7


  • Учителю
  • Рабочая программа внеурочной деятельности 'Мир информатики' для 5-6 класса. (68 Часов)

Рабочая программа внеурочной деятельности 'Мир информатики' для 5-6 класса. (68 Часов)

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 28 имени А.А. Суркова



Утверждаю

приказ № 01-02/97 от

01 сентября 2014 г.

директор МОУ СОШ №28

_____________________

Шальнова О.Н.





Рабочая программа внеурочной деятельности

«Мир информатики»

(направление: общеинтеллектуальное)

пятый класс


учителя информатики

Осетровой В.В.









г. Рыбинск

2014-2015


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, основана на нормативных документах:

  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 1897 от «17» декабря 2010 г.

  • Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от "29" декабря 2010 г. N 189, приложение 6

  • Письмо Департамента общего образования Минобрнауки России «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» (N 03-296 от 12 мая 2011 г.)

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 4 октября 2010 г. N 986 г. Москва "Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений"

  • Основная образовательная программа основного общего образования МОУ СОШ №28 им. А.А. Суркова;

  • Авторская программа курса «Алгоритмика» для 5-6 классов средней общеобразовательной школы А.К. Звонкин, С.К. Ландо, А.Л. Семенов. М.: Дрофа.


Программа «Алгоритмика» предназначена для учащихся 5 классов, обучение которых проводится в кабинетах информатики и информационных технологий. Программа рассчитана на 68 часов в год (2 часа в неделю). Занятия проводятся во внеурочное время.

В соответствии с санитарно-гигиеническими нормами занятия предполагают непрерывную работу учащихся за компьютером - 10-15 минут. Поэтому каждое занятие делится на две части: 1) изложение теоретического материала; 2) работа на компьютере. Для снятия утомления проводятся физкультминутки. Все занятия проводятся через активные методы и средства обучения.

Преподавание курса ориентировано на использование учебно-методического комплекса, в который входят:

  • «Алгоритмика» Учебник и задачник для общеобразовательных учебных заведений. А.К. Звонкин, С.К. Ландо, А.Л. Семенов. М.: Дрофа, 1996

  • Методические рекомендации для преподавания курса «Алгоритмика». А.К. Звонкин, С.К. Ландо, А.Л. Семенов. М.: Дрофа,1996

  • Электронное приложение к учебнику «Алгоритмика 2.0» (CD, «Интерактивная линия»)

Цель курса:

- научить учащихся алгоритмическому мышлению, т.е. искусству правильно мыслить и разумно планировать свои действия;

- научить работать с информацией;

- способствовать приобретению навыков работы с современным программным обеспечением.

Задачи курса:

- знакомство с основами информационной культуры, с фундаментальными понятиями о компьютерах, с основами программирования, с информацией и способами ее обработки.

- развитие алгоритмического и логического мышления учащихся; развитие памяти, внимания, познавательного интереса;

- воспитание у учащихся умений самостоятельно работать, делать выводы, грамотно излагать свои мысли. Обучение созданию моделей (поиск закономерностей, рассуждения по аналогии, по индукции, правдоподобные догадки, развитие творческого воображения);

- освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе;

- овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;

- приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.

- развитие коммуникативной компетентности через парную и групповую работу.

В содержании курса интегрированы задания из различных областей знаний: русского языка, литературы, математики, окружающего мира. Особое внимание обращено на развитие логического мышления и получения навыков работ с различным прикладным программным обеспечением.

ФОРМЫ И РЕЖИМ ЗАНЯТИЙ

Форма организации занятий групповая, во внеурочное время. Материал рассчитан на 1/3 часов теоретических и 2/3 - практических.

Занятия проводятся в машинном варианте с использованием программного обеспечения, соответствующего возрасту ребенка и проблемам изучаемого материала. Формы проведения занятий: лекция, дискуссия, беседа, решение проблемной задачи, практическая работа на ПК.

Ожидаемые результаты и способы определения их результативности.

  • Учащиеся должны уметь использовать разнообразное программное обеспечение для решения своих информационных задач, а также уметь программировать на языке QBasic. Учащиеся должны уметь решать логические задачи разного уровня.

  • Курс предполагает возможность использования знаний и практических навыков, полученных при обучении, во внеурочное время для реализации различных проектов, участия в олимпиадах и конкурсах.

  • Соблюдать технические инструкции по эксплуатации компьютеров, правила поведения в компьютерном классе и работе на компьютере.

Способы определения результативности: проверочные задания, выполнение творческих работ, методы педагогического наблюдения, опрос, участие в конкурсах.

Обучение информатике способствует формированию общеучебных умений, что в новом образовательном стандарте конкретизировано термином «универсальные учебные действия» (УУД).

На занятиях внеурочной деятельности по курсу «Алгоритмика» у школьников формируется:

  • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе;

  • широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

  • ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;

  • учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;

  • способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

  • установка на здоровый образ жизни;



Школьник учится:

  • целеполаганию - как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

  • планированию - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

  • прогнозированию - предвосхищение результата и уровня усвоения; его временных характеристик;

  • контролю в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него;

  • коррекции - внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта;

  • оценке - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения;

  • саморегуляции как способности к мобилизации сил и энергии; способности к волевому усилию - выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий;

  • самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели;

  • поиску и выделению необходимой информации; применению методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

  • структурированию знаний;

  • выбору наиболее эффективных способов решения задач;

  • рефлексии способов и условий действия, контролю и оценке процесса и результатов деятельности;

  • постановке и формулированию проблемы, самостоятельному созданию алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

  • моделированию;

  • анализу; синтезу; обобщению, сравнению, классификации объектов по выделенным признакам; установлению причинно-следственных связей;

  • построению логической цепи рассуждений; доказательству; выдвижению гипотез и их обоснованию;

  • самостоятельному созданию способов решения проблем творческого и поискового характера;

  • планированию учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение целей, функций участников, способов взаимодействия;

  • постановке вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

  • разрешению конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешение конфликта, принятие решения и его реализация;

  • управлению поведением партнера - контроль, коррекция, оценка действий партнера;

  • умению с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владению монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Учебно-тематический план

Темы

Всего часов

В том числе

Теория

Практика

1.

Техника безопасности. Правила поведения в компьютерном классе.

1

1


2.

Компьютер - универсальная машина.

10

4

6

3.

Логические задачи.

5

2

3

4.

Программирование.

15

3

12

5.

Итоговая работа 1 полугодие

3


3

6.

Логические задачи.

10

4

6

7.

Программирование.

21

9

12

8.

Итоговая работа 2 полугодие

3


3

9.

ИТОГО

68

23

45


Содержание курса

Тема 1. Правила техники безопасности. (1 час)

Основные правила техники безопасности. Правила проведения практических работ за компьютером. Основные требования к рабочему месту. Поведение учащегося в экстремальной ситуации

Тема 2. Компьютер - универсальная машина. (10 часов)

Основные устройства компьютера (системный блок, монитор, устройства ввода-вывода). Использование компьютера в разных отраслях

Практика: Работа в MSWord: создание надписей, списков, колонок, вставка изображения.

Тема 3. Логические задачи (5 час).

Задачи о переправах, о переливаниях, упорядочение. Кодирование и декодирование информации.

Практика: Работа в MSWord: создание таблиц, построение диаграмм. Работа с информацией в интернете.

Тема 4. Программирование (15 часов).

Работа с исполнителем «РОБОТ». Программа, команды.

Практика: Решение разного рода задач. Создание программы (вставка, удаление и редактирования команд). Проверка правильности работы программы.

Работа с исполнителем «Черепашка». Программа, команды.

Практика: Решение разного рода задач. Создание программы (вставка, удаление и редактирования команд). Проверка правильности работы программы.

Изучение языка программирования QBasic. Вид программы, команды для построения простых геометрических фигур.

Практика: Создание простых геометрических фигур (точка, линия, прямоугольник, окружность). Создание изображений с помощью геометрических фигур. Запуск и редактирование программы.

Тема 5. Итоговая работа 1 полугодие. (3 часа).

Практика: Составить программу «Знаки зодиака» на языке программирования QBasic.

Тема 6. Логические задачи. (10 часов)

Задачи, решаемые с помощью схем и таблиц. Задачи, решаемые с помощью графов. Круг Эйлера. Арифметические задачи.

Практика:Работа в MSWord: автофигуры, таблицы. Знакомство с СПО OpenOffice.orgWriter: меню программы, списки, таблицы, автофигуры, вставка изображения.

Тема 7. Программирование (21 час).

Графические исполнители в среде программирования Basic. Работа команды СOLOR. Абсолютные и относительные координаты. Рисование линий, прямоугольников, кругов, эллипсов и дуг.

Практика: Реализация и анализ готовых программ с графическими исполнителями. Выполнение заданий.

Циклические структуры. Понятие цикла. Счетный цикл FOR...NEXT

Практика: Программирование статического и динамического элемента.

Алфавит языка, величины, выражения. Операторы языка. Оператор PRINT, PRINT USING. Управление выводом на печать LOCATE. Ввод данных с клавиатуры INPUT.

Практика: Написание линейных алгоритмов для решения поставленной задачи.

Управляющие структуры. Алгоритмы с ветвлениями. Оператор условного перехода.

Практика: Написание алгоритмов для решения поставленной задачи.

Тема 8. Итоговая работа 2 полугодие. (3 часа).

Практика: Написать программу на языке программирования QBasic на свободную тему, используя цикл, ветвление и графические элементы.

Ожидаемые результаты:

- Соблюдать технические инструкции по эксплуатации компьютеров, правила поведения в компьютерном классе и работе на компьютере.

- Иметь представления об устройстве компьютера.

- Иметь представление и уметь пользоваться устройствами ввода-вывода.

- Приводить примеры применения ПК в окружающем мире.

- Ориентироваться в программном интерфейсе, понимать, какие действия необходимо выполнить с программой, уметь пользоваться меню.

- Осуществлять управление программой в той среде, которая изучается.

- Уметь пользоваться инструкциями, подсказками среды, в которой работаешь.

- Уметь «читать» экранный вывод информации о работе с текущей программой.

- Уметь работать с программой MSWord для решения своих информационных задач.

- Уметь составлять алгоритмы для решения поставленных задач.

- Уметь разбивать задачу на подзадачи.

- Уметь правильно ввести, откорректировать, сохранить и загрузить программу.

- Уметь правильно формулировать задачи.

- Уметь правильно задать данные, ввести данные с клавиатуры.

- Уметь вывести результат выполнения программы на монитор.

- Уметь решать свои информационные задачи с помощью программирования.

Тематический план курса

№ темы

№ занятия

Темы

Кол-во часов

теория

практика

I.

1.

Техника безопасности. Правила поведения в компьютерном классе.

1


II.


Компьютер - универсальная машина.

4

6


2.

Профессии, в которых используется компьютер

1


3.

Знакомство с компьютером. Системный блок.

1


4.

Основные устройства ввода и вывода.

0,5

0,5

5.

Знакомство с компьютером. Монитор

0,5

0,5

6.

Основные устройства ввода и вывода. Объекты WordArt

0,5

0,5

7.

Основные устройства ввода и вывода. Надписи

0,5

0,5

8.

Основные устройства ввода и вывода. Нумерованный список. Маркированный список


1

9.

Ориентация страниц. Создание книги


1

10.

Создание книги. Колонки. Вставка изображения


1

11.

Работа с принтером, сканером. Печать книги.


1

III.


Логические задачи.

2

3


12.

Кодирование и декодирование информации.

1


13.

Задачи о переправах. Создание таблиц

0,5

0,5

14.

Задачи о переливаниях. Создание таблиц

0,5

0,5

15.

Задачи на упорядочение. Построение диаграмм


1

16.

Работа с информацией в интернете.


1

IV.


Программирование.

3

12


17.

Работа с исполнителем «РОБОТ». Программа, команды

1


18.

Решение разного рода задач. Создание программы (вставка, удаление и редактирования команд)


1

19.

Проверка правильности работы программы.


1

20.

Работа с исполнителем «Черепашка».

1


21.

Решение разного рода задач. Создание программы (вставка, удаление и редактирования команд)


1

22.

Проверка правильности работы программы.


1

23.

Изучение языка программирования QBasic. Вид программы

1


24.

Вид программы, команды для построения простых геометрических фигур.


1

25.

Простые геометрические фигуры. Точка, линия, прямоугольник. Запуск программы, редактирование.


1

26.

Создание простых геометрических фигур. Окружность.


1

27.

Создание изображений с помощью геометрических фигур.


1

28.

Создание изображений с помощью геометрических фигур.


1

29.

Создание изображений с помощью геометрических фигур.


1

30.

Создание изображений с помощью геометрических фигур.


1

31.

Создание изображений с помощью геометрических фигур.


1

V.


Итоговая работа за 1 полугодие


3


32.

Итоговая работа «Знаки зодиака»


1

33.

Итоговая работа «Знаки зодиака»


1

34.

Защита итоговой работы


1

VI.


Логические задачи.

4

6


35.

Решение задач с помощью схем и таблиц

1



36.

Работа в MSWord: автофигуры, таблицы


1


37.

Задачи, решаемые с помощью графов

1



38.

Знакомство с СПО OpenOffice.org. Меню программы


1


39.

КругиЭйлера

1



40.

OpenOffice.org Writer: списки, таблицы


1


41.

OpenOffice.org Writer: таблицы


1


42.

Арифметические задачи.

1



43.

OpenOffice.orgWriter: автофигуры,


1


44.

OpenOffice.orgWriter: вставка изображения.


1

VII.


Программирование.

9

12


45.

Графические исполнители в среде программирования Basic.

1


46.

Работа команды СOLOR.

1


47.

Абсолютные и относительные координаты

1


48.

Графические исполнители. Рисование линий, прямоугольников, кругов, эллипсов и дуг.

1


49.

Циклические структуры. Понятие цикла.

0,5

0,5


50.

Циклические структуры. Счетный цикл FOR...NEXT

0,5

0,5


51.

Циклические структуры. Счетный цикл FOR...NEXT

1


52.

Программирование статического и динамического элемента.

1


53.

Программирование статического и динамического элемента.

1


54.

Алфавит языка, величины, выражения. Операторы языка

0,5

0,5


55.

Оператор PRINT, PRINT USING.

0,5

0,5


56.

Управление выводом на печать LOCATE

1


57.

Ввод данных с клавиатуры INPUT.

1


58.

Программа с вводом и выводом данных

1


59.

Программа обработки введенной информации

1


60.

Программа обработки введенной информации

1


61.

Управляющие структуры. Алгоритмы с ветвлениями.

0,5

0,5


62.

Алгоритмы с ветвлениями. Оператор условного перехода.

0,5

0,5


63.

Диалоговая программа. Алгоритмы с ветвлениями

1


64.

Создание программы с ветвлением и циклом

1


65.

Создание программы с ветвлением, циклом и графическими исполнителями.

1

VIII.


Итоговая работа за 2 полугодие

3


66.

Создание зачетной программы


1


67.

Создание зачетной программы.

1


68.

Защита работы.





ИТОГО

23

45

Список используемой литературы:

  1. Занимательные задачи по информатике Л.Л. Босова, А.Ю. Босова, Ю.Г. Коломенская. - 3-е изд. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.

  2. Логические задачи / О.Б. Богомолова. - 4- изд. - М: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

  3. Каспер Э. Освоим QBasic играючи! - М.: Горячая линия. - Телеком, Радио и связь, 2000.

  4. Сафронов И. Бейсик в задачах и примерах. 2-е изд.-СПб.: БХВ-Петербург, 2006.

  5. Филичев С.В. Занимательный Basic: Практ. Пособие. - М.: ЭКОМ, 1998.

  6. ППО «Мир информатики».

  7. Система программирования «Кумир»

  8. Учебная среда «Исполнители»

  9. MS WORD

Используемые ЭОР

1.

2.

3.

4.



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал