- Учителю
- Открытый урок в 6 классе, тема 'Возникновение ислама. Арабский халифат'
Открытый урок в 6 классе, тема 'Возникновение ислама. Арабский халифат'
Разработка урока, 6 класс
Тема: Ислам и арабский халифат.
Пояснительная записка.
Изучение данной темы можно связать с современностью. В настоящее время существует более двух десятков арабских государств, которые занимают территорию Передней Азии и Северной Африки от Двуречья до Гибралтарского пролива. В VII-VIII вв на этой огромной территории существовало могущественное государство - Арабский халифат. Сегодня нам предстоит узнать о возникновении Ислама, как образовалось государство Арабский халифат, и проследить его судьбу.
Цели и задачи:
Охарактеризовать социально-политическое положение Аравии в VI-VII вв.; определить основные вехи становления ислама; рассмотреть ислам как одну из мировых религий; подвести к пониманию возникновения и причины распада Арабского халифата.
Тип урока: изучение нового материала с использованием интерактивных методов.
Оборудование: карточки с заданиями, интерактивная доска, мультимедийная аппаратура, проектор, Коран.
Ключевые понятия: бедуины, Ислам, мечеть, халиф, эмир, мусульмане.
В течение всего урока учитель переключает слайды презентации на интерактивной доске, соответственно каждой части объясняемого материала.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания (параграф 8 Образование славянских государств). Блиц-опрос. Работа по карточкам
III. Объяснение нового материала
IV. Закрепление
V. Подведение итогов и выставление оценок
VI. Домашнее задание
Учитель открывает доску, на которой заранее написан план урока, знакомит с планом учащихся (Слайд 1).
План
1) Аравия
2) Судьба пророка
3) Ислам и его распространение
4) Арабский халифат и его распад
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания (параграф 8 Образование славянских государств). Блиц-опрос. Работа по карточкам( Приложение 1)
III. Объяснение нового материала
1). Аравия (слайд 2).
Арабы издавна жили на Аравийском полуострове, который омывался Красным и Аравийским морями, а также водами Персидского залива. Климат в Аравии сухой и жаркий. (Слайд 3) На большей территории полуострова существуют степи и пустыни, (слайд 4) земли пригодной для земледелия, существует немного. Поэтому заниматься выращиванием фруктовых садов и финиковых пальм, виноградников, хлопчатника, сахарного тростника можно было только в оазисах. (Слайд 5) Кочевые арабы занимались разведением верблюдов, овец, лошадей. Особую роль в их жизни играл верблюд. Он давал бедуинам мясо, молоко, шерсть, кожу из которой делали обувь. (Слайды 6, 7) Важное значение для арабов имел город Мекка, т. к. здесь проходили ярмарки, где шла бурная торговля. (Слайды 8, 9) В центре города находилась Кааба - черный камень в Мекке, посланный Аллахом. Арабы по большей части были язычниками. Однако, постепенно среди арабов распространилось и единобожие.
Беседа с учащимися:
Текст учебника прочитать (стр.75) факт разложения родового строя у арабов.
(Слайды 10, 11, 12) Какие изменения начинают происходить в жизни кочевников бедуинов?
К началу 7 века в жизни кочевников - бедуинов начинают происходить изменения:
- выделяется племенная знать, владевшая пастбищами, большими стадами и рабами-пленными.
- появляется очень много бедняков
Постепенно среди арабов возникает стремление к объединению. Этому способствовали следующие причины:
1. Прекращение вражды племён между собой.
2. Борьба с внешними врагами.
3. Упадок торговли.
4. Знать желала объединить племена с целью укрепления власти над бедняками.
5. Знать стремилась объединить племена с целью захвата и завоевания соседних стран.
2). Судьба Пророка.
Дальнейшая история арабов связана с именем Мухаммеда
Запись в тетради: 570-632 гг.- годы жизни Мухаммеда
Мухаммед родился около 570 года в знатной купеческой семье. (Слайд 13) В 6 лет он осиротел. Воспитывался сначала своим дедушкой, затем дядей. Смолоду Мухаммед отличался исключительным благочестием и набожностью, веруя в Единого Бога. Сначала Он пас стада, а затем стал участвовать в торговых делах Своего дяди. Он становился известным, люди Его любили и в знак уважения за набожность, честность, справедливость и рассудительность одарили почетным прозвищем аль-Амин (в переводе - Заслуживающий доверие). Позднее Мухаммед вел торговые дела состоятельной вдовы по имени Хадиджа, предложившей, некоторое время спустя, Мухаммеду вступить с ней в брак. Несмотря на разницу в возрасте, они жили счастливой супружеской жизнью. Он любил уединяться для молитв и размышлений. Мухаммед удалялся в горы, окружавшие Мекку, и надолго уединялся там. В одно из таких посещений, пришедшееся на 610 г. с Мухаммедом, которому было тогда около 40 лет, случилось нечто такое, что полностью изменило всю его жизнь. В нахлынувшем внезапно ведении перед ним предстал ангел Джабраил и указав на явившиеся извне слова, велел Ему произнести их. Мухаммед воспротивился, заявив, что неграмотен и не сможет их прочитать, но ангел продолжал настаивать и Пророку вдруг открылся смысл этих слов. Ему было велено выучить их и в точности передать остальным людям. (Слайды 14, 15) Он вступил с проповедью, что нет других богов, кроме всемогущего Аллаха, а себя называл "посланником Бога" - его Пророком. Мухаммед призывал арабов прекратить вражду и объединиться, приняв одну веру. Себя Он называл третьим Пророком.
- Как вы думаете, после кого? (Мусса, Иса)
Жители Мекки враждебно отнеслись к проповеди Мухаммеда. (Слайд 16) В 622 г. Пророк вместе со своими сторонниками бежал в соседний город Ясриб. Это событие получило название хиджра, с которого и начинается мусульманское летоисчесление.
Запись в тетради: 622 г.- год хиджры.
Жители Ясриба приняли учение Мухаммеда. Ясриб был переименован в Город Пророка - Медина. В Медине был построен первый дом для молитв поклонников учения Мухаммеда - мечеть. В 630 г. Мухаммед покорил Мекку, а к моменту его смерти в 632 г. большинство арабов приняло новую религию и новую власть.
3) Ислам.
- Какие мировые религии вы знаете? (Христианство, Ислам, Буддизм).
(Слайд 17) Объединению арабских племен способствовала новая религия - Ислам. Переводится с арабского "предание себя Богу". (Слайд 18) Основы вероучения записаны в Священной книге Коран (в переводе значит "чтение"). (Слайд 19) Коран состоит из 114 глав, называемых суры. Это свод откровений, полученных Мухаммедом от Бога. Впоследствии, уже после смерти пророка, они по памяти были записаны учениками Мухаммеда. Помимо Корана. Большинство мусульман почитает Сунну - собрание рассказов о жизни Мухаммеда и его изречения. Основное положение Ислама: "Нет Бога, кроме Аллаха, а Мухаммед - пророк Его". Согласно положениям Ислама, у мусульманина пять основных обязанностей:
Запись в тетради:
- Свидетельство веры в одного Аллаха и никого, кроме него.
- Намаз (пять раз в день)
- Закят (пожертвование)
- Пост в месяц Рамадан
- Паломничество в Священный город Мекку (хадж)
Существовали и частные ограничения: например, запрет есть свинину и пить вино; женщинам раскрывать свое лицо и фигуру перед посторонним. (Слайд 20) На основе Корана возникли и юридические нормы, получившие название "шариат" (в переводе "правильный путь").
Запись в тетради:
Шариат - совокупность религиозных и юридических норм, основанных на Коране, мусульманское право.
Перед арабами после смерти Мухаммеда встала задача распространение "истинной веры" среди неверных. За сравнительно короткий период в VII в. были покорены Сирия, Палестина, Египет, завоевали огромное Иранское царство.
- Кому прежде принадлежали эти территории? (Византии)
В начале VIII в. арабы возобновили наступление. В Северной Африке они подчинили племена берберов и вынудили их принять Ислам. Постепенно все африканское побережье Средиземного моря стало арабо-мусульманским.
(Слайд 21) В 711-714 гг. - арабы покорили Испанию. На востоке завоеватели встретили сопротивление народов Кавказа и Средней Азии. (Слайд 22)Лишь направив большие армии и пользуясь раздорами между племенами, арабы покорили Северный Кавказ, но их власть была здесь непрочной. В борьбе за Среднюю Азию арабы столкнулись с Китаем, и в 751 году нанесли китайскому войску поражение. Подчинив Восточный Иран и Афганистан, арабы проникли в Северо-Западную Индию.
(Слайд 23) Так в течении VII и первой половины VIII века образовалось огромное государство арабов - Арабский халифат со столицей в Дамаске. Владения халифата раскинулось от берегов Атлантического океана до границ Индии и Китая. (Слайд 24) Ислам имел огромное влияние на культуру, обычаи и нравы, право и мораль не только арабов, но и жителей завоеванных ими стран.
4) Арабский халифат и его распад
Запись в тетради: 632 г. - год основания; 1258 г.- год распада.
(Слайд 25) После смерти Мухаммеда во главе исламского государства встали его родственники и сподвижники. Государство непосредственно возглавлял халиф - "заместитель пророка". Первые четыре халифа были его ближайшими родственниками и учениками. Само же государство получило название Халифата.
(Слайд 26) При первых халифах многочисленные отряды арабов вышли за пределы Аравийского полуострова. Главную силу их войска составляла стремительная, легкая конница.
Серьезный внутренний кризис затронул систему власти в Арабском халифате в период правления Али, двоюродного брата и зятя Мухаммеда. После его смерти к власти приходят представители старой арабской аристократии - род Омейя. В 661-750 гг. установился Халифат Омейядов со столицей в Дамаске.
Запись в тетради: 661-750гг. - Халифат Омейядов.
С этого момента среди мусульман возникает деление на шиитов суннитов. Сунниты получили свое название от священного текста Сунна. Сунниты считали, что имамом - верховным главой всех мусульман - должен быть халиф, светский глава государства. Шииты отрицали сам титул халифа и настаивали на том, что имамом мог быть лишь потомок Али. Эта борьба заметно подрывала силы Арабского халифата.
(Слайд 27) В 750 г. к власти пришла династия Аббасидов - потомки дяди Мухаммеда Аббаса. Столицей нового Халифата стал Багдад.
Запись в тетради: 750 год - воцарение династии Аббасидов.
Во время их правления арабы проникли на такие важные территории, как острова Сицилия, Кипр, Крит и часть юга Италии. Вся земля в халифате считалась собственностью халифа. Своих родственников и приближенных он назначал наместниками провинций. Наместники - эмиры - за счет налогов с населения содержали чиновников и войско, руководили завоевательными походами. Крестьяне в завоеванных областях были обложены высокими налогами. (Слайды 28, 29) Временем расцвета Багдадского халифата считаются годы правления Харуна ар-Рашида (768-809).Он был героем сборника сказок "Тысяча и одна ночь". В них Харун предстает справедливым государем. На самом деле он был коварным и жестоким деспотом. Подданные его ненавидели, он боялся жить в Багдаде и поселился в крепости за городом.
Распад халифата
(Слайд 30) Все немусульмане в халифате были обложены высокими налогами и должны были содержать за свой счет армию. Жители завоеванных стран не имели права носить оружие, должны были отличаться от арабов одеждой. Им не разрешалось выступать в суде свидетелями против мусульман. (Слайд 31) В VIII-IX веках по халифату прокатилась волна народных восстаний против владычества арабов, что подтачивала силы халифата. Чтобы успешно подавлять народное восстание, один из халифов приказал набрать войско среди пленных тюрок - жителей Средней Азии. Из них была создана преданная халифу гвардия. Но позднее начальники гвардии приобрели такую власть, что по своей воле возводили на престол и свергали халифов.
Наместники-эмиры стали передавать по наследству свои должности вместе с полученными в управление провинциями. Опираясь на собственные военные силы, они отказывались повиноваться халифу и становились независимыми правителями.
(Слайд 32) В середине VIII века один из противников халифа захватил власть в Кордове. Образовалось самостоятельное арабское государство в Испании - Кордовский эмират (с X века - Кордовский халифат).
(Слайд 33) В IX веке от Багдадского халифата отделились Египет и другие провинции в Северной Африке, Средняя Азия, Иран, Афганистан. Под властью багдадского халифата осталась лишь Месопотамия. Но и ее подчинила правившая в Иране династия.
(Слайд 34) К середине XI века большая часть арабских владений на Ближнем Востоке была завоевана турками-сельджуками, пришедшими из Средней Азии. (Слайд 35) В 1055 году они захватили Багдад. В XIII в. монголы изгнали Аббасидов из Багдада. Арабский халифат прекратил свое существование.
IV. Закрепление
Ислам имел огромное влияние на обычаи и нравы, мораль и право самих арабов, а также оказал сильное культурное воздействие на Западную Европу.
-
Какое же значение имело появление новой религии - ислама?
-
Когда появился ислам?
-
Как называется священная книга мусульман?.
V. Подведение итогов и выставление оценок
Сегодня Ислам исповедует около 1,5 млрд. человек во всем мире. Пророк Мухаммед остается самым почитаемым пророком. Ислам не наделяет его сверхъестественными чертами. В Коране неоднократно подчеркивается, что посланник Бога - такой же человек, как и все. В отличие от предыдущих пророков он почти не творил чудес. Однако для каждого мусульманина Пророк Мухаммед - совершенный человек, и жизнь Его - наилучший пример для подражания.
VI. (Слайд 36) Домашнее задание: параграф 9-10
Творческое задание: сравнить правление Мухаммеда и Карла Великого
Приложение 1
-
На какие ветви делятся славянские народы?
-
В чем состоит заслуга Кирилла и Мефодия?
-
славянское государство возникло раньше остальных?
XXI век - век высоких компьютерных технологий, инновационного развития экономики, глобальной информатизации, интенсивного развития средств коммуникации, век стремительных социальных и экономических изменений.
На сегодняшний день мы не можем не задумываться над тем, что ожидает наших учеников. Мы знаем, что будущее потребует от них огромного запаса знаний в области современных технологий. Сегодня уже 60% предложений о работе требуют минимальных компьютерных знаний, и этот процент будет только возрастать.
Традиционный источник знаний - учебник ограничен в своих возможностях. Обучающимся на разных ступенях образования всегда требовались дополнительные источники информации: библиотеки, музеи, архивы. В этом отношении жители крупных городов находятся в более благоприятных условиях, чем сельские жители. Здесь можно говорить о существовании информационного неравенства. Решить эту проблему поможет широкое применение в обучении информационных ресурсов Интернета. Для человека, живущего в рамках современной цивилизации характерно стремление к визуальному восприятию информации. Данное культурное явление приводит к тому, что в процессе информационной коммуникации зрительный знак преобладает над текстовым
Современный образовательный процесс предполагает развитие у обучающихся творческих способностей. Подобное требование диктует необходимость работы учащихся с информацией, самостоятельно формируемой ими в виде творческой образовательной продукции. Решению данной задачи способствует развитие проектных технологий в изучении истории. В данном случае ИКТ, изначально предназначенные для создания информационных продуктов различного рода (текстов, презентаций и т.п.) и обладающие огромным творческим потенциалом, становятся эффективным инструментом в руках учащихся.
Информационно-коммуникационные технологии способны: вовлекать учащихся в процесс обучения, делать из пассивных слушателей активных деятелей, стимулировать познавательный интерес к истории, придать учебной работе проблемный, творческий, исследовательский характер, во многом способствовать обновлению содержательной стороны предмета история, индивидуализировать процесс обучения и развивать самостоятельную деятельность школьников. Повышается интенсивность учебного процесса, уровень развития психологических механизмов (воображения, памяти, внимания), активизируются мыслительные процессы.
В настоящее время существует большое количество энциклопедических мультимедийных программ демонстрационного характера по курсу истории.
Используя ИКТ в обучении, учитель ставит перед собой следующие цели:
- Эффективное обучение на основе научно разработанной программы.
- Обучение, учитывающее индивидуальные данные ребенка.
Применение информационных технологий и систематическое использование ПК в процессе преподавания гуманитарных дисциплин приводит к следующим результатам:
- Повышение уровня использования наглядности на уроке;
- Повышение производительности урока;
- Установление межпредметных связей с основами информатики и вычислительной техники, физики, литературы и др.
- Возможность организации проектной деятельности учащихся по созданию учебных программ под руководством преподавателей информатики и истории.
- А самое главное - у учеников меняется отношение к ПК как к дорогой, увлекательной игрушке. Ребята начинают воспринимать его в качестве универсального инструмента для работы в любой области человеческой деятельности.
Однако, учителю, использующему ИКТ на уроках, не следует забывать, что в основе любого учебного процесса лежат педагогические технологии. Информационные образовательные ресурсы должны не заменить их, а помочь стать более результативными. Они позволяют оптимизировать трудозатраты учителя, чтобы учебный процесс стал более эффективным.