- Учителю
- Практическая работа в PascalABC
Практическая работа в PascalABC
Предмет: Информатика Класс: 9кл Дата:
Тема: Практическая работа в PascalABC
Цель урока:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ЦЕЛЬ: Сформировать представление о понятиях "вспомогательный алгоритм", "процедура", "модуль" и научить составлять программный модуль из процедур в среде Pascal ABC.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ:
-
анализ строения сложного объекта или процесса;
-
понятие "вспомогательный алгоритм";
-
понятие "процедура" в среде программирования Pascal ABC;
-
понятие "модуль" и способ его составления;
-
программирование процедурным способом.
ТИП УРОКА: комбинированный.
ФОРМИРУЕМЫЕ УМЕНИЯ: анализировать и делать выводы, работать в среде программирования (Pascal ABC).
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ: вспомогательный алгоритм, процедура, модуль.
ОСНАЩЕНИЕ: среда программирования Pascal ABC
Ход урока:
-
Организационный момент
-
Опрос домашнего задание
-
Практическая работа
-
Итог урока
-
Задание на дом
-
Оценки за урок
-
Организационный момент
-
Опрос домашнего задание
А) Тест
Б) Видео вопрос
В)
1.Объяснение нового материала
После запуска, по умолчанию, запускается текстовый режим. Для работы с графикой служит отдельное графическое окно. Чтобы его открыть, необходимо подключить модуль GraphABC. В этом модуле содержится обширный набор процедур и функций, предназначенных для работы с графическим экраном, а также некоторые встроенные константы и переменные, которые могут быть использованы в программах с графикой. С их помощью можно создавать разнообразные графические изображения и сопровождать их текстовыми надписями. Подключение осуществляется в разделе описаний.
Формат подключения модуля GraphABC: uses GraphABC;
Начало координат графического окна модуля находится в верхнем левом углу. Ось x направлена вправо, а ось y - вниз. Координаты исчисляются в пикселях. Все команды библиотеки GraphABC являются подпрограммами и описаны в виде процедур и функций. Для того, что бы команда выполнилась необходимо указать команду и задать значения параметрам.
Некоторые команды библиотеки GraphABC.
Имя и параметры команды Действие команды
Имя параметров команды
Действие команды
Line(x1,y1,x2,y2)
Рисует отрезок из точки с координатами (x1,y1) в точку с координатами (x2,y2)
LineTo(x, y)
Рисует отрезок из текущей точки в точку с координатами (x, y) (соответствует команде сместиться_в с опущенным пером для исполнителя Чертежник)
Rectangle(x1,y1,x2,y2)
Рисует контур прямоугольника со сторонами параллельными сторонам
экрана. Точки с координатами (x1, y1) и (x2, y2) определяют диагональные вершины прямоугольника.
RoundRect(x1,y1,x2,y2,w,h)
Рисует прямоугольник со скругленными краями; (x1,y1) и (x2,y2) задают пару противоположных вершин, а w и h - ширину и высоту эллипса, используемого для скругления краев.
FillRect(x1,y1,x2,y2);
Заливает прямоугольник, заданный координатами противоположных
вершин (x1,y1) и (x2,y2), цветом текущей кисти.
MoveTo(x, y)
Переводит текущую точку в положение новое положение, в точку с координатами (x, y) (соответствует команде сместиться_в с поднятым пером для исполнителя Чертежник)
TextOut (x, y, text)
Выводит Text на экран. Начало текста в точке с координатами (x, y)
SetPixel(x,y,color)
Закрашивает цветом color точку с координатами (x, y)
SetPenColor(color)
Задает цвет рисования линий. Параметр color - число в промежутке от 0 до 2563-1.
SetPenStyle(ps)
Устанавливает стиль пера, задаваемый параметром ps.
Стиль пера
Значение
Описание
Вид линии
psSolid
Сплошная линия
---------------------------
psDot
Пунктирная линия
……………………..
psDash
Штриховая линия
- - - - - - - - - - - - - - -
psDashDot
Штрихпунктирная линия
psDashDotDot
Линия - штрих и два пунктира
psClear
Отсутствие линии
Arc(x,y,r,a1,a2
Рисует дугу окружности с центром в точке (x,y) и радиусом r, заключенной между двумя лучами, образующими углы a1 и a2 с осью OX (a1 и a2 - вещественные, задаются в градусах и отсчитываются против часовой стрелки).
Pie(x,y,r,a1,a2)
Рисует сектор окружности, ограниченный дугой (параметры процедуры
имеют тот же смысл, что и в процедуре Arc).
Chord(x,y,r,a1,a2)
Рисует фигуру, ограниченную дугой окружности и отрезком, соединяющим ее концы (параметры процедуры имеют тот же смысл, что и в процедуре Arc)
FloodFill(x,y,color);
Заливает область одного цвета цветом color, начиная с точки (x,y).
SetBrushColor(color)
Устанавливает цвет кисти, задаваемый параметром color
SetBrushStyle(bs)
Устанавливает стиль кисти, задаваемый параметром bs.
Стили кисти задаются следующими именованными константами:
SetFontColor(color);
Устанавливает цвет шрифта
SetFontSize(sz);
Устанавливает размер шрифта в пунктах.
SetFontName(name: string);
Устанавливает наименование шрифта
По умолчанию установлен шрифт, имеющий наименование MS Sans
Serif. Наиболее распространенные шрифты - это Times, Arial и Courier
New. Наименование шрифта можно набирать без учета регистра.
SetFontStyle(fs);
Устанавливает текущий стиль шрифта
Стили шрифта задаются следующими именованными константами:
fsNormal - обычный;
fsBold - жирный;
fsItalic - наклонный;
fsBoldItalic - жирный наклонный;
fsUnderline - подчеркнутый;
fsBoldUnderline - жирный подчеркнутый;
fsItalicUnderline - наклонный подчеркнутый;
fsBoldItalicUnderline - жирный наклонный подчеркнутый.
ClearWindow;
Очищает графическое окно белым цветом
ClearWindow(c);
Очищает графическое окно цветом (c).
SetWindowSize(w,h)
Устанавливает ширину и высоту графического окна
Модуль GraphABC содержит константы и функции для работы с цветами.
Тип ColorType, описывающий цвет, определен следующим образом:
type ColorType=integer;
Стандартные цвета задаются символическими константами:
clBlack - черный
clPurple - фиолетовый
clWhite - белый
clMaroon - темно-красный
clRed - красный
clNavy - темно-синий
clGreen - зеленый
clBrown - коричневый
clBlue - синий
clSkyBlue - голубой
clYellow - желтый
clCream - кремовый
clAqua - бирюзовый
clOlive - оливковый
clFuchsia - сиреневый
clTeal - сине-зеленый
clGray - темно-серый
clLime - ярко-зеленый
clMoneyGreen - цвет зеленых денег
clLtGray - светло-серый
clDkGray - темно-серый
clMedGray - серый
clSilver - серебристый