7


  • Учителю
  • Урок информатики на тему «Практическое применение MS Word и Excel» (9 класс)

Урок информатики на тему «Практическое применение MS Word и Excel» (9 класс)

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала













Методическая разработка урока информатики

Тема: «Практическое применение MS Word и Excel»

9 класс


Прокопьева Оксана Николаевна,

учитель информатики и ИКТ




























Аннотация

Данная методическая разработка представляет собой ролевую игру с использованием case-метода в игровой технологии, который проводится в 9 классе после изучения текстового процессора Microsoft Word и табличного процессора Excel. Рассматривается ситуация в кредитном отделе банка.


Введение

О выбранном методе: Психологи выделяют у человека три вида активности: физическую, социальную и познавательную. Использование активных методов обучения позволяет задействовать все три вида активности учащихся, что приводит к максимальному вовлечению учащихся в учебный процесс.

Очевидно, что обучение любому предмету должно быть организовано таким образом, чтобы ученикам было интересно на уроках, чтобы они сами стремились получить новые знания и учителю не приходилось бы заставлять их усваивать учебный материал. Предмет «Информатика» с одной стороны находится в более выгодном положении, так как использование на уроках компьютеров уже привлекательно для ребят. Но, с другой стороны, многие учащиеся связывают компьютер исключительно с играми, а детей нужно приучать использовать компьютер не только в игровых целях, а и в рабочих.

Решение этих проблем связывается с применением методик развивающего характера. Чтобы ученики продуктивно и деятельно работали на уроках, требуется использовать активные методы обучения. Подобные методы отличаются высокой вовлеченностью обучаемых в учебный процесс, побуждают учащихся быть активными. На уроках с использованием этих методов учащиеся самостоятельно принимают решения. Они обеспечивают направленную активность психических процессов обучаемых: стимулируют мышление при использовании проблемных ситуаций, обеспечивают запоминание главного на уроке, возбуждают интерес к предмету и вырабатывают потребность в приобретении самостоятельных знаний.

Одним из активных методов обучения является ролевая игра. Результаты исследований показывают, что использование ролевых игр позволяет уменьшить отводимое на изучение некоторых дисциплин время на 30-50% при большем эффекте усвоения учебного материала. Процесс обучения становится более творческим. Увлекательным. Активность в ролевых играх у учащихся проявляется так ярко, носит настолько продолжительный характер, что говорят даже о вынужденной активности.

Ролевая игра представляет собой коллективное мероприятие, где взаимодействуют несколько игроков, принимающих решения ситуации, моделирующей реальную, а ведущий направляет игру, анализирует и оценивает действия игроков. Каждый из участников играет некоторую роль, он принимает решения и может быстро увидеть результат, приобретая таким образом свой собственный опыт. Основным элементом игры является механизм имитации, т.е. моделирование ситуации, близкой к реальной.

Методика ситуационно-ролевых игр с использованием case-метода отвечает современным требованиям образовательного процесса и предоставляет преподавателю хорошо проработанную технологию формирования и активации знаний и практических навыков, необходимых в различных профессиях. Метод ситуационно-ролевых игр позволяет примерить на себя роль профессионала и оценить свои возможности.

О выбранной теме: В современном мире отношение к кредиту разное. Существуют люди, которые считают кредит совершенно ненужным для себя. Конечно же, кредитные институты являются важнейшей частью нынешнего мира и количество людей, пользующихся данными услугами, с каждым годам существенно возрастает. Кредит играет главную роль, например, в случае, когда предприятие нуждается в финансовой поддержке для развития бизнеса, кредит предоставляет возможность разрешить эти проблемы в срочном порядке. Некоторым людям с помощью получения кредита, возможно, быстро приобрести дорогостоящую вещь, получить образование, решить проблемы с жильем, иначе говоря, улучшить качество жизни, из-за этого большинство воспринимают кредитные услуги как очевидное благо и стремятся к получению его на более выгодных для себя условиях.


Основная часть

Тема урока: Практическое применение MS Word и Excel.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Вид урока: ролевая игра.

Технология: игровая технология.

Форма работы: ролевая игра, работа в малых группах.

Методы обучения: словесный, наглядный, частично-поисковый, проблемный, самостоятельной работы.

Время проведения: заключительный урок по разделу «Табличные вычисления на компьютере».

Программное обеспечение: текстовый процессор MS Word, табличный процессор Excel.

Обеспечение урока:

- План-конспект урока.

- Раздаточный материал (кейсы с бумажными документами).

Учебное оборудование:

- Компьютеры с ЖК-мониторами.

- принтер.

Цели урока:

Образовательная:

- обобщить и применить для решения реальной задачи знания возможностей текстового процессора Microsoft Word и табличного процессора Excel;

- повторение и проверка умений пользоваться современными компьютерными технологиями для решения жизненных ситуаций.

Развивающая:

- развивать познавательную активность обучающихся;

- развивать информационное мышление;

- развивать познавательный интерес и логическое мышления;

- формирование навыка правильного общения с людьми.

Воспитательная:

- воспитать устойчивый интерес к использованию информационных технологий;

- воспитать чувство взаимопомощи при работе в малых группах;

- воспитать информационную культуру;

- умения прислушиваться к мнению окружающих.

Задачи:

- Расширить представление о возможностях использовать полученные знания (текстового процессора Microsoft Word и табличного процессора Excel;

- Организовать творческую деятельность учащихся во время игры;

- Закрепить у учащихся навыки работы в группах и умение обосновывать свою точку зрения.

Формирование УУД:

Личностные:

  1. Развитие устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

  2. Развитие ИКТ - компетентности в решении проблем, основанных на собственном выборе;

  3. Формирование целостного мировоззрения, соответствующего уровню развития информационных технологий в XXI веке;

  4. Формирование коммуникативной компетентности в общении со сверстниками (осознанного и уважительного отношения к участнику группы и его мнению, освоение норм, правил поведения и ролей в группе);

  5. Развитие опыта практической деятельности, который пригодится в жизненно важных ситуациях.

Регулятивные:

1. Умение спланировать свою и коллективную деятельность для более эффективного решения поставленных задач;

2. Умение оценивать правильность выполнения задачи;

3. Умение принимать правильные решения в короткие сроки;

4. Умение оценить свою работу и работу других участников коллектива.

Познавательные:

  1. Поиск и выделение необходимой информации, в том числе решение рабочих задач с использованием инструментов ИКТ и дополнительных источников информации;

  2. Умение строить логические рассуждения и делать выводы применительно к поставленным задачам.

Коммуникативные:

  1. Умение организовать совместную деятельность со сверстниками и учителем;

  2. Умение работать в группе и находить общее решение;

  3. Умение отстаивать свои интересы и интересы группы;

  4. Умение формулировать и аргументировать свою точку зрения;

  5. Умение осознанно использовать речевые средства для выражения своих чувств, мыслей и потребностей в соответствии с задачами и условиями коммуникации.


Этап урока

Время, мин

Цель

ФОУД

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Постановка проблемы и формирование цели игры.


2

Постановка проблемы. Подведение учащихся к формированию цели игры.


Ф

Выдвигает проблему: обслужить клиента в кредитном отделе. Уточняет понимание учащимися поставленной цели игры. Цель: фиксированная процентная ставка и погашение кредита убывающими платежами, что выгоднее.

Анализируют проблему. Формулируют цель.

Подготовка к работе и

получение заданий.

4

Деление на группы по усмотрению учителя.

Распределение ролей.

Ф, И

Организует процесс формирования групп. Готовит раздаточный материал.

Организуются в команды. Распределяют роли. Получают задание на группу.

Игра - выполнение задания.

30

Выполнение поставленной задачи.

Г

Организует работу с использованием средств ИКТ. Контролирует выполнение работы. Мотивирует учащихся.

Находят нужную информацию в кейсах. Анализируют, систематизируют документы; оформляют договор и рассчитывают график платежей.

Выводы проделанной работы.

3-5

Продемонстрировать и озвучить результаты проделанной работы.

Г

Организует беседу по выбору того или иного способа погашения кредита. Побуждает к высказыванию своего мнения. Задаёт наводящие вопросы. Акцентирует внимание на конечных результатах.

Представляют результаты проделанной работы. Обосновывают свой выбор. Формулируют выводы. Высказывают своё мнение. Отвечают на вопросы учителя.

Рефлексия

3-5

Оценивание учащимися полезности урока.

Ф

Раздаёт оценочные карты. Задаёт вопросы.

Высказывают своё мнение. Осуществляют самооценку, предварительную оценку и оценку работы других участников в команде. Формулируют конечный результат своей работы.

Сценарий игры:

Время игры - 40 минут.

Группы и роли:

Класс делится на две группы. В каждой группе есть заказчик, менеджер и экономист.

Заказчик - некий гражданин, который хочет оформить кредит и обращается к специалистам кредитного отдела (самые слабые из класса).

Менеджер - специалист кредитного отдела, который готовит кредитный договор.

Экономист - специалист кредитного отдела, который делает расчет графика платежей.

Состав кейса для каждой группы:

  • Задание;

  • Задачи кредитного отдела, должностные обязанности специалиста кредитного отдела;

  • Кредитный договор (образец);

  • Расчет графика платежей (шаблон с формулами);

  • Реквизиты сторон;

  • Оценочная карта.


Ход игры:

Учитель: Здравствуйте ребята. Вы, представим, уже закончили школу, взрослые люди. Возможно, уже прошли где-то обучение. Представьте такую ситуацию. Вам нужная большая сумма денег, которой у вас в наличии нет. Что делать? Конечно можно взять кредит. И каждый стремятся получить его на более выгодных для себя условиях. Сегодня мы рассмотрим два способа погашения кредита. Это погашение кредита с фиксированной процентной ставкой и погашение кредита убывающими платежами. Надо выяснить какой способ выгоднее.

У нас имеется два банка и два гражданина, которые хотят оформить кредит. «Сбербанк» работает с фиксированной процентной ставкой. В «Россельхозбанке» погашение происходит убывающими платежами. Сумма кредита, процент выплаты и срок кредитования одинаковые. Каждому заказчику необходимо выяснить сколько он переплатит. После сравним: какой же способ выгоднее.

Разрешите вам представить заказчиков. Это Дмитрий и Денис.

- Дмитрий, вы идете в «Сбербанк», где менеджером работает Дмитрий Николаевичвич, а экономист отдела - Кристина Алексеевна.

- Денис, а вы идете в Россельхозбанк», где вас встретит менеджер кредитного отдела Алексей Петрович, а экономист отдела Диана Андреевна рассчитает вам график платежей.

Менеджер оформит с вами кредитный договор, заполнит его и даст документ вам на руки. Экономист с помощью электронной таблицы и формул рассчитает график платежей, по которому видно сколько и когда платить.

Итак, приступаем к работе. (Ученики разбиваются на группы) Каждому отделу предоставляется пакет документов, необходимых для работы. Выберите из них нужные вам. Электронный вариант договора есть на рабочем столе компьютера отдела. Кредитный договор заполняется в электронном виде, а потом распечатывается на принтере.

(Каждый заказчик подходит к своему банку, объясняет свою цель визита. Менеджер выслушает предпочтения заказчика и предлагает оформить кредитный договор. В это время экономист начинает расчет графика платежей. Преподаватель в ходе игры выполняет роль наблюдателя и в любой момент должен быть готов перенаправить игру в нужное ему русло, контролирует выполнение работы, мотивирует учащихся.)

(Когда договор распечатан, расчет графика платежей сделан, группа анализирует полученные результаты. Выясняется сколько заказчик переплачивает.)

Учитель: Итак, Денис и Дмитрий побывали в банках и оформили кредит на 100 тыс. рублей сроком на два года. Денис, сколько вы переплачиваете от суммы основного долга? (Заказчик Денис отвечает, делает выводы.)

Учитель: А вы, Дмитрий? (Заказчик Дмитрий отвечает, делает выводы.)

Учитель: Что нам посоветуют специалисты? (Специалисты делают свои выводы.)

Учитель: Мы пришли к выводу, что погашение кредита убывающими платежами выгоднее, чем при фиксированной ставке.

Поставленную задачу мы выполнили. На этом наша игра завершается. Теперь хочется узнать ваше мнение по проведенной игре. Возьмите оценочные карты из пакета документов банка. Прошу заполнить их каждому.

(Ученики оформляют оценочные карты и передают учителю, при желании можно высказаться.)

Учитель: Ребята, каждый из вас сегодня прекрасно поработал и показал себя настоящим специалистом своего дела. Выяснили для себя, что представляет собой специалист кредитного отдела, попробовали выполнить часть его работы. Надеюсь, что полученный сегодня опыт будет полезен вам в реальной жизни.

Благодарю всех вас за приятно проведенное время. До свидания!



Литература

1. Информатика. 7-9 класс. Базовый курс. Практикум-задачник по моделированию/ Под ред. Н. В. Макаровой. - СПБ.: Питер, 2003. - 176 с.: ил.

2. Ситуационный анализ или Анатомия кейс-метода / Под ред. д-ра социологических наук, профессора Сурмина Ю. П. Киев: Центр инноваций и развития, 2002. 286 с.

3. Шимутина, Е. Кейс-технология в учебном процессе Народное образование. 2009. № 2. - с.172-179.

4. Гайдамак, Е. С. Реализация компетентностного подхода в процессе обучения студентов информатике и информационным технологиям на основе применения кейс-метода [Электронный ресурс] / Е. С. Гайдамак // Информационные технологии в образовании - Режим доступа: http://ito. *****/2003/II/3/II-3-2577.html, свободный.

5. Официальный сайт ОАО «Сбербанк России»

6. Официальный сайт ОАО «Россельхозбанк»

7. Романова Ю. Д. Освоение информационных технологий с помощью методики конкретных ситуаций.



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал