опросники и тесты могут легко создать учителя или ме-тодисты с помощью специальных программ - конструкторов тестов.

Электронные учебники и электронные учебные курсы объединяют в единый программный комплекс все или несколько вышеописанных типов обучающих программ. Например, обучаемому сначала предлагается просмотреть обучающий курс (презентация). На следующем этапе он может поставить виртуальный экс-перимент на основе знаний, полученных при просмотре обучающего курса (сис-тема виртуального эксперимента), часто на этом этапе обучаемому доступен так-же электронный справочник и/или энциклопедия по изучаемому курсу. В завер-шение он должен ответить на набор вопросов и, возможно, решить несколько задач (программные системы контроля знаний). После удачного прохождения всех этапов обучаемому предлагается следующая тема из этого курса.

Обучающие игры и развивающие программы в основном ориентированы на дошкольников и младших школьников. К этому типу относятся интерактивные программы с игровым сценарием. Выполняя разнообразные задания во время игры, дети развивают тонкие двигательные навыки, пространственное вообра-жение, память и другие умения.

Дополнением к этой классификации становятся программные средства разработки компьютерных обучающих средств. Наиболее известны из таких средств конструкторы уроков и учебных курсов, а также специализированные оболочки для разработки учебных курсов.

В результате работы с программным обеспечением различного типа выде-лим следующиепринципы выбора программного продукта для использования на уроке:

  1. Программа должна быть понятна с первого знакомства как преподавате-лям, так и ученикам. Управление программой должно быть максимально прос-тым.

  2. Преподаватель должен иметь возможность компоновать материал по сво-ему усмотрению и при подготовке к уроку заниматься творчеством, а не запоми-нанием того, в каком порядке будет выводиться информация.

  3. Программа должна позволять использовать информацию в любой форме представления (текст, таблицы, диаграммы, слайды, видео- и аудиофрагменты и т.д.).

Итак, выбор компьютерной обучающей программы можно начать с оценки следующих аспектов учебного процесса:

  1. Ваши технические возможности;

  2. используемые вами организационные формы работы;

  3. этапы урока, на которых используются компьютерные технологии;

  4. целостность курса.

Основные направления использования мультимедиа-технологий:

  • электронные издания для целей образования, развлечения и др.;

  • в телекоммуникациях со спектром возможных применений от просмотра за-казной телепередачи и выбора нужной книги до участия в мультимедиа-кон-ференциях. Такие разработки получили название Information Highway;

  • мультимедийные информационные системы («мультимедиа-киоски»), вы-дающие по запросу пользователя наглядную информацию.

Сейчас существует большое количество мультимедийных учебников по раз-ным предметам и темам. Поэтому использование на уроках демонстрационных средств (слайды, атласы, рисунки в учебнике, картины, анимации, видеозаписи) способствуют формированию у людей образных представлений, а на их основе - понятий. Интересны различные энциклопедии и электронные справочники, ко-торые издают большое количество издательств.

Но не всегда в таких учебниках можно найти то, что действительно нужно в конкретном случае и подходит по данному предмету, данной учебной группе и данному учителю.

Тогда учитель начинает создавать и использовать свои уроки с ИКТ.

В зависимости от дидактических целей и специфики курса учебных предме-тов можно выделить такие виды компьютерных программ: учебные, тренажёры, контролирующие, демонстрационные, имитационные, справочно-информацион-ные, мультимедиа-учебники.

Наиболее часто в своей работе учителя используют демонстрационные про-граммы, к которым кроме картин, видеофрагментов, фотографий можно отнести и интерактивные атласы, и компьютерные лекции и уроки-презентации, разрабо-танные при помощи MS"PowerPoint".

Использовать их можно и на уроках закрепления знаний, практических уме-ний и навыков, уроках повторения и систематизации знаний, оценки и проверки полученных знаний.

Преимущество компьютерной презентации состоит в облегчении труда пре-подавателя и в упорядочивании и сохранности наглядного материала, необходи-мого для конкретного занятия.

Компьютерная презентация не сможет целиком заменить собой работу пре-подавателя с классной доской, но она значительно упростит работу по предоста-влению наглядности. Еще одно неоспоримое преимущество представления ин-формации в виде презентации над информацией в виде речи состоит в том, что при необходимости, студент может самостоятельно вернуться к той части ин-формации, которую не усвоил. Например: с доски формула или схема стерта, и если студент её не успел записать, то преподавателю придётся прервать рассказ и вернуться опять к формуле, что, естественно, нарушит ход изложения матери-ала, и отвлечет остальных студентов от работы. И напротив, комментируя мате-риал, который находится на слайдах, преподаватель может подробнее остано-виться на определённых моментах.

Наиболее важную информацию на слайде можно выделить, придав ей эф-фект анимации.Анимация - очень важный элемент в презентации. Движение от-дельных частей слайда привлечёт внимание студента, и он заострит своё внима-ние на анимированной части информации. Таким образом, все тезисы сообщения преподавателя будут услышаны и увидены студентом. Всё это повышает интерес к обучению и способствует более качественному усвоению нового материала, а это и является целью работы преподавателя.

Программа разработки презентаций MS"PowerPoint" позволяет подготовить материалы к уроку, комбинируя различные средства наглядности, максимально используя достоинства каждого и нивелируя недостатки.

Условия презентации:

1. Проецирование на большой экран (участники следят за показом со своих мест, изменить порядок и быстроту кадров не могут).

2. Демонстрация на компьютерах слушателей (но управление презентацией осуществляется только автором).

3. Самостоятельный просмотр готовой презентации на компьютере в автоматическом или управляемом слушателем, а не автором, режиме.

Типы уроков с использованием презентаций в программе MS"PowerPoint":

1) лекционные, которые имеют главной целью: не иллюстрировать, а зри-тельно дать сложный материал для записи учащимся в удобной форме;

2) уроки - иллюстрации по темам, где существует необходимость ярких зри-тельных образов,

3) уроки - наглядные пособия, помогающие как образцы, создавать учащим-ся подобные работы самостоятельно.

Используя слайд-фильмы, интерактивные модели, можно осуществлять дифференцированный, индивидуальный подход в работе с учащимися, владею-щими разной степенью освоения учебного материала.

Использование компьютерных технологий эффективно на всех предметах, при изучении нового материала, на повторительно-обобщающих уроках, заклю-чительных лекциях по курсу и других типах уроков. Использование слайд-филь-мов (MS"PowerPoint") во время лекций обеспечивает динамичность, нагляд-ность, более высокий уровень и объем информации по сравнению с традицион-ными методами, повышается интерес к изучаемому вопросу и в целом к пред-мету. При подготовке к уроку используются электронные учебники, информация сети Internet, создаются дидактические материалы, учебно-методические посо-бия и для учителя и для ученика. Содержание лекции и подача материала варьи-руются в зависимости от уровня подготовленности учащихся.

Создавая презентацию, нужно не забывать о цели её создания. Для этого не-обходимо создать презентацию определенного объема, так как зрительный ряд из большего числа слайдов вызовет утомление, отвлечет студента от сути изуча-емого материала. Не должно быть "лишних" слайдов, которые не сопровождают-ся пояснением. Нужно продумать и обеспечивать понимание смысла каждого слова, опираться на знания и опыт студентов, использовать образные сравнения. В учебных презентациях желательно свести текстовую информацию к миниму-му, заменив ее схемами, диаграммами, рисунками, фотографиями, фрагментами фильмов. Текст может быть представлен в виде основополагающих моментов сообщения.

Необходимо постоянно переключать внимание учащихся для поддержки ос-троты восприятия. Включение в презентацию смешных сюжетов и забавных фак-тов без ущерба содержанию оживляет занятие, создает положительный эмоцио-нальный настрой, что способствует усвоению материала и более прочному запо-минанию.

Применение информационных технологий сразу же поднимает чтение лек-ций на качественно новый уровень. Однако оно должно тщательно продумывать-ся и обязательно сопровождаться изменением методики преподавания. Для гра-мотной организации лекционного курса с использованием мультимедийных тех-нологий необходимо, во-первых, знать, какие возможности они предоставляют, и, во-вторых, уметь ими рационально воспользоваться. Это потребует много сил и времени на стадии подготовки презентаций, не говоря уже о постоянном совер-шенствовании, однако на сегодняшний день компьютерные средства представля-ют широчайшие возможности для совершенствования образовательного процес-са, и во многом определяют перспективы и направления дальнейшего развития способов и методов преподавания.

Компьютерная лекция, разработанная средствами MS"PowerPoint" - это те-матически и логически связанная последовательность информационных объек-тов, демонстрируемая на экране или мониторе. В ходе лекции используются раз-личные информационные объекты: изображения (слайды), звуковые и видео-фрагменты. Эффективность работы со слайдами, картинами и другими демонст-рационными материалами будет намного выше, если дополнять их показом схем, таблиц. После таких уроков изученный материал остаётся у учащихся в памяти как яркий образ и помогает преподавателю стимулировать познавательную ак-тивность студента.

Чаще всего в своей практике преподаватель проводит уроки комбинирован-ного типа, где присутствует и опрос домашнего задания и объяснение нового материала.

Большинство современных мультимедийных программ рассчитано на инди-видуального пользователя. Именно поэтому, даже спустя 15 лет после появления проекционной техники, использование презентаций на занятиях является для студентов и преподавателей нетрадиционной формой урока, вызывает повышен-ный интерес и способствует активизации познавательной деятельности.

Кроме этого, возможно использование презентации в проектной деятель-ности. Учащиеся получают задание оформить конечный результат проектной де-ятельности в виде электронной презентации и защитить его на занятии, что явля-ется дополнительным стимулом в мотивации познавательной деятельности.

Безусловным плюсом презентации, создаваемой в MS"PowerPoint", является возможность варьировать объем материала, используемые методические приёмы в зависимости от целей занятия, уровня подготовленности группы, возрастных особенностей учащихся. В случае необходимости преподаватель может заменить текст, рисунок, диаграмму, или просто скрыть лишние слайды. Эти возможности позволяют максимально настраивать любую ранее разработанную презентацию под конкретное занятие в конкретной группе.

В качестве примера использования MS"PowerPoint" на конкретном уроке рассмотрим план практического занятия по теме «Работа с программой подго-товки презентаций» (приведён примерный план урока).

Практическая работа.

Тема: «Работа с программой подготовки презентаций. Рисунки, анимация и звук на слайдах. Интерактивные презентации (реализация переходов между слайдами с помощью гиперссылок и системы навигации)».

Цель работы: отработка основных навыков работы с графическим редакто-ром: закрепить основные приемы работы с презентацией; научиться сопровож-дать свое выступление компьютерной презентацией.

Оборудование: компьютерный класс, операционная система MS «Windows», графический редактор, программа MS"PowerPoint".

Ход работы:

Практическая работа

Создать презентацию на основе собственного проекта с использованием

встроенных возможностей программы MS"PowerPoint" (10 слайдов).

1 шаг. Открытие программы

• выполнить команду Пуск/Программы/PowerPoint

2 шаг. Оформление слайда

• выполнить команду Создание/Из шаблона оформления;

• просмотреть предложенные шаблоны с использованием полосы прокрутки;

• задать оформление одинарным щелчком по выбранному шаблону.

3 шаг. Наполнение первой страницы

• задать заголовок презентации (название проекта);

• задать подзаголовок презентации (ФИО авторов проекта).

4 шаг. Создание нового слайда

• выполнить команду Вставка/Создать слайд.

5 шаг. Выбор разметки слайда

• выполнить команду Формат/Разметка слайда;

• выбрать подходящие макеты для текста, либо макеты с графическими элемен-тами, либо с совмещёнными возможностями;

• создать необходимое количество слайдов.

6 шаг. Использование эффектов переходов

• выделить слайд или группу слайдов;

• выполнить команду Показ слайдов/Смена слайдов;

• выбрать подходящие эффекты и скорость для просмотра слайдов

7 шаг. Анимация на слайдах

• выделить текст или рисунок;

• выполнить команду Показ слайдов/Эффекты анимации;

• выбрать в появившемся списке подходящие эффекты.

8 шаг. Просмотр презентации

• нажать кнопку Показ слайдов (F5).

9 шаг. Сохранение программы

• выполнить команду Файл/Сохранить как...;

• задать имя файла и нажать кнопку «Сохранить».

10 шаг. Редактирование презентации

• изменить оформление выбранного слайда через пункты Формат/Оформле-ние слайда, Формат/Фон/выбрать Цвет или Другие способы заливки/При-менить.

11 шаг. Вставка объектов на слайде

  • Для вставки рисунка на слайд выберите в меню Вставка команду Рисунок/Из файла/перейдите в каталог, содержащий файл, который вы хотите вставить/ выберите файл *.jpg (*.bmp, *.gif и т.д.), а затем нажмите кнопку Вставить или Вставка-Рисунок/Автофигуры (Объект WordArt и т.д.)

  • Для добавления текстовой области выберите в меню Вставка/Надпись

  • Для вставки музыки или звука выберите в меню Вставка/Фильмы и звук/ Звук (Фильм) из файла/перейдите в каталог, содержащий файл, который вы хотите вставить/выберите файл*.wav, (*.wma, *.mp3, *.ogg и т. д.) - для звука или *.avi (*.mpg, *.mpeg, *.mp4 и т. д.) - для видеофрагмента.

  • Для вставки гиперссылки выберите в меню Вставка/Гиперссылка/Имя гиперссылки (текст)/ перейдите в каталог/выберите файл, на который будет переход по гиперссылке/Ok.

  • Для создания презентации, управляемой с помощью кнопок, выберите в меню Показ слайдов/Управляющие кнопки/Поместите кнопку на слайд/ Настройка действия

Демонстрация презентации. Защита проекта.

Каждый учащийся показывает и рассказывает об итогах своей работы.

Предъявить преподавателю:

Демонстрация выполненного задания на экране монитора.

Методика работы на интерактивном оборудовании.

Интерактивная доска - это сенсорный экран, присоединенный к компьюте-ру, изображение с которого передает на доску проектор. Достаточно прикоснуть-ся к поверхности доски, чтобы начать работу на компьютере.

Интерактивная доска имеет интуитивно понятный, дружественный графи-ческий интерфейс.

Интерактивная доска использует различные стили обучения: визуальные, слуховые или кинестетические. Благодаря интерактивной доске, ученики могут видеть большие цветные изображения и диаграммы, которые можно как угодно передвигать.

Что может интерактивная доска?

Пример 1. Предмет математика.

Работая с интерактивной доской, преподаватель сможет:

  • Активно комментировать материал: выделять, уточнять, добавлять посред-ством электронных маркеров с возможностью изменить цвет и толщину ли-нии. Делать пометки можно прямо поверх изображения; рисовать и делать за-писи поверх любых приложений и веб-ресурсов, что усиливает подачу мате-риала. Когда вы работаете на интерактивной доске, вы можете взять маркер и сделать запись, добавить комментарий, нарисовать круг, подчеркнуть или выделить нужную информацию. Можно использовать разные цвета и способы выделения.

  • Работа ученика сканируется и выводится на доску, ученик поясняет своё ре-шение или учитель проверяет, комментируя. При необходимости учитель или другие ученики исправляют допущенные ошибки. Если задача имеет несколь-ко решений, на доску с помощью сканера выводятся другие варианты, и уча-щиеся имеют возможность быстро сравнить различные способы решения за-дачи.

  • Не рисовать заново для каждого графика и урока систему координат

  • Быстро воспроизводить графики сложных функций, решать графически боль-шее количество уравнений и неравенств, в том числе и с параметром, изменяя чертеж по ходу решения.

Заключение:

Благодаря наглядности и интерактивности, класс вовлекается в активную ра-боту. Обостряется восприятие. Повышается концентрация внимания, улучшается понимание и запоминание материала.

Всю проведенную в ходе работу, со всеми сделанными на доске записями и пометками, можно сохранить в компьютере для последующего просмотра и ана-лиза. В случае возникновения вопросов по ранее решенным задачам можно бы-стро к ним вернуться, следовательно, нет необходимости восстанавливать усло-вие или решение.

Таким образом, используя интерактивную доску, мы можем организовать постоянную работу учащегося в электронном виде.

Это значительно экономит время, стимулирует развитие мыслительной и творческой активности, включает в работу всех учащихся, находящихся в классе.

Пример 2. Предмет русский язык.

Работая с интерактивной доской, преподаватель сможет:

  • Выполнить набор посредством виртуальной клавиатуры любого текста зада-ния в любом приложении и его демонстрацию в режиме реального времени;

  • Вставить пропущенные буквы, подчеркнуть маркером главные члены предло-жения. Записать маркером слово, разобрать по составу.

  • Провести полноценную работу с текстом с указанием связей и взаимоотноше-ний между словами;

  • Не только знакомство с тестовыми заданиями в режиме просмотра, но и пока-зательное тестирование отдельного ученика или группы учеников для всей аудитории. Контроль осуществляется немедленно, возможность работы над ошибками. Удобна при работе в большой аудитории, удобна для ведения дискуссии и обсуждения. Проецируя на доску задание, можно организовать «публичное» решение, дискуссию.

  • Сохранять сделанные записи и пометки, исправления в документе и файле. Записать все действия на доске в единый файл конспекта урока.

Заключение:

Делает занятия интересными и развивает мотивацию. Предоставляет больше возможностей для участия в коллективной работе, развития личных и социаль-ных навыков. Освобождает от необходимости записывать благодаря возможнос-ти сохранять и печатать все, что появляется на доске. Учащиеся начинают рабо-тать более творчески. Делает занятия интересными и увлекательными для препо-давателей и учащихся благодаря разнообразному и динамичному использованию ресурсов.

Пример 3. Предмет иностранный язык.

  • Интерактивная доска дает возможность использовать на уроках тезисы, таб-лицы, видео - и справочные материалы, при анализе текстов - схемы и данные электронных словарей. Это позволяет реализовать принципы наглядности, доступности и системности.

  • Можно использовать готовые рисунки по нужной теме, разнообразные Web-ресурсы.

  • На видеоматериале можно организовать речевую ситуацию, обучать поста-новке вопроса, составлению высказывания, организации диалога. Работа с ви-деоматериалами значительно расширяет объем воспринимаемой информа-ции.

  • Можно создавать ссылки с одного файла на другой - например, аудио-, видео-файлы или Интернет-страницы. Это позволяет не тратить время на поиск нужных ресурсов.

  • Аудио- и видеофайлы легко контролировать, проигрывая небольшие отрывки, при необходимости вернуться к любому уроку, вспомнить, что пройдено ра-нее. Материалы к уроку нужно приготовить заранее - это обеспечит хороший темп занятия и сохранит время на обсуждения.

  • Можно подключить и другое аудио - и видеооборудование. Это важно при изучении иностранного языка, когда преподаватели хотят, чтобы учащиеся могли одновременно читать текст и слышать произношение. Виртуальный магнитофон позволяет одновременно прослушивать аудио файлы и произво-дить запись.

  • Распознавание рукописного текста

Заключение:

Компьютерных наглядных материалов и обучающих ресурсов по любой те-ме можно найти великое множество, и использовать их многократно. Не нужно беспокоиться за сохранность бумажных карт, плакатов и т.п. - в них просто от-падает необходимость.

Существенно повышается уровень компьютерной компетенции учителей.

Интерактивная доска соответствуют тому способу восприятия информации, которым отличается новое поколение школьников, у которого гораздо выше пот-ребность в темпераментной визуальной информации и зрительной стимуляции.

Электронные материалы содержат более интересные дидактические упраж-нения, чем учебники: здесь и построение различных грамматических конструк-ций, сортировка материала по группам, его сравнение, выделение, распознава-ние.

Положительно сказывается развитие в процессе использования электронных учебных материалов внимания, зрительной памяти, восприятия, техники чтения.

Пример 4. Предмет химия.

  • Учащиеся начинают понимать более сложный материал в результате более яс-ной, эффективной и динамичной подачи.

  • Часть изображения можно закрыть «Шторкой» или высветить «Прожекто-ром»

  • Моделирующая среда позволяет решать широкий круг задач путем их визу-ального проектирования на основе моделей объектов, явлений, эффектов и свойств, с последующим управлением моделями и наглядным представлени-ем результатов расчета.

  • Дополнительное внимания на важных и сложных моментах.

  • Освобождение от рутинных записей.

  • Возможность фиксации ключевых моментов.

  • Предоставление необходимого справочно-иллюстративного материала по уроку.

  • Материал для самостоятельной работы.

Заключение:

Урок более индивидуализирован, благодаря использованию аутентичных материалов, прежде всего визуальных. Визуальный материал должен быть очень ярким, образным; неоднозначным и пригодным для анализа. Всегда хороши "личностные" материалы, индивидуально окрашенные, эмоциональные; Лучше сочетать различные виды материалов ─ фото, плакаты, тексты, карикатуры, схемы, диаграммы;

Материал обязательно должен быть структурирован, должна быть внутрен-няя логика его построения, но не обязательно совпадающая с логикой учебника и программы.

Постепенно накапливается методическая база электронных материалов для дальнейшего использования.

Использование интерактивной доски оставляет привычную систему, где учитель всегда находится в центре внимания, обращен к ученикам лицом и под-держивает постоянный визуальный контакт с группой.

Использование интерактивной доски не вносит в педагогическую стратегию ничего принципиально нового. Выбор ее определяется индивидуальными осо-бенностями, предпочтениями, квалификацией учителя. Он работает так же, как и раньше, хотя возможности его значительно расширяются. Любой урок имеет двух субъектов - учителя и учеников. Доска третьим субъектом стать все же не может. Но её возможности позволяют увеличить время работы на уроке, интен-сифицировать её даже при очень разном уровне готовности учащихся. Каждый может видеть, слышать, анализировать. То есть индивидуализация обучения значительно возрастает.

Но для этого урок должен быть действительно интерактивным. И на это должен работать, прежде всего, подбор материала, методическая и техническая его обработка.

Методы и приёмы использования информационных технологий на уроке - разные, но при их внедрении мы выполняем единственную задачу: например сделать урок литературы интересным, а чтение увлекательным. А нетрадицион-ные уроки с использованием информационных технологий должны привлечь современного ученика к чтению, облегчить процесс знакомства с классикой, пробудить интерес к книге.

Но при всех достоинствах информационных технологий важным является желание педагога расширить свои кругозор и фантазию. Нужно бороться со сте-реотипами, никогда не позволяя себе привыкнуть к чему-либо. В конечном счё-те, лучший способ обучения - это сделать так, чтобы учащиеся почувствовали красоту предмета.

Заключение

Способы обучения с применением компьютерной техники полностью зави-сят от того, какие мотивы движут преподавателя, увлеченного использованием компьютерных технологий в образовании. На сегодняшний день такие уроки могут быть и данью моде, и баловством, и экспериментальной (не всегда безо-бидной для обучаемых) работой педагога по поиску новых форм обучения, и доказанной необходимостью.

Представляется, что использование компьютеров при преподавании оправ-дано лишь в единственном случае: если компьютер является средством облегче-ния ученического труда - иначе зачем?

Определяя цели, задачи и возможности использования компьютерных тех-нологий на уроке, преподаватель может, прежде всего, иметь в виду следующие принципиальные позиции:

а) сохранение психического и физического здоровья учащихся;

б) формирование у обучаемых элементарных пользовательских умений и навыков;

в) помощь обучаемым в усвоении учебного материала на основе специально и грамотно созданных для этой цели прикладных компьютерных программ по изучению иностранного языка.

Перечисленные задачи, если преподаватель собирается следовать таковым, полностью исключают такую структуру процесса обучения, как стопроцентное сидение обучаемых у компьютера. Нужны разнообразные формы учебной дея-тельности: это и фронтальная работа по актуализации знаний, и групповая или парная работа обучаемых по овладению конкретными учебными умениями, и дидактические игры, и работа консультационной службы, это и интересные уст-ные и письменные задания. Все они должны быть скомпонованы таким образом, чтобы компьютер становился не самоцелью, а лишь логическим и очень эффек-тивным дополнением к учебному процессу.

Литература:

  1. Твердохлебов А.А. «Мультимедийные технологии как средство повышения эффективности обучения в школе. Методика работы на интерактивном оборудовании» Выступление, 2013 год. Имантауская средняя школа Айыртауского района Северо-Казахстанской обл. Республики Казахстан.

  2. «Классификация и характеристика электронных средств обучения» РГППУ, Институт информатики, Кафедра информ. технологий, Екатеринбург, 2012 г.




 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал