- Учителю
- Планирование по информатике (по Горячеву А. В.) (3 класс)
Планирование по информатике (по Горячеву А. В.) (3 класс)
Пояснительная записка
Изучение любого предмета в начальной школе должно соответствовать целям общего начального образования и решать общие задачи начального образования в рамках своей предметной специфики.
К основным целям общего начального образования относятся:
-
развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться;
-
воспитание нравственных и эстетических чувств учащегося, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру;
-
освоение школьниками системы знаний, умений и навыков, опыта осуществления разнообразных видов деятельности;
-
охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;
-
сохранение и поддержка индивидуальности ребенка.
Приоритетом начального общего образования является формирование общеучебных умений и навыков, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения.
В то же время изучение информатики в начальной школе должно решать задачи пропедевтики изучения базового курса информатики в основной школе.
Обучение информатике в основной школе направлено на достижение следующих целей:
-
освоение учащимися системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;
-
овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;
-
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
-
воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
-
приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной, деятельности.
Критерием успеха пропедевтического, подготовительного курса информатики можно считать сравнительную эффективность изучения школьниками курса информатики основной школы. Особое значение пропедевтического изучения информатики в начальной школе связано с наличием в курсе информатики логически сложных разделов, требующих для успешного освоения развитого логического, алгоритмического, системного мышления. Тем более что, по утверждениям психологов, основные логические структуры мышления формируются в возрасте 5-11 лет, и запоздалое формирование этих структур протекает с большими трудностями и часто остается незавершенным.
К особенностям пропедевтического курса информатики в начальной школе следует отнести его необязательный (на федеральном уровне) характер изучения. Отсутствие предмета в федеральном базисном учебном плане вплоть до начала изучения базового курса в основной школе заставляет заново вводить в базовом курсе информатики основные понятия информатики, даже если они изучались на этапе пропедевтического обучения.
Учитывая эти обстоятельства изучения подготовительного курса информатики, мы полагаем, что в курсе информатики и ИКТ для начальной школы наиболее целесообразно сконцентрировать основное внимание на развитии мышления школьников и на освоении ими практической работы на компьютере.
Развитие логического, алгоритмического и системного мышления школьников будет способствовать освоению ими таких тем, как «Представление информации в виде схем и таблиц», «Алгоритмы», «Элементы формальной логики», «Формализация и моделирование», а также других логически сложных разделов информатики. Накопление опыта в применении компьютера как инструмента информационной деятельности подводит школьников (при последующем осмыслении и обобщении этого опыта) к изучению таких тем, как, например, «Информация и информационные процессы», «Виды информации», «Организация и поиск информации». Кроме того, практическую работу на компьютере можно рассматривать как общеучебное умение, применяемое на других уроках.
Современные профессии предъявляют высокие требования к интеллекту работников и, как правило, связаны с использованием средств ИКТ. Но если навыки работы с конкретной техникой можно приобрести непосредственно на рабочем месте, то мышление, не развитое в определенные природой сроки, так и останется неразвитым. Опоздание с развитием мышления - это опоздание навсегда. Поэтому для подготовки детей к жизни в современном информационном обществе необходимо прежде всего развивать логическое мышление, способность к анализу (вычленению структуры объекта, выявлению взаимосвязей, осознанию принципов организации) и синтезу (созданию новых схем, структур и моделей).
Рассматривая два направления пропедевтического изучения информатики - развитие логического, алгоритмического и системного мышления, с одной стороны, и освоение практики работы на компьютере, с другой, можно заметить их расхождение по нескольким характеристикам, связанным с организацией учебного процесса.
Уроки, нацеленные на освоение работы на компьютере:
-
требуют обязательного наличия компьютеров;
-
предусмотрены в образовательном стандарте и в федеральном базисном учебном плане в составе предмета «Технология» в III-IV классах;
-
могут проводиться учителем начальных классов, учителем технологии или учителем информатики.
Уроки, нацеленные на развитие логического, алгоритмического и системного мышления школьников:
-
не требуют обязательного наличия компьютеров;
-
проводятся, как правило, в часы школьного или регионального компонента;
-
проводятся преимущественно учителем начальной школы, что создает предпосылки для переноса освоенных умственных действий на изучение других предметов и тем самым способствуют значительному повышению успеваемости по базовым дисциплинам.
Столь различные характеристики оборудования класса, времени изучения предмета и личности преподавателя позволяют предположить, что для разных школ могут быть оптимальными разные формы сочетания этих двух направлений подготовительного изучения информатики. Именно поэтому в предлагаемой программе рассматриваются два отдельных компонента: технологический и общеобразовательный (это название отражает значимое влияние информатики на изучение базовых дисциплин). Предполагается, что оптимальное сочетание этих компонентов и определение их места в учебном процессе будут выполняться методистами и учителями.
Технологический компонент
В образовательной программе «Школа 2100» изучение раздела «Информационные технологии» в рамках предмета «Технология» направлено на достижение следующих целей:
-
овладение трудовыми умениями и навыками при работе на компьютере, опытом практической деятельности по созданию информационных объектов, полезных для человека и общества, способами планирования и организации созидательной деятельности на компьютере, умениями использовать компьютерную технику для работы с информацией;
-
развитие мелкой моторики рук;
-
развитие пространственного воображения, логического и визуального мышления;
-
освоение знаний о роли информационной деятельности человека в преобразовании окружающего мира;
-
формирование первоначальных представлений о профессиях, в которых информационные технологии играют ведущую роль;
-
воспитание интереса к информационной и коммуникационной деятельности;
-
воспитание уважительного отношения к авторским правам;
-
практическое применение сотрудничества в коллективной информационной деятельности.
В качестве основных задач на уроках информационных технологий ставится:
-
начальное освоение инструментальных компьютерных сред для работы с информацией разного вида (текстами, изображениями, анимированными изображениями, схемами предметов, сочетаниями различных видов информации в одном информационном объекте);
-
создание завершенных проектов с использованием освоенных инструментальных компьютерных сред;
-
ознакомление со способами организации и поиска информации;
-
создание завершенных проектов, предполагающих организацию (в том числе каталогизацию) значительного объема неупорядоченной информации;
-
создание завершенных проектов, предполагающих поиск необходимой информации.
.
Общеобразовательный компонент
Главная цель данного компонента курса информатики и ИКТ в начальной школе - развивая логическое, алгоритмическое и системное мышление, создать предпосылки успешного освоения учащимися инвариантных фундаментальных знаний и умений в областях, связанных с информатикой, которые вследствие непрерывного обновления и изменения в аппаратных и программных средствах выходят на первое место в формировании научного информационно-технологического потенциала общества.
Основная задача - формирование умений проведения анализа действительности для построения информационных моделей и их изображения с помощью какого-либо системно-информационного языка.
Цели изучения общеобразовательных основ информатики в начальной школе:
-
развитие у школьников навыков решения задач с применением таких подходов к решению, которые наиболее типичны и распространены в областях деятельности, традиционно относящихся к информатике:
-
применение формальной логики при решении задач - построение выводов путем применения к известным утверждениям логических операций «если …, то …», «и», «или», «не» и их комбинаций - «если ... и ..., то ...»;
-
алгоритмический подход к решению задач - умение планировать последовательность действий для достижения какой-либо цели, а также решать широкий класс задач, для которых ответом является не число или утверждение, а описание последовательности действий;
-
системный подход - рассмотрение сложных объектов и явлений в виде набора более простых составных частей, каждая из которых выполняет свою роль для функционирования объекта в целом; рассмотрение влияния изменения в одной составной части на поведение всей системы;
-
объектно-ориентированный подход - постановка во главу угла объектов, а не действий, умение объединять отдельные предметы в группу с общим названием, выделять общие признаки предметов этой группы и действия, выполняемые над этими предметами; умение описывать предмет по принципу «из чего состоит и что делает (можно с ним делать)»;
-
-
расширение кругозора в областях знаний, тесно связанных с информатикой: знакомство с графами, комбинаторными задачами, логическими играми с выигрышной стратегией («начинают и выигрывают») и некоторыми другими. Несмотря на ознакомительный подход к данным понятиям и методам, по отношению к каждому из них предполагается обучение решению простейших типовых задач, включаемых в контрольный материал, т. е. акцент делается на развитии умения приложения даже самых скромных знаний;
-
создание у учеников навыков решения логических задач и ознакомление с общими приемами решения задач - «как решать задачу, которую раньше не решали» - с ориентацией на проблемы формализации и создания моделей (поиск закономерностей, рассуждения по аналогии, по индукции, правдоподобные догадки, развитие творческого воображения и др.).
Организация учебно-воспитательного процесса и состав учебно-методического материала
Обучение проводится по учебно-методическому комплекту «Информатика в играх и задачах» » или по учебнику «Логика и алгоритмы» с использованием «Информатики в играх и задачах» в качестве рабочих тетрадей.
Учебно-методический материал разработан для обучения с I по IV класс. Для каждого класса используются учебник (в 2 частях), методическое пособие для учителя с подробным поурочным планированием, материал для проведения 4 контрольных работ (по 2 варианта). Кроме того, издан набор плакатов и разрезного дидактического материала.
В материалах для I и II классов проводится подготовка к предстоящим в III и IV классах занятиям, развивается логическое и алгоритмическое мышление детей. В методическом пособии описаны занимательные и игровые формы обучения. Как правило, различные темы и формы подачи учебного материала активно чередуются в течение одного урока.
В III и IV классах обучение логическим основам информатики проводится по нескольким направлениям, за каждым из которых закреплена учебная четверть:
1-я четверть - алгоритмы;
2-я четверть - объекты;
3-я четверть - логические рассуждения;
4-я четверть - применение моделей для решения задач.
Изучение материала происходит по спирали - в каждой четверти учебного года учащиеся продолжают изучение темы, которая изучалась в этой четверти в предыдущем году. Кроме того, задачи по каждой из тем могут быть включены в любые уроки в любой четверти в качестве разминки. Занятия проходят один раз в неделю. Обучение в каждой учебной четверти заканчивается контрольной работой.
Структура общеобразовательного компонента информатики
В материале выделяются следующие разделы:
-
описание объектов - атрибуты, структуры, классы;
-
описание поведения объектов - процессы и алгоритмы;
-
описание логических рассуждений - высказывания и схемы логического вывода;
-
применение моделей (структурных и функциональных схем) для решения разного рода задач.
Материал этих разделов изучается на протяжении всего курса концентрически, так, что объем соответствующих понятий возрастает от класса к классу.
При изучении информатики за пределами начальной школы предполагается систематически развивать понятие структуры (множество, класс, иерархическая классификация), вырабатывать навыки применения различных средств (графов, таблиц, схем) для описания статической структуры объектов и структуры их поведения; развивать понятие алгоритма (циклы, ветвления) и его обобщение на основе понятия структуры; добиваться усвоения базисного аппарата формальной логики (операции «и», «или», «не», «если …, то …»), вырабатывать навыки использования этого аппарата для описания модели рассуждений.
Тематическое планирование занятий в 3 классе по информатике и ИКТ
№
Модуль (глава)
Примерное
количество часов
Алгоритмы. Алгоритм . Схема алгоритма. Ветвление в алгоритме. Цикл в алгоритме
Алгоритмы с ветвлениями и циклами
9
Объекты. Состав и действия объектов. Группа объектов. Общее название . Общие свойства группы объектов. Особенные свойства объектов подгруппы. Единичное имя объекта. Отличительные признаки объектов
7
Множество. Множество .Число элементов множества. Подмножество
Элементы, не принадлежащие множеству. Пересечение множеств. Пересечение и объединение множеств. Истинность высказывания. Отрицание. Истинность высказывания со словом «НЕ». Истинность высказывания со словами «И», «ИЛИ». Граф. Вершины и ребра графа. Граф с направленными ребрами
10
Аналогия и закономерность. Аналогия .Закономерность Аналогичная закономерность
8
Итого:
34
ПЛАНИРОВАНИЕ ПО МОДУЛЯМ
Модуль1
Алгоритм
Компетенции
Игры и задания раздела 1 направлены на формирование у детей начальных представлении:
- о пошаговом плане действий (алгоритме),
- о наглядной на1теп алгоритма на схеме,
- о вложенности алгоритмов,
- об алгоритмах с ветвлениями и циклами. При выполнении заданий дети учатся:
- составлять и выполнять линейные алгоритмы,
- составлять и выполнять алгоритмы с ветвлениями и циклами,
- находить и исправлять ошибки в алгоритмах.
Тема "Вложенность алгоритмов" предназначена для формирования у детей представления
о том, что каждый шаг алгоритма - это действие, которое в свою очередь тоже можно
описать с помощью алгоритма. С этой целью в материал раздела 1 включены задания двух
типов:
1) "опиши подробнее одно из действий алгоритма";
2) "составь алгоритм из заданных команд".
Задания первого типа отражают подход, известный под названием "проектирование
сверху", когда сначала создается укрупненный план действий, а затем уточняются
алгоритмы выполнения отдельных шагов. Задания второго типа иллюстрируют подход.
называемый "проектированием снизу", когда алгоритм некоторого действия составляется
из заданного набора команд.
Термин "вложенность алгоритмов" на уроках не используется и не определяется.
Компоненты
Игры, кроссворды
УРОВНИ УСВОЕНИЯ МОДУЛЯ
СТАНДАРТ:
Формирование понятия об "алгоритме действия", "команда алгоритма"; начальное представление о вложенности алгоритмов. начальное представление о схеме алгоритма, ветвлении в алгоритме, о записи условия ветвления на схеме алгоритма; о ветвлениях и циклах в алгоритмах;
Умение выделять этапы (шаги) действия:
определять правильный порядок выполнения шагов; составлять и выполнять алгоритмы; находить и исправлять ошибки в алгоритмах, :закрепить понятие алгоритм , представление о вложенности алгоритмов; выполнять и составлять алгоритмы ; выполнять и составлять алгоритм, используя условные знаки: выполнять и составлять алгоритмы; формулировать условие ветвления ; задавать вопросы на которые можно ответить "да" или "нет", и делать выводы по ответам на такие вопросы.
отличать условие ветвления от условия повтора; выполнять и составлять алгоритмы с ветвлениями и циклами.
восстанавливать правильную последовательность команд в линейном алгоритме (без ветвлений и циклов), выполнять такие алгоритмы; составлять схему нелинейного алгоритма (с ветвлениями и циклами), записывать условия ветвлений и повторов.
Модуль 2
Объекты
Компетенции
В настоящее время в области компьютерного моделирования широкое распространение получил так называемый объектно-ориентированный подход. Несколько упрощая, можно сказать, что сущность этого подхода заключается в отражении свойств объектов с помощью набора их характеристик (атрибутов). Например, свойства автомобилей можно отразить с помощью таблицы таких характеристик, как мощность двигателя, пробег, скорость... Подобный подход к моделирование объектов широко известен и использовался задолго до наступления эры компьютерных технологий - при составлении каталогов товаров и услуг, различных картотек, справочных таблиц и т. д.
При создании подобных моделей выделяются группы объектов с общими свойствами -характеристиками и действиями. Каждую такую группу принято называть классом объектов. Имя класса - это обще< имя объектов группы, например: "человек", "город", "кошка". Единичными именами обозначают конкретные объекты класса, например: Николай, Можайск, Мурка.
В компьютерной памяти значения характеристик объектов могут не просто сохраняться, но и обновляться с очень большой скоростью, что позволяет моделировать поведение объектов. Для этого в описание класса объектов включаются не только общие характеристики, но и общие действия, точнее - алгоритмы действий, по которым обновляются, значения атрибутов.
Связь между классами и подклассами объектов описывается для того, чтобы не дублировать в описании подкласса ту часть набора общих характеристик и действий, которая уже включена в описание его надкласса. Например, в описании класса объектов "Жилой дом" указываются только новые атрибуты и действия, которые еще не указаны в описании класса "Дом".
Составные части объекта могут иметь свой набор атрибутов и действий и поэтому описываются как объекты "своих" классов. Например, составе объекта класса "автомобиль" может быть 4 объекта класса "колесо", один объект класса "двигатель" и т.д
Игры и задания раздела 2 направлены на формирование у детей начальных представлений:
- об общих и единичных именах объектов,
- об описании свойств объектов и групп объектов (составных чаете) действий, отличительных признаков) с помощью таблиц. При выполнении заданий дети учатся:
- описывать свойства (состав и действия) объектов;
- выделять и описывать общие свойства группы (класса) объектов;
- выделять и описывать особенные свойства подгруппы (подкласса объектов;
- отличать общие и единичные имена объектов;
Компоненты
Игры, кроссворды
СТАНДАРТ:
Формирование понятий об общих именах, обозначающих группу (класс) объектов;
Умение описывать объект (предмет, существо, явление), называя его составные части и действия, которые выполняет объект (или выполняют с объектом). называть отдельные предметы заданной группы и давать общее имя группе объектов; давать разные общие имена одному объекту. описывать общие свойства (составные части и действия) объектов группы и особенные свойства объектов подгруппы. отличать общие и единичные имена объектов; выбирать единичные имена для предметов или существ заданной группы и описывать их отличительные признаки в табличном виде.
Модуль 3
Множество
Компетенции
Задания раздела 3 направлены на формирование у детей начальных представлений: о множестве, элементах множества;
- подмножестве, объединении и пересечении множеств;
- об истинности высказываний, в том числе высказываний со словами «не», "и", "или"
- о графах, в том числе о графах с направленными ребрами. При выполнении заданий дети учатся:
- определять число элементов множества;
- определять принадлежность элементов множеству и его подмножеству (подмножествам);
- определять принадлежность элементов множеству, которое является пересечением двух множеств;
- определять характер отношений между двумя заданными множествами (множество-подмножество или имеют пересечение);
- определять истинность высказываний со словами "не", "и", "или";
- изображать отношения между объектами с помощью графа, в том числе с помощью ориентированного графа.
Компоненты
Игры, кроссворды
СТАНДАРТ:
Формирование понятий о множестве, элементе множества, подмножестве, пересечении множеств, объединении множеств;
- о высказывании, истинности высказывания, об отрицании, о высказываниях со словами "и" и "или";- о графе, о графе с направленными ребрами.
Умение определять принадлежность элементов множеству и его подмножеству (подмножествам), а также множеству, которое является пересечением (объединением) множеств; находить на "карте множеств" область элементов, не принадлежащих множеству, а также область множества, которое является пересечением (объединением) множеств; определять характер отношений между двумя заданными множествами (множество-подмножество, имеют пересечение, не имеют пересечения); определять истинность высказываний, в том числе высказываний со словами "не", "и", "или".
Модуль 4
Аналогия и законометность
Компетенции
Игры и задания раздела 4 направлены на формирование у детей начальных представлений об аналогии, закономерностях и выигрышной стратегии. При выполнении заданий дети учатся:
- находить аналогию, мыслить по аналогии при решении нестандартных задач;
- находить закономерности во взаимном расположении объектов и их составных частей, использовать найденную закономерность при решении задач;
- формулировать и использовать стратегию выигрыша.
Компоненты
Игры, кроссворды
СТАНДАРТ:
Формирование понятия об "аналогии", "аналогичный"; о закономерности расположения объектов (чисел, букв, фигур, предметов) в цепочке; о закономерности расположения объектов в таблице;
Умение находить пары предметов с аналогичным составом, действиями,
- находить закономерность и восстанавливать пропущенные элементы цепочки или таблицы;
- находить и исправлять нарушенную закономерность;
- располагать предметы в цепочке или в таблице, соблюдая закономерность, аналогичную заданной.
Стартовый контроль:
Входящий контроль в виде теста № 1 взят из тематической тетради по информатике для 3 класса (автор Крылова О.Н.) издательство Экзамен, 2010 г.
ПЕРЕЧЕНЬ ПРОВЕРОЧНЫХ РАБОТ ПО МОДУЛЯМ
№
тема
1
Входящий контроль в форме тестирования
2
Контрольная работа № 1 «Алгоритмы»
3
Контрольная работа № 2 «Объекты»
4
Контрольная работа № 3 «Множество»
5
Контрольная работа № 4 «Аналогия и закономерность»
6
Итоговый контроль в форме тестирования
ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
№
тема
Практические работы выполняются в стандартных тетрадях - учебниках
ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ:
Итоговый контроль в виде теста № 29 взят из тематической тетради по информатике для 3 класса (автор Крылова О.Н.) издательство Экзамен, 2010 г.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
класс _3__ учитель_______________________________
сроки
№
Тема урока
Дом. задания
Итоговый
контр
По плану
Фактически
урока
практ
тест
к/р
Алгоритм
1
Схема алгоритма
Входящий контроль
1
Вход
контроль
Ветвление в алгоритме
1
Цикл в алгоритме
1
Алгоритмы с ветвлениями и циклами
1
Повторительно-обобщающий урок по теме «Алгоритмы»
1
Повторительно-обобщающий урок по теме «Ветвления»
1
Тест №7
Повторительно-обобщающий урок по теме «Циклы»
1
Контрольная работа №1 «Алгоритмы»
1
Состав и действия объектов
1
Группа объектов. Общее название
1
Общие свойства группы объектов.
Особенные свойства объектов подгруппы
1
Единичное имя объекта. Отличительные признаки объектов
1
Повторительно-обобщающий урок по теме «Объекты»
1
Тест №13
Повторительно-обобщающий урок по теме «Свойства и признаки объектов»
1
Контрольная работа №2 «Объекты»
1
Множество. Число элементов множества. Подмножество.
1
Элементы, не принадлежащие множеству. Пересечение множеств
1
Пересечение и объединение множеств
1
Истинность высказывания. Отрицание. Истинность высказывания со словом «НЕ»
1
Истинность высказывания со словами «И», «ИЛИ»
1
Граф. Вершины и ребра графа
1
Граф с направленными ребрами
1
Повторительно-обобщающий урок по теме «Множества и подмножества»
1
Тест №23
Повторительно-обобщающий урок по теме «Графы»
1
Контрольная работа №3 «Множества»
1
Аналогия
1
Закономерность
1
Аналогичная закономерность
1
Повторительно-обобщающий урок по теме «Аналогия»
1
Тест №28
Повторительно-обобщающий урок по теме «Закономерность»
1
Контрольная работа №4 «Аналогия и закономерность»
1
Повторительно-обобщающий урок
1
Итоговый контроль за 3 класс
Итог
контроль
№
Авторы
Название
Год издания
Издательство
1
А.В. Горячев
тетрадь-учебник "Информатика в играх и задачах 3 класс"
2008 -2014
М. Баласс
2
А.В. Горячев
"Информатика в играх и задачах 3 класс", Методические рекомендации для учителя,
2012
М. Баласс
3
Н.А. Ершова
Информатика.3 класс. Поурочные разработки по учебнику А.В. Горячева
2012
Учитель
4
О.Н. Крылова
Информатика, тесты для 4 класса
2012-2014
Экзамен
5
Ю.А. Аверкин и др.
Дидактические материалы для организации тематического контроля по информатике в начальной школе
2010
Бином
по информатике и ИКТ для 3 класса
-
ЦОРы сети Интернет: , , , , , , , , , , и др.
III. Технические средства обучения.
-
Компьютер
-
Принтер
-
Модем
-
Устройства вывода звуковой информации - наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией, колонки для озвучивания всего класса.
-
Сканер.
-
Локальная сеть.
IV. Программные средства.
-
Операционная система Windows ХР, LINUX
-
Антивирусная программа Антивирус Касперского 6.0
-
Программа-архиватор WinRar.
-
Интегрированное офисное приложение Мs Office 2003.
-
Мультимедиа проигрыватель.