7


  • Учителю
  • Разработка деловой игры по информатике для учащихся 9 класса 'Информационные технологии'

Разработка деловой игры по информатике для учащихся 9 класса 'Информационные технологии'

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание: Данное занятие рассчитано на 1 урок (40 минут): обобщающее занятие по теме «Информационные технологии».Урок начинается с организационного момента, на котором учитель отмечает отсутствующих, настраивает учащихся на работу, объявляет порядок проведения занятия.Данный урок
предварительный просмотр материала

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Герасимовская средняя общеобразовательная школа




РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ИНФОРМАТИКЕ


Деловая игра «Информационные технологии»


для учащихся 9 класса


Урок подготовила и провела учитель информатики и физики

Некрылова Е.Е.







с.Герасимовка, 2010 г.



Пояснительная записка


Данное занятие рассчитано на 1 урок (40 минут): обобщающее занятие по теме «Информационные технологии».

Урок начинается с организационного момента, на котором учитель отмечает отсутствующих, настраивает учащихся на работу, объявляет порядок проведения занятия.

Данный урок проходит в форме деловой игры, поэтому при подготовке к данному занятию учащиеся предварительно делятся на две группы по 4 человека. В качестве домашнего задания к данному уроку каждой группе предлагается придумать название своей фирмы, создать логотип и фирменный бланк (в электронном виде на любом подходящем носителе) и распределить должности внутри фирмы (президент, финансист, программист, менеджер). Из числа присутствующих выбираются независимые эксперты (2-3 человека), которые проверяют и оценивают выполняемые задания.

Игра проходит в три этапа. На первом этапе участники каждой фирмы проходят компьютерное тестирование и представляют фирменный бланк своей фирмы, который они создавали самостоятельно в качестве домашнего задания к данному уроку. На втором этапе проходит групповая работа по разгадыванию кроссворда. На третьем этапе проводится конкурс президентов фирм. Победителем становится та команда, которой удастся заработать наибольшее количество баллов при наименьшем количестве штрафов.


ПЛАН УРОКА

Тема урока: «Информационные технологии»

Тип урока - обобщение пройденного материала с закреплением полученных знаний на практике

Форма проведения урока - деловая игра

Цели:

Образовательные:

  1. Обобщить теоретические знания по теме «Информационные технологии»

  2. Закрепить умение работать на компьютере с основными офисными программами (текстовый редактор, электронные таблицы, графический редактор)

Развивающие:

  1. Развитие познавательной активности, логического и творческого мышления при поиске решения поставленной проблемы.

  2. Развитие внимания и наблюдательности.

  3. Развитие способностей выделять главное.

Воспитательные:

  1. Формирование настойчивости в достижении поставленной цели.

  2. Воспитание внимания и аккуратности при работе на ПК.

Основные знания и умения:

  1. знать основную терминологию данной темы;

  2. уметь применять полученные знания при решении поставленных задач;

  3. уметь работать с основными офисными программами.


Межпредметные связи: математика, экономика


Методы проведения урока

  1. «корзина идей»

  2. инструктаж, работа по алгоритму

  3. самостоятельная работа.

  4. коллективная работа.

УЧЕБНО-МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

1. Персональные компьютеры, объединенные в локальную сеть (5 шт).

2. Мультимедиапроектор и проекционный экран.

3. Раздаточный материал:

а) 6 карточек с вопросами для конкурса президентов;

б) 2 экземпляра комментариев для программистов по подготовке журнала учета денежных средств фирмы.

4. Программное обеспечение:

а) графический редактор Paint;

б) текстовый редактор Word;

в) электронные таблицы Excel;

г) программа для создания публикаций Publisher

д) тестирующая программа HotPotatoes6\JQuiz

е) кроссворд (для каждой команды) и ответы к кроссвордам (для экспертов) (кроссворд составлен на компьютере в программе HotPotatoes6\JCross)

5. Купюры условных денежных единиц


РЕГЛАМЕНТ РАБОТЫ:

  1. Организация учащихся - 3 мин.

  2. Сообщение темы и целей урока - 2 мин.

  3. Проведение конкурсов - 30 мин.

  4. Подведение итогов урока - 5 мин.


ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы и цели урока (1 мин)

- Сегодня у нас с вами заключительное занятие по одной из самых больших тем нашего курса. И пройдет этот урок в не совсем обычной форме: мы с вами поиграем. Итак, сегодня вы - не учащиеся 9 класса, а сотрудники деловых фирм, успешность которых будет зависеть от ваших знаний и умений, полученных при изучении данной темы. В конце урока мы обязательно узнаем, чья фирма успешнее. В добрый путь!

3. Актуализация знаний. (5 мин)

- Прежде, чем приступить к игре, давайте посмотрим, что вы запомнили, изучая информационные технологии.

Задание «Корзина идей». В течение 1 минуты пусть каждый из вас запишет на листочке определения и термины, касающиеся информационных технологий, а затем все это сложит в корзину. (Затем по цепочке каждый выбирает один листок, читает записанные на нем определения и при необходимости добавляет недостающие определения или термины).

4. Инструктаж по технике безопасности. (1 мин)

- Так как сегодня мы будем работать на компьютере, вспомним правила техники безопасности. Для этого посмотрим вашу коллективную презентацию, которую вы подготовили к уроку. (Двое учащихся комментируют презентацию)

5. Проведение игры (30 мин)

- Для того чтобы начать игру, вашим фирмам необходимо заработать начальный капитал, ответив на вопросы компьютерного тестирования. Сейчас каждая команда отправит по одному деловому представителю к компьютерам №1 и №2, на которых им нужно будет самостоятельно найти на Рабочем столе тест, запустить его и ответить на вопросы. За каждый правильный ответ ваша фирма получит 100 у.е. На данную операцию вам отводится 10 минут.

(Команды выбирают представителей, и те выполняют задание).

- А мы продолжаем работу и сейчас проверим, как вы выполнили домашнее задание к этому уроку. Вам было предложено придумать, чем будет заниматься ваша фирма, как она будет называться, и распределить должности между работниками фирмы. Исходя из этой информации, вы должны были создать при помощи любой из офисных программ фирменный бланк своей фирмы с логотипом и принести его на урок на любом носителе. Сейчас представитель каждой фирмы загрузит на любом свободном компьютере свой документ и дополнит его фамилиями сотрудников фирмы с указанием занимаемой должности. Логотип вывести с помощью локальной сети на проекционный экран. На это задание вам дается 5 минут.

(Учащиеся группой выполняют задание).

- Во время выполнения этих заданий программисты каждой фирмы должны найти на компьютере в папке игры журнал учета денежных средств. Известно, что журнал является файлом в формате Microsoft Excel (название файла соответствующее - «Журнал учета денежных средств.хls"). Программисты должны оформить его таким образом, чтобы все расчеты проходили автоматически по мере внесения результатов отдельных этапов игры в рабочий лист. При этом количество формул, вводимых вручную, должно быть минимально возможным. (Программисты получают комментарии по оформлению журнала и идут выполнять задание).

- Ну что же, а теперь попросим президентов каждой фирмы кратко пояснить нам, что обозначает логотип фирмы и ее название, а экспертам оценить бланк каждой фирмы и премировать лучшую работу в размере 200 у.е. (Президенты фирм представляют свой бланк. Эксперты оценивают работы, выбирают лучшую и отдают премию финансисту фирмы - победителя. В это время учитель проверяет результаты тестирования и выдает финансистам полученный стартовый капитал. Программисты заносят полученные цифры в таблицу).

- Итак, закончен первый этап нашей игры, на котором вы заработали свой стартовый капитал. Мы переходим ко второму этапу. Сейчас каждая из фирм будет разгадывать кроссворд. За каждое угаданное слов фирма получает 100 у.е.; при этом за каждое неугаданное слово фирма штрафуется на 50 у.е.. Та команда, которая первой сумеет разгадать кроссворд, получает премию в размере 300 у.е. Учтите, что на разгадывание кроссворда отводится всего 5 минут. Поэтому командам работать надо слаженно, чтобы достичь ожидаемого результата. (Команды разгадывают кроссворд и выводят результаты на проекционный экран. Эксперты подсчитывают количество баллов каждой фирмы, объявляют результаты, которые программисты заносят в журнал учета).

- А теперь мы переходим к заключительному конкурсу - Турниру президентов. У меня на столе лежат 6 карточек. На каждой карточке написан термин и его цена. Президенты по очереди должны тянуть карточки и давать определение термину из данной карточки. При этом если президент фирмы не может дать определение, его фирма штрафуется на указанную в карточке сумму, а право ответить на этот вопрос переходит к президенту фирмы - конкурента. За правильный ответ на вопрос соперника он может заработать для своей фирмы премию в размере суммы, указанной на карточке. Право первого хода в качестве стимулирующего бонуса получает президент фирмы, имеющей меньшее количество денежных средств на счету. (Начинается конкурс. Президенты отвечают на вопросы, эксперты фиксируют результаты и выдают заработанные денежные средства финансистам фирм. Программисты заносят результаты в журнал учета).

6. Подведение итогов урока. (3 мин)

- Ну, вот мы и подошли к финалу урока. Нам осталось только подвести результаты игры и премировать лучших участников. Сейчас финансисты каждой фирмы сообщат сумму имеющихся у них денежных средств, которую мы сравним с результатами компьютерного учета в журнале денежных средств. Победителем становится фирма, которая не допустила ошибок в расчетах и заработала наибольшее количество денег (Эксперты проверяют полученные результаты и называют фирму - победителя).

- Главный приз нашей игры - это ваши оценки! Но у меня есть еще дополнительные бонусы для самых активных участников. Поэтому сейчас президенты фирм проводят экстренное совещание со своими сотрудниками и выбирают по 2 лучших сотрудника от каждой фирмы, которые получат ценные призы. (Лучшим участникам, выбранным командами, вручаются призы (шариковые ручки и блокноты)).

- Спасибо всем за хорошую работу! До свидания!


Приложение 1

Комментарии программистам фирм


  1. Найти на рабочем столе в папке Игра файл «Журнал учета денежных средств. хls».


A

B

C

D

E


Журнал учета денежных средств

фирмы _____________________________________


2


Приход

Расход

Остаток

Оценка по 5-ти бальной системе

3

I этап

4

1. Компьютерное тестирование

5

2. Фирменный бланк

6

Итого за этап:

7


8

II этап

9

1. Решение кроссворда

10

Итого за этап:

11


12

III этап

13

Термин 1

14

Термин 2

15

Термин 3

16

премия 1

17

премия 2

18

премия 3

19

Итого за этап:

20

Итого за игру

21



  1. В столбце D в соответствующих строках ввести формулы для вычисления остатка по каждому этапу игры (как разность между приходом и расходом).

  2. В строке Общий итог ввести формулу для суммирования остатков каждого этапа.

  3. По ходу игры в соответствующих строках заносить полученные баллы в столбец Приход, а штрафные баллы - в столбец - Расход.

5. В ячейки столбца Е Оценка по 5-ти бальной системе введите формулу пересчета баллов в пятибалльную отметку согласно условию:

  • I этап. Если в столбце Остаток в строке Итого за I этап получено от 1100 до 1300у.е., то отметка «5»; если от 900 до 1000 у.е.- отметка «4»; меньше 900 у.е. отметка «3».

  • II этап. Если в столбце Остаток в строке Итого за II этап получено от 1500 до 1700у.е., то отметка «5»; если от 1200 до 1400 у.е.- отметка «4»; меньше 1200 у.е. - отметка «3».

  • III этап. Если в столбце Остаток в строке Итого за III этап получено от 600 до 900 у.е., то отметка «5»; если от 400 до 600 у.е. - отметка «4»; если менее 400 у.е. - отметка «3»

  • В строке Итого за игру подсчитать средний балл, округлив его до целого числа.


Приложение 2


Формулы для подсчета:


A

B

C

D

E


Журнал учета денежных средств

фирмы _____________________________________


2


Приход

Расход

Остаток

Оценка по 5-ти бальной системе

3

I этап

4

1. Компьютерное тестирование

=В4 -С4


5

2. Фирменный бланк

=В5-С5


6

Итого за I этап:

=СУММ(В4:В5)

=СУММ(С4:С5)

=В6-С6

=ЕСЛИ(D6>=1100;5;ЕСЛИ(И(D6>=900;D6<=1000);4;3))

7


8

II этап

9

1. Решение кроссворда

10

Итого за II этап:

=В10

=С10

=В10-С10

=ЕСЛИ(D10>=1500;5;ЕСЛИ(И(D10>=1200;D10<=1400);4;3))

11


12

III этап

13

Термин 1

14

Термин 2

15

Термин 3

16

премия 1

17

премия 2

18

премия 3

19

Итого за III этап:

=СУММ(В13: В18)

=СУММ(С13:С18)

=В19-С19

=ЕСЛИ(D19>=600;5;ЕСЛИ(И(D19>=400;D19<=500);4;3))

20

Итого за игру

=СУММ(В6; В10; В19)

=СУММ(С6; С10; С19)

=СУММ(D6; D10; D19)

=СРЗНАЧ(Е6;Е10;Е19)


Приложение 3

Кроссворд по теме «Информационные технологии»




По горизонтали:

1. Основное назначение электронных таблиц - … вычислений

3. Она образуется при пересечении строки и столбца

6. Один из графических объектов Excel

7. Его начертание можно изменять

9. Под строкой заголовка обычно находится строка …

10. Самый примитивный текстовый редактор в ОС Windows.

12. Один из объектов текстового процессора

13. Он бывает нумерованный, маркированный, многоуровневый.


По вертикали:

2.Текст - это основной … текстового процессора

4.У каждой ячейки он уникальный.

5.Непечатаемый символ между словами

8.С этого знака начинается ввод формул в Excel.

11.Одна точка экрана

12.Любая таблица состоит из столбцов и …

А

В

Т

О

М

А

Т

И

З

А

Ц

И

Я

Б

Ъ

Я

Ч

Е

Й

К

А

П

К

Д

И

А

Г

Р

А

М

М

А

Ш

Р

И

Ф

Т

Р

О

А

М

Е

Н

Ю

Б

Л

О

К

Н

О

Т

В

С

Е

Н

П

С

Л

О

В

О

О

И

Т

К

Р

С

П

И

С

О

К

Е

К

Л

А

Ь




Приложение 4

Карточки с терминами для конкурса президентов


200 у.е.





200 у.е.







100 у.е.









100 у.е.






100 у.е.



Приложение 5

Карточки с ответами для экспертов




- это специальная программная среда, предназначенная для создания, редактирования и форматирования текстовых документов

200 у.е.


- это упорядоченная совокупность данных о кон­кретном объекте, хранящаяся во внешней памяти и организованная опре­деленным способом.




200 у.е.



- это специальная программная среда, предназначенная для автоматизации различных вычислений, анализа и хранения данных.

200 у.е.




- это операции, которые позволяют перевести исходный текст из его внешней формы в электронный вид, т.е. в файл, хранящийся на компьютере





100 у.е.








- это операции, которые позволяют изменить уже существующий электронный документ путем добавления или удаления отдельных частей, перестановки частей местами, слияния или разбиения нескольких файлов


100 у.е.





- это операции, которые позволяют задать оформление документа, т.е. определить, как будет выглядеть текст на экране монитора или на бумаге после печати на принтере

100 у.е.



Приложение 6

Карточки с денежными купюрами для данной игры




 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал