7


  • Учителю
  • Знакомство со средой программирования Turbo Pascal

Знакомство со средой программирования Turbo Pascal

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Тема: Знакомство со средой программирования Turbo Pascal

Цель: Познакомить учащихся со структурой программы в Turbo Pascal, операторами ввода и вывода.

Задачи:

  1. Образовательная: сформировать основные понятия по данной теме;

  2. Развивающая: развивать алгоритмическое мышление, внимание, память;

  3. Воспитательная: воспитывать самостоятельность, ответственность, бережное отношение к технике.

Оборудование: доска, раздаточный материал, наглядный материал, компьютеры.

Тип урока: комбинированный.

План урока:

  1. Организационный момент. (3 мин)

  2. Подведение к теме. (5 мин)

  3. Объяснение нового материала. (22 мин)

  4. Практическая работа. (10 мин)

  5. Домашнее задание. (2 мин)

  6. Подведение итогов. (3 мин)

Ход урока

  1. Организационный момент

  • Здравствуйте, ребята! Дежурные, назовите, пожалуйста, кого нет.

  1. Подведение к теме

  • Давайте вспомним этапы решение задач на компьютере.

  1. Постановка задачи

  2. Выбор метода решение (построение математической модели)

  3. Разработка алгоритма

  4. Составление программы

  • Выбор языка программирования

  • Запись алгоритма на этом языка

  1. Реализация программы на компьютере

Тестирование и отладка программы

  1. Анализ полученных результатов

  • Итак, вы научились составлять алгоритмы по задаче, и соответственно, необходимо теперь научиться составлять программы на определенном языке программирования, это и будет целью нашего сегодняшнего урока.

  • Какие языки программирования вам известны?

  • В настоящее время существует очень много (несколько тысяч) языков программирования. Наиболее широко известны и часто применяются такие языки, как Си, Бейсик, Фортран, Пролог и многие другие. Одни из этих языков универсальные - они применяются для разработки и записи программ решения задач из самых разных областей, другие - специализирован­ные и используются для задач какого-то одного, более узкого класса.

  • Мы с вами познакомимся с тем, как разрабатываются и за­писываются программы для решения задач на компьютере на примере языка программирования Паскаль, названного так в честь известного французского математика и физика Блеза Паскаля.

  • Теперь откройте тетради, запишите сегодняшнее число и тему: «Знакомство со средой программирования Turbo Pascal»

  1. Объяснение нового материала

  • Первая версия языка Паскаль была разработана швейцарским ученым Никлаусом Виртом в 1968 году. Первоначально язык предназначался для целей обучения, поскольку он является достаточно детерминированным, т.е. все подчиняется определенным правилам, исключений из которых не так много. Основные характеристики: относительно небольшое количество базовых понятий, простой синтаксис, быстрый компилятор для перевода исходных текстов в машинный код.

  • В 1992 г. фирма Borland International выпустила два пакета, основанных на языке Паскаль: Borland Pascal 7.0 и Turbo Pascal 7.0. Первый может работать в трех режимах - обычном и защищенном режимах MS DOS и в системе Windows. Для него необходимо порядка 30 Мбайт на жестком диске и около 2 Мбайт оперативной памяти. Турбо Паскаль 7.0 работает только в обычном режиме MS DOS и менее требователен к характеристикам компьютера. Поскольку основные компоненты, которые мы будем рассматривать в нашем курсе, совпадают в обоих продуктах, в дальнейшем будет использоваться название Турбо Паскаль.

  • Пакет включает в себя алгоритмический язык программирования высокого уровня, встроенный редактор и среду, предназначенную для отладки и запуска программ. Кроме того, пакет содержит большой объем справочной информации (англоязычной).

  • Как известно, языки программирования делятся на два типа: интерпретаторы (трансляторы, работающие методом интерпретации - аналога синхронного перевода) и компиляторы (трансляторы, работающие по принципу компиляции - аналога полного предварительного перевода). Турбо Паскаль относится к компиляторным языкам. Далее на примере вы поймете эту особенность.

  • Турбо Паскаль предназначен для создания программ для решения математических задач, обработки текстов, получении графики и звука.

  • Рассмотрим окно и основные сочетания клавиш при работе в Паскале. Для тех, кто хорошо понимает английский, работа в Паскале будет облегчена.

  • После запуска программы на экране появляется окно синего цвета или в режиме полноэкранного, или оконного. Для переключения между этими режимами используется сочетание клавиш Alt+Enter.

  • Для создания нового окна используется команда FileNew

  • Для того, чтобы открыть файл команда FileOpen или клавиша F3

  • Для сохранения файла - FileSave и FileSave as или клавиша F2

  • Для выхода из ТР - FileExit или сочетание клавиш Alt+ X

  • После написания программы необходимо протестировать и отладить программу, в ТР программа компилируется, т.е. переводит операторы на язык машинных команд или проверяет правильность написания программы, соответствие правилам. Значит, после написания программы необходимо проверить ее правильность путем нажатия сочетания клавиш Alt+F9 или через команду меню Compile, и если имеются ошибки, он покажет ее.

  • Если ошибок нет, необходимо запустить программу путем нажатия сочетания клавиш Ctrl+F9 или через команду меню Run.

  • Для просмотра результатов выполнения программы используется сочетание клавиш Alt+F5.

  • Еще одно важное сочетание клавиш: для переключения на русский язык применяется сочетание клавиш правых Shift+Ctrl, а для обратного перехода на английский - левые Shift+Ctrl.

  • Вам нужно будет запомнить эти сочетания клавиш и команды, это самые элементарные и часто используемые сочетания. А теперь выполним некоторое задание, садитесь за компьютеры.

  • Необходимо будет запустить программу ТР, открыть файл 9 и запустить программу.

  • Теперь садитесь за парты, продолжим урок. Рассмотрим основы составления программ.

  • Как каждый язык, Паскаль имеет свой алфавит. В него входят буквы, цифры от 0 до 9, специальные знаки (+, -, круглые, квадратные и фигурные скобки, точка, запя­тая и др.), а также служебные слова (из английского языка: begin, end, for, while и др.).

  • При написании программы для переменных величин вво­дятся обозначения, точно так же, как это делается для обозна­чения переменных в курсе алгебры. Такое обозначение в язы­ках программирования называют именем величины. Имя в Паскале - слово из латинских букв, цифр и знаков подчеркивания, на­чинающееся с буквы. В качестве имени нельзя использовать служебные слова.

  • Рассмотрим структуру программы в Паскале. Программа на Паскале состоит из двух частей: описания используемых данных и операторов по их преобразованию. Вторая часть также называется программным блоком.

Общий вид программы:

  • Program <имя программы>;

Имя программы состоит не более, чем из 8 знаков, начина­ется с буквы и содержит буквы, цифры и знаки подчеркива­ния.

  • Var {раздел описания переменных};

Числа в Паскале различаются как целые и действительные (вещественные), и соответственно применяются ос­новные описатели типов integer (целый) и real (веществен­ный), например:

a: Integer;

b, c: Real;

Имена переменных одного типа перечисляются через запя­тую, затем после двоеточия указывается их тип. Описание каждого типа заканчивается точкой с запятой.

  • Begin {начало программного блока}

<операторы>;

….

  • End. {конец программы}

    • Важные правила, которые надо запомнить:

    • Программа начинается со слова program и заканчивается словом end с точкой.

    • Операторы, разделы и описания разде­лов заканчиваются точкой с запятой.

      • Ввод исходных данных с клавиатуры происходит по оператору read (read - читать) или readln (read line - читать строку).

read (<�����������������

����������ок переменных>);

Например, readln (i, j);

  • При выполнении пользователь набирает на клавиатуре значения переменных в том порядке, к каком они указаны в списке, отделяя их друг от друга пробелами. В нашем примере оператор требует ввода двух чисел. Одновременно с набором данных на клавиатуре они появляются на экране. В конце нажимается клавиша <�������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������

  • ��од результатов происходит по оператору write (write - писать) или writeln (write line - писать в строку).

write (список вывода);

writeln (список вывода);

Список вывода - перечисленные через запятую имена ре­зультатов или арифметические выражения, являющиеся ре­зультатом работы программы. Также в список вывода, для по­яснения, входят заключенные в апострофы тексты. Например: write ('х = ', х);

  • Результаты выводятся на экран компьютера в порядке их перечисления в списке. Разница в выполнении операторов writeln и write состоит в том, что после выполнения вывода по оператору writeln экранный курсор перемещается в начало новой строки, а по оператору write этого не происходит.

  • Рассмотрим задачу: найти расстояние по скорости и времени.

  • Кто выйдет к доске и напишет алгоритм решения этой задачи на алгоритмическом языке?

алг расстояние

цел v, t, S

нач

ввод v, t

S:= v*t

вывод S

кон

program Rasst;

var v, t, S: Integer;

begin

write(' v, t =', v, t);

readln(v, t);

S:= v*t;

write('S =', S);

end.

  1. Практическая работа

    • Садитесь за компьютеры, откройте Паскаль и оформите эту задачу.

    • Кто закончит, постарайтесь написать программу нахождения периметра прямоугольника.

  2. Домашнее задание

      • Написать программу вычисления площади трапеции.

  3. Подведение итогов

  • Итак, что нового вы узнали сегодня на уроке? Чему научились? (оценивание)

  • Молодцы! На этом урок закончен. Спасибо за урок! До свидания.




 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал