7


  • Учителю
  • Практическая работа по информатике по теме 'Создание web страниц с использованием редактора Блокнот ' (9 класс)

Практическая работа по информатике по теме 'Создание web страниц с использованием редактора Блокнот ' (9 класс)

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Жизнь и быт народов Камчатки

Древнейшее население Камчатки составляли ительмены коряки, чукчи. На самом юге полуострова сохранились топонимы (географические названия) айнского происхождения. Некоторые исследователи предполагают, что айны (Айны - народность, населявшая острова Хоккайдо (Япония), Сахалин, Курильские. Небольшая часть айнов и сейчас живет на Хоккайдо)с Северных Курил селились на «матёрой земле», то есть на Камчатке. Есть и другое мнение: «курильцы» (айны) как хорошие мореходы, несомненно, появлялись на Камчатке, но на жизнь коренных ее обитателей большого влияния оказать не могли, хотя взаимовлияние ительменов и айнов, безусловно, было.

Со временем на территории Камчатки появились алеуты (на Командорских островах) и эвены.

По внешнему виду ительмены, коряки и чукчи сходны между собой, но условия их жизни, хозяйственные занятия культуры не одинаковы. Больше близости у коряков с чукчами. Ительмены же более отличны от них, и ительменский язык иного происхождения, чем язык коряков и чукчей.

ИТЕЛЬМЕНЫ

Название этого народа - ительмены - означает «житель», «живущий здесь», русские документы и сочинения называли их камчадалами(разные группы населения: собственно ительмены; потомки русских казаков и крестьян, переселенных на Камчатку в XVIII веке; смешанное русско-ительменское население).

Южная граница расселения ительменов - мыс Лопатка, северная - река Тигиль на западном Побережье и река Ука - на восточном. На самом юге полуострова ительмены испытывали влияние айнов, на севере - Коряков. Коряки тоже частично обитали в местах проживания ительменов.

Ительменские селения располагались по рекам Камчатке (Уйкоаль), Еловке (Коочь), Большой, Быстрой, Аваче. Селились они и по берегам Авачинской губы.

Ительмены занимались рыболовством, ловили рыбу сетями, сплетенными из крапивных волокон, били ее острогами, строили ловушки-запоры на реках. Часть рыбы вялили в виде юколы, часть заквашивали в специальных ямах. Отсутствие соли не позволяло заготовлять большие рыбные припасы.

Охота тоже была давним занятием ительменов, хотя и не СТОЛЬ значительным, как рыболовство. Охотились на лисиц, Соболей, медведей, горных баранов. Охотники ставили хитроумные ловушки, пользовались пращой. Во время охоты на Мелких пушных зверей для сохранения шкурки применялись стрелы с тупым наконечником. Жители побережий охотились па сивучей, тюленей, морских бобров - каланов. Между рыболовами и охотниками существовал обмен. Ительмены обменивались также всем необходимым с кочевавшими по тундре коряками-оленеводами. Женщины и дети занимались сбором грибов, ягод, съедобных растений и кореньев, заготавливая их на зиму.

Ительмены мастерски изготовляли орудия из камня, кости, рога, дерева. Для передвижения служили долбленые лодки (бати), лыжи, собачьи упряжки.

Жили ительмены оседло большими поселениями по морскому побережью и по берегам богатых рыбой рек и озер. Зимой обитали в полуземлянках со стенами из стоячих бревен и с бревенчатой крышей, в которой проделывалось дымовое Отверстие, служившее также и входом. Снаружи зимние жилища напоминали холмики. В них помещались по нескольку Семей. Летом обитали в конусовидных шалашах на сваях.

Огонь добывался с помощью деревянного сверла. Пищу парили в деревянных корытах, куда бросали раскаленные камни.

Жизненный уклад ительменов способствовал созданию замкнутых, обособленных друг от друга больших семейных общин, каждая из которых владела охотничьими и рыбными угодьями. Возникали особые территориальные и языковые общности, которые можно условно назвать племенами.

Во главе острожка находился тойон. В случае необходимости возникали объединения ительменов, живших в разных местах, под началом тойонов, известных жизненным и военным опытом.


Коряки - основное население севера Камчатки. По хозяйственным занятиям народность можно условно разделить на группы - оседлых и кочевых коряков. Жители побережья называли себя нымыланами. Слово «нымыланы» в переводе означает «обитатели оседлых селений». Кочевники, бродившие со стадами оленей по тундре, именовали себя чавчувенами, т.е. «оленными людьми». И оседлые, и оленные коряки, несмотря на некоторые языковые и бытовые различия, сознавали себя единым народом.

Название коряки появилось в русских документах еще в XVII веке. Оно было заимствовано от юкагиров, с которыми Коряки общались задолго до встречи с русскими. Вероятно, название происходит от корякского слова «кор»-«олень» и означает людей, находящихся при оленях. На северо-востоке коряки граничили с чукчами, па севере в северо-западе - с ярами и эвенами, на юге -с ительменами. ОСЕДЛЫЕ КОРЯКИ жили на восточном и западном побережье Камчатки.

Оседлые коряки занимались морским промыслом и рыболовством, охотились на диких оленей, горных баранов, медведей, лисиц, соболей. Корякские мастера достигли высокого совершенства в изготовлении орудий охоты и рыболовства. Наконечники гарпунов, копий, стрел изготовляли из камня, кости, позднее из железа. Стрелы оснащали перьями из Крыльев лебедя или орлана. На морской промысел выходили на байдарах, обтянутых моржовыми шкурами. Отважные охотники добывали даже китов, в каждой байдаре помещалось 12-20 человек. Промысел морского зверя был труден и опасен, требовал силы, умения, выдержки и выносливости.

Важным средством существования береговых жителей являлась и рыбная ловля, способы которой походили на ительменские. Похожими были и способы охоты.

Жилищем корякам-иымылапам, как и ительменам, в зимнее время служила полуземлянка. Летом переселялись в шалаши-балаганы.

КОРЯКИ-ОЛЕНЕВОДЫ в отличие от оседлых коряк

были более едины. Их хозяйство и быт существенно отличались от хозяйства и быта обитателей морских побережий.

Оленеводческое хозяйство коряков было замкнутым обособленным. В нем не происходило заметных усовершенствований, все шло, но выработанным веками традициям.

Одежда оленных коряков изготовлялась из выделанных шкур. Она была разной: каждодневной и праздничной. Праздничную шили из тонко обработанной замши. Женщины носили серьги и браслеты из бисера, нанизанного на кожаный ремешок или нитку из жил.

Мужской и женский труд также разделялся: мужчины пасли оленей, охотились, изготовляли средства передвижения, и женщины готовили пищу, выделывали шкуры. Но при необходимости женщины помогали и в выпасе оленей.

У коряков-оленеводов существовали стойбищные объединения, при которых хозяева равного достатка выпасали оленей сообща.

ЧУКЧИ

На севере материковой части Камчатки с коряками соседствовали чукчи. Кочевые жители тундры именовали себя чаучу, что означает «оленные люди». Отсюда и название - чукча. Кроме того, имелось и еще одно самоназвание - луороветланы, то есть «настоящие люди», или «живущие здесь».

Основная часть чукотского народа жила на территории современного Чукотского автономного округа и Магаданской области. На севере Камчатки чукчи появились в поиска оленьих пастбищ.

По хозяйственному укладу и быту кочевые чукчи более походили на коряков-оленеводов, а оседлые чукчи -на коряков морского побережья. Оседлые и кочевые группы коряков и чукчей производили между собой обмен необходимым. Это происходило в форме, «подарков».

Отношения коряков и чукчей, к сожалению, иногда омрачались усобицами и столкновениями из-за оленьих пастбищ. Чаще все-таки брали верх взаимопонимание и взаимоуважение. На Парапольском доле и в других местах происходили обоюдные встречи, ставился общий стан с удлиненными ярангами. Общие костры означали установление дружеских отношений. На встречах люди обменивались подарками, устраивали оленьи гонки, состязались в силе, ловкости, пели и плясали. Здесь особенно наглядно проявлялась характерная черта поведения всех народов Севера- уважение к чужим обычаям.

ЭВЕНЫ

Когда русские землепроходцы появились на Камчатке, то застали здесь коряков и ительменов. К середине XIX века на полуострове появились эвены.

Эвен, эвын -самоназвание этого народа, означающее! «живущий здесь». По происхождению и культуре эвены были схожи с эвенками. Обитали они на северо-востоке Сибири от Охотского моря до реки Лены по соседству с юкагирами, а отчасти с коряками и чукчами, имея с ними давние связи.

Часть эвенов, кочевавшую на Охотском побережье и к западу от него, другие народы Северо-востока, а вслед за ними и русские называли ламутами, то есть «живущими возле моря» («лам» - по-эвенски «море»). Другая же часть эвенов, в том числе эвены, пришедшие на Камчатку, именовала себя орочи - что означает «оленные люди».

В давние времена эвены, по сообщениям «скасок» землепроходцев, пользовались каменными и костяными орудиями. Изделия из железа попадали к ним обменным путем и считались редкостью.

На Камчатку - эвены пришли, видимо, в конце 40-х годов XIXв стороны Гижиги через Пенжинский хребет.

Со временем эвены, поселившиеся на Камчатке, обособились от своих собратьев на материке. Они кочевали по притокам рек Паланы, Кинкиля, Морошечиой, Русаковой. Богатые пастбища были удобны для оленей, поголовье быстро росло. Среди эвенов появлялись владельцы стад до 200-500 ГОЛОВ. Охота на пушного зверя имела для них побочное значение. Как правило, передвигались эвены верхом на оленях, чего не делали коряки.

Жили они в легких разборных чумах, удобных для постоянных перекочевок. Чумы покрывали выделанной оленьей шкурой - ровдугой. Носили распашную верхнюю одежду с характерными нагрудниками, богато расшитыми бисером красного, зеленого, синего, черного цвета, с кожаной бахромой внизу. В их быту и одежде просматривалось и влияние Соседних народов. Соприкасаясь с ительменами и коряками,с русскими поселенцами, эвены воспринимали их материальную и духовную культуру. От коряков и камчадалов они переняли собачьи упряжки, способы ловли рыбы запорами. В хозяйстве эвенов появлялись лошади, которыми до этого пользовались только русские.

На Камчатке эвенов встретили дружественно. Ученый К. Дитмар сообщал, что коряки оказывали им «ласковый прием и гостеприимство», эвены «ответствуют этому дружественному расположению». Быстро овладевали они и корякским языком.

АЛЕУТЫ

Алеуты - древнее население Алеутских островов. Различны суждения об их происхождении, существуют гипотезы о связи алеутов с древнейшей историей северо-востока Азии. Самоназвание алеутов - унанган - первоначально относилось только к восточным алеутам. Его можно перевести как «прибрежные жители». Слово же аллитхух означает «община», «отряд», «войско». Так именовали себя алеуты при первых встречах с русскими мореплавателями и промышленниками. Отсюда и пошло название - алеуты. Язык алеутов близок к эскимосскому.

Острова Алеутской гряды гористы, береговая линия изрезана бухтами и заливами. Для этих мест обычны сильные ветры и туманы. Лесов на Алеутских островах нет, но животный мир богат и разнообразен. Жители островов создал в этих нелегких условиях своеобразную культуру морских охотников, рыболовов и собирателей.

Археологические исследования открывают интереснейшие данные о древней история алеутов, которые научились брать от моря все необходимое для пропитания, изготовления одежды, орудий охоты и рыболовства, домашнего обихода. Многие изделия, найденные при расколках, впечатляют тонким художественным вкусом.

Существует целый ряд свидетельств об общих элементах культур коряков и ительменов с культурой алеутов.

Русские промышленники, начав в XVIII веке освоение Алеутских островов, одаривали их жителей медными котлами, одеждой, табаком, бисером, получая взамен ценные шкуры морского зверя. Развивая промысел, они стали привлекать к нему и алеутов, иногда принудительно. Более того, закончив добычу зверя в каком-либо месте, промышленники, отправляясь на другие острова, путем уговоров или насильно увозили от родных островов алеутов.

Партии промышленников обитали на островах возле алеутских селений, иногда поселялись в «жилах» самих алеутов. Они перенимали от местных жителей навыки морской охоты, устройства жилищ. Островитяне, в свою очередь, начинали русскую одежду, употреблять огнестрельное оружие,



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал